Реферат по предмету "Информатика, программирование"

Узнать цену реферата по вашей теме


Программная реализация алгоритма Дейкстры (построение цепей минимальной длины)

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ХАРКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра информатики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: “Программная реализация алгоритма Дейкстры (построениецепей минимальной длины)”
по дисциплине «Программирование»ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
 
                                                                                             
Выполнил:                                                     Руководители:
Студент группыКИ-05-4                             Руденко Д. А.
Петров О. В.                                                 МашталирС. В.
Харьков 2006

РЕФЕРАТ
 
Записка объяснительнаяк курсовой работе: 23с., 5 рис., 1 табл., 5 разделов, 3 приложения.
Объект исследования – граф с взвешенными дугами.
Цель работы –  разработка демонстрационной программы использованияалгоритма Дейкстры.
Метод исследования – изучение литературы, составление и отладка программына компьютере.
Даннуюпрограмму можно использовать для поиска кратчайших расстояний между двумяточками.
Программа составлена на языке С++в среде Microsoft Visual C++6.0. Ключевые слова:   АЛГОРИТМ ДЕЙКСТРЫ, ГРАФ, ВЕРШИНА, РЕБРО, ВЕС, ПУТЬ,МАССИВ, МЕТКА, ПРОГРАММА, ТИП,ОПЕРАТОР, ФУНКЦИЯ, ЦИКЛ, МАТРИЦА СМЕЖНОСТИ.

СОДЕРЖАНИЕВведение………………………………………………………....…… 4 1 Постановка задачи и сфера её применения…..………………...... 6 2 Теоретическая часть…………………………………….………..... 7       2.1 Общие сведения о графах……………………………...……. 7       2.2 Алгоритм Дейкстры….……………………………………... 9 3 Особенности работы в среде ……………………….……………. 10 4 Программная реализация………………………………….……. 11       4.1 Описание алгоритма и структуры программы…………….. 11       4.2 Описание программных средств……………………………. 13 5 Инструкция пользователя…………………………………………. 15 Заключение….…………………………………………………….…. 16 Перечень ссылок……………………………………………………... 17 Приложение А Текст программы………………………………….. 18 Приложение Б Результат………..……………………………….….. 22 Приложение В Схема программной реализации алгоритма Дейкстры….. 23

ВВЕДЕНИЕ
Благодаря своему широкому применению, теория о нахождении кратчайшихпутей в последнее время интенсивно развивается.
Нахождение кратчайшего пути – жизненно необходимо ииспользуется практически везде, начиная от нахождения оптимального маршрутамежду двумя объектами на местности (например, кратчайший путь от дома доуниверситета), в системах автопилота, для нахождения оптимального маршрута приперевозках, коммутации информационного пакета в Internet и т.п.
Кратчайший путь рассматривается при помощи некоторого математическогообъекта, называемого графом.
Существуют три наиболее эффективных алгоритма нахождения кратчайшегопути:
·     алгоритм Дейкстры (используется для нахождения оптимальногомаршрута между двумя вершинами);
·     алгоритм Флойда (для нахождения оптимального маршрута между всемипарами вершин);
·     алгоритм Йена (для нахождения k-оптимальных маршрутов между двумявершинами).
Указанные алгоритмы легко выполняются при малом количестве вершин вграфе. При увеличении их количества задача поиска кратчайшего пути усложняется.Здесь на помощь приходит современная техника
Компьютерные средства и информационные технологии повысили возможноститакого всеохватывающего метода изучения и создания, как моделирования объектов,явлений и процессов – как тех, что существуют в природе, так и тех, чтосоздаются человеком искусственно.
Количество объектов усложнялись, увеличивались, и  натурное моделирование(макеты сооружений) стало невыгодным, неэкономным. Поэтому для изучения началиприменять математику. Использование математических моделей – уравнения,неравенства,  формулы  и тому подобное называется математическиммоделированием, для развития и приспособления которого нужны были эффективныечисленные методы.
Реализовать большой потенциал математического моделирования невозможнобез мощных средств автоматизации вычислений, которыми являются компьютеры.Благодаря появлению компьютеров и развитию информационных технологий создаютсяметоды и средства компьютерного моделирования, способные решать сложныепрактические задачи, такие как управление большими энергетическими системами,создание достоверных прогнозов погоды или урожая, моделирование региональных иобщегосударственных систем, проектирование самолетов, кораблей и т. п.Компьютерная модель – это размещенная в компьютере совокупность средств, чтореализуют концепцию вычисления.
Для реализации компьютерной модели, большое значение имеет такое научноенаправление, как программирование. Без него компьютер это просто наборразличных устройств, микросхем, который не может быть полезным.
Большие программы из-за своей сложности нередко содержат ошибки, которыемогут стать причиной материального ущерба, а иногда и угрожать жизни людей(например, при управлении авиаполётами). В результате борьбы с проблемойсложности программного кода были выработаны три новые концепциипрограммирования:
а) объектно-ориентированное программирование (ООП);
б) унифицированный язык моделирования (UML);
в) специализированные средства разработки программного обеспечения;
Из всех объектно-ориентированных языков С++ является наиболее широкоиспользуемым. И именно с его помощью в данном курсовом проекте реализуетсяалгоритм Дейкстры.

