Отчет по практике

Узнать цену отчета по вашей теме


Отчет по товароведению


ОТЧЕТ


по практике


по профилю специальности 080402.51 «Товароведение»


(по группам однородных товаров)


 


на примере магазина № 35 «Продукты у дома» торговой фирмы


Индустриальная.


 


Содержание отчета


1 Общая характеристика розничного торгового предприятия…………………3


1.1 История создания, организационно-правовая форма, тип и специализация………………………………………………………………


1.2 Основные виды деятельности, оказываемые услуги………………...


1.3 Состав и взаимосвязь помещений магазина………………………….


2 Организация управления предприятием……………………………………..


2.1 Организационная структура управления предприятием. Штатное расписание, функции менеджеров, на разных уровнях………………...


2.2 Организация работы с персоналом (подбор кадров, развитие, средства мотивации работников предприятия)…………………………


2.3 Организация управления и контроля………………………………..


3 Анализ коммерческой деятельности предприятия…………………………..


3.1 Процесс закупок, выбор поставщиков, организация товароснабжения……………………………………………………….....


3.2 Организация торгово-технологического процесса и обслуживания покупателей……………………...………………………………………...


3.3 Формирование ассортимента и управление товарными запасами...


4 Экономический анализ хозяйственной деятельности……………….………


4.1 Анализ товарооборота………………………………………………...


4.2 Анализ состояния товарных запасов………………………………...


4.3 Анализ товарооборачиваемости…………………………………..…


4.4 Факторный анализ от реализации……………………………………


5 Информационно-рекламная деятельность и методы стимулирования продажи товаров и услуг…………………………………………………..


6 Анализ отношения потребителей к предприятию (фирме) и его товарам (услугам). Выводы и рекомендации по результатам исследования………….


Заключение……………………………………………………………………….


Список литературы………………………………………………………………


Приложения


1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


1.1 История создания, организационно-правовая форма, тип и специализация


В 1974 году на основе Ижевского горпищеторга был создан Индустриальный райпищеторг, который наряду с плодовощторгом и магазинами Удмуртпотребсоюза полностью обеспечивал продовольственными товарами население Устиновского и Индустриального районов г. Ижевска.


В 1991 году коллектив торга заключил договор аренды имущества с местными властями с последующим правом выкупа.


В 1992 году было зарегистрировано товарищество с ограниченной ответственностью Торговая фирма «Индустриальная», а коллектив арендного предприятия стал собственником имущества (магазинов в кол-ве 33, торговой базы с холодильными емкостями, трехэтажного офиса).


В свою очередь ТОО в декабре 1995 года было преобразовано в Закрытое акционерное общество ТФ «Индустриальная» с числом акционеров 183 чел., акционерами стали участники товарищества.


К этому времени часть магазинов, используя президентский указ о коммерциализации, выделилась из состава товарищества и создала самостоятельные торговые предприятия.


В настоящее время действуют 6 супермаркетов, площади девяти магазинов, а также базы, холодильных складов сдаются в аренду.


33 года успешной работы на продовольственном рынке позволили фирме иметь своего лояльного покупателя, создать хорошие традиции, стать "старыми) добрыми друзьями наших постоянных покупателей, ведь усилия наши направлены на то чтобы посещение магазинов было приятным и вызывало положительные эмоции. Многолетние прочные связи с  поставщиками дают уверенность в дальнейших перспективах, в плодотворной работе и развитии фирмы.


Возглавляет фирму с 1990 года генеральный директор Рябченко Николай Алексеевич 1961 года рождения, вся трудовая деятельность которого связана с торговым бизнесом.


В настоящее время действуют 7 супермаркетов, площади восьми магазинов, а также базы, холодильных складов сдаются в аренду.




  1. «Италмас» (улица Удмуртская, 247а);




  2. Магазин «Сосновый» (улица Ворошилова,46);




  3. Магазин №36 «Продукты у дома» (улица Молодежная, 101);




  4. Магазин «Молодежный» (улица Молодежная, 27);




  5. Магазин № 35 «Продукты у дома» (улица Молодежная, 96);




  6. «Универсам» (по улице Труда, 46);




  7. Супермаркет «Тимирязевский» (улица Тимирязево, 34).




Переход с традиционной формы обслуживания на самообслуживание позволили увеличить товарооборот в 2 – 2,5 раза.


Количественный состав работников составляет 370 человек, причем качественный состав является одним из лучших. Потому что наблюдается длительное время стабильный кадровый состав, то есть работают опытные, квалифицированные в своей области специалисты. Работники среднего звена имеют средне-профессиональное образование. Заведующие и заместители – не ниже торгового техникума. Товароведы имеют высшее образование. Текучесть кадров составляет 30 %, что говорит об отсутствии смены кадров: директора кадров работают на своей должности более 20 лет.


Торговая фирма «Индустриальная» имеет 4 цеха:




  1. Цех кулинарных изделий: г. Ижевск ул. Труда д. 46;




  2. Цех мясных изделий: г. Ижевск ул. Молодежная д. 96;




  3. Цех хлебопечения: г. Ижевск ул. Молодежная д. 96;




  4. Цех воздушной кукурузы: г. Ижевск ул. Труда д. 46.




Так же сами готовят салаты.


В коммерческую службу предприятия входят: Генеральный директор, коммерческий директор, отдел строительства и ремонта, отдел кадров, отдел главного инженера, плановый отдел, бухгалтерия, пошивочный цех, складская база.


В магазине имеется 15 инструкций по охране труда для всех сотрудников - начиная от вводного инструктажа, инструктажа по технике безопасности, по оказанию первой медицинской помощи, заканчивая инструктажем по охране труда для уборщицы, работающей в организации торговли. Все виды инструктажей проводятся один раз в пол года и в дополнениях не нуждаются, потому что все правила соблюдаются.


Самое главное место в магазине отводится пожарной безопасности. Имеется план эвакуации и список порядка действий при пожаре (Приложение ).


Общая численность работников магазина составляет 70 человек.


Производственная практика проходила в магазине №35 «Продукты у дома», который расположен по адресу: ул. Молодежная, 96. Супермаркет работает круглосуточно без обеда и выходных дней. В позднее время в основном посещают супермаркет молодежь, студенты. Выручка за работу в ночное время составляет 30% от общей прибыли. Следовательно, работать круглосуточно выгодно для супермаркета.


1.2 Основные виды деятельности, оказываемые услуги


К основным видам деятельности магазина №35 «Продукты у дома» в первую очередь относиться розничная торговля продуктами питания и сопутствующими товарами.Основная деятельность магазина - реализация широкого ассортимента продовольственных товаров, а так же непродовольственных товаров (бытовая химия, сувениры, газеты, журналы, средства гигиены, открытки, детские игрушки, DVD диски).


Помимо продуктов питания имеется также отдел непродовольственных товаров (бытовая химия, сувениры, газеты, журналы, книги, средства гигиены, открытки, детские игрушки, DVD диски).


К дополнительным оказываемым услугам можно отнести следующее:




  1. Оказание помощи покупателю в совершении покупки и при её использовании;




  2. Комплектация продовольственных и непродовольственных наборов;




  3. Бесплатная чистка рыбы и овощей;




  4. Бесплатная доставка товара до автотранспорта;




  5. Предварительный сбор заявок на готовую продукцию, мясные полуфабрикаты и куры - гриль;




  6. Предварительный сбор заявок на товар по телефону;




  7. Организация банкетов с выездом к клиенту;




  8. Доставка товара на дом до 18-00;




  9. Предоставление скидок по дисконтным картам 3%, 4%,5%, золотая дисконтная карта 10%, а также скидка пенсионерам в размере 3%;




  10. Упаковка подарков.




Дополнительный сервис в супермаркетах ТФ «Индустриальная»:




  • Оплата банковскими картами ведущих платежных систем VISA и MASTERKART, а также собственные микропроцессорные карты Сбербанка России СБЕРКАРТ;




  • Наличие банкоматов;




  • Оплата услуг сотовой связи.




