Реферат по предмету "Авиация и космонавтика"

Узнать цену реферата по вашей теме


Учет тмз

Содержание Введение 3 I Теоретические и организационные основы бухгалтерского учета ТМЗ 1. Сущность материальных запасов, их классификация 2. Учет материальных запасов на складах 3. Синтетический и аналитический учет ТМЗ на предприятии 4. Документальное оформление движения товарно-материальных запасов 5. Учет товароматериальных запасов в 1 С бухгалтерии 20

Глава II. Международный опыт и стандарты в области учета товарно-материальных ценностей 1. Учет материальных запасов в соответствии с МСФО 2. Американская концепция непрерывного учета ТМЗ 24 Глава III. Инвентаризация товарно-материальных ценностей 28 Заключение 32 Список использованной литературы 33 Введение

Учетная политика предприятия - это совокупность выбранных им способов ведения бухгалтерского учета.  Цель учетной политики обеспечить возможность потребителям бух­галтерской информации объективно судить о положении дел на предпри­ятии. Основными задачами учета товарно-материальных запасов являются, во-первых, калькуляция фактических затрат по заготовлению (приобретению) материалов, во-вторых, контроль за их сохранностью и, в-третьих, правильное распределение стоимости израсходованных в процессе производства

материалов по объектам калькулирования, своевременное и полное документирование всех операций по их движению; правильное определение фактической себестоимости заготовленных запасов, контроль за состоянием складских запасов; получение точных сведений об остатках и движении запасов в местах их хранения. Так же важнейшей предпосылкой организации учета материалов является их оценка, так как она, как элемент метода бухгалтерского учета в соотношении с учетным процессом выполняет функции измерения товарно-материальных

запасов. Цель работы исследовать методы оценки товарно-материальных запасов. В соответствии с заданной целью были сформулированы следующие задачи исследования: изучить экономическую литературу по данной теме; определить теоретические аспекты бухгалтерского учета ТМЗ; исследовать особенности синтетического, аналитического учета и документооборота при учете ТМЗ; выявить основные методы оценки ТМЗ; описать международные концепции учета

ТМЗ; исследовать основы инвентаризации товарно-материальных ценностей. Глава I Теоретические и организационные основы бухгалтерского учета ТМЗ 1. Сущность материальных запасов, их классификация В процессе производства наряду со средствами труда участвуют предметы труда, которые выступают в качестве материальных запасов. В отличие от средств труда предметы труда участвуют в процессе только один раз,

в их стоимость полностью включается в себестоимость производимой продукции, составляя ее материальную основу. В общем понимании товарно-материальные запасы - это активы в виде: запасов сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива, тары и тарных материалов, запасных частей, прочих материалов предназначенных для использования в производстве или при выполнении работ и услуг; незавершенного производства; готовой продукции; товаров предназначенных для продажи.

В процессе производства материалы учитывают по- разному. Одни полностью потребляются в производственном процессе (сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и др.), другие - изменяют только свою форму (смазочные материалы, лаки, краски), третьи входят в изделие без каких – либо внешних изменений (запасные части), четвертые только способствуют изготовлению изделий и включаются в их массу или химический состав (инструмент, спецодежда и др.)

По функциональной роли и назначению в процессе производства все запасы подразделяются на основные и вспомогательные. Основные – это материалы вещественно входящие в изготовляемую продукцию, образуя ее материальную основу (мука при выпечке хлеба); вспомогательные – эти материалы входят в состав вырабатываемой продукции, но, в отличие от основных, они не создают вещественной (материальной) основы производимой продукции. Их применяют в качестве компонентов к основным для придания продукции необходимым качеств

(краски, лак, клей), либо они содействуют производственному процессу. Деление материалов на основные и вспомогательные условно, поскольку зависит это от количества применения одного и того же материала в разных видах продукции, от характера технологии и других факторов. Например, топливо на электростанции для технологических целей - основной материал, а используемое в котельной завода для отопления производственных помещений – вспомогательный.

Выделение в учете вспомогательных материалов возможно в ряде случаев только на конкретном предприятии при определенном технологическом процессе. 2. Учет материальных запасов на складах Учет материальных запасов на складах может осуществляться материально ответственными лицами либо с их согласия, учетчиками (операторами) как руч­ным способом, так и с применением различных прикладных специализированных программ. При ручном способе учета материальных запасов на складах на каждый номенклатурный номер запаса

открывается отдельная карточка, которая передается из бухгалтерии на склад в полузаполненном виде В полученных карточках кладовщик заполняет реквизиты, характеризующие места хранения материалов (стеллажи, ячейки). Записи в карточки производят на основании документов. Заполненная карточка учета материалов приведена в Приложении. Если остаток материальных запасов на складе выше иди ниже установленной нормы запаса, то

заведующий складом обязан сообщить об этом отделу снабжения. Для этих целей применяется Сигнальная справка об отклонениях фактического остатка запасов от установленных норм запаса. Она применяется для контроля за отклонением фактического остатка запасов от установленных норм запаса и для контроля их остатков, находящихся без движения. Справка составляется в одном экземпляре заведующим складом (кладовщиком) на основании данных

Карточек учета материалов. Критерии для включения данных в справку устанавливает отдел материально-технического снабжения субъекта. Бухгалтерия в установленные сроки осуществляет непосредственно на складах проверку правильности записей и вывода остатков в карточках. О проведении сверки бухгалтер расписывается в специальной графе карточки. Приемку документов, оформляющих движение материальных запасов, бухгалтер проводит на складе на основании

"Реестра приемки-передачи документов", состав­ленного материально ответственными лицами в одном экземпляре. Форма реестра приведена в Приложении. О выявленных недостатках и нарушениях в работе материально ответственных лиц, а также о результатах выборочных проверок и проведенном инструктаже работник бухгалтерии должен информировать главного бухгалтера. 1.3. Синтетический и аналитический учет ТМЗ на предприятии

