Отчет по практике

Узнать цену отчета по вашей теме


Отчет по практике финансовый менеджмент


Содержание


Введение 6


. Технико-экономическая характеристика ОАО "Янтарный Ювелирпром" 7


Оценка финансового состояния ОАО "Янтарный Ювелирпром" 19


. Повышение эффективности функционирования предприятия за счет банковских кредитов 39


. Заключение 48


. Список используемых источников 49


4. Введение


Преддипломная практика является одной из неотъемлемых частей подготовки квалифицированных специалистов. Во время прохождения практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами умения и навыков практической работы по избранной специальности и присваиваемой квалификации.


Основной целью преддипломной практики является практическое закрепление теоретических знаний, полученных в ходе обучения. Основным результатом данной работы является отчет о прохождении практики, в котором собраны все результаты деятельности студента за период прохождения преддипломной практики.


Задачи практики состоят в следующем:


- сбор необходимого практического материала, в том числе первичной информации, для написания выпускной квалификационной работы.


- закрепление профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в процессе теоретической подготовки.


- проведение общего анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятии (организации).


- оценка финансового состояния (фирмы).


- Разработка предложений, рекомендаций по использованию выявленных резервов, по совершенствованию экономического механизма управления на предприятии (организации).


Базой практики является ОАО "Янтарный Ювелирпром".


5. Технико-экономическая характеристика предприятия


Открытое акционерное общество "Янтарный Ювелирпром" занимается производством ювелирных изделий и бижутерии с применением янтаря.


Общие сведения о ОАО "Янтарный Ювелирпром" представлены в табл.1.


Таблица 1. Общие сведения об акционерном обществе




















































Полное наименование акционерного общества



Открытое акционерное общество "Янтарный Ювелирпром"



Сокращенное наименование акционерного общества



ОАО "Янтарный Ювелирпром"



ИНН



3912010410



КПП



391201001



ОГРН



1043909004292



Номер и дата выдачи свидетельства о государственной регистрации



Серия 39 № 000905066


15 сентября 2004 года



Субъект Российской Федерации



Калининградская область



Юридический адрес



238580, Россия, Калининградская область, п.Янтарный, ул.Балебина, 1



Почтовый адрес



238580, Россия, Калининградская область, п.Янтарный, ул.Балебина, 1



Контактный телефон / факс



(8-40153) 3-74-78



Руководитель:


Генеральный директор



Алявдин Олег Геннадьевич



Главный бухгалтер



Маркова Людмила Николаевна



Ассортимент готовой продукции охватывает широкий спектр изделий из недрагоценных и драгоценных материалов (серебро) с применением янтаря, таких как бусы, серьги, кольца, броши, а так же сувенирная продукция. Кроме того, акционерное общество "Янтарный Ювелирпром" осуществляет производство и реализацию заготовок и полуфабрикатов из янтаря, а так же иных продуктов переработки янтаря.


Отраслевая принадлежность по ОКВЭД:


- 36.22.5 – производство ювелирных изделий;


- 36.61 – производство ювелирных изделий из недрагоценных материалов;


- 52.48.22 – розничная торговля ювелирными изделиями;


- 51.47.34 – оптовая торговля ювелирными изделиями.


Адрес: 238580, Россия, Калининградская область, п.Янтарный, ул.Балебина, 1, телефон/факс (приёмная): (+7-40153) 3-74-78.


Приоритетные направления деятельности акционерного общества:


1. Производство.


Основные виды готовой продукции 2010 года:


- изделия из янтаря и недрагоценных материалов – 62,5 тысяч изделий общим весом 1 тонна 466 килограмм на сумму 17 млн. 746 тысяч рублей;


- изделия из серебра с использованием янтаря – 14,5 тысяч изделий весом 120 килограмм на сумму 7 млн. 214 тысяч рублей.


2. Продажи.


Объем реализации готовой продукции, заготовок и полуфабрикатов из янтаря и иных продуктов переработки янтаря:


- оптовые продажи готовой продукции – на сумму 16 371 тысяч рублей;


- розничные продажи готовой продукции – на сумму 10 254 тысяч рублей;


- товары, приобретенные для перепродажи (через розничную торговую сеть) – на сумму 8 140 тысяч рублей;


- полуфабрикаты (вставки, кабошоны) из янтаря – на сумму 148 тысяч рублей;


- заготовки и иные продукты переработки янтаря – на сумму 12 965 тысяч рублей;


- доходы от сдачи имущества в аренду – на сумму 4 184 тысяч рублей;


Таблица 2. Производство








Продукция











Выпуск, тыс.шт.



Выпуск, кг



Выпуск, тыс.руб.



Динамика выпуска продукции в % (2010/2009)
















2010



2009



2010



2009



2010



2009



Выпуск, тыс.шт.



Выпуск, кг



Выпуск, тыс.руб.










































Изделия из серебра с янтарём



14,5



11



120



77



7214



4258



+32



+56



+69



Изделия из янтаря и недрагоценных материалов



62,5



63,9



1466



1581



17746



21676



-2



-7



-18



ИТОГО



77



74,9



1586



1658



24960



25934



+3



-4



-4



В отчетном 2010 году общий выпуск готовой продукции в отпускных ценах составил 24 млн. 960 рублей, что ниже объема произведенной продукции прошлого 2009 года на 4 процента.


Тем не менее, количество произведенных в отчетном году изделий из серебра с применением янтаря возросло на 32%, а в весовой и стоимостной оценках на 56 и 69 процентов соответственно, что указывает на рост доли тяжеловесной продукции из серебра.


Снижение количества изготовленной продукции из янтаря, а так же с применением недрагоценных материалов в отчетном году составило 2 процента. Вместе с тем, общий вес выпущенной продукции снизился на 7%, а в стоимостном выражении выпуск упал на 18 процентов. Что указывает на рост доли менее дорогих изделий.


Объем произведенной продукции в отчетном 2010 году составил 77 тысяч изделий общим весом 1 тона 586 килограмм на сумму 24 млн. 960 тысяч рублей. В количественном выражении производство увеличилось на 3 процента и вместе с тем снизилось на 4 процента в весовом и суммовом выражении. Что произошло из-за ориентации производства на увеличение выпуска изделий из серебра, переход на применение в производстве более дешевого сырья и менее габаритных изделий. Что обусловлено, в первую очередь уровнем покупательского спроса на изделия из янтаря.


Таблица 3. Объем реализации готовой продукции, продуктов переработки, услуг (тыс. руб.)








Продукция











Выручка всего



Выручка розничной торговой сети



Оптовые продажи



Динамика выпуска продукции в % (2010/2009)
















2010



2009



2010



2009



2010



2009



Всего



Розница



Опт


























































































Готовая продукция



26 625



26 404



10 254



10 144



16 371



16 260



+1



+1



+1



Полуфабрикаты



148



336



-



-



148



336



-56



-



- 56



Товары для перепродажи



8 140



8



8 140



8



-



-



+101650



+101650



-



Заготовки и иные продукты переработки янтаря



12 965



9 174



-



-



12 965



9 174



+41



-



+41



ИТОГО



47 878



35 922



18 394



10 152



29 484



25 770



+33



+81



+14



доходы от сдачи имущества в аренду



4 184



8 311



-



-



-



-



-50



-



-



ВСЕГО



52 062



44 233



18 394



10 152



29 484



25 770



+18



+81



+14



Выручка от реализации готовой продукции, полуфабрикатов, прочих продуктов переработки янтаря в отчетном 2010 году составила 47 млн. 878 тысяч рублей, что на 33% выше предыдущего 2009 года. Вместе с тем, доходы от сдачи имущества в аренду составили в 2010 году 4 млн. 184 тысячи рублей, что на 50% ниже уровня прошлого года. Таким образом, выручка предприятия за 2010 год составила 52 млн. 62 тысячи рублей, что на 18% выше уровня 2009 года.


