Реферат по предмету "Культура и искусство"

Узнать цену реферата по вашей теме


Роль труда в развитии и возникновении культуры

Кафедра истории Отечестваи культурологии
Контрольная работа
по дисциплине:Культурология
«Роль труда вразвитии и возникновении культуры»
2008

Введение
Культура –это совокупность результатов творческой деятельности людей. В русском языкеесть замечательное слово «сокровищница». Оно означает сосредоточение особенноценного. Культура – это сокровищница результатов труда человечества, наиболееценных, опробованных веками отношений людей к природе, к самим себе, к другимлюдям. Еще в древности было замечено, что там где человек начинает создаватькакие либо предметы, не существующие в природе, это не проходит бесследно для самогочеловека. Преобразуя естественные природные материалы – камень, глину, кость ит.д., он одновременно преобразовал и самого себя: совершенствовал умения,развивал творческие способности, находчивость, воображение, образное мышление.И все приобретаемые им таким образом свойства и качества тоже становилисьэлементами культуры. Эта была уже культура не внешняя, проявлявшаяся всозданных человеческими руками неодушевленных вещах, а культура внутренняя,превращающаяся в достояние и богатство человека.
В даннойработе попытаемся разобраться как самостоятельно, так и с помощью компетентныхавторов, документов,энциклопедий, монографии, учебных пособий, журнальных и газетных статей, сайтасети Интернетс вопросом: какова же роль труда в возникновении и развитии культуры? Отвечаяна этот вопрос, раскроем связанные между собой темы: труд как основасуществования и развития культуры, накопление материального и духовногобогатства (ценностей) как потенциал культурного роста общества, труд и культураличности. Взаключении дадим общие выводы о результатах работы над вопросом и наметим путидальнейшего анализа данной темы.
Выбор темыобусловлен прежде всего моим личным желанием попытаться разобраться о ролитруда в возникновении и развитии культуры. Данная тема является наиболее общей,что позволит, возможно, схематично но глобально, не вдаваясь в потребностиохватить развитие и возникновении культуры, как основы изучения культурологии.

1. Труд как основа существованияи развития культуры
 
Культура – это результат разделения труда и в ходе истории своего возникновения она была противопоставлена труду. Теоретические интерпретации значения труда и культуры многочисленны, и особо выделяется среди них феноменологическая – Е. Блок, Г. Лукач, К. Косок. В ходе исторического развития из однородной и недифференцированной действительности первобытного общества выделилась в качестве особой общественной сферы культура в своих первых формах, таких как: язык, мания, религия и мифология. Об этом первоначальном акте создания культуры свидетельствует близость этимологии слов «культура» и «труд». Культура в своей антропологической обоснованности возникает вместе с первым историческим актом индивида, который отличает его от животных. По К. Марксу, этот «первый исторический акт» состоялся не вот, что индивиды думали, а в том, что они начали «производить необходимые им для жизни средства». Культура возникла вместе с первым производством средств, необходимых для жизни, но только в человеческом обществе она стала экзистенциальной и исторической предпосылкой выживания человека и развития человеческого общества.
К. Маркс и Ф. Энгельс по праву считали, что первый и самый значительный этап развития культуры совпадает по времени формировании языка в нынешнем его виде. Развитый язык и способность человека к коммуникатированию, посредством символов, сделали возможным быстрое начальное развитие общественной культуры. Язык позволяет первобытному человеку понять смысл его отношений с природой. С появлением языка и символов человек становится культурным существом. Культура становится видом общественного проявления человека и мерой его развития точно также, как и степень человеческой независимости от природы представляет собой меру развития культуры. В тот момент, когда человек превратил инстинктивную систему знаков в язык, были созданы условия для того, чтобы человечество смогло начать сознательно менять окружающую среду. В первобытных формах разделения труда, в целенаправленном изменении человеком окружающей среды началось отчуждение культуры от труда.
Человек является продуктом природы и собственной производственной деятельности, которую следует понимать как отношение человека к природе. А труд – это отношение целенаправленного и контролируемого обмена материей между человеком и природой. Первобытный человек, с учётом степени его развития, не мог обмениваться материей с природой, не мог производить больше, чем ему требовалось. История человека, по Карлу Марксу, начинается с «племенного общества», с которого начинается эпоха «буржуазного общества». Оно возникает и исчезает с появлением и исчезновением разделения труда. На протяжении всей истории человечества разделение труда развивалось историческими эпохами, которые тождественны различным формам собственности. первое основное условие создания истории – это удовлетворение потребностей в пище, питье, одежде, жилище – продуктами самой материальной жизни. Второе условие – это удовлетворение новых потребностей, которые возникают из первых, уже удовлетворенных потребностей. Третье условие – люди, создавая каждодневно свою собственную жизнь, «начинают создавать и других людей» – семью. Четвёртое условие – это материальная связь между людьми, которая обусловлена потребностями и способом производства, и существует так же давно, как существуют сами люди, постоянно принимая всё новые формы. Удовлетворение этих четырёх условий первобытных исторических отношений человека, удовлетворил и пятое – приобрёл сознание. Это человеческое сознание является общественным сознанием, которое несёт на «себе то проклятие», что с самого начала объято «материей, которая здесь появляется в форме движущихся слоёв звуков, тонов – короче говоря в форме языка. Язык также стар как и сознание. Язык, как и сознание, возникает из потребностей, из необходимости общения с другими людьми. Но это первоначальное сознание представляет собой прежде всего сознание о природе, которая предстаёт всемогущей, чужой и непонятой и противостоит человеку. Первоначальное сознание человека «чисто животное» – это сознание природы, а «естественная религия» – магия и мифология.
Различные формы разделения труда знаменуют собой эпохи возникновения сообществ людей и возникновение культуры, а действительное разделение труда, его первая историческая форма – это тот момент, когда появляется разделение на материальный и духовный труд. с появлением этой формы разделение труда происходит отделение форм от непосредственной человеческой деятельности и труда. Это тот исторический момент в развитии человека, когда сознание человека эмансипирует от мира практики, создавая теорию, философию, мораль, науку, государство. Несомненно, что этим историческим эпохам принадлежит и начало возникновения общественной культуры, и начало её отчуждения от труда. Для К. Маркса важно не то, что сознание возникает само по себе, а то, что «производственные силы; состояние общества и сознания вступают между собой в противоречие», и что разделение труда имеет своим результатом то, что «духовная и материальная деятельность, удовольствие и труд, производство и потребление начинают принадлежать разным индивидам», поэтому «возможность избежать противоречий между ними» кроется только в том, чтобы «снова отменить разделение труда».
В критике отчуждённого труда К. Маркс подчёркивает, что труд – это основа культуры, поэтому он с культурой в себе может привести человека к его окончательному освобождению. Труд представляет собой также источник других основополагающих генетической сущности человека: сознания, социальности, универсальности, свободы. Из дифференцирования К. Марксом главных форм труда – труда человека и труда животного – в «Ранних работах», «Немецкой идеологии» и «Капитане», а также из всей его антологии и антропологи труда вытекает антологическая, эвристическая эстетическая определяющая человеческого труда – создания культуры. эти свойства труда отсутствуют в труде животного, потому что его труд не выходит за рамки жизни, определяемой лишь инстинктами. В труде человека предметы превращаются в ценности, которыми можно пользоваться. В процессе обмена материей между человеком и природой появляется телеологическая функция труда – формируются первоначальные знания труда и цели, которых нужно достичь. Это процесс, в котором человек как сознательное существо располагает целеустремлённой волей и мыслью, которые конкретизируются в процессе труда. В этом акте конкретизации содержатся и телеологические положения, суть каковых – первый элемент осознания причин связей человека и природы. Между человеком и природой устанавливается, в отличии от отношений животного и природы, историческая диалектика, которая опосредствует то, что представляет собой человеческое сознание и то, что является необходимостью в данных условиях.
В труде как контролируемом процессе обмена материей между человеком и природой одновременно проявляется общность, объективизация телеологических положений – стремление, чтобы цель, которую ставит перед собой человек, была целью и для других людей. Это тот момент, в который труд проявляется в человеке как мысль, а это ключевой момент в определении и труда и культуры. из общей антологической основы труда вытекает и общественное измерение труда, возможность развиваться для общественного – культуры.
Телеологические положения, которые выражаются в человеческом труде (Г. Лукач) совсем необязательно относятся только к природе, т. к. в труде возникает цель установить и другие связи и отношения между людьми, отличающееся от связи «человек – природа». Как с реализацией общности и телеологической природы труда развиваются общественные связи и отношения, так и в историческом процессе возникает культура с её универсальными ценностями. Поэтому культура имеет столь производственное, столь и духовное (культовое) происхождение. Поэтому производственные и духовные (культовые) корни культуры известны в этимологи слова «культура» и слова «труд». Сама этимология этих категорий достаточна для того, чтобы показать не только их близость, но и вскрыть всю комплектность разнообразных форм их взаимодействия и взаимопроникновения в истории человеческого общества.
 
2.Накопление материального и духовного богатства (ценностей) как потенциал культурногороста общества
Развитие производства и усложнение социальной жизни дали новыйтолчок подъему материальной и духовной культуры первобытного человечества.Особенно заметным это было в обществах, перешедших к производящему хозяйству, укоторых отложились новые пласты полезных знаний, искусства, мифологии, религии.
Показательны знания, накопленные в процессе освоенияземледельческого хозяйства. Меланезийцы острова Новая Ирландия знали и умеливыращивать 10 разновидностей ямса, 14 разновидностей хлебного дерева, 52разновидности банана, 220 разновидностей тара. Ирокезы выращивали 11разновидностей маиса, и им были известны такие агротехнические приемы, какповышение всхожести семян путем вымачивания в отваре из определенных кореньев и трав. Папуасы обрабатывалипочву, после уборки урожая пуская в огород свиней. С возникновениемскотоводства стали эмпирически накапливаться знания в области зоотехники, ипрежде всего селекции–искусственного отбора наиболее полезных пород домашних животных. Некоторыегруппы папуасов и меланезийцев допускали гибридизацию одомашненных свиноматок сдикими кабанами, но другие специально держали производителей-хряков. Поостеологическим материалам установлено, что уже в европейском неолитепрактиковалось холощение самцов домашних животных. Согласно преобладающемумнению, это делалось для того, чтобы животные стали более послушными ибезопасными как для человека, так и для других животных. Несомненно, оченьскоро было установлено и то, что холощеные самцы быстрее набирают вес, а мясоих становится жирнее. Начали практиковаться и другие способы искусственноговоздействия на животных. Так, в Меланезии местами ценились только хряки сдлинными завитыми клыками, и, чтобы добиться этого, им удаляли верхние резцы.Дальше папуасов и меланезийцев продвинулись скотоводческие племена ЮжнойАмерики. Контролируя размножение путем учета половозрастных характеристик ииндивидуальных свойств животных, они получили две разные породы домашнихверблюдовых – ламу и альпака. Известно также, что селекция применялась здесь кморским свинкам. Таким же эмпирическим путем сибирские оленеводы пришли кконтролю за воспроизводством стада путем ограничения убоя животных,дифференцирование – важенок и быков.
Развитие престижной экономики с ее подсчетом подарков и отдарковстимулировало накопление арифметических знаний. В частности, известно, чтонекоторые папуасские племена именно при дарообмене пользовались бирками.Сходные примитивные счетные приспособления – кучки камней или связки соломы,шнуры с нанизанными на них раковинами или с узелками – известны у многих другихраннеземледельческих племен Меланезии, Америки и Африки. В древнейшихземледельческих поселениях Передней Азии найдены глиняные шары, полусферы,конусы, которые, видимо, также использовались для счета. В первобытной Европедля этого применялись камешки: к латинскому са1си1ш – «камушек», «счетныйкамень» восходит слово «калькуляция». Нужды распределения земли и возникшейместами ирригации расширили начатки геометрических знаний. Та же ирригация быланевозможна без каких-то сведений из области гидродинамики. Широкое применениевысшими охотниками всевозможных хитроумных ловушек требовало пополнениясведений из области механики. С началом керамического производства, при которомиз глины удаляется связанная с ней вода, было совершено одно из крупныхоткрытий в химической области.
Переосмыслилось восприятие пространства и времени. Существует,видимо, правильное мнение, что с переходом от бродячего образа жизни к оседломудинамическое (маршрутное, линейное) осознание пространства преобразовалось встатическое (радиальное). Оседлый земледелец стал представлять себе пространственнуюпротяженность в виде концентрических кругов, затухающих к горизонту. Своюпечать наложило на это также развитие сегментарной и родоплеменной организации,породившее социально-структурное представление о пространстве. Независимо отреального расстояния более «близким» считалось то селение, где жили болееблизкие сородичи или соплеменники. Время по-прежнему воспринималосьэкологически, но теперь уже в связи с новыми видами хозяйственной деятельности –скажем, с мотыженьем земли или уборкой урожая, выгоном или пригоном скота. В тоже время, по мнению некоторых ученых, наряду с экологическим представлением овремени большое и даже большее распространение получило представлениеструктурное, определяемое социальной средой. Такое время могло исчислятьсялинейно-степенным родством (родство по отцу – это продолжительность жизниодного поколения, по деду – двух поколений и т.д.) или особенностями возрастнойорганизации (события связываются со сроками инициации, пребывания вопределенных возрастных категориях и т.д.). Но так или иначе восприятиепространства и времени оставалось связанным с хозяйственной и общественнойпрактикой. С общественной практикой социализации были связаны и сохранявшиесяпредставления о мифологическом времени.
Сегментация родоплеменных подразделений, дарообменные и военныепоходы вели к дальнейшему накоплению топографических и географических знаний.Появились первые карты – обозначения маршрутов, нанесенные на древесную кору,дерево или кожу. Получила значительное развитие пиктография, с помощью которойтеперь подчас делались довольно сложные записи. Такие записи известны у племенСеверной Сибири, американских индейцев, во многих обществах Меланезии иТропической Африки. Записываться могли сообщения, предназначенные как дляпередачи на расстояние (предложения дарообмена, установления мирных отношений,любовные послания и пр.), так и для сохранения во времени (фиксация важных преданийи памятных событий). Существовали целые пиктографические хроники, напримерзнаменитая «Валам олум» («Красная запись») североамериканскихиндейцев-делаваров, изобразивших 184 рисунками на древесной коре все своиисторические предания – от начала мироздания до появления в стране европейскихколонизаторов. У некоторых племен из счетных шнуров развились своеобразныеэквиваленты пиктографии, передававшие мысль формой, цветом и расположениемузелков («узелковое письмо») или раковин («вампум» североамериканскихиндейцев). Но, как и прежде, если не все, то большинство пиктографическихсимволов и тем более целые пиктограммы требовали устных пояснений. Визобразительном искусстве в основном продолжался начавшийся ранее переход кусловной манере исполнения. В графике, живописи, петроглифике, пластике этоговремени отражено стремление к нарочитой упрощенности, изображению взамен целогокакой-либо его характерной части, нередко к значительной стилизации. Так, еслив ранненеолитических петроглифах Евразии сравнительно легко узнаютсяизображения людей и животных, то в позднем неолите они часто едва узнаваемы. Вобщей же массе высеченных на скалах знаков едва ли не преобладают круги,спирали, кресты, полумесяцы, свастики и другие солярные и лунарные символы. Тоже фиксируется этнологически, например, в эволюции африканских масок, в которыхпо мере развития позднепервобытных общин усиливалась условная манера пластики.Очень широко распространилось декоративное направление в изобразительномискусстве, т.е. украшение всех предметов обихода, в особенности одежды, утварии оружия, художественной росписью, резьбой, вышивкой, аппликацией и т.п. Так,керамика в раннем неолите лесной полосы обычно ничем не украшенная, в позднемнеолите стала орнаментироваться ямочно-гребенчатыми оттисками. Широкораспространилась роспись керамики, часто многокрасочная. Известно множествоусловных изображений эпохи палеолита и реалистических – эпохи неолита, но всеже можно сказать, что изобразительное искусство палеолита было чащереалистическим, а неолита – чаще условным. Чем объясняется этот поворот в стилеизобразительной деятельности человека? Одни ученые связывают его с изменениемматериала, например, с тем, что люди от росписи стен пещер перешли к украшениюкерамики, другие – с развитием абстрактного мышления, третьи – сраспространением предписьменной передачи информации, некоторые‑с усложнениемрелигиозных представлений, требовавших умышленного отклонения изображений отсходства с земными оригиналами. Согласно еще одной точке зрения, поворот впервобытном искусстве был связан с тем, что с переходом отохотничье-рыболовческого хозяйства к земледелию и скотоводству интерес к зверюуже стал ослабевать, а интерес к человеку еще только зарождался. Всеперечисленные факторы могли сыграть свою роль, но в целом этот сложный вопроспока недостаточно изучен и остается. открытым.
Продолжали развиваться и другие формы искусства, в частностиустное, музыкальное и танцевальное творчество. В сказках, рассказах, песнях идругих жанрах устного фольклора возникли сюжеты, отражающие зависимостьчеловека от плодородия земли и благоденствия стад. Сказки, у одних племен(например, в Меланезии и Америке) еще слабо отдифференцированные от мифов, удругих (в частности, в Тропической Африке) стали самостоятельным жанром. Нарядус родовыми и личными появились песни институциализованных половозрастных группи в особенности мужских объединений. У ряда племен (эскимосы, южноамериканские,отдельные племена Тропической Африки) соперничество из-за женщин или борьба завласть породили обычай соревнования в песнях, иногда в форме полушутливойперебранки. В песнях всегда присутствовал музыкальный элемент, достигавшийсяритмизацией или инструментальным сопровождением. В числе музыкальныхинструментов появились новые, снабженные резонаторами струнные инструменты,усложненные мембранные барабаны, многоствольные «флейты Пана». В танцевальномфольклоре также появились новые виды, тесно связанные с земледелием искотоводством. Это, например, так называемые «бесстыдные танцы» плодородия. Онисуществовали едва ли не у всех ранних земледельцев и земледельцев-скотоводов иописаны, в частности, Н.Н. Миклухо-Маклаем у папуасов. «Женщины двигаютсямедленно, делая маленькие шаги и выставляя зад, которым они вертят из стороны всторону; так как туловище при этом наклонено вперед, то груди при этомболтаются». Существовали и сидячие танцы с колебательными движениями, которые,возможно, археологически зафиксированы раннетрипольскими женскими статуэтками соткинутым назад корпусом. В мужских домах при инициационных и других обрядахисполнялись специфически мужские танцы. Вообще, теперь существовало множествосамых разнообразных танцев. Так, у ирокезов насчитывалось более тридцати однихтолько танцев, в том числе одиннадцать мужских, семь женских, четырнадцатьобщих, шесть в масках и т.д. Устный, музыкальный и танцевальный фольклор вместес изобразительным искусством, как и раньше, зачастую сливался втеатрализованных представлениях, которые теперь имели уже не только охотничий,но и аграрный характер. Не случайно в языке хинди слово «ата» (актер) восходитк санскритскому «нрит» (танцевать).
Новые условия хозяйственной и социальной жизни, а также общийподъем духовной культуры нашли свое отражение и в мифологии. Она стала болееразвитой, включив в себя этиологию не только растительного мира, простейшихобщественных установлений, но и культурных растений, домашних животных,усложнившихся социальных институтов, нередко и мироздания в целом. Вземледельческих обществах получили распространение мифы о мужчины-Неба иженщины-Земли как начале всех начал. Так, к папуасским мифам, животворные дождипроливаются тогда, когда Небо и Земля пребывают в объятиях любви. В большинствеплемен жероамериканских индейцев считается, что отец-Небо и мать-Земля – владетеливсего сущего. Некоторые земледельческо-скотоводческие племена считают, что,оскопляя самцов домашних животных, они оплодотворяют землю. В то же времявозрастание социальной роли мужчин широко отразилось в мифах о создании мирамужчиной без участия женщины. Характерен миф западноафриканского племени, вкотором мир сотворила не женщина, а ее сын.
В такой же степени эволюционировала и усложнилась религия.Накопления знаний о своей собственной и внешней природе люди позднепервобытнойобщины все меньше отождествляли себя с природной средой, все больше осознавалисвою зависимость от неведомых сверхъестественных сил. Эти силы виделись добрымии злыми. В результате старые представления о дуалистическом разделениипредметов и явлений природы вылились в представления о извечной борьбе доброгои злого начал. Добрым силам стали поклоняться как постоянным защитникам ипокровителям рода, общины, племени; противостоящие им злые силы старалисьумилостивить. Содержание тотемизма изменилось; тотемические «родственники» и«предки» сделались объектом религиозного поклонения. В дальнейшем зооморфныепредки стали вытесняться антропоморфными, и тотемизм продолжал сохраняться нестолько как живая система верований, сколько в пережитках (например, – втотемных названиях и символах родов). На той же анимистической основе началскладываться культ природы, олицетворяющейся в образах всевозможных духовживотного и растительного мира, земных и небесных сил.
С возникновением земледелия стал зарождаться культ возделываемыхрастений и тех сил природы, от которых зависело их произрастание, особенноСолнца и Земли. Например, ирокезы почитали духов маиса, тыквы и бобов, называяих «тремя сестрами», «нашей жизнью» или «нашими кормилицами» и представляя вобразе трех женщин в одежде из листьев соответствующих растений. Четыре изшести праздников ирокезов были связаны с земледелием: это были праздники новогогода, посева, зеленого зерна и урожая. Представление о Солнце какоплодотворяющем мужском и Земле как оплодотворяемом женском начале вместе сцикличностью благотворного воздействия Солнца породило почитание его в качествеумирающего и воскресающего духа плодородия. Получила распространение магическаяпрактика укрепления силы Солнца, усиления плодородия Земли, вызывания дождя ит.п. Подобным же образом возникал культ покровителей скота (например,покровителя свиней Геру у папуасов) и развивалась специфически скотоводческаямагическая практика.
С развитием родоплеменной и в особенности сегментарной организациистала зарождаться вера в помогающих людям духов умерших прародителей. Возниккульт предков. Как правило, он был культом мужских предков, хотя вматеринскородовых обществах, возможно, уже начал складываться культ женскихпредков-прародительниц, местами известный на более поздней стадии развития. Вто же время нередко обращают вниманиена то, что едва ли не большинство духов-покровителей представлялось в видеженщин, и в этом видят одно из оснований для реконструкции первоначальногоматриархата. Но для возникновения таких представлений достаточно было культахозяек и охранительниц домашнего очага, культа плодородия и т.п.
До культа лидеров было еще далеко, но уже имелись некоторые егопредпосылки. Они создавались верой в наличие у людей некой сверхъестественнойсилы, ограниченной у рядовых сородичей или общинников, намного болеедейственной у старейшин, военачальников, колдунов. Эта вера существовала почтиповсеместно, но в науке за ней закрепилось меланезийское слово «мана».Постепенно даже возникла вера в то, что хорошую мана может заполучить не толькокровный родственник, но и всякий вкусивший от тела ее носителя. Так появиласьпрактика съедать сердце или печень убитого врага и эндоканнибализм по отношениюк собственным сородичам, в особенности выдающимся.

3. Труд и культура личности
Значениетруда в развитии личности общепризнанно. В чем конкретно состоит развивающаяроль труда, какие ее особенности выступают как главные условия развития психикичеловека?
Возможностидля этого развития содержаться уже в самих орудиях, предметах и результатахтруда. В орудиях труда, кроме назначения, воплощены познанные человекомявления, законы, свойства и условия существования предметов. Условия труда тожедолжны быть познаны человеком. Предмет, орудие и условия труда являютсябогатейшим источником знаний о существенной части окружающей действительности.Эти знания являются основным звеном в мировоззрении человека.
Для успешногоосуществления трудовой деятельности требуется участие всей личностииндивидуума: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психическихпроцессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель,контролирует ход деятельности. Высокие требования к человеку предъявляютсоциальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носитколлективный характер и его осуществление связано с включением школьника вширокую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений.
Включениеучащегося в коллективный труд способствует усвоению им названных отношений,превращению их из внешних во внутренние. Это происходит под влияниемгосподствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи ивзаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов,как внутригрупповая внушаемость, соревновательность.
Важнойпроизводной этих социально-психологических факторов является формированиеответственности за результаты труда коллектива, Исследования показали, чтобольшинство старшеклассников – членов бригад готовы отвечать за результатытруда своего звена.
