Конспект лекций по предмету "Экономика"

Узнать цену работы по вашей теме


Монополистическая конкуренция

Чистая монополия и совершенная конкуренция являются исключениями из правил в современной рыночной системе хозяйствования. Большинство реальных рыночных структур находятся где-то между этими двумя крайностями. Монополистическая конкуренция – наиболее распространенный тип рынка, включающий в себя очень значительный объем конкуренции, смешанной с «небольшой дозой» монопольной власти. Это современный рынок, который характеризуется чертами монополии и совершенной конкуренции. В основе данного типа рынка лежит дифференциация продукта, под которой понимают производство много разновидностей одного продукта. Этот рынок отличается от рынка совершенной конкуренции тем, что здесь продается схожая, и не являющееся взаимозаменяемой, продукция, производимая относительно большим числом фирм, которые стремятся выделить свой товар, подчеркивая его индивидуальность через качество, внешнее оформление, рекламу, товарные знаки. Например, автомобили или стиральные машины разных моделей.
При этом дифференциация продукта может принимать следующие формы:

качество товара;
надежность поставок;
качество обслуживания покупателей;
предоставление скидок;
престижность товара;
возможность предоставления кредита;
условия послепродажного обслуживания;
гарантия замены некачественного товара;
упаковка, наличие торговых знаков;
возможность получения консультации;
реклама.

Дифференциация приводит к тому, что вместо единого рынка складывается сеть частично обособленных, но взаимосвязанных рынков, где существует широкое разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. Отсюда следует, что фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не столько через цены, сколько через всемерную дифференциация продукции и услуг. Эта черта, называемая неценовой конкуренцией, является главной для данной структуры рынка.
Подобная специализация дает возможность снизить издержки на единицу продукции за счет использования специализированного и более производительного оборудования, тем самым увеличив отдачу от масштаба производства. Это и будет являться конкуренцией внутри отрасли в условиях дифференциации продукции. У потребителя расширяется возможность выбора при одновременном снижении цен за счет использования в производстве экономии на масштабе производительных сил. Если фирма обладает собственной торговой маркой и каждая марка имеет отличительные черты, то товары уже не могут заменить друг друга, поскольку у покупателя есть желание отдавать предпочтение товарам конкретных компаний и определенным торговым маркам. Важным аспектом различий между товарами являются их технические характеристики, материалы, дизайн, качество изготовления.
В условиях дифференцированного производства монополизация возможна в отношении не всей выпускаемой продукции, а только отдельных продуктов. Поскольку каждая компания производит не идентичную, а схожую продукцию, то производитель стремится выделить свой товар, подчеркивая исключительность его потребительских свойств. Создание для некоторых своих товаров монопольного положения позволяет компаниям повышать на них цены. Рынок монополистической конкуренции характерен для таких сфер, как розничная торговля, услуги, производство одежды, предметов гигиены.
Однако фирма не обладает монопольной властью, так как сохраняется конкурентная борьба. Здесь нет барьеров для вхождения в рынок новых конкурентов. Производитель не может рассчитывать на получение дополнительной ренты в долгосрочном периоде.
Таким образом, можно отметить основные черты, характеризующие монополистическую конкуренцию:

каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой;
наличие сравнительно большого числа фирм гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия фирм с целью ограничить объем производства и искусственно повысить цены практически невозможен;
при многочисленности фирм в отрасли нет взаимной зависимости между ними; каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм.

 Итак, монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большого количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм. Компенсирующим аспектом монополистической конкуренции является широта ассортимента одного и того же базового товара. Большинство потребителей ценят возможность широкого выбора среди конкурирующих товаров, изготовленных с учетом вкусов потребителей.
Монополистическая конкуренция – это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателя) продукцию.
В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения». В условиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую продукцию и тем самым становится своеобразным монополистом своей марки товара ( например, шоколад «Сникерс» имеет иные вкусовые свойства, чем обычный шоколад, а зубная паста «Лесная» отличается от «Фтородента» и запахом, и составом, и репутацией). В итоге некоторые потребители готовы платить большую цену за «Сникерс» и «Фтородент» считая, что эти продукты лучшие.
На рынке монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована также и по условиям послепродажного обслуживания для товаров длительного пользования, по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Таким образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции.
Повсеместное соревнование фирм в условиях дифференциации товара не устраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать (понижать) цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных товаров и значительной свободой входа в отрасль.
Относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок является важной характеристикой монополистической конкуренции. Производители, работающие на таком рынке не являются крупными предприятиями, поэтому сравнительно невелик и требующийся им начальный капитал. Это подстегивает их к вступлению в отрасль и конкуренции с марками производимого здесь товара.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации