Реферат по предмету "Литература и русский язык"

Узнать цену реферата по вашей теме


Образ Снежной королевы в сказке Г.-Х. Андерсена

СказкиАндерсена являются единственными датскими произведениями, вошедшими в мировую литературу.Время не лишило их жизненной силы, и они пересекли все национальные границы. Избогатого литературного наследия датского писателя можно насчитать не менеедесятка сказок, о которых не слышал разве что глухой. Но если на Западебезусловным фаворитом этого хит-парада является «Русалочка», то у насявно лидирует «Снежная королева».
Важноотметить, что в нашей стране предлагается «сокращенный», а точнее, искаженныйтекст сказки «Снежная королева», где вырезана вся религиозно-христианскаятематика. Это не просто обедняет сказку, а по существу сводит на нет тобогатейшее идейно-художественное содержание, которое вложил в нее писатель.
Всказках Андерсена мы попадаем в мир оппозиций — лета и зимы, добра и зла, внутреннегои внешнего, смерти и любви, щедрости и жадности, забвения и воспоминания… ДляАндерсена «Снежная королева» была сказкой его жизни: когда его отец умирал, егопоследними словами были: «вот идет Ледяная Дева и она пришла ко мне», когда жеребенок стал звать отца, мать удержала его: «не плачь, бесполезно звать его, онумер, Ледяная Дева унесла его».
ОбразСнежной королевы неоднократно встречается в скандинавском фольклоре. Чаще всегоее именуют Ледяной Девой. Странный и загадочный образ холодной бесчувственнойвладычицы холода, по всей очевидности, заимствован писателем из северных мифов,которые как раз тогда благодаря изысканиям немецких исследователей, были широковпущены в культурный оборот. Ледяная Дева, Фея Льдов, Снежная Ведьма —классические персонажи северного фольклора.
Этожутковатая и прекрасная повелительница холода, вьюг и льдов «была так прелестна,так нежна, вся из ослепительно белого льда и все же живая!».
ЦарствоСнежной королевы возможно представить как образ некоего загробного мира –известно, что за пример Андерсен не брал ни одной из концепций жизни послежизни – чертоги Снежной Королевы полностью являются плодом его воображения.Героиню окружают символы смерти, безжизненные пространства. «Холодно, пустынно,мертво» в саду Снежной королевы: северное сияние, вечные льды и снега. «Весельеникогда не заглядывало сюда!». Владения Снежной королевы не доступны солнечнымлучам. Солнце как источник жизни, тепла и света обожествлялось всеми народамимира. Датчане необычайно шумно и весело отмечали день летнего солнцестояния — йонсок,в ночь с 23 на 24 июня по всем датским деревням пылали костры, вокруг которыхмолодежь водила хороводы, и скрипачи играли всю ночь без перерыва. ВСкандинавии в эту праздничную ночь в пламени костра сжигали человекоподобноечучело. Исследователи считают, что это языческий символ зимы и смерти, пережитокязыческой церемонии победы света над тьмой.
КогдаКай попадает в царство Снежной королевы, живые, оставшиеся дома, считают егоумершим, утонувшим: «Наконец порешили, что он умер, утонул в реке, протекавшейза городом». В мифологических песнях скандинавских народов – смерть названа«долгой поездкой», «поездкой смертельной». В похоронных обрядах отразилосьпредставление о долгом пути в мир мертвых. Представление об ином мире, такжесвязывается с образом реки – ее необходимо переплыть, она является границеймежду миром живых и мертвых. В «Снежной королеве» нашла отражение мысль одальней стране, как месте обитания умерших. Чтобы попасть в нее, Каю приходитсямного дней и ночей лететь по поднебесью: «… они летели над лесами и озерами, надморями и твердой землей… а над ними сиял большой ясный месяц». Герда идет вцарство Снежной королевы не один год. Путь Герды в царство смерти долог итруден. Знаменательно, что начинается он путешествием вниз по реке. «Может быть,река несет меня к Каю?» — думает Герда
Поцелуйживого в фольклоре осмысливается как приобщение к миру живых. Аналогично ипоцелуй мертвого должен приобщать к миру мертвых. В сказке Андерсена важнуюроль играет поцелуй Снежной королевы: «Королева поцеловала Кая еще несколькораз — и он забыл маленькую Герду, бабушку и все родное», «…Снежная королевапоцеловала Кая еще раз, и он позабыл и Герду, и бабушку, и всех домашних».Разные переводы «Снежной королевы» дополняют друг друга, помогая понять мысльАндерсена, идущую из фольклора. Все дорогое и родное, оставшееся дома, в миреживых забывает душа умершего в стране смерти. По возвращении в мир людейзабывается все, что было во владениях Снежной королевы: «холодное, пустынноевеликолепие чертогов Снежной королевы было забыто ими, как тяжелый сон». Здесьмифологический мотив получает новое осмысление — в любви и счастье забываютсявсе невзгоды.
В«Снежной королеве» также отмечено, что, побывав в мертвом царстве, героиповзрослели: «Но, проходя низенькую дверь, они заметили, что успели за этовремя сделаться взрослыми людьми». У Андерсена мотив взросления обретаетнравственный смысл: дети становятся старше, когда на их жизненном пути встаютсуровые испытания; преодолевая их, взрослеет Герда — долгие и трудные исканиявыпали на ее долю, холод и смерть побеждает она, чтобы спасти любимого человека,найти любовь и счастье. Но и повзрослев, Герда и Кай сохраняют детскую чистотусердец: «… так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем идушою». Кай и Герда отправились в царство смерти добровольно – то, что, вернувшись,из этого путешествия, они обнаружили себя взрослыми, говорит за то, что это былнекий ритуал – поход за пределы жизни с целью родиться заново для нового, взрослогосуществования. Значит, физическая их оболочка смогла совершить такоепутешествие – за порог смерти и обратно только пока физически они оставалисьдетьми. Теперь же их ждет судьба всех живущих безгрешно – вернуться, вновьпереступить этот порог они смогут лишь после смерти. Мотив — живой возвращаетумершего в мир людей — часто встречается в сказках, мифологических рассказах, обрядовомфольклоре.
Втворчестве Андерсена часто встречается христианская символика. «Герда начинаетчитать «Отче наш»; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалосьв густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него началивыделяться маленькие светлые ангелочки… Когда Герда окончила молитву, вокругнее образовался уже целый легион». В дальнейшей истории Герды мы снова и сновавстречаем символику христианства, от молитвы, которой Герда усмиряет снежнуюбурю на своем пути, до рыбы, несущей послание старой лапландки.
Снежнаякоролева — воплощение неосердеченного ума, главная ценность в ее королевстве — ледянойи абсолютно правильный разум. В чертогах Снежной королевы также находится то, чтопо ее представлениям, является совершенством, — зеркало разума. «Посреди самогобольшого снежного зала, бесконечного и пустого сверкало замерзшее озеро…Посреди озера восседала Снежная королева, когда была дома, она называла егозеркалом разума, самым совершенным зеркалом в мире». В сказке Андерсена СнежнаяКоролева предстает как демоническая, хотя и привлекательная, сила. Но это силахолодного разума и совершенной замерзшей красоты. Недаром преображенный Кайлишается всех человеческих чувств, и даже когда от страха хочет прочитать«Отче наш», в голове его вертится лишь таблица умножения.Единственное, что может восхищать Кая — это застывшие правильные геометрическиеформы. Он топчет розы и при этом увлеченно рассматривает в лупу снежинки«Посмотри, как искусно сделано! — сказал Кай. — Это куда интереснее, чемнастоящие цветы. И какая точность! Ни одной кривой линии. Ах, если бы толькоони не таяли!».
Восмыслении Андерсена страна смерти, подвластная Снежной королеве, — мирмертвого, чистого разума, абсолютных идей, абсолютного совершенства. Кай, хочетпознать вечность, мечтает приблизиться к воплощению чистого разума и разумнойкрасоты. Но «что значит знать?» — Фаустовский вопрос, решаемый Андерсеном. Мирневозможно постичь без любви, самопожертвования, осознания глубокой душевнойсвязи всего живого. Поэтому, Андерсен прекрасной, но безжизненной СнежнойКоролеве противопоставляет Герду — символ жизни и горячей любви. И Герда, котораяне знала арифметики и дробей, внесла высшее, подлинное знание сердца в холодныечертоги смерти, абсолютного разума – и слово «вечность» само сложилось изльдинок, вечность сама открылась Герде и Каю. Только бескорыстная, горячаялюбовь Герды освобождает, «выручает» его из плена ледяного царства, иначеговоря – из тисков душевного холода и очерствения. «Зеркало разума»расколото, оно — как подобие дьявольского кривого зеркала, разбившегося вначале сказки, как символ ущербности абсолютной логики. Андерсен все же романтик,и к тому же человек христианской культуры, а с другой стороны, как известно, всказке не может быть плохого конца.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.litra.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Минеральные типы месторождений
Реферат Проект проведения подземной горной выработки
Реферат Проект инженерно-экологических исследований
Реферат Проект разведочной скважины глубиной 540 метров
Реферат Проект отработки запасов нижних горизонтов основной рудной залежи Орловского месторождения
Реферат Выбор и расчет оборудования для депарафинизации нефтяных скважин в условиях НГДУ ЛН
Реферат Горные породы, алгоритмы их определения
Реферат Нефть в пластовых условиях
Реферат Проект поворота рек в Китае
Реферат Минералогия и петрография кианитсодержащих пород Борисовских сопок
Реферат Проект гидрогеологических исследований пресных вод аллювиальных отложений долины реки Назарбай на стадии оценка месторождения
Реферат Водноэнергетические расчеты
Реферат Модели эпитермальной минерализации критические сопоставления
Реферат Моделирование процессов статического конусообразования при разработке нефтяных, газовых и нефтегазовых залежей
Реферат Вычисление стока воды и стока наносов