Реферат по предмету "Международные отношения и мировая экономика"

Узнать цену реферата по вашей теме


Проблемы интеграции России в мировое хозяйство



10

Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт

Кафедра экономической теории

Доклад на конференцию по мировой экономике

Тема: Проблемы интеграции России в мировое хозяйство.

Преподаватель: Зельников Олег Иванович

Работу выполнила: Киселева Татьяна Евгеньевна

Факультет: Финансово-кредитный

Специальность: Ф и К

Курс: 2

Форма обучения: договор (вечер)

№ личного дела: 05ФФД14432

Калуга 2007год.

Содержание

  • Проблемы интеграции России в мировое хозяйство:
  • 1. Произошедший в 1991 г. распад СССР 3
  • 2. Российская экономика за 1999-2005 гг 4
  • 3. Регион СНГ 6
  • 4. Национальные проекты 8
  • 5. Россия -- центр евразийского пространства 11
  • Литература 12
  • Проблемы интеграции России в мировое хозяйство.
  • 1. Произошедший в 1991 г. распад СССР1. Произошедший в 1991 г. распад СССР1 и переход РФ от социалистической экономики к рыночной привели к затяжным кризисным тенденциям во всех сферах экономики, с том числе и внешнеэкономической. Россия унаследовала внешнеэкономические связи от бывшего СССР. Доля России в мировой экономике существенно сократилась.
  • По оценкам специалистов, Россия обладает природ-ными ресурсами на сумму 10,2 трлн. долл., что значитель-но выше, чем Бразилия (3,3 трлн. долл.) Южная Африка (1,1 трлн. долл.), Китай (0,6 трлн. долл.), Индия (0,4 трлн. долл.) вместе взятые. Только около 1/4 российской экономики вовлечено в ми-рохозяйственные связи. Проблема интеграции России в мировую экономику имеет огромную актуальность.
  • По мнению многих специа-листов, Россия обладает рядом специфических черт и пре-имуществ, позволяющих с успехом интегрироваться в мировое хозяйство. К ним относятся:
  • * огромные сырьевые богатства;
  • * квалифицированная и сравнительно дешевая рабочая сила;
  • * большие масштабы накопленных основных фондов;
  • * мощный научно-технический потенциал.
  • Однако процесс интеграции России в мировое хозяйство сдерживают стратегические слабости российской экономики, сводящие к нулю эффект от конкурентных пре-имуществ. К данным слабостям следует отнести;
  • · отсутствие полноценной системы финансовой, организа-ционной, информационной поддержки экспортеров;
  • · нерациональная структура экспорта и импорта;
  • · спад производства, непродуманная конверсия ВПК, что ведет к потере традиционных рынков;
  • · ориентация НИОКР на военные исследования;
  • · изношенность и моральное устаревание основных фондов;
  • · нестабильность в экономике и политике.
  • Таким образом, для преодоления разрыва, отделяющего РФ от мировых лидеров, и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в систему мирохозяй-ственных связей необходимо;
  • 1) установление стабильного политического режима;
  • 2) развитие и совершенствование рыночного механизма
  • хозяйствования;
  • 3) всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятно-го инвестиционного климата;
  • 4) проведение активной внешнеторговой политики, соче-тающей экспортоориентированность производства с импортозамещением;
  • 5) стимулирование экономического развития по пути НТП:
  • 6) вступление в международные организации, присоеди-нение к международным конвенциям и другим источ-никам международного права.
  • На решение вышеназванных проблем и направлена начатая в 1991 г. экономическая реформа, составной частью которой является реформа внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Преобразование ВЭД в ходе реформ включает в себя отмену государственной монополии внешней тор-говли; постепенную замену административных (нетарифных) методов государственного регулирования внешнеэкономических связей тарифными; формирование современной структуры стимулирования, кредитования и страхования экспорта; обеспечение конвертируемости национальной валюты; создание благоприятных условий для притока иностранных инвестиций в российскую экономику. Одной из главных целей реформы ВЭД является постепенный переход к экономике открытого типа.
  • 2. Российская экономика за 1999-2005 гг2. Российская экономика за 1999-2005 гг. выросла почти на 57%, а среднегодовой темп прироста составил 6,5%, рост промышленного производства - 4%, реальных доходов на-селения - 8,8%. Продукция сельского хозяйства выросла на 1,8% . В 2005 г. в очередной раз удалось обес-печить профицитный бюджет, погашать внешний долг с опе-режением сроков. Центробанк продолжал накапливать зо-лотовалютные резервы, которые выросли с января по декабрь с 124,5 млрд. дол. до 175 млрд. дол. Стабилизацион-ный фонд к концу 2005 г. достиг 1,5 трлн. руб., Инвестици-онный - 70 млрд. руб. Впервые чистый ввоз капитала пре-высил его вывоз - на 0,3 млрд. дол.
  • На фоне замедления в 2005 г. экономического развития мировой экономики до 4,3% по сравнению с 5% в 2004 г. темпы роста российской экономики выглядят неплохо. Так, в США прирост ВВП в 2005 г. составил 3,8%, Японии -2,0, Германии - 0,8, Франции - 1,5, Италии - 0,1, Вели-кобритании - 1,8, в то время как в Китае - 9,9, в Индии - 8,0, Бразилии - 3,4, России - 6,2%. В 1999-2005 гг. сред-негодовые темпы прироста российского ВВП были в 2,7 раза выше, чем в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (6,5% против 2,4%, соответ-ственно), промышленного производства - в 2,2 (5,7% про-тив 2,6%), инвестиций в основной капитал - почти в 6,7 раз (10,1% и 1,5%).
  • Валовой внутренний продукт (ВВП) Российской Фе-дерации в 2005 г составил 17,819 трлн. руб. Россия зани-мает 10-е место в мире, производя около 2,25% мирового ВВП.
  • Промышленное производство в России в 2005 г. уве-личилось на 4%. Обрабатывающая промышленность дала 6%, добывающая - 1%, а электро-, водо-, газоснабжение -1,4% прироста. При этом в 2004 г. темпы прироста про-мышленного производства составляли 6,1%. Темпы роста неф-тедобычи в 2005 г составили 2,2% (в 2004 г - 11,2%) при возрастающем спросе на нефть на мировых рынках.
  • Россия занимает первое место в мире по производству естественного газа, второе - по добыче нефти, пятое и шестое соответственно - по добыче железной руды и каменного угля. При этом количество образцов новой техники в сравнении с 1990 г. сократилось на 20%, а доля принципиально новых видов продукции в общей товарной продукции машинострое-ния упала с 3 до 1,6 %. На грани исчезновения - самолето-строение, станкостроение. Производство металлорежущих станков - основы технологической базы промышленности сократилось почти в 12 раз, в том числе «интеллектуальных» станков с цифровым программным управлением -- в 93 раза.
  • В то же время в промышленности экономически разви-тых стран сложилась устойчивая тенденция опережающего роста обрабатывающих отраслей производящих наукоемкую продукцию.
  • Сегодня уже можно сказать о неконкурентоспособности ряда российских отраслей - прежде всего производства транспортных средств и промышленного оборудования.
  • Изношенное и морально устаревшее оборудование не только неспособно производить рыночно привлекательный продукт, но и приводит к снижению производительности труда. По показателю ВВП на одного занятого производи-тельность национальной экономики России примерно в 4 раза уступает США и в 3 раза - Европе.
  • Внешнеторговая деятельность. По статистическим данным, внешнеторговый оборот России растет быстрыми темпами. Стоимостный объём экспорта по итогам 2004 года превысил 220,6 млрд. дол. Положительное сальдо экс-порта-импорта по итогам года составило 109,5 млрд. дол.
  • Россия занимает первое место в мире по экспорту природного газа, необработанных алмазов, алюминия, никеля и азотных удобрений; третье-четвертое места - по экспорту нефти, нефтепродуктов, электроэнергии, калийных удобре-ний и проката черных металлов. Удельный вес машинотехнической продукции (включая поставки высокотехнологич-ной продукции и наукоемких услуг) в экспорте составляет 9% (в 2001 г. - 10,4%). В США этот показатель держится на уровне 48%, в Германии - 50%, в Японии -- 70%.
  • В целом удельный вес российских машин, обору-дования и транспортных средств в общем объеме мирового экспорта машинотехнических изделий не превышает 0,3% .
  • Доля России в мировом экспорте информатизационного оборудования составляет 0,04% по сравнению с 13% в США, 9,7% - в Японии и 7,1% - в Китае.
  • Импорт товаров под воздействием повышения реально-го курса рубля в условиях значительного роста доходов пред-приятий и населения вырос за 2005 г. на 28,9% (против 24,7% в 2004 г.)
  • Инвестиции.
  • Прирост инвестиций в 2005 г. остался поч-ти на прежнем уровне - 110,5% (110,9% в 2004 г.). При этом 51,3% направляется в сектор услуг, а не в промыш-ленный сектор.
