Реферат по предмету "Сексология"

Узнать цену реферата по вашей теме


Физиологические нарушения и колебания в период полового созревания и юношества

Физиологические нарушения и колебания в период
полового созревания и юношества

П.Попхристов

Резкие
и значительные изменения, наступающие в период полового созревания, не всегда
развиваются однообразно и в точно определенных рамках. У большинства
подрастающих в этот период наблюдается ряд колебаний и отклонений, которые
ошибочно могут считаться признаками анормального или болезненного состояния.

Мы
уже упоминали о некоторых этих физиологических отклонениях: полового созревания
— нерегулярность менструации в первые 1—2 года и пр. У некоторых девочек
необычно рано увеличиваются грудные (молочные) железы. У мальчиков весьма редко
как временное и преходящее явление также встречается подобное увеличение
грудных желез. В некоторых случаях иногда наблюдается другое редкое
физиологическое нарушение — преждевременное появление волосяного покрова в
половой области до того, как появились остальные признаки полового созревания.

Одним
из наиболее частых физиологических отклонений, которое наблюдается в последние
десятилетия во многих странах мира, является ускоренное развитие (акселерация),
выражающееся в первую очередь в более раннем и быстром росте, прибавлении в
весе, более раннем появлении менструации и более раннем начале половой жизни.
Сегодня у девочек менструация появляется на 2—3 года раньше, чем это было 60—70
лет тому назад, когда она наступала в 15—17-летнем возрасте. Если 60 лет тому
назад юноши достигали своего максимального роста к 25—26 годам, то в наше время
они достигают его к 18—19 годам, а девушки — к 16—17 годам. По мнению М.
Тапера, за период с 1840 по 1960 год возраст появления менструации каждое
десятилетие снижался в среднем на 4 месяца: в 1850 г. менструация у девочек
появлялась в 17-летнем возрасте, а в 1960 г. — уже в 12-летнем возрасте.

Это
ускоренное развитие и рост молодежи часто протекает неодинаково и неравномерно.
В одних случаях они затрагивают главным образом рост и вес, в других — первичные
и вторичные половые признаки, а в третьих — наблюдается ускоренное умственное и
эмоциональное развитие. Нередко ускоренное и чаще всего негармоничное развитие
вносит дополнительные трудности. Раннее половое созревание при наличии еще
неокрепшей детской психики и отсутствии достаточного воспитания в семье часто
лежат в основе анормальных явлений (ранняя половая распущенность, половые
извращения, преждевременная половая жизнь и т. д.), которые затрудняют
правильное проведение воспитательно-образовательной работы в школе и ВУЗе.

В
качестве частого физиологического отклонения в период начальной фазы
наступления полового созревания можно назвать умеренную полноту, которая
продолжается 1 — 2 — 3 года и быстро исчезает после расцвета полового
созревания. Иногда эта временная склонность к полноте может позднее перейти в
резкое увеличение роста и даже худобу. У девочек в редких случаях эта
склонность к потере веса (т. наз. пубертатная кахехсия) принимает тяжелые
размеры с сопутствующей потерей аппетита и др. нервными проявлениями.

Неравномерный
и быстрый рост костей тела и конечностей в сочетании с быстрым увеличением веса
может стать источником других отклонений.

Наиболее
невинные из них — неожиданное и быстрое удлинение ног и рук. Ускоренный рост и
увеличение функциональной нагрузки на опорно-двигательный аппарат могут
привести к лёгкому искривлению позвоночника, ног (например, ног, имеющих форму
буквы X), а также временному плоскостопию и т, д.

Одни
из наиболее частых физиологических отклонений, затрагивающих 50—60%
подрастающего поколения, — изменения функций сердечнососудистой системы,
которая в связи с ускоренны ростом и увеличением двигательной активности в этом
возрасте является относительно обремененной. Целая группа физиологических
отклонений сердечно-сосудистой системы приняла название юношеское сердце. Здесь
могут быть и легкие изменения величины и конфигурации сердца и появление шумов
в работе сердца, и колебания давления крови и частоты пульса, а иногда и
сердцебиение. Иногда наблюдается головокружение при внезапно быстром переходе
из горизонтального в вертикальное положение. Чаще у девочек, чем у мальчиков,
встречается необычно резка охлаждение и посинение пальцев рук (г. наз.
акроцианоз) которое проявляется особенно отчетливо в осенне-зимний сезон года.

У
девочек более часто наблюдается легкое физиологическое увеличение щитовидной
железы. Оно является временным и не сопровождается другими явлениями, при любом
значительном и более продолжительном увеличении щитовидной железы необходима
консультация с врачом для предотвращения возможного заболевания.

Кожа
подрастающих, и в особенности функции сальных желез, также подвержены
определенным отклонениям. Особенно неприятно появление на лице и реже на коже
груди и спины, т. наз. ювенильных прыщей, а также юношеской себореи.

Ювенильная
форма прыщей может иметь весьма сильное проявление и длится долго.

Большинство
молодежи тяжело переживает подобные проявления пубертата. Прыщи обезображивают
лицо, и сознание этого в наилучшем возрасте первых контактов с противоположным
полом в товарищеской, школьной и общественной среде гнетет юношей и девушек.
Неправильное личное, родительское и медицинское отношение к ювенильным прыщам
часто становится причиной их выдавливания, соскабливания, различных форм
выжигания и „природного" лечения, в результате чего появляются
дополнительные осложнения инфекции и следы на коже лица, которые потом в
течение всей жизни будут напоминать о себе мужчине или женщине, причиняя
дополнительные страдания.

