Курсовая работа по предмету "Военное дело"

Узнать цену курсовой по вашей теме


Диагностика и профилактика неуставных взаимоотношений в части и подразделении

г====================================================================¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ им. В. В. КУЙБЫШЕВА ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦  3КУРСОВАЯ РАБОТА 0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Слушателя 3-го курса 3-го факультета ¦ ¦ ¦ ¦ майора Шабага Валерия Леонидовича ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ТЕМА:  1"Диагностика и профилактика неуставных взаимоотношений 0 ¦ ¦ ¦ ¦  1в части и подразделении"  0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Руководитель-консультант ¦ ¦ ¦ ¦ полковник ВАСЮКОВ ПЕТР ПАВЛОВИЧ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Защищена Оценка ¦ ¦ отлично ¦ ¦ "____" ___________ 199_ г. "______________" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ г. МОСКВА ¦ ¦ ¦ ¦ 1994г. ¦ ¦ ¦ L==================================================================== - 2 ПЛАН
Введение ............................................................. 3 I. Изучение межличностных отношений в коллективе и
диагностика неуставного поведения ............................... 5 II. Профилактика - основное средство предупрежде
ния неуставных взаимоотношений .................................... 11
Заключение .......................................................... 19
Приложения .......................................................... 20
Список использованной литературы ......................... 24 . - 3 ВВЕДЕНИЕ
Множество проблем существует сегодня в нашей стране и в Воору женных Силах. Некоторые из армейских проблем возможно решить только на Государственном уровне, другие на уровне Министерства Обороны, третьи возможно решить силами командиров и личного состава. Проблема неустав ных взаимоотношений относится к тому типу, которые должны решаться на всех упомянутых уровнях.
Падение моральных устоев в последнее время усиленное политическим и экономическим кризисом, вылилось ростом преступности, захлестнуло волной безнравственности, бездуховности и нигилизма. Особо ранима в этих условиях молодежь. Эта болезнь, поразившая все наше общество и нашедшая себе место в армии, в экстремальных уловиях воинской службы, выразилась в неуставных взаимоотношениях между военнослужащими. Сюда можно отнести неповиновение, злоупотребление властью, оскорбление, на силие, так называемые "дедовщину", ущемление прав и достоинства от дельных национальностей и другие негативные явления во взаимоотношени ях в воинских коллективах.
Можно ли избежать их ? Если нет, то хотя бы свести до минимума. Что может сделать каждый командир для утверждения в солдатской казарме нормальных человеческих отношений ? На эти и некоторые другие вопросы я попытался ответить исходя из опыта своей службы, на основании наблю дений и выводов, сделанных после изучения многочисленной литературы по данному вопросу.
Решение проблемы, как мне видится, можно условно разделить на два направления. Во-первых: изучение личности воина, межличностных отноше ний в воинских коллективах, диагностика неуставного поведения военнос - 4
лужащих. Во-вторых: работа по профилактике и предупреждению неуставных взаимоотношений, реагирование на случаи их проявления и устранение их последствий. . - 5
I. ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ И ДИАГНОСТИКА НЕУСТАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ.
Целью диагностики неуставного поведения является профилактика, ограничения, предупреждения моральных и физических оскорблений личнос ти военнослужащего, в интересах создания здоровой нравственной атмос феры в воинских коллективах.  1Одно из величайших заблуждений при сужде  1ниях о человеке в том, что мы называем, опре  1деляем человека умным, глупым, добрым, злым,  1сильным, слабым, а человек есть все ....  0  1Л. Н. Толстой
Индивидуальность воина, ее естественнонаучные основы, социальная природа и проявления в повседневной жизни - предмет особого интереса для каждого командира. Социальные качества человека обнаруживаются в его личности, которая связывает воедино различные психические процессы индивида и сообщает его поведению необходимую последовательность и ус тойчивость.
Поведение человека, вплоть до простейшего, ближайшего поступка рождается из потребностей. Отражение мозгом какой-либо актуальной пот ребности и вероятности её удовлетворения является эмоцией. Низкая ве роятность реализации потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрастание вероятности по сравнению с ранее имевшимся прогно зом удовлетворения порождает положительные эмоции.
Таким образом, потребности представляют основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждения и цель. Для командира это по ложение означает: анализ индивидуальности подчиненного начинается с уяснения его социальных потребностей. При этом особое предпочтение - 6
следует отдавать потребности самоутверждения личности, ибо она являет ся стержнем, вокруг которого строится человеческое поведение. Поскольку эмоции обладают определенным потенциалом влияния на конкретный выбор в иерархии потребностей, то открывается возможность целенаправленного воздействия на сферу потребностей, прежде всего на те, которые представляют наибольшую ценность как для формирования лич ности воина, так и для развития, сплочения коллектива. Однако необхо димо иметь в виду, что потребности нельзя ни уничтожить, ни насадить. Как только офицер становится во главе воинского подразделения возникает чрезвычайно сложный вопрос: как разных, прошедших свою жиз ненную школу людей, имеющих неодинаковую подготовку, отличающихся ха рактером, темпераментом, физическим развитием, объединиить в боеспо собный коллектив. Это задача со многими неизвестными. Одна из них профилактика, предупреждение неуставного поведения.
Диагностика в данном случае рассматривается как способность ко мандира распознавать предпосылки к неуставным взаимоотношениям, выяв лять причины их возникновения и живучести, прогнозировать тенденции в поведении военнослужащих, предотвращать физические оскорбления, глум ления и издевательства. Офицер, диагностируя взаимоотношения, опирает ся на глубокие знания индивидуальных особенностей подчиненных, исполь зует рекомендации педагогики, психологии, учитывает свой служебный опыт, практику командиров, начальников, социологов, психологов, юрис тов.
При изучении индивидуальных особенностей молодых воинов важно вы явить их социальные потребности. Сюда относится потребность военнослу жащего в признании его как личности, потребность занимать определенный статус в официальной структуре подразделения и в неофициальных микро формированиях. Такие потребности жизненно важны для каждого воина, а - 7 тем более молодого.
Работа с молодыми воинами свидетельствует о том, что для них с первого дня службы важно знать, каким масштабом они будут "измеряться" в этом коллективе.
Первое общение с молодым воином всегда памятно для него. Команди ру важно помнить, что он молниеносно анализирует информацию командира в ходе беседы с точки зрения воздействия на чувство собственного дос тоинства: ущемляется оно или поддерживается. По каким из этих двух ка налов пойдет информация, зависит в последующем поведение военнослужа щего. ущемление чувства достоинства подтолкнет воина на поиск защитни ка. Чаще всего таким временным успокоителем является старослужащий. Он, ссылаясь на свой горький опыт, советует не обращаться в трудную минуту за помощью к офицерам, а искать защиту у наиболее "авторитет ных" "дедов".
В интересах диагностики поведения военнослужащих применяются ме тоды: наблюдения, беседы, анализа документов, социалогического опроса, социометрию и др.
Наблюдение - целенаправленное восприятие поведенческих характе ристик военнослужащего, обусловленное задачей выявления предрасполо женности к неуставным взаимоотношениям.
Этот метод предполагает регистрацию, фиксацию особенностей пове дения военнослужащего в ходе общения, делового взаимодействия с това рищами на занятиях по боевой и гуманитарной подготовке, особенно в нестандартных ситуациях, неофициальной обстановке. Руководствоваться при наблюдении необходимо следующими критериями: характер взаимодейс твия, уровень взаимопонимания, наличие одобрений и упреков, готовность к взаимопомощи или недоброжелательность.
Оно должно быть планомерным, систематичным и целеустремленным. - 8
Такое наблюдение позволяет увидеть и зафиксировать изменения, динамику развития поведенческих характеристик, помогает изучить скрытые на пер вый взгляд процессы через прямой контакт с воином в различных служеб ных и внеслужебных ситуациях.
В интересах диагностики неуставного поведения командир подразде ления составляет программу наблюдения. Она включает: подбор, расста новку, инструктирование офицеров, младших комндиров, активизацию воз действий (индивидуальных и общественных) на военнослужащего, предрас положенного к антиуставным проявлениям.
Иэвестнуюоль роль в выявлении деформаций во взаимоотношениях вои нов во взаимоотношениях может играть беседа. Первую беседу с солдатом командир должен стремиться провести как можно раньше, в первый же день прибытия воина в подразделение. В целях изучения личности прибывшего, такая беседа даст наилучший результат. Итог беседы записывается в ра бочую тетрадь, а в дальнейшем при систематическом их проведении ре зультаты сравниваются, делаются выводы, а возможно и прогнозы. Однако возможности беседы ограничены. Боязнь "разоблачения" сос тоявшегося разговора с офицером побуждает некоторых солдат к сокрытию негативных явлений и фактов. Кроме того, опасаясь получить ярлык "ин форматора", "доносчика" и быть отвергнутым, групповой человек, как правило, ведет себя в беседе неискренне.
Анализ документов позволяет на основе зафиксированной информации сделать предположение о склонности некоторых военнослужащих к отклоня ющемуся поведению в общении с товарищами. В совокупности с методами наблюдения, беседы и другими методами выявления предрасположенности к неуставным действиям он дает положительные результаты. К наиболее информативным документам относятся: автобиография; - 9 характеристика военного комиссариата; заключение медицинского учреждения;
психолого-педагогический дневник командира подразделения, в кото ром солдат ранее проходил службу; листы нарядов; сержантские книжки; журнал боевой подготовки; служебная карточка; отчеты по дисциплинарной практике и др.
Получить интересующую информацию кратким и эффективным способом позволяет опрос военнослужащих. Это еще один важный метод диагностики поведения военнослужащих. Его, как правило, проводят штатные психоло ги, социологи, юристы, но это под силу и любому инициативному команди ру.
Цель опроса - выявить в коллективе, особенно в период прибытия молодого пополнения, основную направленность отношений старослужащих к прибывшим воинам, их намерения в обучении и оказании помощи в станов лении новичков. Кроме этого важно знать настрой самих молодых солдат, их интерес к службе. Простейшая форма опросника, который позволяет по лучить определенную информацию о характере взаимоотношений в подразде лении приведен в приложении 1.
На основе информации, полученной в процессе опроса и с помощью других методов диагностики, вырабатывается план работы по предотвраще нию неуставных взаимоотношений.
Значительными возможностями по сравнению с остальными методами диагностики располагает социометрия - совокупность приемов и средств, используемых для изучения групповой динамики (авторитетность, лидерс тво, сплоченность и т. п. ). Для выявления в коллективе "неуставщины" - 10
методом социометрии необходимо выбрать социометрический критерий, из готовить социометрические карточки по числу членов группы и список группы. Вариант социометрической карточки, социоматрицы и социограмм дружеских связей и антипатий приведен в приложении 2.
Порядок проведения исследования : каждому члену группы выдается социометрическая карточка и при необходимости список личного состава подразделения. С обследуемыми проводится инструктаж о порядке работы и правилах заполнения социометрической карточки. По окончании исследова ний списки и карточки собираются, полученный материал обобщается, строятся социоматрицы и социограммы.
Анализируя социограммы, делается вывод о наличии микрогрупп, дру жественных связей и антипатий между солдатами.
Ранняя диагностика конфликтов во взаимоотношениях между военнос лужащими довольно сложное и многотрудное дело. Но оно перспективно при условии отлаженной организации управления процессами, происходящими в воинском коллективе.
Приостановить конфликт в зародыше - это значит психолого-педаго гическими, административными мерами снять или уменьшить отрицательные эмоции, раздражительность у противоборствующих сторон. В значительной мере этому способствует эффективное и справедливое стимулирование тру да военнослужащих последнего (предпоследнего) периода службы, чуткое и внимательное отношение к молодому пополнению части. . - 11
II. ПРОФИЛАКТИКА - ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕУСТАВНЫХ ВЗАИ МООТНОШЕНИЙ.
В Вооруженных Силах РФ пользуются разработанной ранее методикой поэтапной профилактики неуставных взаимоотношений. Реализация ее тре бований осуществляется путем последовательного решения конкретных за дач на различных этапах работы с личным составом. Безусловно, успех этой работы во многом зависит от своевременности ее проведения. Как и любой физический недуг, нравственный недуг - искажение норм взаимоот ношений между людьми - легче предупредить или вылечить на начальном этапе, нежели бороться с хроническим заболеванием, давшим множество осложнений.
Воспитание человека начинается еще до его рождения и продолжается на протяжении всей его жизни. Начало воинского воспитания знаменуется призывом молодого человека на службу в Вооруженные Силы, продолжается на всем ее протяжении и заканчиваеся после его увольнения.
Первыми офицерами, которые встречают призывника, являются офицеры военных комиссариатов. Их основная задача заключается в активном фор мировании у призывников коллективистских качеств, правильном представ лении об уставном порядке в воинских коллективах, профилактической воспитательной работе среди юношей, склонных к негативным образцам по ведения.
По прибытию в часть главное внимание должно уделяться правильному формированию у воинов первичных навыков в выполнении служебных обязан ностей. В первые дни необходимо изучить требования законов и воинских уставов о взаимоотношениях в воинских коллективах, разъяснить, как вести себя в тех случаях, когда кто-либо из сослуживцев посягает на их достоинство. На этом этапе воспитательной работы с молодыми воинами - 12
офицерам следует обеспечить обстановку внимания и доброжелательности, проявлять постоянную заботу о подчиненных, чуткость и такт во взаимо отношениях. Всем случаям сквернословия, грубости, оскорблений со сто роны сержантского состава и солдат более ранних сроков службы должен быть дан беспощадный отпор. Тем самым добиться твердой уверенности подчиненных в соблюдении принципа справедливости и равной ответствен ности за соблюдение дисциплины и правопорядка.
Показательным примером необходимости опеки молодых воинов в на чальный этап их службы может послужить случай, произошедший в в/ч 73420 г. Волжского, где я начинал службу. Прибывшее молодое попол нение разместили в клубе для распределения по подразделениям. По чьей то халатности там не осталось ни одного офицера и уже через несколько минут старослужащие выносили из клуба отобранные у молодежи продукты, вещи, гражданскую одежду. Злоумышленников удалось остановить. Очень неуютно чувствовали они себя перед строем части, когда пришлось возв ращать отобранное законным владельцам. Этот случай оказал огромное воспитательное воздействие и на молодых воинов, и на старослущащих. Первые укрепились в вере в стремлении командиров к социальной справед ливости, вторых, по крайней мере, в течении нескольких дней не было и видно около клуба части.
На начальном этапе службы особое внимание необходимо уделить изу чению молодых воинов, которые вступают в пререкания, болезненно реаги руют на замечания, либо отличаются замкнутостью, становятся объектом шуток и насмешек, испытывают острую тоску по дому.
К активной воспитательной работе в подразделении необходимо прив лекать все категории командиров, актив, передовых воинов. От сержант ского состава добиваются равной требовательности к молодым воинам, ре шительно пресекаются попытки психологического давления на младших ко - 13
мандиров со стороны солдат и сержантов более ранних сроков призыва из других подразделений для получения послаблений землякам, знакомым и т. д. Объектом воспитания на этом этапе являются не только новобранцы, но и воины других призывов.
Огромную роль в воспитании и изучении личного состава играет тор жественное принятие Военной присяги. В этот день предоставляется прек расная возможность для встречи командиров с родителями воинов. Очень важно проинформировать родителей об условиях воинской службы, органи зации быта, напомнить о необходимости сообщать в часть о случаях полу чения тревожных писем от сыновей и других фактах, способных отрица тельно повлиять на отношение воина к службе. В то же время необходимо больше узнать о жизни их сына, его учебе и работе до службы, характе ре, планах, намерениях и т. д. Желательно поддерживать связи с родите лями на протяжении всей службы их сына.
Опыт службы в должностях командира взвода и роты подтверждает высокую эффективность воздействия на личность воина ведения личной пе реписки с его родителями. Значительные затраты времени практически всегда приносили хороший результат.
Командиру важно иметь в виду, что в начале службы у воинов актив но складываются межличностные связи. В интересах воспитания дружбы между воинами различных национальностей целесообразно равномерно укомплектовывать все подразделения солдатами и сержантами различных национальностей. Необходимо анализировать, кто из земляков уже служит в данной части, на чем складываются их контакты. Офицеры должны сосре доточить свои усилия на работе в микрогруппах, складывающихся на осно ве землячества, национальности.
Особое внимание уделяется размещению воинов в подразделении строго по отделениям в соответствии со штатным-боевым расписанием, - 14
контролю очередности нарядов, соблюдению графика уборки помещений и территории.
С первых дней службы необходимо выявлять людей склонных к недис циплинированности, неисполнительности, пререканиям, "лидеров" с отри цательной направленностью. Для них наиболее характерны жестокость, эгоизм, бездуховность, стремление подчинить себе людей, получить при велегии. В целях обеспечения своего влияния они чаще всего используют насилие или угрозу его применения. Обычно "лидер" обладает ложным ав торитетом "бывалого парня", "спортсмена", "знатока современной музыки" и т. п. В его поведении ярко проявляется развязность, заносчивость, грубость, высокомерие, самоуверенность. В выявлении подобных "лидеров" используют индивидуальные и групповые беседы с военнослужащими различ ных периодов службы и национальностей, постоянное наблюдение за пове дением воинов, анализ их взаимоотношений. К группе риска относятся, прежде всего, военнослужащие обладающие недостатками воспитания, а именно: ранее судимые и имевшие приводы в милицию;
воспитывавшиеся в неблагоприятных условиях, при отсутствии одного или обоих родителей;
обладающие ярко выраженными отрицательными чертами характера; имеющие претензии на лидерство.
С другой стороны, ни в коем случае нельзя упускать из вида воен нослужащих, имеющих физический или моральный дефект - это потенциаль ные потерпевшие.
После выявления лиц, склонных к неуставным взаимоотношениям, не обходимо в зависимости от условий, повторяемости применять следующие виды воздействия: побуждение к самопознанию, обучение планированию по ведения, преодоленияситуативных импульсных побуждений, а если эти . - 15
способы не дают результата, то предупреждение в личной беседе, наложе ние дисциплинарного взыскания, обсуждение на общем собрании подразде ления, привлечение военных юристов и др.
В сплочении воинских коллективов прежде всего необходимо опирать ся на опытных и безупречно дисциплинированных воинов последнего перио да службы. Не следует допускать послаблений для воинов более ранних призывов, важно предъявлять одинаковые требования во всем - в большом и малом. Искоренять мнение, что распорядок дня, соблюдение формы одеж ды, порядок несения службы, построения, выполнение хозяйственных работ и другие не очень приятные мероприятия становятся для старослужащих необязательны. Не обязательно получение привелегий и послаблений ста рослужащими проявляются в явной форме, это может быть замаскировано и завуалировано под "добровольное" взваливание тяжестей службы на себя молодыми воинами.
Основными признаками, свидетельствующими о наличии элементов не уставных взаимоотношений, являются:
неряшливый внешний вид солдат первого периода службы (грязное ра бочее обмундирование, сношенная обувь, старое нательное белье, отсутс твие отдельных элементов военной формы одежды);
пассивность, замкнутость, уединение молодых воинов в свободное время, в праздничные и выходные дни;
выполнение молодыми солдатами наиболее тяжелых и трудоемких хоз работ, в том числе в свободное время, стирка, чистка и глажение чужих предметов формы одежды;
"добровольное" размещение в неудобных местах при просмотре кино фильмов, телепередач (просмотр стоя);
общественная пассивность, нежелание выступать на собраниях с кри тикой, отсутствие желания идти в увольнение и культпоход; - 16
попытка сокрытия различного рода травм, в том числе при медосмот ре и др.
Неуставные взаимоотношения основываются на круговой поруке. Глум ление и издевательства замалчиваются не только их исполнителями, но и пострадавшими. Вот почему каждый случай антиуставных взаимоотношений должен быть расследован до конца. Установить истинное положение и пра вильно отреагировать на него - значит не допустить преступления или грубого нарушения воинской дисциплины.
Индивидуально-профилактическая работа с каждым воином дополняется комплексом мер коллективно-воспитательного характера. Работу по профи лактике неуставных взаимоотношений нельзя замыкать только на работе с солдатами. Подбор, воспитание и методические инструктажи офицеров, прапорщиков и сержантов - неотъемлимое условие успеха. Руководитель должен постоянно помнить о высокой ответственности за врученные ему судьбы, о необходимости проявления педагогического такта и доброжела тельности. Необходимо, чтобы каждый знал, что обстоятельствами, спо собствующими совершению преступлений и неуставных взаимоотношений яв ляются:
необдуманные и противоправные действия командиров, наличие недос татков в характере у руководителя, высокомерие;
предвзятое либо наоборот снисходительное отношение начальников к подчиненным;
недостаток контроля за личным составом; непринятие мер по совер шенным преступлениям; слабая организация различных видов служб; пассивность сержантского состава; слабая забота о людях;
плохиебытовые условия, некачественное медицинское обслуживание; . - 17 наличиенеформальных групп с отрицательной направленностью;
слабый контроль за документами, печатью войсковой части и др. Особым предметом разговора являются конфликты, связанные с нацио нальной принадлежностью военнослужащих. Можно условно выделить четыре основных группы причин таких конфликтов:
нахождение в воинском коллективе военнослужащего с отрицательными личностными качествами и негативной направленностью, с предубеждением к отдельным национальностям;
недостатки и упущения командиров в воспитательной работе с много национальным личным составом. Отсутствие у руководителей учета нацио нальных особенностей воинов, психологии многонациональных воинских коллективов;
упущения и перекосы в организации боевой подготовки, службы войск, в поддержании уставного порядка. Игнорирование в обучении и воспитании воинов индивидуального подхода, фактора межнационального общения солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров;
отсутствие у командиров достоверной и полной информации о положе нии дел в коллективе и эффективности управлении процессами, протекаю щими в сфере межнациональных отношений в подразделении и части. Для эффективной работы по профилактике конфликтов на национальной основе между военнослужащими руководящему составу необходимо прежде всего глубоко изучить особенности развития межнациональных отношений, а так же прочно освоить различные методы их регулирования, способы своевременного предупреждения даже мелких негативных явлений. Работа по целенаправленной профилактике неуставных взаимоотноше ний должна органически сочетаться с опытной организацией планомерной . - 18
боевой учебы, воспитательной работы, постоянной диагностикой складыва ющихся отношений в воинском коллективе, формированием уставных взаимо отношений и беспощадной борьбой с носителями нездоровых традиций в подразделении. . - 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поддержание в подразделении крепких уставных взаимоотношений яв ляется важным условием крепкой воинской дисциплины, поддержания под разделения в постоянной боевой готовности.
В современных условиях, когда меняются коренные устои нашего об щества, когда до предела накалена социальная обстановка в государстве Вооруженные Силы должны оставаться оплотом стабильности и уверенности. В значительной мере это зависит от командного состава Вооруженных Сил. Важнейшим условием поддержания уставных взаимоотношений в части и подразделении является совершенствование организаторской деятельности командного состава, его профессиональная компетентность, ответственное отношение к выполнению воинского долга, высокая требовательность к се бе и людям, сочетаемая с заботой о них.
Сплочению воинских коллективов способствует целенаправленная пов седневная работа по воинскому, правовому и нравственному воспитанию личного состава, строгое выполнение правил, установленных законами и воинскими уставами Российской Федерации, постоянная забота командиров и начальников об улучшении быта своих подчиненных, совершенствовании их культурного, бытового и медицинского обслуживания, борьба за нравс твенную чистоту отношений, незамедлительная реакция на малейшее прояв ление "дедовщины", "землячества" и других негативны традиций. Командиры частей и подразделений призваны и впредь вести активную работу по повышению уровня дисциплинированности и организованности личного состава. Все это является надежным гарантом способности Воору женных Сил выполнять возложенную на них ответственную задачу по защите нашей Родины. . - 20 Приложение 1. Опросник
Уважаемый товарищ ! Оцените свою группу по указанным ниже пара метрам. Будьте пожалуйста исренними. Результаты опроса используются в интересах совершенствования групповой деятельности. 1. Дружелюбие 1 2 3 4 5 6 7 8 Враждебность 2. Согласие 1 2 3 4 5 6 7 8 Несогласие
3. Удовлетворенность 1 2 3 4 5 6 7 8 Неудовлетворенность 4. Увлеченность 1 2 3 4 5 6 7 8 Равнодушие
5. Продуктивность 1 2 3 4 5 6 7 8 Непродуктивность 6. Теплота 1 2 3 4 5 6 7 8 Холодность
7. Сотрудничество 1 2 3 4 5 6 7 8 Разобщенность 8. Взаимн. поддержка 1 2 3 4 5 6 7 8 Недоброжелательность 9. Занимательность 1 2 3 4 5 6 7 8 Скука 10. Успешность 1 2 3 4 5 6 7 8 Неуспешность  3СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ! . - 21 Приложение 2. Социометрическая карточка (вариант).
1. С кем из своих сослуживцев Вы больше всего общаетесь, близко дружите, сотрудничаете, меньше всего ссоритесь и конфликтуете ?
..................... ..................... .....................
..................... ..................... .....................
2. С кем из членов коллектива Вы не дружите, часто ссоритесь и конфликтуете ?
..................... ..................... .....................
..................... ..................... .....................  3СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ! . - 22 Социоматрица дружеских связей и антипатий.
-----T------------------T------------------------T--------------¬ ¦ NN ¦ Кто выбирает ¦ Кого выбирают ¦ Сумма выборов¦ ¦ п/п¦ +------------------------+------T-------+ ¦ ¦ ¦ 1 2 3 4 5 ...¦ "+" ¦ "-" ¦ +----+------------------+------------------------+------+-------+ ¦ 1 ¦ Иванов П. И. ¦ --- + ¦ 1 ¦ 0 ¦ ¦ 2 ¦ Петров К. Н. ¦ + --- ¦ 1 ¦ 0 ¦ ¦ 3 ¦ Сидоров С. В. ¦ + --- + ¦ 2 ¦ 0 ¦ ¦ 4 ¦ Каримов Р. А. ¦ - --- ¦ 0 ¦ 1 ¦ ¦ 5 ¦ Белянко О. П. ¦ + + - --- ¦ 2 ¦ 1 ¦ ¦ 6 ¦ .......... ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Сумма выбора "+" ¦ 3 2 0 0 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ "-" ¦ 1 0 0 1 0 ¦ ¦ ¦ L----+------------------+------------------------+------+------- . - 23 Социограмма дружеских связей ("+") 1 2 3 4 5 Социограмма антипатий ("-") 4 1 5 Условнык обозначения: - 24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методика поэтапной профилактики неуставных взаимоотоношений в подразделениях. - М. :Воениздат, 1987.
2. Профилактика конфликтов на национальной основе (опыт, анализ, рекомендации). - М. : Воениздат, 1991.
3. Психология и педагогика военного управления. Учебно-методичес кое пособие. - / Изд. ВВИА им. В. В. Жуковского, 1992.
4. Военная педагогика и психоглогия / Под ред. А. В. Барабанщико ва. - М. : Воениздат, 1986.
5. Зуев Ю. П. Уставные взаимоотношения: как они формируются. - М. : Воениздат, 1986.
6. Психологическая консультация, профилактика и коррекция в рабо те войскового пчсихолога. - М. : ГУ по работе с л/с, 1992.
7. Информационно-методический сборник. - М. : ЦВСППИ, 1992. 8. Пси хологическая профилактика - основное средство предупреждения конфликтных ситуаций в воинских коллективах. - "Куйбышевец" N 5, 1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Другие популярные курсовые работы:

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Оценка финансовой устойчивости предприятия
Курсовая работа Развитие рынка туризма в Республике Бурятия
Курсовая работа Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
Курсовая работа Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества
Курсовая работа Аудит затрат на производство
Курсовая работа Организация архивного хранения документов
Курсовая работа Кредитование физических лиц
Курсовая работа Влияние индивидуальных особенностей личности на организационное поведение
Курсовая работа Возмещение вреда, причинённого здоровью гражданина
Курсовая работа Учет и анализ наличных и безналичных денежных потоков
Курсовая работа Современное сварочное оборудование
Курсовая работа Конкурентоспособность России
Курсовая работа Анализ платежеспособности и кредитоспособности организации
Курсовая работа Изучение феномена тревожности у студентов первого курса
Курсовая работа Причины мирового экономического кризиса и пути выхода из него