Цех мясных изделий и цех хлебопечения находящиеся на ул. Молодежная


д. 96, оказывают следующие услуги:




  1. Прием заказов на готовые продукты, салаты, домашнюю выпечку, куры-гриль. Заявки принимаются за 3 часа;




  2. Организация банкетов с выездом к клиенту, с фирменной посудой для стола. Заявки принимаются за 48 часов;




  3. Оптовая торговля мясными полуфабрикатами, пельменями, свежей выпечкой с доставкой до клиента;




  4. Оптовая торговля хлебобулочными изделиями;




  5. Прием заказов осуществляется ежедневно с 9:00 до 19:00.




При формировании торгового ассортимента учитываются следующие факторы:


1. Место расположения магазина;


2. Численность обслуживаемого населения;


3. Размер торговой площади;


4. Объем товарооборота магазина.


Магазин №35 «Продукты у дома» расположен в многонаселенном районе города Ижевска, рассчитан, в средним на 2500 человек. Находится вблизи от общественного транспорта, жителям которых не приходится отправляться на поиски вкусной, качественной и недорогой продукции. Сумма средней покупки на сегодняшний день составляет 97 рублей. Объем товарооборота в среднем составляет 220 тысяч рублей в сутки, но она варьируется в зависимости от праздников. С круглосуточным режимом работы, удобными и просторными парковками.


Все услуги розничной торговли и общественного питания сертифицированы.


1.3 Состав и взаимосвязь помещений магазина


К торговым помещениям относятся: торговый зал и отдел заказов. Торговый зал - часть торговой площади, на которой осуществляется продажа товаров. Планировка торгового зала в магазине «Продукты у дома» - смешанная, так как в нее входят сочетание линейной и выставочной планировки.


Отдел заказов руководит товаровед. В отделе заказов можно сделать заказы как придя в магазин, так и по телефону.


По типу здания: магазин «Продукты у дома» относится к отдельно стоящему зданию. По особенностям объемно-планировочных решений: к одноэтажному зданию. По размеру торговой площади магазин относится к средним торговым зданиям, так как его общая площадь составляет 700 м2. А площадь торгового зала равна 486 м2.


Площадь торгового зала магазина подразделяется на площади: под торговое оборудование; для выкладки товаров; под узлы расчетов; для покупателей; для дополнительного обслуживания покупателей.


Кроме торговых помещений в магазине имеются:




  • помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже (приемочные, фасовочные, помещения для подготовки товаров к продаже);




  • подсобные помещения, которые включают в себя помещения для хранения тары и инвентаря, упаковочные материалы;




  • административные и бытовые помещения (кабинет директора, кабинет товароведа, кабинет главного кассира, операторская, кабинет заведующего, столовая, туалет).




Эффективность работы магазина во многом зависит от рациональной планировки объекта торговли (Приложение ) и расстановки торгового оборудования.


Установочная площадь магазина - часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. В магазине «Продукты у дома» установочная площадь равна 155 м2.


Коэффициент установочной площади - показатель, характеризующий отношение установочной площади к площади торгового зала магазина.


155 / 486 = 0,32


Для выполнения операции торгового процесса магазин «Продукты у дома» оснащен механическим оборудованием.


Наиболее распространенным типом оборудования являются - горки пристенные и островные.


Узел расчета с покупателями находится на выходе из магазина. Расчетный узел состоит из 6-ти кассовых кабин.


Кассовые кабины – рабочее место кассира. Так как магазин «Продукты у дома» является магазином самообслуживания, кассовая кабина имеет стол для выкладки покупателями отобранных товаров.


Для магазина «Продукты у дома» коэффициент установочной площади равен 0,32. Значит площадь торгового зала используется эффективно, отсутствуют неудобства. В торговом зале преобладает линейная планировка. Данный вид планировки позволяет формировать покупательские потоки, организовать единый узел расчета, создать лучшие условия для осмотра и отбора товаров покупателями. Покупательский поток управляется с помощью расположенных отделов в торговом зале, т.е. товары, пользующиеся спросом каждый день, расположены в глубине торгового зала, чтобы покупатели через весь торговый зал могли сделать несколько импульсных покупок.


2 Организация управления предприятием


2.1 Организационная структура управления предприятием.


Штатное расписание, функции менеджеров, находящихся на разных уровнях


 


Организационная структура управления – форма разделения труда, закрепляющая определенные функции управления за соответствующими структурными подразделениями аппарата управления.


Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирмы. Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление.


Если рассматривать всю торговую фирму Индустриальная то следует отметить, что присутствует линейно-функциональный тип организационной структуры. Сущность данного типа структуры состоит в том, руководство производством обеспечивается как линейным аппаратом, так и функциональными службами.


В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности.


Основу линейно-функциональных структур составляет «шахматный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации: маркетинг, финансы, плановый и т.д. По каждой из подсистем формируется иерархия служб, так называемая «шахта», которая пронизывает всю организацию сверху донизу.


В дивизиональной (филиальной структуре) дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности, или географически.


Если же рассматривать магазин «Продукты у дома», то организационная структура управления линейно-функциональная (рис.1).



Приемщик товара




Фасовщик




Администраторы торг зала




Продавцы - консультанты




Кассир по сбору выручки




Контролеры-кассиры




Зам. Зав. отделом




Заведующая отделом




Обслуживающий персонал (повар, грузчики, уборщицы, прачка, охранники)




Операторы




Товаровед




Директор магазина



Рис.1


Линейные руководители осуществляют непосредственное руководство производством, каждый из них выступает в качестве единоначальника в соответствующем производственном подразделении. Линейные руководители наделяются необходимыми правами и несут ответственность за конечные результаты деятельности подчиненных им подразделений. Функциональные службы (отделы: плановый, труды и зарплаты, финансовый, бухгалтерия и др.) ведут необходимую подготовительную работу, осуществляют учет и анализ деятельности предприятия, разрабатывают рекомендации по улучшению функционирования предприятия. На основании этих рекомендаций линейный аппарат принимает необходимые решения и отдает распоряжения, обеспечивающие выполнение соответствующих заданий. Персонал линейного аппарата и функциональных служб непосредственно не подчинен друг другу, однако имеет определенные взаимные обязательства по решению задач, стоящих перед предприятием.


Достоинства данного типа в том, что он освобождает линейных руководителей от несвойственных им функции обеспечения производства ресурсами. Даёт возможность координации действии между линейными и функциональными подразделениями. Обеспечивает высокую степень специализации структурных подразделений предприятия.


Недостатками данной структуры являются необходимость для линейных руководителей постоянного согласования при решении текущих вопросов производства, экономики, кадров как с соответствующими функциональными службами, так и высшим руководством. Так же имеется длинная цепь команд и, как следствие, искажения коммуникаций.


Штатное расписание - это организационно-распорядительный документ, отражающий структуру организации. В нем содержится полный перечень должностей с указанием их количества и размеров окладов и различных премий и надбавок, которые существуют в данной организации по отношению к той или иной должности (Приложение ).


Для работников магазина время начала и окончания работы, перерыва для отдыха и питания устанавливается в соответствии с графиком сменности.


Основные обязанности работников:




  • соблюдать дисциплину труда: вовремя приходить на работу, соблюдать установленную продолжительность рабочего времени, использовать эффективно рабочее время, своевременно и точно исполнять распоряжения руководства;




  • обладать высокой профессиональной подготовленностью, хорошо знать порученное дело, точно и своевременно исполнять служебные обязанности в соответствии с должностными инструкциями;




  • неуклонно соблюдать порядок и правила, установленные действующим законодательством и другими нормативными актами, относящиеся к его трудовой деятельности;




  • беречь собственность работодателя (оборудование, технические средства и иное имущество);




  • не распространять сведения, полученные в силу служебного положения, определённые специальными документами общества, как коммерческая тайна, распространение которых может нанести вред обществу и его работникам;




  • строго соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарной и пожарной безопасности.




Круг обязанностей, который выполняет каждый работник по своей должности, определяется должностными инструкциями. В магазине имеются должностные инструкции на весь персонал.


Основные функции работников данного магазина заключаются в следующем:


1. Директор магазина организует полностью работу магазина, производит анализ торговой деятельности, разрабатывает и внедряет мероприятия по улучшению организации торговли, принимает меры к укомплектованию кадрами магазина, обеспечивает безопасные условия труда, осуществляет контроль за работой магазина (Приложение ).


2. Администратор торгового зала организует работу персонала в торговом зале, проверяет наличие товара в торговом зале, участвует в их выкладке и маркировке, осуществляет контроль качеством товара, консультирует покупателей о свойствах товара, разрешает конфликтные ситуации, учувствует в проведении выставок-продаж (Приложение ).






    1. Товаровед должен знать ассортимент всех продуктов и их свойства, анализирует состояние и тенденции спроса на товары, принимает участие в приёмке товаров по количеству и качеству, принимает участие в заключение договоров, рассматривает заявления, предложения покупателей, предоставляет своевременно установленную отчётность, ведет документацию, занимается информационно-рекламной деятельностью. То есть товаровед находится почти на равне с директором магазина и имеет достаточное количество обязанностей и должен знать большое количество различной документации (Приложение ).






Данная линейно-функциональная структура очень подходит для магазина. Ведь все сотрудники должны подчинятся выше стоящим органам.


Что касается штатного расписания, то оно в целом составлено правильно и в нем указаны должностные оклады для всего персонала. Помимо оклада у персонала магазина имеется премия, но он выплачивается не в полном объеме, т.к имеется неодостачи в магазине и данная премия вычетается. Поэтому следует четко разграничить полномочия и ответственность между линейными и функциональными руководителями и усилить контроль за качественным выполнением своих обязанностей каждого сотрудника.


2.2 Организация работы с персоналом (подбор кадров, развитие, средства мотивации работников предприятия)


Подбор кадров осуществляется директором магазина. Желающие устроиться проходят собеседование. Критерии для принятия на работу не очень высокие, не на все должности требуется торговое образование и опыт работы.


В магазин принимаются люди с «улицы», но только для работы продавцом, среди них могут быть как люди, с которыми руководители организации и работники службы персонала раньше встречались по вопросу трудоустройства (из так называемого списка ожидания, или резерва), так и специалисты, с которыми подобные встречи еще предстоят. А если магазин нуждается в персонале более высокого уровня, то имеется перевод из одного магазина в другой. Считается, что использование внутренних источников улучшает заинтересованность персонала, моральный климат в коллективе, укрепляет веру сотрудников в свою организацию, усиливает привязанность работников к ней.


В ТФ «Индустриальная» осуществляется как внешний, так и внутренний найм персонала. Внешний найм - главным образом заключается в том, что вакансии размещают на официальном сайте фирмы (http://www.tfi-udm.ru), а так же в некоторых печатных изданиях.


Ниже приведён список некоторых вакансий и требования, предъявляемые к работникам:




  1. Кондитер - опыт работы, з/п от 7000 руб.;




  2. Пекарь - опыт работы, з/п от 7000 руб.;




  3. Кассир-контролер - работа по графику, з/п от 7000 руб., на кассовом терминале, производство расчета с покупателями за приобретенный товар;




  4. Продавцы традиционного отдела - по графику, з/п от 7000 руб., требования: иметь профессиональную подготовку;




  5. Продавец-консультант - работа по графику 11 час, з/п. от 7000 руб., функции: выкладывает товар в торговом зале, консультирует покупателей), можно без опыта работы.




Также имеется активное сотрудничество с учебными заведениями, выпускающими студентов данной специальности.


Продвижение же по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность работников к фирме.


Мотивация - функция управления, направленная на то, чтобы побудить людей эффективно трудиться для удовлетворения своих потребностей и выполнения целей организации.


Профессиональные стимулы: обучение за счет компании, повышение квалификации и карьерный рост.


Экономическое стимулирование - премирование работников (Приложение ).


Еще также существует моральная мотивация. То есть со стороны сотрудников, администрации проявляется личная забота о каждом работнике, а так же похвала и положительная оценка труда работников, что также может повлиять на повышение трудоспособности и качества работы.


Стимулирование работников в магазине неэффективное. Заработная плата невысокая, и ещё с учётом того, что после ревизии выявляются большие недостачи и определённую сумму вычитают из месячного заработка. Единственное, что можно было бы отнести к мотивации работников это то, что сотрудникам делается скидка при покупке товаров в данном магазине в размере 3 %.


2.3 Организация управления и контроля


Решения в магазине принимаются коллективно, коллегиально и единолично.


Например, единоличные решения, они принимаются непосредственно директором магазина, то есть, если свыше было поручено какое-либо дело, то директор принимает его единолично, без помощи подчиненных. Коллегиальные, то есть, директор, созвав всех специалистов (сотрудников) выслушивает методы принятия решений, но решение формируется только директором, и он несет полную ответственность за принятое решение. Коллективные - данные решения принимаются коллективом, и ответственность лежит также на всем коллективе.


Контроль - управленческая деятельность в задачи которой входит количественная и качественная оценка, учет результатов работы организации.


Цель контроля заключается в выявлении и предупреждении отклонений и недостатков и их оперативное устранение. В процессе управления контроль является элементом обратной связи так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов.


Управленческое решение может остаться нереализованным, если менеджер не осуществит регулирование и контроль действий работников предприятия.


В магазине имеются следующие виды контроля:




  1. Общий - контроль вышестоящей организации за управляемой системой в целом;




  2. Функциональный - контроль за выполнением отдельных функций, то есть от субъекта к объекту;




  3. Предварительный контроль был на начальной стадии открытия магазина;




  4. Итоговый контроль проводится по окончании выполнения какого-либо задания, сравнивается фактические результаты с запланированными;




  5. Плановый контроль - проводится в запланированном порядке, это инвентаризация, т.е. ведомость снятия остатков по магазину (складу).




  6. Внешний контроль - осуществляется государственными и ведомственными органами контроля, не имеет право проверять предприятия, которым еще нет трех лет, без надобности. Ведётся контроль и за работой сотрудников, за достаточным ассортиментом и количеством товара в магазине.




В период прохождения практики осуществлялись проверки в виде проведения ревизий в таких отделах как: предкассовая зона, слабоалкогольные напитки, кондитерский отдел.


Государственный контроль (Приложение ) за работой торговых предприятий осуществляют органы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора и другие органы государственного управления в пределах своей компетентности.


Основным государственным органом, осуществляющим контроль над торговлей в России, является Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства Экономического развития и торговли РФ (ГОСТОРГИНСПЕКЦИЯ), в данный момент эта инспекция называется Государственный потребительский контроль (ГОСПОТРЕБКОНТРОЛЬ).


К числу грубых нарушений законодательства о торговле относятся:




  • продажа товаров без сертификата качества и сертификата соответствия;




  • нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров и услуг;




  • нарушение налогового законодательства;




  • реализация товаров без документов, подтверждающих их поступление;




  • обман покупателя, обсчет;




  • несоблюдение установленного режима работы;




  • отсутствие лицензий на право реализации отдельных товаров, продажа которых лицензируется.




Метод - сознательно и последовательно применяемый способ достижения намеченной цели.


Метод управления - совокупность способов и приемов воздействия субъекта управления посредством своей дельности на управляемый объект для достижения поставленной цели.


Методы, применяемые в магазине № 35 «Продукты у дома» :


Экономические методы управления являются способами воздействия на персонал на основе использования экономических законов и обеспечивают возможность в зависимости от ситуации как «одарять», так и «карать». Эффективность экономических методов управления определяется: планированием, хозрасчетом и оплатой труда. Применение экономических методов управления необходимо для сознательного использования всей системы экономических законов и категорий общественного развития.


Организационно-распорядительные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях, они входят в состав административных методов управления.


Цель социально-психологических методов управления - познание и использование законов психической деятельности людей для оптимизации психологических явлений и процессов в интересах общества и личности. В этом состоит единство, тесная связь и взаимообусловленность социальных и психологических методов управления. Однако между ними существует и различие: при помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в группах и между группами; при помощи психологических - управление поведением индивида и межличностными отношениями в группе.


Следовательно, проверки органов государственного надзора и контроля могут быть как плановыми, так и внеплановыми при получении информации о нарушениях режима хранения, правил транспортировки и реализации продукции. Результаты проверок и расследований оформляются документами (актами, заключениями) установленного образца.


В результате недостаточного контроля внутри самого магазина, возникают, недопонимая среди сотрудников магазина из-за нечёткого распределения обязанностей, некоторые сотрудники некачественно выполняют порученные им обязательства. В магазине большие товарные потери, что также связано с недостаточным контролем как за покупателями, так и за сотрудниками магазина.


Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей, резервов, что особенно важно в переходный период, когда изменяется система материального стимулирования, основанная на учете экономических интересов.


3 Анализ коммерческой деятельности предприятия


3.1 Процесс закупок, выбор поставщиков, организация товароснабжения


Хозяйственные связи - это отношения, складывающиеся между поставщиками и покупателями в процессе поставок.


Основной целью установления таких связей является формирование торгового ассортимента и доведение их до потребителей.


Система хозяйственных связей включает:




  • участие торговых организаций в разработке промышленными предприятиями планов производства товаров через заявки и заказы;




  • хозяйственные договоры;




  • контроль за соблюдением договорных обязательств;




  • применение экономических санкций;




  • проверка качества поставляемых товаров;




  • применение административно-правовых норм.




Договор поставки - это основной документ, который определяет обязанности и права поставщика и покупателя по поставкам товаров народного потребления.


Он оформляется только в письменном виде.


Основные цели заключения договора:




  • юридически закрепить отношения между партнерами;




  • придать отношениям между партнерами, характер обязательств, выполнение которых защищает закон;




  • предусмотреть последствия невыполнения партнерами своих обязательств.




Процесс заключения договора состоит из нескольких этапов:


I этап - направление одной стороной другой стороне предложения, адресованного конкретному лицу, выражающее намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым предложение будет принято (Гражданский кодекс РФ).


II этап - рассмотрение другой стороной предложения и ее ответ. Ответ должен быть полным и безоговорочным. После получения стороной, направившей предложения ответа, договор считается заключенным только после урегулирования всех разногласий между сторонами.


III этап - получение стороной, направившей предложение, ответа.


На этом этапе большое значение имеет срок получения ответа. Договор считается заключенным, если ответ получен в пределах указанного в предложении срока.


В процессе хозяйственной деятельности могут появиться обстоятельства, вызывающие необходимость своевременного изменения договора. Договор может быть изменен по соглашению сторон. Существует определенный порядок изменения договора. Когда одна из сторон считает необходимым изменить договор, она обязана направить другой стороне предложение. Другая сторона обязана рассмотреть предложения и дать ответ в обусловленный предложениями инициатора срок. Изменение или дополнение договора оформляется письменно отдельным соглашением сторон или протоколом, подписанным обеими сторонами.


Причины прекращения договорных обязательств:




  • не исполнение договора;




  • совпадение должника и кредитора в одном лице;




  • освобождение кредитором должника от лежащих на нем обязанностей;




  • соглашение сторон о замене первоначального обязательства;




  • ликвидация юридического лица;




  • признание договора недействительным;




  • невозможность исполнения договора;




  • досрочное расторжение договора.




Прямые договорные связи - это непосредственные договорные взаимоотношения между изготовителями и покупателями товаров без участия других коммерческих посредников.


Розничная торговля при установлении прямых связей с изготовителями получает более высокие доходы, чем при поставке товаров через оптовое звено. Закупки товаров осуществляются по более низким ценам в связи с сокращением числа посредников.


Прямые хозяйственные договорные связи имеют ряд преимуществ:




  • сокращаются пути и сроки доставки товаров в розничную сеть;




  • оперативно обновляется ассортимент товаров;




  • совершенствуется режим поставки товаров;




  • улучшается качество продукции.




Заявка - документ торговых организаций, отражающий их потребность в товарах, необходимых для выполнения плана товарооборота.


Заказ - требования к поставщику поставить определенные, конкретные товары, необходимые для удовлетворения спроса населения.


Заявки и заказы регулируют хозяйственные взаимоотношения поставщиков и покупателей.


Заказ предусмотрен при заключении государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд (ст. 527 ГК РФ).


На основе такого заказа государственного заказчика и заключается государственный контроль.


Поставщиков в основном определяет сама фирма по следующим критериям:




  • наиболее низкие цены;




  • репутация того или иного предприятия;




  • берёт ли поставщик возврат товаров (некачественный товар, прошёл срок реализации и т.д.).




Товароснабжение - это завершающий этап в цепи продвижения товаров от производителя до потребителя.


От правильной организации товароснабжения зависит размер и структура товарных запасов, объёмы продаж, качество торгового обслуживания.


Товародвижение в магазине «Продукты у дома» выполняет следующие задачи:




  • обеспечить поступление товаров в нужное место и время и в требуемом объёме и ассортименте.




  • максимально удовлетворять спрос потребителей.




  • с наименьшими затратами обеспечить завоз товаров.




К организации товароснабжения предъявляются следующие требования:




  • завоз товаров должен осуществляться с учётом спроса населения в установленном для магазина обязательным ассортиментным перечнем.




  • количество завозимых товаров должно определяться типом торгового предприятия, размером его торговой площади и объёмом товарооборота и т.д.




Важное значение для рациональной организации товароснабжения имеет выбор и метод завоза.


Первый метод - децентрализованный, предполагает, что завоз товаров осуществляется силами и средствами розничных торговых предприятий.


Второй метод - централизованный. Именно этот метод товароснабжения применяется в магазине «Продукты у дома». Централизованный метод предполагает завоз товаров силами и средствами поставщика. Он более экономичен. При таком методе отборка товара осуществляется как лично, так и по заявке.


Ассортимент реализуемых товаров в магазине «Продукты у дома» отражается в прайс-листах, что также очень удобно для быстрого поиска нужной группы товара или поставщика.


Если рассмотреть железнодорожный, то так завозится товар только на склад фирмы, и оттуда развозится по магазинам автотранспортом. В склады фирмы железнодорожным транспортом завозят товары большими партиями с оптовых баз - фрукты, овощи и т.д.


У магазина "Продукты у дома" очень много поставщиков. Товар завозят как производители (скоропортящиеся товары), так и посредники.


Основными поставщиками магазина «Продукты у дома» являются:




  • ИП Шатаева




  • ИП Козлова




  • Хлебозавод №5




  • ИП Мельников




  • ЗАО «Афродита»




  • ОАО «Восточный»




  • Хлебозавод №3




  • ЗАО "Ижмолоко"




  • ЗАО "Сарапул молоко"




  • ИП Удалова и другие.




3.2 Организация торгово-технологического процесса и обслуживания покупателей


Структура торгово-технологического процесса - последовательность выполнения различных операций зависящих от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов.


После выбора поставщиков и ассортимента товаров, их привозят в магазин.


Приёмка товаров по качеству в магазине производится в соответствии с инструкцией о порядке приёмки продукции производственно-технического значения и товаров народного потребления по качеству (П-7) и Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (П-6).


Приёмка товаров по качеству в магазине «Продукты у дома» производится с целью выявления соответствия поступивших товаров с требованиями стандартов, технических условий, технических описаний, условий договора. Одновременно с приёмкой по качеству производится проверка комплектности, тары, упаковки, маркировки товаров установленным требованиям.


Маркировка - текст, условные обозначения или рисунок, наносимые на упаковку или товар, а так же другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара, доведения этой информации до потребителя.


Маркировка содержит основополагающую, коммерческую, потребительскую информацию. Требования к информации на производственной маркировке относятся к обязательным, что регламентируется Законом РФ «О стандартизации», а так же стандартами на упаковку и маркировку продукции однородных групп. Текст производственной маркировки должен быть доступным для прочтения.


