Курсовая работа по предмету "Журналистика, издательское дело и СМИ"

Узнать цену курсовой по вашей теме


Анализ газетного материала "Получили урок от чемпиона". Оценка композиционного построения материала



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филологический факультет

Кафедра истории и теории журналистики

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Анализ газетного материала «Получили урок от чемпиона». Оценка композиционного построения материала

Выполнил: студент 4 курса

166 группы Лобов Иван

Проверила: к.ф.н Маркова В.В.

Тюмень, 2009

1. Теоретическая часть

Термин «композиция» в переводе с латыни означает «составление». А сама композиция текста - это строение, структура произведения, последовательность смысловых фрагментов, образующих целостный и связный в отношении содержания и формы текст. Через композицию цепочка предложений, которой представлен любой текст, приобретает важнейшее содержательное качество - смысловую целостность.

Композиция - одна из универсальных, основополагающих категорий, связывающих языковую форму с содержанием, а не чисто формальное явление. Пример необычной композиции - роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Расположение частей в романе не соответствует прямой хронологии событий в жизни Печорина. Именно такая последовательность частей точно соответствует поставленной задаче - дать психологический портрет героя.

В учении о композиции давно написаны возможные эффекты сопоставления смысловых фрагментов, установления их содержательных связей. Выбор самого способа раскрытия темы, последовательности смысловых элементов, их взаимосвязей влияет на общее содержание текста. От выбора композиции зависит, какое оно будет и как его поймут.

Требования к композиции текстов массовой коммуникации основаны на закономерностях логически правильного мышления. Они включают:

? соответствие выбранного композиционного принципа теме, идее текста, специфике фактического материала;

? последовательность в изложении, отсутствие перескоков с одного предмета на другой или неоправданных повторений, четкость композиционных переходов от одного аспекта темы к другому, четкость и мотивированность связей между частями;

? Ход изложения - от известного к новому, неизвестному, от настоящего к будущему, от причин или условий к следствиям;

? Полноту, исчерпанность темы в пределах авторского замысла и жанра текста;

? Соразмерность частей произведения, но с учетом важности каждой из них (что важнее - о том больше и поговорим);

? Четкость рамочных элементов произведения;

? Целесообразность различных композиционных приемов;

Дробность членения текста зависит от его назначения и аудитории. Принято считать, что чем популярнее издание, тем более дробным может быть деление текста. В частности, это утверждение доказывается практикой средств массовой информации - тенденций дробить развернутые тексты на относительно самостоятельные фрагменты, каждый из которых имеет свое название - подзаголовок.

Такое членение помогает читателю ориентироваться в содержании и избавляет от монотонности сплошного текста.

В композиции текста принято различать несколько частей, каждая их которых имеет свое назначение. В самом общем виде выделяют вступление, основную часть, заключение. Вступление вводит в курс дела, ставит проблему, в основной части проблема разрабатывается, и заключение подводит итог сказанному. Но по роли и по коммуникативным требованиям принято противопоставлять рамочные элементы композиции и основную часть.

Рамочные элементы - это и элементы самого текста, и газетной и журнальной полосы в целом. К рамочным элементам относятся заголовки, подзаголовки, вступления, заключения, врезы - выделенные графически абзацы, резюмирующие тему.

К рамочным элементам полосы издания относятся рубрики, которые показывают тему серии материалов, публикуемых продолжительное время, и выделители, называющие тему одного или нескольких материалов, а не постоянной серии, и занимающие место рубрики.

Основные функции рамочных элементов композиции:

- обозначение рамок текста, т. е. выделение его в потоке коммуникации;

- привлечение и удержание внимания и адресата;

- информирование о теме и содержания текста;

Рамочные элементы, кроме заключения, всегда графически выделены, и к ним, предъявляются несколько иные требования, чем к основной части. Например, стилистически любой рамочный элемент должен быть особенно выразительным и информативным.

Назначение основной части - передать информацию по теме в оптимальной языковой норме. Сюжетный принцип композиции предполагает построение текста в соответствии с законами сюжета и фабулы художественного или публицистического произведения и используется прежде всего в сатирических жанрах СМИ: очерках, зарисовках, фельетонах. Хронологическая последовательность фактов, представляющая то или иное событие в развитии. На такой основе создаются репортажи. Кроме того, хронология - это принцип систематизации смысловых компонентов повествования как способа изложения.

Логический принцип композиции предполагает следованием общим закономерностям правильного, логического мышления, отражающимся в плане текста. Строится план по правилам деления понятий и в соответствии с основными топосами - типичными мыслительными схемами, применяемыми при раскрытии содержательно родственных тем. План и соответствующий топос предполагают анализ явлений от целого к части, от более важных признаков к менее важным, от настоящего состояния к перспективам будущего, от причин к следствиям и другие последовательности, соответствующие закономерностям мышления и реальному положению вещей.

Известно очень много композиционных приемов, трансформирующих изложение. С их помощью можно заинтриговать аудиторию, дать попутные комментарии, добиться эффекта ускорения или замедления изложения.

Как особый элемент композиции, обеспечивающий внутренние связи подтем и закономерный переход от одной к другой, следует выделить слова и фразы-скрепы - во-первых, во-вторых, кроме того.

Требования, предъявляемые к оформлению полосы, включают в себя 1) передачу смысла к публикации; 2) осознание логической связи между отдельными разделами и установлением границ между ними; 3) удобочитаемость.

2. Практическая часть

Работа с рамочными элементами текста.

Газета «Спортивный меридиан» №48 9-15 декабря 2009 года. Статья Василия Конькова «Получили урок от чемпиона».

1) Заголовок - Получили урок от чемпиона

От того, насколько удачна первая фраза, зависит, удастся ли быстро установить контакт с читателем, заинтересовать его, создать нужное настроение. В данном материале первая фраза раскрывает суть текста - мини-футбольный клуб “Тюмень” получил “тяжёлый нокаут” от многократных чемпионов России - московского Динамо-Ямал 2-8.

2) Подзаголовки - вратари, нарушения

Смысл данных подзаголовков вытекает из названия текста. Как уже говорилось, сам заголовок говорит нам о поражении тюменцев от конкурентов из Москвы. Поэтому автор материала в своих подзаголовках акцентирует внимание на главных причинах проигрыша областной команды. Он разбивает текст на две части. В первой из них речь идёт об основополагающей причине неудачи тюменского клуба. А именно об игре вратаря МФК “Тюмень” - бразильца Греуто. Он подчёркивает это такими фразами как “Страж последнего рубежа хозяев Греуто провёл далеко не лучший свой матч”, “Не получалась игра у Греуто не только в воротах, но и в атаке”, “Бразильца настолько захлестнули эмоции, что в одном из эпизодов он зачем-то добежал с мячом чуть не до чужих ворот”. Тем самым создаётся негативная окраска вратаря тюменцев. В противовес автор предлагает положительную характеристику его коллеге Павлу Степанову. Он отмечает в тексте это следующими словами: “Степанов же в этот вечер был великолепен!”, “Остаток встречи он провёл блестяще…”. Тем самым, в этой части текста, автор подчёркивает одну из двух главных причин поражения - очевидно разная игра вратарей.

Во второй части автор развивает тему неудачи подопечных Бето в игре с коллективом Юрия Руднева. Вторым “бичом” тюменцев в этой игре стала дисциплина. Недаром журналист отмечает то, что по количеству совершённых фолов тюменцы занимают второе место среди клубов суперлиги. Именно из-за фолов в ворота сибиряков было назначено три пенальти, которые существенно повлияли на ход игры…

Таким образом, подзаголовки Вратари и Нарушения в равной степени раскрывают информационный смысл текста заголовка “Получили урок от чемпиона”.

3) Вступление

В первом же предложении автор раскрывает исход игры. То есть рассказывает основную суть текста. К тому же, он даёт собственную эмоциональную оценку результату и ходу матча (“Результат внушает уважение! Заслуживала похвал и игра тюменцев. Особенно в первом тайме. Хозяева не стали отсиживаться в обороне в поединке с подопечными Игоря Руднева, как это делают, пожалуй, все остальные дружины.”).

4) Заключение

В заключение автор текста, в подтверждении своих слов, представляет читателям речь наставника “Тюмени” бразильца Бето. Тем самым устами тренера он в очередной раз доказывает свою позицию.

5) Основные части текста

Сюжетная - в данном материале заметно нарушена хронология текста, что допустимо практически в любых жанрах, но в данном случае это не оправданно, т. к. в последующих предложениях отсутствует кульминация и завязка. Автор переносит так называемую развязку уже на вступление текста. Из-за этого ему не удалось заинтриговать читателя и передать драматургию игры.

6) Графические элементы иллюстрации

В приведённом материале 4 (!) графических таблицы. Все они несут сугубо статистическую информационную нагрузку. Одна из них это - статистика посвящённая итогам матча команд. Тут говорится о составах клубов, забитых мячах и прочих подробностях. Следующая это - другие результаты девятого тура игр чемпионата России по мини-футболу. Затем приводятся таблица лучших бомбардиров первенства и последняя предлагает читателям просмотреть положение дел команд суперлиги на девятое декабря 2009 года.

Кроме того, присутствует одна иллюстрация. На ней запечатлён момент как игрок команды “Динамо-Ямал” наносит случайный удар локтём в челюсть нападающему клуба МФК “Тюмень” Афранио. Эта картинка, в какой то мере, символизирует психологический “удар”, которые нанесли приезжие футболисты местным игрокам, обыграв их со столь разгромным счётом.

Лексические ошибки

В данном контексте слово во фразе рассыпаться в комплементах подобранно не верно, т.к. автор подводит читателя интервью, которое содержит положительную окраску, но следуя толковому словарю Ожегова слово рассыпаться означает - подчёркнуто льстиво и многословно высказать то, что названо следующим существительным.

Кроме того, автор некорректно использовал (причём дважды) слово потеря (словарь Ожегова) относительно футболиста Иванова.

Потеря - то, что потеряно, утрачено. Убрать урожай без потерь. Нести большие потери.

3. Исследуемый материал

Получили урок от чемпиона

Мини-футбольный клуб «Тюмень» продолжает серию матчей с фаворитами чемпионата России среди команд суперлиги. Сибиряки, перед которыми стоит задача войти в число призеров турнира, смогли на выезде обыграть югорский коллектив «ТТГ-Югра». А вот на своей площадке со столичным «Динамо-Ямалом» подопечные Бето не совладали. Трагедии не произошло, нужно просто устранить ошибки после этого поучительного урока от неоднократных чемпионов страны.

Поражение с крупным счетом 2:8 стало первым в российской карьере бразильского специалиста на посту главного тренера. Произошло это в девятом туре чемпионата. Результат внушает уважение! Заслуживала похвал и игра тюменцев. Особенно в первом тайме. Хозяева не стали отсиживаться в обороне в поединке с подопечными Юрия Руднева, как это делают, пожалуй, все остальные дружины. Наоборот, предложили соперникам атакующую манеру. Тюменцы создали много голевых моментов, превзошли динамовцев в таком компоненте, как удары по воротам (42 против 32), но… Решающим показателям стала игра вратарей.

Вратари

Страж последнего рубежа хозяев Греуто провел далеко не лучший свой матч. Впрочем, замечено уже многими, что против своих соотечественников он играет не столь надежно, как против россиян. Вот и в этом чемпионате бразилец пока пропустил 22 мяча. Девять из них, или почти половину, как раз от своих земляков. Ранее были хет-трики армейца Сезиньи и Эдера Лимы из ТТГ. В отчетном поединке его дважды огорчил Тату, а еще раз -- Сирило. Не получалась игра у Греуто не только в воротах, но и в атаке. После его мощных ударов с центра площадки мяч зачастую летел мимо владений Павла Степанова, не шли и острые передачи… Бразильца настолько захлестнули эмоции, что в одном из эпизодов он зачем-то добежал с мячом чуть не до чужих ворот. Как итог, в конце поединка Греуто находился вне площадки -- в воротах его заменил Афранио, который из-за болезни пропустил последние предыгровые тренировки команды. Напомню, что не мог помочь «Тюмени» и Шуша, отбывавший дисквалификацию.

Степанов же в этот вечер был великолепен! Динамовский голкипер совершил, пожалуй, всего одну ошибку, когда уже на 31-й секунде пропустил мяч со штрафного в исполнении Вандера Кариоки. Остаток встречи он провел блестяще… Между прочим, у гостей тоже была потеря. Из-за травмы в Тюмень не приехал результативный Сергей Иванов (магия цифр -- он родился в один день, месяц и год с другим суперснайпером российского мини-футбола Денисом Абышевым). Но у динамовцев в этот вечер было кому забивать. К перерыву они уже вели -- 5:2. У гостей дважды отличился Тату. По разу местных болельщиков огорчили Сирило, Александр Фукин и Анатолий Бадретдинов. Заметим, что последний мяч влетел в ворота Греуто на предпоследней секунде тайма после исполнения Тату десятиметрового штрафного удара. Ещё один подобный шанс Бадретдинов не использовал… Еще раз взорвал аплодисментами полные трибуны спорткомплекса «Центральный» под занавес тайма Вандер Кариока: игрок сборной Бразилии во второй раз отправил мяч мимо Степанова.

Нарушения

Кстати, нарушения правил стали в этом сезоне настоящей головной болью для тюменцев. Отсутствие перебора фолов у сибиряков -- редкий случай. Интересно, что «Тюмень» -- вовсе не лидер в этой малоприятной номинации. Еще больше фолов у столичной «Дины».

