Контрольная работа по предмету "Военная кафедра"

Узнать цену работы по вашей теме


Расчет показателей радиоактивного распада и оценка радиоактивной обстановки

МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


КОМАНДНО - ИНЖЕНЕРНЫЙ ИНСТИТУТ


Кафедра общеобразовательных дисциплин


Контрольная работа № 1


по дисциплине: «Радиационная безопасность»


Вариант 03


Номер зачетной книжки: 06/123


Выполнил: слушатель 65А взвода


сержант внутренней службы


Телица Александр Васильевич


Минск – 2010


Вариант 03


Номера заданий: 4, 14, 24, 34, 44, 51, 52, 53.


Задание № 4


В какое ядро превратится ядро плутония 239
Pu, испустив α – частицу? Записать уравнение реакции.


Решение.


Альфа-распад заключается в самопроизвольном испускании ядром α – частицы (ядра гелия 4
2
He). Схема α – распада:


A
Z
X-A
-4
Z
-2
Y + 4
2
He


Обозначим неизвестное ядро символом А
Z
Х. Так как при α – распаде атомный номер изменяется на 2, а массовое число на 4, то Z = 94 - 2 = 92, A = 239 – 4 = 235


Элемент с порядковым номером 92 в периодической системе – уран. Следовательно, ядро 239
Pu превратится в ядро 235
U.


Уравнение реакции имеет вид:


239
Pu-235
U + 4
2
He


Задание № 14


За какое время от начального количества ядер 137
Cs останется 10 %?


Решение.


Согласно закону радиоактивного распада


N
= N0

е
-

λ

t

илиdN =
λ
N dt
, (14.1)



где:


N
0

– число ядер в начальный момент времени (t
= 0),


N
– число ядер, оставшихся к моменту времени t
,


dN
– число ядер, распавшихся за малый интервал времени dt
,


λ
– постоянная радиоактивного распада (вероятность распада ядра в единицу времени).


Число ядер, распавшихся за время t



N
= N
0

N
= N
0

(
1– e


λ

t

)
(14.2)


Из (14.2) имеем:



N
/
N
0

=
1– e


λ

t

(14.3)


Связь между периодом полураспада Т½

и постоянной распада


l
=
ln
2⁄ Т½

(14.4)


Подставив (14.4) в (14.3), получим



N
/
N
0

=
1– e
- (

ln

2 / Т½ )

t

=
1
2- (

t

/ Т½ )

(14.5)


Обозначим величину t
/ Т½ =
k
, С учётом этого (14.5)перепишем в виде



N
/
N
0

=1–
2

k

, откуда


k
= (
ln
1
ln
(∆
N
/
N
0

)) /
ln
2


Доля распавшихся атомов
N
/
N
0

= 0,90 (по заданию).


Произведём вычисления


k
=(
ln
1
ln
0,90) /
ln
2 =
(0–(-
0,1054)) /
0,6931 = 0,1521


Период полураспада Т½

137
Cs принимаем равным 30 лет ([1] прил. табл. 3)


Находим время t
за которое распадётся 90% начального количества 137
Cs


t
= Т½
k
= 30
∙0, 1521 ≈ 4,6 лет.


Задание № 24


Интенсивность узкого пучка γ – квантов после прохождения через слой свинца, толщиной 4 см уменьшилась в 8 раз. Определить толщину слоя половинного ослабления.


Решение.


Слоем половинного ослабления называется слой вещества, толщина Х½
которого такая, что поток проходящих через него γ – квантов уменьшается в два раза. Связь между толщиной слоя половинного ослабления и линейным коэффициентом ослабления:


ln 2 0,693


Х½ = --------- = ----------
(24,1)


µ µ


Для свинцовой плиты х = 4 см, n0
/ n = 8 (по условию)


Из уравнения n = n0
e
x
выразим линейный коэффициент ослабления.


µсвинца
= ( ln ( n0
/ n ) ) / x = ln 8 / 4 = 0,52


Толщину половинного слоя ослабления вычислим по формуле (24,1)


ln 2 0,693


Х½ = --------- = ---------- =
1,33 см


µ 0,52



Задание № 34


Определить массу изотопа 131
J, имеющего активность А = 37 кБк. Период полураспада считать известным.


Решение.


Активность А
радиоактивного источника – число радиоактивных распадов, происходящих в источнике за единицу времени. Если в источнике за время dt
распадётся dN
атомов, то


А =
dN
/
dt
= λ
N
(34.1)


где


λ
– постоянная распада,


N
– число атомов радиоактивного изотопа.