Учет всех видов материальных запасов ведется на основных активных инвентарных счетах подраздела 20 «Материалы», в которых входят следующие синтетические счета: 201 «Сырье и материалы», 202 «Полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали», 203 «Топливо», 204 «Тара и тарные материалы», 205 «запасные части», 206 «Прочие материалы», 207 «Материалы, переданные в переработку»,

208 «Строительные материалы». На счете 201 «Сырье и материалы» учитывают сырье и материалы, необходимые для создания основы вырабатываемой продукции или являющиеся компонентами при ее изготовлении. Здесь же учитывают и вспомогательные материалы, которые участвуют в создании продукции, или же если они предназначены для хозяйственных нужд, технических целей и содействия производственному процессу. На счете 202 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» учитывают покупные

полуфабрикаты и готовые комплектующие изделия, приобретаемые для укомплектования производимой продукции и требующие затрат по обработке или сборке. На счете 203 «Топливо» учитывают нефтепродукты, твердое и другие виды топлива. К нефтепродуктам относятся все виды горючих и смазочных материалов, используемых для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления; к твердому топливу – все его виды: уголь, торф, дрова; к другим – газообразное топливо, горючие сланцы.

На счете 204 «Тара и тарные материалы» учитывают тару всех видов, кроме используемой как тара – оборудование и хозяйственный инвентарь (цистерны, бочки, фляги), а также материалы и детали, предназначенные для изготовления и ремонта тары (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное). На счете 205 «Запасные части» учитывают запасные части, предназначенные для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и других видов техники (детали, узлы,

агрегаты, аккумуляторы, автомобильные шины). На счете 206 «Прочие материалы» учитывают отходы производства. неисправимый брак, ценности, полученные от ликвидации основных средств, изношенные шины, утильная резина. На счете 207 «Материалы, переданные в переработку» учитывают материалы, переданные в переработку на сторону и в последующем включаемые в себестоимость полученных из переработки изделий. На счете 208 «Строительные материалы» учитывают строительные материалы, используемые непосредственно

в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления строительных деталей. На этом субсчете учитывают также другие ценности, необходимые для нужд строительства: взрывчатые вещества, бумагу. По каждому счету хозяйствующие субъекты могут открыть необходимое количество субсчетов и аналитических счетов по учету материалов. Кроме того, не принадлежащие данному предприятию выделяются в отдельные группы и учитываются забалансовых счетах. К примеру, могут быть открыты забалансовые счета 002 «Товарно–материальные

ценности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку». Поступившие от материально ответственных лиц склада документы передают на таксировку, предварительно скомплектовав их в пачки и снабдив сопроводительными ярлыками. После таксировки данные документов группируются по установленным на пред­приятии учетным группам (металлы, лесоматериалы и т.п.) в Накопительной ведомости синтетического учета материалов, которую ведут по приходу

и расходу товарно-материальных запасов по синтетическим счетам подраздела 20 "Мате­риалы" и группам материалов. Накопительная ведомость используется для сверки данных бухгалтерского и складско­го учета, который ведется в Карточках учета материалов и Книге остатков материалов. Книга остатков материалов в течение месяца хранится в бухгалтерии и использу­ется там для получения сведений об остатках материалов.

В конце месяца книга передается из бухгалтерии на склад, где заведующий складом (кладовщик) проставляет в нее остатки материальных запасов на конец отчетного месяца, заверяя их своей подписью. Книга остатков материалов 1-3 числа следующего за отчетным месяца из склада возвращается в бухгалтерию на таксировку и подсчет итогов по группам и счетам по учету товарно-материальных запасов (счета подраздела 20 "Материа­лы"). В конце месяца данные об остатках в

Накопительной ведомости синтетического учета материалов по каждой учетной группе в суммовом выражении сверяют с ито­гами по группам в Книге остатков материалов. Эти данные должны совпадать, так как записи на складе (в карточках, а затем и в Книге остатков материалов), а также в бухгалтерии (в Накопительной ведомости синтетического учета материалов) про­изводились на основании одних и тех же

документов. В результате бухгалтерия будет иметь сверенные с данными скла­да сведения по остаткам материалов в разрезе всех синтетических счетов и групп материальных запасов. При большой номенклатуре используемых материалов их фактическую себестои­мость можно рассчитать только в конце месяца, когда бухгалтерия будет иметь слагае­мые этой себестоимости, а поскольку движение происходит ежедневно, возникает пот­ребность в использовании в текущем учете твердых, заранее установленных цен,

назы­ваемых учетными. По окончании месяца рассчитываются суммы и процент отклонений для доведения учетной стоимости материалов до их фактической себестоимости. В бухгалтерии на основе Накопительной ведомости синтетического учета матери­алов состав­ляется Ведомость движения материалов, в денежном выражении. В ней показывают остатки и движение материальных запасов по складам или материально ответственным лицам,

а гак же производят расчет среднего процента отклонений по данным об остатках и приходе материалов за месяц по фактической себестоимости и учетным ценам. По найденному проценту учетная стоимость израсходованных материальных запасов доводится до фактической. В бухгалтерии на основе первых экземпляров документов на расход материалов составляют разработочную таблицу "Распределение расхода материалов", в которой указывают цехи и счета потребители,

заказы, статьи затрат и другие объекты учета или калькуляции и расход материалов по учетным ценам. На основе таблицы делают записи в ведомость "Затраты цехов" (дебет счетов подразделов 901, 921, 931- 941, 951, кредит счетов 201, 202, 203, 204, 205, 206 и 208). В целях осуществления систематического контроля за сохранностью запасов бухгалтерией должны проводиться контрольно-выборочные проверки остатков отде­льных видов материалов в натуре; не менее важная

задача - организовать контроль за использованием материалов в производстве. Материалы, оставшиеся в цехах на конец месяца неиспользованными (нераскроенными, неподвергшимися обработке), необходимо списать со счетов производства на соответствующие счета материалов по данным их инвентаризации и оценки (де­бет счетов подраздела 20 "Материалы", кредит счетов 901. 921, 931- 951). Первым числом нового месяца остатки этих материалов бухгалтерской записью списывают на счета производства

