Курсовая работа по предмету "Военное дело"

Узнать цену курсовой по вашей теме


Техника стрельбы

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 § 1. ПРИЦЕЛЬНАЯ СТРЕЛЬБА 4 § 2. БОРЬБА С ОТДАЧЕЙ 14 § 3. БЕСПРИЦЕЛЬНАЯ СТРЕЛЬБА 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48 ЛИТЕРАТУРА 50 ВВЕДЕНИЕ
Происходящее в нашей стране убедительно доказывает, что организованные группы боевиков террористического, преступного, другого толка, как правило, находят себе не только оружие и хороших инструкторов огневого и рукопашного боя, но и получают доступ к разного рода “закрытой” литературе. Что же касается гражданского населения, сотрудников правоохранительных органов, многих военнослужащих, а также сотрудников охраны и телохранителей в коммерческих организациях, то они подчас не представляют самых элементарных вещей и зачастую не могут найти по этим вопросам доступа к учебной литературе. Итак, познакомимся с азами стрельбы из автоматического пистолета. § 1. ПРИЦЕЛЬНАЯ СТРЕЛЬБА
Автоматические пистолеты представляют собой личное оружие, предназначенное для поражения цели на коротких расстояниях Они обладают большой гибкостью огня, которым можно в течение 6 секунд поразить пять целей, расположенных по фронту на удалении 25 м от стреляющего. Пистолеты применяются в бою на небольших расстояниях и в рукопашной схватке; поэтому приемы стрельбы и конструкция пистолета должны обеспечивать его быстрое введение в действие. Практически любые пистолеты безотказны в действии, имеют легко сменяемый магазин и предохранители, управляемые пальцами правой руки. Однако какими бы высокими боевыми качествами ни обладал пистолет —быстрый, легкий выстрел и скорость переноса огня обеспечиваются только при отличном усвоении приемов стрельбы.
Рассмотрим приемы стрельбы, увеличивающие скорость ввода пистолета в действие Человеку свойственно при указании какого-нибудь местного предмета вытягивать руку в его направлении. Это действие настолько вошло в привычку, что направление, первоначально приданное руке (пальцу), не требует существенных изменений для уточнения. Это же свойство следует использовать для быстрого наведения пистолета на цель. Нужно научиться держать его так, чтобы направление ствола являлось как бы продолжением руки стреляющего (рис 1) Другими словами, если ствол займет положение указательного пальца, то направление руки даст возможность достаточно быстро и практически точно навести оружие на цель.
Некоторые стрелки, стремясь уменьшить колебания пистолета при стрельбе, сгибают локоть и усиливают захват рукоятки правой кистью, однако при этом создают самые невыгодные условия для сгрельбы на скорость.
Вытянутая рука, с физиологической точки зрения, наиболее удобна, так как суставы, мышцы плеча и предплечья фиксируются при этом наиболее прочно. Поэтому стрельба из пистолета при вытянутой руке значительно повышает скорость наводки оружия в цель, что особенно важно в реальном бою.
При полусогнутой руке требуется более сложная, координированная работа мышц. Кроме того, кисть в таком случае расположена под некоторым углом к предплечью, что усложняет наводку оружия.
На приемы стрельбы из пистолета влияет не только характер его боевого применения, но и конструктивные особенности.
Известно, что пистолеты, обладая малым весом, имеют большую отдачу. Поэтому при выстреле из-за отдачи образуется большой угол вылета. Таким образом, направление канала ствола всегда будет ниже точки прицеливания (рис 2).
Величина угла вылета изменяется при различных положениях рукоятки в руке. Это заставляет обращать особое внимание на однообразное положение пистолета в руке стреляющего. Правильное положение обеспечивает минимальное смещение, дает возможность быстро прицеливаться для очередного выстрела. Правильное положение со временем становится привычным. Положение стрелка при стрельбе
Мастер своего дела должен уметь поражать цель из любого положения. Для начинающего же следует начать со стрельбы стоя.
При такой стрельбе из пистолета туловище и ноги стрелка принимают следующее положение: ступни ног расставлены примерно на ширину плеч; вес тела равномерно распределен на обе ноги; ступни с естественно раздвинутыми носками поставлены под некоторым углом одна к другой; каблуки находятся на одной линии, параллельной линии плеч (рис. 3). Расстояние между ступнями может быть различным, в зависимости от роста. Слишком близкая постановка ног нежелательна, так как сближаются точки опоры о землю, что уменьшает устойчивость. Важное значение имеет положение центра тяжести— он не должен смещаться ни вперед, ни назад, равномерно загружая обе ноги.
Весьма важно положение правой руки. При стрельбе по неподвижной цели она располагается под некоторым углом по отношению к линии плеч, так как стрелок, принимая положение для стрельбы, делает полуоборот налево. Оптимальное положение правой руки может быть найдено следующим образом: сделайте полуоборот налево, расставьте ноги на ширину плеч, затем, закрыв глаза, поднимите правую руку в сторону цели, откройте глаза и, повернув голову в сторону цели, проверьте, направлена ли рука в цель. В случае некоторого отклонения руки исправьте ее направление перестановкой ступней. Повторите прием. Если поднятая рука при закрытых глазах оказывается вытянутой в направлении цели, то вы заняли правильное положение.
Левая рука свободно опущена или заложена за спину. Поворот головы в сторону цели не должен вызывать неравномерного или сильного напряжения мышц шеи. Голову не следует наклонять вперед или откидывать назад. Положение пистолета в руке
Напомним, что при большом угле вылета и неизбежном резком смещении оружия при выстреле однообразное и оптимальное положение пистолета в руке приобретает особое значение. Рукоятка должна удерживаться спереди пальцами, сзади ладонью. Верхняя часть рамки находится в вилке между большим и указательным пальцами. Тыльная часть рукоятки, проходя примерно посередине ладони, у основания большого пальца должна всей плоскостью прилегать к ладони.
Большой палец вытянут вдоль левой стороны рамки пистолета примерно параллельно направлению ствола. Указательный палец своим первым суставом наложен на спуск. При этом между правой стороной рамки пистолета и указательным пальцем образуется зазор (рис. 4).
Положение пистолета в руке должно быть всегда постоянным. В связи с различными размерами кисти и длиной пальцев возможны разные захваты рукоятки, но положение тыльной части рукоятки пистолета, большого и указательного пальцев — неизменно. Прицеливание
При прицеливании стрелок, зажмурив левый глаз, устанавливает мушку посередине прорези, а вершину ее—наравне с верхними краями прорези целика. Удерживая в таком положении мушку, стрелок движением руки совмещает вершину мушки с точкой прицеливания. Но это не так просто. Дело в том, что оружие в вытянутой руке колеблется, прорезь целика, мушка и точка прицеливания находятся на различном удалении от глаза. Поскольку середину прорези целика, вершину мушки и точку прицеливания требуется расположить на одной прямой (на линии прицеливания), нужно видеть с одинаковой резкостью (ясностью) прицельное приспособление пистолета и цель. Практически же это невозможно. Поэтому необходимо добиться четкой фиксации взглядом прицельного приспособления, несколько пренебрегая отчетливой видимостью точки прицеливания. Это вызывает меньшее отклонение пули.
Итак, точность прицеливания зависит от точности установки мушки в прорези целика и от совмещения вершины ровной мушки с точкой прицеливания (рис. 5). Спуск курка
Для точного выстрела нужно удерживать оружие, наведенное в цель, неподвижно. Между тем спуск курка требует некоторого движения в самый ответственный момент. Достаточно неосторожно произвести его указательным пальцем при нажиме на спуск, и пуля может не попасть в цель.
Производить выстрел надо, плавно нажимая первым суставом указательного пальца на спуск.
Если стрелок не освоил технику спуска курка, переходить к стрельбе в ограниченное время, на скорость, нельзя. Это приведет к дерганью за спуск, подчас незаметному для стреляющего. Необходимо уметь плавно спускать курок в течение 1— 2 секунд.
Начинающие стремятся “поймать” цель и резко дернуть за спуск. Это неверно. Во время прицеливания не следует обращать особое внимание на небольшое колебание пистолета, а надо плавно нажимать на спуск. Тогда пуля попадет в цель. Не стоит также затягивать время прицеливания и спуска курка. Это вызывает потребность перевести дыхание. Затаивание дыхания при стрельбе
Процесс производства выстрела тесно связан с регулированием дыхания стрелка. Дышать во время прицеливания и спуска курка нельзя. При вдохе и выдохе перемещается плечевой пояс—рука смещается и мушка отклоняется от точки прицеливания. Поэтому-то дыхание и затаивается.
Наиболее выгодно приспособить прицеливание и спуск курка к моменту дыхательной паузы на естественном выдохе. Обычно стрелок перед выстрелом делает вдох, после чего, медленно выдыхая, постепенно затаивает дыхание, сосредоточивая внимание на удержании ровной мушки у точки прицеливания и на плавный спуск курка. При скоростной стрельбе делаются короткие вдохи и выдохи. Они приурочиваются к промежуткам между выстрелами. В отдельных случаях, когда время на стрельбу из пистолета резко ограничено, например, 4—8 секунд на 5 выстрелов, затаивают дыхание на всю серию выстрелов. Особенности стрельбы из пистолета по неподвижной цели в неограниченное время После обучения приемам стрельбы из пистолета без выстрела тот, кто усвоил основную технику, допускается к стрельбе из боевого пистолета. Стрельба по неподвижной цели в неограниченное время имеет целью проверить усвоение основных приемов. Во время учебных упражнений ученик может тщательно проверить свои действия и при необходимости прервать прием, вновь восстанавливая прицеливание.
В боевых условиях из пистолета стреляют на дальность, не превышающую 50 м. Ограниченное время стрельбы, большие размеры цели, позволяющие пренебрегать некоторыми отклонениями средней точки попадания, приводят к тому, что целятся обычно в центр фигуры.
При стрельбе из пистолета по неподвижной цели в неограниченное время в учебных условиях ученику рекомендуется выполнять следующие требования: 1. До стрельбы проверить оружие. Обратить внимание на работу частей и механизмов пистолета и состояние прицельного приспособления. 2 Проверить состояние патронов. Помятые гильзы, ржавая оболочка пули, глубоко посаженный капсюль и прочее свидетельствует о неисправности патронов. 3. На огневом рубеже ступни ног должны располагаться на как можно более горизонтальной площадке.
4. Зарядив пистолет, проверить правильность положения его рукоятки в руке. 5. Занять правильное положение для стрельбы. Направить пистолет в выбранную точку прицеливания, затем, затаив дыхание и уточнив прицеливание, плавно нажать на спуск пистолета.
6. Прицеливаясь, смотреть на прицельное приспособление и следить за правильным положением мушки в прорези целика, если четко видны прорезь и мушка, но плохо видны черные круги на белом фоне мишени, то действия правильны; если же резко заметны линии на мишени и хуже видно прицельное приспособление, то стрельба будет неточной.
Пистолет будет совершать колебания у точки прицеливания, но это не должно смущать. Это естественное явление Необходимо сосредоточиться на ровной мушке и на движении указательного пальца при нажиме на спуск пистолета. Если выстрел затянулся и уже трудно удерживать дыхание, теряется резкость изображения прорези и мушки, появляется желание ускорить выстрел, следует немного отдохнуть, согнув руку в локте. Стрелять надо только тогда, когда есть уверенность, что нет ошибок в прицеливании, в положении пистолета, и палец равномерно давит на спуск.
7. После стрельбы проверить, разряжен ли пистолет, и произвести контрольный спуск.
8. Если при осмотре результатов стрельбы обнаружены значительные отклонения пуль, надо восстановить в памяти свои действия и определить причину неудачных выстрелов. Стрельба по неподвижной цели в ограниченное время
При подготовке к стрельбе в ограниченное время сериями ученику должно быть привито “чувство времени”—определенный темп стрельбы. Это достигается следующим упражнением: произвести в одну минуту пять прицеливании со спуском курка с боевого взвода: Упражнение начинается по сигналу. От начала команды засекается время и через каждые пять секунд громко объявляется, сколько секунд прошло. Если ученик не успевает уложиться в отведенное время, необходимо выяснить причины, замедляющие прицеливание и спуск курка с боевого взвода, и дополнительной тренировкой устранить их.
Скоростная стрельба начинается по сигналу. До него стрелок смотрит в точку прицеливания, не зажмуривая левого глаза и не затаивая дыхания. Только после сигнала стрелок, не напрягая руки, вытягивает ее в сторону цели. Точно установив мушку в прорези целика, он выжимает свободный ход спуска и, затаив дыхание, плавно дожимает его, стремясь удержать ровную мушку у точки прицеливания. После выстрела стрелок делает короткий вдох и выдох, одновременно восстанавливая наводку пистолета. Затем, вновь затаив дыхание, уточняет прицеливание и плавно нажимает на спуск. Внимание при каждом выстреле должно быть сосредоточено на удержании ровной мушки у точки прицеливания и плавном спуске курка.
При скоростной стрельбе нельзя держать рукоятку пистолета слишком свободно. При этом возникнет большое смещение пистолета и потребуется время для восстановления его положения в руке. Однако и сжатие не должно быть слишком сильным. Это вызывает обильный приток крови к работающим мышцам руки и нарушает устойчивость пистолета. Стрельба с переносом огня по фронту и в глубину
Необходимость быстро вести огонь, перенося его с одной цели на другую, возникает в условиях рукопашной схватки, при отражении внезапного нападения. Для стрельбы с переносом огня нужно уметь производить выстрел за 2 секунды. Время на производство выстрела следует сокращать постепенно, подводя ученика к необходимой скорости стрельбы.
Тренировку и стрельбу рекомендуется проводить на дистанции 25 м по пяти появляющимся ростовым фигурам, расположенным по фронту 8 м Время видимости цели вначале устанавливается 10 секунд (2 секунды на выстрел); затем, по мере освоения техники стрельбы, время сокращается до 8 секунд и, наконец, до 6 секунд. Если невозможно организовать стрельбу боевыми патронами, стрельба из пистолета системы Марголина может полностью возместить этот недостаток. Опыт показывает —удобнее всего обстреливать цель справа налево. Это объясняется следующим: при отдаче оружие отклоняется влево и вверх, что позволяет быстрее прицеливаться по цели, расположенной левее предыдущей, кроме того, при этом можно видеть во время стрельбы очередные цели.
При переносе огня в глубину в первую очередь поражается ближайшая цель, а затем дальние. Эффективность стрельбы с переносом огня по фронту и в глубину заключается в умении спускать курок с прицеливанием в течение 1—1, 5 секунды, поэтому ученик должен постоянно и многократно тренироваться стрелять в ограниченное время Стрельба из пистолета в сложных условиях
В экстремальных условиях не исключено ведение огня из пистолета при движении в автомобиле, на мотоцикле и так далее. При этом возможны разнообразные положения стреляющего, которые трудно предусмотреть. Обычные приемы стрельбы, употребляемые неподвижным стрелком, здесь непригодны.
Конкретные условия определяют наиболее целесообразный прием Можно быстро вытянуть руку в сторону цели с одновременным нажатием на спуск, стараясь приурочить выстрел к моменту, когда пистолет будет направлен в цель. Такой прием очень похож на обычный метод стрельбы навскидку. При подобном броске руки в сторону цели гарантируется ее поражение лишь на очень малом расстоянии. Обучают стрельбе в сложных условиях примерно в следующем порядке. Вначале выполняются приемы стоя, затем сидя с постепенным сокращением времени на прицеливание и спуск курка. Затем переходят к обучению стрельбе с движущегося автомобиля или мотоцикла. Тренировка проводится по ростовым фигурам, которые располагаются на удалении 5— 10 м в стороне от пути движения ученика. § 2. БОРЬБА С ОТДАЧЕЙ
Заметное влияние на результативность боевой стрельбы может оказать отдача оружия. Природа и последствия этого явления хорошо известны - при выстреле пистолет отклоняется от линии прицеливания. Но для боевой стрельбы более актуален вопрос о степени влияния отдачи на результат выстрела. Если бы импульс силы, возникающий при стрельбе, приводил к постоянному, не меняющемуся от выстрела к выстрелу, промаху, вредные последствия отдачи были бы минимальными. В этом случае проблема снижения точности легко снимается переносом точки прицеливания. Однако на самом деле рассеивание пуль под воздействием отдачи носит весьма неопределенный, явно нерегулярный характер. Величина отклонения оружия меняется в диапазоне с переменными границами. Чем более экстремальны условия стрельбы, тем шире диапазон. Особенности физического и психического состояния стрелка, незначительные вариации изготовки - все это и еще многое другое непременно сказывается на величине "отскока" пистолета. Без особой натяжки можно утверждать, что в бою не будет двух выстрелов с одной и той же отдачей. Значит, точно рассчитать поправку для стрельбы - невозможно. Есть ли выход из этой ситуации?
Существуют, по крайней мере, два пути: использование более совершенного оружия и освоение техники противодействия отдаче.
Первое направление широко практикуется при конструировании спортивного оружия. Однако в бою часто применяются крупнокалиберные пистолеты и мощные боеприпасы. Для такого оружия полное устранение отдачи - задача далекого будущего. Остается осваивать способы противодействия отдаче.
Известно, что парировать импульс отдачи непосредственно в ходе выстрела невозможно. Стрелок просто не успевает среагировать на отскок пистолета. Очевидно, что все необходимые меры нужно принять еще до выстрела, в процессе изготовки, прицеливания и спуска курка.
Имея в виду сказанное, расположим способы противодействия отдаче по мере нарастания их эффективности. Это важно еще и потому, что и осваивать их нужно в той же очередности, последовательно переходя от самого доступного к более сложному.
Но прежде чем приступить к характеристике способов борьбы с отдачей, сделаем несколько общих замечаний.
Для того чтобы стрелковая позиция обрела достаточную стойкость, нужно придать ей особые структурные свойства. Не будем забывать, что каждое стационарное положение человека формируется и удерживается благодаря точно сбалансированным тоническим напряжениям всей скелетной мускулатуры. Естественно, придание изготовке любых дополнительных свойств немыслимо без локальной и дозированной корректировки базового напряжения. Следует ли из этого, что при освоении способов противодействия отдаче, инструктор должен говорить обучаемому, какие группы мышц и в какой степени тот должен напрячь или расслабить? Конечно, нет. Трудно даже представить себе нормального человека, способного выполнить такое, например, указание: "Для жесткой фиксации правой руки в плечевом суставе, необходимо точно дозировать напряжение переднего и среднего пучков дельтовидной мышцы и надостную мышцу плеча (50 процентов от максимального), при равном задействовании передней зубчатой мышцы, большого и малого вращателя.... " Есть другой, более реальный, хотя и не самый простой путь. В его основе лежит теснейшая связь мысленного образа правильного действия с его двигательной реализацией.
Предлагаемый инструктором образ должен быть хорошо знаком обучаемому. Обычно это ранее освоенное действие, которое сопровождается отчетливой двигательной ассоциацией и вызывает близкие к требуемым мышечно-суставные ощущения (перенос навыка). Правда, иногда используются образы на первый взгляд совершенно не связанные с предполагаемыми действиями, например, образы окружающих предметов, животных, природных стихий. Но это не имеет существенного значения. Важно, чтобы обучаемый был способен зримо представить предлагаемый образ, оживить его и, доверчиво следуя за возникшей ассоциацией, выполнить сразу все действие целиком, от начала до конца. В дальнейшем, по мере накопления собственного двигательного опыта, обучаемый может уточнять предложенный ему образ, использовать другой, с его точки зрения, более подходящий, или вообще отказаться от всякого образа.
Итак, чтобы избежать мучительного стояния перед зеркалом в бесплодном желании напрячь или ослабить нужные группы мышц, воспользуемся именно этим подходом. Первый способ борьбы с отдачей направлен на уменьшение величины области рассеивания пуль и смещение ее центра к точке прицеливания. Цель достаточно ясная, но средства ее достижения - пока не очень....
Давайте немного пофантазируем. Как, например, преобразится стрельба, если пистолет вдруг начнет тяжелеть и станет весить сначала пять килограммов, потом десять, тридцать.... Понятно, пользоваться этаким монстром в бою невозможно. Но нам интересно другое. Изменится ли отдача при выстреле из такого оружия? Вряд ли кого-нибудь этот вопрос поставит в тупик. Если не увеличивать калибр пистолета и мощность боеприпасов импульс отдачи останется прежним. А вот какое движение он сообщит пистолету? На этот вопрос ответить не намного сложнее. Ясно, чем тяжелее оружие, тем меньше величина отскока (пистолет на орудийном лафете). Увеличение веса пистолета - самый очевидный способ борьбы с отдачей. Осталось найти возможность реализовать этот способ на практике. Вес пистолета невелик, орудийный лафет за собой не потаскаешь. И, тем не менее, выход есть. Выход - один, а направлений его реализации - два. Первое - внешняя опора вооруженной руки. Опереться можно на все что угодно, лишь бы это не мешало прицеливанию. Чем более массивное основание использовано в качестве опоры, тем лучше результат. Главное, как можно плотнее прижать вооруженную руку к опоре, так, чтобы именно она приняла и рассеяла (поглотила) весь импульс отдачи (фото 1-3). Понятно, что этот способ трудно назвать универсальным. Вряд ли в ближнем бою будет достаточно времени для отыскания подходящей опоры и фиксации на ней оружия. Кроме того, любая внешняя опора сразу, и весьма существенно, ограничивает простреливаемое пространство, тем самым затрудняя перенос огня. Поэтому более реально второе направление "увеличения веса" оружия - целенаправленное структурирование стрелковой позиции.
Фото 1. В качестве опоры для рук могут быть использованы любые окружающие предметы: мебель, дверные и оконные проемы, перила лестничных маршей.... Фото 2. Прижавшись к опоре, стрелок заметно снижает влияние отдачи на результат выстрела. Недостаточная мобильность позиции компенсируется защитными свойствами укрытия. Подвижность ведущей руки ограничена. Это затрудняет перенос огня без смены позиции.
Фото 3. Стрельба вверх - сложный вариант ведения огня. Результативность выстрела возрастет, если использовать внешнюю опору. Такая изготовка затрудняет перенос огня, но позволяет повысить его плотность. Низкий силуэт позиции делает стрелка менее уязвимым.
Основная идея - утяжелить пистолет за счет собственного веса стрелка. Отсюда и главная проблема применения этого способа. Нужно из гибкого, пластичного, подвижного человеческого тела создать для пистолета прочное, устойчивое и неподвижное основание, своего рода лафет. Нет смысла повторять уже известные читателю аргументы, обосновывающие практическую невозможность создания конструкции с абсолютными свойствами на основе "человеческого материала". Но даже если и не ставить перед собой такой цели, задача не становится проще. Трудность реализации этого способа заключается в том, что только максимально напрягая все мышцы и жестко фиксируя каждый сустав, желаемого эффекта не достигнуть. Подобные перегрузки лишь раскачают стрелковую позицию, и ни о каком прицельном выстреле не будет и речи. Нужную конструкцию можно собрать, только весьма расчетливо дозируя степень напряжения каждой группы мышц. Но, изготавливаясь, прицеливаясь и спуская курок, практически невозможно еще и контролировать подобное неравномерное напряжение скелетной мускулатуры. Преодолеть эту трудность помогает мысленный, эмоционально окрашенный образ. Чтобы разом потяжелеть, стать массивнее и основательнее, попытайтесь представить себя чем-то, обладающим такими свойствами, например, бетонным блоком или орудийным лафетом. Такой обобщенный образ чего-то тяжелого, способного поглотить, "заземлить" энергию отдачи, всю, без остатка, мы называем "гиря".
Но тут стрелка подстерегает опасность. Представить себя большим и тяжелым не так трудно. Гораздо сложнее обеспечить передачу всего импульса отдачи от пистолета к телу. Здесь большое значение имеет способ удержания оружия. Руки стрелка - вот проблемная часть "гири". А самое слабое звено рук - локтевые суставы. Их удается отключить, только если полностью выпрямить вооруженную руку. Но тогда пистолет оказывается слишком далеко от основной массы "гири". Это чревато возникновением заметного опрокидывающего момента. Чтобы "гиря" оказалась более компактной, стрелку необходимо приблизить пистолет к собственному центру тяжести (фото 4). Он сгибает руку с пистолетом, но.... Согнутые в локтях руки не обладают нужной жесткостью и, безусловно, часть энергии отдачи будет подбрасывать оружие, а не передаваться на массивное тело стрелка.
