Реферат по предмету "Психология, педагогика"

Узнать цену реферата по вашей теме


Особенности высшей нервной деятельности человека

Особенности высшей нервной деятельности человека

Принципы
и закономерности высшей нервной деятельности являются общими как для животных,
так и для человека. Однако высшая нервная деятельность человека существенно
отличается от высшей нервной деятельности животных. У человека в процессе его
общественно-трудовой деятельности возникает и достигает высокого уровня
развития принципиально новая сигнальная система.

Первая
сигнальная система действительности —это система наших непосредственных
ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предметов и явлений окружающего
мира. Слово (речь) —это вторая сигнальная система (сигнал сигналов). Она
возникла и развивалась на основе первой сигнальной системы и имеет значение
лишь в тесной взаимосвязи с ней.

Благодаря
второй сигнальной системе (слову) у человека более быстро, чем у животных,
образуются временные связи, ибо слово несет в себе общественно выработанное
значение предмета. Временные нервные связи человека более устойчивы и
сохраняются без подкрепления в течении многих лет.

Слово
является средством познания окружающей действительности, обобщенного и
опосредованного отражения существенных ее свойств. Со словом “вводится новый
принцип нервной деятельности —отвлечение и вместе с тем обобщение бесчисленных
сигналов —принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире
и создающий высшее приспособление человека —науку”.

Действие
слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как
непосредственный первосигнальный раздражитель. Под влиянием слова находятся не
только психические, но и физиологические процессы (это лежит в основе внушения
и самовнушения).

Вторая
сигнальная система имеет две функции —коммуникативную (она обеспечивает общение
между людьми) и функцию отражения объективных закономерностей. Слово не только
дает наименование предмету, но и содержит в себе обобщение.

Ко
второй сигнальной системе относится слово слышимое, видимое (написанное) и
произносимое.

Выше
были рассмотрены типологические особенности высшей нервной деятельности. Они
общие у человека и высших животных (четыре типа). Но у людей имеются
специфические типологические особенности, связанные со второй сигнальной
системой. У всех людей вторая сигнальная система преобладает над первой.
Степень этого преобладания неодинакова. Это даёт основание разделить высшую
нервную деятельность человека на три типа: 1) мыслительный; 2) художественный;
3) средний (смешанный).

К
мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй
сигнальной системы над первой. У них более развито абстрактное мышление
(математики, философы) ; непосредственное отражение действительности происходит
у них в недостаточно ярких образах.

К
художественному типу относятся люди с меньшим преобладанием второй сигнальной
системы над первой. Им присущи живость, яркость конкретных образов (художники,
писатели, артисты, конструкторы, изобретатели и др.).

Средний,
или смешанный, тип людей занимает промежуточное положение между двумя первыми.

Чрезмерное
преобладание второй сигнальной системы, граничащее с отрывом ее от первой
сигнальной системы, является нежелательным качеством человека.

“Нужно
помнить, —говорил И.П, Павлов, —что вторая сигнальная система имеет значение
через первую сигнальную систему и в связи с последней, а если она отрывается от
первой сигнальной системы, то вы оказываетесь пустословом, болтуном и не
найдете себе места в жизни”.

У
людей с чрезмерным преобладанием первой сигнальной системы, как правило, менее
развита склонность к абстрагированию, теоретизации.

Современные
исследования высшей нервной деятельности характеризуются развитием
интегрального подхода к изучению целостной работы мозга.

Мотивация
и регуляция поведения.

Психические
процессы и состояния.

Мотивация
деятельности и поведения.

Понятие
деятельности и поведения

Деятельность
—целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, осуществляемое
на основе ее познания и направленное на ее преобразование для удовлетворения потребностей
человека.

Деятельность
—сложная и многоплановая категория, включающая в себя многие стороны
взаимодействия человечества с миром.

Деятельность
определяется внутренними (психическими) и внешними условиями, осуществляется в
виде различных способов (систем приемов и операций) , при помощи определенных
средств.

В
онтогенетическом развитии человека обычно выделяются три ведущих вида
деятельности: игра, учение, труд. Но это лишь самая общая классификация видов
деятельности. Из нее выпадает такая важнейшая форма жизнедеятельности
человечества, как деятельность по включению человека в систему социальных
связей, формирование социально адаптированного поведения.

Поведением
называется социально значимая система действий человека.

Отдельные
поведенческие действия называются поступком, если они соответствуют
общепринятым нормам поведения, и проступком, если не соответствуют этим нормам.
Общественно опасное, уголовно наказуемое, виновное поведение, совершаемое под
контролем воли и сознания человека, называется преступлением.

