Контрольная работа по предмету "Экология и охрана природы"

Узнать цену работы по вашей теме


Экологическая политика и природоохранная деятельность России


Министерство образования и науки Российской Федераций

Курганский государственный университет

Экономический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: «Экология»

Вариант № 4

Выполнил:

Турбанов Д И

Группа:

ЭЗ-2717

Зачётная книжка:

№377014

Проверил:

Курган 2009

Оглавление

  • Введение
  • 1. Классификация антропогенных воздействий на окружающую среду.
  • 2. Формирование системы управления экологической безопасностью в РФ
    • 2.1 Экологическая безопасность.
    • 2.2 Управление природопользованием и экологическая политика
    • 2.3 Административные методы управления.
    • 2.4 Экономические методы управления
    • 2.5 Критерии отбора и оценки инструментов экологической политики.
    • 2.6 Преимущества и недостатки административных и экономических методов управления.
  • 3. Практическое задание
    • 3.1 Промышленное предприятие как эколого-экономическая система
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Введение

Данная работа состоит из трёх частей:

1. Классификация антропогенных воздействий на окружающую среду.

2. Формирование системы управления экологической безопасностью в РФ.

3. Практическое задание

Во--первых, в первой части, мы дали определение понятию «антропогенное воздействие».

Во--вторых, попытались классифицировать их.

Т. к. классификаций антропогенных воздействий очень много и нет одной официальной, то мы привели несколько видов (наиболее распространенных, по нашему мнению, при этом усилив внимание на таком антропогенном воздействий, как загрязнение) классификаций по: Б. Коммонеру, Котлову, Е. М. Сергееву, В. Т. Трофимову, Н. Ф. Реймерсу, Г. В. Стадницкому и А. И. Родионову.

Логически вторая часть вытекает из первой части. Чтобы подробней рассмотреть тему второй части мы разделили на несколько основных вопросов.

Экологическая безопасность. Здесь мы, опираясь на законы Р. Ф., дали этому понятию. Обосновали связь экологическая безопасность и природопользование, природоохрана и экополитика, тем самым определили основные сферы деятельности (управления). Здесь же мы намекнули на то, что эта деятельность должна быть не только защищающая, но в большей степени поддерживающая способность природы (биосферы) справляться с антропогенными воздействиями самостоятельно без нанесения невосполнимого урона для себя.

Управление природопользованием и экологическая политика. Здесь мы дали определения понятиям «управление» и «цель управления». В сфере экополитики выделили четыре основных уровня. Отталкиваясь от этого мы рассмотрели типовую стратегию, принципы и цели одного из уровней в сфере экополитики (национальный), что на наш взгляд необходимо. Подробно рассказали о трёх основных методах экополитики (административном, экономическом и смешанном).

Административные методы управления (прямое регулирование). Здесь мы постарались рассмотреть очень кратко, но максимально возможные нормативно--правовые инструменты, ссылаясь на законы Р. Ф. и международные стандарты.

Экономические методы управления. Здесь мы кратко рассмотрели рыночные и фискальные инструменты управления экологической безопасности. Останавливаясь на более распространенных методах.

Критерии отбора и оценки инструментов экологической политики. Здесь мы выделили три основных, но трудно совместимых критериев:

1. равенство придельных природоохранных затрат, предотвращенного ущерба эффективного уровня качества.

2. морально--нравственный.

3. соотношение силы инструментов экополитики и стимула к техническим инновациям, инвестициям.

Преимущества и недостатки административных и экономических методов управления. Здесь мы, по возможности, рассмотрели сильные и слабые стороны, преимущества и недостатки выше указанных методов, тем самым, обосновывая совместный метод управления (смешанный метод). При этом мы привели новые инструменты, обстоятельства, критерий которые открывают перед экополитикой качественно новый инструмент--морально--этического воздействия (убеждения, воспитания, обучения).

В третей части работы мы привели теоретическую выкладку представление промышленного предприятия как эколого-экономическая система (ЭЭС), математическую методику расчёта влияния экономической системы на экологическую. Венцом расчетов является уравнение сбалансированности ЭЭС (8).

Для написания первой части работы мы использовали источник №3 из списка используемой литературы, для основной, второй части работы в основном был использован №2 и лишь отчасти №1.для третей части использовался источник №1.

