Курсовая работа по предмету "Уголовное право, уголовный процесс"

Узнать цену курсовой по вашей теме


Наказание по уголовному праву Российской Федерации

Курсовая работа по уголовному праву (общая часть) студентки II курса I группы МГЮА Понетайкиной Наталии Анатольевны Тема: Наказание по уголовному праву Российской Федерации 612900, Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Дзержинского, д. 39/б, кв. 2 План: Понятие и признаки наказания. Цели наказания.
Отличие уголовного наказания от иных мер государствнно-правового и общественного воздействия Понятие и признаки наказания.
Проблема уголовного наказания является одной из наиболее сложных и многогранных в уголовно-правовой науке. Её значение определяется тем, что уголовное право реализует себя, прежде всего, угрозой и применением наказания. Уголовная наказуемость является обязательным признаком понятия преступления. Наказание–это реакция государства на совершенное преступление. Если общественно опасное деяние не влечёт за собой наказания, оно не может считаться преступлением. Не смотря на это, в уголовно-правовой науке существуют разные концепции относительно взаимосвязи преступления и наказания.
Большинство правоведов считают, что преступление предшествовало наказанию, поэтому система наказания является системой мер борьбы с преступностью. Не может существовать понятие преступление без наказания и наоборот. Это подтверждает вся история развития преступления и наказания в отечественном уголовном законодательстве. Существует и другая точка зрения. Сторонники её (А. Ф. Кистяковский) утверждает, что наказанию принадлежит первенствующее место в уголовном праве, т. к. в нём выражается идея уголовного права. Они считают, что институт наказания появился в общественной жизни и общественном сознании раньше, чем понятие преступления. Такая позиция разделяется немногочисленным количеством учёных. В связи с пониманием наказания, обращаясь к истории, можно условно выделить два периода:
от Русской Правды до конца XVIII в, когда наказания являлось, по сути, физическим мучением; с конца XVIII в. : в это время происходит кодификация законодательства, наказание выражается в различных формах лишения свободы и иных мер, в основном, имущественного характера.
Т. о. наказание (по действующему уголовному кодексу) есть мера государственного принуждения, которая назначается по приговору суда лицу, признанному виновному в совершении преступления, и заключается в предусмотренных уголовным законом лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ч. 1 ст. 43 УК РФ). Наказание выражает отрицательную оценку преступника и его деяния со стороны государства и общества.
Наказание является мерой государственного принуждения и состоит в предусмотрённом уголовном законом лишении или ограничении прав и свобод осуждённого (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека). Наказание применяется к лицу, признанному в установленном законом порядке виновным в совершении преступления (ч. 1, ст. 49 Конституции РФ).
Наказание назначается от имени государства и только по приговору суда (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Наказание является одновременно и формой государственного принуждения, и карой за содеянное, и как средство исправления осуждённого, и как средство предупреждения совершения новых преступлений. Основные признаки наказания:
наказание носит строго личный характер и направлено всегда против личности преступника;
наказание имеет объектами воздействия наиболее значимые для блага (жизнь, свобода личности, имущество);
наказание по своей тяжести пропорционально тяжести содеянного; наказание состоит в лишении или физическом ограничении прав и свобод виновного лица;
наказание применяется на основании принципа справедливости, т. е. соответствия наказания тяжести преступления, обстоятельствами дела и личности виновного; применение наказания носит характер воспитательного воздействия; наказание назначается на основе принципа экономии использования карательных средств при наказании преступников;
основанием применения наказания является совершённое преступление; наказание влечёт за собой судимость;
наказание выражает отрицательную оценку совершённому преступления и лица, его совершившего;
наказание назначается по приговору суда и от имени государства; оно применяется на основе уголовного закона к лицу, признанному виновным в совершении преступления.
В случае совершения преступления наказание выступает конечным звеном уголовно-правового механизма защиты интересов личности, общества и государства от преступных посягательств (преступник– преступление –уголовная ответственность). Наказание призвано устанавливать торжество законности и справедливости в обществе, при соблюдении принципа неотвратимости оно выступает как серьезное средство профилактики преступления. Т. о. можно сделать следующий вывод, что под наказанием по российскому уголовному праву следует понимать особую меру государственного принуждения, включающую в себя как карательные элементы, так и воспитательные, назначаемую судом лицу, виновному в совершении преступления и влекущую судимость. Наказание выражает от имени государства и общества отрицательную правовую, социальную и моральную оценку преступного деяния и преступника. II. Цели наказания.
Цель наказания –восстановление социальной справедливости, исправление осуждённого и предупреждение совершения новых преступлений, т. е. достижение социальных результатов, к которым стремится законодатель и суд, устанавливая в санкциях статьи Уголовного кодекса и применяя к виновному лицу конкретную меру наказания (ч. 2 ст. 43 УК РФ).
Учение о целях наказания –одно из наиболее дискуссионных как в истории, так и в современной теории уголовного права. Поскольку наказание относится к прошлому, оно представляется отплатой, лишением, государство принуждается к нему самими свойствами человеческой личности или непременными законами общежития, оно составляет более или менее неуклонную обязанность государства; поскольку наказание относиться к будущему, оно является средством для достижения известны целей, оно рассматривается как реализация права государства, которым последнее должно пользоваться по разумным основаниям. Поэтому и концепции о содержании и целях карательной деятельности сводятся к двум группам:
теории, обращённые к прошедшему и видящим в наказании исключительно оплату за совершённое посягательство на правопорядок, за учинённое преступником зло (теория возмездия).
Теории, обращённые к будущему и видящие в наказании не только вызванное, но и обусловленное преступным деянием проявление целесообразной деятельности государства (теория полезности).
Существуют также теории, которые пытаются объединить эти две теории. Данная тема интересовала ученых ещё с древних времён. Так древнегреческий философ Платон в целях наказания видел очищение души, запятнавшей себя преступлением, предупреждение его повторения в будущём. Наиболее эффективный способ достижения этой цели–истребление преступника, для которого наказание является лекарством, исцеляющим его нравственный недуг; в устранении влияния дурного примера на сограждан и избавление государства от опасного, вредного члена.
Представитель немецкой классической философии Эммануил Кант цель наказания представлял как возмездие равенства, как оплату злом за зло (принцип тальона). Пуффендорф утверждал, что истинная цель наказания состоит в предотвращении вреда и обид, которыми одни люди угрожают другим.
По мнению Гегеля, наказание –возмездие, но не возмездие как некое равенство в ценности между ущербом, причинённым преступлением, и ущербом, причинным преступнику наказанием. Известный правовед Чезаре Беккария видел цель наказания не в истязании и мучении человека и не в том, чтобы уже совершённое преступление сделать несуществующим, а в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу, а также удержать от этого других членов общества. Данная дискуссия возникла и в отечественной юридической науке. Так большинство учёных считает, что целью уголовного наказания является исправление и перевоспитание осуждённых, а также общее и специальное предупреждение преступлений.
Группа учёных (Н. А. Беляев, И. И. Карпец, В. Г. Смирнов, П. П. Осипов и др. ) кроме названных целей выделяют ещё и цель кары. Воздаяние не связано с безумной формулой“смерть за смерть”, но преступник получает наказание, являющееся в определённой степени воздаянием за содеянное. Кроме того, в его наказании часто заинтересованы близкие потерпевшего. И, наконец, наказание преследует цель кары ещё и потому, что в качестве одной из составных частей оно содержит в себе кару. И. И. Карпец утверждал, что наиболее ярко эта цель проявляется в смертной казни и длительных сроках лишения свободы.
Б. С. Никифоров указывал на цель восстановления нарушенного преступлением социально-психологического порядка в обществе и на удовлетворении чувства справедливости.
Существует дискуссия также по вопросу о целях наказания за неосторожные преступления.
С. И. Дементьев считает, что в этом случае целью наказания является общее предупреждение и кара; С. В. Полубинская - общее и специальное предупреждение, а также и социальная цель– восстановление социально – психологического порядка в обществе. В. Е. Квашис – только общее преступление.
По мнению М. Д. Шаргородского целью наказания является только общее и специальное предупреждение, исправление и перевоспитание осуждённого посредством уголовного наказания достигнуто быть не может. Считал кару сущностью наказания, общее и специальное предупреждение– его основными целями, а исправление и перевоспитание осуждённых – средствами для достижения этих целей. Этой точки зрения придерживаются А. А. Герцензон, А. А. Пионтковский, А. А. Ременсон и др.
