Курсовая работа по предмету "Культура и искусство"

Узнать цену курсовой по вашей теме


Тема демона в творчестве М.А. Врубеля и М.Ю. Лермонтова


36

Городская открытая научно-практическая конференция

школьников и студентов

Тема «Демона» в творчестве М.А. Врубеля и

М.Ю. Лермонтова

Автор:

Научный руководитель:

2007г.

План

  • Введение 3
    • Биография М.А. Врубеля 4
    • Биография М.Ю. Лермонтова 8
    • К вопросу истории создания и воплощения идеи «Демона» в творчестве М.А. Врубеля 15
    • демон лермонтова и демон врубеля 23
    • Сравнительный анализ произведений М. Врубеля и М.Ю. Лермонтова 31
    • Использованная литература 35
    • Иллюстрации 36
    • Приложения 40

Введение

В данной работе мною рассматривается тема «Демона» в творчестве М.А. Врубеля и М.Ю. Лермонтова. В ходе исследования перед собой я ставила цель - изучить и сделать сравнительный анализ творческих особенностей М Лермонтова и М. Врубеля в осуществлении темы «Демон». А также такие задачи, как:

- изучение творчества М. Врубеля и М. Лермонтова в контексте заявленной темы; выявление значения темы «Демон» в творчестве этих художников;

- определение особенностей творческого метода в работе над «Демоном» М. Врубеля и М. Лермонтова;

- сравнительный анализ произведений этих художников.

Почему я выбрала именно эту тему? Мне захотелось соединить в одно целое два предмета - литературу и мировую художественную культуру, так как это единое культурное пространство, в котором творят художники. Меня заинтересовало, как разными художественными средствами, а именно искусством слова и искусством живописи можно раскрыть одну тему. К тому же, тема демона вызывала в моей душе страх и была для меня некой тайной. И захотелось понять природу этих чувств.

Выдающиеся произведения искусства, почему-то имеют свойство не терять своей актуальности по истечении времени их создания. Произведения М. Лермонтова и М. Врубеля относятся именно к таковым. Их изучают в обязательных школьных программах. Эта ситуация несколько снижает значение творчества данных художников и актуальным является снять повседневный привычный хрестоматийный взгляд на данные творческие произведения.

Биография М.А. Врубеля

Врубель родился в Омске в 1856 году. Матери он лишился рано, ее заменили мачеха и отчасти старшая сестра Анна Александровна, на протяжении всей жизни поддерживающая художника и ставшая не период болезни его постоянной сиделкой. Отец, военный юрист, мечтал, чтобы сын пошел по его стопам, поэтому после окончания гимназии Врубелю, совершенно не испытывавшему интереса к уготованной ему профессии, пришлось поступить на юридический факультет Петербургского университета. Но по окончании учебы, проработав несколько месяцев в военно-юридическом ведомстве, он все же решил круто изменить свою жизнь и поступил в Императорскую академию художеств.

Еще до поступления в академию Врубель рисует в разных техниках - карандашом, пером, акварелью, маслом. Профессиональных навыков у него нет, разумеется, пока еще нет, но уже заметна выразительность и характерность. Его занимает содержательность сюжета, поэтому под рисунками часто присутствуют подписи, словесный комментарий.

В течение четырех лет учебы он напряженно работает, изучая классическое искусство, совершенствуя мастерство и стремясь выработать собственный стиль. Врубель много рисует пером и акварелью - бытовые сценки, натурщиков в различных костюмах, используя пока сто вполне традиционные методы. На формирование стиля художника сильно повлиял метод работы П. Чистякова, класс которого он посещал. В Частности, для облегчения построения какого-либо предмета Чистяков предлагал изображать его ограниченным, представляя изгибы формы как плоскости многогранника, по-разному повернутые в пространстве.

Профессор Чистяков отметил недюжинные способности своего ученика и его тяготение к монументальным формам, поэтому, когда в 1884г. к нему обратился известный историк искусства А.В. Прахов с просьбой подыскать хорошего художника для восстановления Кирилловской церкви в Киеве, он, не задумываясь, рекомендовал Врубеля.

Врубель покинул академию, и в его жизни начался новый этап. В Кирилловской церкви он должен был не только вести реставрационные работы, но и написать несколько новых композиций взамен утраченных, а также иконостас. Чтобы проникнуться духом старых итальянских и византийских мастеров, Врубель специально ездил в Венецию.

В написанных им иконах Врубелю удалось соединить образы византийской древности с новыми тенденциями в искусстве рубежа веков, с острым психологизмом нового времени. Особенно сильное впечатление на зрителя производит Богоматерь с младенцем - быть может, потому, что, создавая этот образ, художник испытывает совершенно особые чувства: черты Богоматери он увидел в облике Эмили Праховой, жены своего работодателя, в которую страстно влюбился с первой встречи.

За время жизни в Киеве Врубель создал немало интересных произведений. Среди них - картина «Девочка на фоне персидского ковра» (где изображена дочь ростовщика, к услугам которого художнику часто приходилось прибегать), серия иллюстраций к «Анне Карениной», множество акварельных рисунков. Здесь же, в Киеве, Врубель впервые обратился к теме Демона, ставшей впоследствии ключевой в его творчестве. Именно в этот период начинается формирование самобытного стиля Врубеля с его необыкновенным сияющим колоритом, с «кристаллическим рисунком», который отличает его от всех остальных художников.

Врубель надеялся получить заказ и на роспись Владимирского Собора. Он даже подготовил эскизы, которые, однако, так и остались эскизами. Единственное, что удалось выполнить мастеру, - орнаменты в боковых нефах собора. Но даже в такой, казалось бы, незначительной работе он смог проявить свою индивидуальность и привлечь к себе внимание. Меж тем признание широкой публики не приходило. Жить становилось все тяжелее, и чтобы найти хоть какие-то средства к существованию, художник брался за самую тяжелую ремесленную работу или писал картины за гроши (причем большая их часть была отвергнута заказчиками).

В 1889 г. Врубель переезжает в Москву. Здесь он встречается со своим другом еще со времени академии В. Серовым, знакомится с К. Коровиным, которые ввели его в дом Саввы Мамонтова, положив начало их тесному общению, продолжавшемуся вплоть до смерти художника. Мамонтов, богатый промышленник и меценат, «русский Медичи», создал в своем московском доме на Садовой-Спасской и в подмосковном имении Абрамцево нечто вроде культурного центра, где собирались художники, музыканты, актеры, такие как Поленов, Суриков, Васнецов, Репин, Антокольский, Серов, Шаляпин, Станиславский. В этом кружке Врубель почти сразу же занял ведущее положение.

В творчестве художника наступает самый продуктивный период - он много и плодотворно работает в разных жанрах и техниках: пишет портреты (Арцыбушева и Мамонтова), декоративное панно («Венеция» и «Испания», «Фауст»), занимается дизайном, делая эскизы для абрамцевского дома, начинает работать с керамикой, активно экспериментирует, соединяя различные технические приемы, смешивая эмали и глазури. Благодаря его экспериментам с этой техникой керамику стола возможно использовать в облицовке зданий (знаменитое керамическое панно на фасаде гостиницы «Метрополь»).

Врубель продолжает писать акварелью, причем делает довольно большие работы, не характерные для данной техники («Гензель и Гретель», «Царевна Волхова»). Ему нравятся смешанные техники - акварель, белила, тушь, гуашь, сепия, карандаш, уголь, пастель. В таком стиле часто написаны эскизы декораций, которые сами по себе являются произведениями искусства. Но все же наиболее значительные произведения этого периода написаны в технике масляной живописи, с использованием различных приемов письма - Врубель накладывает мазки то легко и прозрачно, то густо и пастозно, работает как мягкой, так и щетинной кистью, тонким ножом. Колорит, как правило, насыщенный, богатый оттенками и переливами. Для выделения главных персонажей часто используются крупные планы, фрагментация; части фигуры и предметов как бы выходят из картинной плоскости на зрителя.

Важное место в творчестве художника занимает сценография: Врубелю принадлежит оформление многих спектаклей Частной оперы Мамонтова. Для театра Врубель становится незаменимым человеком, многие современники упоминают о его феноменальной зрительной памяти и энциклопедических знаниях в области этнографии, истории костюма, архитектуры. Он мог нарисовать эскиз в любом стиле, набросать исторически верный рисунок костюма или эскиз мебели любой эпохи, не обращаясь к справочным изданиям.

В Частной опере художник встретил и свою любовь - певицу Надежду Забелу. Голос и облик ее настолько поразили Врубеля, что в первый же вечер знакомства он сделал ей предложение. Вскоре они поженились. Забела исполняла почти все заглавные партии в операх Римского-Корсакова, ставшего вскоре близким другом Врубеля, открывшим для него мир русской сказки. «... Благодаря вашему доброму влиянию решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду... » И действительно, из-под его кисти в этот период выходит особенно много работ на тему народной поэзии, русских сказок и былин («Тридцать три богатыря», «Царевна Лебедь», «Микула Селянинович», «Богатырь»), а под влиянием опер Римского-Корсакова появляется целая серия майоликовых скульптур («Садко», «Снегурочка»).

В более поздних работах, таких как «Пан», «К ночи», «Сирень», заметно влияние символизма, зародившегося на рубеже веков. Это таинственные картины, полные волнения и тревоги, рассказывают о фантастических силах, скрывающихся в обыденных вещах.

В 1901 году у Врубеля родился сын - «мальчик прелестный, с каким-то поразительно сознательным взглядом... но с раздвоенной верхней губкой. Это так глубоко поражает брата, что вскоре наступает постепенное и неуклонное погружение... в стихию его конечного Демона» (из воспоминаний А.А. Врубель). Кроме того, на него повлияло неприятие публикой «Демона поверженного», в которого он, кажется, вложил все силы своей души.

С 1902 года появляются первые признаки быстро прогрессирующего душевного недуга. После лечения болезнь на некоторое время отступает, но смерть сына в 1903 году ведет к ее возобновлению. С этого времени Врубель почти непрерывно находится в лечебницах Москвы и Петербурга, но в моменты просветления он продолжает работать: пишет замечательные портреты Забелы-Врубель, Брюсова, картины «Жемчужина», «Шестикрылый серафим».

Болезненное состояние, в котором Врубель пребывал в эти годы, на его живописи никак не отразилось, разве что он стал писать свои картины, используя еще большее разнообразие техник, чем прежде, - подробный рисунок углем закрашивается широкими цветовыми плоскостями, а поверх он снова мог рисовать пером или карандашом. Стремясь как можно скорее воплотить на холсте обуревавшие его чувства, художник часто пренебрегает технологическими правилами и не дожидается, пока краски высохнут. Помимо крупных живописных работ, в этот период им создано множество графических портретов.

В 1906 году художник ослеп, а в 1910 его не стало.

Биография М.Ю. Лермонтова

Лермонтов Михаил Юрьевич (3(15) октября 1814 года - 15(27) июля 1841 года) - великий русский поэт.

Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е.А. Арсеньевой (1773-1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.

Детство Лермонтова прошло в имении Арсеньевой "Тарханы" Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие горы Кавказа, приветствую вас!. . ", 1832). В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование. Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству. Уже в пансионе определяется преимущественная ориентация Лермонтова на А.С. Пушкина, байроническую поэму. Байроническая поэма становится основой раннего творчества Лермонтова. В 1828-1829 гг. он пишет поэмы "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата" (опубликованы посмертно), "Последний сын вольности", "Измаил-Бей", "Демон". В центре байронической поэмы - герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне с обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы; над ним тяготеет "грех", преступление, обычно облеченное тайной и внешне предстающее как страдание.

В марте 1830 Московский пансион по указу Сената он был преобразован в гимназию. В 1830 Лермонтов увольняется "по прошению" и проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково; в том же году после сдачи экзаменов зачислен на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Е.А. Сушковой (1812-1868), с которой он познакомился у своей приятельницы А.М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический "цикл" 1830 ["К Сушковой", "Нищий", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор... "), "Ночь", "Подражание Байрону" ("У ног твоих не забывал... "), "Я не люблю тебя: страстей... ". По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и кратковременное чувство к Н.Ф. Ивановой (1813-1875), дочери драматурга Ф.Ф. Иванова. В эти годы (1830-1832) идет формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные увлечения являются во многом попыткой личностного самоутверждения. Возникает жанр "отрывка" - лирического размышления, в центре которого определенный момент непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления. Стихотворения 1830-1831 содержат и социальные мотивы и темы. Политическая лирика в прямом смысле Лермонтова редка; социально-политическая проблематика, как правило, выступает у него в системе философских и психологических размышлений. Это особенно заметно в лермонтовской лирике начала 1830-х гг. Московский университет жил философскими и политическими интересами, в нем функционировали студенческие кружки и общества (И.В. Станкевича, А.И. Герцена, В.Г. Белинского). О связи с ними Лермонтова нет сведений, однако он, возможно, разделял свойственный им дух политической оппозиции и даже принял участие в студенческой акции (изгнание из аудитории профессора М.Я. Малова). Эти идеи нашли у него выражение еще в "Жалобах турка" (1829) и серии стихов, посвященных европейским революциям 1830-1831 ["30 июля. (Париж) 1830 года", "10 июля. (1830)"], событиям Великой французской революции ("Из Андрея Шенье", 1830-1831) и эпохе пугачёвщины ("Предсказание", 1830). Так подготавливается проблематика первого прозаического опыта Лермонтова - романа "Вадим" (1832-1834) с широкой панорамой крестьянского восстания 1774-1775 гг.

Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В.А. Лопухина (1815-1851), в замужестве Бахметева, сестра товарища по университету Лермонтова. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным. Лопухина была адресатом или прототипом как в ранних стихах ["К Лермонтов" ("У ног других не забывал... ", 1831), "Она не гордой красотою... ", 1832, и другие], так и в поздних произведениях: "Валерик", посвящение к VI редакции "Демона"; образ ее проходит в стихотворении "Нет, не тебя так пылко я люблю", в "Княгине Литовской" (Вера). В 1830-1831 раннее лирическое творчество поэта достигает вершины; далее начинается спад.

После 1832 Лермонтов обращается к балладе ("Тростник", 1832; "Желанье" - "Отворите мне темницу", 1832; "Русалка", 1832) и прозе.

В поэмах Лермонтова в это время определяются как бы две тематические группы: одна тяготеет к средневековой русской истории ("Последний сын вольности", 1831; "Литвинка", 1832), другая - к экзотическим кавказским темам ("Измаил-Бей",1832; "Аул Бастуиджя".1833-1834; "Хаджи-Абрек", 1833).

