Курсовая работа по предмету "Маркетинг"

Узнать цену курсовой по вашей теме


Маркетинговая деятельность и управление ею на предприятии на примере муниципального предприятия "Кировское тролейбусное управление"

ВВЕДЕНИЕ
МАРКЕТИНГ (от английского market - рынок) - комплексная система организации производства, сбыта продукции и оказания услуг, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследований и прогнозирования рынка , изучения внутренней и внешней среды предприятия , разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ.
В этих программах заложены мероприятия по улучшению качества услуг , изучению потребителей , конкурентов и конкуренции , по обеспечению ценовой политики, формированию спроса , стимулированию сбыта и рекламе, организации технического сервиса и расширения ассортимента представляемых услуг.
Маркетинг как порождение рыночной экономики является в определенном смысле философией производства и оказания услуг , полностью подчиненной условиям и требованиям рынка, находящимся в постоянном динамическом развитии под воздействием широкого спектра экономических политических , научно-технических и социальных факторов.
Предприятия рассматривают маркетинг как средство для достижения целей, фиксированных на данный период по каждому конкретному рынку и его сегментам , с наивысшей экономической эффективностью.
Однако это становится реальным тогда , когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры , маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами, чтобы обеспечить необходимую гибкость в решении стратегических и тактических задач , исходя из результатов маркетинговых исследований. При этих условиях маркетинг становится фундаментом для долгосрочного и оперативного планирования деятельности предприятия , организации работы коллектива , а управление маркетингом становиться важнейшим элементом системы управления предприятием.
Маркетинг и менеджемент представляют собой две стороны управления предприятием . При этом маркетинг должен выступать в роли генератора идей, то есть обеспечивать предприятие новыми движущими идеями направления деятельности и высокоэффективного развития предприятия, а также вырабатывать стратегию и тактику воплощения и достижения этих идей , в то время как менеджемент призван обеспечить их достижение.
Осуществление маркетинговой деятельности на предприятии требует создания такой организационной структуры которая позволила бы реализовать весь комплекс маркетинга , обеспечивающего проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса , требований потребителей к качеству услуг , тенденций этих требований под влиянием изменяющихся условий жизни.
Конечная цель функционирования маркетинговых служб - подчинение всей хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия законам существования и развития рынка . На сегодняшний день без хорошо налаженной системы маркетинговых служб предприятиям трудно, а порой невозможно выжить в конкурентной борьбе . 1. Общая характеристика Муниципального предприятия "Кировское Троллейбусное Управление".
Муниципальное предприятие "Кировское Троллейбусное Управление", учреждено Комитетом по управлению имуществом при администрации г. Кирова 28. 01. 94 г. , в целях осуществления пассажирских перевозок, других видов самостоятельной, производственной и социальной деятельности , на основе использования имущества и средств , находящихся в полном хозяйственном ведении предприятия. Цели предприятия:
максимальное удовлетворение потребностей в городских пассажирских перевозках имеющимся в наличии и предназначенным для этого подвижным составом;
обеспечение работникам предприятия необходимых условий для эффективной производственной деятельности, улучшение их материального и социального положения. Задачи предприятия:
- обеспечение необходимого для города объема пассажирских перевозок наличным подвижным составом; - обеспечение безопасности пассажирских перевозок; - создание необходимых удобств для пассажиров;
- рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов; - развитие и реконструкция материальной базы;
- совершенствование форм и методов управления и хозяйствования. Виды деятельности предприятия: - пассажирские перевозки; - оказание платных услуг населению; - организация коммерческой и посреднической деятельности.
Основным видом деятельности предприятия является оказание услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом. Услуги оказываются через специализированную сеть маршрутов движения троллейбусов.
МП "Кировское Троллейбусное Управление" самостоятельно по согласованию с учредителем планирует выпуск и режим работы подвижного состава на маршрутах. Тарифы на перевозки устанавливаются в соответствии с действующим законодательством. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других платежей, направляется на его производственное и социальное развитие.
Решения о целевых направлениях и размерах использования прибыли принимается Советом предприятия.
Потребителями услуг предприятия являются граждане г. Кирова и области осуществляющие перемещение по городу пассажирским транспортом. Конкуренты предприятия:
Пассажирские автотранспортные предприятия (ПАТП-1, ПАТП-2) осуществляющие перевозки пассажиров автобусами ;
Предприятия осуществляющие перевозки пассажиров микроавтобусами "Автолайн".
Деятельностью предприятия руководит директор, назначаемый учредителем на контрактной основе с согласия Совета предприятия. Директор представляет интересы предприятия во всех предприятиях, учреждениях, организациях, заключает договоры, выдает доверенности, распоряжается денежными средствами, имеет право первой подписи на документах предприятия, принимает и увольняет в пределах своей компетенции работников и самостоятельно решает другие вопросы деятельности предприятия, не отнесенные Уставом к ведению конференции трудового коллектива и Совета предприятия. По вопросам деятельности предприятия директор издает приказы.
Производственная и организационная структуры предприятия представлены на рис. 1, 2. Рис. 1. Организационная структура управления МП “КТУ” Рис. 2. Организационная структура Депо 2. Анализ финансовой ситуации на предприятии на начало 1997 года
Согласно учредительному договору предприятие рассчитывает свои затраты за определенный период времени , умножает сумму затрат на коэффициент рентабельности и таким образом получает сумму необходимую к возмещению. Прибыль МП "КТУ" формирующаяся за счет продажи абонементных проездных билетов и билетов в троллейбусах компенсирует эти затраты примерно на 45 процентов, а остальная часть расходов - примерно 55 процентов должна компенсироваться за счет средств городского бюджета ( дотаций ).
К сожалению датирование предприятия средствами городского бюджета производится нерегулярно и с большими задержками. На сегодняшний день задержка средств за 1, 25 года составляет 25659432000 руб. В таких условиях предприятие с трудом обеспечивает своих работников зарплатой ( в немалой степени за счет арендных троллейбусов). Ни о каком воспроизводстве основных производственных фондов плановой покупке новых троллейбусов , речь не идет, не хватает средств даже на полный ремонт подвижного состава ( иногда троллейбусы вынуждены выходить на линию в неисправном состоянии).
Учитывая данные обстоятельства, при прогнозе на ближайшее будущее можно предположить , что с потерей качества основных фондов и , следовательно , увеличении времени простоев троллейбусов в ремонте , а также увеличении простоев троллейбусов на маршрутах и не выходов из-за различных видов поломок на маршруты МП "КТУ" может начать терять свое положение на рынке пассажирских перевозок и предпочтения потребителей. 3. Проектная часть . 3. 1 Пробные пути решения проблемы . Опыт оказания дополнительных транспортных услуг .
