Отчет по практике

Узнать цену отчета по вашей теме


Органы предварительного следствия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ








ОТЧЕТ

О прохождении производственной практики

Органы предварительного следствия


Выполнил: студент

Капленко Ирина Владимировна












Стрежевой 2009

Содержание


Введение

. Понятие предварительного расследования

. Общая характеристика органов предварительного следствия

. Органы предварительного следствия органов внутренних дел

Заключение

Список использованной литературы


Введение


В период с 11 мая по 05 июня 2009 года мною, Капленко Ириной Владимировной, пройдена производственная практика в следственном отделе ОВД Александровского района Томской области.

Практика имеет своей целью углубление и закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения. Студенты приобретают необходимые навыки, умения и опыт для работы в правоохранительных органах.

Во время прохождения практики я ознакомилась со структурой следственного отдела, общей организацией работы следственного отдела, с порядком осуществления приема посетителей, с планированием работы в следственном отделе и формами статистической отчетности, с оформлением процессуальных документов и ведением различных следственных мероприятий, таких как следственный эксперимент, проведение очной ставки, допрос свидетеля, подозреваемого, потерпевшего, вызов к следователю, опознание.

Я оформляла постановления о возбуждении уголовного дела, протоколы осмотра места происшествия, постановления об избрании меры пресечения, протоколы допроса подозреваемого, протоколы выемки, а также смогла лично участвовать в некоторых процедурах следственных действий.

В ходе производственной практики я ознакомилась с конкретной работой следственного аппарата, с нормативными документами следственного подразделения, присутствовала при производстве следственных действий, оказывала практическую помощь следователю, выполняя отдельные поручения. Получила некоторые практические навыки по расследованию уголовных дел.


1. Понятие предварительного расследования


Предварительное расследование - это урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность специально уполномоченных на то органов и должностных лиц по установлению фактических обстоятельств преступления, виновности лица, его совершившего, привлечению его к уголовной ответственности, защите нарушенных преступлением прав и свобод личности, законных интересов общества и государства, ограждении от неосновательного обвинения и реабилитации каждого невиновного. Расследование уголовных дел относится к предварительному расследованию.

Органы предварительного расследования наделяются специальными полномочиями, которые перечислены в УПК РСФСР. Принято различать две его формы: предварительное следствие и дознание.

Дознание проводится специально уполномоченными органами исполнительной власти - органами дознания. Между ними имеются сходства и различия.

Сходства: они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений. Осуществляют свою деятельность на основе единого УПК. Акты дознания имеют такое же юридическое значение, что и акты предварительного следствия.

Различия: осуществляются разными органами. Согласно требованиям ст.126 УПК орган дознания возбуждает уголовное дело, производит по нему неотложные следственные действия и в 10-дневный срок передает дело следователю, который осуществляет дальнейшее производство по делу согласно ст. 109 УПК.

На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступлений (ст. 118 УПК).


2. Общая характеристика органов предварительного следствия


Законом определены четыре следственных аппарата различных правоохранительных органов: следователи прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и налоговой полиции.

Деятельность органов предварительного следствия регламентирована Уголовно-процессуальным кодексом, в соответствии с которым они решают следующие основные задачи: быстрое раскрытие преступления, установление и изобличение всех обвиняемых; всестороннее, полное и объективное расследование уголовного дела; поиск и процессуальное оформление доказательств, как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого; формирование обвинения в соответствии с требованиями закона; соблюдение интересов и прав всех участников процесса в производстве по уголовному делу; принятие мер по возмещению материального ущерба и устранению негативных последствий от преступления; профилактическое воздействие на причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Его функция - расследование уголовных дел с соблюдением требования всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявления обстоятельств как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого, а также смягчающих его ответственность.

Уголовно-процессуальный кодекс предоставляет следователю необходимые полномочия по производству следственных действий и принятию процессуальных решений, а также по применению мер уголовно-процессуального принуждения. Решения следователя облекаются в форму постановлений, следственные действия фиксируются в протоколах, и содержание этих документов, их форма должны соответствовать обстоятельствам уголовного дела и требованиям УПК РФ.

При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Если в ходе расследования он придет к внутреннему убеждению, что в материалах следствия нет состава преступления, то выносится постановление о прекращении уголовного дела. Собрав достаточные доказательства, дающие основание для привлечения лица в качестве обвиняемого, следователь самостоятельно выносит мотивированное постановление и предъявляет обвинение. Проведя расследование в полном объеме, он составляет от своего имени обвинительное заключение и представляет дело прокурору для утверждения обвинительного заключения и направления его в суд. Ответственность следователя и доверие к нему настолько велики, что законодатель не требует заверения процессуальных документов печатью, достаточно одной лишь подписи следователя. Печатью заверяются только постановления, требующие санкции прокурора.

По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий.

В ходе расследования следователь может давать указания органам дознания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания помощи в проведении отдельных следственных действий, такие требования предоставленные в письменном виде являются обязательными для органов дознания. Постановления следователя вынесенные в соответствии с законом являются обязательными для всех пpедпpиятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан.

Расследуя дело, следователь имеет право задержать подозреваемого в совершении преступления, а в случае, если он скрылся, или лицо, совершившее преступление, неизвестно, поручить органам дознания их розыск. Все поручения органам дознания даются в письменном виде и обязательны для исполнения.

Большое значение в борьбе с преступностью имеют сроки производства расследования. По общему правилу предварительное расследование по уголовному делу должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления дела прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо прекращения или приостановления производства по делу. Срок предварительного следствия может быть продлен прокурором по постановлению следователя, когда расследуется многоэпизодное дело или когда к уголовной ответственности привлекаются несколько обвиняемых. Соблюдение установленных сроков необходимо не только для обеспечения полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, но и для обеспечения прав и законных интересов обвиняемого и потерпевшего.

Пpедваpительное следствие приостанавливается, если обвиняемый скрылся от следствия и не может быть найден, или в случае психического или иного тяжкого заболевания обвиняемого удостоверенного врачом, или же в случае не установления лица подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, согласно статьи 195 УПК РСФСР.

Пpедваpительное следствие заканчивается составлением обвинительного заключения, либо постановлением о направлении дела в суд, для pассмотpения вопроса о применении принудительных меp медицинского хаpактеpа, либо постановлением о пpекpащении дела, либо постановлением о пpекpащении дела с направлением материалов в суд для применения меp административного взыскания.

Также дело может быть пpекpащено, если существуют обстоятельства исключающие производство по делу, согласно статьи 5 УПК России. Или же согласно статьи 6 УПК России в следствии изменения обстановки, или в связи с деятельным раскаянием согласно статьи 7 УПК России, может быть пpекpащено в отношении несовершеннолетнего, с применением меp воспитательного воздействия. Также пpекpащается в связи с пpимеpением с потерпевшим, пpекpащается и в связи с недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления, если исчеpпаны все возможности для собирания принудительных доказательств.

После подписания обвинительного заключения следователь немедленно направляет дело пpокуpоpу.

Действия следователя находятся под надзором прокурора, который выражается в санкционировании производства отдельных следственных действий и даче указаний о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, направлении дела для передачи обвиняемого суду или прекращении дела. Следователь, опираясь на внутреннее убеждение, может не согласиться с указаниями прокурора по указанным вопросам, и в этом случае закон дает следователю право представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. При подобной ситуации прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора или поручает производство следствия по этому делу другому следователю.

Такова общая характеристика полномочий следователя и его процессуальных прав.


3. Органы предварительного следствия органов внутренних дел

предварительный следственный

В деятельности следственных аппаратов различных ведомств большое значение имеет определение пределов компетенции и разграничение полномочий. Главным регулятором в этих вопросах являются требования УПК. Следователи органов внутренних дел расследуют дела: о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; преступлениях против собственности; о незаконном обороте наркотиков и другие преступления.

Следственный аппарат органов внутренних дел входит в структуру Министерства внутренних дел РФ и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации установлено, что Следственный комитет при МВД РФ является органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве и возглавляющим органы предварительного следствия в системе МВД РФ.

Положением об органах предварительного следствия определены следующие их задачи:

обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;

организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел РФ.

Данные задачи реализуются в форме расследования конкретных уголовных дел, возбуждаемых следователями и органами дознания; раскрытия преступлений; возмещения ущерба, причиненного преступными действиями; выявления и устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Кроме этого, органы предварительного следствия анализируют следственную практику, организацию и результаты деятельности следователей; разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и сокращению сроков производства расследования; изучают, обобщают и рекомендуют к внедрению положительный опыт предварительного следствия и методики расследования отдельных видов преступлений; организуют взаимодействие следователей органов внутренних дел с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность; обеспечивают подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства; выполняют и другие функции по обеспечению деятельности органов предварительного следствия.

Структуру органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации представляют:

Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ;

Главное следственное управление (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов РФ;

следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и региональных объектах;

следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.

Следственный комитет возглавляет замминистра - начальник Следственного комитета при МВД РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом по предложению Председателя Правительства РФ.

В составе центрального аппарата существуют управления и отделы, которые осуществляют деятельность по руководству нижестоящими следственными подразделениями. В следственных подразделениях имеются должности следователей, старших следователей и следователей по особо важным делам.

В соответствии с приказом МВД РФ разработана типовая структура следственного управления (отдела) СУ, УВД, УВДТ:

заместитель министра внутренних дел, зам. начальника УВД, УВДТ - он же начальник следственного управления (отдела);

отдел зонального контроля;

организационно-методический отдел;

Управление (отдел) по расследованию организованной преступной деятельности (следственная часть);

канцелярия.

Деятельность следственных подразделений этого уровня сосредоточена на организационно-методическом руководстве деятельностью подчиненных следственных подразделений и процессуальном контроле за производством предварительного следствия.

Нижестоящим звеном органов предварительного следствия в составе МВД являются отделы, отделения, группы при органах внутренних дел в районах, городах, округах и других формированиях этого уровня, которые расследуют подавляющее число преступлений. В их штатах состоят следователи, старшие следователи и следователи по особо важным делам. Деятельностью этого звена непосредственно руководит заместитель начальника горрайоргана внутренних дел - начальник следственного отдела.

Функциональные обязанности помощника следователя определяет руководитель органа предварительного следствия. Обязанности помощника следователя:

совместно со следователем осуществляет проверку материалов для решения вопросов о возбуждении уголовного дела, в связи с чем имеет право выполнять весь комплекс мероприятий, предусмотренных законодательством для доследстенной проверки поступивших заявлений, сообщений о преступлениях;

выполняет техническую работу по процессуальному оформлению отдельных следственных действий и уголовных дел;

осуществляет розыскные мероприятия и другие действия, направленные на изучение личности обвиняемого, установление причин и условий, способствующих совершению преступлений;

поддерживает связь с общественностью, докладывает уголовные дела в трудовых коллективах;

по указанию следователя и под его контролем выполняет отдельные несложные следственные действия, а также может быть включен в состав следственно-оперативной группы.

Следователи подчиняются начальникам следственных отделов, которые контролируют действия следователей и принимают меры к более полному, своевременному и быстрому производству следствия по уголовным делам.

Основные задачи следственного отдела:

. Расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел.

. Разработку и реализацию мер по повышению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан.

. Взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам.

. Обобщение и анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений, работу по возмещению материального ущерба, восстановлению нарушенных прав и интересов граждан, учреждений и организаций, потерпевших от преступлений.

. Распространение и внедрение передовых методов расследования и использования технических средств.

. Учеты поступивших заявлений и сообщений о преступлениях, сроков их разрешения, а также материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела, выездов следователей на места происшествий и др.

. Рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций и предприятий, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.

. Составление и представление документов первичного учета преступлений, лиц их совершивших, уголовных дел и отчетов о результатах работы подчиненных следователей.

Организация деятельности следственных подразделений проводится на основе текущих и перспективных планов работы органа внутренних дел и его следственного подразделения.


Заключение


За время прохождения производственной практики я ознакомилась с основными разделами и направлениями деятельности следственного отдела ОВД Александровского района Томской области:

нормативной базой, на которой основывается его деятельность;

общей организацией работы следственного отдела;

с порядком осуществления приема посетителей;

с планированием работы в следственном отделе и формами статистической отчетности;

с распределением обязанностей между начальником следственного отдела и его заместителями;

с методикой предварительного расследования, а также тактикой и порядком проведения некоторых следственных действий и их процессуальное оформление (составление протоколов, вынесение постановление и т.д.);

с характером и формами взаимодействия следственного отдела ОВД с другими органами власти и управления.

В целом практика прошла успешно и продуктивно: я узнала много нового и нужного о функционировании нашей правовой системы в целом и о деятельности следственных органов МВД в частности, почерпнула знания о применении российского законодательства на практике.


Список использованной литературы


1.Конституция Российской Федерации. - М., 2002.


.Закон РФ «О милиции». - М.: Проспект, 2001.


.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (с изменениями от 27.07.06 №153-ФЗ). - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.


.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ (постатейный) / Л.Н. Башкатов, Б.Т. Безлепкин и др.; отв. ред. И.Л. Петрухин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.


.Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы / К.Ф. Гуценко. - М.: Зерцало, 2001.


.Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий / В.А.Иларионов. - М.: Транспорт, 1989.


.Коренев А.П. Административная деятельность органов внутренних дел / А.П.Коренев. - М.: Юрист, 2000.


.Черников В.В., Судебная система, правоохранительные органы, специальные службы России. Учебник / В.В. Черников. - М.: Юрист, 2001.


.Энциклопедия МВД России /Под ред. В.Ф. Некрасова. - М.: Олма-пресс, 2002.



