Реферат по предмету "Международные отношения и мировая экономика"

Узнать цену реферата по вашей теме


Платежный баланс Республики Беларусь


62

Содержание

1. Сущность и структура платежного баланса………………………………......2

1.1 Происхождение и развитие понятия «платежный баланс»…………...……2

1.2 Концептуальные основы построения платежного баланса………………...9

1.3 Методологические подходы……………………………………………...…22

1.4 Аналитическое представление платежного баланса………………......…..29

2. Анализ формирования платежного баланса Республики Беларусь………..38

2.1 Становление и развитие статистики платежного баланса в Республике Беларусь……страну и за границу.

1.14. В аналитическом представлении платежного баланса определяется его общее сальдо, равное сложившемуся изменению официальных международных резервных активов страны.

Аналитическое представление получается из стандартного представления путем выделения из финансового счета платежного баланса операций, связанных с изменением официальных резервных активов Республики Беларусь.

2. Информационное обеспечение платежного баланса

2.1. Основными источниками информации, используемыми при разработке платежного баланса, являются:

- банковская система отчетности о внешнеэкономической деятельности, которая находится в компетенции Национального банка Республики Беларусь;

- система отчетности предприятий-резидентов о внешнеэкономических операциях;

- другие официальные источники информации Республики Беларусь;

- информация Центрального банка Российской Федерации.

2.2. При разработке и анализе данных платежного баланса для перекрестной сверки используются данные международной банковской статистики и зеркальная статистика стран-партнеров, получаемая как от разработчиков платежных балансов других стран, так из сборников, публикуемых международными финансовыми организациями.

2.3. Система банковской отчетности охватывает два типа респондентов:

- банки Республики Беларусь, которые отчитываются как об внешнеэкономических операциях своих клиентов - резидентов Республики Беларусь, так и своих собственных внешнеэкономических операциях;

- предприятия-резиденты Республики Беларусь, имеющие счета вне банковской системы страны.

Информация в системе банковской отчетности собирается согласно формам, разработанным специалистами управления платежного баланса в соответствии со стандартной классификацией пятого издания Руководства по платежному балансу.

2.4. Система отчетности предприятий-резидентов используется Министерством статистики и анализа Республики Беларусь при сборе информации о международной торговле товарами и услугами, о взаимных обязательствах предприятий республики с внешнеэкономическими партнерами по экспортно-импортным операциям, при сборе информации о привлечении иностранных инвестиций в экономику страны и предоставлении белорусских инвестиций за границу.

2.5. Официальные источники информации Республики Беларусь, к которым относятся Министерство статистики и анализа, Министерство финансов, Министерство иностранных дел, Государственный таможенный комитет другие республиканские и местные органы управления, представляют информацию Национальному банку в соответствии со специальными формами отчетности на месячной или квартальной основе.

2.6. Информация Центрального банка Российской Федерации получается ежеквартально на основе согласованного регламента обмена информацией между Главным управлением платежного баланса Центрального банка Российской Федерации и Департамента платежного баланса и банковской статистики Национального банка Республики Беларусь.

3. Периодичность, сроки разработки и распространения данных платежного баланса

3.1. Платежный баланс разрабатывается на ежеквартальной основе. Для оперативных целей основные показатели платежного баланса могут разрабатываться на ежемесячной основе.

3.2. Платежный баланс разрабатывается на 75 день после отчетного периода.

3.3 Платежные балансы направляются руководству Национального банка, высшим органам государственного управления страны, министерствам и ведомствам, международным финансовым и статистическим организациям, центральным банкам стран-партнеров во внешнеэкономической деятельности, другим организациям, а также по индивидуальным запросам юридическим и физическим лицам на основании действующего законодательства.


3.4. Платежные балансы публикуется в представительстве Национального банка в сети Интернет (http://www.nbrb.by/statistics/BalPalBelarus/start.asp), на национальной странице сводных данных ССРД Международного валютного фонда (http://www.belstat.gov.by/homep/en/specst/np.htm), в информационно-аналитическом и научно-практическом журнале Национального банка Республики Беларусь "Банкаускi веснiк", "Экономической газете", в изданиях Международного валютного фонда - сборниках "International Financial Statistics" ("Международная финансовая статистика") и "Balance of Payments Statistics. Yearbook" ("Статистика платежных балансов. Ежегодник").

1.4 Аналитическое представление платежного баланса

Анализ внешнего сектора должен отвечать на вопрос, какие взаимосвязи имеют место между различными операциями хозяйствующих субъектов и, соответственно, отдельными статьями платежного баланса между собой и другими макроэкономическими показателями. Поэтому при проведении исследований важно точно определить время обмена активами, имеющими экономическую стоимость, между сторонами, выделяя последовательность, в которой он совершается. Основная идея таких действий -- установить первоначальную операцию, в результате которой у принимающей стороны возникает обязательство перед резидентом другой страны, которое в дальнейшем должно быть обязательно погашено. Погашение данного обязательства происходит через совершение отдельной индуцированной (вторичной) операции.

Основной целью, которая преследуется при составлении платежного баланса, является предоставление необходимой информации о состоянии внешнего сектора для принятия решений. Использование стандартного представления платежного баланса в этих целях затруднено тем, что применение принципа «несвязанной системы» не дает возможности точно определить соответствующие взаимосвязи между статьями платежного баланса и тем более выделить в нем отдельные операции.

При изучении результатов внешнеэкономической деятельности резидентов страны были сформированы и сейчас используются в практических целях различные методические принципы анализа платежного баланса:

* выделение наиболее значимых отдельных статей платежного баланса или их групп для самостоятельного анализа;

* составление аналитического представления платежного баланса.

Аналитическое представление платежного баланса представляет собой структурную перегруппировку определенных операций и статей платежного баланса, отличную от стандартной формы представления платежного баланса. В аналитической форме представления платежного баланса выделяются и отдельно группируются автономные (основные) и компенсирующие (балансирующие) операции, между которыми проводится условная черта. Структура аналитического представления платежного баланса зависит от целей анализа.

В автономные операции, которые помещаются «над чертой», включаются первичные операции, итоговая сумма по которым называется сальдо платежного баланса. Данное сальдо характеризует только определенную группу статей платежного баланса, а не весь платежный баланс, который всегда сбалансирован. Таким образом, сальдо платежного баланса -- это структурный показатель. Если объем операций по кредиту автономных операций превышает их стоимостную оценку по дебету, то наблюдается положительное сальдо платежного баланса (профицит платежного баланса). Если же стоимостной объем дебетовых операций больше кредитовых, то это свидетельствует о наличии отрицательного сальдо (дефицит платежного баланса).

Балансирующие операции, размещающиеся «под чертой», представляют собой вторичные операции. Сумма по операциям «под чертой» равна сумме по операциям «над чертой» с противоположным знаком. В качестве балансирующих операций, как правило, используют статьи «Финансового счета», например «Резервные активы».

Первым шагом при анализе платежного баланса становится изучение динамики торгового баланса (экспорта и импорта товаров). Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, торговый баланс во многом определяет состояние платежного баланса в целом, поскольку торговля товарами составляет значительную часть международных экономических отношений. Удельный вес торгового баланса обычно заметно превышает долю других статей в текущем счете платежного баланса. Во-вторых, статистические данные по торговому балансу регулярно (раз в месяц) публикуются. В-третьих, динамика торгового баланса показывает эффективность проводимой макроэкономической политики в целом как в долгосрочном, так и краткосрочном периоде.

В долгосрочном периоде торговый баланс может выступать в качестве одного из критериев, позволяющих оценивать конкурентоспособность национальной промышленности на внешних рынках. На средне- и краткосрочных временных интервалах экспорт и импорт товаров дает оперативные данные о влиянии валютного курса (денежно-кредитная политика), государственных доходов и расходов (налогово-бюджетная политика) на внешний сектор. Использование тарифных и нетарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности сказывается на стоимостных объемах внешнеторговых операций хозяйствующих субъектов.

Данные, содержащиеся в торговом балансе, следует дополнять информацией по другим статьям. Расширение анализа происходит за счет счета «Услуги», который имеет ту же природу, что и счет «Товары». Баланс по торговле товарами и услугами используется в качестве агрегированного показателя в балансовых уравнениях, описывающих взаимосвязь внешнего и внутреннего секторов, и при вычислении ВВП страны.

Следующим шагом является анализ текущего счета платежного баланса в целом. Текущие операции по своей природе носят окончательный характер, т.е. не требуют проведения дополнительных операций, как в случае с операциями по финансовому счету. На сальдо текущего счета в целом влияют более глубинные и долгосрочные процессы в экономике, чем на счета операций с капиталом и финансовых операций. Это находит отражение в меньшей изменчивости показателей статей текущего счета по сравнению со счетом операций с капиталом и финансовых операций.

Для проведения анализа, в соответствии с концепцией баланса текущих операций, к счету «Текущие операции» необходимо добавить «Счет операций с капиталом». Концепция показывает стоимостную оценку активов, которые данная страна передала другим странам или же получила от них, т.е. живет ли страна по доходам. Положительное сальдо по концепции баланса текущих операций показывает на возможности осуществления финансовых вложений за рубежом -- создание там второй экономики, а отрицательное сальдо указывает на рост задолженности перед другими странами.

Следует отметить, что для оценки сальдо на основе данной концепции нельзя применять упрощенный подход, полагая, что профицит -- это всегда положительное явление, а дефицит -- нежелателен. Так, профицит может быть не по причине конкурентоспособности экономики, а вследствие низких темпов ее развития, не приводящих к росту внутреннего спроса, и низкого уровня импорта, по сравнению с экспортом. Дефицит же может указывать на быстрый рост экономики, когда проблема недостаточной обеспеченности ресурсами решается их импортом из-за рубежа.

Концепция баланса текущих операций была выработана и начала активно применяться на практике с первой половины XX в. В то время трансферты входили в счет «Текущие операции», а их разделение на капитальные и текущие произошло только в 1993 г.

Для корректного использования данной концепции необходим учет счета капитала, поскольку в нем отображаются:

* изменение размеров экономики. Это прежде всего миграционные процессы (изменение статуса «резидент/нерезидент»), а также передача непроизведенных активов (под которыми понимается земля и ее недра) от нерезидентов к резидентам и наоборот.

* получение доходов от нефинансовых активов, которые представляют собой продукты интеллектуального труда (патенты, авторские права, лицензии, ноу-хау и т.п.). С ростом информатизации общества, наращиванием процессов глобализации значение информации повышается. Владение информацией становится одним из главных факторов осуществления хозяйственной деятельности. В этой связи, передачу продуктов интеллектуального труда можно приравнивать к экспорту/импорту рабочей силы с той разницей, что фактическое межстрановое перемещение людей сегодня уже не является обязательным.

* аннулирование долга кредитором, безвозмездная передача прав собственности на основной капитал и т.п.

Развитие финансовых рынков, повышение роли финансовых активов, которые начинают не только обслуживать внешнюю торговлю товарами и услугами, но и приобретают устойчивые самостоятельные направления движения, приводит к необходимости их учета в качестве автономных операций. Была разработана концепция базисного баланса, согласно которой к статьям «над чертой», сгруппированным по концепции текущих операций, необходимо добавить статьи, отражающие движение долгосрочных финансовых активов. Это прямые и портфельные инвестиции, иной долгосрочный капитал, отражаемый по статье «Другие инвестиции» финансового счета платежного баланса. Операции по текущему счету платежного баланса в данной концепции не противопоставляются движению капитала. Эти операции показывали приток валюты в страну, которая в дальнейшем использовалась для проведения долгосрочных инвестиций за рубежом. К числу балансирующих статей относили краткосрочный капитал и валютные резервы органов денежно-кредитного регулирования.

Сальдо базисного баланса должно стремиться к нулю, поскольку оно отражает стабильные потоки ресурсов. Статьи базисного баланса жестко взаимосвязаны с внутренней экономикой с динамикой цен на внутреннем и внешнем рынках, курсом национальной валюты, доходами и темпами роста ВВП, инвестициями и сбережениями. Отрицательное сальдо по базисному балансу должно приводить к увеличению внешней задолженности. В качестве основных инструментов, находящихся в распоряжении правительств для регулирования балансирующих статей, выступают процентные ставки, регулирование инфляции и валютного курса.

Базисный баланс использовался разными странами в качестве официальной концепции построения аналитического представления платежного баланса в конце 40--70-х г., т.е. фактически охватывал период функционирования системы фиксированных валютных курсов. Первая страна, которая начала его использовать -- США. Это отражало ситуацию долларового дефицита, когда экономика стран Западной Европы остро нуждалась во внешних ресурсах, что позволило американским банкам занять лидирующее положение на международном финансовом рынке.

Отказ от применения концепции базисного баланса был связан с нарушением стабильного функционирования мировой денежной системы, выразившейся в проведении широкомасштабных спекуляций на финансовых рынках, начале «разгула горячих денег», крахе Бреттон-Вудсской валютной системы.

В послевоенное время МВФ применял концепцию официального финансирования для анализа экономик стран-доноров с целью выявления тех изменений, которые были вызваны предоставлением экономической помощи другим странам. В число балансирующих статей включались долгосрочные государственные кредиты и официальные субсидии, обязательства перед иностранными учреждениям, а также изменения в резервах, увеличение (уменьшение) подконтрольных государственным органам иностранных активов коммерческих банков. Однако в виду сложности составления и критики принципов группировки операций, выносимых «над и под черту», МВФ прекратил ее использование в 1954 г.

Для учета движения краткосрочного капитала в качестве основных операций был разработан баланс автономных счетов. Такое объединение статей рационально, когда применение краткосрочного капитала не ограничивается обслуживанием только торговли товарами и услугами, а приобретает самостоятельное значение и устойчивые направления движения.

Глубокая детализация краткосрочных активов осуществляется в балансе ликвидности. Данная концепция аналитического представления платежного баланса была разработана и использовалась только в США в 1958 г. и затем повторно в 1962--1965 гг. [7, с. 133].

На смену баланса ликвидности в 1965 г. пришел баланс официальных расчетов (или итоговый баланс), который получил широкое распространение. Он стал использоваться в качестве основной концепции экспертами МВФ и ОЭСР вплоть до 1976 г. Основной целью, которую преследовали при внедрении этой аналитической формы представления платежного баланса, было отражение изменений в официальных резервах страны [7, с. 134].

С принятием официальной системы плавающих курсов в 1976 г. на Ямайке странами -- членами МВФ баланс официальных расчетов более не мог использоваться в качестве оценки положения валюты. Произошел возврат к концепции баланса текущих операций.

В настоящее время при составлении аналитической формы платежного баланса широкое распространение получила схема, разработанная в МВФ, согласно которой «под черту» выносятся статьи «Резервы», «Использование кредитов МВФ» и «Исключительное финансирование».

Логику данного построения можно объяснить следующим образом. В современных условиях, когда большинство операций, совершаемых на мировом рынке, обусловлены инициативой частных хозяйствующих субъектов, т.е. без стимулирования (участия) государственных органов, балансирование платежного баланса возможно за счет «третьего лица», которое прямо не участвует в осуществлении коммерческой деятельности, а именно, -- за счет резервов органов денежно-кредитного регулирования. Государству отводится роль активного наблюдателя, использующего преимущественно косвенные макроэкономические методы воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов. Использование кредитов МВФ также выносится «под черту», так как их предоставление направлено на устранение дисбалансов экономики на внешних рынках.

Следует отметить, что включение в исключительное финансирование тех или иных операций базируется «не на четких объективных критериях, а на аналитических понятиях» [9, п. 453, с. 143]. Как правило, к ним относят различные операции, связанные с реструктуризацией, погашением, переоформлением или аннулированием задолженности, увеличением внешнего государственного долга или поощрением внешних заимствований частного сектора государственными органами. Сюда включают также получение безвозмездной помощи от других государств и получение субсидий от МВФ.

Таким образом, развитие аналитического представления платежного баланса тесно связано с внешними и внутренними факторами. Структура его построения направлена на выявление и анализ важнейших тенденций во внешнем секторе экономики, а также на раскрытие взаимосвязей с внутренними секторами экономики. Выработка новых принципов его построения является попыткой государственных органов найти эффективные способы решения кризисных явлений в экономике страны (стран).

2. Анализ формирования платежного баланса Республики Беларусь

2.1 Становление и развитие статистики платежного баланса в Республике Беларусь

После обретения независимости и суверенитета Республикой Беларусь руководство страны объявило о смене принципов управления государством и приверженности к рыночным инструментам и регулирования экономики. Это требовало сформировать соответствующую систему государственных институтов. Необходимо было создать отлаженную систему сбора, обработки и анализа статистической информации, базирующуюся на международных принципах, учитывающую происходящие изменения и позволяющую делать межстрановые сопоставления. Эти факторы определили специфику становления и развития статистики платежного баланса Республики Беларусь.

Исходным пунктом становления статистики платежного баланса Республики Беларусь можно считать постановление Совета Министров от 30.03.1992 г. № 174 «О переходе Республики Беларусь на принятую в международной практике систему учета и статистики». Данный документ был направлен «на создание системы статистики, соответствующей новым экономическим отношениям, обеспечивающей анализ социально-экономических процессов и выработку способов воздействия на них». За Госкомстатом закреплялась ответственность публикации платежного баланса и ряда других показателей. Часть работы по разработке отдельных показателей Госкомстат мог передавать Национальному банку и Министерству финансов. Данным постановлением также устанавливалось, что Госкомстат ведет сбор и разработку данных таможенных деклараций по внешней торговле.

В 1992 г. республика вступила в Международный валютный фонд (МВФ) и другие международные организации. Тем самым, согласно требованиям МВФ к членам организации, Республика Беларусь взяла на себя обязательство ежегодно составлять и предоставлять МВФ платежный баланс страны.

Изменениями, внесенными 8 декабря 1992 г. в Закон «О Национальном банке Республики Беларусь», к основным функциям Национального банка была добавлена разработка платежного баланса. С этого момента составление и публикация платежного баланса Республики Беларусь находится в его компетенции, для чего в банке был создан соответствующий отдел.

В 1993 г. в результате совместной работы Национального банка, Министерства экономики, Министерства статистики и анализа был опубликован первый платежный баланс республики. Он содержал данные о проведенных внешнеэкономических операциях за 1992 г. и был составлен по методологии 4-го Руководства в укрупненном разрезе.

Со временем государственные органы все больше внимания начали придавать составлению и анализу платежного баланса. Его важность косвенно подтверждается принятием ряда нормативных документов, среди которых следует выделить Указ Президента Республики Беларусь от 03.03.1999 г. № 129 «Перечень сведений, составляющих государственную тайну Республики Беларусь» и постановление Совета Министров Республики Беларусь 29 мая 2001 г. № 784 «О перечне информационных ресурсов, имеющих государственное значение», дополняющее Закон «Об информатизации».

Среди проблем, с которыми столкнулись на первых этапах специалисты платежного баланса республики при его составлении, следует выделить:

* отсутствие четко сформированного правового поля, в рамках которого должен осуществляться сбор, обработка и анализ первичной статистической информации, необходимой для составления платежного баланса. Ситуация усложнялась еще и отсутствием налаженных информационных потоков между различными ведомствами. Прежде всего, это относилось к Государственному таможенному комитету, Министерству статистики, Национальному банку, Министерству финансов, Министерству экономики, Министерству внешнеэкономических связей, т.е. организациям, осуществлявшим сбор первичной информации и к тем, кто в дальнейшем ее обрабатывал. Это порождало множество проблем. В частности, существовали разные стоимостные оценки внешней торговли Министерством статистики и Государственным таможенным комитетом, резервные активы Министерства финансов не включались в активы органов денежно-кредитного регулирования и т.д.;

* неразработанность первичных документов сбора статистической информации. Особенностью становления статистики внешнеэкономических операций было то, что ее пришлось создавать практически с нуля. Прежний опыт и наработки в данной сфере использовать было невозможно. Так, например, ликвидация государственной монополии на осуществление внешнеторговых операций сделала неприемлемым получение статистической информации на основе отчетности внешнеторговых организаций;

* отсутствие методик экспертных оценок и различных корректировок. В качестве примера можно привести оценку оплаты труда выезжающих за рубеж на работу граждан республики, расходы туристов, трансфертов, связанных с миграционными процессами (корректировка экспорта-импорта на имущество мигрантов), корректировка импорта в цены ФОБ.

Процесс преодоления вышеназванных проблем растянулся на достаточно долгое время. Были приняты законы «Об информатизации» (6 сентября 1995 г.) и «О государственной статистике» (17 февраля 1997 г.). Однако они носили общий характер и регулировали работу государственных статистических органов в целом. Первый закон регламентировал «правоотношения, возникающие в процессе формирования и использования документированной информации и информационных ресурсов». Второй был направлен на «определение порядка организации государственной статистики, регулирования правовых отношений, связанных со статистической деятельностью органов государственной статистики, министерств и других республиканских органов государственного управления, ведущих государственную статистику».

Таким образом, де-факто, отношения между отдельными государственными учреждениями регламентируются внутриведомственными положениями и межведомственными договорами. К негативным моментам следует отнести и то, что регулирование взаимоотношения между органами, предоставляющими статистическую информацию и ее непосредственными потребителями, (т.е. физическими и юридическими лицами), в законодательстве республики не нашло своего отражения. В условиях нестабильности показателей внешнего сектора экономики (проблема отрицательного сальдо внешней торговли, виды и размеры привлечения иностранных инвестиций в страну, вопросы связанные с практикой валютного курсообразования) имеющаяся у государственных органов возможность выбирать, какую информацию и кому можно предоставлять приводила к излишней закрытости информации.

На повышение качества статистики внешней торговли было направлено постановление Кабинета Министров РБ от 21.02.1996 г. № 129 «О совершенствовании ведения статистики внешней торговли». Оно обязывало Государственный таможенный комитет вести статистику внешней торговли на основе грузовых таможенных и статистических деклараций и предоставлять полученную информацию Министерству статистики и анализа, которое должно вести разработку отчетного торгового баланса Республики Беларусь.

Отдельного рассмотрения требует проблема статистического учета внешней торговли между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.1992 г. № 799 «О дополнительных мерах по организации таможенного контроля в Республике Беларусь» были размещены пункты таможенного оформления на границе Республики Беларусь с Российской Федерацией. Развитие интеграционных процессов, в первую очередь, это создание Таможенного союза между Беларусью и Россией (6 января 1995 г.) привело к снятию таможенного контроля на совместной границе между странами (Указ Президента Республики от 30.05.1995 г. № 208 «Об отмене таможенного контроля на границе Республики Беларусь с Российской Федерацией»).

Отсутствие таможенной границы между странами привело, соответственно, к отсутствию таможенных данных о торговле с Россией, вследствие чего Минстат был вынужден делать досчеты, основываясь на данных статистики предприятий и на собственные расчеты производства-потребления основных видов продукции. Таким образом, полностью перейти на учет экспорта-импорта товаров только на основе таможенных деклараций в настоящее время не представляется возможным.

Отдельного рассмотрения требует переход практики составления платежного баланса на основе 5-го Руководства. Когда в республике в 1993 г. был составлен и опубликован первый платежный баланс, МВФ поставил перед национальными статистическими органами задачу изменить подходы к составлению платежного баланса и перейти на новое Руководство.

Эти изменения выдвигали новые требования к первичным формам отчетности, которые нуждались в переработке. Также было необходимо найти новые источники информации и разработать методики стоимостной оценки отдельных показателей, используя статистические данные стран внешнеэкономических партнеров. Если счет «Текущих операций» был приведен в соответствие с 5-м Руководством достаточно быстро, то отдельные статьи «Счета операций с капиталом и финансовых операций» еще продолжительное время компилировались на основе 4-го Руководства. Особенно проблематично было провести деление операций по секторам экономики и наладить учет краткосрочных активов [3, с. 3]. Процесс постепенной трансформации (переход на 5-е Руководство) затянулся почти на пять с половиной лет (1993--1998 гг.), усугубляя стоявшую проблему сопоставимости статей платежного баланса.

Также требовали учета при составлении платежного баланса некоторые текущие проблемы. Сложное финансовое состояние реального сектора экономики приводило к образованию задолженности по торговым кредитам, регистрируемой по статье «Коммерческие кредиты» счета «Другие инвестиции». Регистрация задолженности в белорусских рублях приводила к искажению стоимостной оценки данной статьи. Это происходило вследствие того, что расчеты между хозяйствующими субъектами происходили в твердой валюте или фиксировались в долларовом эквиваленте. Поэтому в условиях инфляции при погашении долга перечисляемая сумма не была эквивалентна той, которая была отражена в платежном балансе.

Структура экономики, оставшаяся от бывшего Советского Союза, нехватка собственных оборотных средств, наличие дешевой рабочей силы привели предприятия к использованию схем, связанных с переработкой давальческого сырья. Прежде всего, это касается нефти и нефтепродуктов, сырья для химической и легкой промышленности. В платежном балансе операции с давальческим сырьем отображаются по статье «Экспорт/импорт товаров» раздела «Товары», если продукты переработки остаются и потребляются в стране переработки. Если же совершается реэкспортная (реимпортная) операция (продукты переработки возвращаются в страну откуда они были импортированы или экспортированы), то тогда стоимость давальческого сырья и продуктов переработки находят свое отражение по статье «Товары для дальнейшей обработки» раздела «Товары». Если продукты переработки экспортируются в третьи страны, то в платежном балансе страны, где осуществлялась переработка сырья, перемещение товаров через границу не отображается, а стоимость переработки давальческого сырья показывается как экспорт услуг.

Низкий уровень реальных доходов населения привел к широкой практике выезда граждан за рубеж с целью временного трудоустройства. Для учета доходов резидентов, полученных в качестве оплаты труда, была разработана специальная методика на основе информации миграционных служб и статистических органов зарубежных стран о среднем уровне заработков и расходов в данных странах. Для уточнения данных также используется зеркальная статистика третьих стран.

Межстрановые ценовые диспропорции породили такое явление, как неорганизованную («челночную») торговлю. Ее учет сильно затруднен тем, что при ее осуществлении движение валюты и товаров может не декларироваться, так как объем валюты меньше установленных нормами сумм, подлежащих обязательной декларации, а товар ввозится или вывозится как личное имущество. Первые данные о стоимостных объемах неорганизованной торговли были опубликованы в конце 2001 г. (платежный баланс за 3 квартал 2001 г.).

Широко распространенная практика покупок подержанных автомобилей из-за рубежа приводит к необходимости поправок счета «Товары». Это связано с тем, что сумма вывезенных денег показывается по дебету счета «Поездки» и по кредиту соответствующей статьи финансового счета. При пересечении границы происходит регистрация импорта транспортных средств органами Государственного таможенного комитета. И если их учитывать по счету «Товары», то это приведет к двойному учету импорта автомобилей. Данные поправки (снижение импорта товаров на импорт легковых автомобилей ввезенных гражданами Республики Беларусь) начали применяться с 1999 г., но были впервые опубликованы только в платежном балансе за первое полугодие 2002 г.

В целом перечисленные факторы наложили отпечаток на составление платежного баланса. Национальный банк каждый год вносил корректировки в структуру платежного баланса, не давая объяснения, какие изменения имели место. Сопоставимые данные по платежному балансу, за рассматриваемый период, появились только в 1998 г., когда Национальный банк выпустил сборник с платежными балансами Республики Беларусь 1993--1997 гг., составленными по единой методологии на основе 5-го Руководства. Ежегодно Национальный банк производит уточнение динамических рядов статей платежного баланса, которые публикует в соответствующих сборниках (посвященных платежному балансу).

В настоящее время публикуемые Национальным банком платежные балансы Республики Беларусь могут быть классифицированы следующим образом:

* по форме представления: нейтральное (стандартное) и аналитическое представление платежного баланса;

* по детализации представления: в детальном постатейном представлении и в сокращенном варианте, где показываются только основные показатели платежного баланса;

* исходя из валюты, в которой производится стоимостная оценка: в белорусских рублях и в долларах США;

* по временному охвату: квартальные и годовые.

Несмотря на постоянное улучшение информационного наполнения публикаций Национального банка возникает вопрос: на сколько точны и верны представленные данные? В виду отсутствия доступа к первичной информации провести независимые расчеты невозможно. Поэтому оценить достоверность публично представляемой статистической информации возможно только косвенными методами.

Наиболее простым методом является анализ различных уточнений и поправок. Интерес представляет торговый баланс, который часто называют «возмутителем спокойствия» платежного баланса республики. Анализ уточнений производимых Минстатом в последующие периоды показал, что они незначительны и их значение имеет тенденцию к уменьшению. В настоящее время поправки не превышают 1 % от первоначального значения. Это свидетельствует об отсутствии умышленного завышения или занижения данных для получения более выгодных статистических показателей и улучшения качества статистики внешней торговли.

Однако до 2000 г. динамика внутригодовых стоимостных объемов экспорта и импорта товаров может быть искаженной. Статистические формы первичной отчетности составлялись с нарастающим итогом. При корректировке статистической отчетности хозяйствующим субъектам, осуществляющим внешнеторговую деятельность, было неизвестно, какой именно месяц (текущий или любой из предыдущих) подвергся корректировкам.

Анализ вносимых поправок в платежный баланс показал, что они носят комплексный характер и являются незначительными. Наибольшее количество корректировок было внесено в 2001 г. в платежном балансе за 2000 г. В основном изменения были связаны не с поступлением уточненных статистических данных, а с внедрением новых методов стоимостных оценок операций. Они (методы) появились в результате активного сотрудничества Национального банка Республики Беларусь и Центрального банка России в последние годы. Так, имевшие место исправления по счету «Резервные активы» (в платежных балансах 1999--2000 гг.) объясняются внедрением новых способов оценки иностранных активов, позволяющих оценивать и отсекать влияние курсовых колебаний на их стоимость. Таким образом, в платежном балансе республики показываются изменения вызванные только проведением операций с данными активами. Корректировки по статье «Прямые инвестиции» (в 2001 г. в платежном балансе за 2000 г.) происходили аналогичным образом в результате изменений в методике оценки прямых иностранных инвестиций.

Следует отметить и негативные моменты. Так, вследствие внесения уточнений, статья «Ошибки и пропуски», как правило увеличивала свое значение. Несмотря на то, что Национальный банк постоянно предпринимает попытки улучшить качество платежного баланса, неохваченным остается еще значительный пласт внешнеэкономических операций.

В целом можно утверждать, что национальными органами статистики достигнут высокий уровень составления платежного баланса и его данные вполне достоверны.

Однако приходится констатировать тот факт, что в настоящее время практически нет грамотных пользователей данных платежного баланса отсутствует активная дискуссия и полемика по проблемам платежного баланса.

Государственные органы зачастую гипертрофируют значения отдельных статей платежного баланса (например, прямые иностранные инвестиции, сальдо торгового баланса), не уделяя должного внимания анализу состояния всего платежного баланса в целом.

Со стороны частного сектора спрос на данные платежного баланса минимален. Для частного сектора состояние платежного баланса носит больше индикативный характер, необходимый для выработки стратегии в средне- и долгосрочной перспективе. Его грамотное применение (интерпритация) возможно лишь при использовании наряду с другими как макроэкономическими показателями экономики в целом, так и микропоказателями отдельной фирмы. Проведение качественных комплексных исследований силами сотрудников отдельной неспециализированной фирмы невозможно. Рынок подобных услуг еще не сформирован.

2.2 Анализ состояния платежного баланса Республики Беларусь за 2007 г.

За 2007 г. сложилось отрицательное сальдо текущего счета платежного баланса в 2944,2 млн. USD (6,6% ВВП). Отрицательное сальдо в 2006 г. составляло 1431,2 млн. USD, или 3,9% ВВП.

Внешняя торговля товарами и услугами. Общий оборот товаров и услуг составил 57 996,3 млн. USD (129,6% ВВП) и увеличился по сравнению с 2006 г. на 26,1%. Экспорт товаров и услуг -- 27 628,8 млн. USD (61,7% ВВП) -- увеличился на 24,3%. Импорт товаров и услуг вырос на 27,9% до 30 367,5 млн. USD (67,8% ВВП). В результате превышения на 3,6 проц. пункта темпов роста импорта товаров и услуг над экспортом сложилось отрицательное сальдо баланса товаров и услуг в 2738,7 млн. USD (в 2006 г. -- 1514,9 млн. USD).

Положительное сальдо баланса услуг на 31,3% компенсировало отрицательное сальдо торгового баланса (за 2006 г. -- на 33,2%).

Товары. Внешнеторговый оборот товаров составил 52 745,2 млн. USD и увеличился на 25,8%. На страны СНГ пришлось 57,4% оборота, в т.ч. на РФ -- 26 143,5 млн. USD (49,6%), а вне СНГ -- 42,6%, в т.ч. на cтраны ЕС -- 16 592,9 млн. USD (31,5%).

Основное влияние на ухудшение показателей торгового баланса оказало двукратное подорожание импортируемого газа и изменение условий поставки нефти и экспорта нефтепродуктов. Сальдо торгового баланса сформировалось отрицательным в 3984,4 млн. USD (8,9% ВВП). Оно было обеспечено дефицитом внешней торговли со странами СНГ в размере 7779,2 млн. USD, в т.ч. с РФ -- 8336,5 млн. USD. Со странами вне СНГ сальдо торгового баланса положительное в 3794,8 млн. USD, в т.ч. с ЕС -- 4777,7 млн. USD.

Экспорт товаров -- 24 380,4 млн. USD (54,5% ВВП) -- вырос на 22,9%. Увеличение его стоимости вызвано как ростом за год средних цен на 16,8%, так и увеличением физического объема на 5,6%1.Через банковскую систему РБ за экспорт товаров получено валютной выручки 24 171,5 млн. USD (рост на 25,5%). Основную долю занимали поступления в долларах США и российских рублях (55,6% и 33,7% соответственно).

Импорт товаров увеличился на 28,3% до 28 364,8 млн. USD (63,4% ВВП). При этом средние цены импорта выросли на 19,8%, физический объем -- на 7,1%1. Рост импорта наблюдался по всем товарным группам.

Импорт товаров через банковскую систему страны оплачен на сумму 26 146,8 млн. USD (рост на 36,4%). При этом основную долю занимали платежи в USD и RUB (52,5% и 26% соответственно).

Услуги. Международный оборот услуг -- 5251,1 млн. USD (11,7% ВВП) -- увеличился на 29,7%. Cложилось положительное сальдо услуг в 1245,7 млн. USD (2,8% ВВП).

Экспорт услуг составил 3248,4 млн. USD (7,3% ВВП) и вырос по сравнению с 2006 г. на 35,3%. Поступление валютной выручки от экспорта услуг через банки РБ составило 3015,6 млн. USD и увеличилось на 39%.

Импорт услуг сложился в размере 2002,7 млн. USD (4,5% ВВП) и вырос на 21,6%. Через банковскую систему страны оплачено импорта услуг на 1270,4 млн. USD (увеличение на 36,7%).

Доходы. Сальдо доходов от труда и инвестиций сформировалось отрицательным в 393,9 млн. USD (0,9% ВВП).

Расчетное сальдо по доходам от труда сложилось положительным в 163,4 млн. USD (0,4% ВВП). Расчетная величина оплаты труда резидентов РБ, временно работающих за рубежом, составила 168,4 млн. USD, работников-нерезидентов, временно занятых в экономике РБ, -- 5 млн. USD.

Отрицательное сальдо инвестиционных доходов составило 557,3 млн. USD (1,2% ВВП). Объем доходов к получению от активов, размещенных за рубежом, -- 118,9 млн. USD. Нерезидентам начислено доходов к выплате 676,2 млн. USD, в т.ч. от прямых инвестиций -- 434,8 млн. USD, от портфельных инвестиций -- 4 млн. USD и от других инвестиций -- 237,4 млн. USD.

Положительное сальдо инвестиционных доходов органов денежно-кредитного регулирования в 70,8 млн. USD обусловлено получением Национальным банком доходов от размещенных за рубежом резервных и прочих активов. Чистое поступление средств по данному сектору выросло в 1,7 раза по сравнению с 2006 г.

Начисленные к выплате нерезидентам проценты по обязательствам органов госуправления -- 32,6 млн. USD (рост на 11,3%) -- состояли из платежей по обслуживанию внешнего госдолга.

Расходы по обслуживанию иностранных обязательств банков сложились на уровне 130,5 млн. USD и превысили соответствующие поступления от размещенных за рубежом активов на 92 млн. USD.

Отрицательное сальдо инвестиционных доходов сектора нефинансовых организаций увеличилось в 1,8 раза до 503,5 млн. USD. Значительную часть расходов нефинансовых организаций составили дивиденды и прочие выплаты по прямым инвестициям -- 434,8 млн. USD (включая реинвестированные доходы на 185,2 млн. USD) и проценты по привлеченным из-за рубежа кредитам и займам -- 69,6 млн. USD.

Текущие трансферты. Сальдо текущих трансфертов сложилось положительным в размере 188,4 млн. USD (0,4% ВВП).

В страну поступило 351,1 млн. USD, что на 10% больше, чем за 2006 г.

Сектор госуправления получил текущих трансфертов 112,4 млн. USD (рост на 11,8%). Средства были получены в виде гуманитарной и технической помощи от других государств в размере 40,7 млн. USD (33,2 млн. USD за 2006 г.) и в виде поступлений от уплаты нерезидентами налогов, штрафов и других платежей в бюджет -- 71,7 млн. USD (67,3 млн. USD за 2006 г.).

Другие секторы получили текущих трансфертов 238,7 млн. USD, что на 9,1% больше, чем за 2006 г. При этом денежные переводы, полученные физическими лицами -- резидентами РБ из-за рубежа, увеличились на 42,4% до 128,3 млн. USD. Поступления прочих текущих трансфертов негосударственного сектора составили 110,4 млн. USD и сократились на 14,2%.

Текущие трансферты, выплаченные нерезидентам, составили 162,7 млн. USD и увеличились на 41,8%.

Сектором госуправления перечислено в пользу нерезидентов 10,4 млн. USD, в т.ч. в виде взносов в международные организации -- 2,3 млн. USD. Другие секторы перечислили трансфертов в пользу нерезидентов 152,3 млн. USD, что на 41,8% больше, чем за 2006 г. В т.ч. физлицами переведено денежных средств в пользу нерезидентов 96,6 млн. USD.

Счет операций с капиталом и финансовых операций. Сальдо счета положительное в 2686,4 млн. USD, что на 50,8% больше, чем за 2006 г. Положительное сальдо счета операций с капиталом сформировалось в 87,7 млн. USD (рост на 18%).

Приток капитала в страну обеспечен главным образом трансфертами2 сектора домашних хозяйств, связанных с трансграничным движением мигрантов, в размере 88,9 млн. USD. Расчетная стоимость имущества и финансовых ресурсов, ввезенных ими в страну, увеличилась на 18,5% и составила 194,8 млн. USD. Трансферты, связанные с выездом белорусских граждан на постоянное место жительства за рубеж, выросли на 17,4% до 105,9 млн. USD. Операции по приобретению и продаже патентов, авторских прав, торговых знаков и прочих активов нематериального характера обусловили отток капитала из страны в размере 1,3 млн. USD.

По операциям финансового счета3 зафиксирован чистый приток капитала в страну в размере 2598,7 млн. USD (рост на 52,2%). Иностранные активы3 увеличились на 4750,8 млн. USD, иностранные обязательства выросли на 7349,5 млн. USD. Увеличение положительного сальдо финансового счета обусловлено значительным наращиванием объемов внешнего заимствования, прежде всего реальным сектором экономики, банками и правительством РБ, а также притоком прямых иностранных инвестиций в страну в форме вкладов в уставные фонды организаций. При этом наблюдался интенсивный рост иностранных активов резидентов, включая резервные активы.

Прямые инвестиции. Операции с прямыми инвестициями обусловили чистый приток капитала в страну 1768,9 млн. USD против 351 млн. USD за 2006 г. (рост в 5 раз).

Привлечение прямых инвестиций в экономику РБ с учетом погашения сложилось в размере 1772,2 млн. USD, в т.ч. за счет вложений нерезидентов в форме акционерного капитала -- 1425,5 млн. USD, реинвестированных доходов -- 185,2 млн. USD и притока капитала в форме долговых обязательств от зарубежных совладельцев организаций -- 161,5 млн. USD.

Валовой объем поступивших прямых иностранных инвестиций составил 2436,6 млн. USD (рост в 2,4 раза).

Отчетный период характеризовался значительным притоком прямых инвестиций в форме акционерного капитала в 1438,7 млн. USD (59% общего объема). Это связано прежде всего с вложениями в создание совместного с РАО «Газпром» белорусско-российского предприятия на базе собственности ОАО «Белтрансгаз» и продажей доли правительства РБ в уставном фонде СПООО «Мобильная цифровая связь». В уставные фонды банков привлечено 86,7 млн. USD. Относимые к прямым инвестициям кредиты и займы иностранных материнских компаний, предоставленные дочерним предприятиям в РБ, -- 812,7 млн. USD (33,4%). Реинвестированные доходы составили 185,2 млн. USD (7,6%).

Наибольшие валовые объемы иностранного капитала в форме прямых иностранных инвестиций поступили из Российской Федерации (33,5%), Кипра (32,5%) и Швейцарии (23,8%).

Прямые инвестиции, направленные белорусскими организациями за рубеж, составили 3,3 млн. USD (в 2006 г. -- 3 млн. USD).

Портфельные инвестиции. Сальдо по операциям с ценными бумагами сформировалось отрицательным в 35,3 млн. USD (за 2006 г. -- 26,4 млн. USD). Активы резидентов РБ, размещенные в ценных бумагах иностранных эмитентов, выросли на 37,7 млн. USD, в т.ч. по операциям с долговыми ценными бумагами -- на 32,4 млн. USD, по операциям с ценными бумагами, обеспечивающими участие в капитале, -- на 5,3 млн. USD. На 29,2 млн. USD выросли активы банков, размещенные в краткосрочные долговые ценные бумаги нерезидентов. Обязательства перед нерезидентами по ценным бумагам белорусских эмитентов увеличились на 2,4 млн. USD. Инвестиции нерезидентов в ценные бумаги, обеспечивающие участие в капитале, увеличились на 4,5 млн. USD. По операциям с долговыми ценными бумагами произошло снижение обязательств на 2,1 млн. USD, в т.ч. по операциям с долгосрочными и краткосрочными государственными облигациями Министерства финансов на 1,7 млн. USD.

Другие инвестиции. По операциям, проведенным с коммерческими кредитами, ссудами, прочими иностранными активами (кроме резервных активов) и обязательствами, наблюдался чистый приток финансовых ресурсов в 3643,2 млн. USD (рост в 2,6 раза). Это стало результатом опережающего роста обязательств перед внешним миром над увеличением иностранных активов.

Иностранные активы резидентов РБ выросли на 1931,7 млн. USD. Это в значительной степени обусловлено ростом текущей задолженности нерезидентов по экспортно-импортным операциям на 806,9 млн. USD, увеличением иностранных активов белорусских банков -- на 775,3 млн. USD и Национального банка -- на 185,4 млн. USD.

Обязательства перед внешним миром по другим инвестициям выросли на 5574,9 млн. USD, что в 3,6 раза превысило рост 2006 г. Приток финансовых ресурсов стал, главным образом, результатом интенсивного привлечения резидентами РБ иностранного капитала в форме кредитов и займов, а также роста задолженности субъектов хозяйствования по экспортно-импортным операциям.

Коммерческие кредиты. Рост чистой текущей задолженности за товары и услуги по экспортно-импортным операциям обусловил расчетный приток капитала в экономику в 838,7 млн. USD (за 2006 г. -- 186,9 млн. USD). В т.ч. текущая дебиторская задолженность нерезидентов по оплате товаров и услуг увеличилась на 806,9 млн. USD (рост в 2,1 раза). Текущие обязательства белорусских нефинансовых организаций перед нерезидентами (кредиторская задолженность) по оплате товаров и услуг выросли на 1645,6 млн. USD, что в 2,9 раза больше, чем за 2006 г. При этом текущая задолженность за импортированные энергоносители выросла на 315,9 млн. USD.

Ссуды. Операции с кредитами и займами обусловили чистый приток в страну 3540,6 млн. USD финансовых ресурсов (увеличение в 3,1 раза). Интенсивное привлечение заемного капитала в форме иностранных кредитов и займов вместе с притоком прямых инвестиций явилось в отчетном периоде одним из основных источников финансирования дефицита счета текущих операций платежного баланса.

Требования резидентов РБ к внешнему миру по предоставленным кредитным ресурсам увеличились на 174 млн. USD, в т.ч. банки предоставили кредитов на 71,1 млн. USD, нефинансовые организации -- займов на 102,9 млн. USD.

Обязательства перед нерезидентами по привлеченным в экономику кредитам и займам выросли на 3714,6 млн. USD, или в 3,2 раза.

Основной нетто-приток в страну инвестиций в форме кредитов и займов обеспечили прежде всего сектор органов госуправления (38,2% чистого поступления кредитных ресурсов), банки (27,9%) и нефинансовые организации (22%).

Чистое привлечение иностранных кредитов и займов органами денежно-кредитного управления -- 440,0 млн. USD. Обязательства правительства РБ выросли на 1419,9 млн. USD и обусловлены привлечением долгосрочных кредитов в 1515,6 млн. USD. Перед иностранными кредиторами обязательства банков увеличились на 1036,7 млн. USD (рост на 42,3% по сравнению с 2006 г.), из которых 671,9 млн. USD -- краткосрочные обязательства (64,8% всех привлеченных банками кредитов и займов). Обязательства нефинансовых организаций выросли на 818 млн. USD (увеличение в 1,9 раза) и были обеспечены чистым привлечением как краткосрочного заемного капитала в 438,2 млн. USD (53,6% всех привлеченных кредитов и займов), так и долгосрочных кредитов и займов в 379,8 млн. USD (46,4%).

На валовой основе резидентами РБ привлечено иностранных кредитов и займов на сумму 6767,7 млн. USD (рост в 1,9 раза).

Организации нефинансового сектора привлекли 3678,6 млн. USD (54,4% иностранных кредитных ресурсов). Из них под гарантии правительства РБ нефинансовыми организациями получено 76,1 млн. USD. В структуре привлеченных организациями кредитов и займов наибольший удельный вес заняли краткосрочные кредиты и займы -- 2787,3 млн. USD, или 75,8% (за 2006 г. -- 78,9%). Долгосрочных кредитов и займов привлечено 891,3 млн. USD (24,2%).

Объем кредитных ресурсов, привлеченных органами госуправления, -- 1612,4 млн. USD. Погашение обязательств перед нерезидентами (кроме банков) по основному долгу (с учетом накопления просроченной задолженности по основному долгу) составило 3053,1 млн. USD, что на 26,2% больше, чем за 2006 г. Нефинансовые организации выплатили по основному долгу 2860 млн. USD (93,7% общего объема осуществленных выплат), просрочив при этом платежей на 0,6 млн. USD. Правительством РБ осуществлено погашение обязательств по государственному внешнему долгу в размере 192,5 млн. USD (6,3%).

Депозиты, счета и наличные деньги. Операции с внешними активами и обязательствами в виде наличной валюты, счетов и депозитов сопровождались чистым оттоком из страны капитала в 612,9 млн. USD (за 2006 г. приток 32,2 млн. USD).

Активы резидентов РБ увеличились на 785,7 млн. USD, что стало результатом прироста активов банков на 595,8 млн. USD и активов органов денежно-кредитного регулирования, не относящихся к резервным активам, -- на 185,4 млн. USD. Объем средств нефинансовых организаций на счетах в иностранных банках увеличился на 4,5 млн. USD.

Обязательства резидентов РБ перед нерезидентами по счетам и депозитам увеличились на 172,8 млн. USD, в т.ч. органов денежно-кредитного регулирования -- на 144,6 млн. USD и банков -- на 28,2 млн. USD.

Прочие активы и обязательства5. Операции с прочими активами и обязательствами обеспечили отрицательное сальдо по данному разделу в 123,2 млн. USD.

Активы резидентов РБ, не отнесенные к другим категориям, увеличились на 165,1 млн. USD. При этом прочие активы белорусских банков выросли на 108,4 млн. USD. Просроченная задолженность иностранных партнеров за белорусский экспорт товаров и услуг увеличилась на 49,4 млн. USD.

Прочие обязательства резидентов РБ перед нерезидентами увеличились на 41,9 млн. USD. Обязательства банков по прочим операциям выросли на 10,2 млн. USD. Просроченные обязательства нефинансовых организаций увеличились на 31,7 млн. USD.

Резервные активы. Значительный приток капитала в форме иностранных прямых и прочих инвестиций обеспечил рост за отчетный период международных резервных активов РБ на 2778,1 млн. USD (без учета изменений в результате курсовых переоценок и прочих изменений, учитываемых в международной инвестиционной позиции).

Достигнутый уровень международных резервных активов на 1.01.2008 г. в размере 4182,2 млн. USD сопоставим со стоимостью импорта товаров и услуг за 1,7 месяца.

Статистические расхождения между кредитовыми и дебетовыми оборотами платежного баланса за 2007 г. сложились положительными в размере 257,8 млн. USD, или 0,3% суммы всех статей платежного баланса.

2.3 Платежный баланс Республики Беларусь за январь-июнь 2008 г

За январь-июнь 2008 г. сальдо счета текущих операций сложилось отрицательным в размере 1410,5 млн. USD. Рост к предыдущему периоду составил 20,2%.

Внешняя торговля товарами и услугами. Общий оборот товаров и услуг увеличился на 9,2% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Экспорт товаров и услуг увеличился на 59,3%. Импорт вырос на 55,4%.

Сальдо внешней торговли товарами и услугами отрицательное в 1122,6 млн. USD, тогда как за январь-июнь 2007 г. отрицательное сальдо составило 1665,1 млн. USD.

Положительное сальдо баланса услуг на 45,5% компенсировало отрицательное сальдо торгового баланса за январь-июнь 2007 г. (положительный баланс услуг позволил сократить дефицит торгового баланса).

Текущие трансферты. Сальдо текущих трансфертов положительное в 102,5 млн. USD.

Счет операций с капиталом и финансовых операций. Сальдо счета положительное в 1296,1 млн. USD против 1717,7 млн. USD за 6 мес. 2007 г.

Положительное сальдо счета операций с капиталом сформировалось в размере 45,9 млн. USD (увеличение на 8%).

По операциям финансового счета зафиксирован чистый приток капитала в 1250, 2 млн. USD (за январь-июнь 2007 г. -- 1 675,2 млн. USD).

Прямые инвестиции возросли на 32,7 %. При этом объем поступивших прямых инвестиций в экономику увеличился на 32,5%.

Сальдо коммерческих кредитов явилось отрицательным и составило 501,6 млн. USD.


Операции с прочими активами и обязательствами обеспечили положительное сальдо по данному разделу в 320,9 млн. USD, по сравнению с отрицательным сальдо за январь-июнь 2007 года в 287,6 млн. USD.

Статистические расхождения. Статистические расхождения между кредитовыми и дебетовыми операциями платежного баланса за январь-июнь 2008 г. сложились положительными в размере 323,7 млн. USD.

2.4 Платежный баланс Республики Беларусь с Российской Федерацией

Платежный баланс Республики Беларусь с Российской Федерацией (далее - платежный баланс) - это статистический отчет, в котором в систематизированном виде отражаются операции между резидентами Республики Беларусь и резидентами Российской Федерации за определенный период времени.

Операции между резидентами Республики Беларусь и Российской Федерации с активами/обязательствами резидентов третьих стран не включаются в блок двусторонних операций между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

Торговый баланс включает все товары, произведенные на территории одной страны и перемещенные на территорию другой с целью конечного и/или промежуточного потребления резидентами последней. Это означает, что отражение операций с товарами, связанных с переходом права собственности на них от резидента Российской Федерации к резиденту Республики Беларусь и наоборот, а также некоторых частных случаев, не подразумевающих изменение собственника (финансовый лизинг, товары на переработку и др.), осуществляется по принципу "страна происхождения товара - страна назначения товара".

Баланс услуг отражает услуги, предоставленные резидентами одной страны резидентам другой.

Баланс доходов и баланс трансфертов описывает потоки доходов и трансфертов, имевшие место между институциональными единицами двух стран.

Операции с финансовыми инструментами охватывают операции резидентов одной страны с активами/обязательствами другой страны, которые произошли в отчетном периоде (принцип "дебитор-кредитор").

Многосторонние расчеты показывают изменение обязательств и требований Республики Беларусь по отношению к третьим странам в результате внешнеэкономических операций между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.

Статистические расхождения представляют собой разность между суммами кредитовых и дебетовых проводок в двустороннем платежном балансе.

2.5 Перспективы развития платежного баланса Республики Беларусь в 2009 году

Прогноз по рейтингам Республики Беларусь изменен на "Негативный"

Международная рейтинговая компания Standard & Poors изменила свой прогноз по суверенным кредитным рейтингам Республики Беларусь со "Стабильного" на "Негативный". Между тем, сами суверенные кредитные рейтинги - долгосрочные: по обязательствам в иностранной валюте (В+) и по обязательствам в национальной валюте (ВВ), а также краткосрочные (В) - были подтверждены. Оценка риска перевода и конвертации валюты, которая отражает вероятность ограничения государством доступа к иностранной валюте, необходимой несуверенным заемщикам для обслуживания своих долгов, остается на уровне "В+". Об этом говорится в сообщении компании, поступившем в ИА "РосФинКом".

Аналогичное решение принято по прогнозу по рейтингам государственного АО "Белпромстройбанк": он изменен со "Стабильного" на "Негативный", в то время как кредитные рейтинги контрагента, ранее присвоенные этой организации (долгосрочный "В+" и краткосрочный "В"), подтверждены.

"Изменение прогноза по рейтингам Республики Беларусь обусловлено ожидаемым неблагоприятным влиянием общемирового ухудшения экономической и финансовой среды на белорусскую экономику, - заявил кредитный аналитик Кай Штукенброк. - Под влиянием существенного ухудшения условий торговли и сокращения экспортного спроса со стороны основных торговых партнеров Беларуси давление на текущий платежный баланс страны будет усиливаться, в то время как низкий уровень внешней ликвидности и ограниченный доступ к внешнему финансированию обеспечивают лишь ограниченный резерв".

С учетом новых факторов ожидается, что в конце 2008 г. дефицит текущего платежного баланса Беларуси составит $3,6 млрд., или 7% ВВП. Однако в 2009 г. дефицит существенно увеличится под влиянием целого ряда негативных обстоятельств. Снижение динамики экономического роста в регионе вызовет снижение экспортного спроса, особенно со стороны ключевых торговых партнеров из СНГ. Условия торговли для Беларуси ухудшатся в связи с очередным значительным сокращением (вступающим в силу в начале 2009 г.) российских субсидий, компенсирующих часть цены на импортируемый газ.

Одновременно с существенным ростом дефицита текущего платежного баланса серьезно уменьшились возможности внешнего финансирования - в связи с ситуацией, сложившейся на мировом финансовом рынке. Прямые иностранные инвестиции-нетто, за счет которых в текущем году финансируется порядка 2/3 дефицита текущего платежного баланса (оценка), в 2009 г., скорее всего, уже не будут играть столь же важную роль в структуре привлекаемых средств. Валютные резервы ($4,1 млрд.) покрывают менее половины общего и 125% чистого внешнего долга, подлежащего погашению в краткосрочной перспективе.

Прогноз по рейтингам "Негативный" отражает проблемы, связанные с ухудшением текущего платежного баланса страны, а также низкими уровнями внешней ликвидности и снижением доступности внешнего финансирования. Стабилизационный заем в размене $2 млрд., обещанный Российской Федерацией, который, возможно, будет дополнен резервным кредитом, запрошенным у Международного валютного фонда, должны обеспечить стране временную "передышку". Однако для обеспечения внешней ликвидности в среднесрочной перспективе Беларуси, по всей видимости, не избежать потенциально болезненных корректирующих мер.

"Необходимыми условиями изменения прогноза по рейтингам Беларуси на прежний, "Стабильный", являются существенное повышение уровня валютных резервов, а также принятие мер, направленных на укрепление внешней конкурентоспособности и снижение зависимости белорусской экономики от импорта. И, напротив, значительное увеличение дефицита текущего платежного баланса и дальнейшее ухудшение показателей внешней ликвидности могут стать причинами понижения рейтингов", - подчеркнул Штукенброк.

Список литературы

1 Stuart, James. An Inquiry into the Principles of Political Economy. - London: A. Millar, and T. Cadell, 1767.

2 Mun, Thomas. Englands Treasure by Forraign Trade or The Ballance of our Forraign Trade is The Rule of our Treasure. - London: J.G. for Thomas Clark, 1664.

3 Ellis, Howard S., Lloyd A. Metzler, eds., Reading in the Theory of International Trade. Philadelphia; Toronto: Blakiston Co., 1950.

4 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. - М.: «Дело Лтд», 1994. - 720 с.

5 Бойко А.А. Обострение кризиса платежного баланса Англии. - Киев: Издательство Академии наук Украинской ССР, 1936. - 344 с.

6 История экономических учений. /Под. ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 784 с.

7 Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. /Под. ред. Л.Н. Красавиной. М.: «Финансы и статистика», 1994. - 589 с.

8 Мировая экономика: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. проф. И.П. Николаевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 527 с.

9 Руководство по платежному балансу. Пятое издание. Пер. с англ., МВФ, 1993. - 250 с.

10 Учебник по платежному балансу. Пер. с англ., МВФ, 1996. - 201 с.

11 Фрей Л.И. Международные расчеты и финансирование внешней торговли капиталистических стран. - М.: Внешторгиздат, 1960. - 438 с.

12 http://liberty-belarus.info/content/view/1113/36/ (16 ноября 2008г)

13 http://www.bntu.info/ (15 ноября 2008 г)

14 БК РБ

15 Главное управление платежного баланса и банковской статистики Национального банка РБ Платежный баланс Республики Беларусь за 2007 год // Экономическая газета - 2008. - 11 апреля. - №28(1146)



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.