Реферат по предмету "Менеджмент"

Узнать цену реферата по вашей теме


Бухгалтер без баланса

Бухгалтер без баланса

Вера Хомичевская

Совершенно
очевидно, что абсолютно у каждой профессии, как и у медали, есть две стороны –
сторона парадная, которая значима, интересна, которая привлекает к себе все
новых и новых соискателей, и сторона обратная – издержки этой профессии.
Парадная сторона профессии видна почти всем, она публична и обсуждаема даже
теми, кто имеет к ней весьма поверхностное отношение. Обратная видна только
изнутри и, зачастую, весьма далека от расхожих представлений.

Вот
уже много лет мне по роду деятельности приходится не только просто замечать -
какое мнение и как высказывают люди о профессии бухгалтера, но и вести
невольную статистику.

В
разговорах "за жизнь" обычно выясняется, что среди наших
соотечественников огромное количество "экспертов" не только по
футболу или балету, но так же и по бухгалтерскому учету. Когда разговор заходит
о бухгалтерах, а тем более о главных, многие люди, весьма далекие от этой
профессии, высказываются приблизительно в таком ключе, что если знаешь
арифметику (читай – способен складывать-вычитать и умножать-делить в рамках
школьной программы), то милое дело идти "в бухгалтеры" - "тепло,
светло и хлебно". Самое грустное, что среди владельцев и руководителей
подавляющего большинства малых и многих средних предприятий это мнение является
едва ли не догмой, со всеми, вытекающими отсюда последствиями.

Иное
приходится слышать от тех, кто в эту профессию уже "нырнул", а тем
более провел в ней некоторое количество лет. И в моей практике приходилось
узнавать немало интересных и показательных эпизодов из "закулисной"
жизни бухгалтеров, рассказанных ими самими в обстановке, когда их собирается
"больше одного" и нет необходимости (или сил и желания) обсуждать
какие-то свежие изменения методологии и законодательства. Именно в таких
беседах ярче всего видна разница мнений об этой профессии "снаружи" и
"изнутри". Именно в таких беседах становится очевидным, что
психологическое состояние человека, вольно или невольно посвятившего себя этой
профессии, находится под постоянным прессингом многих разрушающих факторов.

Справедливости
ради хочу сказать, что обобщающих и безапелляционных выводов, типа: "Это
так, и это относится абсолютно ко всем!", в этой статье не будет. Потому
что диапазоны таких параметров рабочего места бухгалтера, как объем
документооборота, мера ответственности, количество разнообразных видов
деятельности, наличие аудиторской и юридической поддержки и т.п. настолько
широки, что сравнивать степень сложности и условия работы, скажем, бухгалтера -
операциониста и главного бухгалтера холдинга было бы странно и некорректно. А
если к этому прибавить еще и территориальное расположение на просторах нашей
страны и неизбежные при этом особенности местного менталитета, то я бы назвала
некорректным любое обобщение.

Но
где могут собраться бухгалтеры в количестве больше одного» для обсуждения своих
проблем? Где возникает расслабляющий "эффект купе", когда высказанное
наболевшее не станет назавтра предметом обсуждения "коллег по цеху" в
тесном коллективе? Где можно поговорить о наболевшем, а не о том, как отражать
ту или иную хозяйственную операцию в свете новых изменений методологии? В
бытность работы главным бухгалтером, мне было известно только одно такое место
"групповой взаимной психотерапии" – очереди на сдачу отчетности.
Однако, они (к счастью или несчастью) редеют, не без помощи почты, обычной и
электронной. Есть еще одно "место встречи" – курсы обучения
пользователей компьютерных программ по бухгалтерскому учету. Именно на них,
проводимых более пяти лет, у меня и собрался материал, который и предлагается
вашему обсуждению. На третий-четвертый день обучения, когда напряженность и
страх перед программой отступают, а группа успевает перезнакомиться, приходится
наблюдать очень интересные сцены. Вот одна из них:

В
группе занималось шесть человек. Пятеро – главные бухгалтеры, шестая – молодая
женщина, которую полюбили все – Валерия, Лерочка, вообще не имела представления
о бухгалтерии. Но она обладала навыками пользователя компьютера, почему ее и
отправили на эти курсы, - планировалось создать некий тандем из нее и главного
бухгалтера с очень солидным стажем, но имевшего довольно натянутые отношения с
техникой.

Шел
четвертый день занятий. Теоретическая часть, я сижу за демонстрационным
компьютером, а за моей спиной мои слушатели, смотрят на большой экран. Я
рассказываю о программе, но постепенно начинаю понимать, что за моей спиной
идет разговор, причем совершенно не о программе. Замолкаю, поворачиваюсь к
своим слушателям. И слышу, что мои "главные" рассказывают друг другу
о том, у кого и что творится со здоровьем на почве профессиональной
деятельности. У кого сон расстроился, у кого дома отношения напряженные стали,
потому что ни выходных нормальных, ни праздников, у кого еще что-то. Тут и я
подключилась, вспомнив один невеселый период из своей бывшей бухгалтерской
практики.

И
вот минуте на пятнадцатой этого импровизированного перерыва Лера внезапно
вскакивает с места, буквально в четыре огромных шага пересекает класс со
словами: "Я никогда не буду бухгалтером!", и вылетает за дверь!
Оставшиеся замерли в недоумении – что это было?! Ни дать, ни взять, – финальная
сцена из "Ревизора"!

Лера
вернулась минут через пять, видать покурила, успокоилась. Вошла она в класс со
словами: "Теперь я понимаю, почему всех бухгалтерш называют
стервами!".

Комичный
эпизод? Да, конечно! Но вместе с тем и очень показательный. Недавно, в перерыве
одного крупного специализированного мероприятия для бухгалтеров, мне удалось
поговорить с несколькими десятками участников о том, какие ощущения и какие
настроения приносит им их работа. Не стану утверждать, что реакция на вопросы
психолога была однозначно положительной, что совершенно естественно. Но три
четверти моих собеседников проявили к теме психологического аспекта их работы
неподдельный интерес.

В
психологии существует понятие "профессиональной деформации".
Профессия, предъявляя к человеку определенные требования, перестраивает его под
себя, особенно если он вынужден отдавать ей большую долю своих жизненных ресурсов
(время, энергия, знания, эмоции и т.п.), и делает это на протяжении долгого
времени (хотя понятие "долго" в данном случае довольно субъективно).

Для
того чтобы продолжить тему, мне бы хотелось сфокусировать внимание на самой
массовой части российского бухгалтерского профессионального сообщества, которая
представлена главными бухгалтерами малых и средних предприятий – так
получилось, что именно этот контингент я знаю лучше всего, со всеми проблемами
и чаяниями. Обычно это главбухи-одиночки, иногда с некоторым штатом помощников.
У них, как правило, нет надежного "тылового обеспечения", в виде
постоянных и квалифицированных юристов и аудиторов, и им приходится
"держать удар" по всем фронтам одновременно. Кроме того, оплата их
труда зачастую совершенно не адекватна реальной нагрузке. И конечно, все
рассуждения этой статьи не относятся к тем бухгалтерам, которые выбрали эту
профессию "по любви", которым она истинно интересна и стала их
призванием.

В
современной жизни наличие стрессов это уже скорее правило, чем исключение.
Давайте проанализируем в общих чертах состав стрессовых факторов профессии
"бухгалтер".

«Много
законов хороших и разных»



Первый
по значимости – это объем текущего законодательства по бухгалтерскому и
налоговому учету. И еще, поскольку мы говорим об учете в России, этот
стрессовый фактор является фактором динамическим, так как мало знать текущее,
актуальное положение дел, практически необходимо держать в памяти всю историю
изменений, причем часто пересчитывать показатели "задним числом".
Плюс – наличие двух параллельных и далеко не во всем совпадающих линий учета –
бухгалтерской и налоговой. В наши дни к этому следует прибавить потенциальную
необходимость изучения МСФО. Конечно, о том, что мы живем в эпоху перемен,
знает сейчас каждый, кто желает об этом знать. Но если вывести такую единицу
измерения, как количество перемен на одну человеческую персону, боюсь, что
профессия бухгалтера попадет в "зону риска" скорее, чем многие
другие.

При
этом хочется подчеркнуть, что все перечисленное справедливо лишь в одном случае
– в случае, если мы имеем дело с действительно профессиональным бухгалтером,
причем профессиональным по сути! Халтурщиков и дилетантов от профессии
вышеперечисленные (да и ниже тоже) рассуждения не касаются, потому что поводов
для волнения они себе просто не создают!

Ответственность
в агрессивной среде



Второй
фактор, который усугубляет наличие первого, это ответственность. Стоит сказать
о том, что не сама по себе ответственность плоха или хороша в данном случае.
Люди огромного количества профессий ответственны за результаты своей
деятельности. Она становится критичной потому, что риск ошибки в условиях часто
не стыкующихся между собой положений законодательства о бухучете и различных
налогах давно стал «притчей во языцех», потому, что при определенной степени сложности
хозяйственной деятельности не зацепить хотя бы одну из крепко натянутых
фискальных «струн» невозможно в принципе. Поэтому вопрос зачастую стоит не о
том, как не задеть их вовсе, а как постараться задеть минимальное количество с
минимальными последствиями. Давайте, к тому же учтем: страх ошибки – это
массовое явление, унаследованное, как правило, из детства и всей системы
воспитания и образования (о чем давно уже говорят психологи и над чем работают
на многочисленных тренингах личностного роста). И получим в итоге вывод, что
ответственность бухгалтера влечет за собой практически непрекращающуюся в
течение 24 часов в сутки работу логической части ума. Прибережем этот
промежуточный вывод "на потом".

Коллектив



Следующий
фактор стресса я хотела бы обобщенно назвать – "коллектив". Почему
обобщенно?

Да
потому, что при разных условиях в это понятие могут входить и разные
составляющие!

Если
мы говорим о главном бухгалтере, у которого нет штата подчиненных (как правило
– ситуация малого предприятия), то "коллектив" - это в первую очередь
руководитель и/или владелец. Не открою Америки, если скажу, что действующие
нормативные акты учета не являются факторами, способствующими
предпринимательской деятельности. В свою бытность главным бухгалтером я
регулярно испытывала на себе косые взгляды своих руководителей, явно
подозревавших меня в излишней любви к фискальным органам только за то, что я
требовала, или (что чаще) пыталась настаивать на надлежащем оформлении
первичных учетных документов. И если бы я была в этом одинока! Увы! Подозрение
на то, что главная задача бухгалтера – ставить палки в колеса хозяйственной
деятельности предприятия – наше отечественное, и, к сожалению, массовое
явление! Усугубляет этот фактор во множестве случаев именно безграмотность
многих руководителей предприятий в вопросах управленческого учета, да еще и
заведомо заниженная оценка сложности этой сферы.

Как
правило, такое же отношение ко всему, что касается бухгалтерии, у сотрудников
всех других подразделений предприятия. Вот и еще один фактор стресса – попробуй
доказать, что требования к правильному и своевременному оформлению
"первички" - не занудство, а суровая необходимость!

Если
же у главбуха есть помощники, то ко всему прибавляется необходимость владеть
высоким искусством управления персоналом, разрешать внутри- и межгрупповые
конфликты, а, кроме того, вечно исправлять ошибки бухгалтеров-операционистов,
не облеченных достаточной ответственностью. И это тоже мы отложим "про
запас", как промежуточный вывод.