После перерыва хозяева пытались переломить ситуацию, но подобрать ключи к воротам Степанова они больше не сумели. Динамовцы же контролировали ситуацию и уверенно довели встречу до крупной победы: на 39-й минуте Александр Рахимов с метра отправил мяч под перекладину, а затем дубль оформил Константин Маевский. За 20 секунд до окончания поединка тюменцы вновь перебрали фолов, но Владислав Шаяхметов с 10 метров отправил мяч в Греуто.

Заметим, что под занавес встречи Греуто и Николай Переверзев получили свои третьи жёлтые карточки в турнире. Теперь важнейший выездной матч сибиряков в Екатеринбурге против чемпионов из команды «ВИЗ-Синара» они пропустят. Особо обидна потеря Николая. Уверен, что с командой наставника национальной сборной он бы провел отличный матч. Да еще и в преддверии своего дня рождения…

После завершения поединка наставник гостей Юрий Руднев рассыпался в комплиментах:

-- «Тюмень» по праву лидирует в чемпионате -- ваш клуб идёт в правильном направлении. Я рад, что в России появилась столь сильная команда. Счёт не соответствует соотношению сил на площадке… Стоит напомнить, что взаимоотношения с бразильскими коллегами у Руднева непростые. В прошлом сезоне он был вынужден уступить свой пост южноамериканцу Сержио Сапо. Правда, весьма быстро на него вернулся. Так что победа над Бето для него была очень важна.

Сам наставник «Тюмени» отметил:

-- Поздравляю соперников с заслуженной победой. Нам была известна сила этого коллектива, а потому приходилось рисковать. Вот поэтому и счёт разгромный… Хотя я не думал, что игра пойдёт по такому сценарию. Выделю Павла Степанова -- динамовский вратарь действовал выше всяких похвал. Во втором тайме у нас были возможности сократить результат, но… К сожалению, некоторые наши игроки оказались к этой встрече не готовы.

Василий КОНЬКОВ,

АСН «Тюменская арена».

Чемпионат России по мини-футболу.

Суперлига

4 декабря

МФК «Тюмень» -- «Динамо-Ямал» (Москва) -- 2:8 (2:5)

Тюмень. СК «Центральный». 2400 зрителей.

Судьи: Сергей Шпеньков (Уфа), Сергей Великий (Москва).

«Тюмень»: Греуто -- Милованов, Вандер Кариока, Переверзев, Афранио -- Чухрий, Марадуда, Абышев (к), Нугуманов -Трифонов.

«Динамо»: Степанов (к) -- Бадретдинов, Сирило, Пула, Тату -- Рахимов, Кобзарь Фукин, Маевский -- Шаяхметов, Мальцев.

Голы: 0.31 -- Вандер Кариока -- 1:0, 13.30 -- Тату -- 1:1, 16.34 -- Сирило -- 1:2, 21.13 -- Фукин -- 1:3, 24.21 -- Бадретдинов -- 1:4, 24.45 -- Вандер Кариока -- 2:4, 24.59 -- Тату, с 10 м -- 2:5, 38.02 -- Рахимов -- 2:6, 43.52 -- Маевский -- 2:7, 47.12 -- Маевский -- 2:8.

Фолы: 13-9 (7-4). Предупреждены: Чухрий, Вандер Кариока, Переверзев, Греуто -- Сирило, Тату.

Лучшие по версии АСН «Тюменская арена»: Вандер Кариока -- Павел Степанов.

Бомбардиры:

Вандер Кариока «Тюмень» 11

Дмитрий Прудников «ВИЗ-Синара» 10

Эдер Лима ТТГ-Югра 10

Денис Абышев «Тюмень» 9

Сирило «Динамо-Ямал» 9

Список литературы

1) Галкин С.И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе.

2) Литературное редактирование; К.М. Накорякова.

3) Газета «Спортивный меридиан»

4) Стилистика и литературное редактирование; В.И. Максимов.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Другие популярные курсовые работы:

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Причины и виды безработицы в условиях рыночной экономики
Курсовая работа Развитие коммуникативных навыков у младших школьников на уроках английского языка
Курсовая работа Бронхиальная астма
Курсовая работа Структура капитала предприятия на примере ОАО "Алтстрой"
Курсовая работа Управление качеством продукции на предприятии
Курсовая работа Оценка инвестиционной привлекательности предприятия
Курсовая работа Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции
Курсовая работа Организационная культура
Курсовая работа Анализ кадровой политики организации
Курсовая работа Формирование программы лояльности клиентов
Курсовая работа Рынок ценных бумаг Российской Федерации: состояние, проблемы, пути выхода из кризиса
Курсовая работа Оборотный капитал предприятий
Курсовая работа Содержание, анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия
Курсовая работа Социально-педагогическая поддержка детей группы риска
Курсовая работа Компенсация морального вреда