Одной
из основных предпосылок преступного поведения являются негативные качества
человека: эгоизм, индивидуализм, пренебрежение правами и интересами других
граждан, стяжательство, карьеризм, мстительность, жестокость, стремление
выделиться в референтной, привлекающей данного человека, группе. Эти качества
не являются врожденными, а формируются в зависимости от условий психического
развития человека. Формирование человека —это формирование его потребностей и
способов их удовлетворения.

Потребности,
мотивационные состояния и мотивы деятельности

Предпосылкой
поведения человека, источником его деятельности является потребность.

Нуждаясь
в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита.

Условия,
необходимые для жизни и развития человека, делятся на следующие группы: а)
условия, необходимые для жизни и развития человека как естественного организма
(отсюда естественные или органические потребности) ; б) условия, необходимые
для жизни и развития человека как индивидуума, как представителя человеческого
рода (условия для общения, познания и труда) ; в) условия, необходимые для
жизни и развития данного человека как личности, для удовлетворения широкой
системы его индивидуализированных потребностей.

Потребность
—необходимость выравнивания отклонений от параметров жизнедеятельности,
оптимальных для человека как биологического существа, индивида и личности.

Потребности
определяют направленность психики данного человека, повышенную возбудимость ее
к определенным сторонам действительности. [an error occurred while processing
this directive] Потребности подразделяются на естественные и культурные.
Культурные потребности подразделяются на материальные, материально-духовные
(книги, предметы искусства и др.) и духовные. Потребности человека социально
обусловлены. В зависимости от того, с каким кругом общественных требований
связаны эти потребности, различаются разные их уровни.

Потребности
человека иерархизированы, т.е. организованы в определенной соподчиненной схеме.
Иерархия индивидуальных потребностей составляет основную отличительную
особенность личности —ее направленность. Но не смотря на значительное
разнообразие индивидуальных потребностей личности, можно вычленить основную
схему личностных потребностей.

Все
уровни потребностей взаимосвязаны, регуляция человеческого поведения
одновременно взаимодействует со всеми уровнями —происходит так называемая
“сквозная регуляция”, связанная с взаимодействием этих уровней. Депривация
одной из потребностей приводит к деформации личностного поведения в целом. Так
например, невозможность удовлетворить потребность в безопасности ведет к
повышению уровня тревожности личности, к свертыванию ее возможностей в
самореализации; затруднение в удовлетворении физиологических потребностей ведет
к понижению когнитивных потребностей и т.д.

Иерархия
личных потребностей видоизменяется с развитием личности, высшие ее уровни
“вызревают” лишь к моменту достижения индивидом психологической зрелости. Но
будучи сформированными высшие уровни потребности, особенно потребности в
самореализации, самоусовершенствовании, начинают играть системообразующую роль
в системе потребностей. Автономизация же отдельных ее уровней ведет к сужению
интересов личности, а в ряде случаев к асоциальным способам их реализации.

У
социализированной личности существует потребность в самооценке, в понимании
самого себя, смысла своего существования. Это имеет большое значение для его
адаптации к окружающей среде.

Иерархия
потребностей человека

Потребность
в самореализации

Когнитивные
потребности Потребность в признании, уважении

Потребность
в привязанностях

Потребность
в безопасности

Физиологические
потребности

Для
нормального социального функционирования необходимо включение человека в
деятельность, в которой он находил бы смысл своего существования. Отсюда
вытекает потребность в труде, в труде творческом, в котором раскрывались бы
основные способности человека. Отсутствие этой фундаментальной человеческой
потребности —основной показатель социальной деформации личности.

Органические
потребности человека возникают без специального их формирования, тогда как все
социальные потребности возникают лишь в процессе специального их формирования,
воспитания.

Потребности
людей зависят от исторически сложившегося уровня производства и потребления, от
условий жизни человека, от традиций и господствующих вкусов в данной социальной
группе.

Потребности
закрепляются в процессе их удовлетворения. Удовлетворенная потребность сначала
исчезает, но затем возникает с большей интенсивностью. Слабые потребности в
процессе их многократного удовлетворения становятся более стойкими.

Возникающие
в результате деятельности все новые и новые потребности являются основным
стимулом как развития отдельной личности, так и исторического прогресса
общества в целом.

Потребность
становится основой поведенческого акта лишь в том случае, если для ее
удовлетоврения имеются или могут быть созданы необходимые средства и условия
(предмет деятельности, орудие деятельности, знание и способы действия). Чем
разнообразнее средства удовлетворения данной потребности, тем прочнее они
закрепляются.

Потребность,
с нейрофизиологической точки зрения, представляет собой образование доминанты,
устойчивого возбуждения определенных механизмов головного мозга, которые
связаны с регулированием необходимых поведенческих актов.

Возникающая
потребность вызывает мотивационное возбуждение соответствующих нервных центров,
побуждающее организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все
необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и
на основе этого формируется целенаправленное действие.

Итак,
актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое
состояние —мотивацию.

Мотивация
— обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур
(функциональных систем) , вызывающих направленную активность организма.

От
мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных
сенсорных возбуждении, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего
стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного
состояния организма (сытый организм не реагирует на самую привлекательную
пищу). Внешние раздражители становятся стимулами, то есть сигналами к действию
лишь при соответствующем мотивационном состоянии организма.

Таким
образом, обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются
тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для
удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом.
Эти схемы —программы поведения — могут быть или врожденными, инстинктивными,
или основанными на индивидуальном опыте, или заново созданными из элементов
опыта.

Осуществление
деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых
результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение
потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию,
“утверждает” данный вид деятельности (включая его в фонд полезных действий).
Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление
мотивационного напряжения и вместе с этим —поисковой деятельности. Таким
образом, мотивация —индивидуализированный механизм соотнесения внешних и
внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.

В
животном мире способы поведения определяются рефлекторным соотнесением внешней
обстановки с актуальными, насущными органическими потребностями. Так, голод
вызывает определенные действия в зависимости от внешней ситуации.

В
человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализировать
различные потребности. Так, в преступно опасной ситуации один человек
руководствуется только органической потребностью самосохранения, у другого
доминирует потребность выполнения гражданского долга, потребность оказания
помощи другим людям, у третьего —проявить удаль в схватке, отличиться и т.д.

Все
формы и способы сознательного поведения человека определяются его отношениями к
различным сторонам действительности. Мотивационные состояния человека
существенно отличаются от мотивационных состояний животных тем, что они
регулируются второй сигнальной системой —словом. К мотивационным состояниям
человека относятся установки, интересы, желания, стремления и влечения.

Виды
мотивационных состояний: установки,

интересы,
желания, стремления, влечения

Установка
—это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации
определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на
основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих
актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которой
оно совершается.

Различают
следующие виды установок:

1)
Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность кисти руки к
оперированию большими или малыми предметами).

2)
Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала
из общего шумового фона).

3)
Социально-перцептивная установка —стереотипы восприятия социально значимых
объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак
криминализованной личности).

4)
Когнитивная —познавательная установка (предубеждение следователя в отношении
виновности допрашиваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных
доказательств, оправдательные же доказательства отступают на второй план).

5)
Мнемическая установка —установка на запоминание значимого материала.

Но
в большинстве случаев человек осознает необходимые в данных условиях действия,
предвосхищает их результаты в идеальных образах, осознает цель этих действий.
Объективные условия поведения осознаются в системе понятий.

Мотивационное
состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для
жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение
необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и
влечений.

Интерес
(от лат. ” —имеет значение) —избирательное отношение к предметам и явлениям в
результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых
ситуаций.

Интересы
определяются доминирующей направленностью личности. Интересы личности
обусловлены ее принадлежностью к определенной социальной группе. Интересы
человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с
потребностями не прямолинейна, а иногда она и не осознается.

Интерес,
как и все психические состояния, существенно влияет на протекание психических
процессов, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы
подразделяются по содержанию (материальные и духовные) , по широте
(ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые).
Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например,
проявленный следователем интерес к какому-либо вещественному доказательству
является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является раскрытие
всего преступления в целом). Интересы могут быть положительными и
отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами
формируются в ней.

Широта
и глубина интересов человека определяет полноценность его жизни. Узость круга
интересов, их обусловленность только материальными потребностями, отсутствие
полноценных устойчивых интересов нередко лежат в основе преступного поведения.
Характеристика личности включает в себя определение круга интересов данного
человека.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portalus.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат А. В. Носуленко Томский межвузовский центр дистанционного образования
Реферат А. В. «Энергосбережение в тепловых хозяйствах предприятий»
Реферат А. С. Пушкин Если ополчится на меня полк
Реферат А. Н. Клепачу заявка о включении в перечень технологических платорм
Реферат А. А. Гвоздев руководительтемы; доктора техн наук
Реферат А. Н. Кожановский. Народы Испании во второй половине XX века
Реферат А. В. Витавская доктор технических наук, профессор, заведующая проблемной лабораторией по созданию продуктов нового поколения
Реферат А. А. Опарин Всемирная история и пророчества Библии
Реферат А. С. Пушкин Капитанская дочка Bibe ru
Реферат А. Н. Медведков научный руководитель Н. П. Васильев, к т. н
Реферат А. И. Шведов 2011 года
Реферат А. Г. Каспржаком эоо элективные курсы в профильном обучении: Образователь- ная область «Информатика»
Реферат А. А. Стриганов «23» сентября 2011 г
Реферат А. Н. Петкевич 8 марта 2011 года
Реферат А. И. Шевельков. Аграрная политика в Нечерноземье в 1970-1980-е гг