В мае 1997 г. администрацией г. Кирова был уменьшен заказ на перевозки пассажиров Троллейбусным управлением. Заказ был уменьшен на 10 процентов , вследствие 10 процентов троллейбусов ( 12 шт. ) должны были простаивать. Директором МП "КТУ" Кошкиным П. В. было принято решение сдавать простаивающие троллейбусы в аренду работникам предприятия. Согласно Приказа от 23. 05. 97. работники ( водители и кондукторы ) имеющие статус частных предпринимателей могут заключать договор на аренду троллейбусов в свободное от работы время. Таким образом, появились арендные троллейбусы на маршрутах № 1, 3, 8, а также, специализированный маршрут № 10 . Преимущества решения для МП "КТУ":
сократилось число простаивающих основных фондов (троллейбусов), увеличилась сумма выручаемой наличности, что позволило наладить регулярную выдачу зарплаты водителям, стал более разгруженным основной поток троллейбусов,
работники предприятия получили возможность дополнительного заработка используя навыки основной профессии ,
появились средства на ремонт и содержание арендуемых троллейбусов. 3. 2. Анализ принятого решения через полгода работы МП “КТУ”
Через полгода работы арендных троллейбусов выявились следующие основные тенденции:
1. Арендные троллейбусы № 1 , 3 , 8, где сохранялся существующий маршрут , а время движения определялось водителями и кондукторами самостоятельно и хаотически ( в зависимости от наличия свободного времени ) не оправдали себя . Прибыль , получаемая от реализации билетов в этих троллейбусах , с трудом покрывала издержки и со временем от этого вида услуг пришлось отказаться .
Арендные троллейбусы № 10 , напротив , целиком оправдали себя . В результате их введения предприятию удалось наконец - то наладить регулярную выплату зарплаты водителям и кондукторам , за счет прибыли , выручаемой на этом маршруте .
На основании анализа работы маршрута № 10 было принято решение провести дополнительные исследования в этой области в результате которых 8 декабря 1997 года открылся новый арендный троллейбусный маршрут № 9 , связывающий Юго Западный район города с вокзалом и центральным рынком .
( см. Приложения ) Особо стоит отметить , что так как данные исследования и анализ проводились планово - экономическим отделом помимо выполнения этим отделом своих основных функций новый маршрут появился на улицах города Кирова лишь через полгода после введения маршрута № 10 . Дополнительные факторы :
1. до сих пор в аппарат МП "КТУ" поступают жалобы на неудовлетворительное расписание троллейбусов в различные часы ;
заняла прочные позиции на рынке компания Автолайн , обслуживающая определенный круг пассажиров .
В результате анализа приведенных тенденций и результатов деятельности МП‘КТУ’ можно сделать следующие выводы :
Рынок оказания пассажирских услуг на территории г. Кирова на сегодняшний день является недостаточно изученным . Существуют неудовлетворенные потребности пассажиров в перемещении по городу пассажирскими видами транспорта ;
Введение новых видов маршрутов обязательнодолжно сопровождаться предварительным тщательным изучением рынка с последующим анализом результатов деятельности предприятия за определенный период ;
3. Деятельностью в этом направлении должен заниматься не планово экономический отдел в отрыве от реализации своих непосредственных функций ( планирования и анализа деятельности троллейбусного управления в целом ) , а структурное подразделение, специализирующее свои функции в области изучения внешней среды, в рамках которой функционирует предприятие -Отдел маркетинга . Кроме того отдел маркетинга позволит осуществлять более тщательное и оправданное планирование движения основного состава плановым отделом т. к. сейчас существует проблема определения плановым отделом объема пассажиропотоков ( в различное время суток , по дням недели ). 3. 3. Разработка новой стратегии решения проблем предприятия .
Для того чтобы привести деятельность предприятия в области оказания дополнительных транспортно - пассажирских услуг в систему необходимо создать на уровне троллейбусного управления отдел Маркетинга подчиняющийся непосредственно директору МП "КТУ". Основные направления деятельности которые на сегодняшний день можно рассмотреть как стимулирующие спрос потребителей на услуги предприятия :
исследование , установление новых и совершенствование уже имеющихся схем движения троллейбусов , учитывающих основные пассажиропотоки в нашем городе ; совершенствование расписания движения существующих и вновь вводимых троллейбусов в течении рабочего дня . 3. 3. 1. Функции вводимого отдела маркетинга .
В функции этого отдела будет входить комплексное изучение рынка пассажирских услуг г. Кирова с выявлением потребностей в перемещениях пассажиров - граждан г. Кирова , по территории города в различное время. Исследования будут проводиться : на базе двух ДЕПО ( существующих маршрутов ) , вновь вводимых арендных маршрутов, а также опыте работы конкурентов. Учитывая ограниченность свободы действий предприятия :
Тарифы на услуги предприятия устанавливаются централизованным путем по согласованию , а фактически по указанию администрации города , что предполагает невозможность изменения тарифов и проведения какой - либо ценовой политики в обозримом будущем ;
2. Основным видом деятельности троллейбусного управления как на сегодняшний день , так и в обозримом будущем , является оказание транспортных услуг средствами имеющегося парка троллейбусов ;
Можно сделать вывод о том , что деятельность отдела будет происходить в рамках условий которые определяются спецификой предприятия и , следовательно , набор функций выполняемых отделом маркетинга будет следующим : Аналитическая функция : Цели аналитического исследования :
Комплексное изучение рынка пассажирских услуг с выявлением потребностей в перемещениях пассажиров по территории города в различное время .
выбор направления развития предприятия ( в основном обусловлен спецификой предприятия , однако не исключены и другие формы бизнеса, как , например , сейчас функционирует магазин продовольственных товаров , расположенный в здании троллейбусного парка и коммерческий ларек . Оба подразделения были организованы с целью получения наличных денег на выдачу зарплаты и выполняют свою функцию в соответствующем ( небольшом ) масштабе ) ;
выявление резервов , выработка политики выживания в условиях конкуренции ( планирование новых маршрутов обязательно должно увязываться с реальными возможностями подвижного состава троллейбусного парка ) ;
создание стратегических планов развития на основе исследований и прогнозов развития рынка , адаптации внутренних возможностей предприятия к изменяющимся условиям внешней среды ;
Комплексное изучение рынка - изучение рынка как такового , это первый шаг к познанию внешней , окружающей среды маркетинга в которой намерено действовать предприятие .
В рамках реализации этой функции предлагаю ввести следующие новшества в существующую методику изучения рынка транспортных услуг г. Кирова :
1). Одним из прогрессивных методов получения конкретной и достоверной информации о пассажиропотоках могла бы стать почасовая сдача выручки целенаправленно проводимая в определенные дни ( т. к. это достаточно трудоемкая операция, требующая оформления определенных документов и времени , а также требующая отдельного контроля , на сегодняшний день она не выполняется ) , с анализом : объема пассажиропотока по часам , в течение суток ;
анализ пассажиропотока по каждому конкретному маршруту троллейбусов ( существующим и вновь вводимым ).
Целью проведения таких исследований является получение достоверной и оперативной информации , которая позволит тщательно планировать ( также с учетом информации поступающей от самих пассажиров в форме жалоб и предложений ) график движения троллейбусов в течение суток в соответствии с потребностями граждан . Анализировать работу существующих маршрутов с точки зрения их загруженности и , следовательно , необходимости.
2). Проводить систематическую работу по оповещению пассажиров на предмет расписания движения троллейбусов . На сегодняшний день аксиомой любого бизнеса является знание о том , что 80 процентов прибыли предприятию оказывающему услуги приносят 20 процентов его постоянных клиентов . Одним из необходимых условий постоянного пользования услугами троллейбусного парка пассажирами является элементарное расписание движения . Сегодня расписание работы троллейбусов можно встретить достаточно редко внутри самого салона и в лучшем случае это будет расписание выхода машин из парка . Время прибытия транспорта на определенную остановку людям приходиться рассчитывать самим или определять опытным путем , хотя эти данные существуют . Поэтому предлагаю размещать на троллейбусных остановках точное расписание движения троллейбусов чтобы исключить простаивание пассажиров на остановках , что особенно неприятно в холодное время года . Такое информирование людей позволит установить постоянные взаимоотношения предприятие - клиент , что помимо прочего будет стимулировать приобретение проездных билетов которые являются разновидностью заемного капитала , так как распространяются до оказания услуг .
1. 2. Анализ внутренней среды предприятия - изучение организационной структуры предприятия с точки зрения ее жизнеспособности и конкурентоспособности. Анализ производственных, трудовых, кадровых и других ресурсов предприятия, то есть оценка самого предприятия сегодня и в будущем. 2. Функция управления : Планирование Маркетинга :
Одна из основных целей отдела - установление максимально возможной планомерности и пропорциональности в деятельности предприятия . При этом главная управляющая задача - уменьшить степень неопределенности и обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных , приоритетных направлениях развития . На сегодняшний день как приоритетное рассматривается направление введения новых арендных маршрутов , поэтому планирование этой части деятельности в совокупности с выявлением резервов и возможностей предприятия и рынка является неотемлимой частью выработки стратегии выживания в условиях конкуренции . Коммуникационное обеспечение управления маркетингом :
В реализации данной функции прелагаю ввести следующее новшество : отдел маркетинга с целью получения объективной информации о перспективах развития пассажиропотоков в нашем городе должен сотрудничать с органами государственной статистики , управлением архитектуры города , строительными организациями . В результате установления такой связи отдел будет располагать информацией :
о новостройках жилых и производственных зданий , то есть , о перспективах развития пассажиропотоков‘ дом - работа ’ ;
об открытии новых магазинов и торговых центров , которые посещаются независимо от места расположения и т. д. Организационное обеспечение Маркетинга :
Основной источник маркетинговой информации на базе которой принимаются управленческие решения - внешняя среда предприятия .
Комплексное изучение факторов влияющих на состояние и развитие деятельности предприятия позволяет подразделить факторы внешней и внутренней среды на управляемые , полууправляемые и неуправляемые .
Это позволяет с некоторой точностью прогнозировать тенденции развития и динамики этих факторов и предугадать их влияние на будущую деятельность предприятия . 3. 3. 2. Место отдела Маркетинга в ОСУП предприятия .
Как уже было указано , отдел Маркетинга планируется ввести на уровне троллейбусного управления и подчинить непосредственно директору предприятия (рис. 3). Исходя из планируемого объема работ состав отдела : Начальник отдела маркетинга ; Специалист по маркетингу ( зам. начальника отдела ).
Положение об отделе и должностные инструкции расположены в приложении . Взаимосвязи отдела с другими подразделениями предприятия указаны в положении об отделе. Рис. 3. Измененная ОСУП МП “КТУ” ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты внедрения отдела Маркетинга на МП “Кировское троллейбусное управление”:
Комплексное изучение рынка пассажирских услуг г. Кирова с выявлением потребностей в перемещениях пассажиров - граждан г. Кирова , по территории города будет проводиться специализирующимся на выполнении этих функций отделом , что обеспечит соответствующее качество этих работ , и , кроме того, разгрузит планово - экономический отдел для выполнения основных функций .
Постепенное внедрение дополнительных арендных маршрутов позволит обеспечить приток наличности для : регулярной выплаты зарплаты всему коллективу предприятия ,
своевременное обновление подвижного состава ( основных фондов предприятия ) и его ремонт ,
сделает предприятие более независимым от внешних условий ( дотаций городской администрации ).
Исследования динамики пассажиропотока на существующих маршрутах в течение суток позволят составлять более удобное для пассажиров расписание движения , что позволит большему количеству пассажиров установить постоянные отношения “клиент - предприятие”, что обеспечит предприятию увеличение постоянного дохода ( прибыли ) .
Внедрение прогрессивных методов отслеживания пассажиропотока , таких как почасовая сдача выручки , позволит реально анализировать динамику пассажиропотока в течение суток и регулировать движение в соответствии с требованиями рынка, то есть, нуждами пассажиров .
Работа на арендных троллейбусах позволит водителям и кондукторам предприятия иметь возможность дополнительного заработка , что немаловажно в наше время .
6. Выполнение всех вышеперечисленных условий позволит МП “Кировское троллейбусное управление” занять прочные позиции на рынке пассажирских услуг в г. Кирове и обеспечить хорошие перспективы предприятию и его работникам . ПРИЛОЖЕНИЯ . ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТДЕЛЕ МАРКЕТИНГА 1. Общие положения :
Отдел маркетинга является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно директору предприятия. Отдел маркетинга возглавляется начальником отдела.
Структуру и штаты отдела утверждает директор предприятия, исходя из условий и особенностей производства, а также объема работ, возложенных на отдел. Задача :
Обеспечить прибыльную работу предприятия в современных рыночных условиях . 3. Функции :
Комплексное изучение рынка пассажирских услуг с выявлением потребностей в перемещениях пассажиров по территории города в различное время ,
Исследование , установление новых и совершенствование уже имеющихся схем движения троллейбусов , учитывающих основные пассажиропотоки в нашем городе ;
Совершенствование расписания движения существующих и вновь вводимых троллейбусов в течении рабочего времени ,
Анализ конкурентоспособности предприятия, сопоставление ее с аналогичными показателями конкурирующих фирм , выявление резервов , выработка политики выживания в условиях конкуренции,
Создание стратегических планов развития на основе исследований и прогнозов развития рынка , адаптации внутренних возможностей предприятия к изменяющимся условиям внешней среды ;
Организация обратной связи с потребителями : изучение мнения потребителей и их предложений по улучшению предоставляемых услуг ; разработка по результатам изучения мнения потребителей предложений по повышению технического уровня и качества предоставляемых услуг .
4. Взаимоотношения отдела маркетинга с другими подразделениями МП ’ КТУ ’ . 1. С планово-экономическим отделом Получает:
годовые, квартальные и месячные планы по объему и структуре оказываемых услуг ; методические материалы по вопросам планирования, анализ информации о себестоимости предоставляемых услуг. Представляет: результаты комплексного изучение рынка
пассажирских услуг с выявлением потребностей в перемещениях пассажиров по территории города в различное время , рекомендации по внедрению новых маршрутов троллейбусов ,
рекомендации по изменению графиков движения существующего подвижного состава . 2. С бухгалтерией Получает:
бухгалтерские данные за отчетный период для анализа и планирования. Представляет: документы для балансового отчета . 3. С отделом кадров Получает:
рекомендательные и руководящие материалы по организации оплаты труда и материального поощрения, соблюдению трудового законодательства; штатное расписание; положение о премировании ; график работы предприятия; рекомендации по подбору и расстановке кадров; планы подготовки и повышения квалификации специалистов . Представляет: предложения по совершенствованию организации труда, систем оплаты труда и материального поощрения, проектам штатных расписаний;
необходимые данные и материалы для анализа состояния организации труда и заработной платы;
отчетность по вопросам движения, подбора, расстановки и воспитания кадров; заявки на потребность в кадрах; табели или другие документы учета рабочего времени; заявки на повышение квалификации работников предприятия. 4. С юрисконсультом Получает:
завизированные проекты приказов, распоряжений и других документов правового характера или проекты указанных актов без визы, но с заключением о несоответствии законодательству отдельных положений с предложениями о законном порядке разрешения рассматриваемых вопросов. Представляет:
проекты приказов, распоряжений и других документов правового характера для проверки их соответствия требованиям законодательства и визирования; документы, справки, расчеты и другие сведения, необходимые для выполнения возложенных на юридическую службу функций. 5. Права Начальник отдела маркетинга имеет право:
Требовать от подразделений предприятия представления материалов, необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию отдела,
Вносить предложения, учитывающие требования потребителей по повышению качества и конкурентоспособности предоставляемых услуг.
Определять основные направления деятельности отдела, устанавливать круг вопросов, относящихся к обязанностям сотрудников, характер работы, их ответственность, утверждать должностные инструкции для сотрудников отдела. Вносить предложения о премировании работников в соответствии с действующими на предприятии системами оплаты труда.
Налагать в соответствии с трудовым законодательством дисциплинарные взыскания на работников отдела за нарушение трудовой и производственной дисциплины. Привлекать в установленном порядке специалистов научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, а также работников предприятия для проведения исследований по изучению конъюнктуры рынка, потребности и платежеспособного спроса, техническому обслуживанию и ремонту. 6. Ответственность
1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на отдел задач и функций несет начальник отдела маркетинга.
2. Степень ответственности других работников устанавливается должностными инструкциями. Должностные инструкции специалистов ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА 1. Общие положения
Начальник отдела маркетинга непосредственно подчиняется директору предприятия , назначается и освобождается от должности приказом директора . На должность начальника отдела маркетинга назначается лицо, имеющее высшее экономическое образование и опыт работы в сфере маркетинга не менее трех лет. В своей работе начальник отдела руководствуется постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями руководства предприятия, планом работы отдела и настоящей должностной инструкцией. 2. Обязанности
Проведение исследований, анализа и оценки нужд реальных и потенциальных потребителей услуг предприятия .
Изучение деятельности конкурентов и составление заключения об их возможной политике на рынке. Осуществление руководства коммуникационной политикой.
Обеспечение эффективной работы отдела, подбора и расстановки кадров, внедрение передовых методов работы с использованием ЭВМ и обучение сотрудников. 3. Права
Дополнительно к правам, установленным в положении об отделе маркетинга, начальник отдела маркетинга имеет право:
Готовить и представлять на подпись руководству предприятия договора о маркетинговой.
Вести переписку от имени руководства предприятия с потребителями продукции в части вопросов своей компетенции.
Осуществлять контроль за работой сотрудников отдела, производить в установленном порядке их прием, перемещение и увольнение, наложение дисциплинарных взысканий, а также премирование на основании действующих положений. 4. Ответственность
Начальник отдела маркетинга несет ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на него настоящей должностной инструкцией обязанностей. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА 1. Общие положения
Заместитель начальника отдела маркетинга подчиняется непосредственно начальнику отдела, назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора по представлению начальника отдела.
Заместитель начальника отдела возглавляет работу отдела во время отсутствия или отпуска начальника отдела.
На должность заместителя начальника отдела назначается лицо, имеющее высшее экономическое образование и опыт работы в области маркетинга не менее двух лет. 2. Обязанности
Организация информационной базы данных, необходимых для выполнения отделом его задач и функций.
Издание приказов, распоряжений и других документов административного характера. Другие обязанности, предусмотренные должностной инструкцией начальника отдела. 3. Права
Готовить (в отсутствие начальника отдела - визировать) договора о маркетинговой, рекламной деятельности.
Другие права, предусмотренные должностной инструкцией начальника отдела. 4. Ответственность
Заместитель начальника отдела маркетинга несет ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на него настоящей должностной инструкцией обязанностей. ЛИТЕРАТУРА
Маркетинг : как побеждать на рынке , Ноздрева Р. Б. , М 91 . Маркетинг , под ред. Романова А. Н. , М 96 .
Основы предпринимательской деятельности , под ред. Власовой, М 94.
Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции/ К. А. Волкова, И. П. Дежкина. - М. : ОАО “Издательство “Экономика”, НОРМА, 1997.
Основы менеджмента/ М. Х. Мескон, М. Альберт. - М. : “Дело”, 1996. Маркетинг для всех/ Д. И. Баркан. - Л. : Редакционно-издательский центр “Культ-информ-пресс”, 1991. Информация из Internet - Mail .
Лекции по курсу : Маркетинг , Васильев Л. И. , ВятГТУ 1997 год. Государственный комитет РФ Предмет - Менедежемент. Кафедра Управление производством.
Курсовая работа на тему : Маркетинговая деятельность на предприятии и управление ею. Содержание
Введение................................................................................................................................................. 3 Общая характеристика предприятия ........................................................................5
Анализ финансовой ситуации на начало 1997 года..................................... 7 Проектная
часть...........................................................................................................................5 Пробные пути решения проблем........................................................................6 ВВЕДЕНИЕ
МАРКЕТИНГ (от английского market - рынок) - комплексная система организации производства, сбыта продукции и оказания услуг, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследований и прогнозирования рынка , изучения внутренней и внешней среды предприятия , разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ.
В этих программах заложены мероприятия по улучшению качества услуг , изучению потребителей , конкурентов и конкуренции , по обеспечению ценовой политики, формированию спроса , стимулированию сбыта и рекламе, организации технического сервиса и расширения ассортимента представляемых услуг.
Маркетинг как порождение рыночной экономики является в определенном смысле философией производства и оказания услуг , полностью подчиненной условиям и требованиям рынка, находящимся в постоянном динамическом развитии под воздействием широкого спектра экономических политических , научно-технических и социальных факторов.
Предприятия рассматривают маркетинг как средство для достижения целей, фиксированных на данный период по каждому конкретному рынку и его сегментам , с наивысшей экономической эффективностью.
Однако это становится реальным тогда , когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры , маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами, чтобы обеспечить необходимую гибкость в решении стратегических и тактических задач , исходя из результатов маркетинговых исследований. При этих условиях маркетинг становится фундаментом для долгосрочного и оперативного планирования деятельности предприятия , организации работы коллектива , а управление маркетингом становиться важнейшим элементом системы управления предприятием.
Маркетинг и менеджемент представляют собой две стороны управления предприятием . При этом маркетинг должен выступать в роли генератора идей, то есть обеспечивать предприятие новыми движущими идеями направления деятельности и высокоэффективного развития предприятия, а также вырабатывать стратегию и тактику воплощения и достижения этих идей , в то время как менеджемент призван обеспечить их достижение.
Осуществление маркетинговой деятельности на предприятии требует создания такой организационной структуры которая позволила бы реализовать весь комплекс маркетинга , обеспечивающего проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса , требований потребителей к качеству услуг , тенденций этих требований под влиянием изменяющихся условий жизни .
Конечная цель функционирования маркетинговых служб - подчинение всей хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия законам существования и развития рынка . На сегодняшний день без хорошо налаженной системы маркетинговых служб предприятиям трудно , а порой невозможно выжить в конкурентной борьбе . 1. Общая характеристика Муниципального предприятия "Кировское Троллейбусное Управление".
Муниципальное предприятие "Кировское Троллейбусное Управление", учреждено Комитетом по управлению имуществом при администрации г. Кирова 28. 01. 94 г. , в целях осуществления пассажирских перевозок, других видов самостоятельной, производственной и социальной деятельности , на основе использования имущества и средств , находящихся в полном хозяйственном ведении предприятия. Цели предприятия:
максимальное удовлетворение потребностей в городских пассажирских перевозках имеющимся в наличии и предназначенным для этого подвижным составом;
обеспечение работникам предприятия необходимых условий для эффективной производственной деятельности, улучшение их материального и социального положения. Задачи предприятия:
- обеспечение необходимого для города обьема пассажирских перевозок наличным подвижным составом; - обеспечение безопасности пассажирских перевозок; - создание необходимых удобств для пассажиров;
- рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов; - развитие и реконструкция материальной базы;
- совершенствование форм и методов управления и хозяйствования. Виды деятельности предприятия: - пассажирские перевозки; - оказание платных услуг населению; - организация коммерческой и посреднической деятельности.
Основным видом деятельности предприятия является оказание услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом. Услуги оказываются через специализированную сеть маршрутов движения троллейбусов.
МП "Кировское Троллейбусное Управление" самостоятельно по согласованию с учредителем планирует выпуск и режим работы подвижного состава на маршрутах. Тарифы на перевозки устанавливаются в соответствии с действующим законодательством. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других платежей, направляется на его производственное и социальное развитие.
Решения о целевых направлениях и размерах использования прибыли принимается Советом предприятия.
Потребителями услуг предприятия являются граждане г. Кирова и области осуществляющие перемещение по городу пассажирским транспортом. Конкуренты предприятия:
Пассажирские автотранспортные предприятия (ПАТП-1, ПАТП-2) осуществляющие перевозки пассажиров автобусами ;
Предприятия осуществляющие перевозки пассажиров микроавтобусами "Автолайн".
Деятельностью предприятия руководит директор, назначаемый учредителем на контрактной основе с согласия Совета предприятия. Директор представляет интересы предприятия во всех предприятиях , учереждениях, организациях , заключает договоры, выдает доверенности, распоряжается денежными средствами , имеет право первой подписи на документах предприятия, принимает и увольняет в пределах своей компетенции работников и самостоятельно решает другие вопросы деятельности предприятия , не отнесенные Уставом к ведению конференции трудового коллектива и Совета предприятия. По вопросам деятельности предприятия директор издает приказы.
Производственная и организационная структуры предприятия представ- лены на рис. 1. 2. Анализ финансовой ситуации на предприятии на начало 1997 года
Согласно учредительному договору предприятие рассчитывает свои затраты за определенный период времени , умножает сумму затрат на коэффициент рентабельности и таким образом получает сумму необходимую к возмещению. Прибыль МП "КТУ" формирующаяся за счет продажи абонементных проездных билетов и билетов в троллейбусах ком Рис. 1. Организационная структура управления МП “КТУ” Рис. 2. Организационная структура Депо
пенсирует эти затраты примерно на 45 процентов, а остальная часть расходов примерно 55 процентов должна компенсироваться за счет средств городского бюджета ( дотаций ).
К сожалению датирование предприятия средствами городского бюджета производится нерегулярно и с большими задержками. На сегодняшний день задержка средств за 1, 25 года составляет 25659432000 руб. В таких условиях предприятие с трудом обеспечивает своих работников зарплатой ( в немалой степени за счет арендных троллейбусов). Ни о каком воспроизводстве основных производственных фондов плановой покупке новых троллейбусов , речь не идет, не хватает средств даже на полный ремонт подвижного состава ( иногда троллейбусы вынуждены выходить на линию в неисправном состоянии).
Учитывая данные обстоятельства, при прогнозе на ближайшее будущее можно предположить , что с потерей качества основных фондов и , следовательно , увеличении времени простоев троллейбусов в ремонте , а также увеличении простоев троллейбусов на маршрутах и не выходов из-за различных видов поломок на маршруты МП "КТУ" может начать терять свое положение на рынке пассажирских перевозок и предпочтения потребителей. 3. Проектная часть . 3. 1 Пробные пути решения проблемы . Опыт оказания дополнительных транспортных услуг .
В мае 1997 г. администрацией г. Кирова был уменьшен заказ на перевозки пассажиров Троллейбусным управлением. Заказ был уменьшен на 10 процентов , вследствие 10 процентов троллейбусов ( 12 шт. ) должны были простаивать. Директором МП "КТУ" Кошкиным П. В. было принято решение сдавать простаивающие троллейбусы в аренду работникам предприятия. Согласно Приказа от 23. 05. 97. работники ( водители и кондукторы ) имеющие статус частных предпринимателей могут заключать договор на аренду троллейбусов в свободное от работы время. Таким образом , появились арендные троллейбусы на маршрутах №№ 1, 3, 8, а также, специализированный маршрут № 10 . Преимущества решения для МП "КТУ":
сократилось число простаивающих основных фондов (троллейбусов), увеличилась сумма выручаемой наличности , что позволило наладить регулярную выдачу зарплаты водителям , стал более разгруженным основной поток троллейбусов ,
работники предприятия получили возможность дополнительного заработка используя навыки основной профессии , появились средства на ремонт и содержание арендуемых троллейбусов. 3. 2. Анализ принятого решения через полгода работы МП ’ КТУ ’ .
Через полгода работы арендных троллейбусов выявились следующие основные тенденции :
Арендные троллейбусы №№ 1 , 3 , 8 где сохранялся существующий маршрут , а время движения определялось водителями и кондукторами самостоятельно и хаотически ( в зависимости от наличия свободного времени ) не оправдали себя . Прибыль , получаемая от реализации билетов в этих троллейбусах , с трудом покрывала издержки и со временем от этого вида услуг пришлось отказаться .
Арендные троллейбусы № 10 , напротив , целиком оправдали себя . В результате их введения предприятию удалось наконец - то наладить регулярную выплату зарплаты водителям и кондукторам , за счет прибыли , выручаемой на этом маршруте .
На основании анализа работы маршрута № 10 было принято решение провести дополнительные исследования в этой области в результате которых 8 декабря 1997 года открылся новый арендный троллейбусный маршрут № 9 , связывающий Юго Западный район города с вокзалом и центральным рынком .
( см. Приложения ) Особо стоит отметить , что так как данные исследования и анализ проводились планово - экономическим отделом помимо выполнения этим отделом своих основных функций новый маршрут появился на улицах города Кирова лишь через полгода после введения маршрута № 10 . Дополнительные факторы :
1. до сих пор в аппарат МП "КТУ" поступают жалобы на неудовлетворительное расписание троллейбусов в различные часы ;
заняла прочные позиции на рынке компания Автолайн , обслуживающая определенный круг пассажиров .
В результате анализа приведенных тенденций и результатов деятельности МП‘КТУ’ можно сделать следующие выводы :
Рынок оказания пассажирских услуг на территории г. Кирова на сегодняшний день является недостаточно изученным . Существуют неудовлетворенные потребности пассажиров в перемещении по городу пассажирскими видами транспорта ;
Введение новых видов маршрутов обязательнодолжно сопровождаться предварительным тщательным изучением рынка с последующим анализом результатов деятельности предприятия за определенный период ;
3. Деятельностью в этом направлении должен заниматься не планово экономический отдел в отрыве от реализации своих непосредственных функций ( планирования и анализа деятельности троллейбусного управления в целом ) , а структурное подразделение, специализирующее свои функции в области изучения внешней среды, в рамках которой функционирует предприятие -Отдел маркетинга . Кроме того отдел маркетинга позволит осуществлять более тщательное и оправданное планирование движения основного состава плановым отделом т. к. сейчас существует проблема определения плановым отделом объема пассажиропотоков ( в различное время суток , по дням недели ). 3. 3. Разработка новой стратегии решения проблем предприятия .
Для того чтобы привести деятельность предприятия в области оказания дополнительных транспортно - пассажирских услуг в систему необходимо создать на уровне троллейбусного управления отдел Маркетинга подчиняющийся непосредственно директору МП "КТУ". Основные направления деятельности которые на сегодняшний день можно рассмотреть как стимулирующие спрос потребителей на услуги предприятия :
исследование , установление новых и совершенствование уже имеющихся схем движения троллейбусов , учитывающих основные пассажиропотоки в нашем городе ;
совершенствование расписания движения существующих и вновь вводимых троллейбусов в течении рабочего дня . 3. 3. 1. Функции вводимого отдела маркетинга .
В функции этого отдела будет входить комплексное изучение рынка пассажирских услуг г. Кирова с выявлением потребностей в перемещениях пассажиров - граждан г. Кирова , по территории города в различное время. Исследования будут проводиться : на базе двух ДЕПО ( существующих маршрутов ) , вновь вводимых арендных маршрутов, а также опыте работы конкурентов. Учитывая ограниченность свободы действий предприятия :
Тарифы на услуги предприятия устанавливаются централизованным путем по согласованию , а фактически по указанию администрации города , что предполагает невозможность изменения тарифов и проведения какой - либо ценовой политики в обозримом будущем ;
2. Основным видом деятельности троллейбусного управления как на сегодняшний день , так и в обозримом будущем , является оказание транспортных услуг средствами имеющегося парка троллейбусов ;
Можно сделать вывод о том , что деятельность отдела будет происходить в рамках условий которые определяются спецификой предприятия и , следовательно , набор функций выполняемых отделом маркетинга будет следующим : Аналитическая функция : Цели аналитического исследования :
Комплексное изучение рынка пассажирских услуг с выявлением потребностей в перемещениях пассажиров по территории города в различное время .
выбор направления развития предприятия ( в основном обусловлен спецификой предприятия , однако не исключены и другие формы бизнеса , как , например , сейчас функционирует магазин продовольственных товаров , расположенный в здании троллейбусного парка и коммерческий ларек . Оба подразделения были организованы с целью получения наличных денег на выдачу зарплаты и выполняют свою функцию в соответствующем ( небольшом ) масштабе ) ;
выявление резервов , выработка политики выживания в условиях конкуренции ( планирование новых маршрутов обязательно должно увязываться с реальными возможностями подвижного состава троллейбусного парка ) ;
создание стратегических планов развития на основе исследований и прогнозов развития рынка , адаптации внутренних возможностей предприятия к изменяющимся условиям внешней среды ;
Комплексное изучение рынка - изучение рынка как такового , это первый шаг к познанию внешней , окружающей среды маркетинга в которой намерено действовать предприятие .
В рамках реализации этой функции предлагаю ввести следующие новшества в существующую методику изучения рынка транспортных услуг г. Кирова :
1). Одним из прогрессивных методов получения конкретной и достоверной информации о пассажиропотоках могла бы стать почасовая сдача выручки целенаправленно проводимая в определенные дни ( т. к. это достаточно трудоемкая операция, требующая оформления определенных документов и времени , а также требующая отдельного контроля , на сегодняшний день она не выполняется ) , с анализом : объема пассажиропотока по часам , в течение суток ;
анализ пассажиропотока по каждому конкретному маршруту троллейбусов ( существующим и вновь вводимым ).
Целью проведения таких исследований является получение достоверной и оперативной информации , которая позволит тщательно планировать ( также с учетом информации поступающей от самих пассажиров в форме жалоб и предложений ) график движения троллейбусов в течение суток в соответствии с потребностями граждан . Анализировать работу существующих маршрутов с точки зрения их загруженности и , следовательно , необходимости .
2). Проводить систематическую работу по оповещению пассажиров на предмет расписания движения троллейбусов . На сегодняшний день аксиомой любого бизнеса является знание о том , что 80 процентов прибыли предприятию оказывающему услуги приносят 20 процентов его постоянных клиентов . Одним из необходимых условий постоянного пользования услугами троллейбусного парка пассажирами является элементарное расписание движения . Сегодня расписание работы троллейбусов можно встретить достаточно редко внутри самого салона и в лучшем случае это будет расписание выхода машин из парка . Время прибытия транспорта на определенную остановку людям приходиться расчитывать самим или определять опытным путем , хотя эти данные существуют . Поэтому предлагаю размещать на троллейбусных остановках точное расписание движения троллейбусов чтобы исключить простаивание пассажиров на остановках , что особенно неприятно в холодное время года . Такое информирование людей позволит установить постоянные взаимоотношения предприятие - клиент , что помимо прочего будет стимулировать приобретение проездных билетов которые являются разновидностью заемного капитала , так как распространяются до оказания услуг .
1. 2. Анализ внутренней среды предприятия - изучение организационной структуры предприятия с точки зрения ее жизнеспособности и конкурентоспособности . Анализ производственных , трудовых , кадровых и других ресурсов предприятия , то есть оценка самого предприятия сегодня и в будущем . Функция управления : Планирование Маркетинга :
Одна из основных целей отдела - установление максимально возможной планомерности и пропорциональности в деятельности предприятия . При этом главная управляющая задача - уменьшить степень неопределенности и обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных , приоритетных направлениях развития . На сегодняшний день как приоритетное рассматривается направление введения новых арендных маршрутов , поэтому планирование этой части деятельности в совокупности с выявлением резервов и возможностей предприятия и рынка является неотьемлимой частью выработки стратегии выживания в условиях конкуренции . Коммуникационное обеспечение управления маркетингом :
В реализации данной функции прелагаю ввести следующее новшество : отдел маркетинга с целью получения объективной информации о перспективах развития пассажиропотоков в нашем городе должен сотрудничать с органами государственной статистики , управлением архитектуры города , строительными организациями . В результате установления такой связи отдел будет располагать информацией :
о новостройках жилых и производственных зданий , то есть , о перспективах развития пассажиропотоков‘ дом - работа ’ ;
об открытии новых магазинов и торговых центров , которые посещаются независимо от места расположения и т. д. Организационное обеспечение Маркетинга :
Основной источник маркетинговой информации на базе которой принимаются управленческие решения - внешняя среда предприятия .
Комплексное изучение факторов влияющих на состояние и развитие деятельности предприятия позволяет подразделить факторы внешней и внутренней среды на управляемые , полууправляемые и неуправляемые .
Это позволяет с некоторой точностью прогнозировать тенденции развития и динамики этих факторов и предугадать их влияние на будущую деятельность предприятия . 3. 3. 2. Место отдела Маркетинга в ОСУП предприятия .
Как уже было указано , отдел Маркетинга планируется ввести на уровне троллейбусного управления и подчинить непосредственно директору предприятия (рис. 3). Исходя из планируемого объема работ состав отдела : Начальник отдела маркетинга ; Специалист по маркетингу ( зам. начальника отдела ).
Положение об отделе и должностные инструкции расположены в приложении . Взаимосвязи отдела с другими подразделениями предприятия указаны в положении об отделе . Рис. 3. Измененная ОСУП МП “КТУ” ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты внедрения отдела Маркетинга на МП ‘ Кировское троллейбусное управление ‘ :
Комплексное изучение рынка пассажирских услуг г. Кирова с выявлением потребностей в перемещениях пассажиров - граждан г. Кирова , по территории города будет проводиться специализирующимся на выполнении этих функций отделом , что обеспечит соответствующее качество этих работ , и , кроме того, разгрузит планово - экономический отдел для выполнения основных функций .
Постепенное внедрение дополнительных арендных маршрутов позволит обеспечить приток наличности для : регулярной выплаты зарплаты всему коллективу предприятия ,
своевременное обновление подвижного состава ( основных фондов предприятия ) и его ремонт ,
сделает предприятие более независимым от внешних условий ( дотаций городской администрации ).
Исследования динамики пассажиропотока на существующих маршрутах в течение суток позволят составлять более удобное для пассажиров расписание движения , что позволит большему количеству пассажиров установить постоянные отношения “клиент - предприятие”, что обеспечит предприятию увеличение постоянного дохода ( прибыли ) .
Внедрение прогрессивных методов отслеживания пассажиропотока , таких как почасовая сдача выручки , позволит реально анализировать динамику пассажиропотока в течение суток и регулировать движение в соответствии с требованиями рынка, то есть, нуждами пассажиров .
Работа на арендных троллейбусах позволит водителям и кондукторам предприятия иметь возможность дополнительного заработка , что немаловажно в наше время .
6. Выполнение всех вышеперечисленных условий позволит МП “Кировское троллейбусное управление” занять прочные позиции на рынке пассажирских услуг в г. Кирове и обеспечить хорошие перспективы предприятию и его работникам . ПРИЛОЖЕНИЯ . ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТДЕЛЕ МАРКЕТИНГА 1. Общие положения :
Отдел маркетинга является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно директору предприятия. Отдел маркетинга возглавляется начальником отдела.
Структуру и штаты отдела утверждает директор предприятия, исходя из условий и особенностей производства, а также объема работ, возложенных на отдел. Задача :
Обеспечить прибыльную работу предприятия в современных рыночных условиях . 3. Функции :
Комплексное изучение рынка пассажирских услуг с выявлением потребностей в перемещениях пассажиров по территории города в различное время ,
Исследование , установление новых и совершенствование уже имеющихся схем движения троллейбусов , учитывающих основные пассажиропотоки в нашем городе ;
Совершенствование расписания движения существующих и вновь вводимых троллейбусов в течении рабочего времени ,
Анализ конкурентоспособности предприятия, сопоставление ее с аналогичными показателями конкурирующих фирм , выявление резервов , выработка политики выживания в условиях конкуренции,
Создание стратегических планов развития на основе исследований и прогнозов развития рынка , адаптации внутренних возможностей предприятия к изменяющимся условиям внешней среды ;
Организация обратной связи с потребителями: изучение мнения потребителей и их предложений по улучшению предоставляемых услуг; разработка по результатам изучения мнения потребителей предложений по повышению технического уровня и качества предоставляемых услуг.
