Реферат по предмету "Литература и русский язык"

Узнать цену реферата по вашей теме


Проблема личности и тоталитарного государства в произведениях Андрея Платонова

Проблема
личности и тоталитарного государства в произведениях Андрея Платонова

Тему человека и
тоталитарного государства, подавляющего в нем личность, можно назвать
центральной в творчестве Андрея Платонова. Писатель выступал против объединения
отдельных людей, индивидуальностей в безликие “массы”, покорные режиму. Этот
протест звучит во многих произведениях Платонова, ярких символичностью образов
и своеобразием авторского языка.

Эта тема
косвенно затронута в рассказе “Усомнившийся Макар”, написанном Платоновым в
1929 году. В нем автор показывает зарождение бюрократизма — машины, стоящей над
человеком и обезличивающей всех, кто приобщается к труду в учреждениях.
“Нормальный мужик” Макар Ганушкин отправился в Москву, “чтобы добывать себе
жизнь под золотыми головами храмов и вождей”. Он задается вопросом: “Что мне
делать в жизни, чтоб я себе и другим был нужен?” Ответа нет ни в жизни, ни во сне,
где ему приснился мертвый идол верховной власти. Уже в этом рассказе Платонов
ставит вопрос о ценности идеи, оторванной от интересов человека, его
гармоничного развития. Идол мертв, потому что мертва любая мысль, направленная
на разрушение личности, убежден писатель.

Услышав в
дурдоме про статью Ленина о сидящих в учреждениях враждебных людях, Макар пошел
туда бороться за “общебедняцкое дело”. В результате он сам, как свежий человек
из “низов”, был принят в ряды чиновников. Так поиски истины закончились у
Макара обретением теплого местечка, где уже совсем не хотелось думать о тех
самых трудящихся, ради интересов которых он двинулся в путь...

История Макара
Ганушкина — это рассказ о том, как “нормальный мужик” превращается в
обезличенного служащего. Платонов пытается сказать тем самым, что государство,
провозгласившее себя народным, создает государственную машину, которая на самом
деле не защищает интересы людей, а стоит над ними. Платонов же видит такой
выход: “Отпустить бы всех людей из учреждений на свободу, чтобы они наделали
побольше съедобных, носильных и жилищных вещей, дабы никто не серчал от нужды и
дабы они сами перестали поедать чужие мягкие вещи”.

Интересное
развитие этой темы мы видим в романе “Чевенгур”. Это произведение об
Октябрьской революции в центральных губерниях России, о людях, которые защищали
революцию в гражданской войне, о “строителях страны”, об их идеях, мыслях и
переживаниях. Главный герой романа — Александр Дванов — отправляется в город
Чевенгур, где образовался полный коммунизм. По дороге он встречается с бывшим
командиром “полевых большевиков” Степаном Копенкиным, мечтающим о всеобщем
равенстве и об освобождении от “живых врагов коммунизма” мертвого тела Розы
Люксембург. Они вместе направляются в Чевенгур.

И вот они уже в
“революционном заповеднике”. Коммунизм установлен в Чевенгуре декретом
Чепурного и его товарищей. Чевенгурцы живут беззаботно, они не трудятся — труд
“способствует происхождению имущества, а имущество — угнетению”. Одной лишь
силой веры чевенгурцы стремятся приблизить реальный коммунизм. Пока же в городе
царят лишь отдельные его признаки — абсолютное равенство, понимаемое скорее как
одинаковость физическая, умственная и духовная, а также взаимное обожание
товарищей.

Их руководители
— Чепурной и его идеологический помощник Прокофий видят скорейшее приближение
коммунизма в полном уничтожении “густой мелкой буржуазии”, населявшей город. К
буржуазии же причислялся всякий, кто не рвался “обнять товарища” и “затихнуть в
счастье полного душевного коммунизма”.

В “Чевенгуре”
Платонов показывает, как изначально светлые помыслы, забота о всеобщем благе
вырождаются в свою противоположность: деление людей на “наших” и “не наших” и
травлю последних. Самоуправство идеологов — людей номер один в тоталитарном
государстве — не имеет границ. Вот, к примеру, Прокофий, “имевший все сочинения
Карла Маркса для личного употребления, формулировал всю революцию как хотел — в
зависимости от настроения Клавдюши и объективной обстановки”. И мы видим, к
чему привело такое идеологическое руководство в Чевенгуре. Коммунары с
уверенностью и воодушевлением борются с “буржуазным элементом”: “Буржуев в
Чевенгуре перебили прочно, честно, и даже загробная жизнь их не могла
порадовать, потому что после тела у них была расстреляна душа”. Товарищи уже
все сделали для прихода коммунизма: гадов перебили, имущество, ведущее к
неравенству и эксплуатации, уничтожили. Но так и не дождались они первого утра
“нового века” — коммунизм не наступил...