Кроме
гормонально-возрастных факторов, в появлении юношеских прыщей играют роль и ряд
других факторов. Поэтому и предохранительные, и лечебные мероприятия в этом
случае должны быть комплексными (гормональный режим, режим питания, коррекция
кишечно-желудочных смущений, противоинфекционные мероприятия, гигиена кожи и т.
д.) и проводиться специалистом-дерматологом.

Другими
проявлениями со стороны кожи в период полового созревания являются повышенная
потливость и особый запах пота (в особенности подмышками), которые могут
привести к неприятным переживаниям. В этот период начинают функционировать т.
наз. апокринные потовые железы, расположенные подмышками, около пупка и вокруг
половых органов. Развитие и функционирование этих желез — важная и
специфическая черта полового развития. Пот, выделяемый этими железами, имеет
специфический запах, характеризующий половую зрелость и вызывающий половое
влечение.

Однако
иногда сила и вид этого запаха становятся отталкивающим фактором и создают
большие неудобства для индивида. Наконец, необходимо упомянуть и о том, что во
время полового созревания капиллярная система кожи весьма лабильна и приводит к
быстрому и легкому изменению цвета кожи (покраснению, бледности) при самых
незначительных психических переживаниях (страх, стыд, волнение, смущение,
неожиданная встреча, экзамен и т. д.).

Изменения,
наступающие в функциях нервной системы, особенности психической и эмоциональной
жизни являются весьма разнообразными в этом возрасте. Поэтому вид и сила их
проявления в известой мере обусловливаются отношениями между ребенком, с одной
стороны, и родителями, учителями, товарищеской средой и обществом, с другой
стороны.

Знание
этих возрастных психологических трансформаций родителями и учителями имеет
больше значение в деле воспитания и профилактики в этом возрасте.

В
период полового созревания у детей формируется сознание собственной и
независимой личности. В этом возрасте дети становятся более эмоциональными,
чувствительными, склонными к резким и бурным реакциям. Особую чувствительность
дети проявляют к замечаниям и критике со стороны взрослых в тех случаях, когда
последние пытаются обесценить их переходный возраст, подавить и отвергнуть их
возрастающее чувство независимости и самостоятельности, а также лишить их
возможности самим рассуждать и решать те или иные вопросы.

Несмотря
на значительное увеличение работоспособности, дети в этом возрасте легко
устают, проявляют неустойчивость и слабость к большим нагрузкам. С другой
стороны, налицо нестабильность в поведении и настроении. Часто их настроение
быстро меняется. В поступках и поведении присутствуют элементы
противоречивости.

Эмоциональная
жизнь является часто напряженной, однако она может остаться скрытой от
родителей. Нередко за взрывами и грубым поведением в отношении родителей и
учителей кроются эмоциональные переживания.

Некоторые
юноши и девушки, в особенности, когда испытывают чувство неполноценности или
пренебрежения к себе, уходят в себя и перестают общаться с товарищами и даже
родителями. Другие, наоборот, стремятся к чересчур широкому общению и поднимают
вокруг себя шум.

Подростки
любят дискутировать, упорно защищать свои идеи и взгляды, остро критиковать
других и отвергать критику по своему адресу; часто у них отсутствует чувство
самокритичности.

У
нас нет точных критериев для оценки степени психического развития и его составных
— умственных способностей, воли, морали, социальных чувств и др. Об умственном
развитии в определенной мере можно судить по решению определенных задач,
ответам на определенные вопросы (т. наз. тестам на интеллигентность).
Умственное развитие (развитие интеллекта) не всегда идет параллельно с
календарным возрастом и появлением различных признаков полового созревания.

В
целом можно сказать, что в этом возрасте окружающая среда и связанные с ней
впечатления воспринимаются все более совершеннее и глубже. У ребенка постепенно
развивается абстрактное мышление, способность анализировать, любовь к
определенным занятиям и играм. До наступления периода полового созревания
преобладает механическая память, но потом все большую роль начинает играть
логическое мышление. У мальчиков преобладает склонность к теоретическому
мышлению, а у девочек — к механическому заучиванию.

В
период полового созревания формируется характер личности. Ребенок, который до
этого подражал взрослым, постепенно становится самостоятельным.

Для
раннего периода полового созревания характерна склонность к романтике и нередко
к буйной фантазии. Мальчики мечтают о путешествиях, о высоких достижениях в
спорте, а девочки часто видят свои идеал в известных кинозвездах или героинях
романов, красавицах модных журналов.

В
этом возрасте дети отличаются подчеркнутым чувством справедливости. Большинство
из них обладает оптимистическим, жизнерадостным и бодрым настроением, которое
необходимо использовать для целей воспитания. Нередко у них наблюдается
склонность к уединению, непослушанию, негативизму и потери интереса к
окружающему миру.

Отношение
к обществу и развитие коллективного и социального чувства развивается
постепенно. Здесь большую воспитательную роль играет влияние семьи, школы,
товарищей. Товарищеское окружение и дружный коллектив оказывают наиболее мощное
воздействие на навыки, проведение и формирование характера детей в период
полового созревания. Поэтому как родители, так и учителя должны настойчиво
заботиться о сознании здоровой и созидательной товарищеской среды с трезвыми
навыками, любовью к труду и народу, правильной социальной целеустремленностью.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.medicus.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.