(дебет счетов 901, 921, 931, 951, кредит счетов подраздела 20 "Материалы"). Для контроля за использованием материалов в производстве применяются сле­дующие методы: документальное оформление отклонений от норм, учет раскроя по партиям, инвентаризация (инвентарный метод). При документальном оформлении отклонений от норм при замене одних материалов другими, а также при отпуске материалов сверх норм, оформляется "

Акт-требо­вание на замену (дополнительный отпуск) материала". Для выявления отклонений по каждой партии раскраиваемого материала пользуются методом раскроя по партиям. При этом методе учет осуществляется мастерами-распорядителями диспетчерским бюро цеха в учетных (раскройных) картах, открываемых на каждую партию раскраиваемого материала. В учетных картах, исходя из технологических карт раскроя указывается, какое количество и каких заголовок

должно быть получено в результате раскроя данной партии, a также количество отходов (по нормам). Экономия или перерасход определяется путем сопоставления количества фактически израсходованных материалов с нормативным расходом на фактический выпуск продукции. Аналогичный контроль осуществляется и в отношении отходов. В учетной карте указываются причины отклонений и лица, ответственные за раскрой материалов.

При невозможности или нецелесообразности применений учета по партиям отклонения выявляются по каждому виду материалов по отдельным исполнителям бригадам, отделениям или по цеху в целом (за смену, сутки, пятидневку, декаду или месяц) с помощью периодических инвентаризаций. На основании данных текущего учета цехи (участки) должны представлять в бухгалтерию рапорты и отчеты об использовании материалов в производстве и об отклонениях от норм с указанием причин экономии или

перерасхода. Движение материалов на счетах бухгалтерского учета отражается следующими бухгалтерскими записями: 1 Оприходованы на склады материальные запасы, поступившие от поставщиков: - дебет счетов подраздела 20 "Материалы" (201-206. 208) - на стоимость матери­альных запасов (без НДС), поступивших от поставщиков, являющихся плательщика НДС в Республике Казахстан, - дебет счета 331 "

Налог на добавленную стоимость к возмещению" - на суммы НДС, включенные в счета-фактуры поставщиков, являющихся плательщиками НДС: - кредит счета 671 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на общую сумму счета-фактуры. 2. Оприходованы материалы, полученные от ликвидации основных средств по цене возможного использования: - дебет счета 206 "Прочие материалы"; - кредит счета 722 "

Доход от реализации основных средств". 3. Оприходованы материалы, полученные от неисправного брака в производстве, отходы производства, произведен возврат материалов из производства на склады: - дебет счетов 201 "Сырье и материалы", 202 "Покупные полуфабрикаты и комп­лектующие изделия, конструкции и детали", 203 "Топливо", 205 "Запасные части",

206 "Прочие материалы"; - кредит счетов 126 "Незавершенное строительство", 821 "Общие и административ­ные расходы", 862 "Доходы (убытки) от стихийных бедствии", 863 «Доходы (убытки) от прекращенных операций» 901 «Материалы», 92 1 "Материалы", 931 "Материалы",

941 «Материалы», 951 "Материалы", 950 "Брак в производстве". 4. Оплачены (приняты) расходы но транспортировке, погрузке и разгрузке, материалов на складах, не принадлежащих данному предприятию: - дебет счетов 20 "Материалы" (счета 201-208). - кредит счетов 671 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». 333 "Задолженность ра­ботников и других лиц",441 "

Наличность на расчетном счете", 451 "Наличность в кассе r национальной валюте", 681 "Расчеты с персоналом, но оплате труда". 687 "Прочие", а также счета 634 "Прочие", подраздела 63 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Социальный налог". 5. Отпущены материалы со складов: - кредит счетов подраздела 20 «Материалы» (201, 202, 203, 204, 205, 206, 208):

- дебет счета 207 "Материалы, переданные в переработку" - на стоимость, материа­лов, переданных в переработку и переработку в порядке толлинговых операций, - дебет счетов 901 "Материалы". 921 "Материалы". 931 " Материалы". 941 "Материалы", 951 "Материалы" на стоимость материалов, отпущенных основному и вспомогательному производствам, на исправление

брака и социальной сфере. - дебет счета 821 "Общие административные расходы" - на стоимость материалов, израсходованных на ремонт и содержание зданий, сооружений и оборудования общехозяйственного назначения и управления, - дебет счета 845 "Прочие" - на стоимость материальных запасов, реализованных на сторону, дочерним (зависимым) товариществам в оценке по их фактической себес­тоимости, - дебет счетов подраздела 86 "Доходы (убытки) от чрезвычайных ситуаций и прекращенных операций" (счета 861, 862)

расход материалов на ликвидацию последствии чрезвычайных ситуаций (землетрясение, наводнение, сель). На договорную стоимость реализованных материальных запасов дебетуют счета 301 "Счет к получению", 321 "Задолженность дочерних товариществ", 322 "Задолженность зависимых товариществ", 323 "Задолженность совместно-контролируемых товариществ" и кредитуют счет 727 "

Прочие" (операции по начислению НДС производятся в общеустановленном порядке и в данном параграфе не приводятся). Списание израсходованных материалов на счета потребителей производится по их фактической себестоимости. Следует иметь в виду, что себестоимость реализуемых товарно-материальных запасов признается как расход в том отчетном периоде, в котором признается связанный с ними доход. Сумма любых списаний до чистой стоимости реализации и все потери товарно-материальных запасов признаются

как расход в течение того отчетного периода, в котором произошло списание или понесен убыток. Сумма восстановления стоимости ранее списанных товарно-материальных запасов, в результате повышения чистой стоимости реализации, признается как снижение себестоимости реализованных товарно-материальных запасов в том отчетном периоде, в котором происходит повышение стоимости. Приемку документов, оформляющих движение материальных запасов, бухгалтер проводит на складе на основании

"Реестра приемки-передачи документов", состав­ленного материально ответственными лицами в одном экземпляре. 1.4. Документальное оформление движения товарно-материальных запасов Первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов яв­ляются основой организации материального учета. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль над движением, сохранностью и рациональным использованием товарно-материальных

запасов (TM3). В целях рациональной организации учета и контроля за использованием материа­лов в производстве при большом ассортименте ТМЗ на предприятиях разрабатывает­ся номенклатура (перечень) потребляемых в производстве материалов по их однород­ным признакам. Каждому наименованию, сорту материалов присваивается условное цифровое обозначение, номенклатурный номер (код), который затем проставляется во всех документах по наличию и движению

ТМЗ. Для сокращения номенклатуры ТМЗ и упрощения учета в отдельных случаях од­нородные и близкие по своим свойствам материалы могут объединяться в единый но­менклатурный номер. Номенклатурные номера строятся по-разному, они могут быть из шести или девяти знаков и иметь следующую структуру: номер балансового счета, номер группы, номер подгруппы, порядковый номер материалов в подгруппе и т.д. Документальное оформление поступления товарно-материальных запасов.

Предприятия могут получать ТМЗ в разных условиях: на складе поставщика, на станции железной дороги, на пристани, в аэропорту или непосредственно в своем складском помещении, где их принимает материально ответственное лицо. Для получения товаров со склада поставщика материально ответственному лицу выдается доверенность. Доверенностью признается письменное уполномочие одного лица (доверителя) для представительства от его имени, выдаваемое им другому (поверенному).

К использованию на территории Республики Казахстан допущены следующие формы доверенностей — типовая межведомственная форма № М-2 с корешком, на котором делают записи о выдаче и использовании доверенности с соответствующими реквизитами; — типовая межведомственная форма № М-2а, которая предус­матривает ведение заранее пронумерованного и прошнурованного журнала учета выданных доверенностей (типовая межведомственная форма № М-3).

Журнал учета выданных доверенностей хранится у лица, ответственного за выдачу и регистрацию доверенностей. Доверенности выдают лицам, с которыми заключен договор о материальной ответственности. Если доверенность выдастся работнику, с которым договор не за­ключен, то с него берется разовая подписка о материальной ответственности. Срок действия выдаваемой доверенности устанавливается хозяйствующим субъектом. Доверенность должна быть заполнена в соответствии с

Методическими реко­мендациями о порядке выдачи доверенности на получение товарно-материальных запасов и отпуска их по доверенности, утвержденными приказом Департамента методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Казахстан от 6 марта 1998г. № 46. Доверенность подписывают руководитель и главный бухгалтер, заверяют печа­тью.

Выдача доверенности с незаполненными реквизитами и без образца подписи лица, на имя которого она выдана, не производится. Перечень товаров, подлежащих получению со склада поставщика (отправителя) записывается на оборотной стороне доверенности. Если ассортимент велик или же однороден по наименованиям, но с большим разнообразием цен, то запись может производиться в одну строчку с указанием общего количества и суммы. Доверенность, независимо от срока ее действия, передают отправителю при первом получении товарно-материальных

запасов. Материально ответственное лицо, получившее доверенность, на следующий день, после каждого получателя ТМЗ независимо от того, получены ли они по довереннос­ти полностью или частями, представляет в бухгалтерию документы о выполнении поручении и о сдаче ТМЗ на склад. Неиспользованные доверенности возвращают доверителю на следующий день по истечении срока доверенности. При возвращении неиспользованной доверенности в Журнале учета выданных доверенностей пли в корешке

доверенности производят отметку «не использована». Такие доверенности хранятся до конца отчетного периода у лица, ответственного за их выдачу и регистрацию. По окончании отчетного периода неиспользованные доверенности аннулируют. Поставщиком (отправителем) при отпуске ТМЗ частями на каждый частичный отпуск составляется накладная в трех экземплярах с указанием в ней номера доверенности и даты ее выдачи.

По окончании отпуска ТМЗ доверенность сдают в бухгалтерию вместе с документами на отпуск последней партии ТМЗ по доверенности. При достатке ТМЗ на склад покупателя автотранспорта поставщика матери­ально ответственное лицо покупателя (заведующий складом, кладовщик) принимают у экспедитора поставщика ТМЗ по количеству мест и массе брутто н сопоставляет их с данными товарно-транспортной накладной (форма приведена в Приложении), заполненной в двух экземплярах.

В случае, если недостачи или других расхождений (количество, вес, сорт, качество и т.п.) фактического наличия ТМЗ с данными товарно-транспортной на­кладной не обнаружено, материально ответственное лицо, принявшее ТМЗ подтверж­дает приемку штампом предприятия и росписью в товарно-транспортной накладной. Один экземпляр накладной остается у материально ответственного лица, получившего ТМЗ, а второй возвращается лицу, доставившему ТМЗ на склад покупателя,

При выявлении расхождений между фактическими данными и отраженными в товарно-транспортной накладной или при наличии повреждений упаковки, проверя­ют каждое место, о чем должен быть составлен акт. В том случае, если повреждение упаковки может вызвать потерю в весе, ТМЗ следует принимать по массе нетто и количеству ТМЗ. В акте отражают данные о выявленных расхождениях и указывают

ТМЗ, по которым установлены расхождения. Материальные ценности, по которым отклонения не выявлены, в акте не приводят, но производят запись "По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет". При доставке ТМЗ железнодорожным транспортом приемку ТМЗ проводят в месте разгрузки вагонов, контейнеров, цистерн или на складе железной дороги. В первую очередь проверяют це­лостность вагона (контейнера, цистерны), наличие пломб, четкость оттисков

печати организации, опломбировавшей вагон (контейнер, цистерну). В случае прибытия груза без сопроводительного документа поставщика, разгрузку ТМЗ оформляют актом, в котором указывается фактическое наличие ТМЗ и отпускная цена. Приемка ТМЗ на станции назначения, прибывших в исправном вагоне (контейне­ре, цистерне) с неповрежденными пломбами грузоотправителя, осуществляется по количеству мест и массе брутто,