Дневник практики

№МероприятияДатаМесто исполненияОтметка об исполнении1.Начальник следственного отдела представил меня руководителю практики, коротко рассказал об основных направлениях деятельности следственного отдела ОВД, ознакомил с требованиями, предъявляемыми к работникам. Познакомилась с коллективом и порядком их работы. Изучала законодательные акты, регулирующие деятельность следственных органов МВД.11.05.ОВД Александровского района Томской областиисполнено2.Знакомилась с Инструкцией по делопроизводству в органах МВД РФ, порядком регистрации, учета и движения входящей и исходящей корреспонденции. Продолжила изучение законодательных актов, регулирующих деятельность следственных органов МВД.12.05.ОВД Александровского района Томской областиисполнено3.Ознакомилась с основными разделами и направлениями деятельности следственного отдела, общей организацией работы отдела.13.05.ОВД Александровского района Томской областиисполнено4.Присутствовала при допросе потерпевшего, принимала участие в составлении протокола.14.05.ОВД Александровского района Томской областиисполнено5.Изучала указание Прокуратуры РФ и МВД России «О введении в действие документов первичного учёта преступлений и лиц, их совершивших». Знакомилась с формами первичного и статистического учета в МВД, порядком и сроками выставления статистических карточек на возбужденные и находящиеся в стадии расследования уголовные дела. Получила консультацию о том, как заполнять карточки этих форм, где регистрировать и кому из должностных лиц представлять. 15.05.ОВД Александровского района Томской областиисполнено6.Изучала основы планирования работы следственного отдела МВД, распределения обязанностей между начальником следственного отдела и его заместителями. 18.05.ОВД Александровского района Томской областиисполнено7.Присутствовала при допросе свидетеля, принимала участие в составлении протокола. Продолжила изучение законодательных актов, регулирующих деятельность следственных органов МВД.19.05.ОВД Александровского района Томской областиисполнено8.Изучала организацию и методику работы по осуществлению предварительного расследования в органах МВД. Присутствовала при допросе обвиняемого, принимала участие в составлении протокола.20.05.ОВД Александровского района Томской областиисполнено9.Знакомилась с порядком оформления процессуальных документов. Присутствовала при допросе подозреваемого, принимала участие в составлении протокола.21.05.ОВД Александровского района Томской областиисполнено10.Изучала характер и основные формы взаимодействия органов МВД с другими правоохранительными органами, местными органами исполнительной и представительной власти, общественностью.22.05.ОВД Александровского района Томской областиисполнено11.Присутствовала при приеме граждан заместителем следователя. Продолжила изучение законодательных актов, регулирующих деятельность следственных органов МВД25.05.ОВД Александровского района Томской областиисполнено12.Получала практические навыки по составлению статистических отчетов и докладных записок.26.05ОВД Александровского района Томской областиисполнено13.Со следователем выезжала на место происшествия. Продолжила изучение законодательных актов, регулирующих деятельность следственных органов МВД27.05.ОВД Александровского района Томской областиисполнено14.Приняла участие в осмотре места происшествия, составлении протокола места происшествия, а также составлении постановления о назначении автотехнической судебной экспертизы.28.05.ОВД Александровского района Томской областиисполнено15.Присутствовала при допросе потерпевшего в ДТП, принимала участие в составлении протокола. Продолжила изучение законодательных актов, регулирующие деятельность следственных органов МВД29.05.ОВД Александровского района Томской областиисполнено16.Знакомилась с порядком составления и методическими рекомендациями по назначению экспертизы. Продолжила изучение законодательных актов, регулирующие деятельность следственных органов МВД, вспомогательной и методической литературы01.06.ОВД Александровского района Томской областиисполнено17.Знакомилась с заключением эксперта по автотехнической экспертизе при расследовании ДТП: методикой проведения, структурой и выводами.02.06.ОВД Александровского района Томской областиисполнено18.Продолжила изучение законодательных актов, регулирующие деятельность следственных органов МВД03.06ОВД Александровского района Томской областиисполнено19.Принимала участие в следственном эксперименте. Продолжила изучение законодательных актов, регулирующие деятельность следственных органов МВД, вспомогательной и методической литературы о правоохранительных органах. 04.06.ОВД Александровского района Томской областиисполнено20.Подведение итогов практики. Написание отчета05.06.ОВД Александровского района Томской областиисполнено


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный отчет по практике может быть использован Вами как образец, в соответсвтвии с примером, но с данными своего предприятия, Вы легко сможете написать отчет по своей теме.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Другие материалы:
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем отчёт по практике самостоятельно:
! Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики.
! Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве.
! Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы.
! Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом.
! Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом.

Особенности отчётов по практике:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей.
по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством.
технических отчетов Для студентов технических специальностей.
по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей.
по медицине Для студентов медицинских специальностей.