Фото 4. Возможный вариант материализации образа "гиря". Тело стрелка компактно сгруппировано вблизи его центра тяжести. Ноги, руки и туловище образуют треугольники в трех плоскостях. Их взаимное расположение надежно фиксируется крупными мышечными массивами. Ось предплечья ведущей руки проходит через центр тяжести. Дополнительная опора на колено уменьшает число степеней свободы руки. Для усиления всей конструкции можно использовать двойной хват.   Итак, главное в реализации "гири" - осознанная и освоенная готовность принять "на себя" импульс отдачи, поглотить и рассеять его энергию, трансформировав значительную амплитуду отскока пистолета в едва заметное движение всего тела. Но, сузив область рассеивания, мы не уменьшили ее неопределенность. Отклонение пули от точки прицеливания вправо-влево даже на незначительную величину иногда равносильно промаху. Придание рассеиванию пуль более регулярного характера цель второго способа противодействия отдаче.
Если не применять специальных мер, область рассеивания пуль представляет собой плоскую фигуру с нечеткими контурами. Задача второго способа - заключение этой области в более строгие границы. В идеале нужно стремиться "сплющить" область рассеивания до вертикальной линии. Особая роль вертикальных линий будет раскрыта в разделе о бесприцельной стрельбе.
Таким образом, второй способ противодействия отдаче направлен на придание области рассеивания пуль более четких очертаний.
Теперь, исходя из принятого нами подхода, подберем такой мысленный образ, который бы позволил сформировать стрелковую позицию, обладающую нужными структурными свойствами. Но прежде - о некоторых особенностях перераспределения локальных напряжений скелетной мускулатуры.
Для того чтобы пистолет во время отдачи двигался строго в вертикальной плоскости, нужно, во-первых, максимально ограничить возможности его ухода в сторону и, во-вторых, оставить некоторую "слабину" для отскока вверх. Наиболее подходящий для этого образ-тиски. Те, кто хотя бы раз пользовался этим нехитрым приспособлением, конечно, знают его особенности. Зажав в тиски какую-либо деталь, можно не сомневаться в ее безукоризненной поперечной фиксации. А вот противодействие вертикальным нагрузкам - слабое место тисков. Использование этого образа в борьбе с отдачей направлено на создание мощных усилий, удерживающих пистолет от боковых смещений и, в то же самое время, оставляющих некоторую свободу для его движения в вертикальной плоскости (фото 5). В дальнейшем мы обсудим, как влияет на результативность стрельбы преимущественно вертикальный разброс пуль.
Фото 5. Так может выглядеть изготовка стрелка, работающего с образом "тиски". Естественный тонус крупных мышечных массивов фиксирует вертикаль силуэта стрелка. Позиция подготовлена к отражению фронтальной составляющей импульса отдачи (нога несколько отставлена назад, плечевой и локтевой суставы ведущей руки "отключены"). В боковом направлении оружие фиксируется свободной рукой. К парированию же вертикальной составляющей импульса отдачи специальных мер не принимается.  
Итак, "тиски" призваны уменьшить неопределенность области рассеивания, "сплющивая" ее и сводя, в идеале, к вертикальной линии.
Надежно поражая вертикальную ось противника, можно решить большинство боевых и специальных задач ближнего боя. Тем не менее, иногда выстрел должен быть предельно точным, когда не допустимо не только боковое, но и вертикальное отклонение пули. В таком случае влияние отдачи должно быть сведено на нет. С этой целью можно использовать третий, самый сложный способ подавления импульса отдачи. Его цель очевидна - ликвидировать и боковое, и вертикальное движение пистолета.
На первый взгляд может показаться, что это невозможно. Как пистолет ни держи, во время выстрела он двинется обязательно. Однако выход есть. Предположим, что под действием отдачи пистолет будет перемещаться строго назад. Такое движение оружия к промаху не приведет. Следовательно, нам нужен контролируемый противоход пистолета. Заметим, именно откат орудийного ствола рассеивает энергию отдачи во многих артиллерийских системах.
Для того, чтобы добиться нужного эффекта, необходимо целенаправленным перераспределением локальных напряжений мускулатуры верхнего плечевого пояса удерживать пистолет от боковых и вертикальных перемещений, а всю энергию отдачи направлять в сторону, противоположную движению пули. Тогда ориентация ствола останется практически без изменений. Необходимые акценты в напряжение мышц можно внести, если использовать образ отката орудийного ствола, условно говоря - "пушки". Свободный ход ствола, амплитуда которого ограничивается дульным тормозом, - подходящий образ работы мышечных массивов, противодействующих отдаче (фото 6. ).
Фото 6. Подобным образом можно изготовиться, реализуя образ "пушка". Пистолет приближен к центру тяжести стрелка. Двойной хват и прижатые к телу локти удерживают оружие от смещения в боковом и вертикальном направлениях. Туловище опирается на своеобразные "рессоры" из согнутых в коленях ног и подготовлено к "приему" импульса отдачи. При выстреле "отскок" пистолета превращается в возвратно-поступательное движение - упругий "откат".  
Нужно только иметь в виду, что и "тиски" и "пушка" не могут быть реализованы в полном объеме исключительно статическим напряжением мускулатуры, даже если оно подобрано точно. В идеале изготовка должна меняться по ходу выстрела. Но изменение динамической структуры стрелковой позиции не должно восприниматься как реакция на воздействие отдачи. Это принципиальнейшее положение. Отдача мгновенный удар, ни один человек не способен на него среагировать. И, тем не менее, динамический "прием" энергии отдачи возможен. В его основе лежит не реакция, а заранее спланированная и до автоматизма отработанная парирующая деформация стрелковой позиции. Она должна начинаться вместе со спуском курка и на мгновение упреждать отскок пистолета. Парирующая деформация изготовки, вместе с нажатием на спусковой крючок и компенсирующим доворотом кисти, должна быть включена в состав стрелкового движения. Другими словами, активно противодействовать отдаче нужно не в ответ на сбивающее движение пистолета, а опережая и упреждая его.
Чтобы к статическому (пассивному) противодействию отдаче добавить еще и динамическую (активную) составляющую, нужно тонко прочувствовать естественный ход пистолета, ощутить особенности отскока оружия данного типа. Это позволит в дальнейшем мягко "принимать" уже хорошо знакомое движение пистолета и направлять его в нужную сторону. Нетрудно подобрать пример аналогичных действий. Так, теннисист готовит удар еще до контакта ракетки с мячом. Скорость и направление его полета, вращение мяча на девяносто процентов - результат прогноза ситуации и выполнения опережающих действий (выход на ударную позицию, принятие нужного положения, замах, ведение ракетки к мячу, управление контактом).
Таким образом, противодействие отдаче - это комплексное действие, направленное на пассивное отражение и активное подавление отскока пистолета при выстреле. Чтобы освоить тот или иной способ противодействия отдаче, необходимо использовать тесную связь физиологии и психики. Эта связь активизируется с помощью точно подобранного мысленного образа. Его главное предназначение содействовать формированию цельного потока ощущений и эмоций, которые в дальнейшем будут сопровождать правильное действие. От мысленного образа не требуется внешнего сходства с нужным действием. Гораздо важнее, чтобы образ соответствовал "содержанию" действия, его "внутреннему наполнению". Только тогда в сознании обучаемого возникнет истинно мастерский набросок будущей картины правильного действия, которая, по мере его освоения, наполнится живыми красками реальных мышечно-суставных ощущений. § 3. БЕСПРИЦЕЛЬНАЯ СТРЕЛЬБА
В ближнем бою огонь ведется с коротких дистанций, нередко в упор. Причем из-за большого числа укрытий и препятствий стрельба осложняется кратковременным, нерегулярным появлением (мельканием) цели. В таких условиях боец обязан чутко реагировать на мельчайшие изменения обстановки. Однако "сквозь прорезь прицела" всех деталей не увидишь. Стрелок отрывает взгляд от мушки и.... теряет линию прицеливания. Теперь при внезапном столкновении с противником прицельно выстрелить почти невозможно. Нет времени.
Итак, главный "враг" прицельной стрельбы - дефицит времени. Выход очевиден экономия каждой секунды, каждого мгновения.