4. Взаимоотношения отдела маркетинга с другими подразделениями МП ’ КТУ ’ . 1. С планово-экономическим отделом Получает:
годовые, квартальные и месячные планы по обьему и структуре оказываемых услуг ; методические материалы по вопросам планирования, анализ информации о себестоимости предоставляемых услуг. Представляет: результаты комплексного изучение рынка
пассажирских услуг с выявлением потребностей в перемещениях пассажиров по территории города в различное время , рекомендации по внедрению новых маршрутов троллейбусов ,
рекомендации по изменению графиков движения существующего подвижного состава . 2. С бухгалтерией Получает:
бухгалтерские данные за отчетный период для анализа и планирования. Представляет: документы для балансового отчета . 5. С отделом кадров Получает:
рекомендательные и руководящие материалы по организации оплаты труда и материального поощрения, соблюдению трудового законодательства; штатное расписание; положение о премировании ; график работы предприятия; рекомендации по подбору и расстановке кадров; планы подготовки и повышения квалификации специалистов . Представляет: предложения по совершенствованию организации труда, систем оплаты труда и материального поощрения, проектам штатных расписаний;
необходимые данные и материалы для анализа состояния организации труда и заработной платы;
отчетность по вопросам движения, подбора, расстановки и воспитания кадров; заявки на потребность в кадрах; табели или другие документы учета рабочего времени; заявки на повышение квалификации работников предприятия. 4. С юрисконсультом Получает:
завизированные проекты приказов, распоряжений и других документов правового характера или проекты указанных актов без визы, но с заключением о несоответствии законодательству отдельных положений с предложениями о законном порядке разрешения рассматриваемых вопросов. Представляет:
проекты приказов, распоряжений и других документов правового характера для проверки их соответствия требованиям законодательства и визирования; документы, справки, расчеты и другие сведения, необходимые для выполнения возложенных на юридическую службу функций. 5. Права Начальник отдела маркетинга имеет право:
Требовать от подразделений предприятия представления материалов, необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию отдела,
Вносить предложения, учитывающие требования потребителей по повышению качества и конкурентоспособности предоставляемых услуг.
Определять основные направления деятельности отдела, устанавливать круг вопросов, относящихся к обязанностям сотрудников, характер работы, их ответственность, утверждать должностные инструкции для сотрудников отдела. Вносить предложения о премировании работников в соответствии с действующими на предприятии системами оплаты труда.
Налагать в соответствии с трудовым законодательством дисциплинарные взыскания на работников отдела за нарушение трудовой и производственной дисциплины. Привлекать в установленном порядке специалистов научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, а также работников предприятия для проведения исследований по изучению конъюнктуры рынка, потребности и платежеспособного спроса, техническому обслуживанию и ремонту. 6. Ответственность
1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на отдел задач и функций несет начальник отдела маркетинга.
2. Степень ответственности других работников устанавливается должностными инструкциями. Должностные инструкции специалистов ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА 1. Общие положения
Начальник отдела маркетинга непосредственно подчиняется директору предприятия , назначается и освобождается от должности приказом директора . На должность начальника отдела маркетинга назначается лицо, имеющее высшее экономическое образование и опыт работы в сфере маркетинга не менее трех лет. В своей работе начальник отдела руководствуется постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями руководства предприятия, планом работы отдела и настоящей должностной инструкцией. 2. Обязанности
Проведение исследований, анализа и оценки нужд реальных и потенциальных потребителей услуг предприятия .
Изучение деятельности конкурентов и составление заключения об их возможной политике на рынке. Осуществление руководства коммуникационной политикой.
Обеспечение эффективной работы отдела, подбора и расстановки кадров, внедрение передовых методов работы с использованием ЭВМ и обучение сотрудников. 3. Права
Дополнительно к правам, установленным в положении об отделе маркетинга, начальник отдела маркетинга имеет право:
Готовить и представлять на подпись руководству предприятия договора о маркетинговой.
Вести переписку от имени руководства предприятия с потребителями продукции в части вопросов своей компетенции.
Осуществлять контроль за работой сотрудников отдела, производить в установленном порядке их прием, перемещение и увольнение, наложение дисциплинарных взысканий, а также премирование на основании действующих положений. 4. Ответственность
Начальник отдела маркетинга несет ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на него настоящей должностной инструкцией обязанностей. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА 1. Общие положения
Заместитель начальника отдела маркетинга подчиняется непосредственно начальнику отдела, назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора по представлению начальника отдела.
Заместитель начальника отдела возглавляет работу отдела во время отсутствия или отпуска начальника отдела.
На должность заместителя начальника отдела назначается лицо, имеющее высшее экономическое образование и опыт работы в области маркетинга не менее двух лет. 2. Обязанности
Организация информационной базы данных, необходимых для выполнения отделом его задач и функций.
Издание приказов, распоряжений и других документов административного характера. Другие обязанности, предусмотренные должностной инструкцией начальника отдела. 3. Права
Готовить (в отсутствие начальника отдела - визировать) договора о маркетинговой, рекламной деятельности.
Другие права, предусмотренные должностной инструкцией начальника отдела. 4. Ответственность
Заместитель начальника отдела маркетинга несет ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на него настоящей должностной инструкцией обязанностей. ЛИТЕРАТУРА
Маркетинг : как побеждать на рынке , Ноздрева Р. Б. , М 91 . Маркетинг , под ред. Романова А. Н. , М 96 .
Основы предпринимательской деятельности , под ред. Власовой, М 94.
Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции/ К. А. Волкова, И. П. Дежкина. - М. : ОАО “Издательство “Экономика”, НОРМА, 1997.
Основы менеджмента/ М. Х. Мескон, М. Альберт. - М. : “Дело”, 1996. Маркетинг для всех/ Д. И. Баркан. - Л. : Редакционно-издательский центр “Культ-информ-пресс”, 1991. Информация из Internet - Mail .
Лекции по курсу : Маркетинг , Васильев Л. И. , ВятГТУ 1997 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Другие популярные курсовые работы:

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Банковская система и ее роль в экономике.
Курсовая работа Страхование транспортных средств КАСКО
Курсовая работа Фонд социального страхования. Анализ по расходам
Курсовая работа Законодательное регулирование инвестиционной деятельности в РФ
Курсовая работа Источники формирования капитала предприятия и его размещение
Курсовая работа Инвестиционная деятельность коммерческих банков
Курсовая работа Уголовная ответственность несовершеннолетних и ее особенности
Курсовая работа Анализ эффективности производства зерна на примере РУСП Совхоз-комбинат Мир
Курсовая работа Педагогический рисунок
Курсовая работа Понятие и типы денежных систем. Денежная система Республики Беларусь
Курсовая работа Маркетинговые исследования потребителей туристского продукта
Курсовая работа Оценка состояния российского рынка ценных бумаг
Курсовая работа Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов предприятия (ООО "Кумертауский электродный завод")
Курсовая работа Исследование методов организации рекламы в Интернете
Курсовая работа Производительность труда и пути ее повышения