Контрольная работа по предмету "Криминалистика, криминалогия"

Узнать цену работы по вашей теме


Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью

таврический институт ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N1 ПО криминологиии ТЕМА: КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ Симферополь - 1998 г. ТЕМА: КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ ПЛАН ВВЕДЕНИЕ 1. Понятие, виды и значение прогнозирования преступности 1. 1 Прогнозирование преступности 1. 2 Классификация прогнозов 1. 3 Задачи научного прогнозирования преступности 1. 4 Планирование предупреждения преступности 2. Методы прогнозирования преступности 3. Планирование борьбы с преступностью ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В В Е Д Е Н И Е
В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя Украины. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.
Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечение государством - единственной на территории страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник которого - народ Украины. Но государство и право имеют не только инструментальное значение и " самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие свободы". К этой цели общество прийдет только через повышение ответственности, возложенной " на институты государственной власти", решительные действия по экономическому, политическому и социальному реформированию, созданию качественной " правовой базы для таких действий".
Все вышесказанное в особенной степени касается уголовно-правовых наук, в том числе и криминологии - науки, изучающей преступность. #1. Понятие, виды и значение прогнозирования преступности
1. Прогнозирование преступности - это предвидение вероятностных изменений тенденций и закономерностей преступности в будущем.
Современная криминология исходит из того, что прогноз преступности не только возможен, но и необходим. Прогноз в современном значении слова - не просто предвидение, а специальный вид его, который существенно отличается от всех прочих видов (например, от предвосхищения) высокой степенью обоснованности, научной основательностью. Прогнозирование предполагает не высказывание о будущем, а систематическое исследование перспектив развития того или иного явления или процессов с помощью средств современной науки. Прогноз выступает как модель будущего, построенного на материалах прошлого и настоящего, как некий образец, который в зависимости от социальных потребностей следует посредством человеческой деятельности либо приблизить, либо предотвратить. Разумеется, прогнозы выявляют вероятностную картину ожидаемых событий. Но их ценность состоит в том, что они обладают необходимой достоверностью, которая обеспечивается выбором правильных методов прогнозирования и надежной исходной первичной информацией.
Во многих экономических, философских исследованиях проблемам прогнозирования уделяется значительное внимание, подчеркивается необходимость и важность познания будущего.
Основной целью прогнозирования преступности является установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в будущем, выявление нежелательных и положительных тенденций, закономерностей и отыскание способов изменения или стабилизации этих тенденций и закономерностей в нужном направлении.
Степень вероятности прогноза преступности в значительной мере зависит от числа различного рода факторов, используемых при прогнозировании. Как справедливо указывают Г. А. Аванесов и С. Е. Вицин, “нужно учитывать и изучать не только данные о преступности, но и данные, характеризующие развитие (изменение) других социальных явлений, так или иначе влияющих на преступность: социально-политические явления, организационно-правовые, экономические, демографические и т. д. ” [1Аванесов Г. А. Вицин С. Е. Прогнозирование и организация борьбы с преступностью. М. , 1972. с. 12. ].
Конечно, при таком положении чрезвычайно сложно добиться абсолютного точного прогноза в данной области, да и вряд ли это будет возможно в будущем. Однако это не означает нецелесообразности составления прогнозов преступности. Даже прогноз, который лишь частично оправдывается, полезен и нужен. В литературе правильно отмечается, полезен и нужен. В литературе правильно отмечается, что “даже плохой прогноз лучше хорошей неопределенности”. Основная задача прогноза состоит в том, “ чтобы найти хорошее или даже наилучшие решения в условиях неопределенности”.
Прогноз преступности должен опираться на учет: общих причин преступности причин, обусловливавших отдельные виды преступлений. К ним, в частности, относятся демографические данные об изменении населения, его численности, состава по полу, возрасту, образованию и др. , миграции, в которой следует различать как внешнюю, так и внутреннюю. Во внутренней миграции, необходимо выяснение соотношения механического и маятникового /сезонного/ прироста населения. Важным обстоятельством, влияющим на прогноз, выступает урбанизация, характерной чертой которой является увеличения доли скрытого населения, т. е. населения, проживающего в сельской местности, но работающего в городах. Кроме того, урбанизации свойственны и отдельные своеобразные стороны, нередко имеющие криминогенный характер /например, ослабление социальных связей в городах/. Нельзя не учитывать изменения, вносимые в уголовное законодательство. Так, в истекшем десятилетии имела место интенсивная законодательная деятельность в области совершенствования борьбы с преступностью. На основе новых законодательных актов активизировалась борьба с многими видами преступлений, что повлекло увеличение числа регистрируемых преступлений.