При получении нового товара, товаровед-продавец после его приемки заводит новые штрих-коды в базу. После приёмки, на товары делаются ценники в операторской, затем необходимое количество товара выносится в торговый зал, остальное хранится на складах.


Такие товары как колбасы, овощи, фрукты, кондитерские товары, сыры и некоторые другие, перед тем, как вынести в торговый зал уносят на фасовку, затем выкладывают.


В торговом зале продавцы-консультанты при необходимости консультируют покупателей, помогают при выборе того или иного товара.


Расчёты с покупателями производятся на кассе. Также в магазине висит этикет продавца, в котором указаны правила построения разговора консультанта или кассира с покупателем для улучшения психологической и моральной обстановки:




  1. Кассиры вежливо спрашивают, не требуется ли покупателю пакет;




  2. Считают сумму покупки;




  3. Спрашивают, есть ли дисконтная карта, с помощью которой делаются скидки в сети данной торговой фирмы;




  4. Сообщают конечную сумму;




  5. Благодарят за совершение покупки в данном магазине.




Рассмотрев торгово-технологический процесс и организацию труда на примере магазина № 35 «Продукты у дома», можно сказать, что торгово-технологический процесс в торговле имеет важное значение. Торгово-технологический процесс обеспечивает обработку потоков, начиная с поступления товаров в магазин и заканчивая полной подготовкой их к продаже. Технологический процесс, включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах магазинов.


3.3 Формирование ассортимента и управление товарными запасами


Формирование товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.


Основная цель заключается в наиболее полном удовлетворение спроса потребителя.


Важнейшими признаками формирования ассортимента являются:




  • соблюдение установленного ассортиментного профиля магазина;




  • соответствие ассортимента характеру спроса;




  • обеспеченные широты, глубины;




  • устойчивости ассортимента.




Ассортимент товаров - это совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определённому признаку.


Процесс формирования ассортимента в магазине «Продукты у дома» делится на 3 этапа:


1. Разрабатывается групповой ассортимент, т.е. устанавливается ассортиментный профиль магазинов;


2. Предусматривается установление количественного соотношения отдельных групп товаров в магазине, т.е. рассчитывается структура группового ассортимента.;




  1. Определяется внутригрупповой ассортимент, т.е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров каждой группы по различным признакам.




Также, при формировании ассортимента учитываются:


1. Демографические характеристики (религия и культура, возраст, пол, семейное положение, жизненный цикл семьи);


2. Социально-экономические характеристики (доход, образование, род деятельности, социальный класс);


3. Психологические характеристики (тип личности, жизненный стиль, мотивы).


В магазинах процесс формирования ассортимента товаров начинается с определения широты ассортимента реализуемых в нем товаров, то есть количества товарных групп. Затем определяется глубина ассортимента, то есть количество разновидностей товаров внутри каждой группы.


Работниками магазинов разрабатываются ассортиментные перечни, включающие в себя виды и разновидности товаров, которые должны всегда быть в продаже (Приложение ).


Под полнотой ассортимента понимают возможность широкого выбора их разновидностей, а под стабильностью - постоянное наличие товара соответствующего вида в продаже. Они могут быть определены с помощью коэффициентов полноты и стабильности ассортимента.


Коэффициент полноты ассортимента (Кп) можно определить по формуле:


[image]где Qф - фактическое количество разновидностей товаров в момент обследования (проверки); Qп - количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.


Коэффициент стабильности, или устойчивости, ассортимента (Ку) определяется по формуле:


[image]где Qф1 Qф2 … Qфп - фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок; QП - количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем; n - число проверок.


Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий.


Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами: Сезонные колебания в производстве и потреблении товаров; Время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузочно-разгрузочные работы; Несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что требует подсортировки, упаковки и подработки; Условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиком и магазином; Особенности территориального размещения производства; звенность товародвижения; Возможности для хранения товара.


В рознице традиционно применяются три метода анализа и учета товарных запасов:


1. Инвентаризация, т.е. сплошной подсчет всех товаров. Полученные данные в натуральном выражении оцениваются в действующих ценах и сводятся по товарным группам в общую сумму. Недостатками данного метода являются большая трудоемкость и невыгодность для предприятия, так как при проведении инвентаризации предприятие, как правило, не функционирует;


2. Снятие остатков или оперативный учет, т.е. сверка материально ответственными лицами фактического наличия товара с данными товарного счета. Причем подсчитываются не товары, а товарные места. Затем с учетом соответствующих норм определяется количество товаров, которое и оценивается по действующим ценам. Недостаток данного метода - меньшая точность, чем при инвентаризации;






    1. Балансовый метод, основанный на использовании балансовой формулы товарных запасов. Балансовый метод менее трудоемок, чем предыдущие, и позволяет обеспечить оперативный учет и анализ товарных запасов в связи с другими показателями. Недостаток данного метода - отсутствие возможности исключить из расчета не установленные потери. Для устранения этого недостатка данные балансового учета систематически должны сопоставляться с данными инвентаризации и снятия остатков.






По количеству товарных остатков товароведом делаются заказы поставщикам. Эта работа в магазине «Продукты у дома» хорошо налажена, ассортимент товаров большой, что может удовлетворить вкусы каждого покупателя. Также товаровед делает заявки товаров-новинок, что освежает ассортимент магазина и знакомит покупателей с новинками фирм-производителей.


4 Экономический анализ хозяйственной деятельности


4.1 Анализ товарооборота


Магазин № 35 «Продукты у дома» открылся 14 февраля 2009года по адресу: ул. Молодежная, 96.


Таблица №1





















































































































Объём товарооборота



Отклонение (руб.) цепное



Отклонение (руб.) базовое



Отклонение(%)


цепное



Отклонение(%)


базовое



Февраль



6.950.000



-



-



-



-



Март



6.550.000



400.000



– 400.000



94,24



94,24



Апрель



7.000.000



450.000



50.000



106,87



100, 72



Май



7.100.000



100.000



150.000



101,43



102,16



Июнь



7.150.000



50.000



200.000



100,70



102,88



Июль



7.300.000



150.000



350.000



102,09



105,03



Август



6.970.000



– 330.000



20.000



95,48



100,29



Сентябрь



7.000.200



30.200



50.200



100,43



100,72



Октябрь



6.700.000



– 300.200



– 250.000



95,71



96,40



Ноябрь



6.900.000



200.000



– 50.000



102,98



99,28



Декабрь



7.420.000



520.000



470.000



107,54



106,76



Январь



7.390.000



– 30.000



440.000



99,59



106,33



Февраль



7.100.000



– 290.000



150.000



96,07



102,16



Отклонение цепное (руб.)


6.550.000 – 6.950.000 = 400.000


7.000.000 – 6.550.000 = 450.000


7.100.000 – 7.000.000 = 100.000


7.150.000 – 7.100.000 = 50.000


7.300.000 – 7.150.000 = 150.000


6.970.000 – 7.300.000 = – 330.000


7.000.200 – 6.970.000 = 30.200


6.700.000 – 7.000.200 = – 300.200


6.900.000 –6.700.000 = 200.000


7.420.000 – 6.900.000 = 520.000


7.390.000 – 7.420.000 = – 30.000


7.100.000 – 7.390.000 = – 290.000


Отклонение базовое (руб.)


6.550.000 - 6.950.000 = -400.000


7.000.000 - 6.950.000 = 50.000


7.100.000 – 6.950.000 = 150.000


7.150.000 - 6.950.000 = 200.000


7.300.000 - 6.950.000 = 350.000


6.970.000 - 6.950.000 = 20.000


7.000.200 - 6.950.000 = 50.200


6.700.000 - 6.950.000 = -250.000


6.900.000 - 6.950.000 = -50.000


7.420.000 - 6.950.000 = 470.000


7.390.000 - 6.950.000 = 440.000


7.100.000 - 6.950.000 = 150.000


Отклонение цепное (%)


6.550.000 / 6.950.000 = 94,24


7.000.000 / 6.550.000 = 106,87


7.100.000/ 7.000.000 = 101,43


7.150.000 / 7.100.000 = 100,70


7.300.000 / 7.150.000 = 102,09


6.970.000 / 7.300.000 = 95,48


7.000.200 / 6.970.000 = 100,43


6.700.000 / 7.000.200 = 95,71


6.900.000 / 6.700.000 = 102,98


7.420.000 / 6.900.000 = 107,54


7.390.000 / 7.420.000 = 99,59


7.100.000 / 7.390.000 = 96,07


Отклонение базовое (%)


6.550.000 / 6.950.000 = 94,24


7.000.000 / 6.950.000 = 100,72


7.100.000 / 6.950.000 = 102,16


7.150.000 / 6.950.000 = 102,88


7.300.000 / 6.950.000 = 105,03


6.970.000 / 6.950.000 = 100,29


7.000.200 / 6.950.000 = 100,72


6.700.000 / 6.950.000 = 96,40


6.900.000 / 6.950.000 = 99,28


7.420.000 / 6.950.000 = 106,76


7.390.000 / 6.950.000 = 106,33


7.100.000 / 6.950.000 = 102,16


В марте товарооборот был самым низким, основной причиной этому служил финансовый кризис, пик которого пришелся на март-апрель. В данный период времени покупатели реже совершали покупки и если совершали, то покупали только самые необходимые продукты. В апреле и мае товарооборот увеличивается, что говорит о хорошей работе магазина в целом. Очень большое влияние на это оказали различные проводимые акции в магазине.


4.2 Анализ состояния товарных запасов


Товарные запасы представляют собой совокупность товарной массы, находящейся в сфере обращения, предназначенной для реализации.


Товарные запасы в днях оборота определяют как отношение абсолютной величины запасов на определенную дату (на 1 января, 1 февраля, 1 марта и т. д.) к среднедневному товарообороту.


 


Таблица №2





















































































































Объём товарных запасов



Отклонение (руб.) цепное



Отклонение (руб.) базовое



Отклонение(%)


цепное



Отклонение(%)


базовое



Февраль



6.000.000











Март



5.500.000



– 500.000



– 500.000



91,67



91,67



Апрель



5.000.000



– 500.000



– 1.000.000



90,91



83,33



Май



4.950.000



– 50.000



– 1.050.000



99,00



82,50



Июнь



5.100.000



150.000



– 900.000



103,03



85,00



Июль



5.600.000



500.000



– 400.000



109,80



93,33



Август



5.300.000



– 300.000



– 700.000



94,64



88,33



Сентябрь



5.250.000



– 50.000



– 750.000



99,06



87,50



Октябрь



5.540.000



290.000



– 460.000



105,52



92,33



Ноябрь



5.600.030



60.030



– 399.970



101,08



93,33



Декабрь



6.100.000



499.970



100.000



108,93



101,67



Январь



5.900.000



– 200.000



– 100.000



96,72



98,33



Февраль



5.450.000



– 450.000



– 540.000



92,37



90,83



Отклонение цепное (руб.)


5.500.000 – 6.000.000 = – 500.000


5.000.000 – 5.500.000 = – 500.000


4.950.000 – 5.000.000 = – 50.000


5.100.000 – 4.950.000 = 150.000


5.600.000 – 5.100.000 = 500.000


5.300.000 – 5.600.000 = – 300.000


5.250.000 – 5.300.000 = – 50.000


5.540.000 – 5.250.000 = 290.000


5.600.030 – 5.540.000 = 60.030


6.100.000 – 5.600.030 = 499.970


5.900.000 – 6.100.000 = – 200.000


5.450.000 – 5.900.000 = – 450.000


Отклонение базовое (руб.)


5.500.000 – 6.000.000 = – 500.000


5.000.000 – 6.000.000 = – 1.000.000


4.950.000 – 6.000.000 = – 1.050.000


5.100.000 – 6.000.000 = – 900.000


5.600.000 – 6.000.000 = – 400.000


5.300.000 – 6.000.000 = – 700.000


5.250.000 – 6.000.000 = – 750.000


5.540.000 – 6.000.000 = – 460.000


5.600.030 – 6.000.000 = – 399.970


6.100.000 – 6.000.000 = 100.000


5.900.000 – 6.000.000 = – 100.000


5.450.000 – 6.000.000 = – 540.000


Отклонение цепное (%)


5.500.000 / 6.000.000 = 91,67


5.000.000 / 5.500.000 = 90,91


4.950.000 / 5.000.000 = 99,00


5.100.000 / 4.950.000 = 103,03


5.600.000 / 5.100.000 = 109,80


5.300.000 / 5.600.000 = 94,64


5.250.000 / 5.300.000 = 99,06


5.540.000 / 5.250.000 = 105,52


5.600.030 / 5.540.000 = 101,08


6.100.000 / 5.600.030 = 108,93


5.900.000 / 6.100.000 = 96,72


5.450.000 / 5.900.000 = 92,37


Отклонение базовое (%)


5.500.000 / 6.000.000 = 91,67


5.000.000 / 6.000.000 = 83, 33


4.950.000 / 6.000.000 = 82,50


5.100.000 / 6.000.000 = 85,00


5.600.000 / 6.000.000 = 93,33


5.300.000 / 6.000.000 = 88,33


5.250.000 / 6.000.000 = 87,50


5.540.000 / 6.000.000 = 92,33


5.600.030 / 6.000.000 = 93,33


6.100.000 / 6.000.000 = 101,67


5.900.000 / 6.000.000 = 98,33


5.450.000 / 6.000.000 = 90,83


Количество товарных запасов с каждым месяцем уменьшается, что говорит о правильной работе магазина и умении товароведа и заведующей регулировать уровень товарных запасов в магазине.


4.3 Анализ товарооборачиваемости


Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях.


Абсолютные показатели представляют собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и используются при проведении инвентаризаций в торговых предприятиях. Главный недостаток абсолютных показателей – невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставлять величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия.


Первым относительным показателем, применяемым при анализе, является уровень товарных запасов, который измеряется в днях товарооборота по следующим формулам:


[image]


Утз – уровень товарных запасов в днях товарооборота;


ТЗ – товарный запас на конец анализируемого периода (руб.);


Т / ОБодн – однодневный товарооборот за анализируемый период (руб.);


Т / ОБ – объем товарооборота за анализируемый период (руб.);


Д – количество дней в анализируемом периоде.


((6.000.000+5.500.000+5.000.000+4.950.000+5.100.000+5.600.000+5.300.000+5.250.000+5.540.000+5.600.030+6.100.000+5.900.000+5.450.000)*360)/(6.950.000+6.550.000+7.000.000+7.100.000+7.150.000+7.300.000+6.900.000+7.420.000+7.390.000+7.100.000) = 25.664.410.800 / 91.530.200 = 280


 


Магазину «Продукты у дома» можно порекомендовать проводить усиленную маркетинговую политику в периоды снижения потребительского спроса на некоторые виды товаров, а так же необходимо постоянное информационное подкрепление товаров, проведение мероприятий по повышению лояльности потребителей, а так же стабилизация товарных запасов.


Вторым важнейшим показателем, характеризующим товарные запасы, является показатель товарооборачиваемости.


Товарооборачиваемость, будучи одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия в целом, позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.


Время товарного обращения, или товарооборачиваемость в днях товарооборота, рассчитывается по следующим формулам:


[image]


ОБдн – товарооборачиваемость в днях товарооборота;


ТЗ – средний товарный запас за исследуемый период (руб.);


Т / ОБодн – однодневный товарооборот за тот же период (руб.);


Т / ОБ – объем товарооборота за указанный период (руб.);


Д – число дней в этом периоде.


Однодневный товарооборот магазина «Продукты у дома» равен 230.000 руб.


5.463.752,50 / 230.000 = 24


Товарооборачиваемость в днях товарооборота показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т.е. число дней, за которое оборачивается средний товарный запас.


Товарооборачиваемость в днях равна 24 дням. Это очень хорошие результаты работы магазина, но для ещё более эффективной деятельности можно пересмотреть ассортимент товаров.


Средний товарный запас за анализируемый период рассчитывается по формуле средней хронологической моментного ряда:


[image]


ТЗ – средний товарный запас за определенный период (руб.);


ТЗ1,ТЗ2, ... ,ТЗn – величина товарных запасов на отдельные даты анализируемого периода (руб.);


n - количество дат, за которые берется величина запасов.


(6.000.000/2+5.500.000+5.000.000+4.950.000+5.100.000+5.600.000+5.300.000+5.250.000+5.540.000+5.600.030+6.100.000+5.900.000+5.450.000/2) / 13-1 = 5.463.752,50


Количество товарных запасов следовало бы уменьшить, так это и занимает дополнительную площадь, и у некоторых групп товаров могут истекать сроки их реализации, что ведёт к товарным потерям.


Скорость товарного обращения, или товарооборачиваемость в числе оборотов, рассчитывается по следующим формулам:


[image]


Обр. – товарооборачиваемость в числе оборотов;


ОБдн – товарооборачиваемость в днях товарооборота;


Т / Об – товарооборот за определенный период (руб.);


ТЗ – средний товарный запас за тот же период (руб.);


Д – число дней в указанном периоде.


360 / 24 = 15


Товарооборачиваемость в числе оборотов равна 15. Это также характеризует работу магазина с положительной стороны.


4.4 Факторный анализ от реализации


Товарооборот магазина «Продукты у дома» за 13 месяцев равен 91.530.200 руб.


Издержки обращения составляют около 35% от объёма товарооборота.


91.530.200 * 35 / 100 = 32.035.570 руб.


Коммерческие расходы составляют примерно 10% от себестоимости (издержек обращения).


32.035.570 * 10 / 100 = 3.203.557 руб.


Управленческие расходы составляют около 5-7 % от себестоимости (издержек обращения).


32.035.570 * 5 / 100 = 1.601.778,5 руб.


Прибыль – это сумма товарооборота за вычетом издержек обращения, коммерческих и управленческих расходов.


91.530.200 - 32.035.570 - 3.203.557 - 1.601.778,5 = 54.689.294,5 руб.


5 Информационно-рекламная деятельность и методы стимулирования продажи товаров и услуг


Состояние и качество маркетинга зависит от того, как организована и насколько эффективно работает служба маркетинга.


В магазине "Продукты у дома" маркетинговой деятельностью занимается директор магазина. Она изучает рынок промышленных непродовольственных товаров и перспективы его развития; анализирует рыночную ситуацию, выбирает выгодные рынки, занимается рекламированием новинок товаров. На данный момент все расходы на проведение рекламных мероприятий формируются за счет прибыли и списываются на издержки обращения предприятия.


Реклама создает условия для сбыта товаров, формированию потребностей и спроса населения, особенно на новые товары, что имеет огромное значение для магазина. По мере расширения и углубления сферы рыночных отношений, значение рекламы, как одного из действенных и полноправных элементов маркетинга, будет возрастать. Недооценка возможности рекламы предприятием может привести к негативным последствиям: к неподготовленности предприятия к появлению новых видов продовольственных товаров, к длительному формированию спроса на выпускаемые товары, продукцию реализуемую предприятием, оказываемые предприятием услуги. На сегодняшний день ярким примером для магазина «Продукты у дома» в использовании рекламных средств является:




  • метод опроса покупателей;




  • обновление рекламных листовок с указанием акционных товаров;




  • снаружи магазина висят рекламные плакаты с изображением продукции, реализуемой в данном магазине;




  • при входе в магазин покупатель может увидеть надписи с указанием, какой товар, в каком отделе можно приобрети.




Помимо рекламы внутри магазина, также используются и внешние источники. К ним относятся:




  • реклама на радио «Юмор FM», «Наше Радио»;




  • официальный сайт в интернете ТФ «Индустриальная» и др.




Реклама, привлекая покупателей, увеличивает эффективность предприятия.


Рекламно-информационное оформление магазина включает в себя:




  • оформленный фасад;




  • оконная витрина




  • указатели




  • выкладка




  • ценники




  • специальные рекламные материалы компании




  • плакаты




  • мобайлы (фигурные плакаты на жесткой основе, крепящиеся, как правило, к потолку)




  • информация для покупателей об оказываемых услугах, выписки из закона о защите прав потребителей




  • устная консультация продавца-консультанта.




А теперь ознакомимся с каждым видом поподробнее на примере магазина № 35.


Оконная витрина магазина представлена в виде изображения товаров реализуемых в данном магазине. На изображении витрины представлены такие товары как: сыр, фрукты, колбасные изделия, хлебобулочные изделия.


Указатели является для покупателя «немой справкой» – с их помощью покупатель может найти без помощи продавца желаемый товар. В магазине имеются указатели для каждых групп товаров в торговом зале, будь то замороженная рыба, консервация или молочный отдел.


Выкладка также является рекламно-информационным средством в сочетании с буклетами, шелф-токерами, воблерами, мобайлами. Также является отличной рекламой «говорящие витрины», то есть горки специализированные для товаров указанных фирм.


Ценники несут в себе всю необходимую информацию о товаре, специально оформленные ценники на товары по сниженным ценам или в предпраздничные дни оформляются более ярко для привлечения внимания покупателей. Ценники в данном магазине если действуют праздничные снижения цен, то такие ценники печатаются на желтой бумаге. Например, во время праздников Дня Святого Валентина специальные товары сопровождались розовыми ценниками.


Напротив узлов расчета в магазине №35 расположена специальная информация для покупателей в виде Лицензии, выписки из законов, информация об органах, осуществляющих контроль.


При использовании стратегии лидерства по издержкам, целью которой является достижение экономии на масштабе, реклама, как часть маркетингового комплекса, может способствовать массовому потреблению товаров. Продолжительный и непрерывный цикл массового производства снижает себестоимость единицы продукции, что, в конечном итоге, обеспечивает более низкие потребительские цены. Таким образом, реклама выступает как необходимый фактор снижения уровня цен.


Комплекс маркетинговых коммуникаций, который в том числе включает в себя рекламу, позволяет добиться обратной связи от ориентированности на определённый сектор сбыта, добиваясь непрерывности и доходности бизнеса.


Благодаря рекламной деятельности как внутри магазина, так и во внешних источниках ведётся успешная работа по привлечению наибольшего количества покупателей, что главным образом способствует увеличению прибыли магазина.


ГЛАВА 6 Анализ отношения потребителей к предприятию (фирме) и его товарам (услугам)


 


Для выявления отношения к йогуртам и к самой фирме нами была составлена анкета и проведён опрос среди граждан данного района. Анкета представлена в приложении.


Она состоит из 11 вопросов, 3 из которых связаны с отношением покупателя к йогуртам, 4 из которых связаны с отношением к фирме и 4 непосредственно пола, возраста и рода деятельности самого респондента.


1. Ваш пол:




  • Мужской – 23 человека (36,5%)




  • Женский – 40 человек (63,5%)




2. Ваш возраст:




  • До 25 лет – 13 человек (20,6%)




  • От 26 до 35 лет – 13 человек (20,6%)




  • От 36 до 45 лет – 15 человек (23,8%)




  • От 46 до 55 лет – 12 человек (19,0%)




  • От 56 лет и старше – 10 человек (15,9%)




3. Ваше социальное положение:




  • Учащийся – 5 человек (7,9%)




  • Студент(ка) – 7 человек (11,1%)




  • Руководитель – 11 человек (17,5%)




  • Служащий – 18 человек (28,6%)




  • Безработный – 6 человек (9,5%)




  • Пенсионер – 12 человек (19,0%)




  • Домохозяйка – 4 человека (6,3%)




4. Средний доход на одного человека в Вашей семье?




