Курсовая работа по предмету "Менеджмент и трудовые отношения"

Узнать цену курсовой по вашей теме


Организация как объект управления


45

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Признаки организации. Внутренние переменные и внешняя среда

1.2 Правовые основы деятельности и реорганизации предприятия, как субъекта хозяйственного права

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1 Параметры организации как объекта управления

2.2 Критерии классификации организации

3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ КРУПНОГО И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

3.1 Интеграция организаций

3.2 Формы интеграции предприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Организацию можно рассматривать как производственную целостность, которая, эффективно используя свои ресурсы, выполняет экономическую функцию производства продукции и оказания услуг. При этом обеспечиваются рабочие места для населения и доходы для предпринимателей. Исходя из этой точки зрения, роль бизнеса заключается в использовании его энергии и ресурсов для получения прибыли. Однако организация одновременно является частью среды, состоящей из поставщиков, потребителей, средств информации, союзов и объединений людей, работников, собственников акций, поэтому она находится в прямой зависимости от этой среды и должна наряду с обеспечением своих интересов удовлетворять ее интересы. Таким образом, организации отвечают перед обществом за его состояние, благополучие, что требует от них направления части ресурсов и усилий по социальным каналам. Сферами ответственности организации являются защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, защита прав потребителей и т.п. Бизнес в этом случае выступает в роли фактора ответственности за развитие общества.

Предприятие является членом общества, поэтому ему должны быть свойственны нормы морали, как и индивидуальным членам общества. Поскольку законы не могут охватывать все случаи жизни, то предприятия должны исходить из посылок поддержания законности и порядка.

Россия переживает сейчас сложный и противоречивый период перехода к новой системе экономических отношений. Объективные условия изменения и развития всех форм собственности, возникновение наемного труда, расширение и усложнение внешнеэкономических связей потребовали иных, чем прежде способов управленческой деятельности. Практика показывает, что новое с трудом пробивает себе дорогу через укоренившиеся привычки, традиции, обычаи и препятствия старой административно-командной системы управления. Но все большее число людей понимает необходимость преодоления старых директивных методов руководства и перехода к широкому использованию предприимчивости, инициативы, разумному сочетанию частного и государственного интересов. Возможности этого в новой системе рыночных отношений, безусловно, есть. Практический опыт управления, при всей его противоречивости, дает сегодня множество примеров плодотворной работы в самых различных по форме собственности, размерам, видам организациях и фирмах. Основными тенденциями в мировой экономике в настоящее время являются слияние капитала и укрупнение бизнеса. Поскольку Россия перестала быть экономически обособленной, эти процессы не могут ее не затронуть. Тенденции развития не оставляют сомнения в том, что в самом ближайшем будущем экономические условия заставят предприятия объединяться, чтобы не только преуспеть, но и выжить в жесткой конкурентной борьбе.

Осознавая все это, в данной курсовой работе ставится цель - систематизируя теоретические основы практики управления, рассмотреть понятие организации как хозяйствующего субъекта и классификацию хозяйственных организаций. В первой части работы рассматривается сущность, структура, схема создания организации. Во второй - многочисленные параметры классификации, процессы интеграции. В третьей - анализируется процесс оздоровления внешней среды предприятий, посредством государственных структур. Методологической основой структуры работы и логической связи в ней изучаемых вопросов послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области теории организации, экономической теории, социологии и права. При написании данной курсовой работы использовалась литература отечественных и зарубежных экономистов-теоретиков, нормативно-правовые акты, учебные пособия и учебники, монографии и научные статьи в периодических изданиях. Работа содержит материал теоретического и практического исследования, изложенный в 3-х главах, иллюстрированных таблицами; библиографический перечень включает 26 литературных источников.

1. ПОНЯТИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Признаки организации. Внутренние переменные и внешняя среда

Современный мир нередко рассматривается как мир организаций, которые представляют собой совокупность людей и групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе определенных правил и процедур, разделения труда и обязанностей. О том, что это достаточно эффективный механизм решения общественных задач, свидетельствует факт их повсеместного распространения и проникновения во все сферы и на всем протяжении жизни каждого человека. Они и создаются-то для удовлетворения его разнообразных потребностей, а это приводит к большим различиям в их назначении, роли, размерах, строении, отношениях с государственными органами и других характеристиках, позволяющих выделять их среди множества других. Организации, в которых для достижения общих целей применяется совместный труд людей, являются социально-экономическими институтами со следующими общими чертами:

- целями, отражающими их предназначение и те виды продукции и услуг, которые они производят для удовлетворения потребностей общества;

- персоналом или работниками, обладающими квалификацией, знаниями и умениями, необходимыми для достижения поставленных целей;

- разделением труда, осуществляемым в соответствии с профессионально-квалификационными характеристиками каждого работника и обеспечивающим рациональную структуризацию работ и задач;

- коммуникациями, то есть различными видами связей, необходимых в процессе выполнения совместной работы;

- формальными правилами поведения, процедурами и контролем, устанавливаемыми для того, чтобы организации функционировали как целостные образования;

- уровнями полномочий и ответственности, устанавливающими масштабы власти для разных должностей в организации.

Организация представляет собой обособленное объединение людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач. Это открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое. Центральное и основное место в организации занимает человек, владеющий, использующий и распоряжающийся техникой, технологией и финансами, принадлежащими данной организации. Кроме того, организацию характеризуют определенная организационная культура и возможность, в необходимых пределах, осуществлять саморегулирование своей деятельности, считаю необходимым отметить внутренние переменные организации и ее отношения с внешним окружением.

Внутренние переменные организации. Состояние организации не является чем-то неизменным и застывшим. Изменения внутреннего содержания ее происходят под влиянием времени и в результате управленческих действий людей. В каждый определенный отрезок времени внутренний фактор организации есть нечто «данное», что менеджеры должны изменять в ходе достижения поставленных целей. К основным внутренним переменным относятся сами цели и задачи, структура, кадры, техника и технология и другие составляющие организации.

Цели и задачи организации многообразны и зависят от разных обстоятельств. Торговые организации ставят своей целью реализацию товаров и получение торговой прибыли; промышленные организации - производство необходимых товаров, при этом решают задачи повышения производительности труда, достижения рентабельности; государственные учебные заведения - подготовку специалистов для народного хозяйства и совсем не нацелены на получение прибыли, но в их задачи входят: оптимизация затрат на обучение, повышение его научного уровня и приобретение практических навыков учащимися и др. От целей организации зависит ее структура.

Структура организации это внутренняя переменная, показывающая взаимодействие уровней управления и функциональных областей организации (подразделений, занятых маркетингом, производством, финансами, НИОКР и т.д.). В зависимости от конкретных условий и обстановки, материальных, финансовых и кадровых возможностей руководство организации перестраивает ее для более эффективного достижения целей и решения конкретных задач. Это связано с пересмотром уже сложившейся системы специализированного разделения труда.

Разделение труда по специализированным линиям применяют все организации, за исключением самых мелких, где один - два сотрудника совмещают работу во всех функциональных областях. В крупных организациях этот вопрос является первостепенным в управленческой деятельности руководства. Различаются две ступени специализированного разделения труда: горизонтальное и вертикальное. Первому соответствует разделение труда в организации между взаимосвязанными функциональными подразделениями, не подчиненными друг другу, но участвующими в изготовлении конечного продукта на его различных стадиях и этапах; второму - управленческая иерархия, т.е. Формальная подчиненность сотрудников сверху вниз, от руководителя к исполнителю. Здесь необходимо оптимальное соотношение тех и других. Согласно теории административной емкости один руководитель может эффективно управлять деятельностью ограниченного количества подчиненных, находящихся в его прямом и непосредственном подчинении. Однако везде остро стоит проблема экономии на управленческих расходах [12, c. 78 - 97].

Разделение труда по специализированным линиям связано с управлением кадрами, подбором и расстановкой специалистов для высшего, среднего и низового звеньев управления. Именно эти руководители координируют работу как организации в целом, так и всех уровней управления и функциональных зон. Они управляют людьми и материально-технической базой предприятия и технологиями. Без людей нет организации. Станки, машины, оборудование и т. д. становятся средствами производства только тогда, когда они охвачены живым трудом.

Техника и технология - четвертая составляющая внутренних переменных организаций. На любом предприятии всегда есть проблема с внедрением новой и новейшей техники. Техника устаревает сравнительно быстро. Дело даже не в том, что она изнашивается, она устаревает морально. Научно-технический прогресс, открытия и изобретения в технических областях дают замечательные образцы новых машин и механизмов, компьютерной техники, новых материалов - полимерных, электропроводящих, сплавов с направленной кристаллической структурой, сверхчистых материалов, объемных микросхем и т.д.

Но применить все это на практике дело довольно сложное, хлопотливое, рискованное, часто связанное с временными потерями в уже действующем и отлаженном производстве. Таким образом, управление внутренней переменной оказывается в зависимости не только от внутренних материальных и финансовых возможностей данной организации, уровня и квалификации управленческих кадров и соответствующих специалистов, но и от внешних условий, среды внешнего окружения, в которых она находится.

Взаимодействие организации с внешней средой. Успешная деятельность организации в достижении поставленных целей и задач во многом зависит от внешнего окружения. Так, например, на производственном предприятии всегда возникает ряд вопросов, относящихся к внешней среде: каковы источники сырья, материалов, энергии? Имеются ли соответствующие специалисты? У кого приобрести машины, механизмы, инструменты и т.д.? Есть ли подрядчик на строительство объекта? Каковы удаленность и объемы рынков сбыта? Какие существуют экологические ограничения? Как поведут себя местные власти? И так далее.

Внешняя среда может воздействовать или прямо и непосредственно, или скрыто, косвенным образом. Среда прямого воздействия включает: государственные организации, регулирующие хозяйственную деятельность (налоговая инспекция, таможенная служба, правоохранительные органы, государственное страхование и др.); потребителей, чьи интересы защищает общество охраны прав потребителя, соответствующий спрос на рынке; конкурентов с их стремлением завоевать потребителя при помощи лучшего качества, сервиса или более приемлемой цены; поставщиков сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, комплектующих изделий и др. Менеджеру в своей работе необходимо все знать и учитывать. Среда косвенного воздействия включает факторы, которые влияют на предприятие не прямо и немедленно, а опосредованно, через сложную систему экономической конъюктуры, достижения НТП, социально-политические и культурные изменения, микрохозяйственные связи, отношения и др.

Данные факторы проявляются не все сразу и не с одинаковой силой. Учет воздействия внешней среды требует от менеджеров знания, как быстро могут проявлять себя факторы внутренней и внешней среды, ведь в современных условиях их влияние может стремительно возрастать. Однако скорость воздействия факторов внешнего окружения неодинакова для различных организаций. Особенно остро влияет на деятельность предприятия неопределенность ситуации. Так, например, события в сфере финансов государства могут разворачиваться настолько быстро и непредсказуемо, что организация оказывается в крайне затруднительном положении, граничащем с невосполнимым ущербом их для ее работы. Здесь необходима точная и достоверная информация о готовящихся или назревающих изменениях внешних условий. [11, c. 27 - 42]

Исследование признаков организации, ее внутренних переменных и взаимосвязи с внешним окружением показывает, что предприятия после их возникновения живут по определенным законам и закономерностям, обладают присущими только им отличительными признаками. Ряд из них носит объективный характер и обеспечивает жизнедеятельность всех без исключения организаций. Рассмотрим один из косвенных, формирующихся независимо, но, тем не менее, очень важных признаков организации - организационную культуру.

1.2 Правовые основы деятельности и реорганизации предприятия, как субъекта хозяйственного права

Носителями хозяйственных прав и обязанностей являются наделенные компетенцией субъекты, обладающие обособленным имуществом, на базе которого они ведут предпринимательскую деятельность и иную хозяйственную деятельность, зарегистрированные в установленном порядке или легитимированные иным образом, а также осуществляющие руководство такой деятельностью, приобретающие права и обязанности от своего имени и несущие самостоятельную имущественную ответственность.

Основным признаком субъекта хозяйствования является наличие у него обособленного имущества. Правовой формой такого обособления является прежде всего право собственности, наличие которого дает обладателю максимум возможностей заниматься непосредственно предпринимательской деятельностью, а также осуществлять руководство создаваемыми собственниками предприятиями, определять направления их деятельности и условия ее осуществления. Обособление имущества может иметь и формы зависимых от собственника прав: права полного хозяйственного ведения, хозяйственного ведения, аренды, оперативного управления, внутрихозяйственного ведения. Важно иметь в виду, что вне абсолютного обособления не может появиться хозяйствующего субъекта, потому что только на такой имущественной базе реализуется собственный экономический интерес к ведению дел с целью получения прибыли [5, с. 59].

Выступление в хозяйственном обороте с целью получения прибыли означает, что только профессиональное занятие производством товаров дает основание считать участников такой деятельности предпринимателями. Если гражданин совершает такого рода акции эпизодически или непрофессионально без цели извлечения прибыли (например, реализует образовавшиеся у него излишки сельхозпродукции, продает ставшие ненужными ему вещи, строит дом соседу даже с оплатой разового вознаграждения), он не может расцениваться как предприниматель, не обязан регистрироваться в этом качестве. На него в этом случае распространяются только нормы гражданского права, но не закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и другие законы хозяйственной сферы.

С предпринимательской деятельностью тесно связаны две группы деятельности: ведения хозяйства на некоммерческой основе и хозяйственно-организаторская, либо властно-регулирующая деятельность государства и регионов. Деятельность некоммерческих структур (например, товарных и фондовых бирж) осуществляется в таком виде в целях повышения эффективности обслуживания предпринимателей. Некоммерческое выражение такой деятельности в известной мере условно. Если биржа не распределяет полученной прибыли между своими акционерами, то направление всех доходов на улучшение оборудования биржи, обслуживание клиентуры влечет повышение стоимости ее акций. В остальном хозяйственная деятельность некоммерческих структур ведется в том же ключе, как и предпринимательская деятельность, и в постоянном взаимодействии с предпринимателями и предприятиями [5, с. 59-67].

Предприниматели и предприятия должны легитимироваться в качестве субъектов с помощью регистрации. Предприятия - юридические лица проходят регистрацию в соответствии со ст. 34 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Субъекты хозяйственного права не только ведут хозяйственную деятельность по выпуску товаров (работ, услуг), но и осуществляют руководство ею либо властное государственное воздействие на предпринимательскую деятельность. Объем и соотношение этих двух сфер проявления хозяйствования у разных субъектов различен.

У предпринимателей-граждан компонент руководства вообще отсутствует. У предприятий руководство проявляется в отношении своих подразделений, а главное - в его работе - непосредственное ведение хозяйства. У таких субъектов как государство, регион в компетенции преобладает хозяйственно-организующая деятельность в отношении субъектов, действующих на базе предоставленного государством или регионом как собственниками имущества и регулирующее воздействие в отношении всех субъектов-предпринимателей при осуществлении защиты публичных интересов. С ними государство устанавливает правоотношения в процессе реализации антимонопольных функций, взимания налогов, требований соблюдения порядка ведения хозяйственной деятельности и ответственности за его нарушение.

Хозяйственная компетенция как необходимый элемент правосубъектности означает, что субъект получает возможность приобретать права и обязанности с момента создания и эта возможность восполняется имеющимися у субъекта наличными правами (на имущество, фирму, выбор сферы хозяйствования и др.). Имущественная ответственность для каждого хозяйствующего субъекта означает, что он отвечает сам, своим имуществом прежде всего при наличии в уставе (положении) дополнений, ответственность затем может восполняться и другой имущественной сферой. Например, в товариществах это может быть имущественная сфера товарищей в дополнение к ответственности самого предприятия [5, с. 59-67].

В настоящее время при многообразии форм собственности число способов создания предприятий возросло и, по-видимому, изменилось по содержанию и смыслу. Ранее эти вопросы в условиях господства государственной формы собственности и административно-командного механизма решались главным образом с позиции определения уровня компетенции соответствующих государственных органов. Для кооперативных организаций и их предприятий такой вопрос обсуждался с позиций возможности их создания в разрешительном или явочно-нормативном порядке, который можно считать формальным, так как на деле колхозы и кооперативы создавались в директивном, в лучшем случае, разрешительном порядке. Представляется, что в настоящее время можно назвать: учредительно-распорядительный, учредительный, договорно-учредительный, дозволительно-учредительный и особо выделяется новый способ появления предприятий путем преобразования существующих на базе приватизации. Эта классификация исходит из того, по чьей воле и каким образом создаются предприятия как субъекты права.

Учредительно-распорядительный способ применяется при создании государственных и муниципальных предприятий. Учредительный - при создании предприятий, основанных на частной собственности, по решению собственника имущества. Договорно-учредительный - при наличии двух и более учредителей предприятия, согласованно определяющих условия деятельности создаваемого предприятия в учредительном договоре.

Появление предприятия путем преобразования одного в другое на основе преобразования формы собственности не относится к учреждению предприятия, равно как и к обычной реорганизации во всех ее формах (слияние, разделение, присоединение, выделение). Ст. 37 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» называет преобразование организационно-правовой формы предприятия в ряду разновидностей ее реорганизации. Однако представляется, что преобразование в ходе приватизации нужно считать специального вида реорганизацией, т.к. непременно осуществляется правопреемство, а при обычной реорганизации изменяется только организационно-правовая форма собственности. Прекращение предприятия имеет две формы: ликвидацию и реорганизацию. При ликвидации прекращение сопровождается прекращением дел и имущества. Реорганизация же означает только прекращение существовавшего предприятия в его прежнем виде, т.е. представляет собой прекращение организации с правопреемством, то есть с переходом ее прав и обязанностей к другим лицам [23, с. 301-309].

Целью реорганизации является изменение правового статуса юридического лица. Реорганизация может быть добровольной и принудительной. Решение о добровольной реорганизации коммерческой организации может быть принято ее учредителями (участниками) либо органом организации, уполномоченными на то ее учредительными документами. Реорганизация может также осуществляться помимо воли юридического лица по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда. Это возможно в случаях, прямо указанных в законе.

Например, в соответствии с Законом о конкуренции государственный антимонопольный орган может принять решение о принудительном разделении или выделении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке и злоупотребляющего своим положением. В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации. В том случае, если учредители (участники), уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. В определенных случаях требуется согласие государственных органов на реорганизацию. В соответствии со ст. 17 указанного выше Закона на антимонопольные органы возложено осуществление контроля за реорганизацией некоторых хозяйствующих субъектов в форме слияния, присоединения, преобразования [5, с. 301-309].

В интересах кредиторов в ГК РФ включены нормы, позволяющие определить правопреемника реорганизуемой коммерческой организации. При слиянии, присоединении, преобразовании правопреемство фиксируется в передаточном акте, при разделении и выделении - в разделительном балансе. К передаточному акту и разделительному балансу предъявляются следующие требования: они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами; эти документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации; передаточный акт и разделительный баланс представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесении изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Непредставление передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них сведений о правопреемстве по обязательствам влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Законодательство содержит нормы, обеспечивающие необходимые гарантии прав кредиторов. Прежде всего, это обязанность органа, принявшего решение, направить кредиторам письменное уведомление об этом. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемая организация. При этом кредиторы вправе требовать возмещения им убытков, причиненных досрочным исполнением или прекращением обязательства. Предусмотрены и другие гарантии прав кредиторов. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами [5, с. 301-309].

Организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации. Регистрация возникших при реорганизации новых организаций, а также внесение необходимых сведений в государственный реестр происходит в общем порядке. Реорганизация предприятия, которая может вызвать экологические, социальные, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения территории, должна согласовываться с соответствующей администрацией края, области, района, города в зависимости от масштаба таких последствий [16, с. 68-70].

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1 Параметры организации как объекта управления

Роль организаций в обществе определяется тем, что, во-первых, они являются генераторами ресурсов, превращая издержки в ценности, и, во-вторых, создают полезные для общества блага, способствующие развитию человечества. Они принимают на себя все более значимую социальную роль, становясь центральным звеном общественной жизни. Ведь именно в организациях собираются и накапливаются ресурсы и знания, разумное использование которых помогает решать множество застарелых «болезней» общества, связанных с нищетой, болезнями, безработицей, бездомностью и т.п. Создавая богатство, организации тем самым увеличивают благосостояние общества, улучшают качество трудовой жизни, повышают веру людей в свои силы и возможности. В будущем возможности организаций станут еще более ощутимыми для людей.

Любая организация как объект управления, вне зависимости от ее конкретного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, число и состав которых зависят от целей этого описания. Самое общее представление об организации как объекте управления можно получить, имея информацию о ее назначении, правовой основе, месте нахождения, ресурсах, истории создания и развития, имидже в деловых кругах и у потребителей. Кроме того, представляет интерес структура организации, разделение труда и распределение ролей, господствующая в ней организационная культура. Эти параметры прямо или косвенно отражают черты и организацию управления компанией, используемые ею методы менеджмента и систему взаимоотношений как внутри, так и с другими организациями деловой среды (табл. 1) [16, с. 128-135].

Таблица 1 - Описание организации как объекта управления

Параметр описания

Характеристика

Название, местонахождение

Официальное наименование, адресные данные

Назначение

Цели и виды продукции и услуг

Отраслевая принадлежность

При многопрофильности выделяется главная отрасль

Правовая форма и вид собственности

В соответствии с Гражданским кодексом и законами РФ

Историческая справка

Основные этапы развития, определившие современное состояние организации

Структура

Состав ее подсистем (производственных и управляющих)

Структура управления

Тип, вид, сложность, управляемость

Ресурсы

Основные виды, размеры

Культура

Ценности, разделяемые членами

Ключевые факторы внешней среды

Факторы прямого и косвенного воздействия, особое внимание - организациям-конкурентам

Руководство

Разделение власти и ответственности, стиль

Значение параметров для характеристики организации.

Назначение организации. Эта характеристика необходима для определения места и роли организации в общем экономическом пространстве. Ее значение оценивается по таким признакам, как виды производимой продукции или услуг, приоритетные направления удовлетворения общественных потребностей и т.д.

В современной экономике определить назначение организации не так-то легко, так как большинство крупных и средних по размерам компаний являются диверсифицированными. Поэтому чтобы ответить на вопрос о назначении той или иной компании, необходимо определить сферу ее основной деятельности или ключевой компетенции, то есть ту область потребностей, удовлетворение которой она рассматривает как приоритетную. (Например, фирма Boeng считает сферой своей компетенции интегрированные комплексные системы, Sony - миниатюризацию, Philips - видеоинформацию.)

Местонахождение организации является важной характеристикой, которая отражает географию размещения ее подразделении и филиалов, а также предопределяет характер территориальных связей с другими организациями.

Отраслевая принадлежность. С точки зрения управления организациями большое значение имеет их отнесение к тем или иным секторам и отраслям экономики. В составе экономики выделяют три сектора, в каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом цикле:

1) отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, включают организации и предприятия сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыбного хозяйства, угольной промышленности и т.д.;

2) отрасли вторичного цикла, в состав которых входят организации и предприятия обрабатывающей промышленности, например машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т.д.;

3) отрасли третичного цикла, предприятия и организации которого оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отраслей первых двух секторов. Это: банки, страховые компаний, образовательные учреждения, туристические агентства, розничная торговля и др.; в состав этого сектора в последнее время включают также все организации и институты, которые занимаются такой прогрессивной и быстро развивающейся сферой человеческой деятельности, как информационная технология. Высказывается обоснованное мнение, что эта группа организаций должна выделиться в четвертый сектор, который хоть и сформировался сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всем мире увеличивается роль управления большими и сложными системами [16, с. 128-135].