1 ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ И СФЕРА ЕЁ ПРИМЕНЕНИЯ
Основнойзадачей данного курсового проекта является программная реализация алгоритмапоиска кратчайшего пути между двумя любыми вершинами графа.
Программадолжна работать так, чтобы пользователь вводил количество вершин и длины рёберграфа, а после обработки этих данных на экран выводился кратчайший путь междудвумя заданными вершинами и его длина. Необходимо предусмотреть различныеисходы поиска, чтобы программа не выдавала ошибок и работала правильно.
Даннаяпрограмма может использоваться в дискретной математике для исследования графовили в качестве наглядного пособия, демонстрирующего применение алгоритмаДейкстры на практике.

2ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1Сведения о графах
 
Граф G (рис.2.1.1) задается множествомточек (вершин) х1, х2,...,хn. (которое обозначается через Х) и множеством линий (ребер) а1, а2,..., аm.(которое обозначается символом А), соединяющих между собой все или часть этихточек. Таким образом, граф G полностью задается (и обозначается) парой (Х, А).Если ребра из множества А ориентированы, что обычно показывается стрелкой, тоони называются дугами, и граф стакими ребрами называется ориентированнымграфом.
рис.2.1.2  
рис.2.1.1   />         />
Например, если дорога имеет не двух-, аодностороннее движение то направление этого движения будет показано стрелкой.
Если ребра не имеют ориентации, то граф называется неориентированным, (двухстороннеедвижение).
В ориентированном графе дуга обозначаетсяупорядоченной парой, состоящей из начальнойи конечной вершин, еенаправление предполагается заданным от первой вершины ко второй.
Путем (или ориентированным маршрутом) ориентированного графаназывается последовательность дуг, в которой конечная вершина всякой дуги,отличной от последней, является начальной вершиной следующей.
Так, на рис. 2.1.2 путями являются последовательностидуг:
а6,а5, а9, а8, а4. (1)
а1,а6, а5, а9. (2)
а1,а6, а5, а9, а10, а6, а4.(3)
Ориентированной цепью (орцепью)называется такой путь, в котором каждая дуга используется не больше одногораза.
Простой орцепьюназывается такой путь, в котором каждая вершина используется не более одногораза. Например, путь (2).
Маршрут естьнеориентированный “двойник” пути, и это понятие рассматривается в тех случаях,когда можно пренебречь направленностью дуг в графе. Таким образом, маршрут естьпоследовательность ребер ä1, ä2,..., äq,в которой каждое ребро аi, заисключением первого и последнего ребер, связано с ребрами аi-1 и аi+1своими концевыми вершинами. Последовательности дуг:
ä2,ä4, ä8, ä10, (4)
ä2,ä7, ä8, ä4, ä3,(5)
ä10, ä7, ä4, ä8, ä7, ä2. (6)
в графе, изображенном на рис. 2.1.2, являются маршрутами; две точки надсимволом дуги означают, что ее ориентацией пренебрегают, т.е. дугарассматривается как неориентированное ребро. Также путь или маршрут можноизображать последовательностью вершин. Например, путь (1) будет выглядетьследующем образом: х2, х5, х4, х3,х5, х6. Иногда дугам графа приписываются числа,называемыевесом, стоимостью,или длиной этой дуги. В этомслучае граф называется графом с взвешеннымидугами. А если вес приписывается вершинам графа, то тогдаполучается граф с взвешенными вершинами. Если в графе веса приписаны и дугам ивершинам, то он называется просто взвешенным.При рассмотрении пути µ представленного последовательностью дуг (ä1,ä2,..., äq), за его вес принимается число l(µ),равное сумме весов всех дуг, входящих в µ, т.е.
/>
2.2Алгоритм Дейкстры
Алгоритм Дейкстры строит кратчайшие пути, ведущие из исходной вершиныграфа к остальным вершинам этого графа (если таковые имеются).
В процессе работы алгоритма последовательно помечаются рассмотренныевершины графа. Причем вершина, помеченная последней (на данный момент)расположена ближе к исходной вершине, чем все непомеченные, но дальше, чем всепомеченные.
Сначала помечается исходная вершина; следующей, очевидно, будет помеченавершина, ближайшая к исходной, и смежная с ней.
Пусть на каком-то шаге уже помечено несколько вершин. Известны кратчайшиепути, ведущие из исходной вершины к помеченным. Для каждой из непомеченныхвершин проделаем следующее:
1.     Рассмотрим все дуги, ведущие из помеченных вершин в одну непомеченную.Каждая такая дуга является последней дугой на пути из исходной вершины в этунепомеченную.
2.     Выберем из этих путей кратчайший. А затем выберем среди них самыйкороткий ко всем непомеченным вершинам, и пометим вершину, к которой он ведет.
Алгоритм завершится, когда будут помечены все достижимые вершины.
В результате работы алгоритма Дейкстры строится Дерево кратчайших путей.

3ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В СРЕДЕ
Принаписании программы использовалась среда Microsoft Visual C++ 6.0. Данная средапозволяет писать приложения на языке C++.
Входе написания программы все операторы  и служебные слова языка С++ выделяютсядругим цветом, чтобы отличать их от переменных, заданных программистом. Среда MicrosoftVisual C++ 6.0 содержит встроенный компилятор.
Окнопрограммы разделено на несколько частей. Вверху находится  стандартная панель –Standart, с которой можносохранить исходный текст программы на диск, открыть новый документ, скопироватьили вставить текст, отменить последнее действие, или найти текст. Слеванаходятся панели ObjectTreeView и ObjectInspector, на которых показаныобъекты, которые используются в данной программе, и их свойства. В центре окнапрограммы расположен текстовый редактор, в котором следует писать программу.Внизу – панель Output,в которой показывается сообщения, если в программе содержатся ошибки –компилятор сообщает вид ошибки и строку, в которой она допущена, достаточносделать двойной клик левой клавишеймышина описании ошибки в Output,чтобыпереместитьсяна строку, содержащую ошибки.
Программасоздана в консольном режиме – в режиме, не имеющем графического интерфейса.

4ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ
 
4.1Описание алгоритма и структуры программы
/>
Рис. 4.1.1
Программавыводит минимальный путь между двумя указанными вершинами в графе и его длину.
Призапуске программы на экран выводится запрос о вводе весов рёбер исследуемогографа. Данные, введённые пользователем, отображаются в виде матрицы смежности,в которой не существующие рёбра обозначаются нулями. После указанным рёбрамприсваивается значение 65535, которое принимается за бесконечность.
Следующимэтапом выполнения программы является запрос о вводе номеров вершин, междукоторыми необходимо узнать путь. В случае, если начальная и конечная вершинысовпадают, отображается соответствующее сообщение и работа программызавершается. В противном случае выполняется непосредственно алгоритм Дейкстры,схема которого приведена в приложении В.
Результатомпрограммы является вывод на экран вершин, через которые проходит минимальныйпуть, а также вывод длины маршрута. Если пути между заданными точками несуществует – выводится соответствующее сообщение.

4.2Описание использованных программных средств
 
Таблица 4.2.1–Описание переменных Переменная Тип Описание n int Количество точек (вершин) грифа i,j int Счётчики p int Номер кратчайшего пути и наименьшей длины пути xn int Номер начальной точки (вершины) xk int Номер конечной точки (вершины) flag[11] int Массив, i-й элемент которого имеет значение 0, когда i-й путь и расстояние временные, и принимает значение 1, когда i-й путь и расстояние становятся  постоянными c[11][11] word (unsigned int)
Массив i-j элемент которого содержит расстояние между i-й и j-й точками (вершинами)
Замечание:
1.          с[i][i]=¥
2.          c[i][j]=c[j][i] s[80] char Строчная переменная, которая содержит промежуточные значения пути path[80][11] char
Массив строк, который содержит пути
Замечание:
После прохождения обработки по алгоритму Дейкстры p-й элемент массива содержит кратчайший путь. l[11] word (unsigned int)
Массив, который содержит длины путей (path)
Замечание:
После прохождения обработки по алгоритму Дейкстры p-й элемент массива содержит длину кратчайшего  пути.
Кроместандартных функций из библиотек iostream.h, string.h, stdio.h, conio.h были использованы также следующие функции.
·         word minim(word x, word y) – функция, которая возвращает минимальное из x и y.
/>
Рис.4.2.1
·         int min(int n) – функция, которая возвращает номер элемента массива l[i] минимальной «неотмеченной»длиной пути(flag[i]=0).
/>
Рис. 4.2.2

5ИНСТРУКЦИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Призапуске программы на экране появится окно с инструкциями. Выполняйте этиинструкции, а именно:
1.Введитеколичество вершин исследуемого графа.
2.Введитевеса рёбер (положительное число). В программе расстояния от хiдо xi+1и xi+1до хi считаютсяравными, а расстояния от  хiдо хi – несуществующими. Если ребра между указанными вершинами не существует, введите 0(ноль).
Наэкран выводится матрица смежности, отображающая введённую информацию.
3.Введитеномер вершины, от которой начинается искомый путь.
4.Введитеномер вершины, в которой путь заканчивается.
5.Чтобзавершить работу программы после получения результата нажмите Enter.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Такимобразом, в процессе создания данного проекта разработана программа, реализующаяалгоритм Дейкстры в Microsoft Visual C++ 6.0. Её недостатком являетсяпримитивный пользовательский интерфейс. Это связано с тем, что программаработает в консольном режиме, не добавляющем к сложности языка сложностьпрограммного оконного интерфейса
Такжебыли углублены знания, полученные в процессе  выполнения лабораторных работ попредмету «Программирование».

ПЕРЕЧЕНЬССЫЛОК
 
1. Бондарев В.М.Программирование на С++.–Х: «Компания СМИТ», 2004
2. Страуструп БьярнЯзык программирования С++(2 ч).–«К: ДиаСофт», 1993
3. ХахановВ.И., Чумаченко С.В. Дискретная математика (теоретическое и практическоесодержание курса).–Кафедра АПВТ, 2002
4. АлгоритмДейкстры
5. Конспект лекций.

ПриложениеА
Текст программы
#include
#include
#include
#include
#include
#define word unsigned int
int i, j, n, p, xn, xk;
int flag[11];
word c[11][11], l[11];
char s[80], path[80][11];
int min(int n)
{
         int i, result;
         for(i=0;i
                   if(!(flag[i])) result=i;
         for(i=0;i
                   if((l[result]>l[i])&&(!flag[i]))result=i;
         return result;
}
word minim(word x, word y)
{
         if(x
         return y;
}
void main()
{
         cout
         cin>>n;
         for(i=0;i
                   for(j=0;j
         for(i=0;i
                   for(j=i+1;j
                   {
                       cout
                       cin>>c[i][j];
                   }
         cout
         for(i=0;i
         cout
         for(i=0;i
         {
                   printf(«X%d»,i+1);
                   for(j=0;j
                   {
                            printf("%6d",c[i][j]);
                            c[j][i]=c[i][j];
                   }
                   printf("\n\n");
         }
         for(i=0;i
                   for(j=0;j
                            if(c[i][j]==0)c[i][j]=65535; //бесконечность
         cout
         cin>>xn;
         cout
         cin>>xk;
         xk--;
         xn--;
         if(xn==xk)
         {
                   cout
                   getch();
                   return;
         }
         for(i=0;i
         {
                   flag[i]=0;
                   l[i]=65535;
         }
         l[xn]=0;
         flag[xn]=1;
         p=xn;
         itoa(xn+1,s,10);
                   for(i=1;i
                   {
                            strcpy(path[i],«X»);
                            strcat(path[i],s);
                   }
                   do
                   {
                            for(i=0;i
                                      if((c[p][i]!=65535)&&(!flag[i])&&(i!=p))
                                      {
                                               if(l[i]>l[p]+c[p][i])
                                               {
                                                        itoa(i+1,s,10);
                                                        strcpy(path[i+1],path[p+1]);
                                                        strcat(path[i+1],"-X");
                                                        strcat(path[i+1],s);
                                               }
                                               l[i]=minim(l[i],l[p]+c[p][i]);
                                      }
                            p=min(n);
                            flag[p]=1;
                   }
                   while(p!=xk);
         if(l[p]!=65535)
         {
                   cout
                   cout
         }
         else
                   cout
         getch();
}

ПриложениеБ
Результат
/>

ПриложениеВ
Схема программной реализации алгоритма Дейкстры
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Філософія й ідеологія Головний конфлікт
Реферат Тонганская империя
Реферат Malcolm X Essay Research Paper I read
Реферат Понятие и сущность договора аренды
Реферат Team Work Essay Research Paper Working Successfully
Реферат Теория деструктивности Э. Фромма
Реферат Macbeth And Machiavelli Essay Research Paper From
Реферат Изготовление шкатулки для девочки
Реферат Автор будет очень рада узнать ваше мнение о представленной книге. Просьба отзывы и рецензии направлять на адрес
Реферат Идентификация человека по признакам внешности. Словесный портрет
Реферат Композиция романа "Горе от ума"
Реферат Гострий інфаркт міокарда ускладнений гострою лівошлуночковою недостатністю клініко патогенетичні
Реферат Створення компютерної гри засобами Macromedia Flash
Реферат Ніколя Буало як теоретик французького класицизму
Реферат А. В. Исаенко «Нравственное воспитание детей то мудрое ограничение, при котором ребёнок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя и надо»