Курсовая работа по предмету "Медицина"

Узнать цену курсовой по вашей теме


Функциональные резервы и состояние здоровья студенток Северо-Кавказского региона



УДК 612.13+612.17- 053.7

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА

Агаджанян Н.А., Цатурян Л.Д.

Российский университет дружбы народов,

Ставропольский государственный университет

г. Москва, Россия,

г. Ставрополь, Россия

Организм человека, испытывающий в условиях современного научно-технического прогресса непрерывные стрессовые воздействия, осуществляет постоянное приспособление к условиям окружающей среды путем изменения уровня функционирования отдельных систем и соответствующего напряжения регуляторных механизмов. (1). Факторы среды обитания, накладываясь на биологическую основу человека, по-разному влияют на группы людей, отличающихся между собой генетической структурой, которая определяет особенности реакции организма на воздействие одних и тех же природных факторов и обуславливает специфические морфофункциональные характеристики и особенности патологии. Кроме того, имеются сведения о существовании этнических различий важнейших физиологических констант организма в функционировании не только отдельных ферментных систем, но и реакции нейроиммунноэндокринной системы на воздействие неадекватных экзогенных и эндогенных факторов (2, 3, 5). Неблагоприятные экологические, антропогенные и социально-экономические факторы оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья женского организма. В последние десятилетия большой интерес уделяется решению проблемы сохранения и укрепления состояния здоровья девушек, определяющих как общий потенциал здоровья, так и формирующих репродуктивный потенциал (4, 6, 7, 8).

В контексте указанного актуальным представлялось изучение функциональных резервов и состояния здоровья девушек, включающих оценку степени напряжения регуляторных механизмов.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА

В результате экспедиционных исследований нами проведено изучение функциональных резервов с использованием анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР) 357 студенток (16-20 лет), проживающих в разных регионах Северного Кавказа. Из обследованных практически здоровых девушек, в результате анализа медицинской документации и анкетного опроса, сформированы три группы в зависимости от этнической принадлежности и региона проживания: I группу составили 142 русских девушки, проживающие на территории Ставропольского края, II группу - карачаевки, уроженки Карачаево-Черкесской республики (n = 113) и III группа (n = 102) представлена студентками кабардинками жительницами Кабардино-Балкарской республики. Анализ показателей вариабельности сердечного ритма осуществлялся в утренние часы на программно-аппаратном комплексе «Варикард 2.5», с регистрацией записи ЭКГ на протяжении 5 минут. Для анализа вариабельности сердечного ритма использовалась специализированное программное обеспечение «Иским-6.1». Рассчитывалось до 40 показателей, соответствующих Стандартам (1996) по измерению, физиологической интерпретации и клиническому использованию ВСР (15), студентки, имеющие отклонения на ЭКГ исключались из исследования. Учитывая, что в основе интерпретации изменений параметров вариабельности сердечного ритма, лежит оценка влияния нагрузочных тестов, проводилась клиноортостатическая проба. Нами проведен анализ наиболее значимых характеристик ВСР: RMSSD, SDNN, SI, HF, LF, VLF.

Степень достоверности различных показателей определялась по критерию Стьюдента, уровень значимости считался достоверным при Р<0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты проведенного исследования иллюстрируют особенности основных параметров вариабельности сердечного ритма среди обследованных студенток, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели вариабельности сердечного ритма у девушек, проживающих в условиях Северо-Кавказского региона

Показатели

I группа

II группа

III группа

клино-

положение

орто-

положение

клино-

положение

орто-

положение

клино-

положение

орто-

положение

ЧСС,

уд. мин.

М±m

77,69±1,31

90,14±1,19

86,88±2,25

95,87±2,17

82,23±1,78

92,13±1,73

Р<0,001

Р<0,01

Р<0,001

RMSSD,

мс

59,71±4,24

41,65±4,53

52,06±5,57

30,61±3,49

55,81±5,96

41,05±4,28

Р<0,01

Р<0,002

Р<0,05

SDNN, мс

62,91±3,97

58,88±3,55

63,73±5,49

50,13±2,96

64,08±4,35

59,57±4,56

Р>0,10

Р>0,10

Р>0,10

SI, усл. ед.

108,08±12,35

152,59±14,96

146,91±15,91

196,99±17,52

102,82±16,53

138,12±18,34

Р<0,05

Р<0,05

Р>0,10

HF%

36,67±1,68

21,40±1,29

31,04±2,83

19,44±1,51

35,28±2,33

23,55±1,82

Р<0,05

Р<0,001

Р<0,001

LF%

44,34±1,27

56,85±1,23

48,92±1,74

57,92±1,89

44,08±1,61

52,02±1,69

Р<0,001

Р<0,001

Р<0,001

VLF%

18,79±0,92

21,75±0,84

20,04±1,23

22,64±1,84

20,65±1,58

24,43±1,41

Р<0,02

Р>0,10

Р>0,10

Примечание: P - достоверность различий внутригрупповых показателей

вариабельности ритма сердца при проведении ортостатической

пробы.

При анализе частоты сердечных сокращений обращает на себя внимание значительное его увеличение у девушек II (95,87±2,17) и III (92,13±1,73) групп, выявленная тахикардия обусловлена усилением симпатических влияний, связанных с особенностями регуляции сердечного ритма. К числу статистических показателей сердечного ритма относится показатель RMSSD (квадратный корень суммы разностей последовательного ряда кардиоинтервалов), характеризующий стабильность сердечного ритма и активность парасимпатического звена вегетативной регуляции, причем, чем выше его значение, тем активнее звено парасимпатической регуляции. Наименьшая величина RMSSD (30,61±3,49) представлена во II группе, установленный факт свидетельствует о снижении стабильности сердечного ритма в большей мере свойственного карачаевским студенткам. При анализе индекса напряжения регуляторных систем (SI), максимальные его значения отмечены при проведении ортопробы в группе карачаевских (196,99±17,52) и русских (152,59±14,96) студенток.

Анализ SDNN (стандартное отклонение полного массива кардиоинтервалов) при проведении нагрузочной пробы не выявил достоверных отличительных особенностей, тем не менее, в группе карачаевских студенток величина составила - 50,13 мс. По мнению Loricchio M.L. (10) снижение SDNN менее 50 мс является неблагоприятным признаком в течении кардиоваскулярных заболеваний.

Спектральный анализ ВСР позволяет провести количественную оценку частотных составляющих волновых процессов ритма сердца. В работах многих авторов (9, 11, 12), подчеркивается прогностическая значимость показателей вариабельности ритма сердца, кроме того, снижение показателей является мощным предиктором в аспекте изучения сердечно-сосудистых заболеваний. Нами проанализированы основные компоненты частотных диапазонов, включающих низкочастотные (LF%), высокочастотные (HF%) и очень низкочастотные (VLF%) колебания. Анализ частотной составляющей колебаний ритма сердца позволил выявить особенности изучаемых показателей у обследуемых девушек. Так, больший вклад в динамику сердечного ритма трех группах представлен низкочастотными (LF%) и высокочастотными (HF%) колебаниями, составляющий около 80% и относительно меньший вклад в суммарную мощность отмечен очень низкочастотной составляющей.

HF волны, характеризуют вклад парасимпатического отдела вегетативной нервной системы в регуляцию сердечного ритма и уровень дыхательной аритмии (13, 14). При выполнении ортостатической пробы обнаружено снижение HF составляющей, причем достоверное уменьшение (Р<0,05, Р<0,001) отмечалось во всех изучаемых группах. Тенденция снижения HF волн связанна со смещением вегетативного баланса в сторону преобладания симпатического отдела и свидетельствует о снижении функциональных возможностей у девушек I и II групп. При проведении ортостатической пробы, позволяющей дифференцировать расстройства кровообращения, выявлено достоверное (Р<0,001) увеличение низкочастотных колебаний (LF) во всех группах. Аналогичная динамика отмечалась и в отношении очень низкочастотных колебаний (VLF), характеризующих влияние высших вегетативных центров на сердечно-сосудистый подкорковый центр. Максимальное представительство VLF колебаний выявлено у девушек III группы (24,43±1,41), а минимальное (21,75±0,84) - у русских студенток.

Интересным на наш взгляд представлялась комплексная оценка ВСР по показателю активности регуляторных систем (ПАРС), оценивающегося в баллах, позволяющего дифференцировать различные напряжения регуляторных систем, а так же оценить адаптивные возможности и состояние здоровья организма. Так у русских студенток ПАРС при выполнении ортостатической пробы обнаружено повышение с 4 до 6 баллов, у представительниц II группы - с 5 до 6 баллов, и у девушек III группы - с 4 до 5 баллов. Выявленная тенденция свидетельствует о выраженном напряжении регуляторных систем и активной мобилизацией защитно-приспособительных механизмов, связанных с повышенной активностью нейрогуморальных систем, включая и высшие подкорковые центры в большей мере свойственных русским и карачаевским студенткам.

Резюмируя полученные данные, в ходе нашего исследования, обнаружены сходства и различия в регуляции сердечного ритма у обследуемых девушек, проживающих в разных регионах Северного Кавказа. Количественные вариации частотной составляющей волновой структуры сердечного ритма проявляются в большем влиянии симпатической нервной системы в группе русских и карачаевских студенток, что свидетельствует о дисрегуляции симпато-вагальных, а следовательно и снижении функциональных резервов и состоянии здоровья. Установленные особенности основных показателей диктуют необходимость разработки и проведения научно-обоснованных профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на нормализацию нарушенных функций регуляции.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Сердечно-сосудистая система, здоровье, вариабельность сердечного ритма, студентки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. Изд-во РУДН, 2006. - 284 с.

2. Агаджанян Н.А. Этнические проблемы адаптационной физиологии. - М.: РУДН, 2007. - 57 с.

3. Гомбоева Н.Г. Морфофункциональная адаптация к региону проживания этнических групп населения Восточного Забайкалья // Вестник восстановительной медицины. - № 3 (9), 2004. - С. 31-34.

4. Горст Н.А., Голубев А.М. Формула морфотипа - новый инструмент оценки конституциональных свойств человека // Южно-Российский медицинский журнал, 2004. - № 5-6. - С. 7-9.

5. Капустина Т.А. Распространенность хронических оториноларингологических заболеваний у взрослых жителей Восточной Сибири // Бюллетень СО РАМН, 2003. - № 4 (110). С. - 70-73.

6. Радыш И.В. Временная организация физиологических систем у женщин при адаптации к различным факторам среды обитания: Дисс…докт. мед. наук, - М, 1998. - 286 с.

7. Степанова Г.К. Влияние морфофункциональных особенностей организма на резервные возможности кардиореспираторной системы // Бюллетень СО РАМН, 2005. - № 2 (Т.116). - С. 68-74.

8. Твердякова Л.В. Морфофункциональные особенности развития организма детей Ставропольского края в препубертатном периоде онтогенеза: Автореф…канд. биолог. наук. - Ставрополь, 2001. - 20 с.

9. Фурман Н.В., Мухоротов В.В., Котельникова Е.В., Бобров А.В. Особенности нейрогуморальной регуляции сердечного ритма у больных ИБС в зависимости от состояния коронарных артерий по данным коронаровентрикулографии: Материалы Международного симпозиума «Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение». - Ижевск, 1996. - С. 61-62.

10. Loricchio M.L., Borghi A., Rusticali G. et al. Heart rate variability, coronary morphology and prognosis of unstable angina. - Europ. Heart J., 1995. - Vol. 16, Abstr. Suppl., P. 471.

11. Malik M., Camm A.J. Heart rate variability. - Clin. cardiol., 1990. - Vol. 13. - № 80. - P. 570-576.

12. Martin G.J., Magid N.M., Myers G.A. et al. Heart rate variability and sudden death secondary to coronary artery disease during ambulatory electrocardiographic monitoring. - Am. J. Cardiol., 1986. - Vol. 60. - № 1. - Р. 64-68.

13. Pagani M., Lombardi F. and Malliani A. Heart rate variability: disagreement on the markers of sympathetic and parasympathetic activities. - J. Am. Coll. Carrdiol., 1993. - Vol. 22. - Р. 951-953.

14. Stein K.S., Bosner M.D., Kleiger R.E et al. Heart rate variability: a measure of cardiac autonomic tone. - Am. Heart J., 1994. - Vol. 127. - P. 1376-1381.

15. Task Force of the European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophisiology. Heart Rate Variability. Standarts of measurements, Physiological Interpretation and Clinical Use. - Circulation, 1996. - № 93. - Р. 1043-1065.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Другие популярные курсовые работы:

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Игра как средство развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста
Курсовая работа Острый послеродовой эндометрит у коров
Курсовая работа Профилактика и диагностика агрессивности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Курсовая работа Сэндвич-панели
Курсовая работа Особенности применения упрощенной системы налогообложения
Курсовая работа Диверсификация. Проблемы диверсификации предприятия
Курсовая работа Здоровий спосіб життя
Курсовая работа Производственная программа и производственная мощность предприятия
Курсовая работа Трудовой коллектив и создание эффективной команды
Курсовая работа Проектирование одноступенчатого цилиндрического редуктора
Курсовая работа Реформирование системы пенсионного страхования РФ
Курсовая работа Аттестация муниципальных служащих
Курсовая работа Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира по проекту Н.Ф. Виноградовой
Курсовая работа Персонал предприятия и пути увеличения эффективности его использования
Курсовая работа Отбор сельскохозяйственных животных