Другой подход к делению экономики на сектора предполагает выделение двух составляющих:

- корпоративного сектора, в который входят сверхкрупные и крупные предприятия и организации страны;

- индивидуально-предпринимательского, включающего в свой состав индивидуальных предпринимателей и предпринимательские структуры среднего и малого размера. Правовая основа и форма собственности организации являются важными показателями, характеризующими установленные законом условия ее существования.

Противоречивость и изменчивость российского законодательства нередко являются причиной серьезных изменений в положении организации. Так, ЗАО «КИА-Балтика» - совместное российско-корейское предприятие по производству автомобилей - создавалось на условиях, что Калининградская область получает статус особой экономической зоны (ОЭЗ) и в соответствии с законом РФ, вступившим в силу в январе 1996 г., товаропроизводители будут уплачивать НДС лишь со стоимости продукции, добавленной на территории ОЭЗ. Однако позднее вышел еще один Федеральный закон о налоге на добавленную стоимость, по которому предусматривается полная уплата НДС для всех предприятий ОЭЗ, в том числе и для КИА-Балтика. В результате налоги «съели» то ценовое преимущество российских автомобилей по сравнению с импортируемыми, на котором базировалась стратегия управления и развития автомобильной отрасли.

Историческая справка позволяет восстановить эволюцию и этапы развития организации, уточнить стадию ее жизненного цикла, заглянуть в прошлые успехи и провалы, выявить динамику и, главное, оценить предпринятые ранее шаги для достижения того состояния, в котором организация находится сейчас. История поможет восстановить необходимые традиции, заострить внимание на общих ценностях, избежать повторения ошибок [16, с. 128-135].

Значение исторического подхода к рассмотрению изменений в управлении организациями иллюстрируют конкретные события, которые имели место в российской экономике в конце 1980-х - 90-е годы, когда стали активно осуществляться меры по изменению роли и положения предприятий как основного звена народнохозяйственного комплекса.

Законом «О государственном предприятии», введенным в действие в 1987 г., предприятию отводилась главная роль в развитии экономического потенциала страны и достижении высшей цели общественного производства при, социализме - наиболее полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей людей. В соответствии с Законом работа предприятий должна была осуществляться в условиях полной хозяйственной самостоятельности и самофинансирования. В связи с этим было внесено много принципиальных изменений в отношения предприятия с вышестоящими органами управления (министерствами, государственными комитетами, ведомствами). Это была первая реальная попытка ввести экономическую заинтересованность в отношения государственного предприятия с органами командно-административной централизованной системы. В 1987 г. на условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования работали всего 2,5 тыс. объединений и предприятий промышленности, выпускавшие свыше 20% общего объема товарной продукции. На них было занято 16% численности промышленно-производственного персонала отрасли. И только в 1989 г. наметился перевод на эти условия остальных промышленных предприятий, сельского хозяйства, геологии, мелиорации и водного хозяйства, энергетики.

В июне 1990 г. в связи с объявленным началом перехода к рынку был принят Закон «О предприятиях в СССР», в котором были выделены основные виды предприятий - равноправные субъекты хозяйствования в рыночной экономике. Были определены три формы собственности (советских граждан, коллегиальная и государственная), в которых могут существовать предприятия разных видов. С этого времени в организационной структуре экономики страны появились и начали довольно быстро расти новые формы предприятий - кооперативы, арендные, акционерные, совместные, а также объединения предприятий на добровольных началах - концерны, хозяйственные ассоциации, союзы и др.

Все эти события оказали огромное влияние на организацию и структуру управления предприятиями, применяемые ими метод и стиль руководства.

Имидж в деловых кругах и у потребителей. Этой характеристике организации в рыночной экономике уделяется большое внимание. И несмотря на это, в общественном мнении сложился далеко не идеальный образ компаний и ее отношений с обществом. Об этом весьма красноречиво свидетельствует следующее заявление: «..сегодня в обществе доминирует, и не всегда безосновательно, в основном негативное восприятие корпораций. И корпорации, и их руководители в настоящее время являются лидерами в рейтинге общественных злодеев. В телевизионной утренней программе мультфильмов для детей можно увидеть, как жадные компании пытаются сбросить ядовитые отходы своего производства в живописное озеро. Днем в ток-шоу показывают бизнесменов, которые безжалостно эксплуатируют своих работников. Затем наступает время «мыльных опер» и кинофильмов, и здесь одним из персонажей почти обязательно является капиталист, который строит опасные ядерные электростанции поблизости от населенных пунктов. Какую бы гадость вы ни придумали, которую могут совершить представители бизнеса, почти всегда есть, шанс, что на эту тему уже сняты фильм или телепередача» [5, с. 120-128]. Западные фирмы создают и удерживают имидж своих компаний самыми разными способами, не исключая использования потенциала фирм, известных высоким качеством продукции, но попавших в финансовые тиски. Имиджу компаний до перехода на рыночные рельсы хозяйствования в нашей стране придавалось не слишком большое значение. Иное дело теперь, когда отечественные организации выходят на мировые рынки, где их не только не ждут, но всячески препятствуют продвижению. Многие руководители предприятий поняли ситуацию на рынках и стали проявлять большую заботу по поводу создания или поддержания на высоком уровне имиджа, определяемого маркой фирмы, которая ассоциируется с высоким качеством, вызывает доверие, позитивное отношение со стороны покупателей продукции и тем самым позволяет продвигать продукцию на рынки.

2.2 Критерии классификации организаций

Многочисленные параметры, которые используются для описания организаций как объектов управления, предопределяют их большое разнообразие и вызывают необходимость группировки однородных предприятий. Для этого в теории и практике менеджмента используются различные критерии, то есть признаки, на основании которых производится классификация. Существуют разные подходы к выделению критериев, на основании которых можно группировать организации. Чаще всего в теоретических работах для этого предлагается использовать критерии: формализации, форм собственности, отношения к прибыли, организационно-правовой формы, размеров, отнесения к секторам экономики.

1. По отнесению организаций к формальным и неформальным.

На основании критерия формализации выделяются:

- формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы - являются юридическими лицами, имеют в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом.

- неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.

2. По формам собственности.

По критерию формы собственности организации могут быть:

- частными,

- государственными,

- муниципальными,

- иными.

3. По отношению к прибыли

По отношению к прибыли организации подразделяются на:

- коммерческие, преследующие извлечение прибыли в качестве, основной цели своей деятельности;

- некоммерческие, которые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит, достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

4. По организационно-правовым формам.

По организационно-правовым формам организации объединяются в группы в соответствии с гражданским законодательством страны, устанавливающим формы, в которых могут функционировать коммерческие и некоммерческие организации. Гражданским кодексом России предусмотрены организационно-правовые формы, в которых может осуществляться деятельность коммерческих и некоммерческих организаций. В соответствии с ним организационно-правовая форма «предприятие» сохранена для государственных и муниципальных предприятий, причем предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (статья 132 Гражданского кодекса РФ). С учетом сложившихся в нашей стране традиций понятия «организация» и «предприятие» широко применяются (в т.ч. и в данной работе) как взаимозаменяемые (табл. 2).

5. По размерам организаций.

По размером или масштабам своей деятельности организации относятся к крупным, средним или малым. Такое деление чаще всего осуществляют на основании таких легко доступных для анализа параметров, как численность занятых, объем продаж (оборот), размер уставного капитала, участие в капитале предприятия иных фирм и организаций и т.п. Но в связи с тем, что ни один из них не дает достаточно веских оснований для решения вопроса о реальных масштабах организации и ее отнесения к той или иной группе, на практике применяют комбинацию критериев [16, с. 128-135].

Таблица 2 - Организационно-правовые формы хозяйственных организаций Российской Федерации

Класс

Организационно-правовые формы

Определение, характерные черты и свойства

Коммерческие организации

Хозяйственное товарищество в форме полного товарищества и товарищества на вере

Объединение лиц, не требующее наличия устава как учредительного документа и минимального размера складочного капитала; единые и единственные собственники своего имущества

Хозяйственное общество в форме акционерного, с ограниченной или с дополнительной ответственностью

Объединение капиталов, требующее наличия устава и уставного капитала не менее определенного минимума, в котором участники несут риск утраты в сумме своих вкладов; единые и единственные собственники своего имущества

Производственный кооператив

Добровольное объединение граждан, для совместной производственной или хозяйственной деятельности, основанное на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Законом предусмотрена возможность участия в его деятельности юридических лиц

Унитарное предприятие государственное, муниципальное

Организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое неделимо и не распределятся по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия. Имущество находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления

Некоммерческие организации

Потребительский кооператив

Добровольное объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Доходы от предпринимательской деятельности распределяются между его членами

Общественные и религиозные организации

Добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Участники не сохраняют прав на переданное ими этим организациям имущество

Фонды

Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели

Учреждения

Организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично

Объединения юридических лиц: ассоциации и союзы

Некоммерческие организации, объединяющие коммерческие организации в форме ассоциаций или союзов в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов; общественные или некоммерческие организации, в т.ч. учреждения. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица

Например, по методологии, используемой Европейским союзом в начале 2005 г., были предложены следующие параметры отнесения предприятий к малым и средним (табл. 3) [8, с. 51].

Таблица 3 - Критерии группировки предприятий

Класс предприятия

Численность занятых, чел.

Годовой оборот, млн.евро

Баланс, млн.евро

Малое

менее 50

менее 4

менее 2

Среднее

50-250

менее 16

менее 8 7

Размеры средних предприятий по критерию численности занятых определяются в РФ в интервале от 100 до 300 (по методологии ЕС - от 50 до 250 чел.), крупных - от 300, а в некоторых отраслях - от 500 и выше. Именно последним принадлежит ведущая роль в современной экономике, хотя их число относительно невелико. В соответствии с ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.95 г. к субъектам малого предпринимательства в РФ относятся коммерческие организации - юридические лица, в уставном капитале которых доля государственной собственности РФ и субъектов РФ, муниципальной собственности, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не выше 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не выше 25% и у которых средняя численность работников не превышает: в промышленности, строительстве, транспорте - 100 чел.; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 чел.; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.; в остальных отраслях - 50 человек.

Качественные отличия малых предприятий от средних и крупных организаций состоят в том, что они работают в условиях более высокого риска и неустойчивости, с одной стороны, и проявляют большую гибкость и восприимчивость к инновациям, с другой. Иными словами, в своей массе они должны быть истинными предпринимательскими структурами, основу деятельности которых составляет новаторство, творчество, нестандартные и рисковые подходы. Соответственно формируются характерные черты их внутренней организации и внешнего делового окружения. К ним в первую очередь относятся:

- особенности производственных процессов, предопределяющие ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов, небольшую номенклатуру выпускаемых изделий и упрощенность системы сбыта;

- специфика системы управления и руководства, проявляющаяся в единстве права собственности и непосредственного управления предприятием и особой роли руководителя включенного практически во все функциональные области. Система управления также характеризуется компактностью управленческой команды, многофункциональностью менеджеров, простотой структуры управления и информационных связей, быстротой принятия решений, неформальным подходом к планированию и контролю;

- состояние отдельных компонентов, с особым, персонифицированным характером отношений между хозяином и работниками - гибкость и восприимчивость к нововведениям, небольшие размеры финансовых ресурсов и низкую капитализацию при высокой оборачиваемости капитала.

Особенности внешних воздействий формируют такие устойчивые характеристики малого предприятия, как: локальность ресурсных и сбытовых рынков; преобладание неформальных взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей; положение «ведомого» в кооперационных связях с крупными предприятиями; высокая чувствительность к изменениям экономической конъюнктуры, политической обстановки, законодательства; ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов; большая зависимость от системы поддержки. [26, с. 86-87].

3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ КРУПНОГО И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

3.1 Интеграция организаций

Под влиянием изменений, которые происходят в мировой и российской экономике, а также обострения конкуренции между странами и компаниями все большее распространение приобретают процессы интеграции. Понятие интеграции стало широко использоваться в 1950-60-е годы, сначала для отражения процессов, происходящих на уровне межнациональных образований и блоков (например, интеграция стран капиталистического или социалистического лагеря), а позже под влиянием тенденции к всеобщей экономической интеграции было перенесено на уровень организаций.

Под интеграцией понимается объединение усилий ряда организаций для достижения общей стратегической цели, укрепления их конкурентоспособности и повышения эффективности. В специальной литературе выделяют два основных вида интеграции организаций:

- горизонтальную, когда происходит объединение усилий разных организаций для реализации каких-либо общих целей (например, создание ассоциаций, общих финансовых органов, органов управления имуществом, группировок, формирование финансово-промышленных групп);

- вертикальную, когда объединяются предприятия, связанные между собой технологически, по участию в цепочке создания ценностей (для проведения согласованной политики в области цен, маркетинга, рекламы и т.п., производится разделение зон хозяйствования, за каждым предприятием закрепляются постоянные функции).

Наряду с этим в практике слияний и объединений нередко выделяют третий тип интеграции, который представляет собой комбинацию первых двух и называется диагональной интеграцией.

Процесс интеграции приводит к формированию целостных образований из самостоятельно функционирующих организаций, каждая из которых воспринимает другие организации и компании как части единого экономического организма. При этом особую ценность представляют не только инициатива и умение видеть незаполненные ниши, но и способность соединять разные экономические структуры, налаживать четкую, надежную сеть взаимодействия между субъектами хозяйствования. Благодаря соединению потенциалов различных предприятий, дополняющих друг друга, создается синергетический эффект, что приводит к росту эффективности интеграционного образования. Вот как об этом говорит директор завода «Точприбор» В.И.Афанасьев: «Нужно, чтобы вся цепочка была организационно и экономически единой. Допустим, есть продукт Российского космического агентства: запуск, спутниковая связь, мониторинг экологический или за сельскохозяйственными и лесными угодьями и т.д. - от этого результата вся цепочка прокормилась, закрыла проблему возмещения израсходованных оборотных средств, получила доход, распределила его между звеньями пропорционально их вкладу в конечный результат - и в итоге все нормально работают и нормально живут» [26, с. 76-78].

Крупные интегрированные структуры составляют каркас экономики ведущих стран и мирового хозяйства в целом, обеспечивающий конкурентные преимущества за счет интеграции ресурсов.

В ряде стран горизонтальная интеграция развивается в форме национальных ассоциаций, которые очень много делают в интересах производителей продукции. Так, они концентрируют информацию, проводят маркетинговые исследования, осуществляют связь с основными крупными потребителями, снабжают органы правительства квалифицированной информацией и т.п. Так, в угольной промышленности Кузбасса наметилась тенденция к усилению вертикальной интеграции, при которой хозяйствующие структуры номинально сохраняют хозяйственную и финансовую самостоятельность, но подчиняют свою деятельность целям и задачам вышестоящей организации. При этом формируются структуры, позволяющие делегировать принятие решений сверху на низовые уровни. Примером таких структур являются «Кузбассразрезуголь», «Кузнецкуголь», корпорация «Южный Кузбасс», ОАО «Угольная компания «Кузбассуголь».


Создание вертикально интегрированных объединений не всегда происходит на добровольных началах. Тюменская нефтяная компания (ТНК) приобрела пакет акций компании «Ярославнефтеоргсинтез» (ЯНОС) и значительную долю в ее уставном капитале, чтобы усилить свои позиции. В качестве оправдания ее президент заявил, что в недалеком будущем только сбалансированные, вертикально интегрированные нефтяные компании с добычей не менее 25 млн. тонн нефти в год будут чувствовать себя на нефтяном рынке устойчиво и безопасно (объем выработки ЯНОС 9,5 млн. тонн в год). Остальные рискуют не выжить в острой конкурентной борьбе.

Опыт агропромышленного сектора показывает, что вертикальная интеграция, ориентированная на конечный спрос, повышение конкурентоспособности, технологическую совместимость всех стадий кооперированного производства и синхронизацию поставок сырья и готовой продукции до потребителя, позволяет быстро наращивать объемы и повышать качество продукции. Горизонтальная интеграция в сельском хозяйстве обеспечивает кооперацию сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств. В странах с развитой рыночной экономикой фермерские кооперативы различного типа (по сбыту и переработке продукции, материально-техническому обеспечению, производственному и финансовому обслуживанию и т.д.) обеспечивают устойчивость хозяйств, распределяют риски.

Каждая из форм интеграции имеет свои цели, что является решающим фактором в организации управления. Так, при создании холдинга ставятся цели проведения единой для всех участников политики, контроля за соблюдением интересов, ускорения диверсификации, концентрации ресурсов. Интересы компаний, образующих ассоциацию, могут быть связаны с потребностью в лоббировании, с поиском новых рынков сбыта, проведением исследований, помощью в материально-техническом снабжении и др. При формировании финансово-промышленных групп ставятся задачи достижения взаимодействия банков с промышленностью и преодоления разрыва между секторами и отраслями экономики.

Одной из форм интеграции между крупным и малым бизнесом может быть формирование подсистем «планетарного типа», в которых взаимодействия между компаниями определяются «гравитационным полем», возникающим вокруг крупнейшего партнера.

Именно его заказы, кредиты, инвестиции и другие виды ресурсов притягивают малые предприятия в это поле и объясняют их стремление интегрироваться.

Нередко, за этим этапом интеграции наступает другой, предполагающий полное поглощение, скупку и даже прекращение самостоятельного существования малых компаний. Аналогичная тенденция к интеграции наметилась в российской гражданской авиации, где после распада единого государственного предприятия «Аэрофлот» было зарегистрировано около 300 авиакомпаний. Сейчас их количество сокращается за счет поглощения мелких перевозчиков более крупными, которые таким образом увеличивают свой самолетный парк и захватывают новые рынки перевозок.

В результате многие мелкие и средние перевозчики утратили самостоятельность или прекратили существование. Ожидается, что дальнейший процесс укрупнения авиакомпаний будет происходить в рамках существующих или создающихся альянсов. В конце концов, в России будет четыре-пять мощных союзов, которые будут контролировать основной объем авиаперевозок.

Они будут обладать громкими именами, что позволит укрепить позиции участников этих альянсов. А так как рынки уже поделены, между этими союзами будет мощнейшая конкуренция.

3.2 Формы интеграции предприятий

Исследования, проведенные Межведомственным аналитическим центром в различных регионах Российской Федерации, выявили четкую интеграционную тенденцию в развитии крупного и малого предпринимательства. Особенно ярко она проявляется там, где производственные и финансовые показатели ухудшаются. Руководители таких предприятий считают, что интеграция с поставщиками сырья и комплектующих, с производителями аналогичной продукции (для координации сбытовой политики), с финансово-кредитными учреждениями является условием для выхода из кризисной ситуации.

Наиболее привлекательными организационными формами интеграции считаются корпоративные объединения, образующиеся в результате слияний и формирования финансово-промышленных: групп, и так называемые «мягкие» объединения в виде предпринимательских союзов и сетей.

Зарубежные компании имеют большой опыт интеграционных образований путем слияний и приобретений одними организациями других, оказавшихся в менее выгодных условиях. В теоретических работах выделяют три группы причин, вызывающих необходимость слияний и поглощений:

- стремление защитить себя при возникновении угрозы для компании со стороны рынка (снижение размера или характера спроса). Такие слияния носят явно защитный характер. В частности, именно это явилось причиной слияния двух авиастроительных американских корпораций McDonnell Douglas и Boeing, произошедшего вследствие сокращения на половину заказов от Пентагона);

- глобализация и сопутствующий ей рост размеров;

- упреждение путем слияния действий конкурентов, направленных на поглощение данной компании.

Ожидания, связанные с созданием интеграционных объединений путем слияний и поглощений, редко реализуются. Дело в том, что, пытаясь таким образом избежать угроз со стороны рынка или конкурентов, компании нередко импортируют свои проблемы в организацию покупателя. Поэтому главным фактором успеха нового собственника становится работа по реорганизации системы управления и прежде всего разработка четкой стратегии совместной деятельности и обоснованных путей ее реализации. Создание корпоративных объединений усиливает позиции компаний, но не означает ликвидации, конкуренции между входящими в их состав предприятиями. Примером может быть холдинговая компания «Росстанкоинструмент», осуществляющая корпоративное управление в отрасли на основе добровольного объединения более полутора сотен специализированных станкоинструментальных заводов России. Так, знаменитые токарные станки ДИП-300 и ДИП-200 выпускает не только завод «Красный пролетарий», но примерно еще 10 других российских заводов. В то же время холдинг оказывает входящим в его состав предприятиям ощутимую помощь в поиске, заказов и сбыте продукции, в необходимой информации о направлениях развития мирового-машиностроения и станкостроения и т.д. Тем самым поддерживается технический уровень и конкурентоспособность производимой продукции, По инициативе компании и при ее участии была сформирована и реализована программа «Государственная защита станкостроения», разработана и утверждена Правительством РФ «Стратегия развития станкостроения России до 2005 года» [10, с. 34-36].

Управление новыми образованиями, созданными путем слияний и поглощений, основывается на централизации управленческих функций, усилении управленческого контроля и создании координационных механизмов производственной деятельности (среди них: взаимное приспособление, прямое распорядительство, стандартизация процессов и результатов труда, а также умений и навыков).

Финансово-промышленные группы (ФПГ) Создание финансово-промышленных групп осуществляется путем объединения предприятий, связанных имущественными, финансовыми, производственно-технологическими и управленческими отношениями, обеспечивающими решение важнейших проблем их развития. В нашей стране направлено на:

- концентрацию инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики;

- ускорение научно-технического прогресса;

- повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции отечественных предприятий;

- осуществление прогрессивных структурных изменений в промышленности;

- формирование рациональных технологических и кооперационных связей в условиях рыночной экономики;

- развитие конкурентной экономической среды.

Создание и нормальное функционирование ФПГ осуществляется на правовой основе, включающей указы Президента РФ («О мерах по реализации промышленной политики при приватизации предприятий» от 16.11.92 г., «О создании финансово-промышленных групп в РФ» от 05.12.93 г. и «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп» от 01.04.96 г.), ФЗ «О финансово-промышленных группах» от 30.11.95 г., а также правительственную «Программу содействия формированию промышленно-финансовых групп», объявленную 16.01.95 г. В результате количество ФПГ в стране увеличивается, и к началу осени 1997 г. было зарегистрировано 72 ФПГ, в состав которых вошло 1121 предприятие с общей численностью работающих около 4 млн. человек [10, с. 34-36].

Опыт показывает, что уже созданные и действующие в Российской Федерации ФПГ осуществляют крупные инвестиционные проекты, противодействуют спаду производства, способствуют денежной стабилизации. Кроме того, они восполняют недостающие в период перестройки механизмы межотраслевого перераспределения ресурсов и создают реальные условия для надежных, отвечающих требованиям качества, поставок и сбыта. Объединение предприятий и организаций в группу усиливает и внешнеэкономические позиции на мировых рынках, где многие транснациональные компании чаще всего организованы как финансово-индустриально-торговые комплексы, обладающие мощным потенциалом. Новая организационная форма интеграции предприятий позволяет решать стратегические проблемы развития производства и повышения его эффективности на базе акционерного соучредительства (раздела долей уставного фонда интегрированного образования). Именно корпоративная акционерная собственность является наиболее перспективной с точки зрения развития корпораций, концернов, холдингов и ФПГ.

Известно, например, что ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский» занимает ведущие позиции по объему реализации продукции на российском кондитерском рынке. Его создание началось после того, как в 1995 г. Инкомбанк купил контрольный пакет акций Бабаевской фабрики. Сейчас в его состав входят ОАО «Бабаевское», ОАО «Рот Фронт», ОАО «Южуралкондитер», ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика», ЗАО «Шоколадная фабрика "Новосибирская"», сеть торговых домов в Мурманске, Оренбурге, Смоленске, Казани, Омске, Тамбове, Красноярске, а также в Белоруссии. Концерн совместно с банком ведет активную политику на рынке, скупая региональные фабрики и развивая распределительную сеть.

Важной формой интеграции предприятий являются предпринимательские сети и союзы (их называют также альянсами, партнерствами, кластерами, сообществами, виртуальными корпорациями; в российском бизнесе они чаще всего рассматриваются как деловые сети), объединяющие организации, каждая из которых выполняет в сети свою специфическую роль. Компании, входящие в группу, рассматриваются как субъекты хозяйственных связей и партнеры в системе взаимодействующих организаций. Это достаточно устойчивая, гибкая структура, влияющая на результаты деятельности и систему управления входящих, в нее организаций, позволяющая им координировать свои действия, привлекать новых партнеров и даже конкурировать между собою. Их союз основан на сочетании средств формального контроля контрактных отношений и неформального обмена услугами.

Вот несколько примеров, показывающих разные причины и формы союзов. На базе соглашений о сотрудничестве (договоров о совместной деятельности) между ОАО «ЛУКойл» и АО «ЗИЛ» заключен союз с целью разработки новых видов горюче-смазочных материалов для использования в производстве и эксплуатации автомобиля ЗИЛ.

Острая необходимость в создании стратегических союзов, партнерств и совместных предприятий испытывается в нефтяном и газовом бизнесе Российской Федерации, особенно в связи с интенсификацией освоения новых месторождений. Примером может быть организация освоения нефтеносных месторождений Северного Каспия в последние годы. Известно, что до начала 1990-х годов эта зона была мало разведана, и только одна крупнейшая нефтяная компаний «ЛУКойл» объявила Каспий зоной своих стратегических интересов. Начиная с 1995 г. она ежегодно тратила десятки миллионов долларов на проведение сейсмических работ в российском секторе и создавала мощности для поиско-разведочного бурения. В 1997 г, был объявлен первый федеральный тендер на разработку недр блока «Северный», который выиграл «ЛУКойл», а в середине 1998 г, компании «Газпром», «ЛУКойл» и «ЮКОС» обсуждали идею о создании совместного предприятия с равными долями для исследования российского сектора. В середине 2000 г. о готовности осваивать ресурсы Каспия заявили уже почти 50% всех российских нефтегазовых компаний, начавших активно объединять усилия с другими партнерами. Так, в апреле 2000 г. нефтяная компания «Татнефть» заключила договор о стратегическом партнерстве с Калмыкией сроком на 25 лет. Компании намерены создать совместное предприятие «Калмтатнефть» для разработки месторождений «Калмнефти» на базе технологий «Татнефти» и месторождений шельфа, прилегающего к республике [26, с. 86-87].

Значительную роль предпринимательские союзы играют в деятельности малого бизнеса, который все больше заявляет о себе как существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства и неотъемлемый элемент конкурентного механизма. Необходимость создания предпринимательских союзов между малыми предприятиями диктуется их особенностями как объектов управления по сравнению с организациями более крупных масштабов. Развитие интеграционных процессов усиливает взаимодействие; малых хозяйственных структур между собой и с организациями корпоративного сектора экономики.

Особенно большие выгоды дают предпринимательские союзы компаний, объединенных в кластеры (или, что то же самое, группы, кусты) на определенных территориях, которые предоставляют им те или иные конкурентные преимущества (например, необходимую инфраструктуру, средства связи и телекоммуникаций, обустроенные производственные площади и т.п.). В качестве таких территорий могут использоваться крупные промышленные зоны, расположенные в городах или других административно-территориальных единицах и имеющие свободные мощности в связи с реструктуризацией отечественной экономики. Именно здесь выгодно создавать кластеры компаний, в которых с самого начала может быть сосредоточена критическая масса профессионализма, искусства, инфраструктурного обеспечения и информационных взаимосвязей между компаниями определенной сферы (области) деятельности.

В качестве таких сфер, объединяющих компании в союзы, могут выступать: производство товаров для дома; различные отрасли, связанные со здравоохранением, с производством бытовых продуктов и т.п. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, когда формируется кластер, все производства в нем начинают оказывать друг другу взаимную поддержку, усиливается свободный обмен информацией и ускоряется распространение новых идей и продуктов по каналам поставщиков и потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами.

Исследования показывают, что в сетевых союзах происходит смещение акцента с рассмотрения фирмы как самостоятельного хозяйственного звена, формирующего свою стратегию развития на основе согласования внутренних ресурсов с состоянием внешней окружающей среды, к анализу системы взаимодействующих фирм как единого рыночного организма. Это приводит к новой трактовке фирмы, рыночных отношений на уровне конкретных хозяйственных связей, методов управления. Между партнерами в сети складывается система взаимоотношений, которая увязывает их ресурсы, и в интересах развития сети они могут мобилизовать и совместно использовать ресурсы, принадлежащие отдельным организациям. Таким образом деятельность каждого участника встраивается в сеть и определяется ею как целостным образованием. Если эти условия нарушаются, союз может быть расторгнут, и это не такой редкий случай в практике взаимоотношений между организациями [25, с. 78].

Идеи создания предпринимательских союзов обсуждаются на диверсифицированных госпредприятиях Российской Федерации и в ряде новых частных фирм, которые видят возможность таким путем сконцентрировать свою деятельность на приоритетных направлениях, а другие виды деятельности передать внешним исполнителям, справляющимся с ними успешнее внутренних подразделений. Необходимость создания предпринимательских сетей понимают многие директора, озабоченные тем, как соединить и вывести на общий конечный результат всю цепочку взаимосвязанных предприятий. Эффективность сетевой организации достигается за счет взаимообогащения интеллектуального потенциала группы при разработке совместных проектов, когда приумножается масса ноу-хау по различным направлениям -- алгоритмы, методики, типовые решения. Все это воздействует на систему управления каждой организации, тем более, что ее границы меняют привычные очертания, а понятие внешней среды размывается. При формировании стратегии управления каждая организация сталкивается с тем, что некоторые ресурсы и виды деятельности, обычно рассматриваемые как внутренние, практически не могут ею контролироваться; в то же время ресурсы и виды деятельности, ранее считавшиеся внешними, на самом деле образуют неотъемлемую часть самой организации, поддаются ее влиянию и контролю. Характерные черты сетевых образований представлены в табл. 4, где выделены и раскрыты четыре устойчивых признака предпринимательских сетей как объектов управления [26, с. 86-87].

Таблица 4 - Характерные черты сетевых образований

Характерные черты

Содержание признаков предпринимательской сети

1. Система ценностей

Особая атмосфера взаимного доверия; взаимных обязательств; взаимной поддержки; взаимного согласия участников в соблюдении групповых интересов

2. Организаци

онно-управленческое взаимодействие

Выделение руководящего звена на основе консенсуса; распределение ответственности между всеми звеньями; отсутствие централизации управления; свободная конкуренция между участниками за расширение своей доли в общем объеме продаж; организационная и координационная деятельность для повышения конкурентоспособности сети в целом.

3. Преимущества (сильные стороны)

Сокращение издержек на заключение сделок; снижение производственных издержек на основе специализации, разделения труда и концентрации участников на ключевых видах операций; расширение доступа к передовым технологиям и информации; ускорение внедрения нововведений и выход на новые рынки; снижение риска инновационной деятельности; отказ от формализации и бюрократизации.

4. Недостатки (слабые стороны)

Отсутствие материальной и социальной поддержки своих членов из-за отказа от долгосрочных договорных форм и обычных трудовых соглашений; предпочтение специализации и концентрации на ключевых видах компетенции в отличие от универсализации; чрезмерная зависимость от кадрового состава и рисков, связанных с текучестью кадров; разнородность состава сети, неопределенность в планировании.

Перечисленные характеристики сетевых образований должны учитываться при формировании системы управления. Они находят отражение в теоретическом обосновании выделения трех главных принципов сетевого управления: сетевая культура, взаимность, доверие. Использование именно этих принципов объясняется резким повышением роли принятых правил игры, соблюдение которых требует выработки общих ценностей и единства интересов, развития двусторонних кооперационных связей (порождающих равновесную взаимность в отношениях) и формирования доверительных отношений. Но одно дело - сформулировать принципы, другое - реализовать их в повседневной борьбе компаний за выживание. Ведь временный характер сетевого образования не позволяет забывать о том, что сегодняшние партнеры завтра могут оказаться конкурентами. Надо помнить и о том, что образование предпринимательских сетей привело к возникновению новой, более жесткой формы конкуренции между группами.

Интеграция компаний, объединяемых на базе современных информационных систем, позволяет создать так называемую виртуальную корпорацию. Чаще всего независимые компании (поставщики, заказчики и даже бывшие конкуренты) входят в такую сеть на временной основе с целью взаимного пользования ресурсами, снижения издержек и расширения рыночных возможностей. Технологический фундамент виртуальной корпорации составляют информационные сети, которые помогают объединяться и осуществлять гибкое партнерство на «электронных» контактах. Как правило, они широко используют возможности сети Интернет, которая в последние годы развивается невиданно высокими темпами, о чем свидетельствует статистика: в 1994 г. America Online, которая обеспечила популярность The World Wide Web, имела 712 тыс. подписчиков, в 2000 г. - свыше 21 млн. Каковы преимущества сетей? Прежде всего, это то, что они обеспечивают связь между всеми. Это их отличие от иерархической связи, где действуют формальные каналы коммуникации, по которым передается информация от руководителя к подчиненному и обратно. При сетевых связях эта иерархия как бы исчезает, работа осуществляется в бригадах, которые часто формируются из работников разных отделов. Поэтому так важно формировать неформальные связи. Главными факторами виртуальной кооперации становятся: доверие людей друг другу, как мощный фактор развития бизнеса; компетенция участников и создание неформальных команд из компетентных людей; формирование общей миссии.

По мнению многих ведущих специалистов в области управления, развитие сетевых связей между организациями, входящими в виртуальную корпорацию, может иметь своим последствием пересмотр традиционных границ предприятий, так как при высокой степени кооперации трудно определить, где кончается одна и начинается другая компания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организации - первичные ячейки общественного устройства, играющие ключевую роль во всех сферах жизнедеятельности, и, в первую очередь, в экономической и социальной. Организация представляет собой обособленное объединение людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач. Это открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое. Организации, их признаки, законы развития, виды и структуры дают нам необходимые представления о сложном процессе взаимосвязи и взаимообусловленности процессов общественного и внутрипроизводственного разделения труда, результатом которых и являются наилучшие способы работы людей.

Многочисленные параметры, которые используются для описания организаций как объектов управления, предопределяют их большое разнообразие и вызывают необходимость группировки однородных предприятий. Для этого в теории и практике менеджмента используются различные критерии, то есть признаки, на основании которых производится классификация. Существуют разные подходы к выделению критериев, на основании которых можно группировать организации. Чаще всего в теоретических работах для этого предлагается использовать критерии: формализации, форм собственности, отношения к прибыли, организационно-правовой формы, размеров, отнесения к секторам экономики.

Интеграция организаций представляет собой наиболее ярко выраженную тенденцию, проявляющуюся в создании мощных корпоративных и сетевых образований, радикально меняющих условия и глубину конкурентной борьбы на рынке и оказывающих существенное воздействие на работу каждого партнера. В последние годы наметилась тенденция к повышению роли деловых сетей, которые в переходных условиях позволяют организациям быстро наращивать свой производственный и инновационный потенциал.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимова Т.А. Теория организации: Уч.пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2003. - с. 367

2. Андреева Л.Т. Взгляд на систему конкурентоспособности как доминанту устойчивого развития экономики/ «Экономист» №1, 2004 г.

3. Банкротство. Правовое регулирование. Методические рекомендации. - М.: «Ось-89», 2000. - 176 с.

4. Виханский О.С. Менеджмент. 3-е изд. - М.: Гардарики, 2000. - с. 528

5. Гуияр Ф.Ж. Келли Дж.Н. Преобразование организации. М.: Экономика, 2000, с. 360

6. Жданов Д.В. Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации. - М.: «Статут», 2001. - 207 с.

7. История менеджмента. Уч.пособие. - М.: «Академический проект», 2000. - с. 352

8. Иванькова С.П. Критерии отнесения предприятий к малым и средним// Вопросы экономики, 2006, № 7 с. 51

9. Жигун Л.А. Особенности механизма регулирования конкуренции в России/ «Менеджмент в России и за рубежом» №4, 2005

10. Корпоративное управление - фактор возрождения промышленности. Интервью с Н.Паничевым // Проблемы теории и практики управления, 2000, № 2, с. 34-36

11. Коренченко Р.А. Общая теория организации: Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2003. - с. 286

12. Лагруллин Г.Р. Теория организации: учеб. - СПб.: Питер, 2006, 395 с.

13. Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. - М.: Отела-Л, 2004 - 360с.

14. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Том 1. Общие положения. Курс лекций. - М.: Изд-во БЕК, 2004. - 312 с.

15. Мескон М. Основы менеджмента - М.: изд. «Дело», 1998. - с. 800

16. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. -5-е изд., перераб. И доп.- М.: ИНФРА-М, 2005.-720с.

17. Мухин В.и. Основы теории управления: Учебник для вузов - М.: Изд-во «Экзамен», 2003. - с. 256

18. Овчаренко М.В. Реорганизация юридических лиц (комментарий законодательства, налогообложение и бухгалтерский учет, судебная практика, формы документов). - М.: Юрайт-М, 2001. - 304 с.

19. Основы менеджмента: Учеб. для вузов/под ред. Д.Д.Вачугова - М.: Высш. школа, 2001. - с. 367

20. Предпринимательское право: Учебник/под ред. Е.П.Губина. - М.: Юристъ, 2004. - 416 с.

21. Российския в цифрах. Статистический ежегодник 2006 г. Стат.сб./Росстат - М., 2006, 806 с.

22. Румянцева З.П. Общее управление организацией: теория и практика - М.: ИНФРА-М, 2006, 304 с.

23. Теория организации: Учебник для вузов/ В.Г.Алиева - М.: изд-во «Экономика», 2003. - с. 431

24. Теория управления. Учебник/под общ. ред. А.Л.Гапоненко - М.: Изд-во РАГС, 2005. - с. 558

25. Третьяк О. Новый этап эволюции маркетинговой концепции управления//Российский экономический журнал, 2004, №10, с. 78

26. Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России//Российский экономический журнал, 2003 № 5, с. 86-87



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Другие популярные курсовые работы:

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Несостоятельность (банкротство) юридического лица
Курсовая работа Готовность детей с общим недоразвитием речи к овладению грамматикой
Курсовая работа Проект мероприятий по повышению качества обслуживания на примере гостиницы "Приокская"
Курсовая работа Финансы коммерческих организаций - особенности организации и функционирования
Курсовая работа Основные этапы разработки и реализации управленческого решения
Курсовая работа Право собственности в международном частном праве
Курсовая работа Сложное предложение
Курсовая работа Диагностика профессиональной пригодности специалистов
Курсовая работа Основные фонды и оборотные средства на предприятии
Курсовая работа Малый бизнес в рыночной экономике, его роль и перспективы
Курсовая работа Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка
Курсовая работа Педагогическое общение
Курсовая работа Социальные стереотипы поведения современной молодежи
Курсовая работа Аналитико-синтетический метод в обучении современных первоклассников чтению
Курсовая работа Организация труда персонала