Реферат по предмету "Социология и обществознание"

Узнать цену реферата по вашей теме


Социальная стратификация



Министерство образования и науки Украины

Национальный технический университет

“ХАРКІВСЬКИЙ ПОЛІТЕХНІЧНИЙ ІНСТИТУТ”

Кафедра “Вычислительной техники та программирования”

Реферат по курсу “Управление развитием социально-экономических систем”

Тема: “СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ”

Харків

Содержание

1 Понятия «социальная общность» и «социальная группа».

2 Сущность социальной стратификации.

3 Исторические типы социальной стратификации.

4 Мобильность, виды мобильности.

Литература.

1. Понятия «социальная общность» и «социальная группа»

Понятие «социальная общность» является ключевым в социологии, так как именно социальные общности, с одной стороны, выступают основными субъектами социального действия, а с другой стороны, опосредуют взаимодействие человека и общества. В социологии разграничивают понятия «социальная группа» и «социальная общность». Социальная общность - реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

В этом определении следует подчеркнуть ряд моментов:

Социальные общности не являются умозрительными абстракциями, а существуют реально.

Социальные общности - не сумма индивидов, а целостность.

Социальные общности сами являются источником своего развития, самодвижения.

Выделяют основные виды социальной общности:

Агрегация - множество индивидов, находящихся в одном и том же месте в одно и то же время (очередь, пассажиры в транспорте).

Квазигруппа: а) толпа - внутренне неорганизованное множество индивидов, обладающих пространственной близостью, общими внешними стимулами и эмоциональной общностью;

б) аудитория - множество индивидов, связанных с коммуникатором с целью получения информации или эмоций (зрители в кинотеатре, посетители лектория).

3. Социальная группа - совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами данной группы с точки зрения других.

Социальная группа

Агрегация, квазигруппа

1. Характеризуется устойчивым взаимодействием, стабильностью существования в пространстве и времени.

1. Носит ситуативный характер.

2. Обладает определенной степенью сплоченности.

2. Представляет собой бесструктурное образование.

3. Характеризуется однородностью состава.

3. Присуща разнородность состава, межгрупповой характер.

4. Входит в более широкие общности в качестве структурных элементов.

4. Не способны выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных единиц.

5. Обладает высоким уровнем социального контроля.

5. Обладает низким уровнем социального контроля.

Социальные группы классифицируют по различным основаниям:

По характеру взаимодействия индивидов в группе выделяют:

1) малые группы - все члены группы контактируют друг с другом лично;

2) большие группы - не все члены группы могут общаться лично, контакты внутри таких групп опосредованы.

Малые группы, в свою очередь, бывают первичные и вторичные. Первичные группы характеризуются интимностью общения, цель их создания - общение как таковое (семья, друзья). Вторичные группы создаются для достижения инструментальных целей, характеризуются формальностью общения (учебная группа, команда, трудовой коллектив).

2. По характеру связей индивида с группой выделяются:

1) Группа членства - любая группа, членом которой является индивид;

2) Референтная группа - это та группа, ценности которой являются значимыми для индивида.

3. По характеру свойств индивидов, входящих в них, выделяют группы:

1) социально-демографические (пол, возраст, семейное положение);

2) социально-поселенческие (сельское и городское население);

3) социально-этнические (разные этнические группы);

4) социально-профессиональные (разные профессиональные группы);

5) социально-классовые.

Социальная структура общества - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и отношений между ними.

2. Сущность социальной стратификации

В обществе существует множество групп, но все они не равны, как и не равны люди, которые составляют эти группы. Т.е. всегда существует социальное неравенство. Однако уровни и формы социального неравенства могут быть различными.

Центральным понятием при анализе социального неравенства является понятие социальной стратификации.

Социальная стратификация (от лат. stratum - слой, пласт) - наслоение, напластование групп, имеющих различный доступ к социальным благам в силу своего положения в общественной иерархии. Страта включает в себя множество людей, сходных по какому-то признаку, чувствующих себя связанными друг с другом. В качестве признака могут выступать экономические, политические, социально-демографические, культурные характеристики, но они обязательно должны быть статусными, т.е. иметь ранговый характер.

В социологии существуют различные методологические подходы к анализу сущности, истоков и перспектив развития социальной стратификации.

Функциональный подход

Конфликтный подход

Эволюционный подход

1. Стратификация естественна, необходима, неизбежна, ибо связана с многообразием потребностей, функций и социальных ролей.

1. Стратификация не необходима, но и не неизбежна. Она возникает из конфликта групп.

1. Стратификация не всегда является необходимой и полезной. Она появляется не только в силу естественных потребностей, но и на основе конфликта, возникающего в результате распределения прибавочного продукта

2. Вознаграждение осуществляется в соответствии с ролью и поэтому справедливо.

2. Стратификация не справедлива. Ее определяют интересы власть имущих.

2. Вознаграждение может быть справедливым и несправедливым.

3. Стратификация обеспечивает оптимальное функционирование общества.

3. Стратификация затрудняет нормальное функционирование общества.

3. Стратификация может способствовать, а может и затруднять развитие.

М. Вебер выделил три социальных ресурса, порождающих социальную стратификацию:

Собственность. 2. Власть. 3. Престиж.

Другими словами, социальная группа, находящаяся на более высоком уровне социальной иерархии, обладает большими объемами власти, собственности и престижа.

П. Сорокин предложил идею многомерной стратификации, то есть, на его взгляд, существует не единая стратификационная пирамида, а три:

Экономическая стратификация.

Политическая стратификация.

Профессиональная стратификация.

Высокий социальный статус в одной стратификации не всегда связан с высоким статусом в другой стратификации (например, Президент США обладает наивысшим статусом в политической стратификации, а его статус в экономической стратификации намного ниже).

Каждое общество имеет свою систему социальной стратификации. Различают две разновидности стратификации:

1. Закрытую - существуют жесткие границы между стратами, запреты на переход из одной страты в другую. Примером закрытой стратификации является деление общества на касты и сословия.

Открытую - нет формальных запретов на переход из одной страты в другую.

3. Исторические типы социальной стратификации

Существуют 4 основных исторических типа социальной стратификации.

1. Рабство - крайняя форма неравенства, когда одни индивиды являются собственностью других.

2. Каста - группа, члены которой связаны происхождением или правовым положением, принадлежность к которой является наследственной, переход из одной касты в другую практически невозможен. В Индии было 4 касты, отделенных нормами ритуальной чистоты. Большие касты делились на подкасты. Характерной чертой кастовой системы была эндогамия (запрет неравных браков).

3. Сословие - группа, обладающая закрепленными обычаем или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Сословия основывались на земельной собственности. Характерная черта сословия - наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий.

Своего совершенства сословный строй достиг в средневековой Западной Европе. Как правило, выделяется два привилегированных сословия - духовенство и дворянство - и третье, включавшее в себя все остальные слои общества.

4. Классы обладают рядом особенностей, отличающих от трех других стратификационных систем:

1) Классы не опираются на закон и религиозные традиции, принадлежность к классу не связана с наследованием привилегий, закрепленных законом или обычаем.

2) Индивид может стать членом класса благодаря своим усилиям, а не только «получить» его при рождении.

3) Классы возникают в зависимости от разницы в экономическом положении групп индивидов, неравенства во владении и контроле над экономическими ресурсами.

4) В других стратификационных системах неравенство выражается, прежде всего, через персональные взаимоотношения долга и обязанностей - между рабом и господином, помещиком и крепостным. Классовые системы, напротив, функционируют через широкомасштабные связи имперсонального характера.

Понятие класса было введено в оборот французскими историками Тьери и Гизо в 18 ст. В современной социологии существует множество классовых концепций. Рассмотрим два основных подхода к анализу классов - марксистский и градационный.

1. Марксистский подход. Наиболее активно понятие «класс» используется марксистами, однако определения этой категории в работах К.Маркса нет. Главным классообразующим признаком по Марксу является собственность на средства производства.

Важнейшим проявлением классовых отношений была эксплуатация одного класса другим. На каждом этапе развития общества К.Маркс выделял основные классы, соответствующие данному способу производства (рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, капиталисты и рабочие), и неосновные - пережитки старых или зародыши новых формаций (землевладельцы при капитализме). Деление общества на классы является результатом общественного разделения труда и формирования часнособственнических отношений.

По Марксу, класс в своем развитии проходит два этапа - от «класса в себе» до «класса для себя». «Класс в себе» представляет собой формирующийся класс, не осознавший свои классовые интересы. Второй - это уже сформировавшийся класс.

Градационный подход учитывает не один, а несколько критериев классообразования (род занятий, источник и размер дохода, уровень образования, стиль жизни).

Среди моделей стратификации, принятых в западной социологии, наибольшее распространение получила модель Ллойда Уорнера. Он выделил три класса и по две страты в каждом классе.

Высший высший - династии (богатые семьи знатного происхождения).

Низший высший - люди высокого достатка, недавно разбогатевшие (нувориши).

Высший средний - высококвалифицированные лица, занятые умственным трудом, имеющие высокие доходы (юристы, врачи, научная элита, менеджеры), представители среднего бизнеса.

Низший средний - неквалифицированные “белые воротнички” (канцелярские служащие, секретари, кассиры, официанты), а также мелкие собственники.

Высший низший - рабочие физического труда.

Низший низший - нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие.

4. Мобильность, виды мобильности

Социальной мобильностью называется постоянное горизонтальное и вертикальное перемещение индивидов и социальных групп в обществе.

Виды социальной мобильности:

Межпоколенная (дети получают статус более высокий по сравнению со своими родителями) и внутрипоколенная (человек меняет свой статус на протяжении жизни).

Вертикальная (может быть восходящей и нисходящей) - когда человек меняет свой статус на более высокий или низкий; горизонтальная - когда смены статуса не происходит (например, географическая мобильность).

Индивидуальная (статус меняет один человек) и групповая (статус меняет группа).

Основными каналами вертикальной восходящей мобильности являются следующие социальные институты: армия, церковь, семья, школа, собственность.

При переходе из группы в группу человек может оказаться в маргинальном состоянии. Маргинальность - состояние личности или общности, находящейся на грани разных культур. Маргинальной может быть не только личность, но и общество. Например, Украина в настоящее время из-за переходного периода может быть охарактеризована как маргинальное общество.

Литература

1. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. Социология. - М., 2007

2. Мирошниченко И.В. Социология. М: А-Приор, 2009. - 128с.

3. Коротаев А. В. Социальная эволюция. М.: «Восточная литература», 2003.

4. Волков Ю.Г. Социология. СПб: Дашков и К, 2009. - 384с.

5. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М: 1989

6. Квасова И.И. Социология культуры. Учебное пособие. М.: изд-во РУДН, 2005.

7. Основы современного социального управления. М.: Экономика, 2000.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Психологический анализ лекций по психологии
Реферат Публичный Доклад о деятельности муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 48 за 2006-2007 уч.год.
Реферат Психологія навчання
Реферат Психолого-педагогические и методические направления изучения курса социально-экономической географии в 10 классе на базовом уровне
Реферат Пути оптимизации работы по формированию навыка словообразования на этапе закрепления материала у детей с общим недоразвитием речи
Реферат Разработка новых моделей школьной формы с показом мод
Реферат Разработка системы межпредментых связей при подготовке учащихся к семейной жизни
Реферат Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной
Реферат Психолого-педагогические проблемы использования компьютерных игр, программ с игровой компонентой
Реферат Развитие речи дошкольников 4
Реферат Международный кризис задолженности: проблемы и пути разрешения
Реферат Психолого-педагогічні та методичні аспекти роботи з обдарованими дітьми
Реферат Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора
Реферат Развитие творческого воображения в изодеятельности детей дошкольного возраста
Реферат Лабораторный стенд на базе платформы Asus P5Q-E компании Intel