  • В 2005 г, в экономику страны поступило прямых иност-ранных инвестиций на 18,1% больше, чем в предыдущем году, хотя абсолютный объем их прироста (6,6 млрд. дол.) остается незначительным. Всего прямые инвестиции соста-вили 24,6% от общего объема иностранных инвестиций. Это больше, чем в 2004 г., когда на прямые инвестиции приходи-лось 23,3%.
  • Что касается отраслевой структуры, то в 2005 г. 41,5% (или 16,8 млрд. дол.) приходилось на промышленность и 35,4% (или 14,3 млрд. дол.) - на сектор оптово-розничной тор-говли и смежных услуг. В остальные секторы было направле-но 23,1% (или 15,4 млрд. дол.) иностранных инвестиций.
  • Инфляция.
  • Индекс цен на потребительские товары и услуги составил 112% -в 2003 г., 110,9% в 2004 г., 109 % в 2005 г., 107,5 % - 2006 г.
  • Основная причина инфляции, главный фактор ее устой-чивости - это рост цен производителей - 118,2% - 2006 г. (в 2005 г. - 122,2%), в первую очередь естественных, от-раслевых и локальных монополий, а не монетарные факто-ры.
  • Центральной пробле-мой 2007 г. должен стать переход к новой модели экономического роста, прежде всего за счет диверсифи-кации экономики и расширения инвестиционно-инно-вационных источников роста при контролируемой инфляции.
  • Для того чтобы экономический рост был долгосрочным, а позитивные тенденции не прекратились, они должны быть серьезно подкреплены не только инвестиционной и иннова-ционной деятельностью, но и активной промышленной политикой. Прежде всего, налоговая политика должна сти-мулировать инвестиции в наиболее перспективные отрасли экономики страны. Необходимо создание сильной финансо-вой системы, без которой никакой серьезный экономичес-кий рост невозможен. Важно определить приоритетные от-расли и помочь им импортировать только самые новые, не имеющие аналогов в мире иностранные технологии и пр.
  • 3. Регион СНГ3. Регион СНГ
  • Рассуждая о «Содружестве Независимых Государств», его эволюции и перспекти-вах, следует иметь в виду, что в данный термин вкладывают два разных содержания. С одной стороны, СНГ -- это регион, охватывающий 12 новых независимых государств из числа 15 бывших союзных республик СССР (без трех стран Балтии, уже вступивших в ЕС и НАТО). Речь идет о сузившейся территории СССР, как известно, занимавше-го до своего распада в декабре 1991 г. шестую часть суши. Суммарная территория, на которой расположены страны Содружества, в настоящее время составляет 22,249 тыс. кв. км, и на ней проживают 279 млн. человек (5% населения мира).
  • Здесь сосредоточены 10% мирового промышленного потенциала и 25% базовых видов природных ресурсов. Разведанные запасы полезных ископаемых на террито-рии стран СНГ оцениваются примерно в 40 трлн. долл. Существенная роль этих стран в мировой добыче топливно-энергетических ресурсов, особенно газа, нефти и угля. Так, на начало 2005 г. их доля в доказанных мировых запасах «черного золота» составляла 10,2%, а в мировой нефтедобыче -- 14,4%; в отношении газа соответствующие показатели -- 32,0 и 27,5%, угля -- 25 и 7,9%.
  • Площадь сельхозугодий в рассматриваемом регионе достигает 524 млн. га, или 11% мировой, но благоприятные условия для агропроизводства имеются лишь на четвертой части этих площадей. Тем не менее, доля стран Содружества в мировом производстве зерна, согласно данным Исполкома СНГ, достигает 63%. Транспорт-ная сеть общего пользования региона -- свыше 140 тыс. км. железнодорожных пу-тей, 1 млн. км. автомобильных дорог и 95 тыс. км. внутренних водных путей.
  • Хотя региональный ресурсный потенциал региона огромен, государства Содру-жества по многим причинам являются аутсайдерами международного обмена. Суммарный ВВП стран СНГ составляет (по текущему долларовому курсу) 1,8% мирово-го, их доля в мировом экспорте товаров -- 2,9%. Удельный вес России -- наиболее крупного государства Содружества -- в мировой торговле и международном движении капитала крайне низок: в мировом экспорте и импорте товаров -- соответ-ственно 1,7 и 0,8%, услуг -- 0,7 и 1.2%; в накопленных в мире объемах прямых иностранных инвестиций -- всего 0.3 %. В глобальном разделении труда страны СНГ занимают малоконкурентную нишу: они специализируются преимущественно на поставках сырья, топлива, продукции первичных стадий переработки, а также готовых изделий с низкой добавленной стоимостью. В 2006 году высокотехнологичная продукция занимает в экс-порте обрабатывающей промышленности стран Содружества от 2 до 10 %.
  • По уровню конкурентоспособности эти государства, согласно рейтингу Всемир-ного экономического форума-2005. находятся в нижней части списка: среди 117 стран мира они заняли с 61-го (Казахстан) по 116-е (Киргизия) места, причем Россия расположилась на 75-й позиции.
  • Межгосударственные связи на пространстве Содру-жества до самого последнего времени продолжали выстраиваться по типу «центр»-- «периферия», где роль первого выполняла Россия, на которую и сегодня приходят-ся около 70% экономического потенциала Содружества.
  • С другой стороны, СНГ -- это международная организация, межгосударственная структура со своими уставом, исполкомом, отраслевыми советами, аппаратом слу-жащих, и т.д.
  • Это значит, что, находясь в одном интеграционном союзе с Россией, страны-члены данной группировки не могут вхо-дить в другие интеграционные союзы и должны четко взаимосогласовывать свою экономическую политику.
  • Россия может и должна одновременно участвовать в нескольких региональных объединениях на принципах взаимодополнения, не пытаясь отгораживаться от остального мира рамками Содружества, а взаимодействуя и с Европой, и с Азией, и со странами Ближнего и Среднего Востока, в том числе -- вместе с другими постсоветскими государствами. Практика российской внешнеэкономической деятельности скорее подтверждает, чем опровергает обоснованность таких взглядов.
  • Впрочем, показатели торгово-экономических отно-шений России со странами Содружества иллюстрировали расхождение слов и дел: доля СНГ в суммарном внешнеторговом обороте РФ в 2001--2004 гг. составляла всего 16--18% (а в российских инвестициях за рубежом -- менее 10%). По итогам 2005 г. на фоне роста общего объема внешней торговли России ее товарооборот с регионом СНГ дополнительно сократился: его удельный вес во внешнем товарообо-роте РФ составил 15,2%.
  • 4. Национальные проекты4. Национальные проекты
  • В экономике в целом продолжалось положение тенденции. Темп роста ВВП определялся в 2005 году в 6,5 %. Несколько более половины роста ВВп было обеспечено внутренними факторами. На 10% возрос уровень доходов населения. Прорывом к созданию социальной ориентированной экономики должны стать первые национальные проекты в области здравоохранения, образования, жилищного строительства и сельского хозяйства, которые облегчат в будущем решение проблем интеграции России в мировое хозяйство.
  • Решение в области прорывов в социальной сфере необходимо тесно связать с развитием национального производства. Нужны госзаказы производителям наукоемкой продукции, особенно в военно-промышленном комплексе, на разработку новых образцов.
  • Выдвижение национальных проектов ещё раз привлекает внимание к проблеме использования тех огромны средств, которые Россия получила за счет высоких мировых цен на экспортированное сырье, особенно нефть и газ.
  • Имея треть общемировых запасов газа, занимая первое место в мире по его добыче, Россия сама газифицирована на чуть более 25%. Если Финляндия, Польша, страны Балтии газифицированы рос-сийским газом на 95%, то приграничные с ними российские территории - на одну треть. Под давлением Президента В.Пути-на "Газпром" заявил о долгосрочной программе уско-ренной газификации России. Некоторые уже называют это пя-той национальной программой.
  • Нам нужно, очевидно, иметь в виду в будущем еще не одну национальную программу. А для этого необходимо окончательно отказаться от сомнительной идеи вкладывать все накопленные в Стабфонде огромные средства в иност-ранные ценные бумаги. Куда плодотворнее затратить часть из этих средств, например, на создание и развитие инфраструкту-ры, в первую очередь дорожно-транспортной. Огромное отстава-ние России в этом плане от большинства развитых, да и разви-вающихся стран бьет по нашей конкурентоспособности. Низкий технический уровень дорог оборачивается увеличением себесто-имости перевозок в полтора раза, а расхода горючего - на 30% по отношению к показателям зарубежных стран. Одновременно такое отставание - это снижение подвижности населения, увели-чение безработицы, рост смертности.
  • Большое беспокойство вызы-вает высокий уровень инфляции. В 2006 году он составил 10,7% - выше, чем прогнозировалось за год до этого, но все-таки ниже того, как считали эксперты в середине 2006 года.
  • Можно приветствовать то, что в 2006 году государство усилило свои позиции в нефтедобывающей, газодобывающей промышленности.
  • Государственное вмешательство - имеется в виду, конечно, профессиональное, квалифицированное - через под-готовку новых законов и поправок к действующим, постоянную нормотворческую деятельность необходимо в новом году еще в большей степени, чем в 2006-м, по целому ряду обстоятельств. Дополнительно к монопольному ценообразованию есть и другие негативные явления. По оценкам ИМЭМО, в 2006 году подошла к исчерпанию сырьевая экспортно-ориенти-рованная модель роста. В таких условиях важнейшее значение приобретают меры по структурным сдвигам в экономике - раз-витие обрабатывающей, особенно наукоемкой промышленности.
  • В бюджете на 2006 год образован инвестиционный фонд. Большое значение приобретает создание особых технико-внедренческих и промышленно-производственных зон.
  • Наконец, очевидно, в 2005 году обозначился предел и кон-сервативной макроэкономической политики, базирующейся на повышении курса рубля. Это создает препятствия на пути рос-сийского несырьевого экспорта и широко открывает двери для импорта, отбирающего растущий внутренний спрос у отечествен-ных товаропроизводителей. Нужна определенная переориента-ция и в этой области.
  • Но самую большую опасность, пожалуй, таит в себе демографическая ситуация. Несмотря на некоторые улучше-ния положения в 2005 году, она остается в России далекой от удовлетворительного состояния. Согласно недавно обнародован-ным данным Всемирного банка, не к середине нынешнего века, а уже в 2030 году численность населения России может упасть до 100 с небольшим млн. человек. Уже появляется серьезный дефицит трудовых ресурсов.
  • В 2005 году наметились определенные позитивные сдвиги правительства в отношении малого предпринимательства. Об этом свидетельствует тот факт, что в целом по стране вклад малых предприятий в ВВП не превышает 15%, а в по-стиндустриальных государствах - от 50 до 70%. Без развития малого бизнеса в России не будет ни устойчивой экономики, ни серьезного препятствия на пути роста безработицы, ни "среднего класса", обеспечивающего социально-политическую стабильность.
  • Еще одна проблема, на которую обращают внимание сотрудничающие с российскими торгово-промышленными палатами предприниматели, - это угроза сращивания чиновничества с бизнесом. 2005 год вошел в историю как год перелома в развитии олигархического капитализма в России. Можно критиковать те конкретные действия, которые для этого были предприняты, но факт остается фактом: прерван опаснейший процесс, когда на командные позиции не только в экономике, но и политике выходили представители олигархии.
  • Бесспорно, сохраняется такое важное поле государственной деятельности, как борьба с коррупцией, казнокрадством. Здесь нужны решительные меры и в административной, но в основном в экономической области. Одной из таких мер мог бы стать эксперимент на региональном уровне: резко повысить зар-плату работникам милиции и МВД при уменьшении их числен-ности.
  • Если говорить о внутриполитическом положении в Рос-сии, то оно выглядит стабильным. Первый признак такой стабильности - устойчивость высокого рейтинга Президен-та В.Путина. Однако и здесь существует проблема - при-ближение окончания второго срока его президентства. В.В.Путин неоднократно заявлял, что не намерен допус-кать изменения Конституции, с тем, чтобы остаться еще на один срок.
  • За последнее время на Западе, особенно в США, наблюдается спад интереса к России как к одному из веду-щих игроков на международной арене. Конечно, Россия не Советский Союз, который, несомненно, играл большую роль в мировой политике. Сказывается и возрастающее внимание, иногда за счет "российского фактора", к динамично выдвигающемуся Китаю. Однако в 2006 году российская политика добилась определенных успехов, которые отнюдь не совпадают с тенденцией преуменьшить ее значение. Вопреки всяческим не только прогнозам, но и проискам Президент России в ны-нешнем году председательствует в "восьмерке". На фоне нестабильности, на Ближнем Востоке еще четче обозначается роль России как одного из основных энергетических центров мира. Эта роль, безусловно, возрастет после начала добычи нефти и газа в Восточной Сибири, на шельфе северных морей, строи-тельства новых трубопроводов для поставок нефти в Азию, Европу, США.
  • Россия начинает значительно больше заботиться о своих интересах на пространстве СНГ. Односторонние уступ-ки ряду стран Содружества в принципе возможны только в том случае, если эти страны нацеливают свою политику на создание Единого экономического пространства, а не проводят по существу, антироссийскую линию.