N = mNA
/ M, (34.2)


где


m – масса изотопа,


M-
его молекулярная масса,


NA

число Авогадро.


Подставим выражение (34.2) в выражение (34.1), получим:


А = λ (mNA
/ M ) (34.3)


отсюда


M∙ А


m = ----------
(34.4)


NA
∙ λ



Производим вычисления, учитывая, что


ln 2 0,693


λ = ---------
= ------------- =
1,004 ∙ 10 - 6


Т½6,9 ∙ 105


Т½ = 8 суток ([1] прил. табл. 3) = 8 ∙ 24 ∙ 3600 = 6,9 ∙ 105
с


131 ∙ 103
∙ 37 ∙ 103


m = ------------------------------- =
0.805 ∙ 10 – 8
кг = 0,00805 мг


6.022 ∙ 1023
∙ 1,004 ∙ 10 - 6


Задание № 44


Оценить эквивалентную дозу, получаемую за счёт внешнего γ – облучения за месяц нахождения на территории с мощностью экспозиционной дозой 1 мР / час


Решение.


Переходной коэффициент от уровня экспозиционной дозы к эквивалентной дозе за счёт внешнего γ – облучения – 0,05 мЗв/год на 1 мкР / час. Следовательно, эквивалентная доза за месяц составит


0,05 ∙ 1000 / 12 = 4,17 мЗв.


Задание № 51


Какое из радиоактивных излучений (α –, β –, γ –) представляет наибольшую опасность в случае: а) внутреннего б) внешнего облучения?


Ответ.


а) Наибольшую опасность в случае внутреннего облучения представляютα – активные радионуклиды. Внутреннее облучение делится, в свою очередь, на пероральное при попадании радиоактивных веществ внутрь с пищей или водой и ингаляционной при дыхании с воздухом. В этом случае α – излучение Здесь основное воздействие на человека оказывают α – радионуклиды, по своему вредному воздействию они существенно превосходят β –, и γ – излучение ядер. α – активные радионуклиды обладают высокой ионизационной способностью, поражают внутренние органы человека, ускоряя появление первичных реакций радиационного поражения (головокружение, рвота и т.п.).


Для предотвращения внутреннего облучения α – активными радионуклидами используют средства индивидуальной защиты органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и кожных покровов.


б) Наибольшую опасность в случае внешнего облучения представляют γ – активные радионуклиды. Это обусловлено электромагнитной природой излучения, другими словами, это электромагнитные колебания очень большой частоты, распространяющиеся в пространстве со скоростью света испускаемые при ядерных превращениях. Основными процессами взаимодействия с веществом являются фотоэффект, комптоновское рассеяние (комптон-эффект) и образование электронно-позитронных пар. Таким образом, в результате всех процессов замедления и захвата γ – квантов происходит ионизация вещества. Это крайне важный момент: если речь идет о ткани человеческого тела, то ионизация и обусловливает вредное биологическое воздействие излучения на живой организм.


Различают следующие основные методы защиты от воздействия γ – излучения:


- уменьшение продолжительности работы на территориях или в помещениях, где имеются источники γ – излучения;


- увеличение расстояния от работающего до источника;


- уменьшение до минимально возможной активности используемого радиоактивного препарата;


- сооружение защитных ограждений (стенок, экранов, контейнеров и т. д.) из поглощающих материалов между источником и зоной размещения персонала. Для краткости эти возможные способы защиты называют соответственно защита временем, расстоянием, количеством и экранировкой.


Задание № 52


Охарактеризуйте радиоактивную обстановку в Вашем районе и в Вашей области.


Ответ.
Согласно Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2004 г. № 1623 «Об утверждении перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения» перечень населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения по Витебской области выглядит следующим образом:Населенные пункты


Зона проживания с периодическим радиационным контролем - территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км либо стронцием-90 от 0,15 до 0,5 Ки/кв.км или плутонием-238, 239, 240 от 0,01 до 0,02 Ки/кв.км, где среднегодовая эффективная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв в год:


- Толочинский район: Толочинский сельский Совет: д.Новая Будовка, д.Сани. Глубокский район в данный перечень не входит, следовательно можно говорить о том, что радиоактивная обстановка в районе не превышает допустимых норм.


Задание № 53


Сформулируйте практические рекомендации, соблюдение которых при нахождении на загрязнённых территориях позволяет существенно уменьшить риск неблагоприятных радиационных последствий.


Ответ.


Для уменьшения риска неблагоприятных радиационных последствий при нахождении на загрязнённых территориях необходимо:


1. По возможности сократить время пребывания в радиоактивной зоне.


2. Держатся как можно дальше от источника радиационного заражения.


3. Использовать необходимые меры защиты:


- держать окна закрытыми;


- ежедневная влажная уборка помещений, удаление пыли;


- использовать маску, находясь в пыльном месте;


- надевать защитные перчатки при работе с заражёнными материалами;


- регулярно проходить медицинские обследования, даже если признаков и симптомов радиационной болезни не наблюдается.


Необходимо чётко разделять понятия «внутри» и «снаружи». Верхнюю одежду и обувь следует хранить отдельно от той, которая носится дома, так как верхняя одежда имеет более высокий уровень радиоактивного загрязнения. Не приносить в дом никаких предметов, которые могут быть заражёнными. Тщательно мыться (принимать душ) после каждого возвращения с улицы и стирать одежду, которую носили вне дома.


После окончания воздействия радиации необходимо избавится от одежды, которая использовалась в загрязнённой зоне, или отправить её на обеззараживание.


Наряду с проникновением радиоактивных частиц в организм с воздухом при дыхании, вторым основным путём внутреннего радиационного заражения является попадание через пищеварительный тракт. Поэтому необходимо соблюдать следующие основные правила:


- брать воду с источника, который не подвергался радиационному заражению;


- избегать употребления местных продуктов питания. Если другие продукты не доступны, Лечебно – профилактические и санитарно – гигиенические мероприятия по уменьшению поступления радионуклидов в организм человека с загрязненными продуктами питания сводятся к следующему:


1) проведение по возможности радиационной кулинарной обработки пищевых продуктов, предусматривающей, в частности, приготовление не жаренных или тушенных, а отварных продуктов;


2) приготовление «вторичных» бульонов и отвара, т. е. мясо или рыбу в течение 2 – 3 часов сначала вымачивают в холодной воде, затем вода сливается, продукты заливают новой порцией воды, доводят до кипения и воду опять сливают, варку заканчивают новой порцией воды;


3) полное очищение корнеплодов и овощей от частиц земли, тщательная их промывка и снятие кожуры, широкое использование засолки или маринования овощей и фруктов;


- необходимо использовать йодированную соль вместо обычной поваренной, если это возможно, принимать йод в таблетках;


- рацион питания должен содержать продукты, повышающие устойчивость организма к радиации (морская капуста, кальмары и т. д.) и содержащие метионин и способствующие выведению радионуклидов из организма (молочнокислые продукты, творог, яйца, рыба). Для ускорения выведения цезия из организма желательно употреблять продукты, богатые калием (свекла, орехи, урюк, курага). Продукты, содержащие в большом количестве кальций, способствуют выведению из организма стронция (молочные продукты, фасоль, горох, геркулес, морковь, капуста и др.);


- витамины оказывают тоже противолучевой эффект. Действие витаминов сводится к обеспечению оптимальной жизнедеятельности организма, к подъему его радиоустойчивости. Поэтому в рацион питания хорошо включать овощи и фрукты, богатые витамином С (капуста, лимоны, цитрусовые, черная смородина и др.), витамином Е (сливы, зеленый горошек и др.). Благоприятное воздействие оказывает употребление овощных и фруктово-ягодных соков, особенно с мякотью. Соки с мякотью хорошо сорбируют радионуклиды. Для ускоренного выведения радионуклидов из организма употребляют продукты, ускоряющие моторную функцию кишечника. Это продукты, содержащие большое количество клетчатки: перловая крупа, пшено, белково-отрубный хлеб, ягоды и фрукты.


Нет оснований оставаться в изоляции, необходимо больше общаться с другими людьми. Не следует драматизировать ситуацию, представляя её хуже чем на самом деле. Необходимо помнить о том, что некоторое время жить в радиационной зоне в принципе возможно (это зависит от уровня радиоактивности), но для этого требуется определённая самодисциплина.


плутоний распад облучение радиация обстановка



ЛИТЕРАТУРА


1. Радиационная безопасность. Методические указания и контрольная работа для слушателей заочного обучения / А.В. Ильюшонок – Минск: ВПТУ МВД РБ, 1997


2. Багатырев В.А., Бусел А.В., Дорожко С.В. Методическое пособие по основам радиационной безопасности и радиационной экологии для студентов технических вузов республики. Часть 1. Мн.: БГПА, 1992.


3. Асаенок И.С., Лубашев Л.П., Навоша А.И. Радиационная безопасность. Учебное пособие. Мн.: БГУ, 2000.


4. Ильин Л.А., Кириллов В.Ф., Коренков И. П. Радиационная гигиена. М.: «Медицина», 1999.


5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2004 г. № 1623 «Об утверждении перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения».



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :