Реферат по предмету "История"

Узнать цену реферата по вашей теме


Их-Засаг - "Великая Яса"

Их-Засаг — «Великая Яса»
Монхбат Ж., студент Владимирскогогосударственного университета
Монголыодин из древнейших народов Центральной Азии, имеющий богатую историю и внесшийсвой вклад в развитие мировой цивилизации. Между тем история монгольскогонарода не получила достоверного и правдивого освещения в научной литературе.Это относится, прежде всего к древней и средневековой истории Монголии,особенно к периоду существования Монгольской империи и деятельности Чингисхана.
Образованиеединого Монгольского государства и монгольской народности относится к началуXIII века. До этого монголы жили отдельными племенами и племеннымиобъединениями. При родовом строе, когда не было деления общества на классы, небыло государства; разумеется, тогда не было и права. Правила поведения людейвыражались главным образом в форме обычаев. Однако в конце XII века кочевоескотоводческое хозяйство монголов вступило в начальную стадию развитияфеодальных отношений.
Основнойареной развертывания крупнейших исторических событий в жизни монголовстановится бассейн трехречья: Онона, Керулен и Тола. Именно здесь в XII векевозникло крупное государственное объединение Хамаг Монгол Улус во главе сХабул-ханом, ставшее предвестником будущего единого монгольского государства.Государство типа Хамаг Монгол было и у других племен кереитов, найманов и др.
Натерритории Монголии в XII веке существовали Кереитское, Найманское, Онгутское,Татарское и собственно Монгольское Хамаг Монгол раннефеодальные ханства,Мэркитский, Ойратский (Калмыцкий) племенные союзы и другие. Монгольские племенас точки зрения своего общественного развития не представляли единства. АкадемикБ.Я. Владимирцов в книге «Общественный строй монголов» (1934 г.) вследза Рашид-ад-Дином разделил их на лесных и степняков кочевников; все онинаходились на разных уровнях общественного развития.
Кочевыескотоводческие племена составляли большинство монгольского общества и играли вего жизни ведущую роль [1]. В трудах российских и монгольских историков дана вцелом правильная характеристика монгольских племен и их расселения в конце XIIначале XIII веков. По мнению Б.Р. Зориктуева, в состав государства Чингисханавошли также племена, обитавшие на северной окраине монгольского мира, вблизиБайкала. Эта территория задолго до XIII в. стала органической частью расселениямонгольских племен [2]. Многочисленным и сильным племенем были джалаиры,кочевавшие в долине р. Онон. Здесь и в верховьях Селенги жило и племя тайчунов.Особенно крупным и влиятельным племенем были кереиты. Они обитали главнымобразом между Хангайским и Хэнтэйскими хребтами, в долинах рек Орхона и Толы.По данным Л.И. Гумилева, кереиты приняли христианство по несторианскомуисповеданию в 1109 г.
Монголыкочевые скотоводы для ведения своего хозяйства и жизнеобеспечения кочевали сместа на место, причем летники и зимники того времени были определены обычаямиместных племен. Кочевали монголы куренями (кольцом). Как отмечает исследовательобычного права Монголии, Рашид-ад-Дин, в один курень входило до тысячикибиток-семей. По мере разложения первобытной общины, т.е. по мере классовогорасслоения, все чаще происходило кочевание семьями. В условиях новыхпатриархально-феодальных отношений оно становилось более целесообразной, чем курень,формой ведения кочевого хозяйства.
Несмотряна то, что в начале XIII в., когда складывалось единое монгольское государство,формой кочевания по-прежнему оставался курень, семья уже утвердилась какхозяйственная основная единица. У монголов после возникновения феодализма оченьдолго сохранялись пережитки родовых организаций: обычаи, традиции и верования.Л.Н. Гумилев, характеризуя общественные отношения монголов в XII в., отмечалнизкий уровень производительных сил и крайне слабое развитие торговли, дажеменовой. Это, в свою очередь, не давало возможности использовать в кочевомскотоводстве подневольный труд. Рабы использовались в домашнем хозяйстве, какприслуга, что не влияло положительно на развитие производственных отношений.
ВXIII в. среди монгольских племен не было единства религиозных взглядов. Отмечаяэту сторону, Л.Н. Гумилев указывал, что в Монголии XIII в. был подлинный стыкисповеданий. Кереиты были несторианами, найманы несторианами и буддистами,татары и чжурчжэни шаманистами, тангуты исповедовали красный буддизм, уйгурыбуддизм.
Вэтом состояла одна из особенностей общественных и культурно-религиозныхотношений монгольских племен в рассматриваемый период. Несмотря натерриториальную разбросанность, у монгольских племен имелось много общего вязыке, характере хозяйства и способе его ведения, в обычаях и культуре. Однаковследствие низкого уровня развития производительных сил в Монголии не создалосьеще сколько-нибудь широких экономических связей. Вместе с тем этот периодхарактеризуется процессом классового расслоения, которое достигло такойступени, когда выделялся сильный класс в лице нойонства. Однако нойонство немогло закрепить свое господствующее положение старыми формами и нуждалось вмощном аппарате насилия в виде государства.
В1204-1205 гг. Темучин завершил объединение всех основных монгольских племен подсвоей властью. В 1206 г. на берегу Онона был созван курултай (съезд)монгольских князей, на котором Темучин был провозглашен великим ханом Монголиис титулом Чингисхан. Одновременно на Великом курултае в том же году был принятаВеликая Яса Чингисхана — «Свод постановлений», обнародованныйЧингисханом при избрании его великим ханом. Однако из-за отсутствияписьменности этот документ не был зафиксирован в документах. Итак, с утверждениемфеодальных отношений в монгольском обществе и образованием государства в началеXIII в. начало действовать монгольское феодальное право на уровнеобычно-правовых норм.
Новоезаконодательство, как писал Л.Н. Гумилев, формировалось десятилетиями. Для всехмонгольских племен Яса была обнародована и принята на Великом курултаеодновременно с провозглашением Темучина Чингисханом всей Великой степи. Но ипосле этого Яса дополнялась и расширялась. Это произошло в 1218 г., передвойной с Хорезмийским султаном, и в 1225 г., перед завоеванием Тангутскогоцарства, а затем и в последующие годы. Попутно отметим, что кодификацияобычного монгольского права (Великая Яса) явилась первым последствием принятиямонголами уйгурской письменности.
Образованиеединого монгольского государства способствовало политическому объединениюстраны, ликвидации политической раздробленности, развитию экономики и культурыи правовому регулированию общественных отношений на уровне обычного права какединого регулятора во всей Монголии.
ДеятельностьЧингисхана была положительной и прогрессивной до тех пор, как отмечает доктористорических наук профессор М.С. Капица, пока она соответствовалаобъективно-историческому процессу консолидации монгольской народности иформированию феодального государства. В исторической литературе о названиизакона Великая Яса существуют различные мнения. В частности, В.А. Рязановский,занимавшийся исследованием Великой Ясы Чингисхана, писал: «Слово Ясаозначает запрет, устав, закон… Великая Яса представляет письменныйзаконодательный памятник, изданный Чингисханом [3]. Академик В.В. Бартольд втруде „Туркестан в эпоху монгольского нашествия“ дал следующеенаучное пояснение этого слова: „Яса — постановление, закон, более полнаяформа ясак выход к арабскому слову (монг. Дзасак).
АкадемикБ.Я. Владимирцов в книге Чингисхан (1922 г.) писал: “Чингисхан… оставилсвоим преемникам громадную империю и руководящие начала ее устройства, которыеи были изложены им в его установлениях это Джасаке и его Изречениях — Билике.По мнению калмыцкого историка Эренжина Хара-Давана, Большой Джасак Чингисханакак бы состоял из двух крупных разделов [4].
Современныйисследователь Чингисхана Е.И. Кычанов полагает, что Яса не являласьсистематизированным сводом законов, она включала ярлыки — приказы, ясак — законы, билик — поучения. Несомненно, есть и другие высказывания и суждения поэтому вопросу, но каждое из них заслуживает внимания и, бесспорно, можетсуществовать как научная точка зрения.
Намхочется высказать свое мнение об этимологии названия закона Их засаг (этоназвание Великой Ясы на монгольском языке). Коренным значением слова Засагявляется понятие „исправить“. Толковый словарь ХШ в. трактует этослово следующим образом: „плохое исправить на хорошее“, „решатьнебесные дела“.
Поповелению Чингисхана с 1189 г. его указы фиксировались. Хранениесборника-тетради Засаг доверялось самому старшему из монгольских князей тоговремени. Дополнения (в голубую тетрадь) вносились в 1206 1210, 1218 гг.Выявлена аналогия слова Яса с тюркским словом, имеющим такую же форму написанияв словаре древнетюркского языка. Иными словами, Яса тюркская форма монгольскогослова Джасак, что буквально означает закон, свод постановлений, обнародованныйЧингисханом при избрании его великим ханом на Курултае в 1206 г.