  • Полностью оправдала себя в 2006 году и российская внешняя политика в отношении дальнего зарубежья. Уда-лось развивать ее по всем направлениям, включая и американс-кое, и европейское, и китайское, и индийское. Только такая диверсификация, а не сосредоточенность на одном каком-либо внешнеполитическом векторе дает возможность создавать опти-мальную обстановку для обеспечения российских национальных интересов.
  • 5. Россия -- центр евразийского пространства5. Россия -- центр евразийского пространства
  • Для нашей страны, находящейся в центре евразийского пространства, абсолютно предпочтительно структурировать его под своим началом, сохраняя свою идентичность, историческую роль и самобытность, становясь вместе с тем обустроенным мостом между двумя цивилизациями, ядром широкомасштабной трансконтинен-тальной кооперации между Востоком и Западом евразийского пространства.
  • Энергетические проекты на евразийском пространстве
  • Развитию сотрудничества со странами Северо-Восточной Азии способствует за-интересованность, проявляемая со стороны Китая, Японии и Южной Кореи к рос-сийским энергетическим ресурсам и к транзитным возможностям России. Новей-шие события в Ираке и на Ближнем Востоке продемонстрировали ненадежность соответствующих поставок нефти в Японию и другие страны СВА, в Европу и в США, что значительно повысило их интерес к нашим источникам нефти и к транс-портным путям, соединяющим Восток и Запад через РФ.
  • Успех евразийской интеграции напрямую зависит от России как ведущей силы СНГ. Именно наша страна может и должна дать те импульсы, которые привлекли бы интерес международных политических и деловых кругов к самой идее этой интеграции и более масштабной трансконтинентальной кооперации. А это в свою очередь зависит от эффективности внутренней и внешней политики России, конк-ретнее говоря, от се способности последовательно преодолевать системный кри-зис и строить устойчивую и оптимально открытую современную рыночную эконо-мику, в подлинном смысле на равных взаимодействовать с другими странами и регионами. Давно понятно, что абсолютно необходимые условия адекватного ответа на эти судьбоносные вызовы времени -- отказ от избранной и последовательно воплощаемой у нас с начала 90-х годов неолибералистской модели реформирования и переход к альтернативной модели, опирающейся на умелое сочетание и взаимодо-полнение государственного регулирования и рыночных сил и инструментов. Сегод-ня появляются основание надеяться и на обратную зависимость -- на то, что ини-циативное включение России в формирование системы евразийской интегра-ции и трансконтинентальной кооперации станет важной предпосылкой искомой трансформации ее собственной экономической стратегии и тактики в целях перевода народного хозяйства в режим быстрого, устойчивого и высококачественного роста, составляющего главную гарантию безопасности страны на западе, юге и востоке.
  • Россия призвана стать реальным объединительным центром того исторического пространства, на котором столетиями формировалась и крепла ее государственность, убедительно отвергая притязания на подобную роль ведущих мировых стран (и тех или иных наших соседей). В этом историческом предназначении России состоит и ее исторический шанс на возрождение в качестве великой державы, зани-мающей адекватное ее потенциалу место в глобализируемом мире.
  • Литература
  • 1. Журнал «Международная жизнь», № 1 - 2, 2006 год, ст.: «Внешняя политика 2005 г.», авт.: Академик Е. Примаков, стр. 5-15.
  • 2. Журнал «ЭКО», № 5, 2006 год, ст.: Российская экономика в 2005 году: полная неопределенность при благоприятной конъюнктуре, авт.: В. А. Цветков, стр. 3-24.
  • 3. Журнал «РЭЖ», № 9 - 10, 2006 год, ст.: РЕГИОН СНГ: ФАЗЫ ТРАНСФОРМАЦИИ И НЫНЕШНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РОССИИ, авт.: Л. Косикова, стр. 40-55.
  • 4. Учебник «Мировая экономика», авт.: Е. С. Акопова, О.Н. Воронкова, Н. Н. Гаврилко, изд. «Феникс», Ростов-на-Дону 2000 г., стр. 343-345.
  • 5. Учебник « Мировая экономика», авт.: А. В. Стрыгин, изд.: «Экзамен», Москва 2004 год, стр. 225-228.
  • 6. Журнал «ЭКО», № 5, 2005 год, ст.: Россия в изменяющемся мире, авт.: А. С. Филатова, стр. 84 - 94.
  • 7. Журнал «РЭЖ», № 5 - 6, 2006 год, ст.: ИСТОРИЧЕСКИЙ ШАНС РОССИИ -- ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНАЯ КООПЕРАЦИЯ, авт.: А. Быков, стр. 36-47. Литература



