Реферат по предмету "Физкультура и спорт"

Узнать цену реферата по вашей теме


Эволюция научной специальности "теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки" в педагогике

Эволюция научной специальности "теория и методика
физического воспитания и спортивной тренировки" в педагогике

Кандидат педагогических наук, доцент,, главный
специалист ВАК России Н.И. Загузов

Развитие
основных научных направлений тесно связано с совершенствованием научных
специальностей, по которым осуществляется подготовка кандидатских и докторских
диссертаций.

Редко
кто из исследователей задумывается о характере и эволюции тех или иных научных
специальностей в различных отраслях научного знания. Однако история их развития
своими корнями уходит в далекие 30-е годы, когда в СССР по решению Совета
Народных Комиссаров впервые было принято постановление "Об ученых степенях
и ученых званиях", на основании которого в СССР вводились две основные
ученые степени: кандидат и доктор наук по определенным отраслям научного
знания, и можно считать, что оно послужило основой для создания своеобразной и
оригинальной государственной системы аттестации научных и научно-педагогических
кадров в СССР, включающей в себя Высшую аттестационную комиссию при Всесоюзном
комитете по высшей технической школе и ученые советы по присуждению ученой степени
кандидата и доктора наук (впоследствии специализированные советы, а с 1995 года
- диссертационные советы).

Однако
важным в этот период был и другой шаг научной общественности - это создание
своеобразного перечня отраслей наук и научных специальностей, по которым
разрешалось готовить диссертации и проводить их защиты, не по кафедрам, как это
было до 1917 года (см.: А.Е. Иванов. Ученые степени в русской империи XVIII в.
- 1917 г. М., 1994).

Так,
было решено, что:

I.
"Высшая аттестационная комиссия присуждает ученые степени по:

1.
Физико-математическим наукам.

2.
Геолого-минералогическим наукам.

3.
Биологическим наукам.

4.
Химическим наукам.

5.
Сельскохозяйственным наукам.

6.
Ветеринарным наукам.

II.
Квалификационные комиссии Наркоматов союзных республик присуждают ученые
степени по:

1.
Физико-математическим наукам.

2.
Геолого-минералогическим наукам.

3.
Биологическим наукам.

4.
Химическим наукам.

5.
Историческим наукам.

6.
Педагогическим наукам.

7.
Литературе и искусствоведению.

8.
Языкознанию".

(См.
Бюллетень комитета по высшему техническому образованию. 1934, № 10, с. 3-4).

Данное
постановление СНК не предусматривало деления отраслей наук на отдельные, более
мелкие специальности. Однако его можно считать основой номенклатуры
специальностей научных работников, которая создается впоследствии.

Учитывая,
что проблемы теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки и
в целом физической культуры в основном разрабатывались в области педагогической
и психологической науки, мы остановимся на развитии только этих специальностей.
Хотя совершенно неправильным было бы говорить о том, что проблемами физической
культуры и спорта не занимались физиология, биология, техника и медицина,
однако это может стать предметом научных осмыслений других ученых.

Эволюция
научных специальностей по педагогике начинается также с 1934 года, когда
выделяется три специализации: Педагогика, Педология, Психология с присуждением
ученой степени кандидата и доктора педагогических наук.

В
этот период предполагалось, что диссертации по проблемам физического воспитания
и спорта будут готовиться в рамках указанных специализаций.

Следует
отметить, что содержание каждой научной специализации концентрировало в себе
большой объем теоретических и прикладных знаний, которыми должен был обладать
исследователь, а подготовка кандидата наук включала в себя теоретические
разделы, которые отражались в программах кандидатских экзаменов, и требовалась
подготовка квалификационной работы - кандидатской диссертации. Соискатели
ученой степени доктора наук освобождались от сдачи каких-либо экзаменов, от них
требовалась только диссертация на соискание ученой степени доктора наук.

Поиск
оптимального определения научных дисциплин (специальностей) постоянно
продолжался. Так, в 1937 году был установлен новый перечень дисциплин по
педагогическим наукам, по которым могли защищаться диссертации. Были
установлены следующие дисциплины: "Дошкольная педагогика, логопедия,
история педагогики, педагогика с частными методиками, психология,
олиго-френо-педагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика" (См. Бюллетень
комитета по ВТО, 1937, № 11, с. 3-18).

Однако
самостоятельной специальности, предусматривающей исследование проблем теории и
методики физического воспитания и спортивной тренировки, в этот период еще не
было.

Таким
образом, перечень дисциплин по педагогическим наукам предоставил возможность
соискателям ученых степеней проводить научные исследования по более узким
направлениям, что способствовало повышению уровня квалификации научных и
научно-педагогических кадров.

Следует
отметить, что до 1957 года приоритетным правом подготовки предложений по
совершенствованию перечня научных дисциплин обладала Высшая аттестационная
комиссия, в ее функции входило и их утверждение, а с 1957 года это право было
передано Министерству образования, при котором функционировала Высшая
аттестационная комиссия.

Министерство
образования 19 декабря 1957 года утвердило "Номенклатуру специальностей
аспирантской подготовки и перечень предметов кандидатского экзамена". В
это время в научный оборот впервые вводится понятие "Номенклатура научных
специальностей" и выделяются специальности, непосредственно связанные с
проблемами теории и методики физической культуры и спортивной тренировки:




Название специальности





Дисциплина, определяющая основную специальность соискателя






Одна из дисциплин, определяющая более узкую специализацию
в избранной области







22. Теория и методика физического воспитания и спортивной
тренировки





Общая педагогика





1. Теория и методика физического воспитания


2. Методика преподавания физических упражнений
(применительно к специализации)







23. История физической культуры





Общая история, история СССР





1. История физической культуры






(См.:
Бюллетень Министерства высшего образования. 1958, № 1, c. 2-82).

Таким
образом, развитие теоретических и прикладных исследований в области теории и
методики физического воспитания, спортивной тренировки и научное обоснование
предмета этой специальности как одного из самостоятельных начинается с 1957
года.

В
подтверждение важности и своевременности этого решения можно привести пример,
связанный с защитой докторских диссертаций по проблемам физической культуры и
спорта. Так, до 1958 года, по подсчетам автора, была защищена только одна
докторская диссертация - А.Ц. Пуни на тему: "Психология спорта". М.,
1952.

А
с 1958 года начинаются защиты докторских диссертаций по новым специальностям,
среди них - диссертация М.И. Земцова "Пути компенсации слепоты". М.,
1958.

С
1962 года все ранее имеющиеся научные специальности, а их только по
педагогическим и психологическим наукам насчитывалось 27, были укрупнены,
получили новые шифры и названия. Так специальности 22 - "Теория и методика
физического воспитания и спортивной тренировки" и 23 - "История
физической культуры" были объединены и получили новый шифр 735 и название
"Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки (включая
спортивную медицину)". В таком виде данная специальность просуществовала
до 1972 года.

Теоретические
разработки ученых позволили им защитить диссертации по различным направлениям
данной научной специальности, среди них - докторские диссертации В.В.
Белиновича "Принципы и методы обучения двигательным действиям в процессе
физического воспитания". Л., 1963, Г.В. Николайшвили "Общие основы
физического воспитания учащихся". Тбилиси, 1963, Н.И. Пономарева
"Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания". М.,
1967, А.М. Шлемина "Исследование процессов формирования двигательных
функций у детей и подростков (на материале гимнастики)". М., 1968, И.П.
Ратова "Исследование спортивных движений и возможности управления
изменениями их характеристик с использованием технических средств". М.,
1972.

Таким
образом, с 1962 года происходит укрупнение специальностей научных работников и
введение в научный оборот единых шифров, что в дальнейшем позволило повысить
теоретический уровень диссертационных исследований и осуществлять подготовку
специалистов по более емким специальностям.

Приказом
Министерства высшего и среднего специального образования от 23 августа 1972
года устанавливаются новые шифры и названия научных специальностей,
специальность "Теория и методика физического воспитания и спортивной
тренировки" обозначается шифром 13.00.04, который она имеет и по настоящее
время, однако впоследствии содержание научной специальности корректируется.

В
1988 году ГКНТ СССР вновь пересмотрел номенклатуру специальностей научных
работников. Решением ГКНТ СССР специальность 13.00.04 дополняется довольно
большим разделом, который развивался в рамках теории и практики физической
культуры - это "Оздоровительная физическая культура".

А
специальность 13.00.04 получила более емкое название - "Теория и методика
физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической
культуры".

С
1991 года основные вопросы создания и переутверждения научных специальностей
перешли в ведение Министерства науки и технической политики Российской
Федерации. После большой работы с научной общественностью, учебными заведениями
и научными учреждениями в феврале 1995 года номенклатура специальностей научных
работников была существенно пересмотрена. Однако специальность 13.00.04 -
"Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и
оздоровительной физической культуры" осталась без изменений.

На
наш взгляд, определенный интерес для специалистов в области физического
воспитания и спорта могут иметь новые специальности, введенные в номенклатуру
специальностей научных работников в 1995 году, - это 13.00.07 - "Теория и
методика дошкольного образования и, учитывая, что в дошкольном возрасте
основное внимание может быть уделено физическому развитию детей, 13.00.08 -
"Теория и методика профессионального образования". Специальность,
которая направлена на интенсификацию исследовательской работы по разработке
теоретических и методических аспектов профессионального образования, в том
числе исследование проблем подготовки высококвалифицированных специалистов
(преподавателей и тренеров) в области физической культуры и спорта. Введение
данной специальности в номенклатуру специальностей научных работников можно
считать актуальным и своевременным, в связи с тем что до настоящего времени
диссертаций по различным направлениям высшего профессионального образования
защищалось примерно в 20 раз меньше, чем по проблемам общего среднего
образования. Требуют дальнейшей научной проработки проблемы теории и методики
преподавания в высших учебных заведениях различных типов, чему могут
способствовать теоретические и прикладные разработки, осуществляемые в области
специальности 13.00.08 - "Теория и методика профессионального образования".

Следует
отметить и то, что дорогу в науку себе пробивает новая комплексная
специальность - "Валеология". На наш взгляд, специальность имеет
право на существование только тогда, когда ее предмет обоснован и понятен
специалистам не только специалистам в этой области, но и в смежных с данной
специальностью областях и, конечно, предполагаем, пользователям теоретических и
прикладных разработок. Предметом научных исследований по данной специальности,
на наш взгляд, могут стать проблемы, связанные с изучением фундаментальных
закономерностей сохранения и укрепления здоровья; исследование взаимодействия
организма с окружающей средой и изучение влияния на него различных природных
процессов, социальных, экономических и психологических факторов; разработка
критериев оценки уровня здоровья, умственной и физической работоспособности лиц
разного пола и возраста; систем сохранения и укрепления здоровья; средств и
методов, направленных на повышение работоспособности и сохранение здоровья.

Таким
образом, анализ развития научных специальностей за период с 1934 по 1995 год по
проблемам физической культуры и спорта позволил сделать вывод о том, что
номенклатура специальностей научных работников постоянно совершенствуется, что
способствует расширению исследова-

тельского
пространства отдельных отраслей науки и стимулирует количество и качество защит
кандидатских и докторских диссертаций по основным направлениям педагогической
науки, в том числе и по проблемам физического воспитания и спорта. Так, если с
1934 по 1952 год была защищена только 1 докторская диссертация, т.е. через 18
лет после введения ученых степеней в СССР, то в 1994 году только по одной
специальности 13.00.04 - "Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры" - 14 докторских
и 31 кандидатская диссертации, а в 1995 году - соотвественно 17 и 45. Так что
интерес к научной разработке проблем теории, методики и организации
физкультурно-спортивной деятельности в России и за ее пределами постоянно
повышается, расширяются проблематика научного поиска и исследовательское
пространство научных специальностей, что может порождать создание новых научных
направлений и специальностей.
Список литературы

1.
Бюллетень Комитета по высшему техническому образованию. 1934, № 1-12; 1938, №№ 1-12.

2.
Бюллетень Министерства высшего образования СССР. 1958, № 1; 1969, № 2; 1972, №
8.

3.
Бюллетень ВАК СССР. 1989, № 1-12.

4.
Бюллетень ВАК России. 1995, № 4.

5.
Гусев К.В. Кадры советской науки (к 50-летию советской системы аттестации
научных и научно-педагогических кадров). - М.: Знание, 1982. - 82 с.

6.
Загузов Н.И. Докторские диссертации по педагогике (1934-1994 гг.). - Москва -
Краснодар: Изд-во КГУ, 1995. - 92 с.

7.
Иванов А.Е. Ученые степени в Российской империи XVIII в. 1917. - М.: ИРИ РАН,
1994. - 198 с.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.