Автоматизация




Ну
и последний из стрессовых факторов, которые хотелось бы рассмотреть в данной
статье, это необходимость постоянного освоения новых программ автоматизации
учета. Странно, скажете вы, – ведь именно для облегчения всех бухгалтерских
проблем и создаются многочисленные программы! Это, безусловно, верно, равно как
верно и то, что за все приходится чем-то платить. Внедрение программы, которая
впоследствии значительно облегчит жизнь бухгалтера, сначала снимет свою
ресурсную "жатву" в виде переходного периода – обучения, перестройки
на новую технологию (при ломке технологии старой, старых стереотипов и приемов
работы), периода двойной параллельной работы – в старой и новой системах.
Хорошо еще, если подготовка к внедрению новой автоматизированной системы
планируется заблаговременно, с привязкой к относительно свободным от отчетности
периодам. А если нет? А если решение принимается по принципу "упал –
отжался" и "внедрить вчера"? Стресс? Не иначе!



...Это,
или что-то другое, но в один совершенно не прекрасный момент, когда ситуацию
довершит "последняя капля", может произойти внутренний взрыв. Куда и
как он будет направлен, - это малопредсказуемо для каждого конкретного
человека.
Немного лингвистики

Патриархальная
линия развития цивилизованного человечества подарила нам название
рассматриваемой профессии в виде существительного мужского рода, которое
традиционно олицетворялось скучного вида дядькой в нарукавниках и со счетами в
руках. Несмотря на то, что в России конца 80-х и начала 90-х профессия массово
обрела «женское лицо» за счет массового притока выброшенных в "свободный
полет" технарей и гуманитариев женского пола, слово
"бухгалтерша" явно находится за рамками не только делового, но и
общеупотребительного разговорного языка.

Случайно
ли это?

То,
что женщина – существо по природе своей преимущественно правополушарное, знают
сейчас уже не только психологи. Свойственная большинству женщин интуитивность и
образность, а также высмеиваемая в анекдотах нелогичность – это вовсе никакой
не недостаток, а прекрасная особенность прекрасного пола.

Профессия
же бухгалтера вся – сплошная логика, жесткая логика, бескомпромиссная. Хотя,
справедливости ради следует отметить, что при изучении хитросплетений и противоречий
современного отечественного законодательства как раз возникает мысль об
обратном, об ее отсутствии. И, тем не менее, – бухгалтерский учет – это только
алгоритмы, даже когда учет ведется вручную. Жесткие правила, разветвленные и
пересекающиеся, противоречащие самим себе, но все же – алгоритмичные. Не
соблюдая эти алгоритмы невозможно свести ни одного баланса!

А
любой алгоритм, любые правила, регламенты – это работа левого полушария
головного мозга.

И
что же мы имеем? Да "мелочь", всего-то "ничего" – жестокий
диссонанс между тем, для чего создала женщину природа, гипертрофированное
использование логики в противовес природной интуиции. Усиленная, принудительная
тренировка "мышц" левого полушария, и хроническая невостребованность
способностей правого. Еще один фактор стресса для женщин, которых большинство в
этой профессии.

Мне
бы не хотелось давать пищу для нападок феминисткам, поэтому повторюсь – я не
отношу все вышенаписанное поголовно ко всем женщинам в этой профессии. Увы,
прошлый век сильно сместил акценты, женщины повсеместно осваивают и традиционно
мужские профессии, и традиционно мужские функции. Насколько они становятся от
этого счастливее – это отдельный вопрос и не для этой статьи.

Недавно
я услышала в разговоре такую фразу: "Моя подруга – бухгалтер. Она говорит:
"Я ненавижу эту профессию! Но я не умею делать ничего другого!".

Интересно
было бы провести анонимный социологический опрос среди всех российских
женщин-бухгалтеров, попросив поставить оценку своей любви к нынешней профессии.
Вы догадываетесь, каков был бы усредненный результат?

