Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"

Узнать цену курсовой по вашей теме


Рынок труда и занятости, отечественный и зарубежный опыт. Правовой и экономический аспекты


33

Рынок труда и занятости, отечественный и зарубежный опыт.

Правовой и экономический аспекты

Содержание

Первая часть

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Вторая часть

Активная позиция занятости: отечественный и зарубежный опыт

Введение

1. Понятие трудовой занятости и ее обеспечение

2. Активная позиция занятости: отечественный и зарубежный опыт

Заключение

Список литературы

Введение

При смене политической и экономической формации в начале 90-х годов возникла острая необходимость регулирования общественных отношений, связанных с проблемой занятости и безработицы. Именно это заставило законодателя в 1991году принять первый в истории России Закон о занятости населения - попытка каким-то образом защитить категорию граждан, оказавшейся в сложном положении. Уже в 1992 году он претерпел существенные изменения о дополнения, но и сегодня не соответствует в полной мере требованиям практики. Такое положение объяснимо. Во-первых, в теории советского трудового права правовой статус безработного не подвергался исследованию. В условиях государственной политики всеобщей и обязательной занятости государство не нуждалось в подобном законе. Во-вторых, ныне действующий закон о занятости, хотя и построен на общих международно-правовых принципах, однако в них не учитываются в должной мере наши национальные традиции трудовых отношений. В области трудовых отношений сильней, чем где бы то ни было, проявляются исторические традиции каждого народа, каждой страны. Но, тем не менее, Закон «О занятости населения в Российской Федерации» с учетом всех его положительных и отрицательных моментов живет и действует.

Проводимые в России преобразования направлены на формирование социально ориентированной рыночной экономики. Одним из важных факторов, обеспечивающих достижение этой цели, является эффективное использование трудового потенциала страны. Для этого требуется формирование цивилизованного рынка труда (что предполагает его государственное регулирование), системы социальных гарантий занятости и развитого сектора социальных и правовых услуг. Политика занятости должна, по существу, обрести новые направления и приоритеты. Необходимо сохранить и до известных пределов повысить уровень занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы. Речь идет о задаче законодателя по сохранению имеющихся и созданию новых рабочих

мест, придерживаясь, прежде всего, принципов экономической целесообразности, учитывая возможности государственных инвестиций.

Основы такого рынка уже заложены: ликвидирована монополия государства на использование рабочей силы, расширены правовые возможности её мобильности, возникли гибкие формы организации и оплаты труда и т.д.

Но и очевидна не развитость существующего рынка труда. Это можно объяснить общим экономическим спадом и слабостью конкуренции, ограниченностью финансовых ресурсов предприятий и т.д. Соблюдение социальных прав, предоставление работникам гарантий по условиям и оплате труда, противодействие росту безработицы - характерные черты организации цивилизованного рынка труда. Государство должно быть заинтересованно в экономической и социальной стабильности общества и способно своими решениями обеспечить высокий уровень правовой защиты законных интересов всех участников рынка труда.

В связи с этим особо интересует вопрос социально-правовой защиты самих безработных граждан, как особой категории граждан, не сумевших противостоять сложившейся ситуации, либо по каким то другим обстоятельствам, оказавшимся в таком положении.

Целью данной работы является осмысление понятий «трудовая занятость», «обеспечение трудовой занятости», используемых в законодательстве Российской Федерации и специальной учебной литературе; а также рассмотреть отечественный и зарубежный опыт активной позиции занятости населения.

1. Понятие трудовой занятости и ее обеспечение

Среди крупных социально-экономических и правовых проблем в России, требующих нового осмысления и практического решения, безусловно, находятся вопросы трудовой занятости населения и ее обеспечения. В законодательстве, к сожалению, до сих пор отсутствует легальное определение «обеспечение трудовой занятости», много сомнений в отношении понятия «занятость», а в науке пока нет единого взгляда на суть этих вопросов.

Содержащееся в пункте 1 статьи 1 Закона от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» Российская газета. 1996. 6 мая (с последующими изм. и доп.) Далее по тексту - закон о занятости. определение занятости как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству Российской Федерации и приносящей им, как правило, заработок, трудовой доход, все же не совсем конкретно. В частности, из него следует, что речь идет о легальных видах занятости, но (и самое главное) не ясно, о каких именно - трудовой, учебной или иной.

Тем более что абзаце 8 статьи 2 указанного нормативного правового акта, законодатель относит к занятым трудоспособных граждан, проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования и иных соответствующих образовательных учреждениях. Другими словами, здесь уже однозначно имеется в виду учебная занятость, в то время как в других абзацах статьи 2 перечисляются формы трудовой занятости, занятость на военной службе, в органах внутренних дел и т. д.

Приведенный пример лишний раз свидетельствует, что законодатель в силу каких-то причин четко не отграничил основные виды занятости. Высказываются и другие претензии относительно легального определения занятости и занятых граждан См., например: Чураков В. Стартовые условия формирования рынка труда в России // Человек и труд. 1993. №4. С.38..

Не останавливаясь на анализе имеющихся в науке (прежде всего экономической, ведь «занятость» - это экономическая категория) суждений по теоретическим аспектам занятости вообще и полной занятости в частности Основные из них в сжатой форме приведены, например, в учебнике: Андреева Л.А., Медведев О.М. Правовое регулирование обеспечения занятости в России / под. общ. ред. О.М.Медведева. - М.: МГИУ, 1997. С. 11-16., постараемся сразу сделать некоторые выводы.

Занятость - это естественное неотъемлемое состояние любого человека, означающее «делать что-то», «занятие» и т. д.

В отношениях между гражданами, государством и иными субъектами, занятость выступает (проявляется) в различных формах или видах. Прежде всего, следует выделять легальные и нелегальные формы (виды) занятости. В зависимости от различных критериев классификации они могут быть подразделены на самостоятельные различные формы (виды), а те, в свою очередь, на дробные формы и виды.

Вновь вернемся к статье 1 и 2 Закона о занятости. На наш взгляд, в статье 2 перечислены виды и формы занятости общественно полезной деятельностью, но далеко не все, а только те, охват граждан которыми не дает им права на получение пособия по безработице. В частности, отсутствуют такие важные формы занятости, как воспитание детей, уход за нетрудоспособными, занятость в домашнем хозяйстве и др. Иными словами, в статье 1 сформулировано такое понятие занятости общественно полезной деятельностью, которое в совокупности с содержанием статьи 2 позволяет лишь установить, когда граждан нельзя признать безработными и назначить им пособие по безработице.