Хочется отметить, что в первой половине 2010 года произошла ликвидация дочернего предприятия ООО "Торговый Дом "Янтарный комбинат" – розничная торговля. В настоящее время магазины включены в состав акционерного общества и вышли на продажи фактически с июля 2010 года. Выручка магазинов в 2010 году составила 18 млн. 394 тысячи рублей.


Таблица 4. Расходы предприятия (тыс. руб.)








































РАСХОДЫ



2010 год



2009 год



% (2010/2009)



Производственные



42 915



29 450



+46



Управленческие



12 589



14 839



-15



Коммерческие



6 344



1 278



+396



Прочие



36 693



2 768



+1226



ИТОГО



98 541



48 335



+104



Расходы акционерного общества выросли на 104%, что обусловлено списанием дебиторской задолженности, а также ростом коммерческих и иных расходов (а именно приобретение товаров для перепродажи) связанных с включением в состав ОАО "Янтарный Ювелирпром" розничных магазинов.


Таблица 5. Сведения о численности и оплате труда


































Показатель



2010 год



2009 год



% (2010/2009)



Среднесписочная численность работников, чел.



135



138



-2



Среднемесячная заработная плата 1 работника, руб.



11 208



9 310



+20



Начислено выплат в пользу работников, тыс.руб.



19 629



17 846



+10



Страховые взносы, тыс. руб



5 425



4 632



+17



В 2010 году произошло всего персонала акционерного общества на 2 процента. Вместе с тем, в штат ОАО "Янтарный Ювелирпром" включены работники розничной торговой сети в количестве 11 человек. Среднесписочная численность работников акционерного общества осталась на указанном уровне в связи с прошедшим в 2010 году высвобождением производственных рабочих.


За отчетный 2010 год отмечен рост среднемесячной заработной платы на 20 процентов.


В 2010 году начислено выплат в пользу работников (в том числе компенсационных) на сумму 19 млн. 629 тысяч рублей, что превышает на 10 % уровень предыдущего 2009 года.


Отчисления в страховые фонды за 2010 год составили 5 млн. 425 тысяч рублей, что на 17% выше чем в 2009 году.


ОАО "Янтарный Ювелирпром" не имеет как транспортных средств, так и машин и оборудования, работающих на твердом либо жидком топливе. Таким образом, единственным энергетическим ресурсом, использованным открытым акционерным обществом "Янтарный Ювелирпром" в своей хозяйственной деятельности в 2010 году является электроэнергия.


Электроэнергия использованная для нужд ОАО "Янтарный Ювелирпром" – 853 тыс. кВт/час. на сумму 1 млн. 703 тыс. рублей.


Электроэнергия подана субабонентам – 279 тыс. кВт/час. на сумму 544 тыс. рублей.


Политика акционерного общества в области управления рисками направлена на регулярное выявление всех существенных рисков, угрожающих стратегическим целям деятельности общества. По каждому выявленному существенному риску производится сбор информации, комплексный анализ, оценка риска и ожидаемого воздействия его на бизнес. Утвержденный документ по политике ОАО "Янтарный Ювелирпром" в области управления рисками отсутствует.


Влияние рисков на деятельность акционерного общества можно отразить по следующей шкале в порядке убывания:


- значительное;


- существенное;


- умеренное;


- слабое;


- отсутствует.


Отраслевые риски – умеренное.


Акционерное общество осуществляет свою основную хозяйственную деятельность в сфере ювелирного производства.


Товаро-материальные ценности эмитент не импортирует. В связи с этим изменения ситуации в отрасли на внешнем рынке не оказывают существенного влияния на деятельность общества.


Существенное ухудшение ситуации в отрасли акционерного общества на внутреннем рынке может неблагоприятно сказаться на деятельности общества.


Основные факторы риска по отрасли и значимые изменения в отрасли:


- снижение платежеспособного спроса на продукцию в связи с ухудшением финансово-экономического положения потребителя;


- рост конкуренции в отрасли.


Производственно-хозяйственная деятельность ОАО "Янтарный Ювелирпром" значительно зависит от изменения цен на сырье и услуги. Повышение цен на сырье и энергоносители может повлиять на результаты деятельности акционерного общества в краткосрочном периоде. В целях минимизации рисков связанных с изменением цен на сырье и услуги, общество поддерживает долгосрочные отношения с поставщиками основного сырья, материалов и услуг.


Изменение цен на продукцию может повлиять на результаты деятельности ОАО "Янтарный Ювелирпром" в краткосрочном периоде. В настоящее время, возможность управлять ценой значительно ограничена ввиду развитой конкуренцией на территории Калининградской области и высокого уровня дополнительных затрат при вывозе продукции за пределы Калининградской области, как в другие регионы России так и в зарубежные страны. В случае неблагоприятного изменения цен на продукцию, ОАО "Янтарный Ювелирпром" планирует снижение общехозяйственных и коммерческих затрат в рамках имеющихся возможностей.


Страновые и региональные риски – слабое.


Основная часть произведенной продукции реализуется на внутреннем рынке Калининградской области – 69% выпущенных изделий.


Экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья составляет 9% произведенной продукции.


В прочие регионы России реализуется 22% произведенной продукции, причем превалируют такие регионы как г.Москва и Московская область, г.Санкт-Питербург и Ленинградская область, Ярославская область.


В связи с чем возможно возникновение страновых и региональных рисков связанных с изменением законодательства Российской Федерации в областях налоговой и таможенной политики, а также в условиях государственного регулирования.


ОАО "Янтарный Ювелирпром" осуществляет свою хозяйственную деятельность в регионе с достаточно стабильной социальной и экономической ситуацией. Риски в результате террористических актов малы.


По оценке акционерного общества, в условиях действующего законодательства, страновые и региональные риски минимальны. Для минимизации потенциального неготивного воздействия страновых и региональных рисков эмитентом ведется работа по расширению существующих поиску новых рынков сбыта.


Финансовые риски – слабое.


Финансовая отчетность ОАО "Янтарный Ювелирпром" не подвержена существенному изменению в результате колебаний процентных ставок, курса валют, инфляции.


Долговые банковские обязательства у акционерного общества отсутствуют.


Правовые риски – существенное.


В целях снижения правовых рисков ОАО "Янтарный Ювелирпром" осуществляет постоянный мониторинг изменений действующего законодательства, следит за законотворческой деятельностью законодательных органов и оценивает потенциальное влияние на деятельность акционерного общества возможных новаций в области налогового, таможенного законодательства, лицензирования, законодательства об акционерных обществах и в области финансовых рынков.


Риски, связанные с изменением валютного законодательства – слабое:


Резкое изменение законодательства о валютном регулировании и валютном контроле не может неблагоприятно отразиться на деятельности ОАО "Янтарный Ювелирпром", так как количество договорных обязательств с иностранными партнерами довольно низкое.


Риски, связанные с изменением налогового законодательства – умеренное:


Как и любой иной субъект хозяйственной деятельности ОАО "Янтарный Ювелирпром" является участником налоговых отношений. В настоящее время в Российской Федерации действует Налоговый кодекс и ряд законов, регулирующих различные налоги, установленные федеральными и региональными органами. Применяемые налоги включают в себя, в частности, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на имущество, единый социальный налог и прочие отчисления.


Одной из особенностей российского налогового законодательства является его постоянная изменчивость. Несмотря на заверения Правительства РФ о стабильности налогового законодательства, законы, вносящие изменения в НК РФ в части изменения порядка исчисления и уплаты конкретных налогов, принимаются ежегодно. Это затрудняет составление средне- и долгосрочных прогнозов деятельности налогоплательщиков.


Несмотря на наличие однозначных рисков, связанных с изменением налогового законодательства, руководство ОАО "Янтарный Ювелирпром" пытается свести к минимизации рисков в своей деятельности.


Риски, связанные с изменением правил таможенного контроля и пошлин – существенное:


Указанные риски ОАО "Янтарный Ювелирпром" относит к существенным, так как правила таможенного контроля влияют на в первую очередь на вывоз готовой продукции за пределы Калининградской области.


Руководство акционерного общества принимает меры по минимизации данных рисков.


Риски, связанные с изменением требований по лицензированию основной деятельности общества либо лицензированию прав пользования объектами, нахождение которых в обороте ограничено (включая природные ресурсы) – отсутствует:


ОАО "Янтарный Ювелирпром" не осуществляет деятельность, подлежащую лицензированию.


Риски, связанные с изменением судебной практики по вопросам, связанным с деятельностью ОАО "Янтарный Ювелирпром" (в том числе по вопросам лицензирования), которые могут негативно сказаться на результатах его деятельности, а также на результаты текущих судебных процессов, в которых участвует акционерное общество – слабое:


Изменение судебной практики по вопросам, связанным с деятельностью ОАО "Янтарный Ювелирпром", не способно существенно повлиять на результаты его деятельности.


Риски, связанные с изменением законодательства об акционерных обществах и сфере финансовых рынков – существенное:


В связи с ужесточением административной ответственности за нарушение требований законодательства об акционерных обществах и сфере финансовых рынков ОАО "Янтарный Ювелирпром" относит указанные риски к существенным. Несмотря на наличие однозначных рисков руководство ОАО "Янтарный Ювелирпром" принимает меры по их минимизации.


Риски, связанные с изменением законодательства в области оборота драгоценных материалов и финансового мониторинга и контроля – существенное:


В связи с ужесточением административной ответственности за нарушение требований законодательства в данных областях ОАО "Янтарный Ювелирпром" относит указанные риски к существенным. Несмотря на наличие однозначных рисков руководство ОАО "Янтарный Ювелирпром" принимает меры по их минимизации.


Акционерное общество не совершало в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" крупными сделками, а также иных сделок, на совершение которых в соответствии с уставом акционерного общества распространяется порядок одобрения крупных сделок, с указанием по каждой сделке ее существенных условий и органа управления акционерного общества, принявшего решение о ее одобрении.


Акционерное общество не совершало в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" сделками, в совершении которых имелась заинтересованность, с указанием по каждой сделке заинтересованного лица (лиц), существенных условий и органа управления акционерного общества, принявшего решение о ее одобрении.


6. Оценка финансового состояния предприятия


Затем нами будут рассчитаны и проанализированы показатели финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности, деловой активности и рентабельности за 2008, 2009 и 2010гг., а также выявлена и изучена динамика их изменений за рассматриваемый период.


К этим показателям относятся:


1) Показатели финансовой устойчивости: коэффициент автономии, коэффициент соотношения собственных и заемных средств, коэффициент мобильных и иммобилизованных средств, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами и коэффициент маневренности.


2) Показатели ликвидности: коэффициенты абсолютной, быстрой и текущей ликвидности, а также доля запасов в оборотных активах.


3) Показатели платежеспособности: показатели общей платежеспособности, степени платежеспособности по текущим обязательствам, степени платежеспособности общей, коэффициент задолженности поставщикам, подрядчикам и прочим кредиторам, коэффициент задолженности фискальной системе и коэффициент внутреннего долга.


4) Показатели деловой активности: доля дебиторской задолженности в оборотных активах, оборачиваемость активов в оборотах, оборачиваемость активов в днях, оборачиваемость дебиторской задолженности в оборотах, оборачиваемость дебиторской задолженности в днях, оборачиваемость кредиторской задолженности в оборотах, оборачиваемость кредиторской задолженности в днях, соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, продолжительность операционного цикла в днях, продолжительность финансового цикла в днях, темпы роста производительности труда, фондоотдача.


5) Показатели рентабельности: рентабельность основной деятельности, рентабельность продаж, рентабельность инвестиций по прибыли до налогообложения, рентабельность внеоборотного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность совокупных активов, рентабельность акционерного капитала, рентабельность собственного капитала.


Также мы определим уровень финансового состояния на 2011 и 2012 гг. на основании данных бизнес-плана ОАО "Янтарный Ювелирпром"".


Анализ основных показателей финансовой устойчивости ОАО "Янтарный Ювелирпром".


Таблица 6. Показатели финансовой устойчивости ОАО "Янтарный Ювелирпром" за 2008, 2009 и 2010 гг.












№ п/п



Показатели



На конец 2008г.



На конец 2009г.



На конец 2010г.








Изменение (+/ -) за анализируемый период (тенденция)









2009г. от 2008г.



2010г. от 2008г.




























































1



Коэффициент автономии



0,7



0,6



0,6



-0,1



-0,1



2



Коэффициент соотношения собственных и заемных средств



0,42



0,56



0,56



0,14



0,14



3



Коэффициент мобильных и иммобилизованных средств



2,3



1,86



2,1



-0,44



-0,2



4



Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами



0,57



0,4



0,5



-0,17



-0,07



5



Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами



0,87



0,6



0,7



-0,27



-0,17



6



Коэффициент маневренности



0,56



0,45



0,5



-0,11



-0,06



Из таблицы видно, что в 2008г. значение коэффициента автономии снизилось на 0,1, оставаясь все же при этом выше нормативного, что означает возможность организации покрыть все обязательства за счет собственных средств. Снижение же показателя может свидетельствовать о незначительном сокращении деятельности организации. В 2010г. значение коэффициента осталось на прежнем уровне.


Коэффициент соотношения заемных и собственных средств показывает, сколько приходится заемных средств на 1 рубль собственных средств. Из таблицы видна тенденция к его увеличению в 2009г. и стабилизация в 2010г., что может означать некоторое снижение финансовой устойчивости. Однако, показатель соответствует нормативному значению на протяжении всего рассматриваемого периода.


Коэффициент мобильных и иммобилизованных средств показывает, сколько внеоборотных средств приходится на 1 руб. оборотных активов. В 2009г. показатель снизился, что характеризует уменьшение доли средств, вкладываемых организацией в оборотные активы. Их снижение негативно скажется на производственно-финансовой деятельности и впоследствии – на финансовой устойчивости организации. В 2010г. коэффициент увеличился, но уровня 2008г. не достиг.


Снижение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами в 2009г. также означает уменьшение доли имеющихся у организации собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости. В 2010г. значение показателя выросло, и, хотя оно не достигло уровня 2008г., является довольно высоким, что означает хорошее финансовое состояние организации и возможность проведения ею независимой финансовой политики.


Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами так же снизился в 2009г. и увеличился в 2010г., соответствуя при этом нормативному значению, что означает способность организации покрывать собственными средствами необходимые размеры запасов. Остальные запасы можно покрывать краткосрочными заемными средствами.


Уменьшение коэффициента маневренности собственных средств в 2009г. свидетельствует о снижении суммы собственных средств для финансирования капитальных вложений и формирования оборотного капитала. В 2010г. значение показателя достигло верхней границы нормативного значения, что означает большую возможность финансового маневра у организации, а именно способность поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства за счет собственных оборотных источников.


Анализируя показатели финансовой устойчивости, можно проследить тенденцию к снижению коэффициента автономии, коэффициента мобильных и иммобилизованных средств, коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициента обеспеченности запасов собственными оборотными средствами и коэффициента маневренности в 2009г. и их увеличению в 2010г. Однако достичь тех же высоких значений, что и в 2008г., они пока не могут. Несмотря на это, ОАО "Янтарный Ювелирпром" было и остается финансово устойчивым, так как все значения коэффициентов соответствуют нормативным.


Изучив показатели финансовой устойчивости ОАО "Янтарный Ювелирпром", можно приступить к следующему этапу оценки его финансового состояния и проанализировать показатели ликвидности предприятия.


Таблица 7. Основные показатели ликвидности ОАО "Янтарный Ювелирпром" за 2008, 2009 и 2010гг.












№ п/п



Показатели



На конец 2008г.



На конец 2009г.



На конец 2010г.








Изменение (+/ -) за анализируемый период


( тенденция)









2009г. от 2008г.



2010г. от 2008г.










































1



Коэффициент абсолютной ликвидности



0,62



0,38



0,44



-0,24



-0,18



2



Коэффициент быстрой ликвидности



0,8



0,5



0,63



-0,3



-0,17



3



Коэффициент текущей ликвидности



2,33



1,8



1,9



-0,53



-0,43



4



Доля запасов в оборотных активах



0,65



0,72



0,67



0,07



0,02



Динамика всех показателей ликвидности с 2008г. по 2009г. отрицательна, кроме доли запасов в оборотных активах. В период с 2009г. по 2010г. наблюдается обратная тенденция, что свидетельствует об улучшении финансового состояния организации. Важно заметить, что не смотря на все колебания вышеприведенных показателей, они соответствуют нормативам. Остановимся подробнее на анализе некоторых ключевых показателей ликвидности.


Наиболее ликвидными статьями оборотных средств являются денежные средства, которыми располагает предприятие на счетах в банке и в кассе, а также в виде ценных бумаг. В 2009 году наблюдается снижение коэффициента абсолютной ликвидности (платежеспособности), что может говорить о снижении ликвидности активов предприятия. Повышение этого показателя в 2010г. свидетельствует об увеличении способности организации к погашению долгов, что может представлять интерес для таких внешних субъектов анализа, как поставщики сырья и материалов. Дополняет общую картину отсутствие у организации просроченных обязательств.


Снижение коэффициента быстрой ликвидности в 2009г. говорит об увеличении запасов в балансе компании, о чем свидетельствует увеличение последнего показателя – доли запасов в оборотных активах, а также о снижении способности ОАО "Янтарный Ювелирпром" досрочно погашать краткосрочную кредиторскую задолженность. В 2009г. значение коэффициента увеличилось, хотя уровня 2008г. не достигло. Данный коэффициент может быть интересен банкам в случае предоставления кредитов организации.


Коэффициент текущей ликвидности показывает, сколько раз краткосрочные обязательства покрываются оборотными активами компании, т.е. сколько раз способна компания удовлетворить требования кредиторов, если обратит в наличность все имеющиеся в ее распоряжении на данный момент активы. В 2009 году по сравнению с 2008 годом в ОАО "Янтарный Ювелирпром" наблюдается снижение коэффициента текущей ликвидности, следовательно, у компании появляются определенные финансовые затруднения и она погашает задолженность гораздо медленнее. Некоторое увеличение этого показателя в 2010г. может означать отсутствие тенденции к снижению, что может вызвать интерес инвесторов.


Значения показателей ликвидности делают необходимым проведение их постоянного мониторинга с целью предупреждения ухудшения ликвидности предприятия.


Далее проведем анализ ликвидности баланса за анализируемый период.


Таблица 8. Анализ ликвидности баланса за 2008, 2009 и 2010гг.
































































Актив



На конец 2008 года



На конец 2009 года



На конец 2010 года



Пассив



На конец 2008 года



На конец 2009 года



На конец 2010 года



1. Наиболее ликвидные активы (А1)



17930



16068



24423



1. Наиболее срочные обязательства (П1)



4638



3383



4703



2. Быстро реализуемые активы (А2)



5309



5292



11037



2.Краткосрочные пассивы (П2)



-



-



-



3. Медленно реализуемые активы (A3)



43406



55656



71177



3. Долгосрочные пассивы (ПЗ)



-



-



-



4. Трудно реализуемые активы (А4)



29743



41706



50220



4. Постоянные пассивы (П4)



91751



115339



152154



Баланс



96389



118722



156857



Баланс



96389



118722



156857



Проанализировав полученные данные можно сделать вывод о том, что в течение всего исследуемого периода соблюдалось выполнение неравенств А1 > П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4, что говорит нам об абсолютной ликвидности баланса ОАО "Янтарный Ювелирпром" и его финансовой устойчивости.


Итак, на основании изучения коэффициентов ликвидности, а также анализа ликвидности баланса можно заметить снижение значений коэффициентов абсолютной, быстрой и текущей ликвидности в 2009г., что означает некоторое снижение ликвидности ОАО "Янтарный Ювелирпром". Однако в 2010г. ситуация улучшилась, что демонстрирует увеличение значений этих показателей и соответствие их нормативным. Таким образом, ОАО "Янтарный Ювелирпром" по состоянию на 2010г. является абсолютно ликвидным.


После оценки ликвидности ОАО "Янтарный Ювелирпром" мы приступим к изучению его платежеспособности и кредитоспособности.


Таблица 9. Показатели платежеспособности ОАО "Янтарный Ювелирпром" за 2008, 2009 и 2010гг.












№ п/п



Показатели



На конец 2008г.



На конец 2009г.



На конец 2010г.








Изменение (+/ -) за анализируемый период


( тенденция)









2009г. от 2008г.



2010г. от 2008г.




























































1



Общая платежеспособность



3,4



1,8



2,8



-1,6



-0,6



2



Степень платежеспособности по текущим обязательствам



4,3



4,7



4,9



0,4



0,6



3



Степень платежеспособности общая



4,3



4,7



4,9



0,4



0,6



4



Коэффициент задолженности поставщикам, подрядчикам и прочим кредиторам



0,6



0,3



0,35



-0,3



-0,25



5



Коэффициент задолженности фискальной системе



0,099



0,003



0,059



-0,096



-0,04



6



Коэффициент внутреннего долга



3,6



4,36



4,5



0,76



0,9



Коэффициент общей платежеспособности увеличился в 2010г., что свидетельствует об улучшении финансового состояния предприятия. Увеличение коэффициентов задолженности на первый взгляд свидетельствует о снижении платежеспособности ОАО "Янтарный Ювелирпром", однако, изучив бухгалтерскую отчетность, можно увидеть рост дебиторской задолженности. Это объясняется тем, что организация стала реализовывать больше продукции и, соответственно, больше закупать сырья и материалов у поставщиков. К тому же, у предприятия отсутствуют просроченные обязательства, что характеризует его как платежеспособное.


Анализ кредитоспособности основывается, как уже отмечалось ранее, на показателях финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности, деловой активности и рентабельности. Первые три группы показателей были уже рассмотрены нами выше, так что остановимся на оценке показателей деловой активности и рентабельности ОАО "Янтарный Ювелирпром".


Таблица 10. Показатели деловой активности ОАО "Янтарный Ювелирпром" 2008, 2009 и 2010гг.












№ п/п



Показатели



На конец 2008г.



На конец 2009г.



На конец 2010г.








Изменение (+/ -) за анализируемый период


( тенденция)









2009г. от 2008г.



2010г. от 2008г.


















































































































1



Доля дебиторской задолженности в оборотных активах



0,078



0,068



0,1



-0,01



0,022



2



Оборачиваемость активов (в оборотах)



1,44



1,503



1,492



0,063



0,052



3



Оборачиваемость активов (в днях)



250



240



241



-10



-9



4



Оборачиваемость дебиторской задолженности (в оборотах)



16,49



20,57



16,83



4,08



0,34



5



Оборачиваемость дебиторской задолженности (в днях)



21,83



17,5



21,38



-4,33



-0,45



6



Оборачиваемость кредиторской задолженности (в оборотах)



22,7



13,66



34,00



-9,04



11,3



7



Оборачиваемость кредиторской задолженности (в днях)



15,85



26,36



10,59



10,51



-5,26



8



Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности



1,13



1,6



2,3



0,47



1,17



9



Продолжительность операционного цикла в днях



219



203



216



-16



-3



10



Продолжительность финансового цикла в днях



199



192



204



-7



5



11



Темпы роста производительности труда



129



132



125



3



-4



12



Фондоотдача



2,8



2,6



2,7



-0,2



-0,1



Коэффициент оборачиваемости активов отражает, сколько раз за период оборачивается капитал, вложенный в активы. Рост этого показателя в 2009г. говорит о повышении эффективности использования капитала, чего нельзя сказать о его уменьшении в 2010г.


Уменьшение длительности одного оборота активов свидетельствует об улучшении использования оборотных средств.


Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает число оборотов за период коммерческого кредита, предоставленного предприятиям. Увеличение значения показателя в 2009г. говорит о замедлении оборачиваемости, но его снижение в 2010г. свидетельствует о ее ускорении и увеличении объема предоставляемого коммерческого кредита.


Средний срок оборота дебиторской задолженности характеризует продолжительность одного оборота дебиторской задолженности в днях. Снижение этого показателя в 2009г. – благоприятная тенденция, однако в 2010г. можно наблюдать увеличение его значения.


Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает скорость оборота задолженности предприятия. Ускорение этого показателя в 2010г. на 20,34 по сравнению с 2009г. неблагоприятно сказывается на ликвидности организации.


Продолжительность оборота кредиторской задолженности в днях показывает период, за который организация покрывает срочную задолженность. Ускорения оборачиваемости, то есть уменьшение периода в 2010г. характеризуется как благоприятная тенденция.


Значения показателя, характеризующего соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей свидетельствуют о том, что дебиторская задолженность предприятия превышает его кредиторскую задолженность. Следовательно, отток средств из оборота в дебиторскую задолженность превышает приток в оборот средств кредиторской задолженности.


Продолжительность операционного цикла характеризует общее время, в течение которого финансовые ресурсы находятся в материальных средствах и дебиторской задолженности. В 2009г. наблюдается уменьшение этого показателя, а в 2010г. – увеличение. Необходимо стремиться к снижению значения продолжительности операционного цикла.


Продолжительность финансового цикла означает время, в течение которого финансовые ресурсы отвлечены из оборота. В 2009г. значение показателя уменьшилось, но в 2010г. увеличилось, что может свидетельствовать о неблагоприятной тенденции, так как цель управления оборотными средствами – сокращение финансового цикла, то есть сокращение операционного цикла и снижение срока оборота кредиторской задолженности до приемлемого уровня.


Снижение показателя темпа роста производительности труда в 2010г. после его увеличения в 2009г. также негативно может сказаться на деятельности организации.


Значение показателя фондоотдачи на протяжении рассматриваемого периода меняется в незначительной степени, однако ее снижение говорит о менее эффективном использовании основных средств.


Рассмотрев показатели деловой активности можно увидеть в 2010г. ухудшение ситуации с дебиторской задолженностью, снижение показателя фондоотдачи и темпов производительности труда.


Далее проведем анализ показателей рентабельности ОАО "Янтарный Ювелирпром".


Таблица 11. Показатели рентабельности ОАО "Янтарный Ювелирпром" за 2008, 2009 и 2010гг.












№ п/п



Показатели



На конец 2008г.



На конец 2009г.



На конец 2010г.








Изменение (+/ -) за анализируемый период


( тенденция)









2009г. от 2008г.



2010г. от 2009г.














































































1



Рентабельность основной деятельности



14



13



20



-1



6



2



Рентабельность продаж



12



11



17



-1



5



3



Рентабельность инвестиций по прибыли до налогообложения



14



17,7



27,2



3,7



13,2



4



Рентабельность внеоборотного капитала



30



30



50



-



20



5



Рентабельность оборотного капитала



13



16



25



3



12



6



Рентабельность совокупных активов



9



10



17



1



8



7



Рентабельность акционерного капитала



16



20



49



4



33



8



Рентабельность собственного капитала



13



17



26



4



13



Анализируя показатели рентабельности, приведенные в таблице, можно проследить тенденцию к их увеличению практически на протяжении всего рассматриваемого периода.


Увеличение показателя рентабельности основной деятельности в 2010г. означает, что 20 рублей прибыли от договоров подряда приходится на 1 руб. затрат.


Показатель рентабельности продаж в 2009г. показывает, что 17 руб. прибыли приходится на 1 руб. выручки от продажи.


Увеличение показателя рентабельности инвестиций по прибыли до налогообложения в 2010г. на 9,5% отражает способность руководителей обеспечить высокую отдачу собственных и заемных средств, инвестированных в функционирование и развитие организации.


Рост рентабельности внеоборотного капитала отражает повышение эффективности использования внеоборотного капитала организации и определяет, что на 1 руб., вложенный во внеоборотные активы приходится 50 руб. прибыли.


Анализируя таблицу можно заметить наибольший прирост показателя рентабельности капитала в 2010г. на 33%. Он определяет норму прибыли на вложенные в организацию средства участниками или учредителями и составляющую 49%.


Повышение рентабельности собственного капитала означает рост эффективности использования собственного капитала.


Увеличение всех рассмотренных показателей рентабельности свидетельствует об улучшении финансового состояния ОАО "Янтарный Ювелирпром".


Итак, нами была проведена оценка финансового состояния ОАО "Янтарный Ювелирпром", что включало в себя предоставление экономической характеристики организации, расчет и анализ основных показателей финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности, деловой активности и рентабельности предприятия.


Далее мы определим финансовое состояние ОАО "Янтарный Ювелирпром" на 2011 и 2012гг. на основании прогнозных данных бизнес-плана предприятия для оценки вариантов его дальнейшего развития. Данная процедура осуществляется с целью выявления возможного улучшения или ухудшения финансового состояния ОАО "Янтарный Ювелирпром" в ближайшей перспективе и принятия превентивных мер по устранению факторов, которые могут негативно повлиять на деятельность предприятия.


Итак, мы проанализировали текущее финансовое состояние ОАО "Янтарный Ювелирпром", что включало в себя предоставление экономической характеристики организации, расчет и анализ основных показателей финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности, деловой активности и рентабельности, а также определение его финансового состояния на 2011-2012гг.


Анализируя показатели финансовой устойчивости, можно проследить тенденцию к снижению коэффициента автономии, коэффициента мобильных и иммобилизованных средств, коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициента обеспеченности запасов собственными оборотными средствами и коэффициента маневренности в 2009г. и их увеличению в 2010г. Однако достичь тех же высоких значений, что и в 2008г., они пока не могут. Несмотря на это, ОАО "Янтарный Ювелирпром" было и остается финансово устойчивым, так как все значения коэффициентов соответствуют нормативным.


На основании изучения коэффициентов ликвидности, а также анализа ликвидности баланса можно заметить снижение значений коэффициентов абсолютной, быстрой и текущей ликвидности в 2009г., что означает некоторое снижение ликвидности ОАО "Янтарный Ювелирпром". Однако в 2010г. ситуация улучшилась, что демонстрирует увеличение значений этих показателей и соответствие их нормативным. Таким образом, ОАО "Янтарный Ювелирпром" по состоянию на 2010г. является абсолютно ликвидным.


Коэффициент общей платежеспособности увеличился в 2010г., что свидетельствует об улучшении финансового состояния предприятия. Увеличение коэффициентов задолженности на первый взгляд свидетельствует о снижении платежеспособности ОАО "Янтарный Ювелирпром", однако, изучив бухгалтерскую отчетность, можно увидеть рост дебиторской задолженности. Это объясняется тем, что организация стала реализовывать больше продукции и, соответственно, больше закупать сырья и материалов у поставщиков. К тому же, у предприятия отсутствуют просроченные обязательства, что характеризует его как платежеспособное.


Рассмотрев показатели деловой активности можно увидеть в 2010г. ухудшение ситуации с дебиторской задолженностью, снижение показателя фондоотдачи и темпов производительности труда.


Увеличение всех рассмотренных показателей рентабельности свидетельствует об улучшении финансового состояния ОАО "Янтарный Ювелирпром".


Итак, можно заметить снижение значений по многим показателям в 2009г. по сравнению с 2008г, однако, в 2010г. значения этих показателей заметно возросли, что свидетельствует об улучшении финансового состояния ОАО "Янтарный Ювелирпром". На основании анализа данных бизнес-плана на 2011-2012гг. можно сделать вывод о том, что финансовое состояние ОАО "Янтарный Ювелирпром" в прогнозном периоде будет улучшаться в связи с наличием у него хорошего запаса финансовой прочности.


Таким образом, можно сделать вывод, что ОАО "Янтарный Ювелирпром" является финансово стабильным и устойчивым и в перспективе должно не только сохранить, но и улучшить свои показатели, в связи с чем предприятию можно порекомендовать увеличить объемы сбыта племенной продукции и оказания услуг, расширить направления своей деятельности, выйти на новые рынки.


Для этих целей ОАО "Янтарный Ювелирпром" может понадобиться привлечение инвестиционных ресурсов, которые позволят выйти предприятию на новый уровень своего развития.


Итак, на основании проведенной оценки финансового состояния ОАО "Янтарный Ювелирпром" можно сделать вывод, что, не смотря на негативное влияние экономического кризиса, предприятие является финансово стабильным и устойчивым и в перспективе должно не только сохранить высокий уровень своего текущего финансового состояния, но и улучшить свои показатели в ближайшей перспективе.


Однако, чтобы и в дальнейшем предприятие оставалось не только финансово устойчивым, но и могло выйти на новую ступень развития, можно порекомендовать ОАО "Янтарный Ювелирпром" расширить направления своей деятельности, можно заметить значительное увеличение дебиторской задолженности в 2010г. по сравнению с прошлым годом.


Увеличение доли дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов означает снижение мобильности структуры имущества ОАО "Янтарный Ювелирпром", уменьшение оборачиваемости дебиторской задолженности характеризует рост объема предоставляемого кредита, а увеличение периода ее погашения – рост риска непогашения.


Дебиторская задолженность – задолженность юридических и физических лиц данному хозяйствующих субъекту.


Анализ дебиторской задолженности может осуществляться либо на основе экспертных данных, либо накопленных статистических данных. Анализ изменения во времени реестра старения дебиторской задолженности позволяет выделить те периоды, в которых были допущены просчеты в управлении счетами дебиторов. Чтобы составить более реальное представление о том, какие средства в перспективе сможет получить хозяйствующий субъект от дебиторов, нужно попытаться оценить вероятность возврата безнадежных долгов в группах по срокам возникновения задолженности.


Анализ дебиторской задолженности начинается с рассмотрения ее абсолютной и относительной величины. Анализ динамики развития, а также реестра старения существующей дебиторской задолженности служит основой для введения поправок в принятую политику кредита и инкассации, в частности дает информацию для прогноза поступлений денежных средств в ближайшем будущем. Он позволяет решить, кому предоставлять кредит при условии допустимого риска, на какой срок, определить величину предоставляемой скидки, рассчитать уровень допустимых расходов при возникновении просроченной и безнадежной дебиторской задолженности, осуществить контроль за балансом дебиторской и кредиторской задолженности.


Увеличение статей дебиторской задолженности вызывается тремя основными причинами:


1) Наступлением неплатежеспособности, банкротства отдельных потребителей продукции, работ, услуг, получивших продукцию на условиях последующей оплаты;


2) Необоснованной кредитной политикой хозяйствующего субъекта по отношению к покупателям, а также неразборчивым выбором партнеров;


3) Возникновение препятствий для погашения дебиторской задолженности в связи с изменением внешних условий. Это, например, изменение курсов валют, таможенных пошлин, квот и других сборов.


Анализ сумм дебиторской задолженности организации имеет смысл до тех пор, пока существует вероятность ее получения. От продолжительности зависит доля безнадежных долгов.


В целом по предприятию дебиторскую задолженность подразделяют на дебиторскую задолженность согласно срокам платежей, на просроченную дебиторскую задолженность, на безнадежную к взысканию дебиторскую задолженность.


Даже в условиях стабильной экономической ситуации сумма безнадежной дебиторской задолженности имеет определенную тенденцию к росту.


Выделяют несколько общих рекомендаций, позволяющих управлять дебиторской задолженностью.


С целью максимизации притока денежных средств хозяйствующему субъекту следует:


- контролировать состояние расчетов с покупателями и соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей, так как значительное повышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации и привлечению дополнительных дорогостоящих источников финансирования;


- расширить круг потребителей продукции исследуемого предприятия с целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;


- разработать систему договоров с гибкими условиями в отношении сроков и формы оплаты.


Предоплата обычно предполагает наличие скидки.


Частичная предоплата сочетает предоплату и продажу в кредит.


Передача на реализацию предусматривает, что предприятие сохраняет права собственности на товары, пока не будет получена плата за них.


Выставление промежуточного счета эффективно при долгосрочных контрактах и обеспечивает регулярный приток денежных средств по мере выполнения отдельных этапов работы.


Банковская гарантия предполагает, что банк будет возмещать необходимую сумму в случае неиспользования дебитором своих обязательств.


Гибкое ценообразование используют для защиты предприятия от инфляционных убытков. Гибкие цены могут быть привязаны к общему индексу инфляции. Также они зависят от индекса инфляции для конкретных товаров, должны учитывать фактический срок оплаты и прибыль от альтернативных вложений денежных средств.


Договоры должны быть гибкими. Это означает, что если полная предоплата невозможна, то следует попытаться получить частичную предоплату.


Предложение скидок клиенту оправдано, если оно приводит к расширению продаж и более высокой общей прибыли. Если предприятие испытывает дефицит денежных средств, то скидки могут быть предоставлены с целью увеличения притока денег, даже если в отдаленной перспективе общий финансовый результат от конкретной сделки будет отрицательным. При прочих равных условиях скидкам за раннюю оплату должно отдаваться предпочтение перед штрафами за просроченную оплату.


Эффективная система установления взаимоотношений с покупателями подразумевает качественный отбор клиентов, которым можно предоставлять кредит; определение оптимальных условий кредитования; четкую процедуру предъявления претензий; контроль за тем, как клиенты используют условия договоров.


Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключены всевозможные накладки, поэтому предприятие вынуждено организовывать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины. Эта система, называемая системой администрирования взаимоотношений с покупателями, подразумевает:


- регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции, объему задолженности, срокам погашения и др.;


- минимизацию временных интервалов между моментами завершения работ, отгрузки продукции, предъявления платежных документов;


- направление платежных документов по надлежащим адресам;


- аккуратное рассмотрение запросов клиентов об условиях оплаты;


- четкую процедуру оплаты счетов и получения платежей.


Практические приемы управления дебиторской задолженностью позволяют изменить политику кредитования и инкассации, привлекая более выгодными условиями больше клиентов, обеспечивая продажу большего объема продукции, тем самым увеличивая сумму выручки от продаж и, самое главное, обеспечивая скорейшее поступление денежных средств в организацию, что приведет к сокращению текущих финансовых потребностей. В результате она станет более независимой, финансово устойчивой, платежеспособной, и это повысит ее рейтинг, так как стабильная организация внушает больше доверия, что располагает к сотрудничеству кредиторов, поставщиков, покупателей и других субъектов рынка, с которыми она в процессе работы тесно взаимодействует.


Для улучшения производственных, а, как следствие, и финансовых показателей деятельности ОАО "Янтарный Ювелирпром", на наш взгляд, целесообразно, для начала, принять меры по управлению дебиторской задолженностью, так как невозвращенная вовремя задолженность покупателей и заказчиков может превратиться в просроченную и быть списана в убыток, что помимо этого означает потерю возможности использования этих средств для своего развития.


7. Повышение эффективности функционирования предприятия за счет банковских кредитов


Проанализируем стратегию кредитования на предприятии. Для этого определим тип стратегии кредитования.


Выясним соотношение оборотных активов и краткосрочных пассивов предприятия. Результаты представим на рис.1.


Как видно из данных рисунка, оборотные активы превышают краткосрочные пассивы, что свидетельствует о том, что предприятие нуждается в небольшом притоке средств со стороны, то есть, оборотные активы профинансированы за счет краткосрочных активов не полностью, что означает, что на предприятии модель кредитования не идеальная, то есть, краткосрочные активы не равны краткосрочным пассивам. Об этом свидетельствуют и величины собственного оборотного капитала – они положительны.


[image]


Рис.1. Соотношение оборотных активов и краткосрочных пассивов ОАО "Янтарный Ювелирпром" за 2008 – 2010 гг., т.р.


Чистый оборотный капитал по годам имеет следующие величины: 6217 тыс. руб. в 2008 году, 8686 тыс. руб. – в 2009 году и 15451 тыс. руб. – в 2010 году. Таким образом, видим, что в целом, предприятие финансирует оборотные средства не только за счет заемных источников, но и за счет краткосрочных. Суть стратегии кредитования на предприятии ОАО "Янтарный Ювелирпром" сводится к следующим этапам:


Анализ привлечения и использования кредитных (заемных) средств в предшествующем периоде. Проведем данный анализ с целью выявления объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием за 2008 – 2010 гг. Основную долю краткосрочных обязательств предприятия занимает кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками. В 2008 г. сумма задолженности составляла 21374 т.р., в 2009 г. – 24795 тыс. руб. и в 2010 г. 24811 тыс. руб. Далее по удельному весу в общей сумме краткосрочных пассивов присутствуют займы и кредиты. Они в динамике за ряд лет снижаются до 2009 года, а затем расту. Это обусловлено появление в кредитном портфеле ОАО "Янтарный Ювелирпром" новых видов краткосрочных кредитов от ОАО "Альфа-банк".


Таблица 12. Состав краткосрочных обязательств предприятия








Краткосрочные обязательства















2008



2009



2010



тыс. руб.



тыс. руб.



тыс. руб.




























































Займы и кредиты



11259



8238



9352



Кредиторская задолженность, в. т.ч.



26218



24795



31552



поставщики и подрядчики



21374



17932



24811



задолженность перед персоналом



2259



3095



3991



задолженность перед государственными внебюджетными фондами



259



308



383



задолженность по налогам и сборам



2240



3370



2321



прочие кредиторы



86



90



46



резервы предстоящих расходов



706



718



718



Итого



70262



74129



41622



Как видим, обязательства в динамике только растут. Среди задолженности преобладает задолженность перед поставщиками и подрядчиками, по налогам и сборам, перед персоналом, перед внебюджетными фондами и перед прочими кредиторами (представлено в порядке убывания суммы задолженности). В целом анализ структуры заемных средств показал, что на предприятии преобладает "спокойная" задолженность (от покупателей). Можно сказать, что для ОАО "Янтарный Ювелирпром" данное положение выгодно, так как кредиторская задолженность может быть использована в качестве временного источника финансирования (либо источника покрытия дефицита оборотных средств).


Определение целей привлечения кредитных средств в предстоящем периоде. Для ОАО "Янтарный Ювелирпром" в 2011 году основными целями привлечения средств являются:


- пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов, так как невозможно профинансировать оборотный капитал полностью за счет собственных средств.


- формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов для реконструкции и модернизации существующего оборудования в цехах собственного производства, а также для закупки нового оборудования.


- обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников, в частности, на развитие и обучение персонала, а также на выплату материальной помощи сотрудникам.


Определение предельного объема привлечения кредитных средств.


Предельный объем на предприятии не устанавливается, так как не рассчитывается финансовый рычаг. Но, в соответствии с рыночными потребностями прирост заемных средств не должен превышать погашенных обязательств в прошлом году, о есть, в идеале кредиторская задолженность должна снижаться. Так, на 2011 год можно посчитать, что предельный объем кредитов для ОАО "Янтарный Ювелирпром" не должен превышать 1114 тыс. руб.


Определение состава основных кредиторов и оценка стоимости привлечения кредитов из различных источников. Проведем ранжирование кредиторской задолженности ОАО "Янтарный Ювелирпром" по банкам и выясним также средневзвешенную ставку процента по кредитным средствам. Таким образом, видим, что предприятие кредитуется в разных банках. Это делается с целью диверсификации рисков кредитного характера. Если рассматривать кредиторскую задолженность по уровню ставок, то по банкам соответственно ставки таковы: ОАО "Альфа-банк" – 19 % годовых, ОАО "СБ РФ" – 17,9 % годовых, а ОАО "Банк Открытие" – 19,5 % годовых.


Таблица 13. Состав кредиторской задолженности по основным кредиторам ОАО "Янтарный Ювелирпром" за 2010 год
























Наименование банка



Сумма т.р.



ОАО "Альфа-банк"



5611,2



ОАО "Сбербанк"



935,2



ОАО "Банк Открытие"



2805,6



Итого



3952



Если рассчитывать средневзвешенную ставку по кредитам, то она равна: 0,6 * 0,19 + 0,1 * 0,179 + 0,3 * 0,195 = 19,04%. Таким образом, ОАО "Янтарный Ювелирпром" кредитуется под 19,04 % годовых.


Формирование эффективных условий привлечения кредитов. К числу важнейших из этих условий относятся:


а) срок предоставления кредита – ОАО "Янтарный Ювелирпром" устанавливает для себя по договоренности с банком оптимальные, максимально длинные сроки возврата.


б) ставка процента за кредит – выбирается исходя из наименьших потерь. То есть, минимальная.


Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам. Обеспечивается ОАО "Янтарный Ювелирпром" путем составления платежных графиков по выплатам кредитов.


Таким образом, в целом можно отметить, что предприятие нуждается в дополнительном финансировании и формирует соответственную стратегию.


Проанализировав этапы формирования кредитной стратегии ОАО "Янтарный Ювелирпром", мы можем сделать выводы о преимуществах и недостатках системы кредитования на предприятии. Итак, к преимуществам кредитной стратегии ОАО "Янтарный Ювелирпром" можно отнести следующее:


1. Диверсификация кредитов по банкам, то есть, предприятие берет разные виды кредитов в разных банках. Это способствует, во – первых, развитию положительной кредитной истории предприятия, а во-вторых, дает возможность минимизировать риски ОАО "Янтарный Ювелирпром".


2. Выбор кредитных продуктов с относительно низкими ставками. Так, аналогичные кредитные продукты (кредитные линии) в других банках ОАО "Петрокоммерц-Банк", ОАО "Абсолют-Банк", ОАО "Инвестбанк" и др. по ставкам отличаются от продуктов банков, услугами которых пользуется ОАО "Янтарный Ювелирпром".


3. Расчет потребности в объемах заемных средств основывается на целях их использования в предстоящем периоде. То есть, у предприятия существуют определенные цели и они реализуются с помощью заемных средств.


4. Оборачиваемость кредиторской задолженности является высокой, следовательно, погашение кредитов происходит быстро и своевременно.


Так, период оборота кредиторской задолженности по статье "займы и кредиты банков" в 2008 году составлял 18,5 дня, в 2009 году – 12,21 дня и в 2010 году – 12,06 дня. То есть, видим, что в динамике данный показатель еще и снижается, что свидетельствует об регулярном исполнении предприятием своих обязательств.


[image]


Рис.2. Динамика периодов оборота кредиторской задолженности, в днях за 2008 – 2010 гг.


Таким образом, предприятие является добросовестным заемщиком.


5. ОАО "Янтарный Ювелирпром" учитывает перспективы развития хозяйственной деятельности предприятия и не набирает кредитов сверх потребности. Если проанализировать соотношение собственного и заемного капитала предприятия, то можно выяснить, что коэффициент соотношения в 2008 году равен 0,35. в 2009 году – 0,2 и в 2010 году – 0,18. То есть, собственный капитал предприятия максимально завышен, и превышает заемный в несколько раз. Это, прежде всего, дает гарантии кредиторам ОАО "Янтарный Ювелирпром" и уверенность в том, что просрочки платежей по кредитам не будет.


[image]


Рис.3. Соотношение объемов собственных и заемных средств в ОАО "Янтарный Ювелирпром" за 2008 – 2010 гг.


Процесс формирования объема и структуры капитала подчинен задачам обеспечения его хозяйственной деятельности не только на начальной стадии функционирования предприятия, но и в ближайшей перспективе.


6. Показатель стоимости капитала (рассчитан нами в части 2.2. как 19,04 % годовых) используется как критериальный в процессе осуществления реального инвестирования. Прежде всего, уровень стоимости капитала – 19,04 % выступает как дисконтная ставка, по которой сумма чистого денежного потока приводится к настоящей стоимости в процессе оценки эффективности отдельных реальных проектов ОАО "Янтарный Ювелирпром", например, проекта по покупке мукомольного мини – завода.


Недостатки системы кредитования на предприятии:


1. Отсутствует специалист, занимающийся непосредственно мониторингом и ведением кредитования на предприятии. Все операции учета и изменения источников финансирования на предприятии выполняет только бухгалтер. Также он занимается мониторингом и анализом следующих областей:


- кредитный рынок (мониторинг банков, их требований к заемщикам; отслеживание изменений процентных ставок по кредитам; анализ кредитных продуктов, условий заимствования);


- взаимоотношения с поставщиками (мониторинг и анализ возможности использования товарных кредитов).


2. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства не привлекаются, то есть, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов используются либо краткосрочные источники, либо собственные источники финансирования.


3. Отсутствуют целевые финансовые фонды для минимизации риска невозврата кредитов банкам в срок.


4. Отсутствуют другие способы минимизации кредитных рисков.


Таким образом, проанализировав деятельность предприятия и его кредитную стратегию можно сделать следующие выводы.


Предприятие занимается, в основном торговлей. Объемы товарооборота растут в динамике за 3 года, деятельность предприятия и рынки сбыта расширяются. На предприятии в качестве кредитных средств присутствуют только краткосрочные. Предприятие по ним исполняет вовремя свои обязательства и оборачиваемость кредиторской задолженности высока. Предприятие ОАО "Янтарный Ювелирпром" кредитуется в трех банках в ОАО – "Альфа-банк" – главный кредитор, "Банк Открытие" и ОАО "СБ РФ".


Кредитная стратегия направлена на пополнение сумм оборотных средств, но оборотные средства не полностью профинансированы за счет краткосрочных обязательств.


На предприятии отсутствует специалист по ведению кредитных договоров. Средневзвешенная ставка процента по кредитам равна 19,04 %. Сроки погашения – от 1 до 3 лет.


В целом можно говорить о стратегии кредитования как об эффективной, так как все показатели предприятия в норме.


8. Заключение


Приоритетным направлением развития ОАО "Янтарный Ювелирпром" является повышение уровня продаж выпускаемой продукции.


Наличие собственной розничной торговой сети позволят предприятию выйти на розничный рынок с конкурентоспособной продукцией, и предоставляет возможность оперативного реагирования на изменение рыночных условий "спрос-предложение".


Достижение указанной цели возможно через выполнение ряда условий, а именно:


- Сохранение наработанных и развитие новых экономически привлекательных технологий обработки янтаря и производства изделий, а также обновление ассортимента продукции.


- Активное продвижение продукции на внешнем рынке.


- Обеспечение социальной защищенности работников предприятия через материальные, социальные и профессиональные компенсации результатов труда.


- Ответственность перед обществом, выраженная в этичном ведении бизнеса.


9. Список используемых источников


1. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. – М.: "ОЛИМП-БИЗНЕС", 2007.


2. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент, в 2-х томах. – СПб.: "Экономическая школа", 2007.


3. Кинг А. Тотальное управление деньгами. – СПб.: "Полигон", 2009.


4. Ковалев В.В., Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2007.


5. Портер М. Конкуренция, – М.: Издательский дом "Вильямс", 2010.


6. Райн Б. Стратегический учет для руководителей. – М.: Издательское объединение "ЮНИТИ", 2008.


7. Росс С, Вестрефилд Р., Джордан Б. Основы корпоративных финансов. – М.: "Лаборатория базовых знаний", 2010.


8. Савчук В.П. Финансовый менеджмент предприятий: практические вопросы с анализом деловых ситуаций. – Киев: Издательский дом "Максимум", 2011.


9. Финансовый менеджмент, Carana Corporation – USAID – RPC. – М.: 2008.


10. Хелферт Э, Техника финансового анализа, М.: Юнити, 2006, – 596 с.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный отчет по практике может быть использован Вами как образец, в соответсвтвии с примером, но с данными своего предприятия, Вы легко сможете написать отчет по своей теме.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Другие материалы:
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем отчёт по практике самостоятельно:
! Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики.
! Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве.
! Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы.
! Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом.
! Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом.

Особенности отчётов по практике:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей.
по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством.
технических отчетов Для студентов технических специальностей.
по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей.
по медицине Для студентов медицинских специальностей.