если ТМЗ упакованы в тару, а если они не упакова­ны, то по массе нетто и качеству. Акт, составленный с соблюдением всех правил приемки ТМЗ, является полноценным юридическим документом для предъявления претензий к поставщикам или транспортной организации. После разгрузки транспортного средства (вагона, контейнера, цистерны) ТМЗ должны быть перемещены на склад покупателя или сданы на ответственное хранение на склад железной

дороги. Аналогичные операции осуществляют при приемке ТМЗ, доставленных в место назначения автомобильным, водным, авиа- и гужевым транспортом. Предприятия могут производить закуп товаров у населения. В этом случае материально ответственное лицо предприятия-покупателя, осуществляющее закуп, должно составить закупочный акт, указав в нем фамилию, инициалы, РНН, (регистрационный номер налогоплательщика) продавца,

наименование и цену приобретенных ТМЗ, общую сумму покупки. В этом же акте необходимо указывать номер и срок действия патента (свидетельства), вид деятельности, на который выдан патент (свидетельство) или иного документа (квитанции, разового талона за право реализации на рынке). Документы для оприходования ТМЗ Основными документами, служащими основанием для оприходования ТМЗ являются: — счет-фактура, в котором указаны его порядковый номер и дата составления, наименование,

адрес и РНН поставщика и покупателя ТМЗ, номер свидетельства о постановке на учет по налогу ка добавленную стоимость, наименование (описание) поставляемых ТМЗ и их количество, стоимость ТМЗ без налога на добавленную стоимость, сумма акциза по подакцизным ТМЗ, ставка налога па добавленную стои­мость, сумма налога на добавленную стоимость, стоимость ТМЗ с учетом налога на добавленную стоимость и акциза; — товарно-транспортная накладная; — накладная

и документы, выписанные материально ответственным лицом, при­нявшим товар, а именно: Приходный ордер. Применяют для учета запасов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответс­твенное лицо в день поступления запасов на склад. Приходный ордер приведен ниже. Акт о приемке материалов. Применяется для оформления приемки запасов, имеющих количественное и качественное расхождение с данными

сопроводитель­ных документов поставщиков; составляется также при приемке материалов, посту­пающих без документов. Акт о недостачах и потерях запасов в процессе заготовления, хранения, в производстве. Применяется в случае выявления потерь материаль­ных запасов, находящихся в процессе заготовления, хранения или производства, по которым не установлены нормы естественной убыли. Акт о потерях материалов в пределах норм естественной убыли.

Применяется при оформлении выявленных потерь запасов в пределах норм естественной убыли. При их поступлении на склады субъекта от поставщиков или из переработки, на которые установлены нормы естественной убыли. Оформленный акт служит при­ложением к приходному ордеру при оформлении приемки запасов. Акт о порче, бое, ломе, материалов (товаров). Применяется при учете запасов (товаров), подлежащих уценке или списанию вследствие допущенной на предприятии порчи, боя, лома.

Составляется и подписывается комиссией в двух экземплярах. Пер­вый экземпляр направляется в бухгалтерию и является основанием для списания с ма­териально ответственных лиц потерь запасов. Второй экземпляр остается на складе. Документальное оформление отпуска товарно-материальных запасов Ма­териалы со складов предприятия отпускаются в цеха для изготовления продукции и на различные хозяйственные

нужды, а также на сторону для переработки или реали­зации как излишние и ненужные. Под отпуском в производство понимается отпуск материалов для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг и др. Отпуск материалов в кладо­вые цехов рассматривается как внутреннее перемещение материалов. При отсутс­твии кладовых цехов отпуск запасов с центральных складов считается расходом на производство. Расход материалов оформляется лимитно-заборными картами, актами-требова­ниями на замену

(дополнительный отпуск) материалов, накладными-требованиями на отпуск (внутреннее перемещение) материалов, комплектовочными ведомостями, раскройными картами и др. Лимитно-заборная карта. Применяется для оформления отпуска запасов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего конт­роля за соблюдением установленных лимитов отпуска запасов на производственные нужды, является оправдательным документом для списания материальных запасов

со склада. Акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материала. Применя­ется для учета отпуска запасов сверх установленного лимита или при их замене; является основанием для списания запасов со склада. Выписывается в двух экземплярах; один экземпляр для получателя (цеха, участка), второй - для склада. Акты-требования в бухгалтерию сдают после выдачи всего количества требуемых запасов. Накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов.

Предназначена для учета движения запасов внутри субъекта и их отпуска хозяйс­твам своего предприятия, расположенным за пределами его территории, а также сторонним организациям. При внутреннем перемещении накладную-требование составляет материально ответственное лицо склада (цеха), сдающего ценности. Акт об оприходовании материальных запасов, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений составляется при оприходовании материальных запасов, полученных при разборке и демонтаже

зданий и сооружений, пригодных для использования в производстве. 1.5. Учет товароматериальных запасов в 1 С бухгалтерии Учет товароматериальных запасов в 1 С бухгалтерии осуществляется по Типовому плану счетов, утвержденному стандартами бухгалтерского учета Республики Казахстан. В типовой конфигурации 1С бухгалтерии реализован метод списания материально-производственных

запасов (МПЗ) по средней себестоимости. Это означает, что документы, которыми оформляется передача (реализация) товаров, продукции и материалов при проведении рассчитывают среднюю себестоимость отгружаемых МПЗ. Средняя себестоимость рассчитывается как отношение общей учетной стоимости товара (продукции, материала, МБП) к общему количеству (по данным бухгалтерского учета). Расчет выполняется на момент времени, в который документ передачи

МПЗ был записан. Дату и время записи документа можно посмотреть в журнале документов “Общий” или в журнале операций. Для организации простого складского учета на корреспондентстких счетах, помимо аналитики по объектам учета (материалам, продукции, товарам), введен аналитический учет по местам хранения. Этот разрез учета предназначен только для количественного учета МПЗ, то есть бухгалтерские записи не хранят информации о том, на какую сумму на том или ином складе

