Реферат по предмету "Исторические личности"

Узнать цену реферата по вашей теме


Молдавская АССР в период 1924-1940 гг

Молдавская АССР в период 1924-1940 гг.
План
1. Образование МАССР
2. Индустриализация
3. Насильственная коллективизация
3. Голод 20-30-х годов
4. Расстрелы крестьян на Днестре
5. Культура
6. Сталинские репрессии
Литература
1. Образование МАССР
1. Образование МАССР на левом берегу Днестра в составе Украинской ССР проходило в сложной политической борьбе, развернутой различными государственными органами. Идея создания этой республики принадлежала Г. Котовскому и инициативной группе в составе 11 человек. В эту группу входили А. Бэдулеску, П. Ткаченко, С. Тинкельман, А. Николау, Т. Д.иамандеску, И. Дическу-Дик (один из немногих румынских большевиков, знавших Ленина; он же давал первые лекции по родному языку большевистскому командиру уроженцу Бессарабии М. Фрунзе; был репрессирован и расстрелян в 1939 г) и другие. Для рассмотрения вопроса о создании МАССР Г. Котовский и инициативная группа готовились к встрече с Лениным, однако ввиду его смерти (январь 1924-го) эта встреча не состоялась. В создавшихся условиях группа направила письмо 5 января 1924 года ЦК партии с просьбой рассмотреть вопрос о создании автономной республики.7 марта 1924 года руководство партии большевиков Украины приняло решение о политической необходимости создания Молдавской автономной области в составе Украинской ССР.
Не все советские комиссариаты поддержали идею инициативной группы. К примеру, комиссар иностранных дел Чичерин в письме, адресованном Молотову, подчеркивал, что "… эта проблема требует внимательной подготовки. Создание МАССР в настоящее время преждевременно, так как приведет к экспансионизму со стороны румынского шовинизма. Преобладание молдавского населения (в левобережных районах Днестра) приведет к упрочению позиции Румынии в бессарабском вопросе".
Создание республики было, однако, ускорено другими чрезвычайными обстоятельствами. По мнению Котовского, новая республика должна была способствовать распространению большевистских коммунистических идей в соседней Бессарабии и более того, в определенных международных условиях революционизировать Румынию и Балканские страны. Советские коммунисты считали, что процесс создания МАССР можно использовать не только для решения бессарабского вопроса в пользу МАССР, но и для расширения влияния большевистского государства в юго-западном направлении, на Балканах и в Центральной Европе.
12 октября 1924 года III сессия Центрального Исполнительного Комитета Украины приняла решение об образовании МАССР в составе УССР. Новая автономная республика охватывала 11 районов левобережья Днестра с населением 545,5 тыс. человек. Территория республики составляла 8,1 тыс. кв.км. Ее столицей стал город Балта, а с 1929 г. — город Тирасполь.
2. Индустриализация
В течение 16 лет своего существования МАССР достигла больших успехов в экономическом и культурном развитии. Были созданы новые промышленные предприятия, восстановлены прежние. В то же время следует подчеркнуть, что населению республики было нелегко. Как и на всей территории СССР, в республике индустриализация со всеми ее положительными сторонами была проведена за счет обнищания крестьян, у которых изымались необходимые средства путем налогов, принудительных займов, мизерной оплаты труда.
Серьезным препятствием на пути развития промышленности явилось отсутствие квалифицированных кадров и необходимой материально-технической базы. Для подготовки рабочих кадров в 1925 году в Тирасполе, Балте и Ананьеве были открыты профессионально-технические школы, а чуть позже в Дубоссарах и Каменке — ремесленные школы. Но они были слабо оснащены необходимым оборудованием, отсутствовали педагоги и квалифицированные мастера. Процесс обучения осуществлялся на русском языке, ввиду отсутствия национальных кадров. Это, в свою очередь, отрицательно сказывалось на молдавском населении края и на национальной структуре рабочего класса.
Индустриализация в большой степени способствовала миграции в левобережные районы Днестра населения из разных концов СССР. Этот процесс продолжался и в послевоенный период, что способствовало усложнению социально-политического положения в республике. Из 14,3 тыс. рабочих в промышленности МАССР в 1928 году молдован насчитывалось всего 600.
3. Насильственная коллективизация
Еще сложнее было положение в сельском хозяйстве. После краткого периода НЭПа, когда крестьяне, наделенные землей, смогли несколько улучшить свое положение, начался период насильственной коллективизации, которая явилась настоящей трагедией для народа. Она была осуществлена с большими отклонениями от принципов кооперирования в сельском хозяйстве в условиях слабой материально-технической базы, отсутствия необходимых предпосылок для ее осуществления. В канун массовой коллективизации (1929 г) в сельском хозяйстве МАССР было всего 329 тракторов, 395 молотилок и 2800 сеялок. Отсутствовали также кадры специалистов сельского хозяйства.
В ходе коллективизации в большинстве случаев нарушался добровольный принцип. Так называемые кулаки (крестьяне, использовавшие наемный труд) составляли всего 2,7% сельского населения и не представляли собой серьезной опасности для планов большевиков. Однако процесс раскулачивания достиг огромных размеров. К весне 1931 года было раскулачено более 3000 хозяйств, из которых около 2000 семей было депортировано в отдаленные районы СССР. Коллективизация, которая согласно планам Сталина должна была закончиться в 1932 году, благодаря излишнему рвению советских местных органов и под влиянием центральных органов власти была завершена досрочно — летом 1931 года.
3. Голод 20-30-х годов
Установление власти большевиков в левобережных районах Днестра трагически отразилось на положении населения края. Вследствие серьезных нарушений законов и прав человека в целом, а также по объективным причинам — сложные климатические условия, бесснежная зима, малое количество осадков, суховеи — в 1925 году начался голод, охвативший все без исключения 11 районов МАССР. В несколько лучшем положении оказались семьи, не поспешившие с выплатой сельскохозяйственных налогов, несмотря на все жесткие меры, предпринятые партийными и советскими органами власти. С начала кампании по сбору зерновых до декабря 1924 года на территории автономной республики было до 3568 случаев насильственного изъятия продовольствия, было привлечено к уголовной ответственности 230 крестьян, из которых 177 были осуждены. Голод принял громадные размеры, став трагической страницей в истории Молдовы.
События середины 20-х годов повторились в годы насильственной коллективизации, только в еще более громадных размерах. 1931-1932 гг. были неурожайными, но для выполнения планов сбора зерновых хлеб повсюду изымался насильно. Прямым следствием сталинской политики стал голод 1932-1933 гг. в республике, явившейся результатом непомерно высоких темпов индустриализации, когда валюта для приобретения необходимого промышленного оборудования приобреталась за счет экспортируемого хлеба. Но в условиях мирового экономического кризиса цены на зерновые резко снизились. Сталинское руководство, однако, стремилось создать впечатление, что хлеб экспортируется из-за его излишков на внутреннем рынке страны. Оно обходило вниманием голод в различных областях СССР и даже блокировало районы, охваченные голодом, что приводило к повышенной смертности в этих областях.
4. Расстрелы крестьян на Днестре
Напуганные антигуманными действиями государственного аппарата, многие жители левобережья Днестра в поисках выхода из создавшегося положения покидали родные места. Так, к примеру, в течение только трех месяцев 1932 года Днестр перешло 1300 семей (более 4500 человек). Многие из них были убиты во время переправы через реку. Особенно жестоким был расстрел крестьян на Днестре у села Олэнешть.23 февраля 1932 года крестьяне из МАССР, при попытке перейти Днестр и найти пристанище в Бессарабии, попали под пули советских пограничников. Из 40 убитых и множества раненых большинство составляли дети, женщины и старики.
Расстрел 40 крестьян потряс мировое общественное мнение. Европейские газеты со многими подробностями рассказывали о трагическом событии, публикуя интервью с теми, кому удалось спастись. Только советская печать дезинформировала читателя, утверждая, что речь идет о кулацких элементах, поддавшихся румынской пропаганде.
5. Культура
Несмотря на то, что в сравнении с 1917 годом в МАССР наблюдалось развитие культуры, — все же существующая тоталитарная система не способствовала духовному развитию населения левобережья Днестра. Разрушение церквей и святых обителей, сожжение церковных книг, уничтожение икон, игнорирование местных обычаев и традиций — все это было лишь незначительной частью проводимой Сталиным политики. Педагогическая и пропагандистская деятельность носила антинациональный характер и была направлена на искусственное разделение на две нации — на молдован и румын. Большинство учителей, руководителей различных предприятий, интеллигенция в целом очень слабо владели молдавским языком или вообще не владели им. К 1924 году, когда была создана автономная республика, в крае работали 683 учителя, из которых всего 11 (!) были молдованами. Усилился также процесс украинизации молдавского населения.
Несмотря на все существующие трудности в развитии культуры, следует отметить и многие положительные стороны. Были открыты новые учебные заведения, среди которых педагогический институт в Тирасполе и учительский в Балте, научно-исследовательский институт, сельскохозяйственные и профессионально-технические школы, 10 школ с обучением на молдавском, русском и еврейском языках, дома культуры, библиотеки и т.д.1 мая 1924 года вышла в свет первая газета на молдавском языке «Плугарул рош» (Красный пахарь), в которой сотрудничали Т. Малай, М. Кабак, М. Андриеску, М. Марков, А. Кафтанаки, С. Лехтицер, Д. Милев и др. С 1932 года был осуществлен переход на латинскую графику. Попытки приблизиться к румынской культуре были смелым шагом в условиях тоталитарного государства. В своих произведениях писатели стремились донести до читателя правду. Книга Д. Милева «Отэнеску», статья «Влэхуцэ» С. Лехтицера, попытки дискуссий по поводу происхождения молдавского народа и процесса романизации и приобщения к румынской классической литературе свидетельствуют, что сталинский режим не в состоянии был задушить национальное самосознание.
В 1938 году под предлогом того, что латинская графика незнакома большинству населения МАССР и способствует румынизации молдавского языка, она была запрещена. Был осуществлен переход на кириллицу, что отрицательно отразилось на развитии молдавской культуры. В целом пропаганда в МАССР носила антирумынский характер и была направлена на утверждение тезиса о существовании двух языков, двух наций, двух культур.
6. Сталинские репрессии
В МАССР, как и во всех регионах Советского Союза, был развернут геноцид сталинского руководства против собственных народов. Сталинские репрессии, начатые еще в 30-е годы, уничтожили выдающихся личностей МАССР: писателей, журналистов, научных работников, учителей, обвиненных в «предательстве народа и сотрудничестве с румынским империализмом». В 1937-1938 гг. репрессии достигают апогея. В эти годы почти все партийное и советское руководство республики, представители культуры, литературы, искусства и т.д. были освобождены от занимаемых должностей, а затем репрессированы. Жертвами сталинских репрессий стали талантливые писатели: Д. Милев, Н. Кабак, М. Марков, С. Лехтицер, Ф. Малай, П. Корнелит, И. Корчинский и др. Вследствие доносов были осуждены невиновные коммунисты, активисты и передовики производства. Все это отрицательно отразилось на развитии экономики и культуры республики, породило страх и неуверенность населения в завтрашнем дне. В сложной атмосфере того времени главной задачей коренного населения левобережья Днестра стало сохранение своей этнической принадлежности.
Образование МАССР было все же единственной возможностью сохранения национальной самобытности коренного населения. Автономия стала главным фактором, способствовавшим развитию национального самосознания молдован левобережья Днестра.
Литература
1. Образование Молдавской АССР и создание Коммунистической партии Молдавии. Сб. документов и материалов. Кишинев, 1984, с.79, 121, 122.
2. Молдавия. Статистические материалы. Балта, 1928, с.221; Национальный архив Республики Молдова (НАРМ), КМФ-1, ф.1, оп.1, д.1813, л.73; оп.2, д.3163, л.13-17.
3. «История Приднестровской Молдавской республики» Тирасполь РИО ПГУ 2001 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.