И,
представьте себе, невооруженным взглядом заметно, что чем более жесткими
становятся нормативно-законодательные рамки, тем больше включается в
бухгалтерах некий рефлекторный механизм самосохранения! Когда нет сил
перелопачивать гору и самих первичных регламентных документов, и многочисленную
периодику, на всякий субъективный лад трактующую очередные комбинации
противоречий, начинают руководствоваться принципом Марьи-Искусницы из
одноименной киносказки: "Что воля, что неволя – все равно!". С учетом
того интеллектуального "геноцида", который исходит из
административных и законодательных "вулканов", ежедневно выдающих
"на-гора" изменения к изменениям, поправки к поправкам и прочие
"упрощения налогообложения и учета", смотреть на людей этой профессии
бывает довольно горько. Но надо жить, надо работать… А бухгалтеры требуются
везде!
Два классических вопроса

Теперь
давайте суммируем все, перечисленные выше, но отложенные нами для анализа,
факторы стресса и поговорим о том, что делать в том случае, если вы сейчас не
видите иных способов своего существования в этом мире, кроме этой работы? Решим
на какой из двух классических вопросов мы ищем ответ: на "Кто
виноват?" или "Что делать?"

Путь
только один – сначала честно разобраться с собой. Факторы, негативно влияющие
на здоровье, на психику, необходимо разглядеть, осознать. Видимый враг гораздо
слабее невидимого. Осознанный источник стресса, по крайней мере, можно
диагностировать и принять меры по его снижению. Благо, что и в литературе и в
соответствующих курсах по работе со стрессами сейчас нет недостатка. В том
числе создан и уникальный личностный тренинг для бухгалтеров.

Не
лишним будет вспомнить старую истину о том, что если мы можем что-то изменить –
надо изменять, если мы не можем чего-то изменить – надо изменить к этому
отношение, и что, по большому счету, было бы здорово научиться отличать первое
от второго.

Учитывая,
что едва ли не большая часть бухгалтеров выбрали эту работу не "по
любви", не по внутреннему призванию, а по необходимости, "по
расчету", не видя иных путей приложения своих способностей, в качестве
первого шага можно предложить тренинги и практику расширения видимой картины
окружающего мира, его возможностей. В отличие от ранних девяностых, сейчас
весьма востребованы нестандартные, творческие виды деятельности, гораздо более
свойственные женщинам с их природным правополушарным типом мышления. Найти то,
что истинно интересно и отзывается в чувствах, а не выводится, как формула
существования рациональным умом, сформулировать цель и начать к ней идти.
Чему-то научиться, где-то проконсультироваться, наконец, просто разрешить себе
стать самой собой, стать успешной. И стать! Постепенно, шаг за шагом, выходя из
замкнутого круга, очерченного собственным разумом.

Потому
что если нам что-то категорически некомфортно в нашей жизни, и кажется, что мы
не можем этого изменить, следует честно спросить себя – мы действительно
"не можем" или все-таки "не хотим", скорее всего,
совершенно неосознанно. Оправдывать такую ситуацию как безвыходную, конечно,
можно, равно как и можно полностью переложить ответственность за ухудшающееся
здоровье на внешние обстоятельства. Это собственный выбор каждого.

Но
если с этой работой действительно нельзя "развестись" (точнее – вы не
нашли в себе такого желания), надо научиться с ней жить, причем жить с
минимальными разрушительными последствиями для собственной личности и здоровья.
Тут совершенно необходимо выстроить баланс (в небухгалтерском смысле слова)
между "надо", "должна" с одной стороны и
"хочется", "приятно" - с другой. Задать первой стороне
определенные пределы, рационализировать работу (используя рекомендации
тайм-менеджмента), научиться распознавать манипуляции руководства и
подчиненных, научиться не поддаваться на эти манипуляции. Научиться говорить
законное "Нет!". Перераспределить работу так, чтобы вам оставалось
только то, что вы не вправе делегировать другим, и научиться требовать
качественного исполнения. Обязательно ввести в свою жизнь категорию "«мое
личное время" и найти те варианты проведения досуга, которые дали бы
возможность использования ваших "правополушарных" особенностей.

И
почаще вспоминать Козьму Пруткова: "Хочешь быть счастливым? Будь
им!".
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psycho.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.