При прогнозе преступности следует обращать внимание и на преступность, ее характер и виды в зарубежных странах , которые в определенной мере могут оказывать свое влияние на преступность и ее характер в нашей стране в целом и в отдельных регионах в частности.
Необходимость увязки прогнозирования преступности с другими социальными причинами обуславливается многообразными социальными связями и взаимозависимостью самого объекта прогнозирования - преступности.
2. Классификацию прогнозов преступности можно проводить, исходя из различных критериев.
Основное значение имеет объект прогнозирования - преступность как социальное явление и преступное поведение отдельной личности. По этому критерию можно выделить два вида прогнозирования: общее и индивидуальное.
Общее прогнозирование может осуществляться на различных уровнях: на уровне преступности в целом, на уровне определенной категории преступности (рецидивной преступности, корыстной преступности и т. п. ), на уровне отдельных видов преступлений.
Эти три уровня прогнозирования нельзя рассматривать изолированно друг от друга. Они находятся в отношениях общего и особенного. При всей важности прогнозирования преступности в целом нельзя не учитывать развитие отдельных видов преступлений, и особенно тех из них, которые оказывают по своему характеру влияние на преступность как социальное явление.
Самостоятельное значение имеет индивидуальное прогнозирование. Прогнозирование индивидуального преступного поведения в отличие от прогнозирования преступности вообще в настоящее время недостаточно разработано теоретически, а на прикладном уровне делаются по существу лишь первые попытки.
Методологическое обоснование возможности прогнозирования поведения человека связана с детерминистической концепции поведения, рассматриваемого в качестве результата сложного взаимодействия личности, среды и конкретной жизненной ситуации. Безусловно, сложная сущность человека, различные свойства его природы обусловливают трудность методологии познания и прогнозирования поведения, затрудняют практическое их осуществление, но не делают таковые невозможными. Следует подчеркнуть, что индивидуальное прогнозирование преступного поведения может применяться лишь в отношении лиц, которые в прошлом уже совершили преступления или допускали иное антиобщественное поведение. Роль индивидуального прогнозирования преступного поведения состоит именно в том, чтобы из указанного контингента лиц определить тех, в отношении которых необходимо вести индивидуальную предупредительную (профилактическую) работу, чтобы не допустить совершение преступления.
Прогнозирование может быть осуществлено в рамках различных социальных групп, сформированных по таким признакам, как образование, семейное положение, возраст, профессия и т. д. При классификации прогнозов по возрастному признаку специальное внимание должно быть уделено несовершеннолетним. По масштабам территории прогнозы движения преступности могут быть классифицированы на прогнозы преступности в районе, городе, области, республике и в других регионах страны.
В зависимости от продолжительности прогностического периода прогнозы преступности делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Как отмечает В. Н. Кудрявцев, “Долгосрочные прогнозы общего характера определяют.... “стратегию” борьбы с преступностью. Для повседневной “тактики” этой борьбы, для выработки наиболее эффективных мер предупреждения преступлений.... необходимы более конкретные сравнительно кратковременные прогнозы состояния, динамики и структуры антиобщественных явлений”1 [1 Кудрявцев В. Н. Причинность в криминологии. М. , 1968. с. 154] . Конкретные сроки отмеченных видов прогнозов в юридической литературе указываются самые разнообразные.
Представляется, что к кратковременным прогнозам преступности следует отнести прогнозы на срок до трех лет включительно. В этих пределах оценку преступности можно дать более однозначно, так как в такой период вряд ли могут произойти какие-либо существенные изменения.
В практике органов внутренних дел в последнее время получают распространение трехгодичные прогнозы возможного уровня рецидивной преступности. Срок три года избран в связи с тем, что большинство новых преступлений совершается в течение первых трех лет с момента отбытия наказания.
Наиболее целесообразным видом среднесрочного прогнозирования по срокам является пятилетние прогнозы. К долгосрочным прогнозам преступности можно отнести прогнозы на срок 15-20 лет. Именно за указанный период завершится в основном демографический цикл, охватывающий воспроизводство населения в течение одного поколения, нравственное и профессиональное формирование личности. В течение указанного срока обычно завершается технический цикл развития хозяйства. В зависимости от цели прогнозирования движение преступности могут быть применены любые из названных критериев. Либо совокупность критериев, обеспечивающих комплексность и многоаспектность прогнозов.
3. Задачи повышения эффективности борьбы с преступностью обуславливают значимость обоснованного научного прогнозирования преступности. Прогноз преступности - это прежде всего информация для нужд практики; причём такая информация, на основе которой определяются и оцениваются возможности борьбы с преступностью в будущем с учётом всех имеющихся сил и средств. Прогноз также является важнейшей информацией, без которой не обойтись законодательным органам при определении перспектив развития законодательства вообще, и в том числе уголовного. Оценивая уровень, структуру, динамику и другие характеристики преступности с позиций настоящего и будущего, законодательные органы в необходимых случаях вносят изменения в уголовное (а также в уголовно-процессуальное и исправительно-трудовое) законодательство, чтобы оно всегда отражало общественные потребности в защите тех или иных общественных отношений.
Прогноз преступности по существу служит основой всей организации борьбы с преступностью, осуществляемой не только государственными органами, но и общественными организациями. Это важный этап планомерной борьбы с преступностью, ибо только на основе прогноза можно решать вопросы принятия заблаговременных решений относительно воздействия на преступность, а также развития системы органов, реализующих предупредительные и иные мероприятия по борьбе с преступностью.
Прогноз преступности является необходимой научной базой для комплексного планирования предупреждения преступности на любом уровне организации общества. Таким образом, прогнозирование преступности обеспечивает не только определение оптимального варианта научно обоснованной стратегии и мер повышения уровня организаторской деятельности государственных и общественных органов, но и выработку тактики и методики борьбы с преступностью1 [1 Научные основы экономического прогнозировани. М. , 1971. с. 32. ] . 4. Прогнозирование преступности теснейшим образом связано с планированием предупреждения преступности, хотя и отличается по целям и задачам. Прогнозирование преследует цель выявить возможные варианты изменения преступности в будущем, обстоятельства, которые могут способствовать сокращению (либо, наоборот, увеличению) преступности, а план устанавливает, что в связи с этим надо сделать, в какой срок, какие нужны ресурсы, средства и т. д. Прогнозирование преступности предшествует формированию плана во времени, определяет его научную сущность по содержанию; прогнозирование - лишь предварительная стадия выработки и принятия управленческого решения. Прогнозирование является научной основой для составления планов предупреждения преступности. Причём имеется прямая связь между надежностью прогноза и обоснованностью плана; чем точнее прогноз, тем больше оснований для обеспечения оптимальности плана. Прогнозы необходимы не только для составления планов, но и для организации хода их выполнения, корректировки планов и контроля. # 2. Методы прогнозирования преступности
Будучи частью социального предвидения, прогнозирование преступности черпает свои методы из других наук и применяет их в соответствии со спецификой объекта своего исследования. Для прогнозирования преступности в зависимости от конкретных условий используются самые разнообразные методы, как общенауные, так и частнонаучные. Наибольшее распространение получили такие методы, как метод экстрополяции, моделирования, экспертных оценок; сравнительные методы и методы социального экспериментирования.
Для предсказаний изменений в динамике и структуре преступности наиболее распространён в настоящее время метод экстрополяции. Метод экстрополяции предназначен для поиска показателей будущего, исходя из того, что тенденции прошлого и настоящего будут действовать и далее. Анализ показателей динамики преступности и отдельных её видов за ряд предшествующих лет позволяет выявить тенденцию изменения данных показателей (уменьшение или увеличение коэффициентов преступности). На основании этого посредством социальных математических расчётов можно определить, как будут изменяться коэффициенты в будущем. Недостаток данного метода состоит в том, что до настоящего времени не определены точно сроки, в течении которых прогнозируемые показатели обнаруживают высокий уровень достоверности. Кроме того, метод экстраполяции даёт достаточно точные результаты при условии относительной стабильности действия факторов. Как правило, этот метод применяется только при краткосрочном прогнозировании (на срок не более 1-3 лет).
Более сложен метод моделирования. Он предполагает построение количественной модели преступности, отражающей её зависимости от действия ряда факторов. Подставив в модель значение факторов преступности на планируемый период, определяют будущее состояние преступности. Сложность этого метода состоит в недостаточном знании факторов преступности и механизма их действия, степени их связи с преступностью. Однако по некоторым факторам такие модели построить можно. В частности, возможен прогноз преступности на основе демографического прогноза изменений в численности и структуре населения. Данные о социально-демографическом составе правонарушителей накладываются на предполагаемую демографическую структуру - и определяется вероятный уровень преступности.
Точность подобных предвидений можно увеличить посредством сочетания методов экстрополяции и моделирования с методом экспертных оценок. Он заключается в сборе мнений специалистов о возможном изменении тенденций и закономерностей преступности на планируемый период. Существуют строгие процедуры сбора мнений экспертов, их анализа и расчёта экспертных оценок. Наибольшей популярностью среди методов экспертизы пользуются так называемый дельфийский метод (“метод Дельфи”)разработанный в США. По этому методу опрос экспертов производится следующим образом: вопросы ставятся экспертом так, чтобы они имели какую-то количественную характеристику; опросы проводятся в несколько туров, в ходе которых вопросы и ответы уточняются; при отклонении прогнозов от мнения большинства эксперты обосновывают свое мнение. В ходе экспертизы возможно привлечение дополнительных экспертов. Таким образом формируется сеть экспертов, которая может использоваться для повторной экспертизы1 [1Глушков В. М. О прогнозировании на основе экспертных оценок// Науковедение. Прогнозирование. Информатика. Киев, 1970. с. 201-204. ] .
Применение сравнительного метода основывается на положении об относительной повторяемости явлений и процессов при наличии общих причин и условий. При этом проводится сравнение с тем, как развивалось подобное явление в прошлом и в других странах. Применение сравнительного метода предполагает изучение криминологической деятельности в других зарубежных странах, а также их опыт в области прогнозирования преступности.
Метод социального экспериментирования в силу ограничения практического и нормативного характера применяется редко и в определённых пределах, например при прогнозирования рецидива в исправительно-трудовых учреждениях. Методы экстрополяции, моделирования и экспертных оценок применялись в органах внутренних дел в 1970 г. при прогнозе преступности на 5 лет в нашей стране. Сопоставление прогноза с фактическими данными показало, что прогноз по тяжким и наиболее распространённым преступлениям оказался достаточно точным. Вместе с тем по некоторым другим видам преступлений отклонения от прогнозируемых показателей оказались достаточно значительными.
Интересный опыт прогнозирования преступности в масштабах района накоплен в Ленинграде. Используя методы экстраполяции, экспертных оценок и математических моделей, работниками органов внутренних дел были изучены внутригодовые колебания преступности (так называемой “сезонной волны”), которые имеют достаточно устойчивые закономерности. Это дало возможность разработать специальный криминологический календарь на весь год, в котором отражались, какие месяцы года являются наиболее криминогенными и по каким видам преступлений. На основе такого прогноза преступности разрабатываются варианты рационального использования сил и средств в наиболее криминогенные месяцы года.
Таким образом, в криминологической литературе и на практике имеется определенный опыт проведения прогностических исследований. Однако возможности их конкретно и широкого использования в современных условиях ещё ограничены как из-за сложности и несовершенства имеющихся методик, так и в силу необходимости учёта интенсивно развивающихся изменений в экономических, социальных, политических и правовых условиях жизни общества, психологии людей. Требуется также чёткая ориентация прогноза на учёт факторов, не только стимулирующих преступность, но и сдерживающих её распространение; перевод ряда криминологических методик на язык машинного программирования. # 3. Планирование борьбы с преступностью
Борьба с преступностью включает самые разнообразные средства и методы воздействия на преступность. Однако основным средством должно быть и является предупреждение преступности и преступлений. Успех предупреждения преступности во многом зависит от целенаправленности и планомерности предупредительной деятельности. Внедрение в практику предупредительной деятельности плановых начал есть реальный поворот к её эффективности.
Планирование предупреждения преступности - это деятельность представительных органов власти по разработке и внедрению системы мероприятий, направленных на создание и развитие позитивных объективных и субъективных условий, исключающих или нейтрализующих возможность отклоняющегося от норм уголовного законодательства поведения людей.
Целью планирования предупреждения преступности является достижение или сохранение тенденции снижения преступности и позитивное изменение её характера и структуры в планируемый период.
Наибольшую результативность в сфере борьбы с преступностью могут приносить криминологические планы (или разделы), являющиеся органической частью социально-экономического планирования.
Известно, что преступность представляет собой многофакторный социальный феномен, обусловленный комплексом негативных общественных явлений и процессов. Причём каждое из этих явлений и процессов действует не изолированно, а во взаимодействии. Составные части взаимодействующих негативных явлений могут относится к самым различным областям социальной действительности. Соответственно количественному и качественному разнообразию факторов, обусловливающих преступность, должность быть противопоставлен научно обоснованный комплекс мероприятий экономического, социального политического, организационного, социально-психологического и иного порядка, направленный на устранение или нейтрализацию указанных факторов. Отсюда и успех борьбы с преступностью зависит от решения комплекса социальных задач. Способом решения социальных проблем в жизни различных социальных общностей (трудовые коллективы, район, город, область и т. д. ) и являются планы социального развития, в которых криминологические разделы составляют их органическую часть.
Совершенствование процесса предупреждения преступности в рамках и на основе планирования экономического социального развития является одним из перспективных направлений существенного повышения эффективности, рациональности и гуманистичности предупредительной деятельности. Органически сочетая в себе общие и специальные мероприятия различного характера, планы экономического и социального развития комплексно решают задачу устранения и нейтрализации негативных явлений, обуславливающих преступность, что обеспечивает дальнейшее укрепление общественных отношений. Планирование позволяет осуществлять предупредительную деятельность не стихийно, от случая к случаю, а на базе глубоко продуманных, целенаправленных мер с учётом конкретных условий, возможностей и средств того или иного региона. На основе планов объединяются и координируются усилия всех организаций и органов, что является предпосылкой значительной активизации и избежания дублирования в их деятельности1 [1Орехов В. В. Социальное планирование и вопросы борьбы с преступностью. Л. , 1972. ] .
В то же время, как показывает анализ практики, существует ряд общих недостатков, отрицательно сказывающихся на эффективности этой формы планирования предупреждения преступности. К ним , в частности, относятся: 1) недооценка криминологических проблем при разработке и осуществлении экономических, политических, идеологических и иных общих мероприятий планов; 2) неупорядоченность соотношения ведомственных, межведомственных планов и криминологических разделов планов социального развития, что приводит к дублированию и в ряде случаев к безответственности при выполнении мероприятий планов; 3) отсутствие систематического контроля за реализацией мероприятий криминологического раздела плана со стороны государственных и общественных организаций, права и обязанности которых в этой части нормативно не регламентированы; 4) разработка криминологических разделов планов без предварительных (предплановых) исследований преступности путем простого сведения в рамках одного документа малообоснованных мероприятий, касающихся некоторых сторон деятельности административных органов; 5) отсутствие нормативного акта, регламентирующего процедуру разработки, согласования и контроля за выполнением мероприятий криминологического раздела плана. Не решен до настоящего времени и вопрос о субъекте социального планирования предупреждения преступности. Представляется, что этим субъектом могут и должны быть государственные органы власти (организации общества всех уровней). Последовательное сокращение преступности невозможно обеспечить только усилием органов прокуратуры, милиции и суда (специальных субъектов), ибо многие процессы и явления, оказывающие прямое либо косвенное влияние на преступность, находятся вне сферы деятельности этих органов (например, миграционные процессы, нарушения половозрастной структуры населения региона, создание благоприятных условий повышения культурного и образовательного уровня и т. д. , влияющее на состоянии преступности).
Органы государственной власти на местах и в центре обладают необходимыми материальными, финансовыми, организационными и правовыми возможностями позитивного воздействия на все сферы социальной жизни различных уровней организации общества.
Правовой основой деятельности органов по экономическому и социальному планированию, в том числе и планированию предупреждения преступности, является Конституция, которая возлагает на органы государственной власти обеспечение соблюдения законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан.
Назрела потребность разработки методологических и методических основ определения эффективности предупреждения преступности на основе и в рамках планов социального развития регионов и трудовых коллективов, которые позволили бы дать конкретный и обоснованный ответ на вопрос, какие в качественном и количественном выражении результаты следует ожидать от реализации плана и его отдельных разделов, в частности от криминологического. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конечно, в объеме 1-й контрольной работы трудно полностью осветить такую глубокую и обширную тему как КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ однако фундаментальные понятия и базовые положения в указанной работе приведены. Несмотря на то, что правотворческий подход к выводам и результатам криминологических исследований в российском и в украинскому законодательстве несколько отличаются друг от друга, но эти отличия не столь существенные и к тому же по ряду объективных и субъективных причин российская правотворческая мысль немного опережает украинскую, что дает нашим законодателям использовать положительный опыт накопленный российскими юристами после принятия тех или иных нормативных актов, и избегать ошибок, обязательно встречающихся на таком тернистом пути как правотворчество.
Используя положительный опыт не только России , но и других развитых государств, учитывая национальные и исторические особенности нашего народа Украина станет демократическим и правовым государством, которое займет свое достойное место среди развитых демократических государств. V. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция (Основной Закон) Украины - Принятая Верховным Сове том Украины 28. 06. 1996г.
2. Аванесов Г. А. Вицин С. Е. Прогнозирование и организация борьбы с преступностью. М. , 1972, с. 12.
3. Кудрявцев В. Н. Причинность криминологии. М. , 1968, с. 154. 4. Научные основы экономического прогнозирования. М. , 1971. с. 32 5. Глушков В. М. О прогнозировании на основе экспертных оценок// Науковедение. Прогнозирование. Информатика. Киев, 1970. с. 201 -204.
6. Орехов В. В. Социальное планирование и вопросы борьбы с преступностью. Л. , 1972.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :