Реферат по предмету "Краеведение и этнография"

Узнать цену реферата по вашей теме


Эвенки как народ, их обычаи и традиции

Введение
Численность — 29901 чел.Населяют Эвенкийский АО, Якутию, Иркутскую область. Географический ареалохватывает огромные территории Восточной Сибири и Дальнего Востока — отлевобережья Енисея до Охотского моря и от Заполярной тундры до Ангары и Амура.Кроме того, около 20 тыс. эвенков проживает на севере Китая, а также вМонголии.
Эвенкийский языкпринадлежит к тунгусо-маньчжурской группе языков. Прежде самоназвание«илэ» (человек) было распространено среди эвенков-оленеводов,обитавших в районах верховьев Лены, Подкаменной и Нижней Тунгуски, низовьевВитима. Эвенки, живущие в районе бассейна р. Олекмы называли себя«мата», а среди оленеводов, населяющих тер-риторию от Забайкалья доЗейско-Учурского района, был распространен этноним «орочен».
Основу эвенкийскогоэтноса составили прямые потомки неолитического населения Прибайкалья иЗабайкалья, имевшего сходные черты материальной культуры и антропологическоготипа. Контакты с бурятами, якутами и позднее с русскими приводили к сложныммиграционным процессам среди эвенкийских групп. К моменту появления русскихчисленность эвенков составляла 39,4 тыс. чел., из них 19,4 тыс. — оленеводы,16,9 тыс. — скотоводы и 3,1 тыс. — промысловые охотники. В 1614 г. мангазейские казаки обложили ясаком лишь тех эвенков, которые жили на Нижней Тунгуске. Споявлением Баргузинского (1648) и Нерчинского острогов уже большая частьэвенков была объясачена. Только эвенки Южного Забайкалья и Приангарья ещедлительный период оставались под влиянием бурят и маньчжур. На протяжении XVIIв. эвенки претерпели значительные миграционные и демографические перемены.Несмотря на то, что они в этот период ассимилировали кетоязычные группы, они вбольшей степени сами были ассимилированы более многочисленными бурятами. В 1658 г. эвенки Южного Забайкалья уведены в Маньчжурию и Монголию, в 1667 г. часть из них вернулась уже в определенной мере «омонголенная».
В 1630-е гг. другаягруппа эвенков, живших в низовьях Лены, в ре-зультате эпидемии оспы практическивымерла. Обезлюдевший регион довольно быстро был занят якутами. С якутамиэвенки и торговали (меняли пушнину на железо и мясной скот), и воевали.Вилюйские, оленекские, анабарские и нижнеалданские эвенки в XVIII-XIX вв.совершенно оякутились, утратив родной язык и культуру. Между самими тунгусскиминародами не было мира — периодически происходили жестокие столкновения, причемнастолько серьезные, что это вызывало беспокойство царской администрации,терявшей плательщиков ясака. Сами эвенки, бунтуя против гнета и насилия состороны «служилых людей», нападали на русские зимовья или бежали врайон Подкаменной Тунгуски, низовья Амура, на Охотское побережье, переселялисьс Енисея в бассейн Таза и Оби. В XIX в. часть эвенков переселилась на о.Сахалин. Словом, этническая территория эвенков за последние века расширялась,но расселение их в то же время становилось все более дисперсным. Все этоприводило к значительным демографическим потерям среди эвенкийского населения.Миграционные процессы, обусловленные в дальнейшем экономической ситуацией,сменой некоторыми группами своего хозяйственно-культурного типа, продолжалисьвплоть до начала ХХ в.

КРАТКАЯСОЦИАЛЬНАЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Самоназвание: орочон,венки
Языковая семья: алтайская
Языковая группа:тунгусо-маньчжурская
Конфессиональнаяпринадлежность: православие, традиционные верования
Расселение в РФ
по административнымединицам: Эвенкийский АО, Якутия, Иркутская обл.
 по географическимареалам: Вост. Сибирь, Дальний Восток
Традиционный типхозяйства: охота, оленеводство, рыболовство
Этнические соседи:русские, якуты, ненцы, долганы, кеты
Экспозиция предназначенадля широкого показа самобытной культуры эвенкийского народа. Главная идеяконцепции всей исторической экспозиции выражена формулой«Человек-Среда-Культура». Согласуясь с ней, первая частьэтнографического раздела строится на идее показа культуры эвенков какрезультата их адаптации к среде обитания.
Эвенки (старое названиетунгусы) — народ, представитель тунгусо-маньчжурской языковой группы алтайскойсемьи. Распространен русский язык. Верующие — православные. Сохраняются культыдухов, промысловые и родовые культы, шаманизм. В южных районах Забайкальясильно влияние буддизма. Несмотря на свою малочисленность, эвенки уже к XVIIвеку расселились на 1/4 территории Сибири и освоили все виды сибирскихландшафтов.
На территории Читинскойобласти эвенки расселялись в основном в двух природно — климатических зонах:горно-таежной на севере и лесостепной на юге.
Эвенки сложились наоснове смешения местного населения Восточной Сибири с тунгусскими племенами,расселявшимися из Прибайкалья и Забайкалья с кон. I- го тыс. н.э. В результатеэтого смешения образовались различные хозяйственно-культурные типы: Э. — «пешие» (охотники), «оленные», орочен, оленеводы и конные,мурчен (коневоды), известные в Юго-Восточном Забайкалье как хамнеган, солон(рус. солоны). Эвенки севера Восточного Забайкалья в настоящее время проживаютв Каларском и Тунгокоченском районах. В процессе контактов эвенки были частичноассимилированы русскими, якутами, монголами и бурятами, даурами, маньчжурами икитайцами
Этногенезэвенков
Проблема этногенезаэвенков (тунгусов) остается одной из сложных проблем российской этнографии. Внастоящее время утвердилась точка зрения, что предками эвенков является народУвань, которые были небольшой племенной группой Хисцев. В состав народа Хивходили также племена Мохэ и Чжурчжени, т.е. предки Маньчжур. Обитали этиплемена по Большому Хинганскому хребту на территории современной Монголии.Занимались разведением скота, овец, лошадей, возможно оленей и соответственновели кочевой образ жизни.
Группа хисцев, кочевавшаяв отрогах хребта Увань — одного из восточных отрогов Большого Хинганскогохребта около VII в. двинулась на север от Амура вотроги Станового хребта, расположенные между средним течением Олекмы иверховьями Зеи и Учура. Хисцы-увани пришли туда с лошадьми и телегами, однакочрезвычайно тяжелые экологические условия данного района заставили их заменитьлошадей на оленей. Период, в течение которого увани переходили от тележногооленеводства к вьючно-верховому и одновременно приспосабливали свой образ жизнии быт к новым условиям существования, можно считать периодом первоначальногоформирования древних тунгусов. Самоназвание последних — эвенки, без сомнения,восходит к этнониму «увань». Иными словами, тунгусы (эвенки) — этоувани, овладевшие вьючно-верховым оленеводством и заменившие войлочную юртусвоих предков более легким берестяным или ровдужным чумом. Формирование вьючно-верховогои транспортного оленеводства привело к широкому распространению эвенкийскогоэтноса по территории Сибири. Уже к XII в. благодаря оленеводству эвенки (тунгусы) освоили огромные территориивключающие в себя горно-таежные и тундровые ландшафты от Енисея до Охотскогоморя, от Ангары и Амура до истоков Яны и Индигирки и устьев рек Оленека и Лены.
Одним из основныхнаправлений тунгусской миграции стал север Забайкалья и территория современнойЯкутии, где эвенки расселились по долинам Вилюя, прилегающей части рек Лены иАлдана.
Таким образом, к приходурусских первопроходцев в XVII в., на севере эвенки граничили с якутами,проживающими в нижнем течении Вилюя, Амги, и Алдана, на юге с бурятами,заселившими районы южного Прибайкалья и Забайкалья.
Эвенки севера занималисьохотой и оленеводством, эвенки южной зоны — кочевым скотоводством. Часть из нихс 18 века входила в состав пограничного казачьего войска и занимались охранойграницы. В состав южной группы входили эвенкийские и даурские роды, находившиесяв подчинении князей Гантимуровых. С 1750 года по 1851 князья Гантимуровыосуществляли управление и эвенками-казаками. Приспосабливаясь к сложнымприродно-экологическим условиям края, эвенки северной зоны на протяжении жизнимногих поколений выработали уникальную форму жизнедеятельности, котораяэффективно обеспечивала удовлетворение всех потребностей общества. Эвенки великомплексное охотничье-рыболовно-оленеводческое хозяйство, связанное сбродяче-оседлым образом жизни.
Кочевания были подчиненыприродным циклам и проходили по отработанным маршрутам через районы постоянныхпоселений и связанные с ними охотничьи, рыболовные и пастбищные угодья. Маршруткочевания представлял собой на местности вытянутый эллипсоид 150-250 км на 25-30 км. Существовало два района концентрации стойбищ и стоянок. Первый в глубинныхзалесенных участках тайги, где на расстоянии 4-5 км располагалось три стойбища: зимнее, осеннее и весеннее. С этими районами соседствовали местаотела и гона, зимнее пастбище домашних оленей и кормозащитные станциипромысловых копытных. Второй район — по береговой линии рек, там располагалиськратковременные летние стоянки, где жили одну — две недели.
Охота была традиционнымзанятием эвенков. Она обеспечивала основную часть потребностей эвенкийскихсемей в питании и сырье для обрабатывающих отраслей домашнего производства.Охота также давала возможность оплатить ясак и обменять шкурки пушных зверей нанеобходимые припасы и ружья. Большие территории охотничьих угодий эвенкиосваивали при активном использовании в качестве транспортного средства домашнихоленей. В степных районах Забайкалья эвенки кочевали и охотились на лошадях.Общий ритм жизнедеятельности эвенкийских промысловых групп их мобильности,изменения интенсивности освоения природных ресурсов лишь в своей совокупностиопределяет «бродячий» образ жизни, который является основным способомвсестороннего и рационально использования природных ресурсов. В определенной меребродячий образ жизни эвенков является выработанной в течении жизни многихпоколений формой культурной адаптации к условия природной среды их обитания.
Традиционное сочетаниепотребительских и товарных отраслей хозяйства не всегда и не обязательно сопровождалисьбродячим бытом. Эвенки, расселенные по берегам крупных рек и ведущиеаналогичное хозяйство, вели сезонно-оседлый образ жизни, который предполагает:1) наличие двух постоянных стойбищ, летний и зимний «мэнэйены», 2)ведение охотничьих и рыболовных промыслов на сравнительно меньшей территории,3) участие в кочевании, связанном с пушной охотой, только самих охотников,которые уходили не на весь сезон, а в промысловые экспедиции. Всяпромыслово-хозяйственная деятельность «бродячих» эвенков в конце 19,начале 20 века демонстрирует комбинируемое всестороннее освоение всегокомплекса охотничьих и рыболовных угодий, нормированное природой и закрепленноев религиозно-этической практике изъятия из природных запасников ровно такогоколичества ресурсов, которое не подрывало бы воспроизводящих основ природы. Бытэвенков был подчинен условиям кочевого образа жизни. Быстро сооружалось и легкоперевозилось традиционное жилище — конический чум из жердей. Покровами для негослужили берестяные тиски, нюки из ровдуги или ткани, корьевые плахи. Всенеобходимое для жизни изготавливалось в домашнем хозяйстве. Мужчины владеликузнечным ремеслом, делали различные изделия из дерева, кости и рога. Женщиныобрабатывали бересту, шкуры животных и рыб и шили из них нужную утварь иодежду.
Чум
Придя на очереднуюстоянку и сложив вещи на настил из 3-4 жердей, уложенных на короткие толстыебревна (лабаз), эвенки разводили костер, готовили чай. После чаепитияустанавливали чум. Новое место для чума выбиралось в нескольких метрах отстарых «чумовищ». Три основные жерди «тургу» обязательнобрались из остова чумов прошлых лет. «Тургу» в вершине соединялисьразвилкой и устанавливались таким образом, что две из них, образуя одну изсторон треугольника, ставились с ориентировкой в сторону тропы, по которойпришли на стоянку. С этой же стороны ставили еще 2 «тургу»,образующие дверной проем. За тем по кругу, двигаясь по солнцу, на равномрасстоянии от центра, устанавливались остальные жерди каркаса«херам». Покрышка чума из выделанной сохатины (ровдуги) состоит из 4нюков, разделенных на две полупокрышки: верхнюю «унэкэн» и нижнюю" элбэнэл". Покрытия начинались с нижней половины, натягиваясь плотнона остов слева направо («как солнце ходит»). Два нижних нюка подвязывалиськ жердям при помощи ремешков. Левый край запускался под правый. Верхняя частьчума, за исключением дымового отверстия (в непогоду оно закрывалось отдельнымкуском бересты или ровдуги) покрывалась в том же порядке. В верхних углах«унэкэна» пришивались петли, в которые продевались жерди с развилкойв вершине. Два человека, поднимая жердями «унэкэн», набрасывали егона остов, закрывая при этом «элбэнэл» сверху на 60-80 см и запахивая правым краем «унэкэна» левый. За тем все покрытие прижималось несколькимитолстыми жердями, а низ чума, обложенный сосновыми и еловыми веками, засыпалидля тепла снегом.