Уголовный кодекс РФ 1996 года ставит точку в этом споре – согласно ст. 43 УК “наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений”. Причём, “наказание не ставит перед собой цель причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства (ст. 5 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного Пакта о гражданских и политических правах)”. Впервые подобное определение целей уголовного наказания было дано в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Согласно Уложению наказание должно преследовать три цели: удовлетворение исправление устрашение.
Цель восстановления социальной справедливости заключается в том, чтобы оградить государство, общество и каждую личность в отдельности, от произвола преступности. Наказание виновного должно свидетельствовать о торжестве справедливости и законности в обществе; сама деятельность правоохранительных органов ориентирована, прежде всего, на восстановление справедливости, нарушенной в результате противоправного деяния, носящего общественно-опасный характер.
Цель исправления осуждённого заключается в том, чтобы лицо, в отношении которого применяется наказание, стало добропорядочным членом общества, уважающим его законы.
На цель исправления обращается внимание в постановлении Пленума Верховного Суда от 11. 07. 72 г. №5“О практике применения судами исправительных работ без лишения свободы”- наказание в виде исправительных работ имеет важное предупредительное и воспитательное значение в отношении лиц, совершивших менее опасные преступления, исправление которых возможно без изоляции их от общества; подчёркивается, что назначение этого наказания является эффективным средством исправления правонарушителей.
А в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 19. 10. 1971 года “О судебной практике условно-досрочного освобождения осуждённых от наказания и замены неотбытой части наказания более мягким” имеются указания – в п. 2 говориться, что “доказательством исправления осуждённого служат примерное поведение и честное отношение к труду, а для несовершеннолетних– и к обучению”. Новый УК от 1996 года не связывает цель исправления с перевоспитанием, т. к. воспитание–это длительный процесс, который длится всю жизнь и поэтому нереально ожидать от осуждённого перевоспитания за 3-5 лет. Важно, чтобы он не совершал новых преступлений, а по какой причине– из-за боязни наказания или в силу внутренней нравственной переоценки – не столь важно. Традиционно наиболее важными целями наказания считается общее и специальное предупреждение преступления. Учёные считают, что предупредительная значимость наказания– не в его жестокости, а в его неотвратимости.
Предупредительное воздействие наказания состоит из общего и частного предупреждения. Общее предупреждение подразумевает, что принудительное воздействие на осуждённого имеет следствием то, что другие лица удержаться от такого же преступного посягательства в дальнейшем.
Под частным предупреждением понимается профилактика совершения новых преступлений самим осуждённым.
Существуют две точки зрения о задачах частного предупреждения: её задача состоит в создании особых условий во время отбывания наказания, исключающих мысль о возможности совершить новое преступление; под частной превенцией понимается создание условий, устраняющих возможность совершить преступления только во время наказания.
Частное предупреждение следует отличать от исправления. При исправлении основная задача заключается в том, чтобы впредь не совершались преступления, а при частном предупреждении главным является показать преступнику, что за его противоправное поведение он в обязательном порядке будет наказан. В современной уголовной политике в области применения наказания существуют три направления, по которым реализуется цель предупреждения: сокращение реального применения лишения свободы;
расширение возможностей исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, прежде всего исправительных работ и штрафа;
дифференциация исполнения наказания в виде лишения свободы. Цели наказания достигаются органическим единством его назначения и исполнения. Наказание должно быть справедливым, соразмерным тяжести содеянного и общественной опасности виновного. Только тогда оно будет максимально способствовать достижению поставленных перед ним целей. Также не менее значимо и надлежащее исполнение назначенного наказания.
IIIОтличие уголовного наказания от мер государственного - правового и общественного воздействия.
Уголовное наказание устанавливается в соответствии с уголовным законом. Единственный источник - действующий уголовный кодекс.
Административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Дисциплинарная ответственность –законодательством о труде, различными законами, подзаконными актами, устанавливающими категорий рабочих и служащих. Материальная ответственность устанавливается законодательством о труде, гражданским кодексом в некоторых случаях нормами административного права.
Общественное воздействия устанавливается в соответствии с общественными ценностями, обычаями, традициями. Общественная ответственность налагается от имени общества, а уголовное наказание осуществляется от имени государства. Административные взыскания налагаются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а, также, судами.
Дисциплинарные взыскания –органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции.
Меры материальной ответственности – судами общей юрисдикции и арбитражными судами, в отдельных случаях – в административном порядке. Меры общественного воздействия устанавливаются со стороны общества или отдельных его групп. Уголовное наказание назначается только судом.