Добиться этого можно двумя путями: либо довести стрелковые движения до ювелирной точности, либо исключить (совместить) отдельные фазы стрельбы. Каждое движение стрелка должно быть безупречным, в этом сомнений нет. И тем не менее прицельный выстрел нельзя произвести раньше, чем будут подавлены непроизвольные сбивающие движения в контурах стабилизации, коррекции и прицеливания. Так что возможности первого пути ограничены.
Остается второй. Единственным кандидатом на исключение является прицеливание. Но возможно ли произвести точный выстрел (кроме выстрела в упор), не увидев противника сквозь прорезь прицела, не взяв его "на мушку"? Что за вопрос! воскликнет искушенный читатель и назовет имена по меньшей мере десятка поистине легендарных стрелков. Все верно. Но мы не собираемся вести речь ни о выдающихся способностях, ни об исключительном даре, ни о таланте от бога. Нас больше интересует реальная возможность настойчивого и терпеливого воина освоить технику стрельбы без традиционного прицеливания.
Начнем с того, что бой - не спортивное состязание. Главное в бою - уничтожить противника, а не набрать максимум очков. А для этого необязательно "класть в яблочко" пулю за пулей. Достаточно поразить любой жизненно важный орган противника.
Большинство видов активной деятельности человек осуществляет сохраняя вертикальное положение тела. Все жизненно важные органы человека размещены вдоль позвоночника - вертикальной оси туловища. Это позволяет считать цель не точкой (как в прицельной стрельбе), а вертикальной линией в центре силуэта противника. Но даже такое небольшое допущение способно качественно изменить стрелковую ситуацию. На самом деле, если для каждой точки прицеливания существует только одна - единственная "попадающая" траектория, то для попадания в линию таких траекторий бесконечно много. Все "попадающие" траектории образуют своеобразный "поражающий веер". А прицеливание из задачи совмещения трех точек на одной линии, превращается в задачу наведения поражающего веера на вертикальную ось силуэта противника - "нацеливание" (рис. 1).
Рис. 1. При традиционной стрельбе нужно прицелиться - совместить на одной линии мушку, прорезь целика и цель. Стреляя бесприцельно, необходимо "нацелиться" навести поражающий веер оружия на вертикальную ось силуэта противника.
Но прежде чем рассмотреть детали технического исполнения бесприцельной стрельбы, остановимся на некоторых важных особенностях нашего организма. Каждому из нас не составляет труда закрыв глаза коснуться рукой практически любой точки своего тела. Однако не все задумывались, за счет чего это достигается.
Центральная нервная система человека каждое мгновение располагает информацией о положении в пространстве всего тела в целом и каждой его части в отдельности. Мириады чувствительных элементов, расположенных по всему телу, непрерывно шлют сообщения в головной мозг о состоянии и изменении каждого суставного угла, о степени напряжения каждого мышечного волокна. Из этого сонма сигналов складывается точнейшая целостная картина - "схема тела". Именно благодаря этой "схеме" человек всегда знает какое положение занимает его тело и каким образом изменяется взаимное расположение его отдельных частей.
Чуть хуже человеком освоено пространство, отдаленное от него на расстояние "вытянутой руки". В этой области промахи хоть и редки, но уже возможны, особенно если затруднен визуальный контроль за осуществляемыми действиями. Проще всего это проверить, если, глядя в зеркало, попытаться взять что-либо со стола.
Дело в том, что, когда мы тянемся к какому-либо предмету, центральная нервная система, используя зрение, непрерывно корректирует, уточняет траекторию движения руки, "наводит" ее на цель (работает контур коррекции). Аналогичный механизм используется и для прицеливания. Ровная мушка удерживается на цели исключительно благодаря неусыпному зрительному контролю (контур прицеливания). Но именно отсутствие зрительного контроля за точностью наведения пистолета является главным отличительным признаком бесприцельной стрельбы. Возникает закономерный вопрос: если во время бесприцельного выстрела, контур прицеливания и контур коррекции не могут установить и сохранить визуальный контакт "ровной мушки" с целью, то каким же образом стреляют признанные мастера?
Простого ответа на этот вопрос не существует. Пока ясно одно: чтобы не глядя на пистолет, направить его на цель, требуется дополнительный контур управления стрелковыми движениями - "контур нацеливания". В своей работе он должен использовать принципиально иной физиологический механизм, а именно, способность человека "ощущать" окружающее пространство, умение ориентироваться в нем, "привязываться" к нему. Необходимые для формирования контура нацеливания свойства и качества в той или иной мере имеются у каждого. Нужно лишь высвободить природные способности, "обострить" и задействовать их при стрельбе. Но это почти невозможно, если неизвестны принципы функционирования механизма ориентации. Для того, чтобы прояснить все необходимые детали, нужно ответить на три вопроса. Как человек воспринимает окружающее пространство? Каким образом человек ориентируется в пространстве? Как, не глядя на пистолет, направить его точно на цель?
Люди говорят: "Мой дом - моя крепость", "Дома и стены помогают", и это не просто банальные истины, это - реальность. Если пространство освоено, в нем чувствуешь себя уверенно. А вот на "чужой территории" всегда поначалу испытываешь некоторый дискомфорт - нужно время для естественной адаптации в незнакомом месте. В бою же лишнего времени нет. Значит, необходимо учиться сознательно активизировать процесс адаптации.
Человек воспринимает окружающее пространство трехмерным. Более того, как правило, стрелок действует в уже достаточно упорядоченной искусственной среде. Действительно, вертикальные и горизонтальные плоскости доминируют в урбанизированном пространстве городов, в типовом жилье и стандартных офисах. Подобный "кубизм" настойчиво подталкивает человека к ориентации с использованием именно прямоугольных координат. В такой обстановке стрелку остается выбрать направление основных координатных осей и, тем самым, завершить структурирование окружающего пространства.
Итак, отвечая на первый вопрос, можно допустить, что, адаптируясь в окружающем пространстве, стрелок прежде всего структурирует его, а уже потом организует на базе внешних объектов, своего рода, прямоугольную систему координат. Теперь положение любого объекта, любое действие определяются легко и естественно: "Осторожно, сзади! ", "Противник слева! ", "Вперед! ", "Отходим! " После завершения адаптации стрелок должен "привязаться" к структуре пространства. Начинается "привязка" с выбора ориентиров. Чаще всего это элементы пространства, рядом с которыми наиболее вероятно появление противника (дверные и оконные проемы, укрытия). Правильно организованная система ориентиров облегчает контроль над пространством боя, увеличивает скорость реагирования на действия противника, упрощает взаимодействие в составе группы. Но одно дело - уверенно ориентироваться в пространстве боя, и совершенно другое - использовать эту способность при бесприцельной стрельбе. Здесь недостаточно только воспринимать взаимное расположение объектов, нужно еще наводить оружие точно на силуэт противника. Для этого стрелок должен уметь безошибочно определять направление на цель. Только в этом случае можно считать, что "привязка" к пространству завершена.
Говоря о направлении на цель, следует помнить, что в прямоугольной системе координат цель, как и всякий прочий объект, имеет высоту, длину и ширину. Какой из этих параметров является доминирующим при бесприцельной стрельбе? Для точного наведения пистолета, длина и ширина цели почти бесполезны (за исключением достаточно редких случаев стрельбы вверх или вниз). Этот факт лишний раз подтверждает особую роль высоты цели. Следовательно, при бесприцельной стрельбе практически любую цель можно заменить ее главным структурным элементом - вертикальной осью или совокупностью вертикальных осей. Но для фиксации положения цели необходима еще и точка отсчета направлений. Очевидно, являясь объектом трехмерного пространства, стрелок будет связывать все направления с самым главным для него ориентиром - продольной осью собственного тела. Именно поэтому при ведении бесприцельной стрельбы эта ось должна занимать вертикальное положение. Считается, что продольная ось тела человека совпадает с линией позвоночника (с точностью до его естественных изгибов). Однако не во всех стрелковых позициях удается сохранить вертикальное положение тела. Пример - стрельба лежа. И тем не менее бесприцельная стрельба из подобных положений возможна. При любой изготовке непременным условием бесприцельного выстрела является вертикальное положение головы стрелка. Итак, в пространстве боя явно выделяются две важнейшие для нацеливания параллельные линии - вертикальная ось стрелка и вертикальная ось противника. Из геометрии известно, что через две параллельные прямые можно провести только одну плоскость. Плоскость, проходящую через вертикальные оси стрелка и цели, будем называть "плоскостью нацеливания" (рис. 32). Следовательно, направление на цель задается ориентацией в пространстве плоскости нацеливания. Рис. 2. Для бесприцельной стрельбы огромное значение имеет вертикальное положение тела стрелка (как минимум - вертикальное положение головы). Собственная вертикаль является для стрелка главным ориентиром, своего рода началом координат, относительно которого определяются все направления в пространстве боя. При этом направление на цель фиксируется так называемой "плоскостью нацеливания", которая "связывает" собственную вертикаль стрелка и вертикальную ось силуэта противника.
Таким образом, ориентация стрелка в пространстве заключается в формировании своего рода системы отсчета, в которой стрелок, его противник и все окружающие его предметы имеют известные координаты положения. Сама же система отсчета должна быть неподвижной. Она как бы распята в пространстве боя, накрепко пригвождена вертикалями внешних ориентиров. Подобный подход к решению проблемы ориентации распространен достаточно широко.
К примеру, минометный огонь жестко привязывается к системе ориентиров на поле боя. Другими словами, формируется та самая система отсчета, в которой миномет и цель связаны между собой не визуально - линией прицеливания, а опосредованно через внешние объекты. Поэтому при переносе огня миномет не прицеливают, а с необходимой поправкой наводят на ближайший к цели ориентир. В этом случае говорят, что огневая позиция "привязана" к местности.
Теперь, когда механизмы адаптации и ориентации в пространстве более или менее ясны, осталось ответить на последний, третий вопрос: как же все-таки, не глядя на пистолет, указать стволом точно на цель?
Чтобы реально "ощутить" эту проблему, проделайте несколько опытов. Для начала попробуйте посветить небольшим электрическим фонариком, зажав его зубами. Конечно, держать фонарик таким образом не совсем удобно, но зато можно заметить, что луч безукоризненно точно сопровождает каждый поворот головы. Центральная нервная система человека позволяет практически безупречно определять направление взора. Это значит, что человек способен почти безошибочно отследить положение цели точным поворотом головы. Следовательно, идеальным было бы размещение пистолета на голове стрелка, наподобие фонаря шахтера. Но, по понятным причинам, это невозможно и нужно искать более подходящий вариант.
Проделайте другой опыт. Возьмите фонарь так, как его держат американские полицейские - положив на плечо. При таком варианте луч точно отслеживает малейшие изменения положения туловища.
Предположим, стрелок заметил цель и повернул голову в ее сторону. Известно, что любой даже самый незначительный поворот головы мгновенно фиксируется сигналами об изменении суставных углов шейных позвонков и степени напряжения шейной мускулатуры. Поэтому стрелку не составляет большого труда и самому развернуться по направлению к цели, которую он видит. Значит, если пистолет жестко закрепить на туловище, то соответствующий маневр стрелка будет сопровождаться наведением ствола точно на цель.
Но все дело в том, что стрелок держит пистолет в руке, а не прикрепленным к туловищу.
Возьмите в руку включенный электрический фонарь. Неправда ли легко навести луч и удержать его на любом предмете? Это аналог стрельбы с использованием лазерного целеуказателя. А теперь попробуйте сначала направить фонарь на цель, и только потом включить его. Как говорится: "Почувствуйте разницу". Практически невозможно безукоризненно точно навести фонарь, не видя светового пятна. Последний опыт позволяет определить самое слабое место бесприцельной стрельбы. Основную ошибку в нацеливание пистолета вносит рука с множеством своих крупных и мелких подвижных сочленений - суставов. Начиная от плеча и заканчивая многозвенными цепочками пальцев, каждый сустав, обеспечивая руке новые степени свободы, в тоже самое время привносит в движение дополнительную погрешность. Когда движение направлено к точке на собственном теле, возможные ошибки траектории обнаруживаются суставно-мышечным чувством. Если же движение направлено вовне, его траектория нуждается в непрерывном визуальном контроле. А так как положение пистолета при нацеливании зрением не контролируется, погрешности суставов руки накапливаются. В результате - промах. Выходит, что даже безупречная ориентация стрелковой позиции еще не означает отсутствие ошибки в наведении пистолета. Очевидно, между направлением на цель и ориентацией пистолета должен быть надежный посредник, который возьмет на себя функцию зрения и поможет минимизировать погрешность нацеливания. Таким посредником может быть только мышечно-суставное чувство. Именно проприоцептивная система, о которой уже говорилось ранее, остается единственным источником информации о положении пистолета, если оно не контролируется зрением. Тогда инструментом, посредством которого направление ствола связывается с целью, становится стандартная изготовка.
Необходимость ведения огня из стандартных положений делает бесприцельную стрельбу достаточно сложной для исполнения. Ведь в основе стандартизации изготовки лежит способность стрелка мгновенно формировать конструкцию, безукоризненно точно связывающую плоскость нацеливания и ось канала ствола пистолета. Здесь слишком высока цена любой неточности.
Чаще всего стандартные изготовки строятся на базе уже известных нам стрелковых позиций. Для примера обратимся к спортивной стрельбе, в которой широкое распространение получила весьма характерная изготовка. Стрелок поворачивается к мишени практически боком. При этом рука с оружием сразу же оказывается в плоскости нацеливания. Лучи поражающего веера пересекают вертикальную ось силуэта мишени. Целиться теперь не обязательно. На короткой дистанции промах маловероятен. Это наблюдение позволяет сделать достаточно общий вывод: при бесприцельной стрельбе предпочтение должно отдаваться позициям, котооые позволяют совместить поражающий веер пистолета с плоскостью нацеливания (рис. 3). В противном случае результат выстрела будет зависеть еще и от дальности цели (рис. 4).
Рис. 3. В стандартных стрелковых позициях пистолет размещается в плоскости нацеливания. Наведение оружия осуществляется разворотом и ориентацией на цель всей конструкции .

Рис. 4. Если пистолет располагается вне плоскости нацеливания, то даже при точной ориентации конструкции "стрелок-пистолет" возможен промах, величина которого зависит от дальности цели.
Таким образом, результативность бесприцельной стрельбы полностью определяется способностью стрелка создавать предельно жесткую, стандартную конструкцию "стрелок - пистолет" и умением точно ориентировать эту конструкцию на цель. Тем самым разрешается самое серьезное противоречие прицельной стрельбы невозможность мгновенного согласования контуров прицеливания и коррекции. Отказавшись от их "услуг", стрелок целиком полагается на свою способность адаптироваться и ориентироваться в пространстве. Тогда контур нацеливания точно сориентирует стрелковую позицию на цель, а контур стабилизации жестко зафиксирует стандартную изготовку. В работу друг друга они не вмешиваются, и, следовательно, дополнительных дестабилизирующих факторов не возникает. Знакомясь с основами прицельной стрельбы, мы уже говорили о том, что человеческое тело создано для движения. Нам с большим трудом даются статические напряжения скелетной мускулатуры. Любая фиксированная поза очень скоро превращается в пытку. Но для успешного бесприцельного выстрела от стрелковой позиции требуется именно неподвижность и предельная жесткость. Значит, гибкое, пластичное человеческое тело на время стрельбы должно превратиться в монолит. Выполнить это условие в полном объеме практически невозможно. Остается определить и реализовать тот минимально необходимый набор действий, который сохранит бесприцельную стрельбу как способ, пригодный для ведения огня в ближнем бою.
Рука - наименее жесткое "звено" стрелковой позиции. Именно способ удержания пистолета является "ахиллесовой пятой" любой изготовки. Поэтому чаще всего при ведении бесприцельной стрельбы пистолет держат двумя руками. Двойной хват позволяет достаточно жестко зафиксировать суставы вооруженной руки. При самом простом варианте хвата обе руки, удерживая пистолет, выпрямляются вперед до полного "выключения" локтевых суставов. Вся конструкция фиксируется встречными усилиями рук. Вооруженная рука как бы толкает пистолет в сторону цели, другая рука удерживает первую равным по величине и противоположным по направлению усилием. Образуется жесткая конструкция, которую специалисты часто называют "рамка" (рис. 5). Сама рамка фиксируется на требуемом уровне грудными и плечевыми мышцами. Эта позиция является фронтальной и не очень мобильной. Держать руки в таком положении неудобно, особенно во время перемещений. Тем не менее, именно эта позиция позволяет достигать предельно возможной жесткости всей стрелковой конструкции. К тому же она достаточно легко стандартизируется. Рис. 5. Самый распространенный вариант двойного хвата. Пистолет располагается в плоскости нацеливания. Локти обеих рук "отключены". Фиксация стрелковой рамки обеспечивается согласованным напряжением грудных мышц и мускулатуры плечевого пояса. Изготовка хорошо стандартизируется. Мобильность позиции невысокая. Продолжительное пребывание в готовности к выстрелу затруднено - быстро нарастает усталость мускулатуры плечевого пояса.
Чуть более мобильной является позиция, при которой полностью выпрямлена только рука, удерживающая пистолет. В этом случае вооруженная рука становится продолжением пистолета, своего рода "прикладом". Другая рука до предела вжимает "руку - приклад" в плечо. Позиция становится полуфронтальной. В таком варианте изготовки положительным является незначительное напряжение руки, удерживающей пистолет. Фактически, усилия мышц плеча и предплечья вооруженной руки нужны лишь для фиксации локтевого сустава, но не для противодействия другой руке. Упор в этом случае обеспечивается естественным ограничением свободного хода плеча назад. Эта позиция позволяет расслаблять мышцы, периодически опуская руки, и, при необходимости, успешно стрелять навскидку, так как "приклад" пистолета всегда остается у плеча (рис. 6). Стандартизировать эту позицию несколько сложнее, чем первую, так как "свободный" локоть поддерживающей руки не гарантирует однообразия угловой ориентации пистолета.
Рис. 36. Вариант использования конструкции "рука-приклад". Характерно "отключение" локтевого сустава и полный выбор свободного хода в плече ведущей руки. Наведение и фиксация пистолета осуществляется свободной рукой. Функции ведущей руки ограничены нажатием на спусковой крючок. Точку контакта рук стрелок выбирает исходя из личных предпочтений и может смещать ее от кисти до локтя ведущей руки. Стандартизация позиции затруднена. Мобильность - достаточная.
К недостаткам первых двух позиций можно отнести их ограниченные возможности в борьбе с отдачей. На самом деле, "отключение" локтевого сустава вооруженной руки позволяет реализовать только стрелковую "гирю". Правда, можно попытаться дополнить "гирю" "тисками", но сделать это непросто из-за жесткой фиксации рамки. В таких условиях импульс отдачи способен несколько снизить точность бесприцельной стрельбы при ведении серийного огня.
Дело в том, что в условиях отсутствия зрительного контроля за положением пистолета приходится целиком полагаться на работу контура нацеливания. Однако мощное ударное воздействие отдачи, передающееся через жесткую рамку на тело бойца, сбивает основную настройку изготовки - ориентацию стрелковой позиции на цель. Попытка бойца уточнить положение пистолета сразу после выстрела скорее всего будет неудачной. Парадокс ситуации заключается в том, что первоначальная наводка оружия является самой точной. Любые поправки в нацеливании после окончания формирования конструкции "стрелок - пистолет" только сбивают прицел. Это легко проверить, если попытаться после первого успешного выстрела по мишени, не меняя позиции и не целясь, перевести огонь в другую область той же самой мишени (например, первый выстрел в голову, второй - в правое плечо). Не каждый стрелок выполнит такое упражнение без предварительной подготовки. Из сказанного вовсе не следует, что первые две позиции непригодны для серийной стрельбы. Нужно лишь при каждом выстреле осуществлять нацеливание заново. Для этого нет необходимости всякий раз ломать имеющуюся и возводить новую стрелковую конструкцию. Достаточно изменить внутренне восприятие выстрела, личное отношение к изготовке и каждый раз стрелять так, как будто поражается новая цель. В этом случае контур нацеливания будет задействован полноценно. Третья позиция, получившая широкое распространение благодаря стрельбе по системе "флеш", также позволяет придать всей стрелковой конструкции необходимую жесткость. Это стрельба с двух рук, но без "отключения" локтевых суставов (рис. 7). Здесь жесткость достигается, как и в первом случае, встречным усилием рук-созданием рамки. Характерной особенностью такой стрелковой позиции является возможность фиксировать рамку на различных уровнях, начиная от бедра и заканчивая линией глаз (рис. 8-10). С одной стороны, это значительно расширяет диапазон использования позиции, с другой - значительно повышает требования к стандартизации каждого положения. Другими словами, каждый используемый уровень фиксации рамки с пистолетом порождает новую изготовку, которую придется осваивать отдельно. Поэтому для ведения бесприцельной стрельбы необходимо выбрать какое-либо одно положение рамки, но отработать изготовку до автоматизма. Традиционное положение рамки при стрельбе по системе "флеш" пистолет на уровне глаз - предназначено для прицеливания. При ведении бесприцельной стрельбы в этом нет необходимости. Можно порекомендовать не поднимать пистолет выше собственного солнечного сплетения. В этом случае, даже при некотором вертикальном разбросе пуль, выстрел поразит противника в живот или грудь. Такой, с позволения сказать, "промах" не уменьшит останавливающего эффекта выстрела. Кроме того, прижав руки к телу, как бы оперевшись на него локтями, стрелок может существенно усилить всю конструкцию (рис. 11). Такая рамка представляет собой треугольник, который уже сам по себе обладает необходимой жесткостью и поэтому не нуждается во встречных усилиях рук. Ошибка! Не указано имя закладки.
Рис. 7. Вариант изготовки, получивший распространение в прицельной стрельбе по системе "флэш". Положение тела - естественное. Пистолет достаточно жестко зафиксирован в плоскости нацеливания. При этом позиция не теряет мобильность. В наибольшей степени подходит для ведения бесприцельной стрельбы. Однако согнутые в локтях руки заметно затрудняют стандартизацию изготовки.
Рис. 8. Базовая изготовка для бесприцельной стрельбы. Пистолет расположен низко. Локти обеих рук плотно прижаты к туловищу - стрелковая рамка получает дополнительную опору. Позиция хорошо стандартизируется.
Рис. 9. Вариант изготовки для бесприцельной стрельбы. Среднее расположение пистолета. Стрелковая рамка фиксируется мускулатурой плечевого пояса.
Рис. 10. Вариант изготовки для бесприцельной стрельбы. Пистолет расположен высоко. Необходимая жесткость стрелковой конструкции обеспечивается согласованной работой мускулатуры плечевого пояса. Стандартизация изготовки затруднена.
Рис. 11. Вариант изготовки, рекомендуемый для обучения бесприцельной стрельбе. Нижнее положение стрелковой рамки. Двойной хват и прижатые к туловищу локти обеспечивают максимальную жесткость конструкции "стрелок-пистолет". Оружие размещено в основной плоскости симметрии тела стрелка. Ориентируясь, человек привычно разворачивается так, что интересующий его объект оказывается именно в этой плоскости.
Можно сказать, что это положение рук является самым комфортным для мускулатуры верхнего плечевого пояса, и, следовательно, наиболее приспособленным для длительного нахождения в состоянии постоянной готовности к огневому контакту. Кроме того, опора рамки на туловище существенно упрощает стандартизацию изготовки. Другим преимуществом рамки из согнутых в локтях рук является возможность использовать для борьбы с отдачей не только "гирю" или "тиски", но и стрелковую "пушку". Это позволяет сохранять практически неизменным направление оси канала ствола пистолета при серийной стрельбе. Теперь обобщим материал первых разделов.
Мы подробно рассмотрели два наиболее известных и широко используемых способа стрельбы, которые были условно названы "прицельная стрельба" и "бесприцельная стрельба". Для разработки методики подготовки стрелков необходимо выяснить их отличия и общие черты.
По ходу изложения материала мы упоминали о разных физиологических механизмах, лежащих в основе прицеливания и нацеливания. Тогда работа центральной нервной системы сравнивалась с функционированием контуров в системах автоматического управления. Продолжая эту аналогию, можно утверждать, что контур прицеливания "замкнут" по зрению, а контур нацеливания - "разомкнут".
Процесс формирования и удержания линии прицеливания без участия зрения реализовать нельзя. Стрелок именно визуально контролирует относительное положение целика, мушки и точки прицеливания. Малейшее отклонение мгновенно фиксируется зрением. Информация об этом поступает в головной мозг. Там вырабатываются управляющие сигналы, необходимые скелетной мускулатуре для ликвидации погрешности в прицеливании. Тысячи мышечных волокон согласованно включаются в работу, а изменение первоначального отклонения снова фиксируется зрением. Контур замкнулся.
При бесприцельной стрельбе зрительный информационный канал контроля за положением пистолета отсутствует. Контур наведения оружия на цель оказывается "разомкнутым по зрению". Стреляя бесприцельно, визуально оценить, а при необходимости, и устранить ошибку наведения пистолета нельзя. Приходится включать в работу новый физиологический механизм - способность человека адаптироваться и ориентироваться в пространстве.
Для того, чтобы прочувствовать разницу в работе замкнутой и разомкнутой по зрению систем, ощутить пропасть, лежащую между ними, проделайте следующий опыт. Поставьте на вытянутый указательный палец гимнастическую палку и попытайтесь удержать ее в вертикальном положении. Несмотря на явную неустойчивость конструкции, вы наверняка справитесь с этой задачей. А теперь закройте глаза и попробуйте еще раз. Результат очевиден. Ничего не выйдет! Именно зрение позволяет своевременно обнаружить отклонение от вертикали - падение палки. Получив эту информацию, центральная нервная система мгновенно вырабатывает и реализует сигналы коррекции. Только благодаря этому становится возможным сохранять равновесие столь шаткой конструкции (рис. 12, 13). Ошибка! Не указано имя закладки.
Рис. 12. Этот простой опыт убедительно демонстрирует роль зрения для тонких, точно выверенных движений. Таким нехитрым способом каждый из нас без труда удержит палку в положении равновесия, глядя на нее. Но стоит закрыть глаза ....
Рис. 13... .. и уже ничто не удержит палку отпадения. Следует признать: мы настолько привыкли действовать под жестким зрительным контролем что уже не обращаем внимания на этот факт.
Можно ли, не глядя на палку, удержать ее в вертикальном, а при необходимости, и любом другом положении? Безусловно. Нужно лишь прекратить балансировать и крепко ухватиться за палку рукой, а лучше двумя. Но тут неизбежно возникает другая проблема - как, не глядя, придать ей требуемую ориентацию? Встав перед зеркалом, возьмите палку двумя руками. Закройте глаза и расположите ее перед собой вертикально или горизонтально. Теперь откройте глаза. Ну что, не получилось? Придется сделать еще несколько попыток, прежде чем результат удовлетворит вас (рис. 14, 15). Ошибка! Не указано имя закладки.
Рис. 14. Следующий опыт убедительно доказывает, что прицельная и бесприцельная стрельба имеют коренные, принципиальные различия. Легко придать палке вертикальное или горизонтальное положение, визуально контролируя и корректируя свои действия. Однако первые попытки повторить опыт с закрытыми глазами наверняка не будут столь же успешными.
Рис. 15. Лишь после более или менее продолжительной тренировки результаты станут стабильно удовлетворительными.
Проделанные опыты убедили нас в том, что прицельная и бесприцельная стрельба строятся на различных физиологических механизмах. Следовательно, кропотливо оттачивая технику прицельного выстрела, можно добиться высоких результатов только в прицельной стрельбе. Способность стрелять бесприцельно не появится сама по себе. Ни у кого же не вызывает сомнения то, что, осваивая технику владения ножом, невозможно как бы между прочим научиться еще и метать его. Важно понимать - бесприцельная стрельба так же отличается от прицельной, как метание ножа от его традиционного использования. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К бесприцельной стрельбе необходимо относиться как к самостоятельному виду деятельности, почти не связанному со стрельбой прицельной. Бесприцельная стрельба предъявляет к стрелку особые требования. Поэтому и методика освоения этого вида стрельбы принципиально отличается от традиционной. Главное при обучении бесприцельной стрельбе - развивать у бойца способность выполнять нацеливание, не глядя на пистолет. За этой способностью стоит целый комплекс специфических свойств и качеств.
Однако, несмотря на коренные отличия, прицельная и бесприцельная стрельба имеют одну общую черту. И в том, и в другом случаях стационарность изготовки обязательное условие успешного выстрела. Прицеливание и нацеливание непременно должны завершиться паузой. Стрелок перед выстрелом вынужден замереть. Движение - враг прицельного и бесприцельного выстрела. Стрелок неустанно борется со всеми движениями, сбивающими наводку пистолета (подвижность цели, нестабильность опоры, перемещение бойца, отдача пистолета). Неподвижность стрелковой позиции достигается сбалансированным статическим напряжением скелетной мускулатуры. Поэтому прицельная и бесприцельная стрельба являются стрельбой одного и того же типа - статической стрельбой.
Условия ближнего боя нередко вынуждают стрелка вести огонь с максимальной скоростью. Выстрел может стать почти мгновенным, если стрелять бесприцельно. Но скоростная бесприцельная стрельба основывается на совершенно иных биологических механизмах, нежели стрельба традиционная - прицельная. Без умения "привязаться" выстрелить не целясь невозможно. Однако способность "привязаться" к пространству боя базируется на механизмах адаптации и ориентации. А эти механизмы не могут быть сформированы традиционными тренировками. Поэтому даже хороший стрелок будет вынужден начинать освоение бесприцельной стрельбы практически с нуля. Опыт прицельной стрельбы здесь почти бесполезен. Технология освоения бесприцельной стрельбы хорошо известна. В ее основу положен принцип "пристрелки" стандартных изготовок. Начинать следует с одной или нескольких типовых позиций, обеспечивающих необходимую стабильность конструкции "стрелок - пистолет". Каждая выбранная позиция "пристреливается" отдельно от других. Боец должен сформировать устойчивый навык единообразного принятия и точной ориентации на цель каждой из осваиваемых позиций. Добиваться этого нужно в ходе регулярных тренировок - изготовка, выстрел, оценка промаха, внесение необходимой поправки. Однако активизировать механизмы адаптации и ориентации в пространстве можно и вне тира или стрелкового полигона. Обращайте внимание на предметы и элементы окружающего вас пространства. Мысленно выстраивайте на их основе систему ориентиров. Отмечайте места вероятного появления и возможного отхода гипотетического противника. Используйте в таких занятиях электрический фонарик или лазерную указку.
Что же касается противодействия отдаче, то это комплексное действие, направленное на пассивное отражение и активное подавление отскока пистолета при выстреле. Чтобы освоить тот или иной способ противодействия отдаче, необходимо использовать тесную связь физиологии и психики. Эта связь активизируется с помощью точно подобранного мысленного образа. Его главное предназначение содействовать формированию цельного потока ощущений и эмоций, которые в дальнейшем будут сопровождать правильное действие. От мысленного образа не требуется внешнего сходства с нужным действием. Гораздо важнее, чтобы образ соответствовал "содержанию" действия, его "внутреннему наполнению". Только тогда в сознании обучаемого возникнет истинно мастерский набросок будущей картины правильного действия, которая, по мере его освоения, наполнится живыми красками реальных мышечно-суставных ощущений. ЛИТЕРАТУРА
1. Жуковский В. , Ковалев С. , Петров И. Пистолет в ближнем бою. - М. : ЗАО "ЛГ Информейшн Груп" и ООО "Издательство АСТ", 2000. 2. Медведев А. Н. , Богачева С. А. Как дрались в НКВД. серия: тайны воинских искусств. – М. , 1990.
3. Суарес Габриэль. По две пули каждому // Солдат удачи. - 1995. - №4, 5.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Другие популярные курсовые работы:

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Организация управления малым предприятием
Курсовая работа Пути увеличения капитала коммерческого банка
Курсовая работа Приемы работы над развитием связной речи младших школьников
Курсовая работа Учет и анализ основных средств и нематериальных активов
Курсовая работа Административная ответственность
Курсовая работа Учёт и анализ доходов и расходов коммерческого предприятия на примере ООО "СуперСтрой-Уфа"
Курсовая работа Педагогические условия организации самостоятельной работы учащихся
Курсовая работа Управление финансовыми ресурсами предприятия
Курсовая работа Состав и структура оборотного капитала предприятия
Курсовая работа Структура оценки персонала
Курсовая работа Анализ и оценка эффективности системы управления персоналом
Курсовая работа Управление конфликтами в организации
Курсовая работа Наследование по завещанию
Курсовая работа Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
Курсовая работа Роль государства в рыночной экономике