  • От 3000р. до 3499р. – 12 человек (19,0%)




  • От 3500р. до 3999р. – 25 человек (39,7%)




  • От 4000р. до 4499р. – 16 человек (25,4%)




  • От 4500р. и больше – 10 человек (15,9%)




5. Как часто Вы осуществляете покупки в нашем магазине?




  • Каждый день – 23 человека (36,5%)




  • Раз в неделю – 24 человека (38,1%)




  • Раз в месяц – 16 человек (25,4%)




6. Часто ли Вы покупаете йогурты, и в каком объеме?








Частота









Питьевой



В стаканчиках













1-2 шт.



3-4 шт.



5-6 шт.



1-2 шт.



3-4 шт.



5-6 шт.

































2-3 раза в неделю



2 (2,2%)



1 (1,1%)



0



2 (2,2%)



4 (4,5%)



2 (2,2%)



1 раз в неделю



17(19,1%)



1 (1,1%)



0



6 (6,7%)



15 (16,9%)



3 (3,4%)



Редко



11 (12,4%)



6 (6,7%)



1 (1,1%)



13 (14,6%)



4 (4,5%)



1 (1,1%)



7. Каким производителям Вы отдаете предпочтение:




  • Fruties – 16 человек (9,5%)




  • Activia – 25 человек (14,9%)




  • Эрмигурт – 8 человек (4,8%)




  • Чудо – 33 человека (19,6%)




  • Услада – 28 человек (16,7%)




  • Нежный – 10 человек (6,0%)




  • Данон – 8 человек (4,8%)




  • «Милково» – 14 человек (8,3%)




  • Растишка – 22 человека (13,1%)




  • Эрман – 4 человека (2,4%)




8. Ваши вкусовые предпочтения?




  • Киви – 14 человек (9,7%)




  • Яблоко – 36 человек (25,0%)




  • Малина – 23 человека (16,0%)




  • Клубника – 20 человек (13,9%)




  • Банан/Киви – 29 человек (20,1%)




  • Черника – 22 человека (15,3%)




9. Какие торговые фирмы продовольственных магазинов этого микрорайона Вы предпочитаете посещать? И почему?




  • ТФ «Индустриальная» – 37 человек (47,4%)




  • ООО «Айкай» – 20 человек (25,6%)




  • ТГ «Ижтрейдинг» – 13 человек (16,7%)




  • ЗАО «Ижмолоко» – 8 человек (10,3%)




Покупатели на вопрос «Почему?» отвечали чаще, что магазин, который они выбрали, находится ближе к дому, он удобен и знаком. Также потому что им нравится обслуживание, уровень цен, наличие огромного ассортимента и качество реализуемых товаров.


10. В какой степени каждый из критериев влияет на Ваш выбор?








Критерии








Степень












1



2



3



4



5






























































Качество



11(17.5%)



3 (4.8%)



20(31.7%)



15(23.8%)



14(22.2%)



Обслуживание



5 (7.9%)



13(20.6%)



15(23.8%)



10(15.9%)



20(31.7%)



Выкладка



16(25.4%)



21(33.3%)



6 (9.5%)



4 (6.3%)



6 (9.5%)



Производитель



10(15.9%)



15(23.8%)



21(33.3%)



14(22.2%)



3 (4.8%)



Расположение магазина



0



11(17.5%)



15(23.8%)



15(23.8%)



22(34.9%)



Цена



4 (6.3%)



7 (11.1%)



8 (12.7%)



20(31.7%)



24(38.1%)



Наличие ассортимента



3 (4.8%)



10(15.9%)



21(33.3%)



16(25.4%)



13(20.6%)



11. Ваши пожелания и предложения.


На этот вопрос большинство респондентов пожелали успехов в дальнейшей работе. Пожилые люди сказали, что цены в магазине завышены и поэтому пожелали на немного снизить цены на товары первой необходимости. Также отозвались положительно об акциях, проходящих в магазине «Продукты у дома».


На основе полученного материала можно сделать вывод, что чаще осуществляют покупки женщины(63,5%).


Возрастная категория от 36 до 45 лет (23,8 %).


По социальному положению это – служащие (28,6%), пенсионеры (19,0%) и руководители (17,5%).


Средний доход большинства респондентов – от 3500р до 3999р (39,7%).


Как оказалось, опрашиваемые чаще посещают магазин раз в неделю (38,1%), а каждый день (36,5%).


19,1% респондентов покупают питьевые йогурты раз в неделю в количестве 1-2 штуки, а также 16,9% йогурты в стаканчиках чаще всего приобретают в количестве 3-4 штуки.


Наибольшее предпочтение покупатели отдают йогуртам фирмы «Чудо» (19,6%), чуть меньше «Услада»(16,7%) и «Activia»(14,9%). Это было вызвано тем, что на йогурты этих фирм идет снижение цен, а так же это уже хорошо зарекомендовавшие себя на рынке фирмы.


Из всех вкусов большее число респондентов отдают предпочтение яблоку (25%).


47,4% респондентов предпочитают посещать ТФ «Индустриальную», потому что магазин расположен близко к дому.


При выборе магазина больше всего для опрашиваемых респондентов важны цены, обслуживание, а так же расположение магазина.


Качество товаров, выкладка и производитель интересуют покупателей меньше всего.


Проанализировав данные материалы, можно сказать, что спрос на йогурты в магазине «Продукты у дома» стабильный. На выбор товара во многом влияет цена, поэтому самыми спрашиваемыми являются йогурты «Услада» и «Чудо». На остальные виды йогуртов (Эрмигурт, Эрман, Данон) лучше всего провести какие-либо акции, оформить рекламу, тем самым обратить внимание покупателей на данный вид товара.


Заключение


Проходя практику в магазине «Продукты у дома», расположенного по адресу ул. Молодёжная, 96, знания, полученные мной в учебном процессе, я смогла применить на практике. Благодаря этой производственной практике я смогла повысить уровень своих знаний и приобрела навыки работы товароведа.


Научилась работать с такими документами, как накладные, прайс-листы, сертификаты. Работать товароведом – очень сложно, т.к. на нем лежит ответственность за качество товаров, за правильность заполнения документов.


При прохождении практики в магазине «Продукты у дома» я участвовала в приемке товаров по количеству и качеству, выкладке товаров, работала с накладными, сертификатами на поступающие в магазин товары, оформляла витрины и товары к различным праздникам (14 февраля, 23 февраля, 8 марта), участвовала в инвентаризации в винно-водочном отделе.


Магазин находится в густонаселенном районе и пользуется у населения успехом.


Хотелось бы порекомендовать магазину:




  • более тщательно проверять качество товаров, для максимального удовлетворения спроса покупателей;




  • пересмотреть цены на многие товары, т.к. стоимость товаров выше, чем в соседних продовольственных магазинах, что отрицательным образом влияет на большинство покупателей;




  • усилить контроль за работой охранников, так как сумки сотрудников проверяются не тщательно.




В целом в магазине хорошая рабочая атмосфера. Между сотрудниками существует понимание, взаимное уважение, что сказывается на слаженность выполняемой работы. Во время прохождения практики в магазине проводились праздники, что положительно сказывалось на морально-эмоциональную обстановку в магазине между сотрудниками.


Список литературы




  1. Закон РФ О защите прав потребителей.




  2. Правила торговли.




  3. Документации магазина.




  4. Кнышова Е.Н. Экономика организации. Учебник. 2004.




  5. Драчева Е.Л, Юликов. Л.И Менеджмент.2003г.




  6. Ресурсы интернета.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный отчет по практике может быть использован Вами как образец, в соответсвтвии с примером, но с данными своего предприятия, Вы легко сможете написать отчет по своей теме.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Другие материалы:
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем отчёт по практике самостоятельно:
! Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики.
! Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве.
! Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы.
! Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом.
! Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом.

Особенности отчётов по практике:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей.
по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством.
технических отчетов Для студентов технических специальностей.
по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей.
по медицине Для студентов медицинских специальностей.