Основанием для назначения административной ответственности является административное правонарушение; для дисциплинарной– дисциплинарный проступок; материальной – причинение материального ущерба или гражданско-правовой деликт. Основами для назначения уголовного наказания является преступлением. Субъектами административной ответственности являются физические лица и коллективные образования.
Вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным, т. к. предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т. п. , но и меры не определены в законодательстве; общественное воздействие может быть обращено как на физических, так и на юридических лиц.
Субъектами уголовного права могут быть только физические лица. Только уголовное наказание влечёт за собой судимость. Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производства по делам об административных правонарушениях. Меры дисциплинарной ответственности - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства. Дела о материальной ответственности решаются, как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.
Меры общественного воздействия не регулируются законодательством. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
В целом можно сделать вывод, что уголовное наказание обладает рядом чёрт, отличающих его от других мер государственно-правового и общественного воздействия. Задача №1:
В соответствии с частью 2 ст. 47 УК РФ: “Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трёх лет в качестве дополнительного вида наказания”.
В условии задачи не определён срок дополнительного наказания (т. е. лишения права работать в торговле). Назначенное судом дополнительное наказание не соответствует ст. 47 УК РФ (т. к. оно бессрочно) и поэтому является незаконным. Задача №2:
Назначенное Абрамову наказание, в общем, соответствует цели восстановления социальной справедливости, т. к. преступник наказан. Цели исправления осуждённого также соответствуют.
Можно предположить, что, учтя, исключительные смягчающие обстоятельства, которые в условии не указаны, но имелись, и личность осуждённого, суд пришёл к выводу, что для исправления Абрамова данное наказание будет достаточным. Целям частного предупреждения данное наказание соответствует, т. к. в результате применения этого наказания было показано, что за противоправное деяние будет понесено наказание.
Цели общего предупреждения наказания соответствуют, т. к. соблюдён принцип неотвратимости наказания, а именно этот принцип является главным для предупредительной значимости наказания. Задача №3:
В соответствии со ст. 213 ч. 2 УК РФ 1996 г. допускается назначение в качестве наказания лишения свободы на срок до пяти лет, но эта статья не предполагает в качестве дополнительного наказания ссылку. Вообще УК РФ 1996 г. не имеет такого вида наказания, как ссылка в соответствии со ст. 44. Данное наказание не законно. Нормативный материал и литература: Конституция РФ 1993 г. Уголовный кодекс РФ 1996 г.
Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 19. 10. 1971 г. “О судебной практике условно-досрочного освобождения осуждённых от наказания и замены неотбытой части наказания более мягким”.
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 11. 071972 №5 “О практике применения судами исправительных работ без лишения свободы”. Уголовное право РФ: Общая часть. М. Юристъ, 1996
Наумов А. В. , Никулин С. И. , Рарог А. И... Уголовное право России: Общая часть. М, 1997
Уголовное право. Общая часть М. : Издательская группа ИНФРА. М – Норма 1997 Алёхин А. П. , Кармолицкий А. А. , Козлов Ю. М. , Административное право РФ, М. , 1996 Истомин А. Ф. Общая часть уголовного права: Учебное пособие (альбом схем), М, 1998
Никонов В. А. Эффективность общепредупредительного воздействия уголовного наказания, М. , 1990
Карпец И. И Наказание: социальные, правовые и криминологические проблемы, М. , 1973


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Другие популярные курсовые работы:

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Рынок ценных бумаг Российской Федерации: состояние, проблемы, пути выхода из кризиса
Курсовая работа Оборотный капитал предприятий
Курсовая работа Формирование программы лояльности клиентов
Курсовая работа Социально-педагогическая поддержка детей группы риска
Курсовая работа Содержание, анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия
Курсовая работа Пути совершенствования производственной структуры предприятия
Курсовая работа Стратегическое управление персоналом
Курсовая работа Изучение структуры собственного капитала
Курсовая работа Компенсация морального вреда
Курсовая работа Пути повышения производительности труда
Курсовая работа Спецификация организации детских массовых мероприятий в социально-культурной сфере
Курсовая работа Понятие, исчисление и виды сроков в гражданском праве
Курсовая работа Этапы планирования инновационного проекта
Курсовая работа Деятельность страховых организаций
Курсовая работа Синхронный перевод