Реферат по предмету "Культура и искусство"

Узнать цену реферата по вашей теме


Культура дворянской усадьбы

Культура дворянской усадьбы

Митрополит Питирим (Нечаев)

Ярким
эпизодом в истории русской культуры стала жизнь дворянской усадьбы. Она вобрала
в себя дух просвещения и стремление к экономическому благоденствию, была
проникнута никогда ранее с такой силой не проявлявшимся чувством природы. Ею
порождены замечательные архитектурные и садово-парковые ансамбли. В ее укладе,
сочетавшем в себе черты патриархальности с утонченным европеизмом, важная роль
принадлежала семье, традициям набожности, гостеприимству. Подъем усадебной
культуры начался во второй половине XVIII в. и пришелся на периоды царствования
от Екатерины II до Александра I. Этому способствовал, прежде всего, указ 1762
г. "О вольности дворянства".

Первоначально
дворянство было служилым сословием, получавшим поместья за военную службу. Во
времена Петра I действовал принудительный порядок бессрочного прохождения
дворянами государственной службы, в 1736 г. бессменная служба была заменена
срочной на 25 лет, а согласно новому указу служба из сословной повинности
превратилась в добровольное исполнение долга перед престолом и Отечеством.
Отныне дворянину предоставлялась возможность самому решать свою судьбу: он мог
продолжить военную карьеру или карьеру статского чиновника, а мог подать в
отставку. Указ 1762 г. более всего затронул средний офицерский состав русской
армии, наиболее здоровую и дееспособную часть дворянского сословия. Многие
военные смогли оставить службу, вернуться к своим семьям и заняться устройством
домашних дел. Побывавшие в Европе во время Семилетней войны (1756 – 1763 гг.) и
ознакомившиеся со всеми существующими там хозяйственными достижениями, они
стали прилагать полученные знания к обустройству собственных имений. По закону
1731 г. поместья были приравнены к наследственным вотчинам, поэтому дворянство
стало, по выражению В.О. Ключевского, "более оседлым".

К
середине XVIII в. установилась практика, по которой земли раздавались не
столько с поместными целями, сколько с целью обогащения близких ко двору лиц.
Некоторые семейства стали обладателями огромных земельных состояний. Обеспечение
собственного существования не составляло насущную проблему для высшего слоя
дворянства. Заставить вельмож поселиться в деревне могли либо опала, либо
стремление к покою на старости лет. Даже отойдя от государственных дел, они
предпочитали жить в Москве или Санкт-Петербурге и только на лето переезжали в
одно из своих имений. Зато они обладали большими средствами для того, чтобы
строить и украшать усадьбы. Нередко проекты заказывались известным зодчим,
разбивкой парка занимались мастера ландшафтной архитектуры, для производства
разного вида технических работ приглашались иностранные специалисты.

Между
тем среднее дворянство тоже постепенно обогащалось. Поместья приобретали все
больше черт предпринимательского хозяйства. Развитие сельскохозяйственного
предпринимательства поддерживал ряд законодательных актов, в том числе
полученное дворянами преимущественное право снабжать войска провиантом и
фуражом. В 1765 г. было учреждено "Санкт-Петербургское вольное
экономическое общество" — старейшее из отечественных ученых экономических
обществ. Его деятельность была направлена на распространение среди помещиков
полезных хозяйственных знаний, на изучение экономического положения в стране, а
также опыта западноевропейских стран. Екатерина II оказывала ему высочайшее
покровительство. Себя она называла простой помещицей, демонстрируя свое особое
отношение к дворянам-землевладельцам, дворянам-строителям усадеб.

Закономерно,
что екатерининская эпоха выдвигала домовитых, любознательных, практичных и
инициативных людей, таких как выдающийся ученый и писатель, один из
основоположников агрономической науки, А.Т. Болотов. Не случайно и то, что один
из наиболее ярких культурных деятелей эпохи, Н.А. Львов, проявил замечательное
мастерство в устройстве ряда провинциальных усадеб. Усадебное строительство в
эту пору приобрело широчайший размах. Его география определялась регионами
традиционного сосредоточения дворянских вотчин, транспортной сетью и другими
факторами.

Своей
связью с древней столицей выделялись подмосковные усадьбы. Традиционными
центрами расселения дворянства были Псковская и Смоленская губернии. Оживленное
строительство охватывало местности, прилегавшие к дороге между Москвой и Петербургом,
окрестности Твери, Торжка, и Осташкова. Богатые усадьбы возникали в Поволжье,
на черноземье: на части Рязанской, в Липецкой, Тамбовской и Орловской
губерниях. Строительство распространялось также в южном направлении и вдоль
дороги на Киев: на Тульские, Курские и Белгородские земли, на Калужскую
губернию. В то же время обживались отдаленные поместья по окраинам давно
освоенных территорий.

Личность
дворянина во всем многообразии его вольного бытия определила формирование
усадебной культуры во второй половине XVIII в. Это был человек, настроенный
независимо, гордый своим ясным пониманием действительности. Не случайно, что
именно в этот период у дворянина развивается особо утонченное чувство природы,
возникает потребность в систематическом чтении, вкус к изящным искусствам. По
деревням заводятся богатейшие библиотеки, создаются домашние музеи произведений
искусства. Усадьба из простого хозяйственного подворья превращается в
художественно организованный ансамбль. К культурному портрету дворянина-создателя
усадеб необходимо добавить такие черты, как увлечение театром и музыкой,
чувство памяти, проявившееся в его церковном строительстве, устройстве
мемориальных уголков парка, портретных галерей предков.

Природное
русское стремление к красоте, изяществу, в сочетании с использованием западных
ценностей приводит к становлению особого образа жизни, в основе которого лежат
исконно русские обычаи: гостеприимство, радушие, общительность.

Допетровская
Русь характеризовалась патриархальным укладом жизни. Церковный устав
регламентировал весь строй домашнего быта. Ритм жизни определяло молитвенное
правило, которое неукоснительно соблюдалось в быту. Все это пришло в русскую
жизнь из древних веков и до Петра соблюдалось с особым усердием. Несмотря на
европеизацию старые обычаи в значительное мере сохранились неизменными —
вспомним хотя бы описание усадьбы Лариных в "Евгении Онегине".

Структура
дворянской усадьбы, наряду с господским домом, парком и различными службами
почти обязательно включала здание церкви. Еще от конца XVII в. дошли
великолепные усадебные храмы в Уборах Шереметева, Троицком-Лыкове Нарышкина, в
Дубровицах воспитателя Петра I князя Голицына (Подмосковье). В XVIII – XIX вв.
эта традиция продолжалась, подчас поражая столичным масштабом и богатым убранством
архитектуры, возведенной где-нибудь в глухом, отдаленном уезде. Нередко вместе
с основным храмом ставились церкви или часовни с семейной усыпальницей. Такие
православные мавзолеи в "дворянских гнездах" поддерживали родовую
связь поколений, а по выразительности своих форм они обычно выделялись среди
других построек усадьбы. Упомянем хотя бы церковь-усыпальницу в имении
Н.А.Львова Никольское-Черенчицы (под Торжком) — один из подлинных шедевров
русской архитектуры XVIII в.

Обратной
стороной усадебной культуры было крепостничество. Для строительства усадеб
существование крепостного права имело решающее значение, поскольку большая
часть строительных, отделочных и ландшафтных работ выполнялась руками
крепостных. Из крепостных состояла вся обслуживающая барский быт дворня (лакеи,
кучера, конюхи, егеря, повара, прачки и т.д.). Среди дворовых выделялись те
трогательно привязанные к своим питомцам "няни" и "дядьки",
образы которых сохранила наша литература. Крупные помещики держали своих
каменщиков, плотников, стенописцев, лепщиков, столяров, садовников, к подсобным
работам нередко в виде повинности привлекались крестьяне. У многих помещиков
были свои архитекторы, живописцы, актеры. Примером может служить усадьба Н.П.
Шереметева "Останкино". Строительством его роскошного дворца и
устройством парка занимались одаренные крепостные зодчие П.И. Аргунов, Г.Е.
Дикушин, А.Ф. Миронов. А в его прославленном театре выступала большая труппа
крепостных актеров, певцов и музыкантов во главе с П. Жемчуговой, Т.
Гранатовой, С. Дехтяревой, П. Калмыковым.

Совершенно
очевидно, что в целом крепостничество заключало в себе большие нравственные
пороки и в конце концов пагубно сказалось как на развитии помещичьих хозяйств,
так и на психологии их владельцев. Кризис назревал постепенно, а отмена
крепостного права окончательно подорвала социально-экономическое благополучие
усадеб. Доход от имений стремительно сокращался. Все же гибнущий мир дворянской
усадьбы еще должен был оставить памятный след в произведениях И.С. Тургенева,
А.П. Чехова, И.А. Бунина, картинах В.Э. Борисова-Мусатова. Уже в начале XX в.
происходит осознание того, что памятники некогда цветущей усадебной жизни
являются неотъемлемой частью нашего богатейшего культурного наследия.
Список литературы

1.
Аникст М.А., Турчин В.С. и др. В окрестностях Москвы. Из истории русской
усадебной культуры XVII – XVIII вв. М., 1979.

2.
Сборники Общества изучения русской усадьбы. М., 1927 – 1928.

3.Тихомиров
Н.Я. Архитектура подмосковных усадеб. М., 1955

4.
Художественная культура русской усадьбы. М., 1995.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.