НазваниеИх-засаг означает: через деятельность государства исправить гражданина. В болеешироком смысле исправить человеческое общество в рамках взаимодействия человекаи природы среды его обитания. Весьма интересно заметить, что в словаре древнеготюркского языка встречается слово Иасак, которое имеет очень широкий смысл. Оноозначает запрещение, восстановление правового акта и порядка, штраф, наказание,повинность, заем под залог, военный порядок.
Впоследствиислово Иасак стало, вероятно, корнем слова обычай. Известно, что Великая Яса иСокровенное сказание монголов были взаимосвязанными источниками [5]. Поэтому неслучайно в Сокровенном сказании монголов часто говорится: „законговорит“, „преступить закон“, „нарушить закон“ и такиевыражения применялись вплоть до XV в. Важно отметить, что Сокровенное сказаниемонголов повествует нам о Великой Ясе Чингисхана.
Подтвердимэту мысль выдержкой из Сокровенного сказания монголов. Чингисхан сказал ШигиХутукту: „Ты держишь в мыслях твоих Великую Ясу-Екейосу. Не ты ли ШихиХутукту око, через которое я вижу, и ухо через которое я слышу?“.
ВXIII XIV вв. монгольское государство установило свое влияние на Евразию,поэтому выражением проникновения монгольского влияния в русский язык сталислова Иасак, Иарлик. Позже эти слова вошли и в словарь русского языка с тем жесмыслом. В.И. Даль в своем словаре писал, что слово Иасак это старое татарскоеслово, которое означает Яасул, Иесул (помощник, вообще старший военныйпомощник, правая рука вроде адъютанта). Слово ясаул, или засуул такжевстречается в Сокровенном сказании монголов.
Такимобразом, слово засуул вошло в словарь русского языка в форме есаул. Монгольскоеслово зарлиг вошло в словарь русского языка как иарлык — ярлык. То, что словазасаг, зарлиг вошли в научный оборот языков других национальностей ВосточнойЕвропы, свидетельствует о том, что закон Великая Яса, установленный во временаправления Чингисхана, перешагнул границы Монгольской империи и, несомненно, былвоспринят другими государствами и нациями. В дальнейшем слова Йаса и Ее(обычай), возможно, стали нормой монгольского языка, заменяющими слово засаг(закон). Отсюда становится ясным, что название Их-засаг означает: черезисправление государства исправить гражданина. В широком смысле можно толковатькак исправление отношения людей к природе.
Поданным Рашид-ад-Дина, первоисточник закона Великая Яса состоял в 1218 г. из 64пунктов. По мнению академика Петровской Академии наук и искусства, заслуженногодеятеля науки Российской Федерации, доктора исторических наук профессора Д.Б.Улыжмиева и ректора Монгольского института права Их-засаг Н. Ням-Осора,современные исследователи закона Великая Яса, пытающиеся обосновать наличие 100200 и более пунктов в упомянутом законе, не учитывают в должной мере конкретно-историческойобстановки того времени.
Сравнительныйанализ первоисточников показывает, что пункты закона нельзя смешивать сизречениями Чингисхана. В настоящее время, по данным монгольских ученых,существует новый вариант закона Великая Яса, состоящий из более 200 положений ипунктов. К такому выводу пришел современный исследователь Великой Ясымонгольский ученый Э. Авирмид [6]. Он считает, что Великая Яса состоит из 216фрагментов, которые обычно начинались так: „Под вечным и всесильным небом(фрагмент 2-й ханской грамоты)“. Наказ Чингисхана, имеющий характер учения(фрагмент 6-й), гласил: „Князья должны собираться каждый год для слушанияучений, после возвращения должны самостоятельно следовать правилам… Если насловах следуют моим наказам, а вдали от меня на деле нарушают и изменяют, то имзапрещается управлять государством“.
Взаконе Великая Яса говорилось о традициях и нормах, пришедших из древнихвремен. Таким образом, можно сделать вывод, что закон Великая Яса имеет весьмаконкретные положения, относящиеся к определенным областям, таким, как ханскоегосударство, природа, охота и добыча в условиях военного времени, вопросыуголовного, административного и гражданского права, вопросы международные идипломатические, и в каждом из них очень четко определена мера и степеньнаказания. С другой стороны, правительственный сановник Шики-Хутукту аккуратновел дневник всех приказов и указов Чингисхана в специальной тетради с голубойобложкой и проводил работу по их претворению в жизнь в масштабах единого монгольскогогосударства.
Анализмногих фрагментов закона показывает, что он не был диким и жестоким, а,наоборот, гуманным и справедливым. Например, 40 статей закона имеютпредостерегающий (предупредительный) характер. Одна из статей гласит следующее:»Если преступник не задержан на месте преступления, то его нельзянаказывать. Также закон утверждал, что нельзя подвергать наказанию того, кто недал показания".
Ответственныйза претворение в жизнь закона Великая Яса государственный сановник Шиги-Хутуктупри решении дел всегда был нейтрален и объективен, подходил к делу по существуи давал очень много прошений и забот преступнику: «Нельзя брать показанияот преступника под страхом».
Извсего сказанного видно, что Великая Яса в основном был суровым и справедливым законом,но с жестокими положениями, имевшими свой целью сохранять спокойствие народа.Как памятник феодального права Великая Яса утверждал абсолютную властьмонгольского хана над своими подданными. Однако анализ названных правовых нормсвидетельствует о том, что он был суровее, чем другие кодексы восточных стран.Так, суровы до жестокости были вавилонские законы при Хаммурапи или древниекитайские законы. Характеризуя карательную систему Ясы, В.А. Рязановский писал:«Смертная казнь применяется очень часто, но Яса знает и откуп от казни заубийство, кражу и, вероятно, за некоторые более мелкие преступления ипроступки». Яса не знает увечащих наказаний и квалифицированной смертнойказни. Если сравнить карательную систему Ясы с указанными восточными системами,а также с средневековым европейским уголовным правом, то, конечно, Великую Ясунельзя назвать исключительно суровым кодексом.
Вцелом о содержании Великой Ясы можно сказать, что в нее входили пять основныхгрупп постановлений.
1.Постановления, содержащие нормы, относящиеся к гражданскому устройству ивнутреннему управлению.
2.Постановления, содержащие нормы военного характера.
3.Постановления, содержащие уголовного права.
4.Постановления, содержащие нормы частного права.
5.Постановления, содержащие специальные нормы бытового характера, степные обычаи[7].
Поклассификации Г.В. Вернандского Яса включала международное игосударственно-административное право, податной устав, уголовное, частное,торговое и судебное право. По его мнению, одним из основных положениймеждународного права, содержащегося в Ясе, была определенная форма объявлениявойны с гарантией безопасности населению враждебной страны в случаедобровольного подчинения.
Сказанноепозволяет сделать вывод о том, что Великая Яса не утратила своего значения, аоказывала известное влияние на законодательство монгольских и других племензначительное время спустя после распадения великого монгольского государства.
МеждуВеликой Ясой и Монголо-ойратским законом 1640 г. нет ни одного юридическогопамятника, что следует считать доказательством отсутствия в указанный периоддругого общего кодекса, кроме Великой Ясы.
Список литературы
 [1]Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Л,1934. С.7
[2]Зориктуев Б.Р. Прибайкалье в середине VI начале XVIII века. Улан-Удэ, 1997. С.3
[3]«Билик» — сборник изречений самого Чингисхана, содержащий мысли,наставления и решения законодателя как общего, теоретического характера, так ивысказанные по поводу различных конкретных случаев.
[4]Собственно Джасак это свод положительных законов, военных и гражданских,обыкновенно с установлением соответствующих мер за неисполнение.
[5]Сокровенное сказание монголов. Перевод С.А. Козина. Улан-Удэ, 1990. С.102
[6]Сайшал. Чингис-ханы товчоо Хух-хот. 1987. С.489
[7]Рязановский В.А. Великая Яса Чингисхана. Харбин, 1933. С.18


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Первобытные формы религии, миф
Реферат Архитектура современных процессоров
Реферат Петро Могила і його роль в історії православної церкви
Реферат Переработка пищи согласно канонам буддизма
Реферат Рассказ о печи Ахная как диалектический феномен
Реферат Файловая система Windows NT NTFS
Реферат Максимилиан III курфюрст Баварии
Реферат Разработать технологическую схему производства стали марки 35Г2 и определить основные техникоэкономические показатели производства
Реферат Mesopotamian Art And Arquitecture Essay Research Paper
Реферат Курс лекций по Информатике 2
Реферат Пелоп
Реферат Flowers For Algernon Essay Research Paper Charlie
Реферат Первоначальное христианство: Иисус, учение, ученики
Реферат Понимание сущности Бога в книге Арли Хувера "Письма агностику в защиту христианства"
Реферат Положение русского монашества на святой горе Афон в ХХ веке