Полагаем, что условно все виды занятости общественно полезной деятельностью в зависимости от ряда критериев, в том числе от целевой направленности, можно отнести к трем основным видам: учебная; на военной службе и службе в органах внутренних дел; трудовая. При этом, естественно, принималось во внимание и содержание статей 1 и 2 Закона о занятости.

Трудовая занятость - это занятость граждан в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах и как направленная на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения, так и не имеющая такой цели.

Из приведенного определения видно, что нужно различать, в свою очередь, как минимум два вида (подвида) трудовой занятости (в зависимости от ее цели). Каждый из них имеет свои формы. Так, основными формами второго вида являются: воспитание детей, уход за больным членом семьи, благотворительная деятельность, ведение домашнего хозяйства и другое.

Трудовая занятость первого вида - это и есть занятость людей в сфере производства или в экономическом значении Она и рассматривается в дальнейшем.. Под ней следует понимать удовлетворение потребности трудоспособного населения в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах и направленную на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения.

Формы трудовой занятости в экономическом значении - это установленные законом (или, во всяком случае, не противоречащие ему) сферы приложения труда, показывающие, где и как граждане реализуют право на труд. Ими, например, являются: работа по найму в организациях независимо от их вида, формы собственности и хозяйствования; предпринимательская деятельность; членство в производственных кооперативах (артелях); занятость в подсобных промыслах с реализацией продукции по договорам; ведение крестьянского (фермерского) хозяйства и другое.

Приведенное определение трудовой занятости в сфере производства или в экономическом значении в принципе одновременно является и понятием полной трудовой занятости. Полагаем, что основное отличие между ними состоит лишь в степени удовлетворения потребности трудоспособного населения в сфере общественного и личного труда и т. д. Если потребность удовлетворена полностью, то налицо и полная занятость.

Термин «обеспечение занятости» встречается достаточно часто в действующем законодательстве. Употребляется он и в литературе, однако практически почти нигде не расшифровывается.

На первый взгляд, можно прийти к выводу, что обеспечение занятости сводится к гарантиям права на труд. Да и само слово «гарантия» означает обеспечение, ручательство. Гарантировать - значит, обеспечивать, поручаться, устанавливать гарантии См.: Скобелкин В.Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих. - М.: Юридическая литература, 1969. С. 8..

Может быть, это обстоятельство позволило В. Н. Толкуновой См.: Комментарий к Кодексу законов о труде Российской Федерации / под ред. К.Н.Гусова. - М.: ИТД-Грачев С.М., 1996. С. 101. дать определение обеспечения занятости, прежде всего как комплекса социально-экономических, юридических и организационных гарантий, способствующих борьбе с безработицей, реализации всеми желающими своего права на труд и тому подобное.

С экономической точки зрения структура занятости складывается из трех элементов: привлечение трудовых ресурсов; собственно занятость, или непосредственная занятость, то есть использование рабочей силы; высвобождение трудовых ресурсов. Данные элементы представлены одновременно в занятости и отражают реальные процессы перехода трудовых ресурсов из одного состояния занятости в другое. Привлечение трудовых ресурсов и высвобождение трудовых ресурсов - непрерывные процессы, которые идут одновременно и без которых невозможно понять собственно занятость См.: Чембровский В.В. Проблемы занятости в социалистическом обществе. - Кишинев: Штиинца, 1973. С.13-17..

Причем доминирующее значение принадлежит собственно занятости, или непосредственной занятости. Именно на достижение собственно занятости (включение работника в совокупную рабочую силу и соединение со средствами производства) направлены два других элемента - привлечение и высвобождение трудовых ресурсов.

Вот почему, на наш взгляд, если под обеспечением занятости понимать все то, что направлено на ее достижение, то применительно к приведенной структуре занятости в обеспечение можно включить, прежде всего, привлечение трудовых ресурсов, а также их высвобождение.

Теперь постараемся выделить границы обеспечения занятости в воспроизводственном процессе рабочей силы. Он, как известно, характеризуется единством его фаз - производства, обмена, распределения и использования. При этом производство и распределение с экономической точки зрения расширенного воспроизводства рабочей силы в совокупности представляют собой формирование рабочей силы. А вот с позиций механизма государственно-правового воздействия на процесс формирования рабочей силы в его содержание следует включить третью фазу воспроизводства (распределение) и отчасти первую (ее третий момент - только производство квалифицированной рабочей силы). Этот момент мы именуем подготовкой рабочей силы. Тем самым процесс формирования рабочей силы с точки зрения государственно-правового воздействия на него состоит из двух стадий: подготовки и распределения.

Занятость не является особой или самостоятельной фазой процесса воспроизводства рабочей силы.

В литературе принято считать, что отношения занятости охватывают все фазы, а эффективность последней из них, на которой происходит использование трудовых ресурсов, зависит от целенаправленной деятельности общества на предшествующих этапах воспроизводства.

При этом категорию «занятость» не отождествляют с понятием «использование трудовых ресурсов».

Хотя параллельное употребление этих понятий имеет определенные основания: занятость не может осуществляться без использования трудоспособного населения в процессе труда. В то же время есть качественные и количественные отличия См., например: Злупко С.Н. Теоретико-управленческие аспекты занятости в развитом социалистическом обществе. - Киев: Наукова думка, 1985. С.13-14..

Таким образом, с позиции воспроизводства рабочей силы обеспечение занятости охватывает фазы производства, обмена и распределения. Именно они направлены на достижение занятости или использования трудовых ресурсов. А в совокупности все фазы воспроизводства выражают занятость.

Конечно, отнесение к категории «обеспечение занятости» только двух элементов структуры занятости (привлечение и высвобождение трудовых ресурсов) и нескольких фаз воспроизводства рабочей силы (формирование и обмен) весьма условно и вовсе не означает, что отношения по обеспечению занятости не возникают в собственно занятости и на фазе использования рабочей силы. Здесь также необходимы меры, направленные на сохранение, содействие и поддержание уже достигнутой занятости в процессе использования трудовых ресурсов.

Вот почему представляется более правильным рассматривать обеспечение занятости одновременно в двух аспектах: широком и узком (собственном) значениях. В первом значении под обеспечением занятости следует понимать совокупность экономических, социальных, организационно-правовых и других мероприятий, способствующих достижению удовлетворения потребности трудоспособного населения в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах, направленную на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения, а также сохранению и поддержанию уже достигнутой занятости. Другими словами, это понятие касается обеспечения занятости на всех фазах воспроизводства рабочей силы и всех составных элементов структуры занятости.

Обеспечение занятости во втором аспекте, т.е. в собственном значении этого слова - это совокупность экономических, социальных, организационно-правовых и других мероприятий, способствующих достижению удовлетворения потребности трудоспособного населения в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах, направленную на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения. Именно это значение нас интересует в дальнейшем.

Для более полной характеристики понятия «обеспечение занятости» целесообразно кратко остановиться на его организационно-правовых формах.

Под ними следует понимать установленные государством организационные и правовые приемы и средства, которые способствуют гражданам получить возможность трудиться (или быть «охваченными» определенной формой занятости) в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию или иную работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого.

К основным организационно-правовым формам можно, например, отнести трудоустройство через органы федеральной государственной службы занятости, перевод в другую организацию либо в другую местность, организованный набор рабочей силы, сельскохозяйственное переселение и другие формы распределения трудовых ресурсов или виды трудоустройства, профессиональную ориентацию, подготовку кадров К формам обеспечения занятости мы относим следующие основные формы подготовки кадров: подготовку кадров в учреждениях профессионального образования, непосредственно на производстве, через органы службы занятости, переподготовку, повышение квалификации. Причем каждая из них может быть подразделена на более дробные формы в зависимости от различных критериев классификации. и так далее.

Таким образом, если понятие «форма занятости» означает, где и как гражданин реализует право на труд, то понятие «форма обеспечения занятости» имеет несколько другое значение - каким образом он это сделает (при помощи каких дополнительных механизмов) или какими иными установленными способами и средствами, направленными на оказание помощи в правильном выборе области профессиональной деятельности или формы занятости воспользуется (имеется в виду профессиональная ориентация, подготовка кадров и другое).

Что же касается неполного рабочего времени, многосменного режима работы, работы на условиях сокращенного рабочего времени, бригадной организации труда и некоторых других категорий, которые нередко именуют формами (или видами) занятости или обеспечения занятости См., например: Управление трудовыми ресурсами / под общ. ред. Л.А.Костина. - М.: Экономика, 1987. С.28, 31., то здесь правильнее говорить о формах организации труда на предприятии и его режиме или об организационных формах занятости.

2. Активная позиция занятости: отечественный и зарубежный опыт

Переход России к рыночному пути развития неизбежно привел к появлению безработицы, являющейся неотъемлемой чертой рыночной экономики По международным меркам, в России более 7 млн безработных. В службах занятости России были зарегистрированы 1 миллион 707 тысяч безработных, что составляет 2,3% экономически активного населения страны, сообщил заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций на заседании «круглого стола» комитета Государственной Думы по труду и социальной политике. При этом Герций пояснил, что еще 5,6 миллиона человек, 7,5% трудоспособного населения, не имели занятия, но активно его искали. В соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) они классифицируются как безработные. По словам заместителя руководителя Роструда, за последние пять лет наблюдается тенденция к увеличению числа граждан, обращающихся в службу занятости населения. Вместе с тем увеличивается и количество тех, кто нашел работу через службы занятости. Так, за это время из 6,5 миллионов человек более 50% нашли новую работу, сообщила пресс-служба Федеральной службы по труду и занятости РФ.

.

В этих условиях мы должны изучать и применять богатый опыт зарубежных стран по сокращению безработицы и смягчению ее последствий, говорящий о том, что на рынке труда совершенно необходимым является позиция активной занятости, основная цель которой заключается в содействии скорейшему возвращению безработных к активному труду путем таких разнообразных мер, как помощь в трудоустройстве, дополнительное содействие занятости для лиц с ограниченными возможностями на рынке труда, организация общественных работ и временной занятости, развитие предпринимательства и самозанятости, профессиональное обучение и консультирование.

Внимание, уделяемое зарубежными странами активным программам на рынке труда, и перераспределение значительной доли их ресурсов в пользу этих программ (от 0,4 процента ВВП в США и Канаде до 2 процентов в Швеции) вызывается многими причинами. Во-первых, активная позиция не только и не столько поддерживает существование тех, кто потерял работу, но прежде всего поощряет активность каждого гражданина, направленную на поиск рабочего места, что, в свою очередь, сокращает его зависимость от поддержки доходов за счет социальных выплат (а, значит, уменьшает и затраты государственного бюджета), а также снимает напряженность в обществе, связанную с тяжелым психическим состоянием безработных (даже при условии получения ими достаточно высоких пособий). Во-вторых, активная позиция увеличивает производительность труда в целом и, в частности, способствует структурной перестройке экономики, повышая тем самым эффективность использования трудовых ресурсов, поскольку ее главная задача состоит в максимально быстром нахождении работником такого рабочего места, на котором его отдача будет самой высокой, то есть такого рабочего места, которое будет оптимально соответствовать его умственным и физическим способностям.

Исходя из вышесказанного, полезным представляется обзор тех мероприятий активной позиции занятости на рынке труда, которые используются в зарубежных странах, а также краткий анализ того, насколько возможно применение аналогичных мер на рынке труда России.

Начать рассмотрение хотелось бы с наиболее очевидной, но вместе с тем одной из самых эффективных мер содействия в трудоустройстве, осуществляемого специализированной общенациональной службой. Ее основная задача - сокращение времени поиска вакансий, безработными и работников предпринимателями, а также уменьшение несоответствия между трудящимися и рабочими местами. Служба занятости способствует тому, чтобы работодатели наняли людей, оптимально подходящих их требованиям, а работники нашли место с лучшими условиями труда и/или более высокой заработной платой.

Таким образом, главной обязанностью бюро по трудоустройству является обеспечение встречи покупателей и продавцов рабочей силы. Предприниматель с вакансией может отправить заявку в агентство, указав сущность работы, необходимую квалификацию и прочее. Безработный или человек, желающий сменить свое рабочее место, имеет право попросить о нем в бюро, для чего он должен заполнить регистрационный лист. Служащие агентства проводят первоначальный отбор, ставя в соответствие запросы и регистрационные листы. Работодатель не обязан нанимать найденную ему кандидатуру; безработный также может отказаться от предложенного ему места. Практически во всех государствах деятельность служб по трудоустройству бесплатна как для трудящихся, так и для предпринимателей. Система сбора и обработки данных построена на единых для всей страны принципах, а информация носит закрытый характер и недоступна даже полиции.

Интересен опыт Франции, где агентства занятости организуют специальные кружки для безработных, проводящие 2-3 раза в неделю занятия на тему «Как искать работу», на которых обсуждаются различные варианты предстоящих переговоров с нанимателями, другие вопросы, касающиеся правил поведения при поиске вакансии. Деятельность этих кружков достаточно результативна: они помогают 40 процентам их посещающих подобрать себе удачное место.

Несмотря на то, что эффективность государственной службы по трудоустройству высока, только небольшая часть вакансий заполняется с ее помощью, причем это преимущественно рабочие места, требующие низкой квалификации. Так, в Швеции всего 35 процентов ищущих работу вступают в контакт с бюро занятости. Во Франции через государственные агентства трудоустраиваются 750 тыс. чел. в год, или 15 процентов всей потребности в рабочей силе. Даже в США, где насчитывается 300 банков рабочих мест, охватывающих всю территорию страны, лишь 5 процентов лиц получают работу через службу содействия найму.

Дело в том, что целый ряд причин затрудняет функционирование агентств. Так, предприниматели, имеющие выгодные вакансии, и хорошие работники редко пользуются их услугами, предпочитая искать то, что им нужно, через родственников и знакомых или с помощью объявлений и прямых контактов. Подсчитано, что большинство трудящихся (56 процентов) получает информацию о рабочих местах от друзей или родных. Во-вторых, работодатели часто не заявляют о своих вакансиях, боясь раскрытия коммерческой тайны. В связи с этим в некоторых странах их законодательно обязывают делать это («Закон об обязательной регистрации свободных рабочих мест» в Швеции). В-третьих, сложности в оценке, как предлагаемых работ, так и рабочих не просто снижают успех деятельности бюро, но и уменьшают их престиж. Во многих случаях частные агентства по трудоустройству оказываются более перспективными. Наконец, национальную службу занятости часто рассматривают как учреждение для поиска работы неудачникам, а предприниматели воспринимают присланных им из бюро людей, как худшую часть рабочей силы.

Еще одна широко распространенная мера государства по усовершенствованию информации о рынке труда - это публикация данных о будущем спросе на различные профессии, что особенно ценно для учащихся, выбирающих, какую карьеру предпочесть.

Однако эти публикации содержат массу возможностей для ошибок: даются средние цифры по стране, тогда как тенденции, существующие на местных рынках, могут различаться; технологические сдвиги, меняющие спрос на труд, почти не предсказуемы; а во многих расчетах не учитывается, что этот спрос зависит и от заработной платы.

Что касается основных принципов работы российской службы занятости, то они соответствуют международной практике.

Так, по Закону о занятости населения государство гарантирует гражданам бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов занятости (ст.12 п.1).

Как и бюро по трудоустройству в зарубежных странах, российские органы службы занятости обеспечивают опубликование статистических данных и информационных материалов о предложении и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства.

Мероприятия, проводимые нашими агентствами по трудоустройству, несомненно, полезны для многих лиц, оставшихся без работы или стремящихся найти новое рабочее Пример по Красноярскому краю: «Несмотря на все сложности, в 2005 году в Красноярском крае удалось переломить отрицательную тенденцию роста безработицы. За прошлый год благодаря помощи службы занятости нашли работу 83400 жителей края. Это рекорд как для нашего региона, так и для всего Сибирского ФО. За счет чего удалось добиться такого успеха? Каждый год в службу занятости обращается 140-150 тысяч человек. Все соискатели могут пользоваться банком вакансий службы занятости, содержащим сведения о постоянных, вахтовых, сезонных рабочих местах по всему краю. Но главное то, что служба занятости проводит целый ряд программ активной политики занятости. Эти программы условно можно разделить на две категории: профессиональная ориентация и обучение - раз, временное трудоустройство - два. К первой категории, прежде всего, относится профессиональное обучение. В прошлом году новую специальность, востребованную на рынке труда, получили около 12 тысяч человек. При этом трудоустроились после переобучения 90 % безработных. Заметную роль в трудоустройстве сыграли ярмарки вакансий (в прошлом году их было организовано 510). Услуги службы занятости в области профессиональной ориентации за прошлый год получили 116 тысяч жителей края (подавляющее большинство из них - молодежь). Служба занятости серьезно поддерживает людей, решивших заняться предпринимательством: в прошлом году помощь в этой области получили 8000 безработных, 247 человек открыли свое дело при финансовой поддержке. В области временного трудоустройства служба занятости действует по нескольким направлениям. Первое - общественные работы (прежде всего, в сфере социальных услуг) - за прошлый год в них приняли участие 12300 человек. Временную работу в 2005 году получили около 500 молодых выпускников профессиональных училищ и техникумов. Отдельное внимание служба занятости уделяет временному трудоустройству 14-18-летних подростков: за прошлый год во время каникул смогли поработать более 21000 юных жителей края». Вечерний Красноярск. №5 (49) среда, 08 февраля 2006 г.

. Вместе с тем, к сложностям, испытываемым службами занятости зарубежных стран, с которыми неизбежно сталкиваются и бюро по трудоустройству в России, прибавляются и такие специфические для нашей страны трудности, как отсутствие надежных информационных систем, включая необходимую технику, программное обеспечение, устойчивые контакты с работодателями и трудящимися. В этих условиях необходимо существенно увеличить сферу трудового посредничества при помощи таких, например, средств, как многофункциональные биржи рабочей силы, имеющие дело с различными профессиональными группами трудящихся от рабочих широких специальностей до работников интеллектуального труда; разнообразные ярмарки вакансий по территориально-отраслевому, социально-профессиональному, производственно-сезонному и другим признакам в зависимости от ситуации на рынке рабочей силы; специализированные биржи, рассчитанные на конкретные категории населения. В настоящее время значительную роль могут сыграть также средства массовой информации пресса, радио, телевидение: нужен выпуск специальных бюллетеней о вакансиях, газет для тех, кто подыскивает себе работу, буклетов, помогающих правильно ответить на тесты, анкеты, заполнение которых обычно сопутствует процедуре трудоустройства, и памяток для тех, кто опасается потерять или уже потерял свое место, содержащих правила поведения на рынке рабочей силы.

Программы профессиональной подготовки и переподготовки, как признают многие ученые, - это главное направление активной позиции занятости на рынке труда, поскольку перспективы занятости, особенно в условиях структурной перестройки, жестко увязаны с развитием человеческих ресурсов: хорошее образование и квалификация надежно предохраняют трудящихся от безработицы.

Так, доля временно лишившихся работы в США среди занятых преимущественно умственным трудом в 2-3 раза ниже, чем у работников физического труда, а у обладающих высшей квалификацией норма безработицы меньше по сравнению с остальными в 4-7 раз. Аналогичную картину можно наблюдать и в странах Восточной Европы: хотя первоначально безработица была сконцентрирована на квалифицированных работниках, сейчас самые высокие уровни безработицы имеют место среди неквалифицированных трудящихся.

Данные программы разрабатываются и принимаются на уровне законодательных органов или осуществляются путем совместного участия государства и предпринимателей в организации профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Они ориентированы, в первую очередь, на лиц, потерявших работу в связи с тем, что их прежняя профессия устарела, на тех, кто не может больше трудиться по своей специальности из-за болезни, на молодежь, не получившую необходимого профессионального образования, на женщин-домохозяек, решивших вернуться на рынок рабочей силы.

Обычно кандидатов для прохождения обучения подыскивает государственная служба занятости. Она же устраивает учебу и предоставляет стипендии. Профессиональная подготовка может проходить в специальных центрах или в рамках программ непрерывного обучения на предприятии. В центрах учеба строится так, чтобы обеспечить людей профессией широкого профиля. Ее высокая эффективность гарантируется применением индивидуальных планов, учитывающих способности и знания каждого учащегося, модульным принципом построения учебных программ и современным оборудованием мастерских, включая компьютеры. Для составления учебных курсов привлекаются ведущие специалисты университетов и промышленных фирм. Оплата преподавательского состава проводится на уровне, который существует для работников их класса в частном секторе. Общая продолжительность обучения варьируется от нескольких недель до 3 лет в зависимости от степени сложности профессии и индивидуальной подготовки и возможностей ученика. Такие центры могут быть как государственными, так и частными.

Сейчас всемерно стимулируется участие работодателей в профессиональной подготовке трудящихся. Так, законодательством Франции предусмотрено, что предприятия, имеющие 10 и более наемных работников, должны выделять на эти цели 1,2 процента от фонда заработной платы. Аналогичные меры действуют и в других странах (Великобритания, Италия, Швеция). «Закон о совместной профессиональной подготовке», принятый в США в 1982г., ставит обучение в тесную связь с частными компаниями. Представители бизнеса организуются через Частные отраслевые советы для управления программой и выделения специфических профессий, необходимых для каждого региона в отдельности, чтобы безработные могли получить навыки, в наибольшей степени соответствующие нуждам предпринимателей. Самым эффективным подходом является профессиональная подготовка на рабочем месте, которая включает соглашение с работодателем о проведении обучения людей на фирме с гарантией последующего найма тех, кто успешно закончит курс. Главное преимущество этого метода, конечно, возможность трудоустройства. В то же время при обучении на рабочем месте компания обычно отбирает наиболее способных учеников, а саму профессиональную подготовку фирмы осуществляют, в основном, в периоды благоприятной экономической конъюнктуры. В Швеции местные учебные центры тоже иногда договариваются с частными предприятиями об обязательном трудоустройстве в них учащихся. Но, как правило, преобладает свободный выбор выпускниками места будущей работы, что обосновывается тем, что слишком узкая специализация учеников в интересах сиюминутных потребностей той или иной фирмы опасна, если образовательная программа будет ограничена рамками конкретного рабочего места.

Кроме того, государство пытается стимулировать обучение и переобучение безработных через выплату им пособий в форме вложения средств в ту профессиональную подготовку, которую они выберут; через снятие налогов на деньги предприятий, идущие на обучение персонала.

Аналогичные меры предусмотрены и российским законодательством: безработные граждане имеют также право на бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку по направлению службы занятости.

Но претворение этих мер в жизнь затруднено по целому ряду причин. Во-первых, существующая сеть обучения и переобучения кадров ориентирована, главным образом, на массовые профессии в целях смягчения их дефицита, а не на потребности рынка рабочей силы, предполагающего гибкость реагирования на изменения ситуации в области спроса и предложения труда. Кроме того, она традиционно рассчитана на первичную подготовку молодежи и повышение квалификации в пределах специальности, но не на профессиональную переподготовку взрослого населения, оставшегося без работы и заработка. Наконец, у государственной службы занятости еще нет собственной учебно-курсовой сети, эффективных методик обучения и опытного персонала инструкторов и преподавателей. Осложняют выполнение программ по профессиональной подготовке и переподготовке также недостаток информации о том, какие специальности требуются и в каком количестве; отсутствие просьб от лиц, потерявших работу, о переобучении (все еще ожидающих, когда на них появится спрос на рынке труда, чего, возможно, никогда не случится); финансовые ограничения. Последний фактор следует подчеркнуть: особое внимание должно быть уделено тщательному отбору кандидатов для прохождения профессиональной подготовки и самих обучающих программ.

Опыт зарубежных стран показывает, что только кооперация университетов, технических училищ и промышленных компаний позволяет решить задачу подготовки современных кадров. Она включает открытие учебных центров, особенно в области новейших технологий, организацию и осуществление целевых научных программ, совместную разработку учебных курсов, создание системы непрерывного обучения и переобучения на рабочем месте. Установление тесных связей между вузами, техникумами и ПТУ, с одной стороны, и производством, с другой, что ключ к выводу из кризиса всей системы профессиональной подготовки и переподготовки в нашей стране. Сотрудничество в области разработки и освоения новых технологий на основе контрактов, создание совместных внедренческих фирм, взаимные услуги в обеспечении учебных мастерских современным оборудованием, в организации практики учащихся, в развитии постоянно действующей системы обучения и переобучения персонала все это позволит повысить качество трудовых ресурсов и одновременно облегчить проблему трудоустройства выпускников, уменьшая как молодежную, так и структурную безработицу.

Следует сказать и программах общественных работ. Впервые возникнув в США (30-н годы ХХ века), общественные работы в те годы носили общенациональный характер и включали в себя труд, не требующий высокой квалификации. Сейчас они редко охватывают всю страну, чаще имея дело с отдельными категориями населения, районами или периодами времени (межсезонье, спад деловой активности).

Программы общественных работ это, во-первых, трудоемкие общественные работы, которые нацелены на мобилизацию излишней рабочей силы в сельской местности для создания базовой инфраструктуры (дорог, ирригационных сооружений), защиты земель и проведения лесопосадок. В городах к работам такого рода можно отнести прокладку тротуаров, строительство и ремонт общественных зданий и сооружений (школ, больниц, библиотек, музеев, систем канализации и водоснабжения и другое). Во-вторых, существуют также так называемые социальные общественные работы, оплачиваемые муниципальными властями, услуги по уходу за престарелыми, инвалидами, детьми, больными.

Чаще всего общественные работы длятся неполный рабочий день, чтобы трудящиеся могли часть своего времени использовать на профессиональную подготовку или на поиск постоянного места. Участники этих программ обычно получают минимальную заработную плату, позволяя критикам говорить, что такие мероприятия переводят людей из положения безработных в сверхзанятость. Их оппоненты отвечают, что в современных экономических условиях эти программы являются одним из немногих способов создания дополнительных рабочих мест, в то же время давая средства существования беднейшим слоям населения. К тому же психическое состояние занятых гораздо лучше, чем безработных, а деньги здесь, в отличие от пособий по безработице, выплачиваются не безвозмездно. Наконец, согласно расчетам немецких специалистов, каждые 100 рабочих мест в сфере общественных работ ведут к возникновению 30-40 рабочих мест в других отраслях.

Вместе с тем нельзя не согласиться, что главной отрицательной чертой государственных программ общественных работ является то, что 90 процентов всех затрат на них в период спада дает отдачу через 2,5 года и более после прохождения низшей точки кризиса. Для преодоления этого недостатка в США, например, требуют, чтобы общественные работы начинались не позднее, чем через 90 дней после утверждения планов. Кроме того, предпочтение отдается небольшим проектам, поскольку на их выполнение идет меньше времени, что облегчает свертывание программы при улучшении экономической конъюнктуры. Наконец, к недостаткам существующих общественных работ следует отнести также то, что они практически не создают условий для профессиональной ориентации и подготовки участвующих в них работников, не способствуя, таким образом, их дальнейшей занятости.

Но, несмотря на все сказанное, проведение общественных работ в России в настоящее время может быть достаточно эффективным В прошлом году новую специальность, востребованную на рынке труда, получили около 12 тысяч человек. При этом трудоустроились после переобучения 90 % безработных. Заметную роль в трудоустройстве сыграли ярмарки вакансий (в прошлом году их было организовано 510). Услуги службы занятости в области профессиональной ориентации за прошлый год получили 116 тысяч жителей края (подавляющее большинство из них - молодежь). Служба занятости серьезно поддерживает людей, решивших заняться предпринимательством: в прошлом году помощь в этой области получили 8000 безработных, 247 человек открыли свое дело при финансовой поддержке. В области временного трудоустройства служба занятости действует по нескольким направлениям. Первое - общественные работы (прежде всего, в сфере социальных услуг) - за прошлый год в них приняли участие 12300 человек. Временную работу в 2005 году получили около 500 молодых выпускников профессиональных училищ и техникумов. Отдельное внимание служба занятости уделяет временному трудоустройству 14-18-летних подростков: за прошлый год во время каникул смогли поработать более 21000 юных жителей края. Вечерний Красноярск. №5 (49) среда, 08 февраля 2006 г.

, поскольку превышение спроса на рабочие места по сравнению с возможностями экономики удовлетворить этот спрос не дает оснований рассчитывать на значительное расширение числа вакансий, предлагающих постоянную работу, прежде всего в тех регионах и отраслях экономики, где безработица особенно велика. Кроме того, сокращая безработицу, программы общественных работ могут предоставить трудовые ресурсы для охраны окружающей среды, развития инфраструктуры, снизить социальное напряжение и удержать работников от ухода с рынка труда.

Разрабатывая различные варианты сокращения безработицы, государственные органы пытаются не только уменьшить расходы, заботясь о рациональном использовании налоговых поступлений, но снять даже оттенок благотворительности с государственной деятельности в этой области. Именно поэтому все более широкое распространение получают такие направления политики занятости, которые призваны подтолкнуть безработных к более активному поиску. Речь в первую очередь идет о действующих сейчас уже в 17 странах ОЭСР программах, допускающих выплату лицам, не имеющим работы, всей суммы пособия по безработице за максимальный срок при условии открытия ими собственного дела. Безработный, желающий начать свой бизнес, подает заявление с необходимыми обоснованиями в агентство по трудоустройству, где его рассматривают специалисты и готовят свое заключение. Около 60 процентов таких просьб удовлетворяется. При этом стартовый капитал нового предприятия может быть обеспечен за счет его владельца лишь на 10 процентов, до 70 процентов государственные субсидии и около 20 процентов кредиты. Фирма, не приносящая прибыли, освобождается на определенный срок от уплаты налогов. Как показывает опыт, именно развитие подобных предприятий позволяет создать значительную часть новых рабочих мест. Так, во Франции 1/4 всех вновь образовавшихся фирм за последние 4 года финансировалась за счет средств государственного страхования по безработице.

Поддержка государства, которая, кроме денежной помощи, включает предоставление консультационных и иных услуг, определяет высокую степень выживаемости этих предприятий. Например, в Великобритании через 2 года после открытия, то есть когда уже прекращалось поступление государственных дотаций, продолжали успешно функционировать 65 процентов самостоятельных хозяев.

В России мелкое производство в разнообразных формах имеет большие перспективы. Известно, что только 3-5 процентов людей имеет склонности и способности к открытию своего дела. Исходя из этого функцией службы занятости является отбор из числа обратившихся в нее тех, кто может создать свою фирму. Большую помощь в выявлении способностей, необходимых предпринимателю, оказывает метод тестирования, позволяющий рекомендовать или нет гражданину заниматься бизнесом, а также решить вопрос о предоставлении ему кредита.

Приоритетным направлением активной позиции занятости остается облегчение проблемы трудоустройства молодых людей Кто же они, жители края, которые не могут найти работу? В региональном управлении службы занятости знают ответ на этот вопрос. «Портрет безработицы» Красноярья выглядит так. За последние три года среди зарегистрированных безработных увеличилось число женщин (с 61 % до 67 %), молодежи 16-29 лет (с 34 % до 40 %), пожилых людей в возрасте свыше 50 лет (с 8,5 % до 12 %). Около 60 % безработных проживают в городах, однако количество сельчан, зарегистрированных в службе занятости, постоянно увеличивается (31 % - в начале 2003 года, 43 % - в конце 2005-го). Специалисты отмечают снижение уровня образованности среди безработных. Если три года назад высшее образование имели 11 % зарегистрированных безработных, то теперь только 9 %. На пять процентов сократилось и число безработных со средним профессиональным образованием. При этом на четыре процента стало больше людей, не имеющих даже полного среднего образования. Вечерний Красноярск. №5 (49) среда, 08 февраля 2006 г.

, ибо они вдвое чаще, чем взрослые, оказываются в рядах безработных, а молодежная безработица социально взрывоопасна. Молодежи предоставляется первоочередное право при приеме на государственные курсы профессиональной подготовки и переподготовки. Так, в Великобритании в 1983 г. вступила в действие программа профессионального обучения молодых людей, предусматривающая профессиональную подготовку и работу на производстве для выпускников школ. Во Франции для молодежи от 16 до 21 года, бросившей учебу, проводятся стажировки за счет предприятий с целью компенсации недостатков в образовании. Специалисты считают, что весьма эффективно чередование занятий в старших классах и на профессиональных курсах.

Помимо возможности участия в различных программах профессиональной подготовки молодые люди обладают преимущественным правом поступления на субсидируемые рабочие места. Так, во Франции государство стимулирует компании, принимающие на работу молодежь без специальности или квалификации, беря на себя расходы по ее страхованию от безработицы и болезни на срок до 1 года, что снижает затраты на рабочую силу на 20-25 процентов. Аналогично, в Испании предприниматели, нанимающие или обучающие молодых людей, платят пониженные взносы на социальное страхование. А в Великобритании, Италии, Швеции государство покрывает до 80 процентов издержек фирмы при трудоустройстве молодежи 16-18 лет без среднего образования. Кроме того, в большинстве стран ОЭСР продолжают действовать программы создания дополнительных рабочих мест для молодых людей, финансируемые из государственных источников (общественные работы).

Уровень материального обеспечения молодежи, охваченной программами профессиональной подготовки и занятости, различается по странам, но везде определяется, исходя из следующих принципов: выплаты должны быть адекватны разумному уровню жизни; они должны привлекать людей к программе, но не быть столь высоки, чтобы не было необходимости искать другую работу; выплаты должны формировать правильное представление о потенциале трудящихся, чтобы они не хотели слишком многого в будущем.

Высокий уровень безработицы среди молодых людей 16-24 лет может быть вызван не только их слабой подготовкой или отсутствием рабочих мест, но и самим процессом поиска работы с перспективой. Увольнение же работников в возрасте 55 и выше ставит более серьезные проблемы, а трудоустройство решается намного сложнее из-за слабой адаптации пожилых людей к растущим требованиям современного производства. Государство старается стимулировать их найм с помощью субсидий предприятиям, как это делается, например, в ФРГ для привлечения трудящихся старше 50 лет.

Практически полностью зависят от государственного финансирования и длительно безработные. Эта категория имеет свои специфические трудности: они потеряли привычку работать и не представляют поэтому интереса для нанимателей. Как правило, их образовательный и квалификационный уровень невысок.

Общественные работы хотя и облегчают положение длительно безработных, но все же дают им лишь временную передышку: срок трудоустройства ограничен 1 годом и только в редких случаях может быть продлен еще на 6 месяцев (ФРГ, Великобритания). Предпринимателям, привлекающим безработных, не имевших работы в течение долгого перио да, даются государственные субсидии для доплат к их заработной плате, которая обычно находится ниже нормальной величины, а также на профессиональную подготовку длительно безработных.

В тщательном внимании на рынке труда нуждаются инвалиды и хронические больные, для которых могут открываться особые мастерские, как в Швеции, или квотироваться рабочие места, как во Франции.

Какова же теоретическая оценка программ, субсидирующих трудоустройство отдельных групп рабочей силы? Известная в США Программа целевых налоговых льгот на повышение занятости (1979г.) была создана для помощи молодым рабочим и охватывала фирмы, привлекающие молодежь в возрасте 18-24 лет. Работодатели получали налоговые скидки на 2 года, что, по мнению государственных деятелей, способствовало преодолению первоначального сопротивления при найме молодых работников и давало им возможность приобрести трудовой опыт за 2 года субсидированной занятости. Данная программа просуществовала до 1985г., а затем была отменена из-за вызванных ею негативных последствий, общих для всех аналогичных программ. Дело в том, что в краткосрочном периоде снижение налогов сдвигало кривую спроса на труд вправо, увеличивая этим равновесные значения заработной платы и занятости для данной группы рабочих. В длительной же перспективе субсидии вели к замене капитала, несубсидируемого низкооплачиваемого труда и квалифицированного труда субсидируемым трудом. Таким образом, рост занятости рабочих определенной категории не приводил к общему снижению безработицы. Кроме того, поскольку субсидии и налоговые льготы распространяются только на малоквалифицированных работников, предприниматели начинают уменьшать обучение своего персонала, что в конечном итоге ведет к расширению группы рабочих, сильно подверженных воздействию безработицы.

В России риск безработицы наиболее высок для молодых людей и лиц, испытывающих потребность в социальной реабилитации. Ясно, что в сложившихся условиях, когда закрытие нерентабельных производств и высвобождение трудящихся неизбежны, столь же неизбежно осложнение нахождения рабочего места для тех, кто не имеет объективных возможностей на равных конкурировать на рынке труда. Все это не оставляет сомнений в том, что специальные программы по поддержанию занятости в нашей стране просто необходимы, даже несмотря на их негативные стороны, о которых говорилось ранее. Что же может предложить российская служба занятости? Разумеется, это те меры, которые используются для сокращения безработицы вообще, но могут быть применимы и по отношению к отдельным группам безработных, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.


Большое внимание уделяется молодежи, для улучшения положения на рынке труда которой предусматриваются самые разнообразные мероприятия: компенсация работодателям расходов, связанных с привлечением и использованием труда молодых людей, в том числе на создание специальных ученических рабочих мест; открытие специализированных молодежных центров по трудоустройству, социальной и психологической адаптации выпускников учебных заведений; широкое информирование выпускников учебных заведений о возможностях получения дополнительной профессии (специальности) для нахождения работы; организация временной занятости молодых людей; реализация проектов развития молодежного предпринимательства, самозанятости, создание обучающих курсов и оказание финансовой поддержки по открытию собственного дела; совершенствование механизма квотирования рабочих мест для выпускников учебных заведений.

Для трудовой реабилитации инвалидов предполагается организация модельных центров, разработка специальных методик и программ профессиональной подготовки, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, а также поддержание занятости на предприятиях, применяющих труд лиц с ограниченной трудоспособностью.