Полный объём работы составляет 39 листов.

1. Классификация антропогенных воздействий на окружающую среду

Под антропогенными воздействиями понимают деятельность, связанную с реализацией экономических, военных, рекреационных, культурных и других интересов человека, вносящую физические, химические, биологические и другие изменения в окружающую природную среду.

Известный эколог Б. Коммонер (1974) выделял пять, по его мнению, основных видов вмешательства человека в экологические процессы:

-- упрощение экосистемы и разрыв биологических циклов;

-- концентрация рассеянной энергии в виде теплового загрязнения;

-- рост числа ядовитых отходов от химических производств;

-- введение в экосистему новых видов;

-- появление генетических изменений в организмах растений и животных.

Подавляющая часть антропогенных воздействий носит целенаправленный характер, т. е. осуществляется человеком сознательно во имя достижения конкретных целей. Существуют и антропогенные воздействия стихийные, непроизвольные, имеющие характер последействия (Котлов, 1978). Например, к этой категории воздействий относятся процессы подтопления территории, возникающие после ее застройки, и др.

Нарушения основных систем жизнеобеспечения биосферы связаны в первую очередь с целенаправленными антропогенными воздействиями. По своей природе, глубине и площади распространения, времени действия и характеру приложения они могут быть различными (Схема 1, по Е. М. Сергееву, В. Т. Трофимову, 1985).

Анализ экологических последствий антропогенных воздействий позволяет разделить все их виды на положительные и отрицательные (негативные). К положительным воздействиям человека на биосферу можно отнести воспроизводство природных ресурсов, восстановление запасов подземных вод, полезащитное лесоразведение, рекультивацию земель на месте разработок полезных ископаемых и некоторые другие мероприятия.

Антропогенные

воздействия

Тепловые

Целенаправленные воздействия

Биосфера

Площадные

Физические

Шумовые

Точечные

Радиоактивные

Статические

Электромагнитные

Динамические

Длительные

Тяжёлыми

металлами

Кратковременные

Пестицидами

Глубинные

Отдельными

Химические

химическими

веществами

Приповерхностные

и элементами

СПАВ

Прямые

Пластмассами

Косвенные

Механические,

физические,

Биогенные

химические

биологические

Биологические

Микробиологические

Генная инженерия

Схема 1 Классификация целенаправленных

Схема 2 Виды загрязнений окружающей среды

антропогенных воздействий на биосферу

Отрицательное (негативное) воздействие человека на биосферу проявляется в самых разнообразных и масштабных акциях: вырубке леса на больших площадях, истощении запасов пресных подземных вод, засолении и опустынивании земель, резком сокращении численности, а также исчезновении видов животных и растений, и т. д.

Главнейшим и наиболее распространенным видом отрицательного воздействия человека на биосферу является загрязнение. Большинство острейших экологических ситуаций в мире, и в частности в России, так или иначе связаны с загрязнением окружающей среды (Чернобыль, кислотные дожди, опасные отходы и т. д.). Поэтому понятие «загрязнение» рассмотрим подробнее.

Загрязнением называют поступление в окружающую природную среду любых твердых, жидких и газообразных веществ, микроорганизмов или энергий (в виде звуков, шумов, излучений) в количествах, вредных для здоровья человека, животных, состояния растений и экосистем.

Более развернутую характеристику этого понятия приводит известный французский ученый Ф. Рамад (1981): «Загрязнение есть неблагоприятное изменение окружающей среды, которое целиком или частично является результатом человеческой деятельности, прямо или косвенно меняет распределение приходящей энергии, уровни радиации, физико-химические свойства окружающей среды и условия существования живых существ. Эти изменения могут влиять на человека прямо или через сельскохозяйственную продукцию, через воду или другие биологические продукты (вещества)».

По объектам загрязнения различают загрязнение поверхностных и подземных вод, загрязнение атмосферного воздуха, загрязнение почв и т. д. В последние годы актуальными стали и проблемы, связанные с загрязнением околоземного космического пространства.

Источниками антропогенного загрязнения, наиболее опасного для популяций любых организмов, являются промышленные предприятия (химические, металлургические, целлюлозно-бумажные, строительных материалов и др.), теплоэнергетика, транспорт, сельскохозяйственное производство и другие технологии. Под влиянием урбанизации в наибольшей степени загрязнены территории крупных городов и промышленных агломераций. Природными загрязнителями могут быть пыльные бури, вулканический пепел, селевые потоки и др.

По видам загрязнений выделяют химическое, физическое и биологическое загрязнение (Схема 2; по Н. Ф. Реймерсу, 1990; с изменениями). По своим масштабам и распространению загрязнение может быть локальным (местным), региональным и глобальным.

Под видами загрязнений понимают также любые нежелательные для экосистем антропогенные изменения (Схема 3; по Г. В. Стадницкому и А. И. Родионову, 1988):

· ингредиентное (минеральное и органическое) загрязнение как совокупность веществ, чуждых естественным биогеоценозам (например, бытовые стоки, ядохимикаты, продукты сгорания и т. д);

· параметрическое загрязнение, связанное с изменениями качественных параметров окружающей среды (тепловое, шумовое, радиационное, электромагнитное);

· биоценотическое загрязнение, вызывающее нарушение в составе и структуре популяций живых организмов (перепромысел, направленная интродукция и акклиматизация видов и т. д.);

· стациально-деструкционное загрязнение (стация -- место обитания популяции, деструкция -- разрушение), связанное с нарушением и преобразованием ландшафтов и экосистем в процессе природопользования (зарегулирование водотоков, урбанизация, вырубка лесных насаждений и пр.).

Без всякого преувеличения можно отметить, что воздействие человека на биосферу в целом и на отдельные ее компоненты (атмосферу, гидросферу, литосферу и биотические сообщества) достигло к настоящему времени беспрецедентных размеров. Современное состояние планеты Земля оценивается как глобальный экологический кризис. Особенно возросли темпы роста ингредиентных и параметрических загрязнителей, причем не только в количественном, но и в качественном отношении. Негативные тенденции этих воздействий на человека и биоту носят не только выраженный локальный, но и глобальный характер.

Загрязнение среды

Стационально-деструкционое

Ингредиентное

Параметрические

Биоценотическое

Комплексный фактор беспокойства

Вырубка лесных насаждений

Эрозия почв

Минеральное

Органическое

Нарушение баланса популяций

Зарегулирование водотоков

Осушение земель

Продукты сгорания ископаемого топлива

Продукты сгорания в ДВС

Бытовые стоки и мусор

Случайная и направленная интродукция и акклиматизация видов

Карьерная разработка ископаемых

Урбанизация

Отходы химических производств

Ядохимикаты и удобрения

Микробиоло-гические препараты

Лесные и степные пожары

Нерегулируемый сбор, отлов, отстрел, браконьерство

Дорожное строительство

Шахтные отвалы и терриконы

Аварийные сбросы в акваториях

Отходы пищевой промышлен-ности

Перепромысел

Прочие формы, связанные с разрушением и преобразованием экосистемы

Отходы металлургий

Нефтедобыча и нефтепереработка

Отходы животно-водства

Прочие

Прочие

Тепловое

Шумовое

Световое

Радиационное

Электромагнитное

Схема 3 Классификация загрязнения экологических систем.

2. Формирование системы управления экологической безопасностью в РФ

2.1 Экологическая безопасность

Рассмотренные выше примеры антропогенных воздействий и экологических поражений -- от локальных техногенных катастроф до глобального экологического кризиса -- свидетельствует о том, что современное состояние системы экосферы представляет собой значительную опасность для всего человечества, биосферы и техносферы Земли. За короткий исторический срок хозяйственная деятельность человека дестабилизировала всю систему, вызвав глобальный экологический кризис. В силу существующих в системе внутренних связей эта дестабилизация ударяет по самому человеку (эффект бумеранга). Наступил момент, когда на человека воздействует измененная им природа. Эта опасность тем реальнее, чем выше численность и технико-экономический потенциал человечества. Это -- «экологическая опасность» (Реймерс, 1992). Для того, чтобы противостоять экологической опасности, необходимо развивать новые формы взаимодействия общества и природы. Возникает комплексная эколого-экономическая, научно-техническая и правовая проблема -- обеспечение экологической безопасности.

