Курсовая работа по предмету "Медицина"

Узнать цену курсовой по вашей теме


Функциональные резервы и состояние здоровья студенток Северо-Кавказского региона



УДК 612.13+612.17- 053.7

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА

Агаджанян Н.А., Цатурян Л.Д.

Российский университет дружбы народов,

Ставропольский государственный университет

г. Москва, Россия,

г. Ставрополь, Россия

Организм человека, испытывающий в условиях современного научно-технического прогресса непрерывные стрессовые воздействия, осуществляет постоянное приспособление к условиям окружающей среды путем изменения уровня функционирования отдельных систем и соответствующего напряжения регуляторных механизмов. (1). Факторы среды обитания, накладываясь на биологическую основу человека, по-разному влияют на группы людей, отличающихся между собой генетической структурой, которая определяет особенности реакции организма на воздействие одних и тех же природных факторов и обуславливает специфические морфофункциональные характеристики и особенности патологии. Кроме того, имеются сведения о существовании этнических различий важнейших физиологических констант организма в функционировании не только отдельных ферментных систем, но и реакции нейроиммунноэндокринной системы на воздействие неадекватных экзогенных и эндогенных факторов (2, 3, 5). Неблагоприятные экологические, антропогенные и социально-экономические факторы оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья женского организма. В последние десятилетия большой интерес уделяется решению проблемы сохранения и укрепления состояния здоровья девушек, определяющих как общий потенциал здоровья, так и формирующих репродуктивный потенциал (4, 6, 7, 8).

В контексте указанного актуальным представлялось изучение функциональных резервов и состояния здоровья девушек, включающих оценку степени напряжения регуляторных механизмов.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА

В результате экспедиционных исследований нами проведено изучение функциональных резервов с использованием анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР) 357 студенток (16-20 лет), проживающих в разных регионах Северного Кавказа. Из обследованных практически здоровых девушек, в результате анализа медицинской документации и анкетного опроса, сформированы три группы в зависимости от этнической принадлежности и региона проживания: I группу составили 142 русских девушки, проживающие на территории Ставропольского края, II группу - карачаевки, уроженки Карачаево-Черкесской республики (n = 113) и III группа (n = 102) представлена студентками кабардинками жительницами Кабардино-Балкарской республики. Анализ показателей вариабельности сердечного ритма осуществлялся в утренние часы на программно-аппаратном комплексе «Варикард 2.5», с регистрацией записи ЭКГ на протяжении 5 минут. Для анализа вариабельности сердечного ритма использовалась специализированное программное обеспечение «Иским-6.1». Рассчитывалось до 40 показателей, соответствующих Стандартам (1996) по измерению, физиологической интерпретации и клиническому использованию ВСР (15), студентки, имеющие отклонения на ЭКГ исключались из исследования. Учитывая, что в основе интерпретации изменений параметров вариабельности сердечного ритма, лежит оценка влияния нагрузочных тестов, проводилась клиноортостатическая проба. Нами проведен анализ наиболее значимых характеристик ВСР: RMSSD, SDNN, SI, HF, LF, VLF.

Степень достоверности различных показателей определялась по критерию Стьюдента, уровень значимости считался достоверным при Р<0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты проведенного исследования иллюстрируют особенности основных параметров вариабельности сердечного ритма среди обследованных студенток, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели вариабельности сердечного ритма у девушек, проживающих в условиях Северо-Кавказского региона

Показатели

I группа

II группа

III группа

клино-

положение

орто-

положение

клино-

положение

орто-

положение

клино-

положение

орто-

положение

ЧСС,

уд. мин.

М±m

77,69±1,31

90,14±1,19

86,88±2,25

95,87±2,17

82,23±1,78

92,13±1,73

Р<0,001

Р<0,01

Р<0,001

RMSSD,

мс

59,71±4,24

41,65±4,53

52,06±5,57

30,61±3,49

55,81±5,96

41,05±4,28

Р<0,01

Р<0,002

Р<0,05

SDNN, мс

62,91±3,97

58,88±3,55

63,73±5,49

50,13±2,96

64,08±4,35

59,57±4,56

Р>0,10

Р>0,10

Р>0,10

SI, усл. ед.