Заключение

Процесс становления рынка труда в переходной экономике России и формирования новых социально-трудовых отношений пронизывает всю экономическую структуру общества. Рыночные отношения, призванные повысить эффективность общественного производства, вместе с тем ведут к обострению социальных противоречий, расслоению населения, что чревато социальным взрывом. Опыт цивилизованного развития рынка труда и рыночных отношений в целом предусматривает наличие и функционирование системы надежной социальной защиты наиболее уязвимых социально-демографических групп населения. Роль государства в условиях социальной рыночной экономики заключается в обеспечении гарантий социального мира, одной из форм которых является проведение активной политики занятости. Такая политика предусматривает определяющую роль государства в обеспечении занятости путем поддержки рабочих мест, организации подготовки и переподготовки кадров, профориентации и специальных форм работы с незанятым населением.

В условиях развивающейся экономики России особенно важным представляется опыт активной позиции занятости зарубежных стран на рынке труда, представляющей собой систему мероприятий по регулированию рынка труда, таких как помощь в трудоустройстве, программы профессиональной подготовки и переподготовки, программы общественных работ, содействие самозанятости и предпринимательской инициативе. Анализ зарубежного опыта может представлять интерес и сам по себе, и как предмет изучения, насколько возможно применение аналогичных мер на рынке труда России.

Важная роль в проведении активной позиции занятости на рынке труда принадлежит службе занятости, роль которой в настоящее время качественно изменилась. Из простого посредника по трудоустройству она превращается в активный элемент регулирования рынка труда. Она должна выполнять многопрофильные функции. Ее деятельность должна базироваться на осуществлении превентивных мер с тем, чтобы влиять на процессы, происходящие в области занятости, а не устранять их негативные последствия.

На данный момент в России сохраняется тенденция нарастания интенсивности предложения рабочей силы при резком падении спроса на нее, что отражает ухудшение ситуации на рынке труда. Исходя из этого, представляется необходимым оценить современное состояние системы вакантных рабочих мест и текущего движения рабочей силы, проанализировать на их основе изменение отраслевой потребности в работниках, а также установить зависимость между этим изменением и динамикой основных показателей социально-экономического развития страны и на основе выясненных закономерностей определить, как будет меняться спрос на рабочую силу по отраслям на перспективу. Сделать это можно, используя данные сводной отчетности по труду Госкомстата РФ, Федеральной службы занятости России, а также центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ.

В условиях перехода к рыночной экономике Россия поставлена перед необходимостью разработать собственную политику профессионального образования, соответствующую ее особым условиям и новым принципам хозяйствования.

Главной целью политики в области труда является повышение его эффективности на основе качественного совершенствования всех организационно-экономических параметров трудовой деятельности для обеспечения роста благосостояния населения.

Однако, проведение многомасштабной государственной политики в этом смысле наталкивается на ресурсные ограничения, связанные с экономическими реалиями переходного периода. Поэтому объективно неизбежен для достижения поставленной цели выбор приоритетных, преимущественно неинвестиционных направлений реформирования в сфере труда. К ним в первую очередь относится реформирование системы оплаты труда и развитие социального партнерства как инструмента формирования нового механизма трудовых отношений в России. Развитие социального партнерства происходит неравномерно и не лишено недостатков.

В целом, необходим углубленный экспертный анализ бедности в стране, включающий социологические исследования и учитывающий показатели абсолютной, относительной и субъективной бедности. При анализе причин бедности следует учитывать как социально-демографические факторы, так и экономические факторы. Такой анализ дает возможность установить целевые показатели сокращения уровня бедности, специфические для каждой конкретной страны. Политика сокращение уровня бедности должна разрабатываться с учетом страновых особенностей, в частности демографического положения, страновых традиций в организации семьи и домохозяйств, с учетом общего уровня развития страны.

Эффективная политика сокращения бедности требует программно-целевых подходов. Это касается не только прямого расходования общественных (бюджетных) средств на помощь малоимущим, пенсионное обеспечение, страхование по безработице, медицинское обслуживание, образование, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Не меньший вклад в сокращение бедности могут внести программы по стимулированию занятости, повышения уровня оплаты труда, в том числе, и в рыночном секторе экономики. Поддержка малого и среднего бизнеса, включающая снижение административных барьеров при открытии новых предприятий, предотвращение коррупции, установление разумных уровней и форм налогообложения малого и среднего бизнеса, забота о благоприятном инвестиционном климате, является одним из важных инструментов снижения уровня бедности. Активная позиция занятости, включающая содействие созданию новых рабочих мест, обучение и переподготовку безработных, организацию общественных работ играет особенно существенную роль в странах с переходной экономикой.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. М., 2004.

2. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19.04.1991 г. // Российская газета. 6 мая 1996 г.

Специальная литература

1. Абрамова О.В., Гаврилина А.К. Правовое регулирование трудоустройства // М., 1997 г.

2. Гаврилина А. К. Права и обязанности безработного гражданина // Трудовое право. 1998. № 3.

3. Катульский Е. Основные направления государственной политики на российском рынке труда // Человек и труд . 1998. № 1.

4. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. М., 2002.

5. Котляр С. Общественные работы. Способы снизить «температуру» на рынке труда // Человек и труд. 1998. № 3.

6. Лушникова М. В. Признание гражданина безработным по закону Российской Федерации «О занятости населения в РФ» (Проблемы применения) // Российский экономический журнал. 1996. № 1.

7. Никитин Е. Условия и порядок признания гражданина безработным // Российская Юстиция. 1996. № 2.

8. Никитин Е. Уровень социальной защиты безработных повышен // Российская Юстиция. 1996. № 7.

9. Прокопов Ф. Эффективность системы пособий по безработице // Человек и труд. 1998. № 3.

10. Пушкина Т. Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов: реализация законодательства РФ // Человек и труд. 1998. № 6.

11. Словарь терминов, применяемых в деятельности служб занятости. М., 1997.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Другие популярные курсовые работы:

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Оценка показателей рентабельности
Курсовая работа Организация лизинговых операций в России
Курсовая работа Экономическая теория прав собственности Д.К. Гелбрейта и Р. Коуза
Курсовая работа Специфика досуга пожилых людей
Курсовая работа Анализ использования капитала предприятия
Курсовая работа Платежный баланс
Курсовая работа Организационные структуры управления предприятием рыночной экономики
Курсовая работа Договор имущественного страхования
Курсовая работа База данных продуктового магазина
Курсовая работа Биржа труда и ее регулирование
Курсовая работа Предпринимательские риски
Курсовая работа Товарная реклама: виды, цели и содержание
Курсовая работа Учет материально-производственных запасов на примере предприятия ОАО "АвтоВАЗагрегат"
Курсовая работа Организация и планирование фонда заработной платы
Курсовая работа Современная концепция национальной безопасности РФ