Большоетребование к человеку предъявляют результаты труда. Таким образом, требованияпредмета, орудий, условий и результатов труда являются важнейшим условиемразвития психики человека в процессе трудовой деятельности.
Вторым условиемразвития психики человека под влиянием труда является целесообразнаядеятельность самого субъекта. Преобразуя предмет труда, создавая общественноценные продукты, он преобразует себя. Для более полного использованияразвивающих возможностей труда они должны быть дополнены деятельностью старших –обучением и воспитанием.
Деятельностьвоспитателя является третьим условием развития психики в процессе труда.
Во все видахтруда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этимкачеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя вколлективном труде индивид познает не только других, но и себя: кто он есть,какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показалипсихологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, своеположение в коллективно. Н в результате трудовой деятельности происходятсущественные изменения. Прежде всего, изменяется его отношение к себе, а затеми отношение коллектива и педагогов.
В психологиинакоплено много фактов, показывающих, что трудовая деятельность побуждаетсятем, на сколько высоки результаты ее результаты. С этим связано формированиетаких мотивов как личностная значимость труда, сознание его общественнойзначимости, притязания на более высокий уровень достижений в труде.
Труд играетбольшое значение в развитии способностей учащегося. Способности развиваются,главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста – вигре, в младшем и среднем школьных возраста – в учении, в юношеском – впрофессионально-трудовой подготовке.
Формированиеспособностей осуществляется в той или иной деятельности. В процессе труда,например, распределение внимания становится более широким, а его переключениеболее быстрым.
Велика рольтруда в развитии мышления. По мере овладевания трудовыми навыками развиваютсяего новые формы: техническое, практическое, логические.
В процессетруда и общения с другими членами трудового коллектива происходит развитиечувств.
Включаясь втрудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и оокружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общенияи овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа вколлективе развивает социолизацию личности ребенка Развитие способностей,чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Следовательно,труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.

Заключение
В заключенииможно сделать вывод, что труд в развитии и возникновении культуры сыгралогромную роль. В процессе труда не только рождается тот или иной продукт трудовойдеятельности субъекта, но и сам человек формируется в труде. В трудовойдеятельности развиваются способности человека, формируется его характер. Втруде существенна не только техника труда, но и отношение человека к труду. Именнов нем заключены основные мотивы трудовой деятельности человека. Этосубъективное отношение человека к труду обусловлено отражающимися в сознаниилюдей объективными общественными отношениями. В норме труд является насущнойпотребностью человека. Трудиться – значит проявлять себя в деятельности. Втруде, как в реальной деятельности человека, участвуют в той или иной мере всестороны и проявления его личности. В каждом виде труда имеется своя более илименее сложная техника, которой необходимо овладеть. Поэтому в труде всегдаболее или менее значительную роль играют знания и навыки. Без знания и навыковневозможен никакой труд. Все это превращается в достояние и богатство человекаи тем самым возникает культура.
Однакокультура – это не только процесс накопления и сохранения духовных ценностейпредыдущих поколений. Формирование культуры предполагает и ее развитие, т.е. нетолько сохранение лучших образцов прошлого, но и создание нового культурногобогатства в процессе творчества.
Новоепоколение не только пассивно потребляет уже созданное культурное богатство,вместе с тем оно вносит и свой вклад в копилку мировой культуры в зависимостиот того, что было унаследовано им от культуры прошлого. Таким образом, труд, традициии творчество в развитии культуры органично взаимосвязаны. В целом подход ккультурному наследию должен быть диалектическим: не нигилистическоеотбрасывание, а сохранение всех ценностей, которые способны работать напрогресс, и отрицание всего отжившего, консервативного в культурной традиции.


Списокиспользованной литературы
1.  Алексеев В.П. Историяпервобытного общества. – М., 1990.
2.  Семенов Ю.И. Возникновениекультуры и ее ранние формы // История культуры России. – М., 1993.
3.  Энгельс Ф. Роль труда в процессепревращения обезьяны в человека. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20.– М., 1961.
4.  Тайлор Э.Б. Первобытнаякультура. – М., 1989.
5.  Сайты Интернет:
6.  www.history.tsy.ru
7.  www.culture.21.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.