108,08±12,35

152,59±14,96

146,91±15,91

196,99±17,52

102,82±16,53

138,12±18,34

Р<0,05

Р<0,05

Р>0,10

HF%

36,67±1,68

21,40±1,29

31,04±2,83

19,44±1,51

35,28±2,33

23,55±1,82

Р<0,05

Р<0,001

Р<0,001

LF%

44,34±1,27

56,85±1,23

48,92±1,74

57,92±1,89

44,08±1,61

52,02±1,69

Р<0,001

Р<0,001

Р<0,001

VLF%

18,79±0,92

21,75±0,84

20,04±1,23

22,64±1,84

20,65±1,58

24,43±1,41

Р<0,02

Р>0,10

Р>0,10

Примечание: P - достоверность различий внутригрупповых показателей

вариабельности ритма сердца при проведении ортостатической

пробы.

При анализе частоты сердечных сокращений обращает на себя внимание значительное его увеличение у девушек II (95,87±2,17) и III (92,13±1,73) групп, выявленная тахикардия обусловлена усилением симпатических влияний, связанных с особенностями регуляции сердечного ритма. К числу статистических показателей сердечного ритма относится показатель RMSSD (квадратный корень суммы разностей последовательного ряда кардиоинтервалов), характеризующий стабильность сердечного ритма и активность парасимпатического звена вегетативной регуляции, причем, чем выше его значение, тем активнее звено парасимпатической регуляции. Наименьшая величина RMSSD (30,61±3,49) представлена во II группе, установленный факт свидетельствует о снижении стабильности сердечного ритма в большей мере свойственного карачаевским студенткам. При анализе индекса напряжения регуляторных систем (SI), максимальные его значения отмечены при проведении ортопробы в группе карачаевских (196,99±17,52) и русских (152,59±14,96) студенток.

Анализ SDNN (стандартное отклонение полного массива кардиоинтервалов) при проведении нагрузочной пробы не выявил достоверных отличительных особенностей, тем не менее, в группе карачаевских студенток величина составила - 50,13 мс. По мнению Loricchio M.L. (10) снижение SDNN менее 50 мс является неблагоприятным признаком в течении кардиоваскулярных заболеваний.

Спектральный анализ ВСР позволяет провести количественную оценку частотных составляющих волновых процессов ритма сердца. В работах многих авторов (9, 11, 12), подчеркивается прогностическая значимость показателей вариабельности ритма сердца, кроме того, снижение показателей является мощным предиктором в аспекте изучения сердечно-сосудистых заболеваний. Нами проанализированы основные компоненты частотных диапазонов, включающих низкочастотные (LF%), высокочастотные (HF%) и очень низкочастотные (VLF%) колебания. Анализ частотной составляющей колебаний ритма сердца позволил выявить особенности изучаемых показателей у обследуемых девушек. Так, больший вклад в динамику сердечного ритма трех группах представлен низкочастотными (LF%) и высокочастотными (HF%) колебаниями, составляющий около 80% и относительно меньший вклад в суммарную мощность отмечен очень низкочастотной составляющей.

HF волны, характеризуют вклад парасимпатического отдела вегетативной нервной системы в регуляцию сердечного ритма и уровень дыхательной аритмии (13, 14). При выполнении ортостатической пробы обнаружено снижение HF составляющей, причем достоверное уменьшение (Р<0,05, Р<0,001) отмечалось во всех изучаемых группах. Тенденция снижения HF волн связанна со смещением вегетативного баланса в сторону преобладания симпатического отдела и свидетельствует о снижении функциональных возможностей у девушек I и II групп. При проведении ортостатической пробы, позволяющей дифференцировать расстройства кровообращения, выявлено достоверное (Р<0,001) увеличение низкочастотных колебаний (LF) во всех группах. Аналогичная динамика отмечалась и в отношении очень низкочастотных колебаний (VLF), характеризующих влияние высших вегетативных центров на сердечно-сосудистый подкорковый центр. Максимальное представительство VLF колебаний выявлено у девушек III группы (24,43±1,41), а минимальное (21,75±0,84) - у русских студенток.

Интересным на наш взгляд представлялась комплексная оценка ВСР по показателю активности регуляторных систем (ПАРС), оценивающегося в баллах, позволяющего дифференцировать различные напряжения регуляторных систем, а так же оценить адаптивные возможности и состояние здоровья организма. Так у русских студенток ПАРС при выполнении ортостатической пробы обнаружено повышение с 4 до 6 баллов, у представительниц II группы - с 5 до 6 баллов, и у девушек III группы - с 4 до 5 баллов. Выявленная тенденция свидетельствует о выраженном напряжении регуляторных систем и активной мобилизацией защитно-приспособительных механизмов, связанных с повышенной активностью нейрогуморальных систем, включая и высшие подкорковые центры в большей мере свойственных русским и карачаевским студенткам.

Резюмируя полученные данные, в ходе нашего исследования, обнаружены сходства и различия в регуляции сердечного ритма у обследуемых девушек, проживающих в разных регионах Северного Кавказа. Количественные вариации частотной составляющей волновой структуры сердечного ритма проявляются в большем влиянии симпатической нервной системы в группе русских и карачаевских студенток, что свидетельствует о дисрегуляции симпато-вагальных, а следовательно и снижении функциональных резервов и состоянии здоровья. Установленные особенности основных показателей диктуют необходимость разработки и проведения научно-обоснованных профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на нормализацию нарушенных функций регуляции.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Сердечно-сосудистая система, здоровье, вариабельность сердечного ритма, студентки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. Изд-во РУДН, 2006. - 284 с.

2. Агаджанян Н.А. Этнические проблемы адаптационной физиологии. - М.: РУДН, 2007. - 57 с.

3. Гомбоева Н.Г. Морфофункциональная адаптация к региону проживания этнических групп населения Восточного Забайкалья // Вестник восстановительной медицины. - № 3 (9), 2004. - С. 31-34.

4. Горст Н.А., Голубев А.М. Формула морфотипа - новый инструмент оценки конституциональных свойств человека // Южно-Российский медицинский журнал, 2004. - № 5-6. - С. 7-9.

5. Капустина Т.А. Распространенность хронических оториноларингологических заболеваний у взрослых жителей Восточной Сибири // Бюллетень СО РАМН, 2003. - № 4 (110). С. - 70-73.

6. Радыш И.В. Временная организация физиологических систем у женщин при адаптации к различным факторам среды обитания: Дисс…докт. мед. наук, - М, 1998. - 286 с.

7. Степанова Г.К. Влияние морфофункциональных особенностей организма на резервные возможности кардиореспираторной системы // Бюллетень СО РАМН, 2005. - № 2 (Т.116). - С. 68-74.

8. Твердякова Л.В. Морфофункциональные особенности развития организма детей Ставропольского края в препубертатном периоде онтогенеза: Автореф…канд. биолог. наук. - Ставрополь, 2001. - 20 с.

9. Фурман Н.В., Мухоротов В.В., Котельникова Е.В., Бобров А.В. Особенности нейрогуморальной регуляции сердечного ритма у больных ИБС в зависимости от состояния коронарных артерий по данным коронаровентрикулографии: Материалы Международного симпозиума «Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение». - Ижевск, 1996. - С. 61-62.

10. Loricchio M.L., Borghi A., Rusticali G. et al. Heart rate variability, coronary morphology and prognosis of unstable angina. - Europ. Heart J., 1995. - Vol. 16, Abstr. Suppl., P. 471.

11. Malik M., Camm A.J. Heart rate variability. - Clin. cardiol., 1990. - Vol. 13. - № 80. - P. 570-576.

12. Martin G.J., Magid N.M., Myers G.A. et al. Heart rate variability and sudden death secondary to coronary artery disease during ambulatory electrocardiographic monitoring. - Am. J. Cardiol., 1986. - Vol. 60. - № 1. - Р. 64-68.

13. Pagani M., Lombardi F. and Malliani A. Heart rate variability: disagreement on the markers of sympathetic and parasympathetic activities. - J. Am. Coll. Carrdiol., 1993. - Vol. 22. - Р. 951-953.

14. Stein K.S., Bosner M.D., Kleiger R.E et al. Heart rate variability: a measure of cardiac autonomic tone. - Am. Heart J., 1994. - Vol. 127. - P. 1376-1381.

15. Task Force of the European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophisiology. Heart Rate Variability. Standarts of measurements, Physiological Interpretation and Clinical Use. - Circulation, 1996. - № 93. - Р. 1043-1065.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Другие популярные курсовые работы:

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Банки и их роль в рыночной экономике 2
Курсовая работа Интеллектуальная готовность детей 6-7 лет к школьному обучению
Курсовая работа Планирование себестоимости продукции
Курсовая работа Орфографические словари на уроках русского языка в начальной школе
Курсовая работа Безопасность погрузочно разгрузочных работ кранами
Курсовая работа Политические элиты и политическое лидерство
Курсовая работа Современные направления развития менеджмента
Курсовая работа Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов, как средство развития сюжетных композиций
Курсовая работа Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
Курсовая работа Учет и анализ денежных средств ООО "Стрела"
Курсовая работа Деятельность органа федерального казначейства и его территориальных органов
Курсовая работа Международный кредит
Курсовая работа Конкуренция и ее роль в рыночной экономике
Курсовая работа Организационная культура и ее совершенствование
Курсовая работа Создание кадрового резерва