Реферат по предмету "Психология"

Узнать цену реферата по вашей теме


Структура потребностей личности



3

Самостоятельная работа

Название учебной дисциплины

ПСИХОЛОГИЯ

Название выбранной темы

СТРУКТУРА ПОТРЕБНОСТЕЙ

Рига 2008

ПЛАН

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ.

2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ.

3. ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВАЦИИ

4. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

5. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ.

6. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

7. СЛОЖНОСТЬ ПОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ ПОТРЕБНОСТИ.

8. ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ.

9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ.

Потребность - субъективное явление, побуждающее к деятельности и представляющее собой отражение нужды организма в чем - либо. Потребности разделяются на два класса: биологические и информационные.

Биологические потребности являются быстро и легко насыщаемыми. Регулирующая функция потребностей ограничена, так как данные потребности определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течении которых и происходит их удовлетворение.

Биологические потребности имеют индивидуалистический, эгоцентрический характер, ставя особь в конкретные, враждебные отношения с другими особями.

Информационные потребности - познавательные и социальные. Являются менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Вследствие чего их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной. Информационные потребности, как правило, не ведут к возникновению конкурентных отношений между людьми. Удовлетворение информационной потребности за счет, какого - либо объекта никак не сказывается на самом объекте. Индивиды делятся информацией с другими индивидами.

2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ.

К.К.Платонов считает, что фило - и онтогенетические потребности возникают вместе с эмоциями. У грудного ребенка есть потребность только в еде, кислороде, тепле и покое. По мере созревания организма у человека появляются новые непосредственно биологические потребности. Так, потребность в покое дополняется периодически появляющейся потребностью в движении, затем потребностью в игре, в познании, в труде. В процессе созревания эндокринных желез появляется новая половая потребность. Старение организма приводит к ослаблению не только половой, но и потребности в движениях, познании.

Анализируя, путь развития человеческих потребностей А.Н. Леонтьев считает, что человек сначала действует для удовлетворения своих витальных - биологических потребностей, а затем удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. Развитие потребностей связано с развитием их предметного содержания, конкретных мотивов деятельности человека.

Направленность - это система доминирующих, социально - обусловленных отношений личности и основными проявлениями к действительности. К ним относятся - интересы, идеалы, мировоззрение, убеждения. Именно направленность и характер являются основными содержательными характеристиками личности, выражающими ее социальную сущность.

Направленность человека имеет многоуровневую организацию, в основании которой лежат потребности.

Потребность понимается как необходимость, нужда. Для того, чтобы необходимость отражала потребность, она должна стать для индивида актуальной в данный момент, чтобы человек захотел, то что ему необходимо. Потребность имеет субъективную сторону, и как нужда организма отражает его объективное состояние и связана с осознанием нужды.

3. ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВАЦИЯ.

Потребность выступает как источник активности человека. По источнику формирования все потребности делятся на первичные - биологические, и вторичные - социальные, духовные.

Первичные потребности обеспечивают индивидуальное и видовое существование человека, к ним относятся: потребность в пище, воде, температурном комфорте, сне, сексе. Они общие у животных и у людей. Первичные потребности пеобразуются под влиянием жизни в обществе, и проявляются и развиваются иначе , чем у животных.

Вторичные потребности - социальные и духовные, возникают и развиваются в ходе развития человеческого общества. Они включают потребности в принадлежности к группе, в признании, уважении и любви, самоутверждении. Духовные потребности включают в себя познание мира, самоуважение, самореализацию и эстетические потребности.

Потребности определяют мотивы деятельности. Мотив - это побуждение к действию, к стремлению удовлетворения потребностей, готовность психики, направляющей к определнной цели. Мотив может иметь такие психические проявления, как желания, намеренья, стремления. Основными хврвктеристиками мотива является его сила и устойчивость.

Сила мотива оценивается по степени и глубине осознания потребности и от интенсивности самого мотива. Сила мотива зависит от физиологического фактора такого, как сила мотивационного возбуждения, и от психологического фактора, как знание результатов деятельности и вероятность ее успеха, значимость действительности для личности. Для оценки силы мотива Аткинсон предложил формулу: М = ПхВхЗ ,

Где М - сила мотива , П - мотив достижений успеха, В - субъективно оцениваемая вероятность достижения поставленной цели , З - значимость достижения цели для личности.

Устойчивость мотива определяется его сохранением во времени, его проявлением во всех основных видах деятельности человека.

Сила и устойчивость мотивации влияют на направление деятельности и на успех. Усиление мотивации до определенного уровня увеличивает продуктивность и успешность деятельности, при дальнейшем увеличении мотивации показатели деятельности начинают снижаться.

Основными функциями мотивов являются: побуждающая, направляющая, регулирующая функции.

Направляющая функция отражает направленность энергии мотива на определенный объект, что обуславливает выбор поведенческих статегий.

Регулирующая функция состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения, которое зависит от того, какие мотивы оказываются наиболее значимыми в каждый конкретный момент времени.

Мотивационные свойства личности понимаются закрепившимися и предпочитаемыми способами формирования мотива. Классификация предложенная Мюрреем, предполагает более 20 мотивов и соответствующих мотивационных свойств личности.

С мотивационной сферой личности тесно связан уровень притязаний, - это уровень трудности тех задач, на осуществление которых претендует индивид, побуждаемый данным мотивом.

Уровень притязаний:

1. Степень трудности задач, которые ставит человек перед собой, считая, что он с ними справится.

2. Степень расхождения между задуманным и осуществленным.

3. Уровень притязаний характеризуется тауой степенью трудности задачи. Выполнение которой приносит человеку удовлетворение.

Все стороны уровня притязаний связаны между собой. Но, какую степень трудности задач выбирает человек, зависит, от доминирующей мотивации: достичь успеха или избежать неудачи. Степень сложности задачи зависит от силы мотива, и если мотив слабый, то существует два способа решения задачи : человек выбирает легкие задачи, не рискуя, либо чрезмерно рискует, выбирая задачи высокой сложности. Если же мотив сильный, то обычно выбираются задачи средней сложности.

От свойств личности зависит и уровень притязаний. Высокотревожные и интроверты, прежде всего стараются избежать неудачи, в отличии от них низкотревожные и экстраверты стремятся к успеху.

Также уровень притязаний зависит и от психического здоровья человека и от ориентации личности.

Мотив власти. Личность с выраженным мотивом власти получает удовольствие от контроля над другими, от возможности судить, устанавливать нормы и правила поведения.

Мотив аффиляции - это стремление к контактам с другими людьми, стремление к сотрудничеству и одобрению со стороны других, стремление строить свои взаимоотношения на основе доверия, равенства партнеров по общению. Обратной стороной этого мотива является боязнь отвержения, котороя проявляется в боязни быть отвергнутым, неприятным.

Альтруистические мотивы проявляются в потребности помогать другим людям на бескорыстной основе. В основе этой мотивации - способность на безвозмездную жертву, потребность отдавать и большое чувство ответственности.

Мотивация личности обусловлена потребностями, целями, уровнем притязаний, идеалов, мировоззрением, убеждениями, направленностью личности и знаниями, способностями и характером. В качестве объективных детерминант мотивации выступают условия деятельности.

Мотивация рассматривается как процесс, поддерживающий психическую активность человека на определенном уровне в каждый конкретный момент времени.

Если мотивация сработала один раз, то это не значит, что она будет работать эффективно постоянно, так как со временем потребности меняются.

4.СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

Самым первым и приемлемым приемом воздействия на людей для успешного выполнения задач организации был метод КНУТА И ПРЯНИКА.

Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждаетчеловека к труду. Но исследования поведения человека в труде дает возможность обяснения мотивации и позволяет создания прагматических моделей мотивации.

РАЗЛИЧНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ:

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ, основываются на идентификации тех внутренних побуждений - потребностей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ, основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.

5. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ ПО А. МАСЛОУ:

А.Маслоу - один из основателей гуманистической психологии. Он внес значительный теоритический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, которые пыталичь объяснить до уничтожения творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества.

Если рассматривать иерархичяескую структуру по А. Маслоу, то мы вадим, что:

1. Потребности делятся на первичные и вторичные, и представляют собой иерархическую структуру, в которой они располагаются в соответствии с приоритетами.

2. Поведение человека определяет самая низшая неудовлетворенная потребность иерархической структуры.

3. После того, как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.

Это одна из самых известных теорий , которая делит потребности на низшие физиологические побуждения - жажда и прочие, потребность в безопасности -жилища, аффективные потребности - любовь, и потребности высшего порядка - в самовыражении.

По теории А. Маслоу все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры:

ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

1. Физиологические потребности - необходимые для выживания: потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем: потребность в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира, уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

Первичные потребности - физиологические по своей природе, врожденные.

Эти потребности являются основными, сильными и неотложными из всех человеческих потребностей. Они включают в себя потребности: в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции. Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком - то минимальном уровне, прежде чем потребности более высокого уровня станут актуальными. Если не удовлетворить эти основные потребности, то человек не будет заинтересован в высших потребностях, так как они отходят на задний план.

Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для человека приобретают значения другие потребности, это - потребности безопасности и защиты: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, страх и хаос.

ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

3. Социальные потребности - в причастности: чувство принадлежности к чему или кому - либо, что человека принимают другие, чувство социального взаимодейсвия привязанности и поддержки.

4.Потребность в уважении: самоуважение, личные достижения, компетентность, уважение со стороны окружающих, признание.

5.Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей, либо потребности личного совершенствования.

Вторичные потребности - психологические потребности.Это потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность принадлежать кому или чему - либо. Эти потребности начинают действовать, когда физиологические потребности и потребности безопасности и защиты удовлетворены. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими в своей семье или группе. Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека.

Потребность принадлежности и любви играют значительную роль в жизни. А. Маслоу определил два типа любви для взрослых: дефицитарная и бытийная. Дефицитарная любовь основана на дефицитарной потребности - она исходит из стремления получить то, чего нам не хватает, это может быть самоуважение, секс, общество кого - то. Бытийная любовь основана на осознании человеческой ценности, другого, без какого - либо желания изменить или использовать его. Эта любовь собственническая и касается поощрения в другом человекt его позитивного представления о себе, самоприятия, чувства значимости любви - всего, что позволяет человеку расти. Поиск близких взаимоотношений является одной из самых широко распространенных социальных потребностей человека. Когда наша потребность любить и быть любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения.

А. Маслоу разделил потребности самоуважения на два основных типа: самоуважение и уважение другими.

Самоуважение включае в себе такие понятия как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку необходимо знать, что он достойный человек, что он в состоянии справляться с задачами и требованиями, которые нам предъявляет жизнь.

Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка. Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы. Фрустрация данных потребностей приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости. Это негативное самовосприятие может вызвать существенные трудности, чувство пустоты и беспомощности и низкую оценку по сравнению с другими. А.Маслоу подчеркивает, что самоуважение основывается на заслуженном уважении другими, а не на славе, социальном положении или лести. Потребности уважения в жизни выражаются очень разнообразно.

Если все вышеупомянутые потребности в достаточной мере удовлетворены, то на передний план выступают потребности самоактуализации. А.Маслоу охарактеризовал потребность самоактуализации как желание человека стать тем, кем он может стать, достичь вершины своих потенциалов, таллантов, способностей. Самоактуализированную личность отличает адекватное восприятие реальности.

Эти люди видят мир таким, каков он есть, а не таким, каким они хотели бы его видеть, благодаря чему они обладают способностями распознавать фальшь и неискренность. Их не страшит неизвестность, неопределенность, они устремлены к познанию.

Важнейшей особенностью самоактуализирующейся личности, является принятие себя, адекватное самопонимание. Такие люди живут в ладу с собой, их не терзает чувство вины и тревоги. Они ведут себя просто и естественно, сохраняя спокойствие, не тревожатся по пустякам, что объясняет их способность отрешиться от мелочей, частностей, шире смотреть на вещи. Они умеют спокойно и безболезненно переносить одиночество, не идут на поводу у других людей и обстоятельств, их характеризует ответственность, самостоятельность. Самоактуализированного человека по словам А.Маслоу - уже не беспокоят проблемы выживания, он просто живет и развивается. Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности , потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Для того, чтобы более высокие уровни иерархии начали действовать на человека, не обязательно удовлетворять потребности более высокого уровня полностью. Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Люди обычно начинают искать свое место в некотором обществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физические потребности. Одна из потребностей может доминировать, но деятельность человека при этом стимулируется не только ею.

В современном обществе физиологические потребности и потребности в безопасности играют относительно незначительную роль для большинства людей. Только действительно бесправные и беднейшие слои населения руководствуются этими потребностями низших уровней. Потребности высших уровней могут служить лучшими мотивирующими факторами.

А.Маслоу сделал предположение, что большинство людей, нуждаются во внутреннем совершенствовании и постоянно ищут его. Его исследования самоактуализации привели к тому, что побуждение к реализации потенциалов естественно и необходимо.Но многие люди просто не видят своего потенциала, они даже не знают о его существовании и не понимают пользы самоусовершенствования, они склонны сомневаться и бояться своих способностей. Это явление А.Маслоу назвал - комплексом Ионы - страх успеха.

В дополнении к своей иерархической концепции мотивации А.Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека: дефицитные мотивы и мотивы роста.

Дефицитные мотивы :

1. Их отсутствие вызывает болезнь.

2. Их присутствие предотвращает болезнь.

3. Их восстановление излечивает болезнь.

4. При определеннх сложных, свободно выбираемых условиях, человек предпочтет удовлетворить их.

Они нективны или функционально отсутствуют у здорового человека.

Дефицитарная мотивация нацелена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие и вызывающие напряжение.

Мотивы роста - метапотребности, имеют отдаленные цели, которые связаны со стремлением актуализировать потенциал индивида. Объективные мотивы роста должны расширить и обогатить жизненный опыт, увеличить напряжение посредством нового, разнообразного опыта. Метапотребности часто тесно переплетены с отвергнутой потребностью самоактуализации.

Порядок приоритетности метапотребностей по А.Маслоу.

1. Ценность - ее характеристика заключается в единстве, интеграции, тенденции к тождеству, взаимосвязанность, простота, организация, структура, порядок.

2. Совершенство - характеристики- необходимость, справедливость, точность, неизбежность, уместность, правосудие, завершенность, долженствование.

3. Завершение - характеристики - окончание, финал, утверждение, исполнение, судьба, рок.

4. Закон - характеристики - справедливость, незапятнанность, законность, долженствование.

5. Активность - характеристика - процесс, подвижность, спонтанность, саморегуляция, полное функционирование.

6. Богатство - характеристики - дифференциация, сложность.

7. Простота - характеристики - честность, открытость, сущность, абстракция, основная структура.

8. Красота - характеристики - правильность, форма, живость, простота, богатство, целостность, совершенство, завершенность, уникальность, благородство.

9. Доброта - характеристики - правота, желательность, долженствование, справедливость, добрая воля, честность.

10. Уникальность - характеристики - особенность, индивидуальность, несравнимость, новизна.

11. Ненапряженность - характеристики - легкость, отсутствие напряжения, условий, сложностей, изящество, совершенство.

12. Игра - характеристики - забава, удовольствие, развлечение, юмор, изобилие, легкость.

13. Истина, честь, реальность - характеристики - открытость, простота, богатство, долженствование, чистая и незамутненная красота, завершенность, сущность.

14. Самонадеянность - характеристики - автономия, независимость, отсутствие необходимости в других для того, чтобы быть самим собой, самоопределение, выход за пределы среды, отдельность, жизнь по своим собственным правиламю

Одна метапотребность легко заменяется другой, если это необходимо для жизни человека.

А.Маслоу выдвинул гипотезу, что метапотребности и дефицитарные потребности, являются инститнктивными и имеющими биологические корни. Следуя данной гипотезе и эти потребности должны быть удовлетворены, для сохранения психического здоровья и для достижения максимума потребностей индивидов.

Но депривация и фрустрация метапотребностей может вызвать у человека психическое заболевание - метапатологии. Такие состояния как апатия, отчуждение, депрессии и цинизм, являются премерами высших психических расствройств. Неспособность любить кого -нибудь, стремление жить только сегодняшним днем, нежелание видеть что - нибудь ценное и достойное, неэтичное поведение, неумение ценить настойчивость в поисках личного совершенствования - все это симптомы метапатологии.

К примерам метапотологий по А.Маслоу относятся:

Недоверие, цинизм, скептицизм, ненависть, антипатию, расчет только на себя и для себя, вульгарность, нетерпимость, отсутствие вкуса, бесцветность, дезинтеграцию, утрату чувства собственного „Я”, утрата индивидуальности, ощущение себя постоянно меняющимся и анонимным, безнадежность, нежелание чего - либо добиваться, гнев, цинизм, непризнание законов, тотальный эгоизм, мрачность, депрессии, угрюмость, отсутствие интереса к жизни, параноидное отсутствие чувства юмора, перекладывание ответственности на других, бессысленность, отчаяние, утрата смысла жизни.

Теория человеческих потребностей А.Маслоу дает весьма полезные описания процесса мотиваци, но последующие экспериментальные исследования подтвердили ее не полностью, не смотря на то, что людей можно отнести к той или иной категории, характеризующейся какой - либо потребностью высшего или низшего уровня, но четкой пятиступенчатой иерархической структуры нет. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение одной, какой - либо потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня мотивации.

ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО МАККЛЕЛЛАНДУ.

1. Три потребности, мотивирующие человека - это потребности власти, успеха и принадлежности - социальная потребность.

2. Сегодня особенно важны эти потрености высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены.

Теория потребностей МакКлелланда делает упор на потребности высших уровней, согласно ей людям присущи три потребности: власть, успех, причастность.

Потребность власти - выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархичкской структуры А.Маслоу потребность власти попадает куда - то между потребностями в уважении и самовыражении. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать свои позиции. Они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Люди с потребностью власти- это не обязательно рвущиеся к власти люди, карьеристы. Личное воздействие может быть основой лидерства только в очень небольших группах, если же человек хочет стать лидером большого коллектива, он должен использовать социализированные формы проявления своего воздействия. Положительный или социализированный образ власти лидера должен проявляться в его заинтерисованности в целях всего коллектива, определение таких целей, которые подвигнут людей на их выполнение, во взятии на себя инициативы, в формировании у членов коллектива уверенности в собственных силах и компетентности.

Потребность успеха - Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. Потребность успеха также находится где - то посередине между потребностью в уважении и потребностью самовыражения.

Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись.МакКлелланд считает, что неважно сколь сильно развита у человека потребность успеха, он может никогда не преуспеть, если у него не будет для этого возможностей, если его организация не предоставит ему достаточную степень инициативы и не будет вознаграждать его за то, что он делает. Для мотивации людей с потребностью успеха, необходимо ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска, регулярно поощрять их в соответствии с достигнытыми результатами.

Потребности в причастности - эта потребность схожа с мотивацией по А. Маслоу. Люди с доминированием данной потребности заинтерисованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим, они постоянно привлечены такой работой, которая дает им обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты.

ДВУХФАКТОРНАЯ ТЕОРИЯ Ф.ГЕРЦБЕРГА.

1. Потребности деляться на гигиенические факторы.

2. Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой.

3. Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней у А.Маслоу и МакКлелланда, активно воздействуют на поведение человека.

4. Для того, чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководители должны сами вникать в сущность работы.

Во второй половине 50 - х годов Фредерик Герцберг вместе со своими сотрудниками разработал модель мотивации, основанную на потребностях.

Фредерик Герцберг считал, что потребности делятся на гигиенические и мотивационные факторы:

Гигиенические факторы - связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. Наличие данных фактороф не дает развиваться неудовлетворению работой. Сами по себе они не вызывают удовлетворение работой и не могут мотивировать человека на что - либо.

Мотивирующие факторы - связаны с характером и сущностью работы. Отсутствие этих факторов не приводит к неудовлетворенностью работой, но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.

Теория мотивации Ф.Герцберга имеет много общего с теорией А.Маслоу. Гигиенические факторы Ф.Герцберга соответствуют физиологическим потребностям, потребностям в безопасности и уверенности в будущем, его мотивации сравнимы с потребностями ыфсших уровней А. Маслоу.Но они расходятся в том , что А.Маслоу рассматривает гигиенические факторы, как нечто, что вызывает ту или иную линию поведения.Например, если давать возможность удовлетворять одну из данных потребностей, то в ответ на это индивид будет лучше работать. Ф.Герцберг же, напротив, считает, что индивид начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой.

Для того, чтобы использовать теорию Ф.Герцберга эффективно, необходимо составить перечень гигиенических и, особенно мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определять и указывать то, что они предпочитают.

Хотя эта теория эффективно использовалась, но в ее адрес поступали и критические замечания. Эти замечания были связаны с методом исследований. Когда людей просили описать ситуации , когда им было хорошо или плохо после выполнения работы, то они инстинктивно связывали благоприятные ситуации с ролью своей личности и объектов ими контролируемых, а неблагоприятные с ролью других людей и вещей объективно не зависящих от опрашиваемых.

6. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ.

В процессуальных теориях мотивации анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбрает конкретный тип поведения. Процессуальные теории считают, что поведение людей определяется не только потребностями, а также функцией его воспитания и ожидания, связанные с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.

Имеются три основные процессуальные теории мотивации ТЕОРИЯ: ОЖИДАНИЙ, ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ И МОДЕЛЬ ПОРТЕРА - ЛОУЛЕРА.

ТЕОРИЯ ОЖИДАНИЯ.

Теория ожидания, часто ассоциируется с работами Виктора Врума, а также базируются на положении, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеятся на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению и приобретению желаемого.

Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. При анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей - результаты, затраты труда,

- результаты вознаграждений

- валентность, т.е. удовлетворенность вознаграждения.

З - Р - это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Если человек чувствует, что прямой связи между затраченными усилиями и достигнутыми результатами нет, то согласно теории ожидания, мотивация будет ослабевать. Отсутствие взаимосвязи может произойти из - за неправильной самооценки сотрудника , плохой его подготовки, неправильного обучения, или если сотруднику не дали достаточных прав для выполнения потавленной задачи.

Р - В - это ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов.

ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ.

ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ обясняет нам, что люди субъективно определяют отношения полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждениями которые получили другие люди выполняющие аналогичную работу.

Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает напряжение., которое следует в дальнейшем снять и восстановить справедливость и исправить дисбаланс. Таким образом, те сотрудники , которые считают, что им не доплачивают по сравнению с другими, могут либо начать работать менее интенсивно, либо стремиться в дальнейшем повысить вознаграждение. Те сотрудники, которые считают, что им переплачивают будут стремиться поддерживать интенсивность труда на прежнем уровне или даже увеличивать интенсивность труда.

МОДЕЛЬ ПОРТЕРА - ЛОУЛЕРА.

Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости. В их модели фигурирует пять переменных :

· затраченные усилия,

· восприятие,

· полученные результаты,

· вознаграждения

· степень удовлетворения.

Согласно модели Портера - Лоулера достигнутые успехи зависят от приложенных сотрудниками усилий , его способностей, характерных особенностей, и осознание им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. В данной теории устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений. Согласно теории ПОРТЕРА - ЛОУЛЕРА результаты достигнутые индивидом зависят :

· от ценности вознаграждения,

· от оценки вероятности связи усилия и вознаграждения,

· от усилия,

· от способности и характера,

· от оценки роли работника,

· от результатов выполненной работы,

· от внутренних и внешних вознаграждений,

· от вознаграждений воспринимаемых как справедливые,

· от удовлетворенности.

7. СЛОЖНОСТЬ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ ПОТРЕБНОСТИ.

Существует огромное количество разннобразных, конкретных человеческих потребностей, которые приводят к удовлетворению потребностей человека. Стефан Кэролл и Генри Госи отмечают: „структура потребностей человека определяется его местом в социальной структуре или ранее приобретенным опытом”. Между людьми существуют множество различий в отношении тех потребностей, которые для них важны. Существует множество путей и способов удовлетворять потребности конкретного типа. Потребность в утверждении собственного „Я” одного человека можно удовлетворять, признав его лучшим работником данный службы. Конкретный способ, конкретный человек может удовлетворить свою конкретную потребность, определяется им исходя из его жизненного опыта.

Создание рабочих мест с более сложными задачами и большей ответственности имеет положительный мотивационный эффект для многих работников. То, что оказывается эффективным для мотивации одних людей, оказывается совершенно неважным для других.

§ Для улучшения трудовой этики необходимо:

§ Связывать вознаграждения непосредственно с той деятельностью, которая приводит к увеличению производительности и эффективности работы предприятия в целом.

§ Выражать публичное и ощутимое принание тем людям, чьи усилия и полученные результаты превосходят средние показатели для работников данной категории.

§ Всеми силами стараться реализовывать принцип, по которому каждый работник должен явным образом получать долю от увеличения производительности организации в целом.

§ Поощрять работников участвующих вместе с руководителями в разработке целей и показателей, по которым можно достоверно оценить результаты деятельности сотрудников.

§ Обращать особое внимание на те трудности с которыми сталкивается руководитель среднего звена при проведении программ перестройки и усовершенствования должностных обязанностей и рабочих мест.

§ Не допускать возникновение и развитие ситуаций, при которых интересы сотрудников могут приходить в противоречие с целями повышения благосотояния формы.

§ Не пытаться повысить стандарты качества до той поры, пока не будут оплачены волностью все затраченные издержки.

§ Не создавать значительного разрыва между декларациями руководства и фактической системой вознаграждения.

§ Не представлять дело так, что программы повышения производительности труда фактически направленны на повышение удолетворенности работой и ее значимости.

§ Не поддерживать создание каких - то специальных привилегий для руководства, которые расширяют разрыв межды ними и теми кто действительно выполняет работу.

8. ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ.

Для побуждения людей к эффективной деятельности необходимы вознаграждения. Вознаграждения - это не только деньги, но и удовольствие, это все что человек считает ценным для себя. Вознаграждения имеют два типа : внутренние и внешние.

Внутреннее вознаграждение дает сама работа, - это достижение результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважение.Дружба и общение, возникающее в процессе работы, также рассматриваются как внутренние вознаграждения. Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения - это создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи.

Внешнее вознаграждение - это такой тип вознаграждения, который дается самой организацией - зарплата, премии, продвижение по службе, похвалы, символы служебного статуса и престижа, признания, дополнительные выплаты - оплата определенных расходов и страховок, дополнительный отпуск.

9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Человек может жить хлебом единым - если ему не хватает хлеба. Но что происходит с желаниями человека, когда хлеба достаточно,Ю когда его желудок постоянно сыт? Сразу же почявляются другие , более широкие потребности и начинают доминировать в организме. Когда и они удовлетворены, все новые и новые, еще более высокие потребности выходят на сцену.Эмоциональная природа человека опирается на низшую природу, нуждается в ней как в основе и терпит неудачу без этой основы. Для большинства человечества высшая природа человека недостижима без удовлетворения низшей природы, как ее опоры.Человек, испытывающий потребность, будет продолжать поисковую деятельность до тех пор, пока не удовлетворит эту потребность и не устранит связанное с нею напряжение. Напряжение сменяется релпксацией, релаксация - напряжение. И так до бесконечности. Идеальным считается состояние покоя, равновесия, соответс твующее внутриутробной жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Л.ХЬЕЛЛ, Д.ЗИГЛЕР ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ 2005 г.

2. Т.АХМЕДОВ ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОТЕРАПИЮ 2005 г.

3. Ю.Г. ВОЛКОВ, В.П. НЕЧИПУРЕНКО, А.В. ПОПОВ, С.И. САМЫГИН СОЦИОЛОГИЯ 1992 г.

4. Л.Д. СТОЛЯРЕНКО ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ 1999 г.

5. Е.А. КЛИМОВ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 1999 г.

6. М.Х. МЕСКОН , Ф. ФЕДОУРИ -0 ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА 1992

7. Л.А. ХЕГАЙ ХРЕСТОМАТИЯ ПО ГЛУБИННОЙ ПСИХОЛОГИИ 1996 г.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.