Внутри чума вдоль егостен из соснового лапника устраивался плотный настил «хокто», накоторый раскладывали постели. Место очага в центральной части чумаогораживалось уложенными «П» — образно бревнами. Справа и слева отвхода (рядом со спальными местами хозяев) устанавливалась специальная жердь«чимка». К ней и стоящей напротив основной жерди «тургу»привязывалась горизонтальная жердь «икэптун», на которую надеревянных или железных крючьях подвешивался над костром котел.
С выпадением снега семьиперебирались в корьевые чумы. Основа — четыре толстые жерди «тургу»,соединенные в вершине развилкой. На них в 60-70 см от вершины оставлялись сучья, в которые укладывали короткие поперечные жерди«толбоко», на которые опирались все остальные жерди — расколотыевдоль бревна, устанавливающиеся неплотно друг к другу и образующие круглуюжилую площадку диаметром 4-6 метров. Две дополнительных тургу образовывали вход«урхэ». Остов «голомо» покрывался рядами косо уложенныхпластов лиственничной коры.
Транспортноеоленеводство в хозяйстве эвенков
Типы оленеводства:эвенкийский — малооленный и орочонский — многооленный. В связи с расширениемохотничьих угодий при сохранении традиционного пешего способа опромышленияэвенки были вынуждены более интенсивно развивать оленеводство и широкоиспользовать домашних оленей в качестве транспортного средства. В сезон миграциибелок использование оленя позволяло эвенкам откочевывать быстро в самые дальниеугодья. Охотник уходил на промысел, заказывая хозяйке, в какое место ей прийтис караваном. Навьюченные олени, соединенные в связки, выстраивались в караван,впереди которого, отдельно от всех ставился «табуированный» олень(обычно белой масти), перевозящий сумки с родовыми святынями — изображениямисемейных охранителей и охотничьими амулетами.
Олени в каждую связкусоединяются так: впереди старая оленуха, задающая темп, каждый олень при помощинедоуздка привязывался к вьючному седлу впереди идущего. Для привязывания оленяк задней луке «толбоко» ремнями крепился «гилбэвун» — изогнутая пластина из рога оленя, напоминающая равносторонний треугольник безоснования. В нижней части пластины было отверстие, сквозь которое«гилбэвун» соединялся с «толбоко». Таким образом, оленивыстраивались в ломаную линию, что позволяло эвенку, обернувшись назад видетьсразу всех оленей в связке.
В пушном промыслеиспользование оленя обеспечивало возможность расширения охотничьих угодий, чтосоздавало предпосылки для увеличения выхода товарной продукции. В зверовойохоте использование оленя для вывоза добычи привело к разделению труда междумужской и женской частью охотничьих групп, что позволяло обеспечивать семьипродуктами в короткое время, создавать долговременные запасы.
В выборе маршрутовпередвижения эвенки исходили из:
 - соображенияобеспечения охоты и рыболовства;
 - постоянство мест отелаи гона у оленей;
 - условия летнегосодержания оленей, обеспеченности дровами для дымокуров;
 - удобство маршрутовдвижения с оленями и прочих факторов.
Т.е. кочеваниесовершалось по вполне определенным маршрутам. На местности это вытянутыйэллипсоид 150-250 на 25-30 км. Существовало два района концентрации стойбищ истоянок. Первый в глубинных залесенных участках тайги, где на расстоянии 4-5 км располагалось три стойбища: зимнее, осеннее и весеннее. С этими районами соседствовали местаотела и гона, зимнее пастбище домашних оленей и кормозащитные станциипромысловых копытных. Второй район — по береговой линии рек, там располагалиськратковременные летние стоянки, где жили одну — две недели.
Обработкабересты
Весной и в начале летабересту срезали ножами с деревьев. Очищали от верхней кожицы и выпаривали,свернутую в трубку, в котле с водой, смешанной с золой, заполняя промежуткимхом. Котел держали на небольшом огне до 3 дней, затем полосы берестывысушивали. Из бересты делали тиски, вьючные сумки, коробки, сумки-портфели,кисеты, посуду, колыбели. Куски бересты, специально приготовленные иокаймленные обшивкой, служили и столешницей. Прошитые двойные кружки,окаймленные берестой, использовали в качестве сидения в лодке. Всю посуду избересты эвенки шили корнем черемухи или сухожильным нитками.
Обработкашкур
Инструментами дляобработки шкур копытных зверей являлись разного рода скребки (шидывун, нючивун,чучун), кожемялки (кэдэрэ) и ножи для разрезания. Все они хранились в длинной,богато орнаментированной сумке (ук, урук, кэдэрэрук) и были постоянно подрукой.
Сразу после свежеванияшкуру, очистив от жира, растягивали и сушили несколько дней. Мелкие шкуры — сног и головы — сушили на палочках — распялках, большие — с корпуса — привязывали к раме или к внутричумным жердям. Затем, сидя на земле с однойвытянутой ногой, под которую была подвернута шкура и, держа двумя рукамискребок «у» (отточенный по наружному краю слегка изогнутый кружок,вставленный основанием между двумя палочками, плотно обвязанный с двух концов),движением по направлению к себе скоблили мездру, постепенно передвигая шкуру.Потом ее промазывали смазкой из рыбьей печени или мокрой трухой, складывали иоставляли на 2-3 дня. После этого опять скоблили скребком «чучун»(плоский кружок с зазубринами по краю, вставленный основанием в ручку). Послеэтой обработки шкуру дымили для прочности, набрасывая ее на дымовое отверстиечума или на специальное приспособление — «нуливун» (высокую треногу сжердями, под которой разводили дымокур), при этом следили, чтоб огонь неразгорался. От длительности копчения зависела непромокаемость шкуры. Далее кожуразминали мялкой «кэдэрэ» (слегка изогнутой палкой с зубцами навогнутой стороне с двумя ручками). При разминании движения были круговыми: вытянутойправой рукой, начиная от уровня левого плеча в направлении правого бока делаликруговое движение, сгибая правую руку в локте и подводя ее к правому боку.
Левой рукой толькопридерживали левую ручку. Чтобы убрать остатки жира при разминании посыпали кожукусочками трухи, а в некоторых местах протирали смолой. Для изготовленияровдуги со шкуры снималась шерсть. Для этого смачивали мех водой с крошкамитрухи и складывали, оставляя преть в течении нескольких дней, затемсоскабливали мех скребком «шидывун» и «нючивун»(металлической пластинкой с заостренным краем, вставленной в две деревянныеручки). После соскабливания шерсти шкуру растягивали на раму сушиться.Раскраивали шкуру и ровдугу ножом на доске без выкроек. При шитье меховогоорнамента к вещи пришивали сначала полосу или мелкие кусочки, затем отрезалилишние части. Сшивали сухожильными нитками. Для этого хозяйка имела в запасепучки развитых, высушенных сухожилий, снятых с ног или со спины оленя или лося.Перед шитьем заготавливали нитки, ладонью правой руки на колене закручивая подва тонких волокна сухожилия, левой рукой придерживая концы. Нитки былинедлинными, до 50 см. Сшивали шкуру через край. В обуви и одежде, чтоб непроникала влага, под швы подкладывали волоски подшейной шерсти оленя.Орнаментальный шов «волоски» — подшейный волос, наложенный на ровдугуи прошитый через край, напоминал ряд белого бисера, не менял цвета и был оченьпрочным. Для украшения делали несколько рядов такого шва, а промежутки закрашиваличерной (из сажи с жиром), бурой (из сурика или охры, заваренной в кипятке,смешанной с пеплом и смолой), и коричневой (из отвара ольховой коры, смешаннойс золой из можжевельника) краской. Умели эвенки обрабатывать и рыбью кожу.Использовали ее для изготовления мелких сумочек. Кожу не выпотрошенной рыбы,очистив от чешуи, снимали, растягивали палочками, и, заткнув за жердь чума,сушили 1-2 дня. Затем смазывали рыбьей печенью, размятой в теплой воде итщательно разминали.
Также широкораспространен был рыбий клей. Клей делали из кожи. Очистив ее, сушили 3-4 дня,очищали от жира, затем разрезали на тонкие полоски, свертывали в комок и клалив котелок с теплой водой. Кожа размокала и превращалась в слизь. Ее вынимали,отжимали воду, отделяли остатки жира. Затем вновь складывали в котелок и заливводой, кипятили до тех пор, пока вся вода не выкипала. Этот клей замораживали иперед употреблением разогревали без воды. Камысы, склеенные таким клеем, отсырости никогда не расклеивались.
Шаманизм вЗабайкалье
Манекен шаманки. XIXв.Отношение эвенков к природе и окружающему миру нашло свое отражение вомножестве запретов, поверий и обрядов, пронизывающих все стороны хозяйственнойжизни. В большинстве обрядов главную роль играл шаман как посредник между миромдухов и людей. Религией эвенков был шаманизм, развившийся из первобытной веры вдухов, почитания природы и тотема животных, а также культа предков и магии.
Традиционной религиейэвенков, так же как и бурят является шаманизм. Слово «шаман» имеетэвенкийское происхождение. Главное и характерное в шаманизме — обожествлениесил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богови духов и с помощью шаманов можно влиять на них для обеспечения счастья,здоровья, благополучия и здоровья, отвращения беды.
Шаманизм в Забайкальевосходит к первобытнообщинному строю, когда охота, рыболовство и собирательствобыли основными средствами добывания пищи. В последующие периоды шаманизмразвивается, усложняется, становится особой системой религиозных представленийи обрядов, охватывает все сферы жизни, оказывает влияние на формированиекультуры и образа жизни людей.
В общей картине шаманизманародов Центральной Азии и Сибири бурятский и эвенкийский шаманизм отличаетсявысоко развитым политеизмом (многобожьем) и сложностью обрядового комплекса.Как любое общественное явление он имеет свою структуру и выполняет целый рядсоциальных функций. Сущность шаманистского мировоззрения заключается вследующих положениях: 1) мир, в том числе человек, создан высшими существамиили же по их велению; 2) вселенная делится на три мира — небесный, земной иподземный, каждый из них наполнен определенными божествами и духами; 3) каждаяместность, гора, озеро, река, лес, имеют своего духа — хозяина, а животное ичеловек — душу. Душа человека после его смерти становится духом; 4) в миремножество богов и духов с конкретными назначениями и функциями, они определяютход жизни — рождение, болезни, смерть, удачу, беды, войны, урожай и т.д. Воглаве всех богов стоит Вечное Синее Небо, которое все видит, все знает; 5)человек может воздействовать на богов и духов путем жертвоприношений, молитв,соблюдения определенных правил, вызывать милость или гнев, симпатию илинеприязнь; 6) шаманы — посредники между сверхъестественными существами и людьми,они обладают особыми качествами и правами, дарованными свыше". Содержаниеи формы шаманистских обрядовых действий были весьма разнообразны и имелиопределенный порядок. Коллективные обрядовые действа назывались тайлаган исасли. Составная часть шаманистской культовой системы — священные места, гдеустраиваются молебствия. В отличие от христиан или буддистов шаманисты не имеютспециальных храмов для отправления служб и их проводят на открытом воздухе, уподножия или на вершине горы, на берегу реки или озера, у родника, скалы илидерева, на месте шаманского погребения, у коновязи. Индивидуально-семейныеобряды устраиваются как на природе, так и в помещении — юрте, доме, на улице, ив ограде. Места жертвоприношений относились к числу святынь.
Итак, адаптация кприродно-экологическим условиям предполагает, помимо биологическогоприспособления, выработку наиболее адекватной модели жизнеобеспечения. Уэвенков такая модель наиболее полного удовлетворения всех потребностей обществаотрабатывалась в течении жизни многих поколений и приняла следующие формы.
1.Кочевой образ жизни,подчиненный природным циклам и проходящий по отработанным маршрутам черезрайоны постоянных поселений и связанные с ними охотничьи, рыболовные ипастбищные угодья.
2. Комбинированное охотничье-рыболовно-оленеводческоехозяйствование как многолетний непрерывный процесс хозяйственного освоенияугодий.
3. Смена кочевого иоседлого периода жизнедеятельности как способ сезонно-сменного освоения угодий,во время которого менялась доминанта добывающих отраслей хозяйства на тот илииной источник природных продуктов.
4. Закрепление врелигиозно-этической практике изъятия из природных запасников ровно такогоколичества ресурсов, которое не подрывало бы воспроизводящих основ природы.
ХХ век нанес серьезныйобразу жизни и традиционной культуре эвенков Забайкалья. Это непосредственносказалось на их численности. Однако традиционная культура эвенков оказаласущественное влияние на складывание культуры и мировоззрения забайкальцев, и досих представляет собой богатейший потенциал с многотысячелетней историей,который необходимо сохранять и тщательно изучать.

Вывод
эвенкиэтногенез тунгусы быт традиция
В отличие от многихдругих субъектов Российской Федерации, в Читинской области до сих поротсутствует своё законодательство, определяющее правовой статус эвенкийскогонаселения, определяющее границы земель традиционного природопользования, охранутерриторий историко-культурного назначения, а так же священных мест эвенков. Неурегулированными остаются жизненно важные для эвенков вопросы, связанные сиспользованием охотничьих и пастбищных угодий, выделением родовых земель.
В то же время на СевереЧитинской области в последние годы активно развивается строительствожелезнодорожной ветки от станции Чара к Чинейскому полиметаллическомуместорождению и Удоканскому, крупнейшему на териитории бывшего СССРместорождению меди. Очевидно, что строительство железнодорожной ветки, началопромышленной разработки полезных ископаемых Забайкальского Севера и развитие,связанной с этим, инфраструктуры уже сегодня требует чёткого правовогорегулирования. С развитием промышленной разработки Чинейского и Удоканскогоместорождений, оживлением БАМа, на территории Каларского района Читинскойобласти возникают три различные в экономическом и этнокультурном отношениизоны. Индустриально-промышленная зона, охватывающая территорию Байкало-Амурскоймагистрали, железнодорожной ветки протянутой к Чинейскому и Удоканскомуместорождениям, а так же непосредственно территории самих месторождений. Ксеверу и к югу от индустриально-промышленной зоны остаются территории либосовсем не затронутые промышленными разработками, либо испытавшие на себеотносительно слабое техногенное влияние. Первая зона включает в себя территориирасположенные к северу от линии трассы БАМ до границы с республикой Саха-Якутияи Иркутской областью, преимущественно покрытые горными отрогами Кадарскогохребта, среди которых располагается озеро Ничатка в районе которого до сих порэвенкийское население (семья Ильдиновых) сохранило традиционный уклад жизни.Вторая зона включает в территории к югу и востоку от линии БАМ. В неё входятэвенкийское село Чапо-Олого, реки Чара и Калар с притоками. Естественнымицентрами этой зоны являются села Чапо-Олого и Средний Калар, жители которых также преимущественно ведут традиционный образ жизни (охота, рыболовство,оленеводство)
В зонах, пока незатронутых промышленными разработками ещё существует возможность сохранения иразвития, традиционных для эвенкийского населения видов природопользования.Согласно международной классификации охраняемых территорий, территориитрадиционного природопользования соответствуют категории «естественныеантропологические заповедники» или «этнические территории»,назначение которых состоит в том, что бы сохранить естественное природноеокружение коренных жителей, создать оптимальные условия для естественногоразвития их культуры и сохранения традиционной формы деятельности и стиляжизни. На этих территориях должно быть максимально ограничено использованиесовременных технологии и производств. Очевидно, что без активной финансовой иорганизационной поддержки со стороны федеральных органов государственнойвласти, органов государственной власти субъекта федерации и местногосамоуправления решение этой задачи не представляется возможным. Вторым важнымусловием является активное привлечение для разработки, как региональных, так иместных, в рамках одного административного района, программ специалистов вобласти изучения истории и культуры коренных народов Забайкалья (этнологов,антропологов, историков, археологов), проведение регулярного этнологическогомониторинга
Сегодня, в начале XXIвека промышленная и этнокультурная политика в нашей стране требует серьезногопересмотра не только на федеральном уровне, но и на уровне отдельных субъектовРоссийской Федерации. В противном случае, например, в Читинской областинеограниченная эксплуатация природных ресурсов забайкальского Севера можетпривести к катастрофическим последствиям.

Списокиспользуемой литературы
1.Василевич Г.М. Эвенки.Историко-энтографические очерки. — Лениинград, 1969
2. Мазин А.И. Традиционные верованияи обряды эвенков-орочонов. Новосибирск, 1984
3. Булаев В.М. Энто-национальныеособенности формирования населения Восточного Забайкалья. — Улан-Удэ, 1998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.