Дальнейшие
события романа показывают нам отношение автора к описьгааемому им построению
“нового века”. Чевенгур разрушается каким-то страшным вражеским отрядом. Роман
заканчивается дорогой, открытостью в будущее, надеждой. Андрей Платонов зовет к
такому строю бытия, где каждая личность друг от друга “не слишком далеко” и “не
слишком близко”. Своим гротескным произведением Платонов выступил против
нивелирования личности. Одинаковость физическая, умственная и духовная
невозможна. Такое равенство остановило бы всякое развитие, саму жизнь, говорит
автор.

Тема,
вынесенная в название сочинения, во всей полноте раскрывается Платоновым также
в повести “Котлован”, написанной в 1929—30 гг., или, как говорится в самой
повести, в “светлый момент обобществления имущества”. Главный герой “Котлована”
Вощев, подобно Усомнившемуся Макару, задумался и засомневался в справедливости
всего происходящего вокруг. А вокруг происходит вот что. Герои повести согласно
директиве сверху безостановочно роют Яму. При этом Котлован даже не углубляется
и не принимает тех форм, которые напомнили бы конфигурацию будущего фундамента.
Он просто расползается по земле — сначала вчетверо, а затем — благодаря
стараниям исполнителей, в шесть раз. Создается впечатление, что Котлован будет
распространяться до бесконечности. Вот об этом и думает главный герой.

Задумавшийся
“среди общего темпа труда” Вощев — фигура не только не нужная, но и
вредоносная: он сомневается в “генеральной линии”, ищет собственную дорогу к
истине. Вощев описан Платоновым как народный философ-правдоискатель. В то же
время он представитель первого поколения советской интеллигенции, призванной
занять место уничтоженного старого культурного слоя. В “Котловане” показан
также один чудом уцелевший интеллигент-инженер Прушев-ский, внутренне
подготовивший себя к самоубийству и живший на строительстве “предсмертной,
равнодушной жизнью”. Оба эти героя не могут найти смысла в той работе, которую
они вынуждены делать.

Девочка Настя,
единственная радость и надежда землекопов, умирает. Глядя на умирающую Настю,
Вощев думает: “Зачем... теперь нужен смысл жизни и истина всемирного
происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы
радостью и движением?” Платонов пытается понять, что движет людьми,
продолжающими рыть яму, несмотря на то, что их мечта уже похоронена. Он пишет,
что кто-то Один (или Несколько) вынул из человеческих сердец веру и узурпировал
истину, наделав из нее массу кумачевых плакатов об ударном темпе и энтузиазме.
Заменить “упраздненного Бога” должен был массовый психоз — поклонение вождю
тоталитарного режима. Именно об этом повесть Платонова. Человек в поисках
истины постоянно натыкается на слепую силу всеобщего психоза, на
авторитарность.

Личность не
может развиваться в тоталитарном государстве. Андрей Платонов всем своим
творчеством пытался сказать, что государство не должно стоять над человеком, а
людей нельзя стричь под одну гребенку. Иначе история остановится, а светлые
мечты о коммунизме превратятся в свою противоположность. Так оно и произошло...
Творческий путь самого писателя, программные произведения которого были
опубликованы в нашей стране спустя более чем полвека после их написания, лишний
раз доказывает, что в тоталитарном государстве нет места свободно мыслящему
человеку.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ места и роли органа дознания в системе уголовно процессуальной деятельности
Реферат Аналіз роботи промислових підприємств за І півріччя 2010 року
Реферат Туристский рынок и концентрация производства в туризме
Реферат Дослідження текстів драматичних творів Лесі Українки
Реферат Аннотация к дисциплине Учение о гидросфере
Реферат Бурение боковых стволов
Реферат Зарождение экономической мысли в философских учения древнего Китая
Реферат Політичні аспекти легалізації українськогї греко-католицької церкви
Реферат Литература - Хирургия ОЖОГОВЫЙ ШОК
Реферат Bill Clinton The Paula Jones Lawsuit Essay
Реферат Августин Аврелий (354 430 гг от рх) один из самых известных раннехристианских философов, писатель, проповедник, епископ Гиппонский
Реферат Мировоззрение скифов в понимании Д.С. Раевского и других авторов
Реферат Окислительно-восстановительные реакции
Реферат Стратегический маркетинг в торговле. Политика собственных торговых марок на торговом предприятии
Реферат Designing An Amateur Darkroom Essay Research Paper