Существует «Концепция экологической безопасности РФ», утвержденная Минприроды России в 1994 г. Однако теоретические основы экобезопасности находятся пока в стадии разработки. Само понятие «экологическая безопасность» трактуется различным образом. Основываясь на общем определении понятия «безопасность», установленном Законом РФ «О безопасности» (1992 г.), предлагается следующее определение:

«экологическая безопасность -- состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в процессе взаимодействия общества и природы от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду». Оно может быть сведено к краткой формуле: «состояние защищенности от опасности». Но так же, как защита не исчерпывает защищенности, так и состояние защищенности не исчерпывает безопасность.

Поэтому общие понятие «Экологическая безопасность» включает в себя конкретные действия в сферах: природопользование; природоохрана; экополитика и др.

Безопасность сложной системы определяется не столько субъектами защиты или факторами внешней защищенности, сколько внутренними, свойствами -- устойчивостью, надежностью, способностью к авторегуляции. В наибольшей степени это относится именно к экологической безопасности. Человек, общество, государство не могут быть гарантами собственной экологической безопасности до тех пор, пока продолжают нарушать устойчивость и биотическую регуляцию окружающей природной среды.

2.2 Управление природопользованием и экологическая политика

Организация природопользования -- важное направление социально-политической деятельности государства, поэтому отличительной особенностью современного этапа хозяйственного развития является формирование представлений о тесной взаимосвязи экономического и экологического благополучия.

В хозяйственной деятельности предприятий отсутствует механизм, опирающийся на экономический инструментарий стимулирования природоохранных мероприятий. Создание такого инструментария в настоящее время чрезвычайно актуально и необходимо. Это определяется не только внутренними потребностями России, но и процессом интеграции страны в мировое сообщество и возникающими в этой связи объективными требованиями использования в хозяйственной практике мировых стандартов.

Проблемы, которые исследуются в рамках экономики природопользования, можно объединить в две большие группы. Во-первых, это проблемы наиболее эффективного использования экономикой природных ресурсов и, во-вторых, это проблема поиска и обоснования наиболее целесообразных методов предотвращения и ликвидации ущерба от загрязнения окружающей среды. Эти проблемы должны решаться на основе закономерностей естественно-исторического характера, а также с учетом изменяющихся потребностей общества, формирования новой системы ценностей на фоне экономических проблем современности.

Понятие управления природопользованием вошло в употребление в России в конце 80-х гг. Управление -- это совокупность мер регулирования состояния системы в целях сохранения ее устойчивости. Содержательный смысл управления природопользованием раскрывается в конкретных формах его организации и выбранной системе воздействий. Цель управления -- обеспечение экологически безопасного и устойчивого развития. Характер системы управления определяется прежде всего поставленной целью и зависит от особенностей конкретной территории, что влияет на специфику природопользования и требует регионального подхода к организации систем управления природопользованием.

Системы управления природопользованием зависят от методов управления, которые определяются на основе информационного и нормативно-правового обеспечения управления процесса управления. Организация системы управления природопользованием включает: формирование экологической политики; определение целей, задач, приоритетов экополитики; выработку стратегии природопользования; выбор методов управления; создание информационного и нормативно-правового обеспечения управления природопользованием; создание институциональной инфраструктуры.

Основной составляющей системы управления природопользованием является экологическая политика, т. е. политика по отношению к окружающей природной среде, рациональному природопользованию и уровню экологической безопасности. В иерархической структуре экополитики выделяется четыре основных уровня:

I. международно-глобальная экополитика;

II. региональная (макрорегиональная) экополитика;

III. национальная (государственная) экополитика;

IV. локальная экополитика аналог государственной;

Цели и задачи экополитики устанавливаются на глобальном и национальном уровнях. На региональном и местном уровнях они конкретизируются, исходя из специфики территории, определяются приоритеты. На национальном и региональном уровнях определяются стратегические цели. Это цели, задачи и приоритеты, приведенные в соответствие с особенностями территории, ее возможностями.

Рассмотрим стратегические цели, задачи и принципы государственной политики в области природопользования и охраны окружающей среды России.

Стратегической целью государственной экополитики является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечение экологической безопасности страны.

Государственная экополитика базируется на следующих принципах:

· устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;

· приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;

· справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;

· предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдельных экологических последствий;

· отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;

· природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды;

· открытость экологической информации;

· участие гражданского общества, органов местного самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Для реализации стратегических целей, исходя из внутренних и внешних объективных предпосылок, намечаются более конкретные направления действий. Основными направлениями государственной экологической политики России являются:

a) Обеспечение устойчивого природопользования. Основными задачами в указанной сфере являются неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновимых природных ресурсов;

b) Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение. Основной задачей в указанных сферах является снижение загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами, отходами, а также удельной энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг;

c) Сохранение и восстановление природной среды. Основными задачами в указанной сфере являются сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности

Выделим приоритетные направления экополитики России:

· обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду;

· улучшение качества жизни, здоровья и увеличение продолжительности жизни населения путем снижения неблагоприятного воздействия экологических факторов и улучшения экологических показателей окружающей среды;

· выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· предотвращение террористических актов, вызывающих ухудшение экологической обстановки и деградацию природной среды;

· организация контроля за ввозом, использованием и распространением на территории страны чужеродных видов и генетически измененных организмов.

На основе выделенных направлений определяются механизмы их реализации и конкретные методы -- инструменты экополитики. Известно около 40 различных инструментов экополитики. Они делятся на фискальные и нефискальные. К нефискальным инструментам относят, например, правовое обеспечение природоохранной деятельности, экологическое нормирование, образование и др. Фискальные инструменты (непосредственно связанные с финансами) делят на два вида: связанные с государственными доходами (лицензирование природопользования, налоги); связанные с государственными издержками (природоохранные целевые инвестиции, государственная поддержка экологических направлений НИОКР, государственное финансирование природоохранных мероприятий, экологических программ и пр.). В настоящее время среди важнейших механизмов реализации экополитики в России следует выделить: правовой, административный, экономический,информационный.

Обычно, когда говорят о механизмах реализации экологической политики, выделяют три подхода:

ь прямое регулирование, связанное с воздействием государства (нормативно-правовые, административно-контрольные меры, прямое регулирование и т.д.);

ь экономическое стимулирование, связанное с развитием рыночных механизмов;

ь смешанные механизмы, сочетающие два первых подхода.

В области природопользования и природоохранной деятельности наибольшее распространение получило прямое регулирование, базирующееся на законодательстве. Как следует из теории и практики последних десятилетий, решать экологические проблемы только на базе государственного регулирования и рынка не удается. Имеется ряд принципиальных причин, определяющих «провалы рынка» (экстерналии, отсутствие или заниженность цен, общественные блага и др.) и неэффективность государственной политики (субсидии, налоги и др.) в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В связи с этим наиболее приемлемы смешанные механизмы, позволяющие реализовывать эколого-экономическую политику на основе государственного регулирования и рыночных инструментов.

2.3 Административные методы управления

В современном механизме управления природопользованием и природоохранной деятельностью применяются следующие разновидности инструментов: административно-контрольные инструменты экологического управления; экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования; инструменты морально-этического воздействия и убеждения. Административно-контрольные инструменты предназначены для прямого воздействия на экологические результаты деятельности хозяйствующих субъектов. Данные инструменты подразделяются на рычаги жесткого (Схема 4 -- под номерами 1, 3, 4, 5) и мягкого (под номерами 2, 6, 7, 8) регулирования.

Административно-контрольные инструменты управления

природопользованием и природоохранной деятельностью

1. Экологическое и природно-ресурсное законодательство, а также

экологические требования в общем (гражданском, уголовном,

экологические требования в общем (гражданском, уголовном,

2. Экологический мониторинг.

3. Экологические стандарты и нормативы:

-- нормативы и лимиты на выброс (сброс) загрязняющих веществ

стационарными и передвижными источниками загрязнения;

--нормативы образования и размещения отходов;

--лимиты водозабора и лесопользования;

--квоты на добычу биоресурсов;

--нормативы посещаемости особо охраняемых природных территорий;

-- нормы отстрела промысловых животных, сбора дикорастущих растений и т.п.;

--запреты на размещение в конкретных местах загрязняющих видов

деятельности, на использование токсичных веществ и тяжелых металлов.

4. Лицензирование хозяйственной деятельности:

--связанной с воздействием на окружающую природную среду и здоровье

человека;

--обеспечивающей экологический мониторинг и контроль.

5. Экологическая сертификация (маркировка).

6. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая

экспертиза проектов

7. Экологические и ресурсные целевые программы.

8. Экологический аудит.





Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :