Реферат по предмету "Культура и искусство"

Узнать цену реферата по вашей теме


Живопись Азербайжана

Живопись Азербайжана

Современное
искусство Азербайджана пришло на смену богатому и самобытному художественному
наследию тысячелетий. Традиции изобразительного искусства Азербайджана восходят
к далеким временам. Одна из наиболее богатых коллекций наскальных рисунков в
мире - Гобустан - наиболее древний памятник изобразительного искусства. Более
4.000 рисунков Гобустана воссоздают сцены охоты, жатвы, ритуальных танцев.
Самые древние из рисунков датируются VIII-VII тысячелетием до нашей эры. Кроме
Гобустана, в Азербайджане также обнаружены древние наскальные рисунки на горе
Гемигая, за которую, по преданию, зацепился ковчегом Ной во время всемирного
потопа, а также в Кельбаджарском районе.

О
богатых художественных традициях азербайджанских мастеров говорят прекрасные
образцы ремесла древности, античная глиптика и торевтика Кавказской Албании,
средневековая керамика Байлакана и Гянджи. Об этом напоминают средневековые
мавзолеи Нахичевани и Ширвана с их ажурной резьбой и красочными изразцами,
изящные ткани Шеки и Шемахи, затейливые узоры казахских, карабахских и
кубинских ковров, полные экспрессии и декоративной выразительности
средневековые тебризские миниатюры, тонкая каллиграфическая вязь рукописей.

Миниатюрная
средневековая живопись (книжная иллюстрация) азербайджанского народа входит в
сокровищницу мировой культуры. Выдающееся художественное явление мировой
культуры - тебризская школа XVI века. В Тебризе, рядом с местными художниками,
плеядой разносторонне одаренных мастеров, возглавляемых Султаном Мухаммедом,
работали его сын Мирза Али, а также Бехзад, Шейх-заде Хорасани, Ага Мирек
Исфагани, знаменитые каллиграфы Шахмахмуд Нишапури, Дуст Мухаммед и другие. В
Султанийе работал Мир Муссевир с сыном Мир Сеидом Али. Среди всех рукописей
"Шахнаме" и "Хамсе", выполненных художниками ширазской,
гератской, бухарской, казвинской, исфаганской школ XIV-XVII века,
общепризнанными шедеврами считаются рукопись "Шахнаме" 1527-1537 года
и знаменитый лондонский экземпляр "Хамсе" Низами 1539-1543 года,
созданные Султаном Мухаммедом и художниками его школы. Примечательна
"Золотая цепь" Джами, в изготовлении которой принимали участие
ардебильские мастера. Миниатюры того времени окунают нас в поэтику окружающего
мира, поражая теплыми и интенсивными красками, идеализированными фигурами
людей, красотой живой природы. С последней четверти XVI века появляются
миниатюры на отдельных листах, рисунки животных, птиц, цветов, портретные
работы.

Многолетние
ирано-турецкие войны XVII века и междоусобные войны азербайджанских ханств в
XVIII веке тяжело отразились на культуре. Однако, несмотря на сокращение
строительства, возникают новые типы жилых зданий, резные и наборные деревянные
украшения, декоративная роспись фасадов и интерьеров домов. Восхищают росписи
дворца Шекинских ханов и дома Шекихановых в Нухе (Шеки), дома Мехмандарова в
Шуше и многие другие. Монументальные стенные росписи Шекинского ханского дворца
воплотили неисчерпаемое богатство фантазии, тонкость эстетического вкуса
народа, его представления о прекрасном.

За
период с XVII по XIX века азербайджанские мастера продолжают создавать
миниатюры. В экспозиции Азербайджанского Государственного музея искусств имени
Р. Мустафаева в городе Баку демонстрируется азербайджанская станковая и книжная
миниатюра XVII-XIX века, лаковая миниатюра XVIII-XIX века. В XIX веке в
изобразительном искусстве Азербайджана - под влиянием Европы - появляются
реалистические веяния. В произведениях живописи и книжной графики XIX века
миниатюры нередко сочетаются с реалистической трактовкой образа. Это особенно
ярко сказалось в творчестве художников XIX века - портретиста Мирза Кадыма
Иревани (1825-1875), поэта и музыканта Мир Мовсум Навваба (он иллюстрировал
свои сочинения красочными рисунками, портретами), Аббаса Хусейни, талантливой
поэтессы и художницы Натаван, также украшавшей свои стихи лирическими
изобразительными мотивами. В их произведениях, выполненных в духе миниатюры,
преобладают черты европейской живописи, перспектива, светотень.

Далее
реалистические формы изображения с влиянием миниатюры нашли развитие в
творчестве азербайджанских художников начала XX века - тонкого, проникновенного
живописца-лирика Бехруза Кенгерли, мастера сатирической графики Азима Азимзаде.
Художник Алибек Гусейнзаде создал в начале XX века жанровые картины
("Азербайджанская семья"), пейзажи ("Мечеть в
Биби-Эйбате"), портреты ("Портрет Шейх-уль-ислама") масляными
красками.

Особенно
плодотворным было творчество живописца из Нахчывана Бехруза Кенгерли
(1892-1922). За свою недолгую жизнь, благодаря необыкновенно плодотворному
трудолюбию, Кенгерли сумел создать сотни пейзажей и портретов. В совершенстве
владея техникой как акварельной, так и масляной живописи, Кенгерли с любовью
изображал в пейзажах горы, равнины, памятники архитектуры Нахчывана. Портретная
галерея Кенгерли представляет исключительную художественную ценность.

Созданные
Азимом Азимзаде серии акварелей и рисунков на исторические, бытовые темы,
иллюстрации, театральные эскизы говорят о многих гранях творчества родоначальника
азербайджанской графики. Ценным вкладом в развитие книжной графики явились
иллюстрации художника к произведениям поэта-сатирика Сабира
("Хоп-хопнамэ" и другие). Прекрасны известнейшие работы Азимзаде:
"Свадьба у бедных", "Свадьба у богатых", "Бой собак"
и другие.

В
области книжной и станковой графики активно работали также Э. Гаджиев, Г.
Халыков, И. Ахундов, А. Рзакулиев, Г. Мустафаев. В 30-50-е годы ХХ века
азербайджанские живописцы создают полотна на темы истории и современности,
труда и быта. И если поначалу полотна художников С. Саламзаде, Г. Халыкова, А.
Рзакулиева нередко близки традициям миниатюры, то полотна С. Шарифзаде, Т.
Тагиева, Г. Ахвердиева, К. Кязимзаде, М. Рахманзаде реалистичны. В период
второй Мировой войны азербайджанская живопись отмечена пафосом героизма и
воинской доблести. Обращаясь к батальным и жанровым сюжетам, связанным со
славным историческим прошлым и героической современностью, художники М.
Абдуллаев, Б. Мирзазаде, С. Бахлулзаде, Б. Алиев и другие в своих картинах
прославляли образы легендарных героев азербайджанского народа Джеваншира,
Бабека, Кер-оглы, а также воинов-борцов с фашизмом. Психологические портреты
людей труда Э. Мамедова, деятелей культуры, женщин и детей В. Самедовой,
пейзажи М. Абдуллаева и С. Бахлулзаде говорят о значительно возросшем
мастерстве азербайджанских живописцев.

В
60-70-е годы ХХ века в полную силу таланта и мастерства раскрываются творческие
индивидуальности художников среднего и молодого поколений, проникнутых
философским осмыслением действительности, анализом душевного мира, интеллекта,
чувств и переживаний современников. Ярким представителем героико-драматической
линии в азербайджанской живописи той поры является талантливый мастер кисти Т.
Салахов ("Женщины Апшерона", " Портрет нефтяника", "Новое
море", "Портрет композитора Кара Караева", портреты Кер-оглы и
Р. Рза и другие). Романтика его полотен проникнута пульсом времени, поэзией
созидания. Поэтическая обобщенность, внутренняя взволнованность и психологизм
образов присущи М. Абдуллаеву ("Индийская серия", "На полях
Азербайджана", "Девушки-рисоводы", портреты С.Вургуна, Насими и
другие). Лирически напевны, воздушны по краскам пейзажи С. Бахлулзаде,
отражающие солнечный Апшерон, знойную Мугань, горы и равнины, леса и поля
Азербайджана. Колористической экспрессией и энергичным ритмом насыщена живопись
Т. Нариманбекова, выдержанная в романтическом аспекте ("Радость",
"Песня", "Плодородие", "Плоды граната",
"Старая чинара", "Девичья башня" и другие).

Лиричны,
эмоциональны по настроению картины Н. Абдурахманова, изображающего сельских
жителей в окружении живописной природы. В 60-70 годы ХХ века проявили себя
талантливые художники: А. Абдулхалык, Б. Афганлы, Г. Ахвердиев, И. Ахундов, Р.
Бабаев, А. Вердиев, В. Видади, А. Гаджиев, Ю. Гусейнов, А. Джафаров, Н.
Зейналов, Э. Шахтахтинская, Н. Касумов, К. Сейфуллаев, Л. Фейзуллаев, Х.
Сафарова, Э. Рзакулиев, О. и Т. Садыхзаде, Н. Исмайлов, К. Ханларов, Т.
Шихалиев.

Успешно
работали в области оформления книги и эстампа азербайджанские графики,
порадовав хорошим владением спецификой офорта, монотипии, линогравюры,
станкового рисунка и акварели. Запомнились работы Р. Мехтиева, Н. Бабаева, Н.
Ахундова, Д. Муфидзаде, Б. Гаджиевой и других.

Экспозиция
современного азербайджанского искусства располагается в залах Азербайджанского
Государственного музея искусств и представляет живопись, скульптуру, графику,
декоративно-прикладное искусство Азербайджана 30-90 годов. Богатая коллекция
Азербайджанского Государственного музея искусств имени Р. Мустафаева позволяет по-новому
увидеть художественные памятники прошлого и раскрыть особенности современного
искусства.

Современная
живопись и графика азербайджанских художников представлена в частных коллекциях
во многих странах мира. Вновь радуют нас произведения А. и В. Шамсиевых., И.
Мамедова, З. Алиевой, Д. Керимова, О. и В. Агабабаевых, У. и Е. Ахвердиевых, Э.
и М. Бабаевых, Р. и С. Вердиевых, Р. Керимова, Э. и Д. Гашимовых, Н. и А.
Ибрагимовых, Мехтиева, Маратлы, А. и С. Самедовых, Фарзалиева, и многих других
художников земли азербайджанской.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.azeri.ws


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат О проблеме развития экологического туризма в России
Реферат Формирование имиджа гостиничного предприятия
Реферат Дiя атомiв у навколишньому середовищi
Реферат Туристические услуги
Реферат Восстановление электроразрядного эксимерного лазера XeCl*1.5
Реферат Отчет по практики по отелю "Аврора"
Реферат Організація служби прийому та розміщення гостей на прикладі готелю "Русь"
Реферат Особенности спортивно-зрелищного туризма на примере большого тенниса
Реферат Паспорт туристских ресурсов
Реферат Особенности менталитета жителей Бразилии
Реферат Особенности тактических основ Hattrick
Реферат ОТЧЕТ по технологии производства гостиничных услуг
Реферат Перспективы развития региона Кавказские Минеральные Воды
Реферат особенности обслуживания клиентов предприятий туризма
Реферат Первая медицинская помощь в походе