хранится МПЗ. Таким образом, с одной стороны, обеспечен складской учет МПЗ в натуральном выражении, а с другой - гарантирована независимость рассчитываемой средней себестоимости для целей бухгалтерского учета от того, с какого именно склада отгружается МПЗ. Эту особенность организации учета МПЗ следует иметь учитывать при анализе сформированных стандартных отчетов конфигурации. Сформируем оборотно-сальдовую ведомость по счету 10 “Материалы” со следующими

параметрами: Счет: “10”; Вид субконто1: “Материалы” (Разворачивать); Вид субконто2: “Места хранения” (Разворачивать). В сформированном отчете сальдо на конец периода по каждому материалу выводится в количественном и суммовом выражении, а по каждому материалу в разрезе мест хранения - только в количественном. Если вид субконто “Места хранения” указать в качестве первого вида субконто ("Вид субконто1"), то остатки по всем видам субконто остатки будут распечатаны

только в количественном выражении. Из особенностей учета материальных запасов в 1 С бухгалтерии в соответствии с МСФО можно, прежде всего, отметить наличие специальных регистров, которые, с одной стороны, обеспечивают ведение партионного учета (необходимого при применении методов ФИФО или ЛИФО), а с другой стороны, в них хранятся дополнительные аналитические данные о запасах, в частности, ведется учет по характеристикам и сериям, а также по заказам, в связи с выполнением которых

они приобретены. По результатам переноса данных из казахстанского учета в этих регистрах должны быть записи по приходу товаров и материалов. Списание ценностей отражается одноименным документом ("Списание МПЗ (международный)"), который использует данные об операциях по списанию, отраженных в казахстанском бухгалтерском учете (наименовании, количестве, характеристиках и сериях номенклатуры, направлениях списания - счете учета затрат и аналитике по нему), и

Таблицу соответствия счетов казахстанского бухгалтерского учета и международного учета. Сумма, подлежащая списанию, определяется исходя из данных регистров учета запасов по МСФО. Расчет стоимости продукции и полуфабрикатов собственного изготовления осуществляется отдельно. Глава II. Международный опыт и стандарты в области учета товарно-материальных ценностей 3.1. Учет материальных запасов в соответствии с МСФО Международные стандарты финансовой отчетности (далее

МСФО) не регламентируют и не предписывают определенную структуру для Плана счетов. МСФО - это свод принципов, которые и должны найти отражение в учетной политике при описании правил признания, оценки, представления и раскрытия информации об отдельных объектах учета. Следовательно, компания, которая ведёт учет и составляет финансовую отчетность в соответствии с МСФО, может разработать и использовать План счетов, отличный от

Плана счетов других компаний. Например, в США и Великобритании каждая компания может использовать собственный План счетов, а во Франции, Германии существует единый План счетов, как и в Казахстане, и его применение обязательно для всех предприятий. В Законе Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» предусматривается переход на МСФО посредством разработки и внедрения соответствующих национальных стандартов бухгалтерского учета,

согласующихся с требованиями МСФО. Организации, наметившие переход на МСФО, разрабатывая свою учетную политику, должны будут принять МСФО в качестве базы для формирования учетной политики, осуществлять выбор одного из способов, предлагаемых в МСФО, который призван служить основой для ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности. Для этого соответствующие работники бухгалтерских служб организаций должны хорошо знать

МСФО, четко представлять, по каждому аспекту ведения учета и составления отчетности, какие положения МСФО применяются и какие требования предъявляются, каковы отличия этих положений и требований от тех, которые содержатся в казахстанских стандартах бухгалтерского учета, если таковые имеются. Учет материальных запасов осуществляют в соответствии с МСФО № 2 «Запасы». Учет затрат на материалы и оплату труда в системе счетов в соответствии с

МСФО осуществляется по следующим разделам: Процесс управления материалами Методы, используемые при оценке отпускаемых запасов сырья и материалов Инвентаризация и ТМЗ Учет отходов, затрат на транспортировку и перемещение материалов Процедура контроля за материалами Поскольку методы учета и порядок признания элементов финансовой отчетности устанавливаются в соответствии с требованиями законодательства

Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и стандартами бухгалтерского учета, то при переходе на международные стандарты в Казахстане изменили план счетов, чтобы упростить бухгалтерам сбор информации и построение финансовой отчетности в соответствии с МСФО. 3.2. Американская концепция непрерывного учета ТМЗ Основная концепция непрерывного учета товарно-материальных запасов, которой придерживаются профессиональные

бухгалтеры, включает в себя нижеследующие утверждения Американского общества дипломированных бухгалтеров Утверждение 1. Понятие «товарно-материальные запасы», используемое здесь, означает совокупность материального движимого имущества, которое: предназначается для реализации в процессе нормальной деятельности; находится в процессе производства, осуществляемого для этой реализации; или должно быть израсходовано в ходе текущей

деятельности, связанной с производством товаров или услуг, предназначенных к реализации. Утверждение 2. Основной целью бухучета товарно-материальных запасов является точное определение величины доходов в результате сопоставления выручки и соответствующих издержек. Утверждение 3. Первоосновой бухучета товарно-материальных запасов являются издержки, которые определены главным образом как уплаченная цена или переданное возмещение за приобретенные активы.

Утверждение 4. Определение стоимости товарно-материальных запасов может осуществляться с использованием одного из существующих методов оценки товарно-материальных запасов (таких, как «первый в запас - первый в производство», средней стоимости, «последний в запас - первый в производство»). Основным критерием выбора какого-либо метода является наиболее точное отражение при данных обстоятельствах доходов за отчетный период. Утверждение 5. Отход от определения стоимости товарно-материальных запасов

на основе издержек необходим при возникновении несоответствия стоимости потребительной стоимости товарных запасов. Если имеются убедительные свидетельства того, что при использовании товара в процессе нормальной деятельности предприятия его потребительная стоимость окажется сниженной по сравнению со стоимостью либо по причине физической порчи, морального старения, изменения уровня цен, либо по какой-то другой причине, разница должна быть отражена как убыток текущего периода.

Это обычно достигается в результате переоценки по более низкой цене, известной как рыночная. Утверждение 6. В том значении, в каком оно используется в выражении: «наименьшая из стоимости приобретения или рыночной стоимости» термин «рыночная стоимость» обозначает текущие затраты на закупку или воспроизводство, в зависимости от ситуации, за исключением следующего: 1) рыночная стоимость не должна превышать чистой реализационной стоимости (т. е. оценочной продажной

цены в условиях нормальной деятельности за минусом обоснованных предсказуемых издержек на доведение до необходимой оценки готовности); и 2) рыночная стоимость не должна быть меньше чистой реализационной стоимости за вычетом расчетной величины обычной доли прибыли. Утверждение 7. В зависимости от характера и состава товарно-материальных запасов правило наинизшей из стоимости приобретения или рыночной стоимости термин «рыночная стоимость» обозначает текущие затраты

на закупку или воспроизводство, в зависимости от ситуации, за исключением следующего: рыночная стоимость не должна превышать чистой реализационной стоимости (т. е. оценочной продажной цены в условиях нормальной деятельности за минусом обоснованных предсказуемых издержек на доведение до необходимой оценки готовности); и рыночная стоимость не должна быть меньше чистой реализационной стоимости за вычетом расчетной величины обычной доли прибыли. Утверждение 7. В зависимости от характера и состава товарно-материальных запасов

правило наинизшей из стоимости приобретения или рыночной стоимости вполне применимо как непосредственно к каждой отдельной единице запасов, так и ко всем запасам (или, в ряде случаев, ко всем запасам, составляющим каждую основную их группу). Избирается такой метод, который наиболее точно отражает доходы за отчетный период. Утверждение 8. Принципиальная основа учета товарно-материальных запасов должна постоянно сохраняться и раскрываться в финансовой отчетности; в случае, если произойдет какое-либо ее существенное изменение,

должна быть раскрыта его причина и отражено влияние на доход, если это влияние оказалось ощутимым. Утверждение 9. Отражение товарно-материальных запасов по стоимости, превышающей их приобретение, допускается лишь в исключительных случаях. Утверждение 10. Понесенные фирмой существенные чистые убытки по контрактам, связанным с закупкой товаров для пополнения товарно-материальных запасов, отраженные в том же порядке, что и убытки по товарно-материальным запасам, должны быть выделены и отдельно указаны в отчете о прибылях

и убытках. Глава III. Инвентаризация товарно-материальных ценностей Бухгалтерский учет предназначен для своевременного и точного отражения всех изменений, произошедших в составе хозяйственных средств и источников их образования, в хозяйственных процессах и их результатах. Данные учета должны соответствовать фактическому наличию хозяйственных средств и их источников, но на практике иногда имеют место расхождения данных учета с действительностью.

Инвентаризация является одним из методов бухгалтерского учета и заключается в установлении на определенную дату фактических средств в натуральном и денежном выражении и источников их образования путем непосредственного пересчета (снятия остатков) инвентаризуемого объекта в натуре и сличения фактических остатков с данными бухгалтерского учета. Ее проводят на всех предприятиях, независимо от форм собственности, вида деятельности и режимности работы. Она является обязательным дополнением документации.

Только при помощи документации и инвентаризации в бухгалтерском учете обеспечивается полное и правильное отражение всех хозяйственных явлений. Порядок проведения инвентаризаций установлен Стандартом бухгалтерского учета №24 (СБУ №24). В нем определены как общие правила проведения инвентаризации, так и правила проведения отдельных видов имущества и финансовых обязательств. Количество инвентаризаций, даты их проведения, перечень проверяемого имущества устанавливается организацией,

кроме случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным. Организует и руководит проведением организации руководитель предприятия, его заместитель или главный бухгалтер. Руководитель предприятия должен обеспечить не только все условия для полной и точной проверки фактического наличия имущества в установленные сроки, но и обеспечить внезапность в случае внеплановой проверки. Проверка наличия материальных ценностей, денежных средств и документов производится в обязательном

присутствии материально-ответственного лица. Проведение инвентаризации обязательно: При передаче имущества предприятия в аренду, выкупе, продаже, а также преобразовании государственного предприятия в акционерное общество или другие негосударственные организации; Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года; При ликвидации (реорганизации) предприятия;

При смене материально-ответственных лиц; При установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порче ценностей; В случае пожара, стихийного бедствия, аварий; При переоценке основных средств и товарно-материальных ценностей; При коллективной материальной ответственности инвентаризация обязательна при смене руководителя, при выбытии из коллектива более 50 % его членов, а также по требованию членов коллектива;

Для определения результатов инвентаризации бухгалтерия на основе инвентаризаци­онных описей составляет "Сличительные ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей". В них вносят только те ценности, по которым установлены рас­хождения. В ведомостях указывается наименование товарно-материальных ценностей и их характеристика, результаты инвентаризации (излишек или недостача), отрегулирование за счет уточнения в учете (излишков, недостачи),

пересортица, оприходование окончательных излишков, списание окончательной недостачи. Описи подписывает бухгалтер; материаль­но ответственное лицо своей подписью подтверждает согласие с результатами инвентари­зации. Результаты инвентаризации бухгалтерия регулирует в следующем порядке: - взаимный зачет излишков и недостач отражают по дебету и кредиту счетов под­раздела 20 "Материалы"; - излишки ценностей подлежат оприходованию с последующим установлением причин возникновения

излишка и виновных в этом лиц; на сумму излишков дебетуют счета подраздела 20 "Материалы" (201-208) и кредитуют счет 727 "Прочие"; - недостачу материальных ценностей независимо от причин возникновения недо­стачи списывают с подотчета материально ответственных лиц; на сумму недостач, потерь и порчи ценностей дебетуют счет 334 "Прочие", субсчет "Недостачи и потери от порчи ценностей" и кредитуют счета подраздела 20

"Материалы" (201 - 208); - недостачу материальных ценностей в пределах норм естественной убыли списы­вают на издержки производства: кредит счета 334 "Прочие", субсчет "Недостачи и потери от порчи ценностей"; дебет счетов 126 "Незавершенное строительство", 821 "Общие и административные расходы", 938 "Прочие" и др.; - недостачу сверх норм убыли, потери от порчи ценностей, а также хищение

цен­ностей при отсутствии конкретных виновников и в случае отказа судом во взыскании с материально ответственных лиц вследствие необоснованности исков списывают с кредита счета 334 "Прочие", субсчет "Недостачи и потери от порчи ценностей" в дебет счета 821 "Общие и административные расходы". При этом налог на добавленную стоимость, ранее отнесенный в зачет, подлежит исключению из зачета. Ущерб при хищении, недостаче, умышленном уничтожении или порче

материальных ценностей определяют в установленном порядке. Учет товарных потерь, выявленных в процессе проведения инвентаризации ТМЦ, ведется в соответствии с учетной политикой предприятия. Корреспонденция синтетических счетов ведется в соответствии с типовым планом счетов, утвержденным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 18 сентября 2002 года № 438.

Бухгалтерская служба предприятия производит учет товарных потерь в процессе осуществления следующих операций: проводится инвентаризация товарно-материальных ценностей; в случае выявления товарных потерь они под­разделяются на нормируемые и ненормируемые; составляет Акт о порче, бое, ломе, материалов (товаров) и Акт о потерях на предприятии; учет нормируемых потерь производится в соответствии со стандартами бухгалтерского учета в

РК, а именно с СБУ № 24. ненормируемые потери списываются на виновных лиц. суммы нормируемой и ненормируемой убыли относятся на соответствующие синтетические счета. В соответствии с СБУ № 24, регулирование и раскрытие информации о результатах инвентаризации в отчетности на предприятии происходит следующим образом: выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия основных средств с данными бухгалтерского учета признаются: излишки – доходом и подлежат оприходованию,

недостачи – расходом. Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовой финансовой отчетности. Заключение На уровне предприятия товарно-материальные запасы представляют собой один из факторов, определяющих учетную политику предприятия и характеризующих качество принимаемых управленческих решений. В процессе производства материалы учитывают по- разному.

Одни полностью потребляются в производственном процессе (сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и др.), другие - изменяют только свою форму (смазочные материалы, лаки, краски), третьи входят в изделие без каких – либо внешних изменений (запасные части), четвертые только способствуют изготовлению изделий и включаются в их массу или химический состав (инструмент, спецодежда и др.) Оценка товарно-материальных запасов – это определение их стоимости.

В казахстанской практике традиционным для бухгалтерского учета при списании ТМЗ в производство является метод оценки ТМЗ по средней стоимости. При этом материальные ресурсы в течение отчетного месяца списываются по учетным ценам, а в конце месяца на соответствующие затратные счета относится доля отклонения фактической себестоимости товарно-материальных запасов от их стоимости по учетным ценам. Применение же методов

ЛИФО или ФИФО ориентирует предприятие на организацию аналитического учета материалов не только по их видам, но и по отдельным партиям. Выбор метода оценки товарно-материальных ценностей закрепляется в учетной политике предприятия. В любом случае используемый бухгалтерами предприятия метод оценки ТМЗ должен быть разъяснен в приложениях к финансовой отчетности, т.к. метод оценки оказывает материальное влияние на финансовые результаты. Необходимо применять один и тот же метод из года в год, а если метод

меняется, то необходимо отразить данный факт, причину изменения и какое влияние это окажет на чистую прибыль. Список использованной литературы 1.Бухгалтерский учет/ под ред. Безруких П.С. М: Бухгалтерский учет, 2002 – гл. 1 (§ 1). 2.Закон Республики Казахстан“ О бухгалтерском учете и финансовой отчетности”. 3.Кошечкин С.А. Методы оценки запасов // Экономика предприятия.

4.Методические указания к стандартам бухгалтерского учета МФ РК. Департамент методологии бухгалтерского учета и аудита от 20.08.1997г. 5.Нидлз Б. «Принципы бухгалтерского учета» - Финансы и статистика - 1997г. 6.Нургалиева Р.Н. «Промежуточный финансовый учет». 7.Радостовец В.В Шмидт О.И. “Теория и отраслевые особенности бухгалтерского учета”,

Алматы – 2000; 8.Радостовец В.К. “Финансовый и управленческий учет на предприятиях”, Алматы, 1997 г. 9.Радостовец В.К Радостовец В.В. Шмидт О.И. Бухгалтерский учёт на предприятии: Изд 3-е, доп. и перераб. – Алматы: Центраудит-Казахстан, 2002. 10.Радостовец В.К Радостовец В.В Шмидт О.И. «Бухгалтерский учет на предприятии»,

Алматы 1998 г. 11.Стражев А.В Старжева Г.И. "Бухгалтерский учет" Сакут - 2001 г.; 12.Типовой план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 18 сентября 2002 года № 438 13.Толпаков Ж.С. «Бухгалтерский учет» г.Караганда 2004. 14.Экономика и статистика фирмы. Под. ред. Ильенковой С. Д. – М.: Финансы и статистика,

1996 г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Автоматизация учета затрат на производство и выход растениеводческой продукции в сельскохозяйственных предприятиях
Реферат Эффективность использования основных средств на ООО Фазис 2
Реферат Экспертиза учетной политики экономического субъекта
Реферат Элементарные частици и их свойства
Реферат Этика аудиторов
Реферат Этико правовые механизмы аудиторского дела
Реферат Современная технология терраццо
Реферат Элементы финансовой отчетности в соответствии с МСФО международным
Реферат Экономическая характеристика НПК Агротон
Реферат Экономика, управление и инвестиции
Реферат Юридический анализ хозяйственных ситуаций оценка их налоговых последствий и рисков их осуществления
Реферат Элементы финансовой отчетности
Реферат Эффективность использования основных средств на ООО Фазис
Реферат 12 задач с ответами по Аудиту
Реферат Агентские договора