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Исламский фактор в общественно-политических процессах Поволжья
Реферат Расчеты с использованием банковских пластиковых карточек: перспективы их развития в Республике Беларусь
Реферат Інформаця про особливості роботи відділу у справах сім`ї та молоді, міського центру соціальних служб для сім`ї, дітей та молоді з різними категоріями сімей міста Чернівців
Реферат Інформація про наукову та науково-технічну діяльність Національного університету «Острозька академія» за 2011 рік Острог, 2011
Реферат Інформаційні ресурси: створення, використання, доступ
Реферат Ініціативи та програми Європейського Союзу для підтримки розвитку транскордонного співробітництва 25 Ініціатива interreg (1990-1999) 25
Реферат Інформаційно-комунікаційні системи І технології у менеджменті глотова Д. В., аспірант
Реферат Сочинение по картине В.Г. Перова Тройка
Реферат Ікурс написання І проведення комплексу ранкової гімнастики. ІІ курс написання реферату на оздоровчо-фізкультурну тематику. ІІІ курс розробка проведення комплексу фізичних вправ для корекції відстаючих фізичних якостей
Реферат Інтелектуальна гра для старшокласників «Найрозумніший»
Реферат Інформаційні технології та сучасний урок математики 40
Реферат Імітація вітражу на тему «Пори року»
Реферат Інформаційний вісник
Реферат Інформація щодо спільної роботи професійно-технічних навчальних закладів та вищих навчальних закладів І-ІІ рівнів акредитації
Реферат Інвестиційні проекти підприємств та організацій, які плануються для впровадження у Дніпропетровській області у 2011 2015 роках