Курсовая работа по предмету "Педагогика"

Узнать цену курсовой по вашей теме


Формирование общеучебных умений в курсе технологии



6

Формирование общеучебных умений в курсе технологии

Успешность решения учащимися учебно-познавательных задач во многом зависит от сформированности приемов мыслительной деятельности: выделении главного, сравнения, обобщения, осуществляемых на основе анализа и синтеза, а так же умений необходимых для постановки и решения проблемы.

Процесс выделения главного в учебном материале основывается на определение значимости материала, его ценности и места в системе логических связей данного учебного курса (раздела, темы). Так, в курсе технологии значимым для учащихся материалом, составляющим основу содержания данного курса, являются закономерности взаимодействия в системе "человек- технология- среда" и последствия такого взаимодействия на природу, общество, культуру и самого человека. В разделе "Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения" центральной идеей являются знания о сущности и общих закономерностях процессов и методов преобразования материалов в законченное изделие (предмет потребления).

Упражнение. При изучении тем программы, связанных с обработкой материалов резанием на технологических станках, учащимся предлагается выделить ведущие идеи и понятия. Например, учащиеся 8 класса выделяют следующие основные закономерности данного процесса:

- основу всех режущих инструментов составляет "клин";

- процесс формоообразования изделия происходит в результате комбинации главного движения и движения подачи;

- качество получаемого изделия зависит от правильно подобранного режима резания, наладки оборудования и умений оператора;

- формообразование происходит в результате отделения от заготовки "лишнего" материала и образования стружки;

- процесс резания сопровождается выделением теплоты (нагрев заготовки и режущего инструмента) и т.д. .

Не менее важным критерием выделения главного является мировоззренческая, воспитательная ценность материала, которая может усиливаться в результате наглядно- образной демонстрации достижений в области техники и технологии, науки, материальной культуры, народного искусства и ремесел.

Целесообразно определить основные умения выделения главного, формируемые у учащихся в процессе решения учебно-познавательных задач:

- умение разделять целое на элементарные составные части;

- умение выделять существенные и несущественные признаки предметов и процессов;

- умение целостного анализа в единстве формы и содержания;

- умение выделять в задаче известное и неизвестное;

- умение выделять причино-следственные связи и другие зависимости;

- умение различать рациональные и нерациональные способы работы;

- умение выделять смысловые опорные пункты для составления плана действия;

- умение читать и составлять таблицы, схемы, карты (умения кодировать информацию);

- умение анализировать собственные результаты познавательной деятельности и результаты деятельности других участников образовательного процесса.

В качестве объектов аналитико-синтетической деятельности учащихся в курсе технологии могут выступать образцы материальной культуры, предметы потребления, средства преобразования (станки, инструменты, приспособления), технические устройства и их изображения; явления, технологические процессы и их схематичное представление; объекты и процесс собственной познавательной деятельности учащихся.

Сформированность умения выделять главное создает прочную основу для освоения другого способа мыслительной деятельности- сравнения. В роли предметов сравнения в курсе технологии могут выступать предметы реальной действительности, их качества и признаки, а так же явления и процессы, приемы работы и способы деятельности. Следует подчеркнуть, что:

- сравнивать можно только однородные объекты, относящиеся к одному и тому же классу;

- общее в объектах сравнения можно устанавливать лишь в случае наличия у них отличительных признаков;

- различие между объектами возможно устанавливать только при наличии у них определенного сходства.

К дидактическим ситуациям в курсе технологии, диктующим постановку задач на сравнение можно отнести следующие:

1. Сравнение с целью выявления общего в объектах потребления, средствах преобразования материалов, технологических процессах и т.д. Например, выполнить задание: "Сравнить технологические процессы изготовления деталей цилиндрической формы на токарном станке по обработке древесины и токарно-винторезном станке с целью выделения общего".

2. Сравнение с целью выявления особенного, отличительного. Например: "Укажите особенности устройства и применения строгальных инструментов: рубанка и щерхебеля".

3. Полное сравнение: установление сходства и различия.

4. Сравнение с целью выделения главного, основного в технических устройствах, процессах и явлениях. Например: "Какие процессы лежат в основе функционирования бытовых электроосветительных приборов: керосиновой лампы, лампы накаливания, лампы "дневного" освещения?"

5. Сравнение с целью установления причинно- следственных связей между явлениями. Например: "Почему в некоторых рецептах при квашении капусты на дно кладут осиновое поленце?"

6. Сравнение, имеющее целью выяснить отношение учащихся к объектам и процессу собственной деятельности и к деятельности других участников образовательного процесса. Например: "Дайте оценку спроектированному и изготовленному Вами изделию, с позиции рациональности применяемых приемов работы".

Целесообразно определить основные умения необходимые для выполнения приемов сравнения, формируемые у учащихся в процессе подготовки и выполнения проектной деятельности:

- умения сопоставлять предметы по форме, функционально- целевому назначению, конструкторской и материаловедческой реализации;

- умения сопоставлять и противопоставлять предметы по внешним и внутренним признакам и свойствам;

- умения различать существенные и несущественные признаки предметов потребления, объектов материальной культуры, материалов и технических устройств и на этой основе находить сходства и различия;

- умения сравнивать способы преобразования и обработки материалов, энергии, информации (методы, приемы, алгоритмы);

- умения сравнивать способы и результаты организационно- практической самостоятельной деятельности и деятельности других участников образовательного процесса;

- умение выполнять сравнение с соблюдением следующей последовательности:

* определение объекта и цели сравнения;

* выделение основных признаков;

* установление отличительных и сходных признаков;

* формулирование вывода;

- умения делать несложные теоретические и практические выводы, по результатам сравнения;

- составлять несложные сравнительные характеристики предметов потребления, материалов и средств их преобразования, технических устройств, технологических процессов, способов деятельности и т.д.

Сформированные приемы выделения главного, классификации и сравнения должны заключаться выводом, обобщением, т.е. выделением наиболее общих, существенных признаков, свойств, характеристик, связей, отношений рассматриваемых предметов, процессов, явлений. Следует отметить, что умение обобщать материал формируется поэтапно, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей учащихся.

В курсе технологии используют обобщения разного объема и абстрагирования: частные обобщения (например: построение обобщенной последовательности выполнения конкретной технологической операции - плоскостной разметки); тематические обобщения (например: построение обобщенной последовательности изготовления однодетального изделия из тонко-листового металла); итоговое обобщение (например: построение обобщенного алгоритма формообразования на токарно-винторезном станке).

Целесообразно определить основные умения, необходимые для выполнения приемов обобщения, формируемые у учащихся в процессе решения учебно-познавательных задач:

- умения делать практические и теоретические выводы на основе анализа и синтеза полученной информации;

- умения применять обобщения для систематизации различной по источнику, характеру, сложности, назначению информации;

- умения формулировать частные, тематические, итоговые обобщения на основе сопоставления и противопоставления объектов, предметов потребления, образцов материальной культуры, технических устройств и т.д.;

- умения формулировать частные, тематические, итоговые обобщения на основе сопоставления и противопоставления способов, методов, приемов технологической деятельности;

- умения обобщать собственную познавательную и организационно- практическую деятельность, а так же групповую и коллективную деятельность;

- умения оформлять результаты обобщения в удобной и рациональной форме в виде схем, таблиц, планов, моделей и т.д..




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Анализ и оценка эффективности системы управления персоналом
Курсовая работа Организация управления малым предприятием
Курсовая работа Анализ эффективного использования материальных ресурсов
Курсовая работа Наследование по завещанию
Курсовая работа Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников
Курсовая работа Сюжетно-ролевые игры в детском саду
Курсовая работа Управление закупками в торговой фирме (на примере ООО "Орио")
Курсовая работа Анализ производительности труда на предприятии
Курсовая работа Учет и анализ выпуска готовой продукции
Курсовая работа Анализ производства продукции растениеводства
Курсовая работа Управление конфликтами в организации
Курсовая работа Приемы работы над развитием связной речи младших школьников
Курсовая работа Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками (на примере ООО "МПС системы")
Курсовая работа Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
Курсовая работа Оценка производственных мощностей предприятия