В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург, надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще; в ноябре 1832 сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности (быт школы в грубо натуралистичном виде отразился в так называемых юнкерских поэмах - "Петергофский праздник", "Уланша", "Гошпиталь" - все 1834). Она оживляется в 1835, когда Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк (сентябрь 1834); в этом же году выходит поэма "Хаджи Абрек" - первое выступление Лермонтов в печати (по преданию, рукопись была отнесена в журнал без ведома автора). Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию драмы "Маскарад", работает над поэмами "Сашка", "Боярин Орша", начинает роман "Княгиня Лиговская". Известно о знакомстве Лермонтова с А.Н. Муравьёвым, И.И. Козловым и близкими к формирующимся славянофильским кружкам С.А. Раевским и А.А. Краевским. В романе "Княгиня Литовская" (1836; не окончен; опубликован в 1882) Лермонтов впервые обращается к социальному бытописанию, предвосхищающему "физиологии" 1840-х гг. Одновременно Лермонтов работает над "Маскарадом" (1835-1836), первым произведением, которое он считал достойным обнародования, трижды подавал в драматическую цензуру и дважды переделывал; драма, однако, была запрещена.

В период 1836-1837 гг. Лермонтов создает "Боярина Оршу" (1835-1836), первую оригинальную и зрелую поэму. Орша - первая попытка Лермонтова создать исторический характер - феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской чести. Эта тема была продолжена в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (1838). Своего рода аналогом "Песни... " в лирике Лермонтова было "Бородино", отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения (1837) - "микро-эпос" о народной войне 1812.

В 1835-1836 Лермонтов еще не входит в ближайший пушкинский круг; с Пушкиным он также незнаком. Тем более принципиальный характер получает его стихотворение "Смерть Поэта" (1837; опубликовано 1858), написанное сразу же по получении известия о гибели Пушкина.18 февраля 1837 Лермонтов был арестован; началось политическое дело о "непозволительных стихах". Под арестом Лермонтов пишет несколько стихотворений: "Сосед" ("Кто б ни был ты, печальный мой сосед"), "Узник", положивших начало блестящему "циклу" его "тюремной лирики": "Соседка", "Пленный рыцарь" (оба - 1840) и другие.

В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он выехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске; по пути следования в полк он "изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов... ", в ноябре был в Тифлисе. В 1837 он записывает народную сказку об Ашик-Керибе ("Ашик-Кериб"), стремясь передать колорит восточной речи и психологию "турецкого" сказителя; народный характер поэт раскрыл в "Дарах Терека", "Казачьей колыбельной песне", "Беглеце". В Пятигорске и Ставрополе он встречается с Н.М. Сатиным, знакомым ему по Московскому пансиону, Белинским, доктором Н.В. Майером (прототип доктора Вернера в "Княжне Мери"); знакомится со ссыльными декабристами (С.И. Кривцовым, В.М. Голицыным, В.Н. Лихаревым, М.А. Назимовым) и близко сходится с А.И. Одоевским ("Памяти А.И. Одоевского", 1830).

Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры; лучшие из них связаны с кавказской темой. Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки через А. X. Бенкендорфа. В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Во 2-й пол. января 1838 Лермонтов возвращается в Петербург.1838-1841 - годы его литературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, П.А. Плетнёвым, В.А. Соллогубом, принят в семействе Карамзиных. У Карамзиных Лермонтов накануне последней ссылки читал "Тучи". В 1840 в Петербурге отдельными изданиями выходят единственные прижизненные сборники "Стихотворения" и "Герой нашего времени".

Наследие Лермонтова к 1840 г. включало уже около 400 стихотворений, около 30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно. В 1838-1840 поэт входит в "Кружок шестнадцати" - аристократическое общество молодежи, частью из военной среды, объединенное законами корпоративного поведения и политической оппозиционностью участников. В этот период в его поэзии и прозе словно оживают пушкинские начала. Однако основы прозы (как и поэзии) Лермонтова, во многом противоположны пушкинским; ему не свойственны лаконизм пушкинской прозы и поэтика "гармонической точности" в поэзии. Близких отношений с пушкинским кругом у Лермонтова не складывается: и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко не все принимают в его творчестве. Столь же "выборочно" принимают его и формирующиеся московские славянофильские кружки. Со своей стороны, Лермонтов присматривался к деятельности будущих славянофилов (А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина), сохранял с ними личные связи, напечатал в "Москвитянине" (1841) балладу "Спор", но остался холоден к социально-философским основам их учения ("Родина", 1841). Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом "Отечественные записки". Именно там появляется большинство прижизненных и посмертных публикаций лермонтовских стихов, а также "Бэла", "Фаталист", "Тамань".

В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с сыном французского посланника Э. Барантом; непосредственным поводом было светское соперничество - предпочтение, отданное Лермонтову кн. М.А. Щербатовой, которой был заинтересован Барант и в 1839-1840 увлечен Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта защиты национального достоинства.18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов тем не менее был предан военному суду; под арестом его навещают друзья и литературные знакомые. Под арестом состоялось новое объяснение Лермонтов с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле 1840 был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь, в главную квартиру командующего войсками Кавказской линии генерала П. X. Граббе, а в июле уже участвует в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р. Валерик.

В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет представление. Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный вниманием; он полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и отдаться литературной деятельности. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается проблем "восточного миросозерцания" ("Тамара", "Спор").14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон", "Утес", "Они любили друг друга... ", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу... ", "Морская царевна", "Пророк". В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен в фамильном склепе в Тарханах.

К вопросу истории создания и воплощения идеи «Демона» в творчестве М.А. Врубеля

Весна 1881 года. Не успев окончить Академию, Врубель отправился в Киев, где началась его самостоятельная художественная жизнь. Два года Врубель работал для церкви, в атмосфере религиозности, которая так же мало согласовывалась с окружающим, как мало совпадала с идеалом богоматери светская дама Эмилия Прахова, ставшая для нее прототипом. И впервые стал искушать Врубеля и завладевать его воображением сумрачный образ богоборца - Демона.

Позже, когда художник работал над эскизами для Владимирского собора, этот образ уже неотступно преследовал Врубеля.

Слово «дух» на дохристианском языке Гомера, чья книга нередко оказывалась у Врубеля «под подушкой», значило для него «демон» Рюмин А. «Прошлое страстно глядится в грядущее», журнал «Наше наследие», № 42, М, 1997г, с.13.. Так, автобиографическая исповедь Врубеля - «Демон», стала самой мифологизированной картиной из всех, что были написаны художником. Панно восходило к истокам поэтической стихии, существовавшей задолго до лермонтовской.

Н.А. Прахов вспоминал, как Врубель говорил о своем понимании Демона: он «олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе».

Поэтика врубелевского языка возникает из многоцветной лексики, собираемой из элементов и признаков художественных различных культур, стилевых движений. Из принципов формообразования - архаических и фольклорных, средневековых и ренессансных, и культуры ему современной. Врубель знал, что в изобразительности «техника» - только способность видеть, а творчество - глубоко чувствовать. Он цементировал все это многообразие проявлений природы и искусства уникальностью дарованного ему таланта и своей человеческой натуры,

У Врубеля еще не откристаллизовалась своя тема - только брезжила в замыслах, еще не было определившегося места в расстановке художественных сил России конца века. В Киеве он жил на отшибе, получая импульсы только от старинных мастеров. Ему предстояло войти в гущу современной художественной жизни.

Это произошло, когда он переехал в Москву.

В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений М. Лермонтова. Таким образом, он мог вернуться к давно задуманному образу Демона.

На протяжении всей жизни он неоднократно обращался к теме Демона и в рисунке, и в скульптуре, и в живописи. «Демона не понимают, - писал художник, - путают с чертом и дьяволом... «демон» - значит «душа» и олицетворяет вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревавших его страстей... »

В отличие от традиционного воплощения Демона как некоего злобного и коварного существа герой Врубеля - глубоко трагическая фигура. Московский период начался «Демоном» (сидящим) - погруженным в тяжкое раздумье, с глазами, полными вселенной тоски. Но все же в настроении этой картины не чувствуется безысходности, тогда как последний Демон - поверженный - уже не оставляет никакой надежды. «Демон поверженный» стал в некотором смысле итогом всей жизни Врубеля. Он долго и лихорадочно над ним работал, несколько раз переписывал, даже когда картина была уже привезена на выставку. Также как и М.А. Булгаков, шедший к роману длиной в жизнь "Мастер и Маргарита", М.А. Врубель шел к своей картине "Демон".

В письме Врубеля к сестре мы читаем: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу со временем, а «демоническое» -

полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». Это и есть картина, известная под названием «Демон сидящий» - первая из обширной демонической сюиты, включающей и живопись, и рисунки, и скульптуру. «Молодая уныло-задумчивая фигура» - слова очень точные. Сидящий Демон действительно молод, и его печаль незлобна, им владеет только тоска по живому миру, полному цветения и тепла, от которого он отторгнут. Цветы же, которые его окружают, холодные, каменные цветы: художник подсмотрел их формы и краски в изломах горных пород с их причудливыми вкраплениями и прожилками. Передано то странное состояние души, когда охватывает чувство бесконечного одиночества и кажется, что от всего окружающего ты отгорожен непроницаемой стеклянной стеной.

Окаменевший пейзаж в «Демоне сидящем» - каменные цветы, каменные облака - символизирует чувство отторгнутости, чуждости: «Природы жаркие объятья навек остыли для меня». Но нет ни вызова, ни ненависти - только глубокая, глубокая печаль.

Сохранился прекрасный большой рисунок (дата его неизвестна) с изображением головы человека, очень похожей на голову «Демона сидящего», но называется он «Голова ангела».

Несколькими годами позже Врубель сделал скульптурную голову Демона - и это уже совсем другой образ, образ ожесточившегося. Под массивной гривой волос - исступленный лик с выходящими из орбит глазами. Художник отлил эту голову в гипсе и раскрасил, придав ей жуткую «настоящесть». К сожалению, в 1928 году ее разбил на куски какой-то психически неуравновешенный посетитель Русского музея в Ленинграде, где скульптура была выставлена. Ее реставрировали, но с тех пор она не экспонируется в зале Дмитриева Н. А. «Михаил Врубель», Детская литература, М., 1984г, с. 31.

В течение многих лет Врубеля влекло к образу Демона: он был для него не однозначной аллегорией, а целым миром сложных переживаний. На холсте, в глине, на обрывках бумаги художник ловил лихорадочное мелькание обликов, чередование гордости, ненависти, мятежности, грусти, отчаяния...

Все снова и снова появляется незабываемое лицо: косматая львиная грива, узкий овал, излом бровей, трагический рот, - но каждый раз с иным оттенком выражения. То он бросает исступленный вызов миру, то «похож на вечер ясный», то становится жалок. Закончив картину «Демон сидящий», Врубель принялся за иллюстрации к произведениям Лермонтова. В том числе и к «Демону».

В течение полувека не находилось художника, который хоть сколько-нибудь достойно воплотил могучий и загадочный образ, владевший воображением Лермонтова. Только Врубель нашел ему равновеликое выражение в иллюстрациях, появившихся в 1891 году. С тех пор «Демона» уже никто не пытался иллюстрировать: слишком он сросся в нашем представлении с Демоном Врубеля - другого мы, пожалуй, не приняли бы.

В атмосфере возбужденных полемик, после выставки русских и финляндских художников», организованной в 1898 году в Петербурге С. Дягилевым, как бы в пику «комариной толчее» толстовства, Врубель начал работу над давно замышлявшимся «монументальным Демоном» - самым патетическим своим творением.

Без сомнения, он сознательно хотел создать нечто патетическое и грандиозное, способное потрясти. Но, кажется, полной отчетливости замысла у него не было: Демон владел им больше, чем он - Демоном. Он колебался - написать ли Демона летящим или падшим. Сначала остановился на первом: сохранился большой неоконченный холст «Летящий Демон».

Закрывая небосвод, дух изгнанья парит на тускло-серебряных крыльях над пропастями и кручами земли. Он надвигается, близится, лицо дано крупно и более всего закончено. Но какое холодное, мрачное, неумолимое лицо! Как оно изменилось по сравнению с «Сидящим Демоном».

Такой Демон, какой ныне рисовался воображению Врубеля, летел навстречу катастрофе, гибели. Идея «поверженного» возникала как бы сама собой, навязывалась сознанию художника. Уже работая над «Поверженным», уже почти закончив его, он временами хотел вновь вернуться к «Летящему» - об этом есть свидетельства в дневниках Е.И. Ге. Но «Поверженный» пересиливал. В течение 1901 года, пока шла лихорадочная работа с созданием многих предварительных эскизов, поисками и переменами композиции, художник, казалось, был еще совершенно здоров, если не считать раздражительности, и ощущал огромный подъем сил. Несмотря на неприязненные (по преимуществу) отзывы критики, росла его популярность.

В первые месяцы 1902 года жена художника, а вскоре и другие стали со страхом замечать у него симптомы психического расстройства. Вот как рассказывала об этом

Е.И. Ге:

«Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не бы ло бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку. I

В это время картину «Демон» перевезли в Петербург для выставки «Мира искусства», и Михаил Александрович, несмотря на то, что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену. Были дни, когда «Демон» был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота... Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо» Дмитриева Н.А. «Михаил Врубель», Детская литература, М.? 1984г, с. 98.

Молва с тех пор связывает болезнь Врубеля с «Поверженным Демоном», с напряженной работой над этим огромным холстом, с тем исступленным ежедневным переписыванием - снова и снова - лица Демона, которое, конечно, наблюдала не одна Е.И. Ге, а очень многие, ведь картина висела в выставочном зале и каждый посетитель мог видеть, что за ночь Демон переменился. О том, что в этом вихре мелькали и исчезали облики необыкновенной красоты, чередуясь с ожесточенными и страшными, потом многие вспоминали. Со слов очевидцев говорил об этом через восемь лет и А. Блок в речи над гробом художника. Так начал вплетаться, по его словам, в историю жизни Врубеля «зеленый стебель легенды»; «жизнь, соединенная с легендой, есть уже «житие».

Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания, но катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие - и потом изнеможение, срыв. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла», им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью; представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды!

Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит - нужно признать - к вершинам творчества Врубеля. Он страшно эффектен, конечно, и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность».

Сумеречный воск «чудовищно-прекрасного» тела Демона, обессилевшего от каких-то «мировых объятий» словно влит в ущелье между громадой «небывало сине-лиловых» гор. Горы озолочены отсветом «горного мира», и твердью земли, где-то там, под небывалым покровом надломленных крыльев, словно сотканных из ночных струи бездны, зеленых стеблей легенды и радужно-сияющей бахромы «павлиньего узора» - золотых ресниц его синеглазья.

Резко вытянутые пропорции огромного холста, бурлящая стихия угловатых форм и дивных соцветий, смятенная открытость ударов и прикосновений, складываются в безумство ритма. Они словно бы затягивают в свою вселенскую воронку брошенного в нее Демона-лодку, Демона-щепку.

И в то же время эта мистическая пропорция холста, и эта фантастическая красота на миг застывающей лавины, уложенной опытной рукой невидимого декоратора, как цветы в гробу. Да и вся фигура Демона слишком напоминает прежний врубелевский эскиз, правда, к другому сюжету, «Надгробный плач», который он еще в 1887 году сделал для Владимирского собора в Киеве.

Золото, сумрачно-синий, млечно-голубой, дымно-лиловый и розовый - все излюбленные цвета Врубеля - образуют здесь феерическое зрелище.

Только что написанное полотно выглядело не так, как сейчас: сверкал венец, розово сияли вершины гор, искрились и мерцали перья поломанных крыл, похожие на павлиньи. Как всегда, Врубель не заботился о сохранности красок - он добавлял в краски бронзовый порошок, чтобы придать им блеск, но со временем этот порошок начинал действовать губительно, картина неузнаваемо потемнела. Но с самого начала ее цветовое решение было открыто декоративным - ему недоставало глубины и насыщенности цвета, многообразия переходов и оттенков, какое есть в лучших вещах Врубеля.

«Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем - «здесь человек сгорел». Фигура поверженного демона распластана в горном ущелье. Это уже не мощный атлет, а резко деформированное в пропорциях болезненно-хрупкое существо. Поверженный демон со скованными руками лежит павший среди огромных павлиньих крыльев, которые своими голубыми отсветами сливаются с блеском далеких снежных гор. Из огромного узорного панно выделяются своим гипнотизирующим блеском его горящие, широко раскрытые глаза. Сходный образ можно заметить у Врубеля и во многих других его произведениях.

Получилось, видимо, не то, что художник задумывал: он не хотел сделать «Поверженного» жалким, хотел показать гордую непобежденность Демона даже в падении. По записям Е.И. Ге, работая над картиной, «Врубель объяснял, что в поверженном Демоне он желает выразить многое сильное, даже возвышенное в человеке... что люди считают долгом повергать из-за христианских толстовских идей». Но Демон, вопреки намерениям его творца, оказался сломленным, слабым, безумным - и это означало объективное поражение индивидуалистических идей самого Врубеля, в которых он опирался на Ницше. Жена художника Н.И. Забела в 1901 году писала Римскому-Корсакову: «Демон у него совсем необыкновенный, не лермонтовский, а какой-то современный ницшеанец... » Дмитриева Н. А. «Михаил Врубель», Детская литература, М., 1984г, с. 103 Он ей не нравился: она понимала, что «ницшеанский» Демон означает уход от Лермонтова, от поэзии русского эпоса, от музыки Римского-Корсакова, от всего, что было так дорого им обоим.

Впоследствии, оправляясь от болезни, да и во время болезни, Врубель сделал еще много замечательного, но к образу Демона больше никогда не возвращался,

«Демон поверженный» был скорбной вехой в биографии Врубеля. Картина еще висела на выставке, когда ее автора пришлось поместить в одну из московских психиатрических лечебниц. После эйфорического подъема, которым сопровождалась работа над «Демоном», наступила долгая депрессия, состояние художника все время было угнетенным, подавленным, себя он считал теперь ни на что не годным. Так он был настроен и тогда, когда вышел из лечебницы (в феврале 1903 года) и поехал на отдых в Крым. В мае 1903 года Врубели с сыном отправились в Киевскую губернию, в имение В.В. фон Мекка, одного из богатых поклонников Врубеля, который приобрел «Демона».

демон лермонтова и демон врубеля

Между тем Врубель ни по своему душевному складу, ни по мировоззрению не походил на Лермонтова.

Но бывают в жизни странные совпадения событий, непостижимые стечения обстоятельств, знаменательных дат. В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка Михаила Юрьевича Лермонтова, и в том же году в Омске, в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка Александра Михайловича Врубеля родился сын - будущий художник Михаил Врубель, жизнь которого сложилась так, что будто бы к его колыбели прилетал лермонтовский Демон, избравший новорожденного своим новым пророком.

Подобно Лермонтову, Врубель родился с романтической душой, но через 15 лет после ранней гибели поэта.

В их детстве были схожие черты: и тот и другой рано лишились матерей, от которых наследовали душевную хрупкость и затаенную пылкость; обоих зачаровывала музыка, которую они могли слушать часами, оба предпочитали всем другим театрализованные игры; в них рано проснулось и росло ненасытное воображение. Внезапная отрешенность и задумчивость, молчаливость и стремление к одиночеству, - все это было и у поэта, и у художника.

Еще в детские годы и Лермонтов, и Врубель могли почувствовать широту мира благодаря поездкам и путешествиям: с Урала в Москву и на Кавказ - Лермонтов; из Сибири в приволжские города, в Петербург и Одессу - Врубель. Художник много ездил и по своей стране и за границей, он жил в Германии, Италии, Франции, видел Грецию, путешествовал по Средиземноморью, и хотя мало писал чисто пейзажных картин, природу любил и понимал не менее глубоко, чем поэт.

Оба получили основательное образование.

Еще их сближало следующее: оба, сформировавшиеся в глухую пору реакции (поэт - в 30-е годы, после разгрома декабристов, художник - в 80-е, после разгрома народовольцев), вопреки ей взлелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного человеческого духа. Их Демон - не дьявол, носитель зла, изображавшийся с рогами, хвостом и козлиными копытами, в просторечии называемый «нечистой силой». Демон - символ мятежного начала, ангел, восставший против бога, отвергнувший непререкаемость божьей воли. Позже образ «демонической личности» укореняется в искусстве романтизма, в поэзии Байрона.

От мятежных титанов Байрона - Люцифера, Манфреда, Каина - отчасти ведет свою родословную и лермонтовский Демон.

Сущность этого образа двойственна. С одной стороны - импонирующее величие человеческого духа, не терпящего ни запретов, ни оков в своих порывах к свободе и полноте познания. С другой - безмерная гордыня, безмерная переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством, холодом, пустотой. Лермонтовский Демон достиг абсолютной свободы, но она оказалась для него постылой свободой, тяжким бременем.

Лишь только божие проклятье

Исполнилось -

С того же дня

Природы жаркие объятья

Навек остыли для меня. Лермонтов М.Ю. Поэзия, издательство «Детская литература», Ленинград, 1981г, с.158

В годы «сна и мглы», подавления и жалкого прозябания личности Врубель хотел снова восславить гордую непреклонность духа. Но история уже внесла свои коррективы в понимание «демонизма», и невольно на первый план выходили мотивы тоски, одиночества и гибели. Тем более что сам художник, отважно взявший на свои хрупкие плечи бремя «демонической» темы, был далеко не титаном, не героем - он был слабым сыном своего негероического времени.

Художник написал картину в 1890 году, окончательно сформировавшимся неповторимо-индивидуальным Врубелевским стилем. Стиль этот основан на господстве пластически-скульптурного, объемного рисунка, своеобразие которого заключается в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани, уподобляющие предметы неким кристаллическим образованиям. Цвет понимается Врубелем как своеобразная иллюминация, окрашенный свет, пронизывающий грань кристаллической формой. Так написана картина «Демон (сидящий)" - итог всего, что было найдено художником в киевский период творчества. Она является программным произведением Врубеля, в котором получает сюжетное оформление его метод художественной трансформации реальности. Это не метод непосредственного наблюдения и передачи видимой натуры, а метод идеального представления, воображения, которое лишь используется видимыми формами, чтобы творить фантастически преображенный мир «демонической выразительности», по словам одного из позднейших критиков. Импрессионизм с его установкой на непосредственной эмпирическое восприятие, сыгравший столь важную роль в становлении искусства конца 19 века, не коснулся Врубеля. Искусство М.М.Алпатов Врубель, с 221

Образ демона отрывается от своего поэтического прототипа - сатаны и представляет собой «демоническое вообще» в истолковании художника 19 века. Здесь нет сюжета, а есть «вечная тема». Форма этого произведения столь же нагружена художественными воспоминаниями, как и его тема. Скульптурно вылепленное тело Демона напоминает титанические образы Микеланджело. Сидящий Демон словно исполин. Он огромен, его фигура будто вырублена из камня. На фоне фантастических цветов, выложенных цветовыми плоскостями, как бы мозаикой, Демон кажется неземным, далеким от обычных представлений, к которым привык человек. Врубелевский образ выражал символ, в котором слились воедино тоска по красоте и мечта о человеческом счастье, которое трудно найти на земле. Этот образ можно было воплотить только теми средствами, которые использовал художник. Его живопись всегда необычна. Краски горят, как драгоценные камни, словно светятся изнутри. Фигуры кажутся огромными, уподоблены героям древних мифов.

У Лермонтова Демон, хотя и страдающий, все же «царь познанья и свободы». У Врубеля он не царственен - в нем больше тоски и тревоги, чем гордости и величия. Это сказалось в иллюстрациях к поэме Лермонтова.

Здесь Врубелю больше всего удался ожесточенный, скорбный, одинокий лик на фоне горных вершин. Меньше удался в сценах искушения Тамары, где он торжествует свою победу над ней, - тут в его облике появляется признак театральности.

Удивительное впечатление можно получить от листов «Демон в келье Тамары», настолько они полны экспрессии и прекрасны как произведения графического искусства. Не знаешь, какому из трех вариантов отдать предпочтение. Первый - «Не плачь, дитя, не плачь напрасно» - Демон нашептывает Тамаре искусительные речи, она в смятении закрывает лицо. Обе фигуры - на фоне великолепного узора восточных ковров. Второй лист - Тамара с доверием и мольбой обращается тронувшему ее сердце: «Клянися мне... от злых стяжаний отречься ныне дай обед». За окном волшебная звездная ночь, одна большая звезда сияет ярче, ближе других. Демон смотрит на девушку с нежностью, растроганно.

А теперь непосредственно обратимся к поэме М. Лермонтова «Демон». Прекрасны стихи, в которых Демон рассказывает Тамаре о своей любви и своём одиночестве:

Лишь только я тебя увидел -

И тайно вдруг возненавидел

Бессмертие и власть мою.

Я позавидовал невольно

Неполной радости земной;

Не жить, как ты, мне стало больно,

И страшно - розно жить с тобой.

В бескровном сердце луч нежданный

Опять затеплился живей,

И грусть на дне старинной раны

Зашевелилася, как змей.

Что без тебя мне эта вечность?

Моих владений бесконечность?

Пустые звучные слова,

Обширный храм - без божества!

Третий вариант изображает мгновение, когда

Могучий взор смотрел ей в очи!

Он жег ее. Во мраке ночи

Над нею прямо он сверкал,

Неотразимый, как кинжал. Дмитриева Н.А. «Михаил Врубель», Детская литература, М., 1984г; с. 117

Этот лист декоративно несколько беднее предыдущих, но самый замечательный по экспрессии. Оба лица - в профиль, Демон склоняется над Тамарой, она приподнимается к нему как магнитом притягиваем ая его горящим взором, ее воля порабощена.

Вновь обратимся к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

Из души Демона изливается лава чувств. На фоне испуганных реплик Тамары ("Скажи, зачем меня ты любишь? Зачем мне знать твои печали? Нас могут слышать") монологи беспощадного отрицателя вызывают в душе читателя сильный отклик. В них застыла бешеная страсть, накипевшая и вырвавшаяся, в то время как вТамаре только начинает ощущаться нечто вроде осторожного предчувствия. В упоении Демон готов даже изменить своей природе:

Хочу я с небом примириться

Хочу любить, хочу молиться,

Хочу я веровать добру.

Слезой раскаянья сотру

Я на челе, тебя достойном,

Следы небесного огня -

И мир в неведенье спокойном

Пусть доцветает без меня!

Люби меня!

Далее художник рисует Тамару в гробу. Здесь два варианта, но лучший, пожалуй, тот, что изображает только голову покоящейся. Форма лица, его пластика осязаема, как в скульптуре, а сделано это легчайшими касаниями кисти, нежной светотенью, только кое-где и чуть-чуть дополненной легкими штрихами.

Поэма «Демон» - лучшее романтическое произведение Лермонтова. Работа над нею продолжалась едва ли не всю творческую жизнь поэта. Согласно религиозному мифу, демон - бывший ангел, которого Бог изгнал с небес на землю и наказал вечным одиночеством. Чтобы правильно воспринять поэму, очень важно уловить авторскую интонацию первой характеристики героя:

Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землёй...

Не "озлобленный" или "ужасный", а "печальный". Первый эпитет настраивает читателя скорее на сочувствие одинокому скитальцу, чем на осуждение его. Это тем более удивительно, что по религиозных представлениям демон - олицетворение зла. Лермонтовский герой не таков. Добро, любовь ему тоже не заказаны. Демон противоречив, как и всё живое. Читатель застаёт героя в момент, когда тот, пресытившись злодеяниями, все чаще занят воспоминаниями «лучших дней»:

Тех дней, когда в жилище света

Блистал он, чистый херувим

Когда бегущая колета

Улыбкой ласковой прилета

Любила поменяться с ним.

Когда сквозь вечные туманы,

Познанья жадный, он следил

Кочующие караваны

В пространстве брошенных светил;

Когда он верил и любил.

Счастливый первенец творенья!

Не знал ни злобы, ни сомненья,

И не грозил уму его

Веков бесплодных ряд унылый...

И много, много... и всего

Припомнить не имел он силы!

«Познания жадный». В другом месте поэмы о демоне сказано «Царь познания и свободы». В этой логике Бог - символ веры, деспотически навязывающей свои неколебимые истины, Демон - знак того сомнения в их непреложности, без которого невозможно никакое творчество. Демон отрицает не ради отрицания. Но для последующего утверждения. Божественному спокойствию он противопоставляет тревожность поиска. Основанием своей «свободы» выбирает не веру, а самопознание. Демон протестует против божественных уложений, сковывающих личность, и оказывается более «человечным» героем, чем сам Бог. Гордая борьба Демона сближает его с романтическими бунтарями Байрона. Как романтический герой Демон тоже индивидуалист.

Вообще лермонтовский цикл, в особенности иллюстрации к «Демону», можно считать вершиной мастерства Врубеля-графика. Здесь Врубель сознательно ставил перед собой проблему выразить цвет без цвета, одними градациями темного и светлого. Подобные поиски художник называл поисками «техники», а техника Врубеля сродни волшебству - она давала возможность воплотить его романтическое видение природы.


Среди художественной интеллигенции, особенно молодого поколения, становилось все больше страстных, до фанатизма, поклонников Врубеля, для которых каждая его работа была святыней и каждое слово - откровением.

Врубель стал выразителем пограничного времени. И живопись его «Демона» сверкала красками, фантастически преломляя в «настоящем» и «былое» и «будущее». Это были краски «былинного» и «футуристического» искусства, искусства «архаистов», «новаторов», «классиков» и «авангардистов». Феномен Врубеля в том и состоял, что его меньше всего заботила принадлежность к какой-либо художественной ориентации, И его «ненормативность» обернулась жестокой трагедией - непониманием, осуждением и неприятием его как художника. Историческая ирония в том, что Врубель так и не стал художником ни одной из художественных «стай». И в этом смысле знак его судьбы - «Демон поверженный». Картина-заклинание. И картина-пророчество.

Сравнительный анализ произведений М. Врубеля и М.Ю. Лермонтова

Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» и картина М. Врубеля принадлежат к вершинным достижениям мирового искусства. Их роднит социальный протест и богоборчество. Но каждая из них - идейно-эстетически своеобразна, ставит и решает свои задачи.

Работа продолжалась едва ли не всю творческую жизнь.

«Демон» - шедевр по мощи творческой фантазии, по интеллектуальной глубине и широте идейно-нравственной проблематики, по пластической изобразительности, по блеску как стихотворного мастерства, по силе эмоционально-поэтического воздействия.

Основной идейный пафос поэмы «Демон» - возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира. Лермонтовский Демон, как справедливо пишет В.Г. Белинский, «отрицает для утверждения, разрушает для созидания... Это демон движения, вечного обновления, вечного возрождения». И у Врубеля Демон «олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирение обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе». Собрание сочинений В.Г.Белинский VII, 555

У Лермонтова Демон - гордый бунтарь-индивидуалист, противопоставленный всему существующему, а у Врубеля «Демон поверженный» - сломленный, слабый, безумный (это означало объективное поражение индивидуалистических идей самого Врубеля).

Лермонтовский Демон, хотя и страдающий, все же «царь познанья и свободы», Врубелевский - не царственен - в нем больше тоски и тревоги, чем гордости и величия. Это сказалось в иллюстрациях поэмы Лермонтова.

Демон - «ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет». Он не связан ни с небом, ни с землей. В этом его трагедия.

Эти социально-философские произведения смело ставят сложнейшие и насущнейшие вопросы бытия: о смысле жизни, правах и назначении человека, о бездумной вере и разумном скептицизме, о рабстве и свободе, добре и зле, о жажде счастья и бесцельности жизни.

Как Лермонтов, сам переживший гордое одиночество, в конце своего жизненного пути пришел к осознанию и осуждению индивидуалистического протеста, так и Врубель потерпел поражение индивидуалистических идей.

Демон Лермонтова и Демон Врубеля - романтические произведения. Но они несут в себе и явно реалистические тенденции.

Заключение

Действительно, катастрофа, постигшая художника, трагическая история его работы над «Демоном» и возникавшие вокруг легенды и слухи сыграли до некоторой степени свою роль в том, что Врубель вдруг стал знаменит. Однако тому были и более серьезные причины.

Во-первых, на выставке «Мира искусства» осенью 1902 года (Врубель тогда был в больнице) экспонировалось шестьдесят его работ, в том числе прежние - киевские эскизы для Владимирского собора, «Демон сидящий», «Испания», «Гадалка» и другие, так что впервые искусство Врубеля было показано с достаточной полнотой. Впервые зрители увидели, что это за художник, не по отдельным, часто случайно выбранным вещам, а в контексте всего творческого пути. Вышедший в 1903 году номер журнала «Мир искусства» со многими репродукциями и статьями о Врубеле также способствовал популярности и признанию художника.

Во-вторых, новаторская «техника» Врубеля, или, лучше сказать, его манера, требовала длительного вникания и привыкания, чтобы быть по достоинству оцененной. Она не воспринималась сразу - не только в силу непривычности, но и потому, что была плодом редкого, феноменального видения, проницавшего натуру сквозь внешние покровы как бы до самих недр. Это и художникам не всегда было понятно с первого взгляда. Известны многие имена людей, сначала не принимавших живопись Врубеля, а со временем ставших его горячими почитателями, причем это не те люди, которых можно заподозрить в бездумном подчинении капризам моды. Это, например, Горький, Шаляпин или Александр Бенуа, который уже в статье 1903 года «взял обратно» свои прежние суждения о Врубеле.1

Еще характерное признание - на этот раз художника. Ковальский вспоминал, что в киевской школе Мурашко им, ученикам, сначала решительно не нравилось и казалось странным рисование Врубеля «углами». Но через некоторое время «мы уже понимали, что это колоссальная сила».

Сходную эволюцию отношения к Врубелю испытала Е.И. Ге, да и многие. Всегда нужно было, чтобы прошло «некоторое время». И остается правилом и поныне: чтобы картина Врубеля раскрылась смотрящему, надо смотреть внимательно, долго и не один раз. Тогда она начинает с тобой говорить. Тогда видишь: то, что с первого взгляда кажется только субъективным приемом, на самом деле идет от глубокого постижения объективной реальности.

Наконец, третья причина наступившего признания Врубеля заключалась в том, что на рубеже веков изменилось направление вкусов, - теперь русская образованная публика читала Метерлинка, Ибсена, символистов, посещала Художественный театр, видела на выставках картины Мане, Дега, Уистлера, Пюви де Шаванна, Галлен-Каллела; уже начинали собирать свои впоследствии знаменитые коллекции нового западного искусства С. Щукин и И. Морозов. Нельзя сказать, чтобы в потоке художественных новаций находилось что-то вполне аналогичное живописи Врубеля - он был слишком обособленно стоящим художником, - но на фоне новых течений становился все же более внятен и приемлем эмоциональный строй его искусства, его символика, его культ красоты и тайны. Признание, конечно, было далеко не всеобщим. Еще многие воспринимали искусство рубеля «как беду»; еще не редкостью были глупые и грубые выпады в печати, но они были за пределами внимания серьезной публики.

Мир, созданный Врубелем, настоль необычен, индивидуален, что порой делались попытки приписать это его неустойчивому душевному состоянию. Но врач-психиатр Ф. Усольцев, лечивший художника, утверждал, что «его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Искусство Михаила Врубеля вот уже много десятилетий не перестает привлекать к себе трагизмом и мощью своего изобразительного языка. В символических образах его работ нашли отражение внутренние противоречия и духовные поиски самого мастера, да и всей эпохи, в которую он жил и творил.

В течение полувека не находилось художника, который хоть сколько-нибудь достойно воплотил могучий и загадочный образ, владевший воображением Лермонтова. Только Врубель нашел ему равновеликое выражение в иллюстрациях, появившихся в 1891 году. С тех пор «Демона» уже никто не пытался иллюстрировать: слишком он сросся в нашем представлении с Демоном Врубеля - другого мы, пожалуй, не приняли бы.

Использованная литература

Михаил Врубель, М. «Слово», 1996

Искусство, М. «Просвещение», 1989

Русское искусство X - начало XX в., М. «Искусство», 1989

Аленов М.М., «Михаил Врубель», М., «Слово», 1996

Дмитриева М.А., «Михаил Врубель. Жизнь и творчество», М., «Детская литература», 1984

Ревякин А.И. «История русской литературы XIX в», М., 1964

Андроников И. «Лермонтов. Исследование и находки», 3-е изд., М., 1964

Коровин В.И. «Творческий путь М.Ю. Лермонтова», 1973

Рюмин А. «Прошлое страстно глядится в грядущее», журнал «Наше наследие», № 42, М., 1997, стр.13

Лермонтов М.Ю. Поэзия, издательство «Детская литература», Ленинград, 1981, стр.158

Алпатов М.М. «Врубель», журнал «Искусство», стр.221

Белинский В.Г. Собрание сочинений VII, стр.555

Грибков В. «Врубель - живописец - пророк», журнал «Юный художник», М., 11, 2006

Белошапкина Я. «Михаил Врубель», журнал «Искусство», № 21 (333), 1-15 ноября 2005

INTERNET (www. art. ru)

Приложения

Основные даты жизни и творчества М.А. Врубеля:

5/18 марта 1856г в Омске в семье военного А.М. Врубеля родился М.А. Врубель

1864 - Едет в Петербург, где посещает рисовальные классы Общества поощрения художников.

1865 - В Саратове берет уроки рисования с натуры у художника Година.

1870 - Переезд в Одессу. Учеба в Ришельевской гимназии.

1874 - Заканчивает гимназию с золотой медалью. Поступает на юридический факультет Петербургского университета.

1875 - Совершает путешествие по Франции, Швейцарии, Германии.

1880 - Окончание университета. Отбывает воинскую повинность. Осенью зачислен студентом в петербургскую Академию художеств. Знакомство с В. Серовым.

1882 - Начало занятий у П. Чистякова.

1884 - Работает в Киеве над росписями и иконостасом Кирилловской церкви, участвует в реставрационных работах в куполе Софийского Собора. В ноябре - поездка в Венецию.

1885 - В Венеции работает над иконами для иконостаса Кирилловской церкви. Весной едет в Одессу, потом в Киев. Начало работы над темой Демона.

1887 - Серия акварельных эскизов к росписям Владимирского собора в Киеве. Эскизы отклоняются комиссией по строительству собора.

1888-1889 - Работает над орнаментом во Владимирском соборе.

1889 - Поселяется в Москве. Сближается с Мамонтовым.

1890 - В мастерской С.И. Мамонтова в Москве завершает картину «Демон сидящий». Работает в Абрамцеве. Обращается к декоративной керамике.

1891 - Выполняет серию иллюстраций в юбилейном собрании сочинений М.Ю. Лермонтова. С семьей Мамонтовых едет в Италию.

1892 - Руководит работой керамических мастерских в Абрамцеве. С С.И. Мамонтовым совершает поездку за границу (Милан, Париж, Берлин).

1893 - Для дома Дункер в Москве выполняет панно «Суд Париса». Картина-панно «Венеция».

1894 - Поездка в Италию. Посещает Неаполь, Афины и Константинополь. Серия средиземноморских пейзажей.

1895 - Работа для особняка С.Т. Морозова на Спиридоновке. Принимает участие в оформлении спектаклей Московской частной русской оперы С.И. Мамонтова. Знакомство с Н.И. Забелой.

1896 - Панно «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович» для художественного павильона на Нижегородской выставке. Едет в Швейцарию. В Женеве сочетается браком с Н.И. Забелой. Завершает работу над панно на темы Фауста для особняка А.В. Морозова в Москве.

1897 - Поездка с женой в Италию.

1898 - Знакомство с Римским-Корсаковым. Кружок «Мир искусства».

1899- Премьера оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» в декорациях и костюмах М. Врубеля на сцене Московской частной оперы. Работа над картинами «Пан», «Царевна Лебедь», панно «Демон летящий».

1900 - Экспонируется на выставке «Мир искусства». На Всемирной выставке майоликовый камин «Вольга и Микула» отмечен золотой медалью.

1901 - Рождение сына Саввы. Экспонируется на выставках «36-ти» в Москве, «Мир искусства» и Венского Сецессиона. Начинает работу над картиной «Демон поверженный».

1902 - На 4-й выставке «Мир искусства» в Петербурге экспонирован «Демон поверженный». Первый сильный приступ психического расстройства. Помещен в клинику.

1903 - Смерть сына Саввы. Ухудшение состояния здоровья художника и снова клиника.

1904-1905 - В моменты улучшения работает над живописными произведениями: «Портрет Н.И. Забелы на фоне березок», «Шестикрылый серафим». Выполняет серию рисунков. Получает звание академика.

1906 - Работает над портретом В.Я. Брюсова и «Видением пророка Иезекииля». В конце февраля - слепота. Произведения Врубеля экспонируются на выставке русского искусства в парижском Гран Пале.

1906-1910 - В лечебнице доктора Бори в Петербурге.

1/14 апреля 1910 - умирает в клинике Бори. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге.

Основные даты жизненного пути М.Ю. Лермонтова Родился Лермонтов 3 октября 1814 г. в Москве. В возрасте неполного года родители привезли его в имение бабушки Е.А. Арсеньевой - Тарханы. В три года Лермонтов остался без матери. В доме Арсеньевой Лермонтов получил хорошее домашнее образование, которое позже продолжил в Московском благородном пансионе. Начало поэтической деятельности Лермонтова относится ко времени учебы в пансионе.

В 1830 г.М.Ю. Лермонтов поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение. В этом же году было впервые напечатано стихотворение Лермонтова "Весна" в журнале "Атеней".

В 1832 г. Лермонтов поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Там он принимал участие в составлении журнала "Школьная заря", в котором были помещены его поэмы "Уланша", "Петергофский праздник", "Гошпиталь", и его юнкерские стихи.

В ноябре 1834 года Лермонтов был произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка. В феврале 1837 г. за стихотворение "Смерть поэта" был переведен в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.

3 января 1838 г.М.Ю. Лермонтов возвратился из ссылки и выпустил в свет произведения "Песня про... купца Калашникова", "Дума", "Поэт", "Тамбовская казначейша", "Три пальмы".

18 февраля 1840 г. Лермонтов был арестован за дуэль с сыном французского посланника Э. Де Барантом и заключен в Ордонанс-гаус, после чего снова выслан на Кавказ.

15 июля 1841 г. на дуэли с Н. Мартыновым Михаил Юрьевич Лермонтов был убит. Похоронен был на кладбище в Пятигорске, а в апреле 1842 г. гроб с телом Лермонтова перезахоронен на фамильном кладбище в Тарханах.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Другие популярные курсовые работы:

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Аудит затрат на производство
Курсовая работа Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества
Курсовая работа Бюджетирование на предприятии
Курсовая работа Развитие рынка туризма в Республике Бурятия
Курсовая работа Квалификация преступлений, совершаемых путем превышения должностных полномочий
Курсовая работа Анализ платежеспособности и кредитоспособности организации
Курсовая работа Учет и анализ наличных и безналичных денежных потоков
Курсовая работа Влияние индивидуальных особенностей личности на организационное поведение
Курсовая работа Анализ материальных ресурсов ОАО "Фабрика"
Курсовая работа Современное сварочное оборудование
Курсовая работа Кредитование физических лиц
Курсовая работа Проблемы становления и тенденции развития современного российского предпринимательства
Курсовая работа Изучение феномена тревожности у студентов первого курса
Курсовая работа Конкурентоспособность России
Курсовая работа Туристский рынок Пермского края