Конспект лекций по предмету "Культурология"

Узнать цену работы по вашей теме


Модерн и модернизм

Модерн и модернизм сложились на границе Нового и Новейшего времени. Согласно устоявшемуся мнению, Новейшее время начинается с 1918 года, когда закончилась Первая Мировая война. Для России эпоха Новейшего времени начинается с Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года.
В первую очередь, следует заметить, что невозможно однозначно ответить на вопрос о том, когда в искусстве начался ХХ век. По мнению ряда исследователей, история искусства ХХ столетия начинается со складывания новой системы взглядов на мир, которая сложилась в последней трети XIX века. В этот период в философской мысли формируется новое направление – экзистенциализм, представители которого стремились понять смысл человеческого бытия. Многие экзистенциалисты, такие как А. Камю, Ж.П. Сартр, отвергали априорность представлений о моральном, считая, что этические идеи развиваются вместе с накоплением исторического опыта, более того, «порабощают» человека, делают его значимость условной по отношению к этическим понятиям. Попытка постулирования идеи человека в его абсолютном индивидуализме привела экзистенциалистов к этическому релятивизму и нигилизму. Философия экзистенциализма, ставя человека на вершину ценностной иерархии, попыталась рассмотреть его как высшую самоценность, не зависящую от каких-либо категорий бытия, в том числе категории морали. В действительности же произошло отвержение человека, его природы и сущности. Человек оказался посторонним не только в физическом мире, но и в собственных имманентных представлениях. Если ранее у индивида были ценностные ориентиры, не подвергавшиеся обществом сомнению, то теперь он остался один на один со своей осознанной им же сущностью, которой не мог найти достойного места и применения в мире. Отныне человек со своими психическими возможностями оказался не востребован в своём же жизненном пространстве. В романе «Чума» Камю пишет: «Наша любовь была по-прежнему с нами, только она была ни к чему не приложима, давила всех нас тяжёлым бременем, вяло гнездилась в наших душах, бесплодная, как преступление или смертный приговор». Да, люди, отвергнув общеустановленные нравственные ценности, теперь не могли найти места для себя самих. В данном случае индивид оказался в противоречии с моралью других людей и, в конечном итоге, в конфронтации с обществом в целом. Лишившись общепринятых этических норм, человек ощутил острую потребность в самоидентификации, в самоутверждении, которая отныне оказалась выраженной в мятеже против общественной морали. Если ранее источником нравственных норм была, прежде всего, Библия, то в ХХ веке каждый человек стал самостоятельно определять для себя критерий нравственного. В результате общество кардинальным образом изменило динамику своего развития. Так, в условиях культивирования Писания, как единственного истока моральных законов, развитие общества носило линейный, поступательный характер. При такой эволюции социума особенно важен общественный идеал, придающий направленность развитию общности и организующий её внутреннюю жизнь. Достижение последнего позволило бы общности перейти к новому уровню своего развития, на котором в сознании людей будет смоделирован новый, более совершенный образ идеала, с более высокими критериями совершенства. Однако отказ от религиозного мировоззрения в начале ХХ столетия привёл к тому, что индивид стал развиваться не поэтапно, от одних критериев совершенства к другим, а через бунт против общественной морали. Фактически здесь уместно сказать об отказе от понятия «развитие» и об обращении к хаотичному движению, которое в вообразимом пространстве может иметь направленность в одной горизонтальной плоскости, которая, впрочем, не лишена впадин. Теперь человек определяет самоценность не степенью своего сходства с общественным идеалом, а успешностью своего противостояния с обществом. Конечно, в таком бунте все индивидуальные качества человека оказываются востребованными и осознанными как значимые сами по себе. Однако, если в бунте индивид оказывается «поглощённым» общностью, «раздавленным» ею, то личность обесценивается как неспособная к самоидентификации в социальном пространстве. Поэтому-то Камю в своей книге «Бунтующий человек» утверждает: «В бунте принцип «всё или ничего», а так как человек отождествляется с благом, то допускается его смерть».
Тем не менее, даже в случае успешного противостояния индивида с общностью, обнаруживается иная проблема бытия человека – одиночество. «Это одиночество возвращает присутствие из его падения и показывает ему собственность и несобственность как возможности его бытия» (Мартин Хайдеггер. Бытие и время). В таком одиночестве личность на основании содержания своего внутреннего мира приходит к окончательному выводу относительно своих потенциалов, касающихся самоидентификации в социуме. Однако в этом состоянии человек платит слишком большую цену за возможность идентифицировать себя в мире материи. В постоянном уединении человек может замыкаться, и существует опасность того, что обособленность индивида лишит его связи с окружающей средой, а, значит, и оснований для интенсивного развития. Изолированный от социума индивид концентрирует всё внимание на своей самости и оказывается подчас отгороженным от культурно-исторического опыта общности. Поэтому в философии экзистенциализма трагедия человека заключается, во-первых, в отвержении человеком самого себя через отказ от общих моральных норм, исходящих из этических представлений. При этом важным антропологическим фактором является то, что сами представления о морали существуют в человеке в качестве составной компоненты его природы, поэтому отказ от норм морали означает обесчеловечивание индивида. Во-вторых, индивид, будучи в конфронтации с обществом, находясь в поисках черт, присущих только ему и способствующих его успешной идентификации в социальной среде, становится замкнутым и лишённым основ для развития самосознания.
Итак, начало ХХ века ознаменовалось трагедией человеческого бытия: понятие нравственности получило относительное значение, оно стало децентрализованным и лишённым возможности влиять на поведение индивида. Так, П. Флоренский замечает: «Понятие, не имеющее силы само по себе, приобретает условную ценность чрез свою связь со схематизируемыми им переживаниями…». Отныне человек пытается самоутвердиться через отвержение собственной природы и развиваться на основе относительных понятий собственного бытия. Индивид старается не зависеть от норм нравственности, представления о которой, согласно воззрениям русских религиозных мыслителей, являются его сущностью и организующим началом в его жизни. Фактически децентрализация норм морали означала относительность бытия самого человека, который в поисках независимости утратил абсолютную самоценность. Экзистенциалисты стремились определить мировосприятие и самосознание человека в качестве независимых от внешней среды и от религиозно-этических канонов. Однако стремление индивида к абсолютной свободе, независимости от мира резко обострили в философии проблему поиска смысла жизни человека, потенциал которого оказался ни к чему не приложим, ни от чего не зависимым. Поэтому-то в экзистенциализме наиболее напряжённой и болезненной оказалась проблема смысла жизни. Философы-экзистенциалисты тщетно пытались найти на земле те задачи, цели, решение и достижение которых оправдает всё бытие человека, его страдания и, наконец, его смерть. А в мире таких целей и задач, в условиях внедуховного и внеморального мировидения, нет. Всё, что бы ни творил человек на земле, также подвержено разрушению и смерти, как и он сам (в биологическом смысле этого слова). В результате сущность человека становится условной, его ценность теперь определяется значимостью тех мирских задач, ради которых он живёт. Итак, в данном случае можно говорить о потере человека как самоценности и об его отвержении самого себя. Фактически он становится неприкаянной тенью, блуждающей в небытии.
Немаловажную роль в формировании мировоззрения человека начала ХХ столетия послужила идея сверхчеловека, предложенная Ф. Ницше. Он в таких своих работах, как: «Антихристианин», «Рождение трагедии из духа музыки», «Несвоевременные размышления», «Человеческое, слишком человеческое» – утверждал, что красота, целостность нашего мира – это иллюзия, а на самом деле за всем этим стоит хаос. Ницше пишет, что история – это «вечное возвращение», ибо «всё, что может произойти на долгом пути вперёд, должно произойти вновь». В труде «Так говорил Заратустра» философ показывает образ сверхчеловека, который, по мнению автора, появится тогда, когда произойдёт переоценка ценностей. Именно в этой переоценке на первый план в аксиологическом ряду выдвигаются сила, воля к власти сверхчеловека, его способность повелевать и преобразовывать мир. Человек, согласно учению Ницше, начиная свой путь в виде верблюда, превращается в уничтожающего всё льва, лишь затем становясь младенцем. На этом пути ничего не должно остановить человека, который в стремлении к своей сверхприроде должен уничтожить все препятствия без всякой жалости. Впоследствии идеи Ницше проявились в работах различных писателей и мыслителей. Например, в России в 80-х годах XIX века выходит в свет книга Н.М. Минского «При свете совести», а также обществом из забвения извлекается книга Макса Штирнера «Единственный и его собственность». В этих книгах проповедуется крайний индивидуализм и откровенный эгоизм.
Для искусства ХХ века характерен ряд направлений, среди которых выделяется модерн. Модерн (от фр. moderne – современный) имеет неоднозначное понимание. В русской культуре это слово означает лишь стиль, который в определённое время был весьма популярным в искусстве, особенно в архитектуре. В Европе слово модерн рассматривали, прежде всего, как новое понимание истории, действительности и самой природы человека. К началу ХХ века, особенно после Первой Мировой войны, окончательно рухнули надежды человечества на великую гуманистическую идею. В бессмысленной бойне серии империалистических войн (то есть обоюдно несправедливых войн) мысль о справедливости, гуманизме сменилась скепсисом, который охватил мировоззрение значительной части общества. После заключения перемирия в Компьенском лесу, 11 ноября 1918 года, многие люди утверждали, что теперь войн никогда не будет. Разочарование в этой надежде привело лишь к тому, что для жизни людей весь мир потерял всякий смысл, превратившись в царство хаоса, жестокости и абсурда, а человек в нём – в Сизифа, бессмысленно выполняющего тяжёлую работу. Многие мыслители в это время констатировали гибель культуры. Смерть культуры, как считает музыковед Т. Адорно, является фактом, который могут не признавать «либо заведомые глупцы, либо отъявленные мерзавцы. Либо, наконец, люди, оказавшиеся под совершенно магическим влиянием массовой «индустрии культуры». Тем не менее, несмотря на такие точки зрения, по-прежнему функционировали направления, которые характеризуются в системе культурологических координат. Среди них был и модерн.
Модерн – это стилевое направление в искусстве, которое зародилось в поисках новых форм и эклектики. Для этого направления характерны символичность, стремление объединить в одной форме несколько художественных стилей; отвержение прежних законов академизма и поиск новых закономерностей в искусстве; стремление выразить, найти иные формы искусства, наиболее ярко выражающие индивидуальность; а также использующие новые технологии. Безусловно, модерн не являлся единственным, лидирующим направлением в искусстве ХХ века, но всё же он играл значительную роль в развитии ряда видов искусств. Особенно явно модерн проявился в архитектуре, графике, декоре, поэзии и музыке.
Подчеркнём, что часто модерн был направлен на критику буржуазии, однако очень быстро в капиталистической среде он был поставлен на службу моде и финансовой целесообразности.
Модернизм – это форма мировоззрения, противопоставившая себя традиционному мировоззрению. В рамках модернизма сложился целый ряд направлений в искусстве: авангардизм, фовизм, супрематизм, конструктивизм, примитивизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм, дадизм, неопластицизм. Эти направления в искусстве складывались под существенным влиянием недавно сложившейся в психологии фрейдистской идеи бессознательного. Картины авангардистов, сюрреалистов, супрематистов рассматривались самими художниками в качестве своеобразных ключей к бессознательному человека, в качестве путей познания внутреннего мира людей. Образцом для отражения на полотне содержания бессознательного стала психика самих творцов картин, поэтому художественное творчество первой половины ХХ века отходит от принципов академизма и отличается высокой субъективностью. Причём в картинах зрителю не навязывается определённый образ, как это происходит в академической живописи; наоборот, человеку предлагается увидеть в картине содержание собственного внутреннего мира, те образы, которые питают его собственную психику с глубины его бессознательного. В картинах авангардистов, сюрреалистов, супрематистов человек видит свой внутренний облик через свободные ассоциации, складывающиеся в невероятных комбинациях форм, отражённых в картинах. Наконец, человек видит себя даже вне всяких комбинаций множества форм, ибо его истинный портрет высвечивается и в обычном «чёрном квадрате», в этой невидимой тёмной глубине человеческих образов и чувств.
Выделим основные черты наиболее распространённых направлений в искусстве, обращенных к модернизму:
· Авангардисты стремятся представить новизну выразительных средств в искусстве как самоцель.
· Абстракционисты отказываются от изображения реальных предметов и отрицают познавательные задачи художественного творчества. Основываются на принципах геометрии.
· Представители супрематизма исходят из абстракционизма и принципов геометрии, стремятся найти в искусстве коды для раскрытия содержания бессознательного человека.
· В кубизме на первый план выдвигается идея формальных экспериментов, сводящихся к конструированию объёмной формы на плоскости, к выявлению структуры формы, простых и устойчивых геометрических форм, к разложению сложных форм на простые, к их соотношению друг с другом. Например, к кубизму относится картина Пабло Пикассо «Девочка на шаре».
· Конструктивисты выдвинули идею конструирования внешней материальной среды, они стремились создать простые, логичные, многофункциональные конструкции. Особенно ярко конструктивизм проявился в архитектуре, в моделировании одежды, в создании плакатов, конструировании мебели, предметов быта.
· Деятели неопластицизма выдвинули идею изображения и конструирования моделей правильных геометрических и наиболее обобщённых форм.
· Сюрреалисты провозгласили источником искусства сферу подсознательного (инстинкты, галлюцинации, сновидения), стремились уйти от законов логики и заменить их абстракциями с весьма субъективными значениями. Наиболее известный представитель – С. Дали. Его картина «Пылающий жираф» (1935) – это по сути кошмарные фантасмагории, бредовые видения, подчёркивающие бессмысленность бытия.
· В фовизме художники (от фр. fauve – дикий) стремились с наибольшей эмоциональной силой выразить цвета рисунка, остроту ритма, динамику письма. Наиболее ярким представителем фовизма является Анри Матисс. Показательным примером его творчества можно назвать картину «Рыбки».
· Усложнение языка, музыкальных форм, технических приёмов, используемых в искусстве, привело к складыванию неоклассицизма, который впервые появился в музыке в первой четверти ХХ столетия.
Во второй половине ХХ века в европейской культуре сложился постмодернизм – качественно новое направление современной культуры, характеризующееся вольным отношением к классическим традициям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гайдукова И. Б., Сопова Э. А. Реализм в искусстве XIX века как отражение социокультурных условий эпохи // О развитии и совершенствовании учреждений органов по делам молодёжи: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Курск, 2007.
2. Гайдукова И. Б., Левин А. И. Идейные искания российской интеллигенции конца XIX – начала XX века. (В поисках смысла и правды в 5т.; т.5). – М., 2005.
3. Галацкая В. С. Музыкальная литература западноевропейских стран. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1955.
4. Давыдов Ю. Н. Любовь и свобода: избранные сочинения. – М.: Астрель, 2008.
5. Кондаков И. В. Культура России. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
6. Жуков В. Н. Русская школа естественного права первой половины ХХ века: генезис и основные черты // Русская философия: многообразие в единстве: Материалы симпозиума историков русской философии (М., 14-17 ноября 2001). – М., 2001.
7. Ильин И. А. О сущности правосознания // Собрание сочинений в 10 т. – М.: Русская книга, 1993. – Т. 4.
8. Ильин М., Сегал Е. Александр Прокофьевич Бородин. – М.: «Молодая Гвардия», 1957.
9. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. – М.: АСТ, 2002.
10. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М.: АСТ, 2002.
11. Соловьёв В. С Избранные произведения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
12. Сопова Э. А. Континуальные конструкции: воплощение в искусстве ХХ века // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса в 5 т. Т.4. – Изд.: МГУ «Современные тетради», 2005.
13. Зарубежная литература ХХ века / под ред. З. Т. Гражданской. – М.: «Просвещение», 1973.
14. Туберовская О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи. – Л., 1973.
15. [Электронный ресурс] Музыкальный сайт http://pesni.voskres.ru/music/
16. [Электронный ресурс] Музыка на сайте http://vkontakte.ru/audio.php?gid=343231#pages/0

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1. Как можно охарактеризовать условия для культурного развития европейского общества в Новое время?
2. Чем барокко отличается от классицизма?
3. Какие черты эпохи Ренессанса могли стать предпосылкой к переходу к эпохе Нового времени?
4. Как протестантизм мог повлиять на динамику развития культуры Нового времени?
5. В чём вы видите причины революции во Франции 1789 года?
6. Какая основная идея оперы Бородина «Князь Игорь»?
7. Какие вы знаете стихотворения, на основе которых были созданы романсы?
8. В чём вы видите специфику русского романса?
9. Какие вы знаете особенности импрессионизма?
10. В чём состоит взаимосвязь между ницшеанской идей сверхчеловека и героями опер Р. Вагнера?
11. Каков, по вашему мнению, смысл фразы «Бог мёртв»?
12. Почему в конце XIX – начале XX вв. был так широко известен Ф. Ницше?
13. Что общего между образом сверхчеловека в учении Ф. Ницше и героями произведений Ф. М. Достоевского?
14. Какую идею, по вашему мнению, выражает Девятая симфония Л. В. Бетховена?
15. Какую роль сыграл С. Дягилев в развитии балета в России?
16. Какую роль играет балет в развитии нравственных качеств людей?
17. В чём вы видите смысл строк русского романса «Не пробуждай воспоминанья»?
18. Как вы объясните мнение К. Г. Юнга, считавшего, что общество, отказавшись от идеи Бога, обратилось к божкам?
19. Что такое модерн?
20. В чём вы видите преимущества модерна по сравнению с иными стилевыми направлениями в художестве?
21. Что такое модернизм?


Заключительное слово

Итак, за рамками данного пособия остались многие проблемы культуры второй половины ХХ и начала XXI веков. Их недостаточное освещение объясняется рядом факторов, в частности таким, как включённость автора в саму культурную действительность современности. Это обстоятельство приводит к тому, что давать культурным феноменам объективную оценку затруднительно, поэтому можно надеяться на то, что через четверть века то, что происходит в культуре ныне, получит правильное освещение. В настоящее время принято говорить о культурном кризисе, духовном регрессе человека. Тем не менее, надо отметить, что в первой трети ХХ века русские мыслители, например, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, также указывали на кризис культуры. Между тем сейчас принято считать, что общий культурный уровень русского общества в первой половине ХХ века был гораздо выше современного.
В принципе человек XXI века, с одной стороны, по своей сути мало чем отличается от тех, кто жил тысячелетие назад. Известный американский протестант Билли Грэм как-то заметил: «Человеческое сердце всегда остаётся неизменным… С теми же старыми грехами и с теми же проблемами, которые были в Египте, мы сталкиваемся и сегодня». Но, с другой стороны, существуют явные отличия, проявляющиеся, прежде всего, в образе жизни. Конечно, между историческими эпохами нельзя ставить знак равенства в абсолютном смысле слова. Например, в России всегда имели место проблемы культуры речи, детской беспризорности, но даже во время гражданской и Великой Отечественной войны эти духовные и социальные трудности не были столь остры, распространены и глубоко укоренены в сознании людей, как ныне. Именно сердечная чистота людей, взлелеянная в духовной культуре нации, позволяет преодолеть огромные трудности, лишения, трагедии и тяжёлые, длительные войны. А. Белый справедливо отметил, то, что «душа народа во время войны есть его тыл, от которого многое зависит». Так, примечательно, что в блокадном Ленинграде во время Второй Мировой войны никто из голодающих и умирающих от недоедания людей не покусился на жизнь лебедей. Современному человеку сейчас трудно поверить рассказам некоторых ветеранов Великой Отечественной войны, замечающих, что на фронте и в госпиталях почти не слышали сквернословия. Однако ветераны говорят правду, и факты остаются фактами. Возможно, что ныне отдельные люди поставили бы под сомнение нравственную чистоту русских людей, живших до середины ХХ столетия, однако документация об обследовании немецкими медиками советских девушек, угнанных на работы в Германию, свидетельствует об их очень высоком моральном облике: 98% девушек до 20 лет были целомудренны. Разумеется, нацию с такой высокой духовностью нельзя было победить. Классический образ советского солдата, который, умирая, говорит медицинской сестре: «Сестра, поцелуй меня, ведь меня ещё ни одна девушка не целовала», – свидетельствует об истинных причинах победы русского оружия, о ныне во многом утраченной чистоте великой культуры. В такое трудное и затяжное военное время, наполненное болью и страданями, в среде русского народа были написаны прекрасные стихи, создавалась классичесая музыка. Эти произведения искусства были не просто абсотракцией, а органичной частью всей жизни советского общества, понятной каждому его члену. Так, на фронтах солдаты часто читали стихотворения К. Симонова «Жди меня», А. Суркова «В землянке», В. Агатова «Тёмная ночь», после войны М. Исаковский написал стихотворение «Огонёк». В этих и многих других стихах подчёркивалось то, что советский воин был спокоен за честь своей семьи, за своих любимых, ибо был уверен в том, что он защищает самые высшие свойства человеческой природы – доброту, ответственность, благочестие. Разумеется, в повседневной жизни такие понятия употреблялись нечасто. В этом отношении справедливо писал А. Камю: «Человека делает человеком в большей мере то, о чём он умалчивает», однако сама среда жизни большей части советских людей была наполнена идеей добрых чистых отношений людей друг с другом. В поэтических же строках эти идеи были ключевыми. В качестве примера приведём такие слова из стихотворения «Тёмная ночь»:
…Верю в тебя, в дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня темной ночью хранила...
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,
Знаю встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось…
Именно вера в то, что те защищаемые ценности, которые святы и неприкосновенны при любой власти, в любой исторический период характерны для людей, остававшихся в трудовом тылу, укрепила дух советских солдат и внесла существенный вклад в дело Великой Победы.
Такие качества советского воина, как доброта, мужество, способность к самопожертвованию, глубоко укоренены в русской культуре и со всей очевидностью проявились в ходе Великой Отечественной войны. Так, при штурме Берлина были случаи, когда советские солдаты выносили из-под огня детей, причём нередко ценой собственной жизни. Один из таких случаев стал идейной основой для ваяния памятника Воину-освободителю в Берлине, автором которого является Е.В. Вучетич. Этот памятник и поныне стоит в Берлине, напоминая всему миру о великом подвиге русского народа.
Русский народ, переживший трагедию Второй мировой войны, сумел выстроить крепкое государство, в котором были крайне редки жестокость и цинизм. Это свидетельствует о том, что люди, многократно видевшие смерть, потерявшие своих родственников, друзей, сохранили добрые, благородные сердца.
Тем не менее современная действительность даёт серьёзные основания для беспокойства за духовное состояние граждан России и граждан других государств. Бесспорно, удручает то, что современное человечество не даёт культуре и не требует от культурной элиты таких духовных подвигов, какие свершали, например, Сергий Радонежский, Серафим Саровский. В современной действительности не наблюдается создания произведений искусства, которые по культурной значимости были бы соизмеримы с такими литературными шедеврами, как романы «Братья Карамазовы», «Бесы» Ф.М. Достоевского или «Воскресение», «Война и мир» Л.Н. Толстого; с монументальными операми, подобных «Аиде» Дж. Верди или «Князю Игорю» А.П. Бородина. Глядя на современный мир, вспоминается «Реквием» В.А. Моцарта. Эта музыка, написанная в последней четверти XVIII столетия, весьма глубоко и выразительно вживается в современную жизнь, отражает саму её сущность и напоминает всему человечеству о том, что неизбежно ожидает каждого. Разумеется, размышления, связанные с переживанием этой музыки, должны мотивировать людей к работе над своим внутренним миром.
Среди наших современников редко, кто задумывается о том, что он сотворил в своей душе за столь быстро проистекающее время. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в XXI веке преобладает развлекательная культура, которая полезна лишь в том случае, когда её доля в культурной жизни человека не основная, а фрагментарная, второстепенная. Вот и получается, что в основном люди живут как будто и не думают умирать, а умирают, как будто никогда и не жили. Немецкий мыслитель, музыковед Теодор Адорно уже в середине ХХ века констатировал смерть культуры, неспособность культурных ценностей, норм деятельно влиять на поступки людей. Всякое массовое явление в культуре ХХ века лишь подчёркивало гибель культуры. Если в качестве наглядного примера взять современную музыку, то Т. Адорно об этом пишет так: «Истина новой музыки состоит, по-видимому, в том, что она посредством организованного отсутствия смысла опровергает смысл организованного общества». Что же касается того, что сейчас гордо называют свободами, то в действительности – это только зависимости, причём зависимости от постыдных явлений: от пьянства, от наркомании, от блуда, от депрессии, которая при порочной жизни вполне закономерна. Не так давно ушедший из жизни яркий представитель русской культуры Сергей Аверинцев в работе «София-Логос» точно охарактеризовал современный мир: «Мир, теряющий чувство требовательности…, а чувство тайны пытающийся… развеять приёмами психоанализа и психотерапии; мир, хвалящийся, что он отменил все табу, но одновременно очень эффективно заново табуирующий определённые слова и понятия, – а именно те, которые выражают «софийную» идею девственности, чистоты…».
Особенно важным является то, что в современном мире перед человеком стоит большой выбор моделей поведения, предпочтений. В таком выборе складываются определённые требования или послабления, проявляется сама сущность человека. Поэтому-то ныне так значимо в человеке личностное развитие, способное обезопасить его от зла и направить его волю, мышление и поступки к добру. Античный мыслитель Платон верно написал: «У человека нет ничего более ценного, чем сердце, способное по своей природе избегать зла и стремиться к высшему благу».


Тест по культурологии

В качестве условия для допуска студента к зачёту или к экзамену по культурологии необходимо хорошее знание студентом тем и понятий, утверждённых в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования РФ.
Вот перечень тем и понятий, обязательных для освоения в рамках учебной дисциплины:
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология.
Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.
Культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоиндентичность, культурная модернизация.
Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировом культурном процессе.
Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

Рекомендуемые критерии оценки в случае проведения экзамена:
От 90 % — отлично
От 60 до 89% — хорошо
От 30 до 59 % — удовлетворительно
До 29 % — неудовлетворительно

В случае проведения зачёта, рекомендуется ставить «зачтено», если набрано баллов от 70%.

1. кто впервые использует понятие культурология?
а) в. оствальд
б) л. козер
в) м. мид
г) а. тойнби
д) м. т. цицерон

2. кто впервые использовал слово культура?
а) марк порций катон
б) марк туллий цицерон
в) демокрит
г) эмпедокл
д) платон

3. в какой области первоначально употребляли слово культура?
а) в политике
б) в земледелии
в) в искусстве
г) в военном деле
д) в управлении флотом

4. в чём состоит аксиологическая функция культуры?
а) в систематизации жизненного опыта
б) в выработке системы ценностей
в) в развитии общественного сознания
г) в упорядочивании языковых систем
д) в выработке форм политического устройства

5. как переводится с латинского слово civilis?
а) город
б) земля
в) стена
г) гражданственность
д) нация

6 какая из данных черт характерна не для культуры, а для цивилизации?
а) наличие традиций
б) наличие языка
в) наличие органов власти
г) наличие моногамных семей
д) наличие письменности

7. считается, что именно эти люди предложили алфавит, послуживший основой для большинства систем письма в европе:
а) микенцы
б) греки
в) египтяне
г) финикийцы
д) этруски

8. что обозначает понятие стагнация?
а) адаптацию к культурным новообразованиям
б) интенсивный рост индивидуального сознания в культуре
в) застой в культуре
г) упадок в культуре
д) традиционализм в культуре

9. кто впервые употребил слово культура в контексте духовного развития?
а) аристотель
б) пифагор
в) августин блаженный
г) цицерон
д) сенека

10. когда впервые использовали слово культура в самостоятельном значении?
а) в ш веке до нашей эры
б) в v веке
в) в xii веке
г) в xvii веке
д) в xix веке
11. кто впервые при научном исследовании употребил слово культура в самостоятельном значении?
а) кьеркегор
б) ницше
в) гельвеций
г) аделунг
д) вольтер

12. одна из главных причин, обусловивших остроту бушменского вопроса, состоит в том, что…
а) у бушменов ярко выражено агрессивное поведение
б) у бушменов нет постоянного места жительства
в) у бушменов нет представлений о частной собственности
г) у бушменов нет развитых аграрных технологий
д) у бушменов слабый иммунитет к простудным заболеваниям

13. какие народы конфликтуют друг с другом в руанде и бурунди?
а) догоны и масаи
б) фульбе и малинке
в) зулу и тсонга
г) бечуаны и бушмены
д) тутси и хуту

14. э. фромм считал, что если культура представляет собой мир идей, то цивилизация – это…
а) мир сущностей
б) мир политики
в) мир вещей
г) мир языка
д) мир городов

15. по мнению н. а. бердяева, культура обращена…
а) к традициям
б) к будущему
в) к новым изобретениям
г) к демократическому обществу
д) к выработке идеологий

16. каким фактором обозначают комплекс воздействий человека на природу?
а) техногенный
б) биотический
в) абиотический
г) антропогенный
д) биологический

17. кто ввёл термин экология?
а) э. геккель
б) ч. дарвин
в) к. линней
г) в. дильтей
д) в. и. вернадский

18. кто впервые употребил словосочетание бытие культуры в контексте философии?
а) шеллинг
б) чаадаев
в) вольтер
г) фихте
д) герцен

19. процесс изменения языка называется…
а) генезис
б) диахрония
в) стагнация
г) коннотация
д) деривация

20. как с латинского переводится слово assimilatio?
а) происхождение, генезис
б) восполнение, восстановление
в) слияние, усвоение, уподобление
г) объединение
д) отделение

21. длительное прямое взаимодействие культур, приводящее к изменениям в их духовной и материальной сферах, называется…
а) сепарацией
б) ассимиляцией
в) инкультурацией
г) аккультурацией
д) интеграцией

22. процесс вхождения в культуру, овладение этнокультурным опытом, в ходе которого человек чувствует себя частью культуры и отождествляет себя с её традицией, называется…
а) сепарацией
б) ассимиляцией
в) интеграцией
г) аккультурацией
д) инкультурацией

23. состояние системы нескольких культур, при котором её разнородные элементы сохраняют свою самобытность и функционируют согласованно и гармонично, называется…
а) интеграцией
б) ассимиляцией
в) сепарацией
г) аккультурацией
д) инкультурацией

24. выделите яркий пример конфликта за территорию:
а) конфликт на ближнем востоке между мусульманами и иудеями
б) конфликт между суданским правительством и народами в суданской провинции дарфур
в) фолклендский конфликт между великобританией и аргентиной
г) конфликт между тутси и хуту
д) конфликт между сша и ираком

25. конфигуральный тип культуры предполагает…
а) развитость представления о цикличности времени
б) яркую выраженность традиций
в) высокую степень интеграции культур
г) яркую выраженность идеи прогресса
д) частые периоды стагнаций

26. когда была выработана теория «культурных кругов»?
а) в начале хх века
б) в середине xix века
в) в конце xviii века
г) в конце хх века
д) в начале xix века

27. какая культура не входит в европейскую цивилизацию?
а) испанская
б) французская
в) португальская
г) марокканская
д) итальянская

28. как с латинского языка переводится слово traditio?
а) усвоение
б) передача
в) упадок
г) генезис
д) развитие

29. понятие субкультура используют применительно к…
а) совокупности культур
б) союзу народов
в) государству
г) локальной социальной группе
д) обществу в целом

30. элитарная культура характеризуется…
а) конвейерным производством культурных ценностей
б) вовлечением в свою сферу абсолютного большинства населения
в) высокой востребованностью в развитости индивидуального сознания
г) наличием крупных финансовых резервов
д) обязательной прямой правительственной поддержкой

31. в основе понятия «культурный код» лежит представление…
а) о господствующем вероисповедании в культуре
б) о типе культуры
в) о наборе правил, способных послужить предпосылкой к появлению феноменов культуры (об организующей модели языка)
г) о форме политического устройства в государстве
д) об экономическом укладе общества

32. к какой языковой группе относится цыганский язык?
а) к романской
б) к германской
в) к индоарийской
г) к иранской
д) к анатолийской (хеттско-лувийской)

33. какой из этих языков считается «мёртвым»?
а) дравено-полабский
б) каталанский
в) фар
г) иврит
д) суахили

34. к какой языковой группе относится английский язык?
а) к германской
б) к романской
в) к индоарийской
г) к иранской
д) к кельтской

35. согласно естественнонаучной антропологической парадигме, считается, что зачатки культуры проявились в жизни…
а) архантропов
б) австралопитеков
в) синантропов
г) питекантропов
д) неандертальцев

36. система религиозных представлений о родстве с мифическим предком, в роли которого, как правило, выступают какие-либо животные или растения, называется…
а) шаманизм
б) анимизм
в) тотемизм
г) культ богини-матери
д) фетишизм

37. как называется обряд общения шамана с духами?
а) мистерия
б) коре
в) танец кроманти
г) камлание
д) кандомбле

38. считается, что шаман избирается…
а) советом старейшин
б) наром
в) союзом семей
г) духами
д) вождём

39. какая африканская страна с 330 г. исповедует христианство (правда, на основе монофизитства)?
а) нигерия
б) мали
в) сомали
г) бенин
д) эфиопия

40. считается, что древнеегипетское государство объединилось в 3000 г. до н. э. при фараоне…
а) тутанхамоне i
б) тутмосе ii
в) мене (менесе)
г) хеопсе
д) аменхотепе ii

41. древнейшие системы письма в египте были…
а) пиктографическими
б) клинописными
в) алфавитными
г) идеографическими
д) руническими

42. какой язык развился на основе древнеегипетского языка?
а) суахили
б) старославянский
в) фар
г) арамейский
д) коптский

43. какая составная часть человеческой сущности несёт персональную ответственность за содеянное, отвечает на загробном суде осириса?
а) ка
б) ба
в) рен
г) ах
д) шуит

44. что, согласно воззрениям древних египтян, есть сокровенное имя человека, способное замещать человека во время отсутствия его самого?
а) ах
б) ба
в) рен
г) шуит
д) ка

45. жрецы гелиопольской школы считали, что изначально из праокеана нун вышел этот бог, сотворивший остальных богов:
а) тот
б) осирис
в) сет
г) гор
д) атум

46. кто из древнеегипетских богов имел опыт собственного воскрешения?
а) ра
б) маат
в) осирис
г) атум
д) тефнут

47. кто из фараонов в xiv веке до н. э. проводил религиозную реформу?
а) тутмос iii
б) рамсес ii
в) аменхотеп ii
г) аменхотеп iv
д) джосер

48. при каком фараоне зародилась традиция строить пирамиды?
а) тутмос iii
б) рамсес ii
в) аменхотеп ii
г) аменхотеп iv
д) джосер

49. как называется город, который построил саргон великий?
а) ур
б) ларса
в) урук
г) киш
д) аккад

50. древнейшие системы письма в шумере были…
а) клинописными
б) пиктографическими
в) руническими
г) идеографическими
д) алфавитными

51. на каком языке написаны веды?
а) пехлеви
б) авестийский язык
в) арамейский язык
г) санскрит
д) пали

52. на основе какого алфавита записываются санскритские тексты?
а) брахми
б) бенгали
в) деванагари
г) гупта
д) гурмукши

53. синонимичным слову раджаньи является понятие…
а) брахманы
б) кшатрии
в) далиты
г) вайшьи
д) шудры

54. какая варна состоит из ремесленников и крестьян?
а) брахманы
б) кшатрии
в) далиты
г) вайшьи
д) шудры

55. как дословно переводится с санскрита понятие авидья?
а) неведение
б) закон
в) знание
г) миролюбие
д) война

56. в состоянии авидьи человек отождествляет себя с тем, что…
а) правильно организует его образ мысли
б) соответствует мировой дхарме
в) правильно организует его жизнь
г) чуждо его природе
д) соответствует его атману

57. особая симфония звуков, способствующая пробуждению ума в буддизме, называется…
а) мантры
б) сансара
в) пракрити
г) ахимса
д) война

58. какая из данных школ является не индуистской, а буддистской?
а) ньяя
б) миманса
в) тяньтай
г) вайшешика
д) йога

59. в каком году мухаммад начал проповедовать ислам?
а) в 570 г.
б) в 622 г.
в) в 610 г.
г) в 634 г.
д) в 655 г.

60. в каком году мухаммад бежал из мекки в ясриб?
а) в 570 г.
б) в 622 г.
в) в 610 г.
г) в 634 г.
д) в 655 г.

61. какое событие стало отправной точкой в исламском летоисчислении?
а) рождение мухаммада
б) смерть сына мухаммада
в) смерть мухаммада
г) бегство мухаммада из мекки в ясриб
д) начало проповеднической деятельности мухаммада

62. как называются здания, в которых мусульмане собираются на общую молитву?
а) синагога
б) мечеть
в) храм
г) зиккурат
д) собор

63. каким понятием мусульмане обозначают пятиразовую молитву?
а) закят
б) хадж
в) намаз (салят)
г) саум (ураза, рузе)
д) шахад

64. какой из столпов ислама прописан в 1-ой «открывающей» суре и считается наиболее важным?
а) закят
б) хадж
в) намаз (салят)
г) саум (ураза, рузе)
д) шахад

65. из скольких аятов состоит 1-ая «открывающая» сура?
а) 4
б) 45
в) 7
г) 12
д) 22

66. сколько сур включает в себя коран?
а) 114
б) 70
в) 78
г) 245
д) 218

67. мусульманское правоведение и собственно мусульманское право называется…
а) саум
б) джихад
в) фикх
г) шахад
д) закят

68. как называются местные законы, функционирующие в исламских странах?
а) шариат
б) укубат
в) фикх
г) адат
д) кияс

69. какая из данных стран является светской, а не исламской?
а) турция
б) саудовская аравия
в) пакистан
г) тунис
д) иран

70. какому направлению в исламе соответствуют идеи ибн ал араби?
а) шиизму
б) суннизму
в) суфизму
г) направлению хариджитов
д) направлению мурджиитов

71. кто из данных богословов относится к великим каппадокийцам?
а) августин блаженный
б) григорий нисский
в) ориген
г) тертуллиан
д) арий

72. понятие личность впервые было выработано в учении…
а) фомы аквинского
б) великих каппадокийцев
в) джона монтана
г) мартина лютера
д) ансельма кентерберийского

73. в каком городе прошёл первый вселенский собор?
а) в эфесе
б) в халкидоне
в) в александрии
г) в никее
д) в константинополе

74. какие киевские князья впервые приняли крещение?
а) олег
б) игорь
в) святослав игоревич
г) аскольд и дир
д) ярополк i святославович

75. в каком году в россии было введено патриаршество?
а) в 1453 г.
б) в 1480 г.
в) в 1550 г.
г) в 1589 г.
д) в 1725 г.

76. в каком году иван фёдоров издал первую в россии печатную книгу?
а) в 1497 г.
б) в 1503 г.
в) в 1550 г.
г) в 1589 г.
д) в 1564 г.

77. в каком году русской митрополит был впервые избран русскими епископами, а не назначен константинопольским патриархом?
а) в 1448 г.
б) в 1547 г.
в) в 1550 г.
г) в 1589 г.
д) в 1555 г.

78. согласно георгиевскому договору (1782 г.), именно это государство на вечные времена по собственной просьбе переходило в состав россии:
а) финляндия
б) грузия
в) украина
г) хивинское ханство
д) бухарский эмират

79. кто из русских художников написал картину «последний день помпеи»?
а) брюллов
б) левитан
в) верещагин
г) шишкин
д) крамской

80. кто из данных русских художников был баталистом (погиб на броненосце «петропавловск»)?
а) брюллов
б) левитан
в) верещагин
г) шишкин
д) крамской

81. кто из русских композиторов написал оперу «смерть за царя» («иван сусанин»)?
а) п. и. чайковский
б) м. п. мусоргский
в) а. п. бородин
г) м. и. глинка
д) н. а. римский-корсаков

82. кто из русских композиторов написал оперу «князь игорь»?
а) п. и. чайковский
б) м. п. мусоргский
в) а. п. бородин
г) м. и. глинка
д) н. а. римский-корсаков

83. кто из данных русских художников писал преимущественно морские пейзажи?
а) перов
б) пукирев
в) шишкин
г) серов
д) айвазовский

84. песня «stranger in paradise», известная в исполнении английской певицы сары брайтман, имеет музыкальную основу, взятую из второго действия оперы…
а) «сорочинская ярмарка»
б) «борис годунов»
в) «князь игорь»
г) «снегурочка»
д) «псковитянка»

85. какой из данных предметов не входил в состав «семи свободных искусств» (тривиум и квадривиум)?
а) арифметика
б) риторика
в) грамматика
г) музыка
д) физика

86. когда был казнён сократ?
а) в 476 г. до н. э.
б) в 406 г. до н. э.
в) в 326 г. до н. э.
г) в 399 г. до н. э.
д) в 245 г. до н. э.

87. когда был основан город рим?
а) в 436 г. до н. э.
б) в 806 г. до н. э.
в) в 753 г. до н. э.
г) в 816 г. до н. э.
д) в 243 г. до н. э.

88. как называется слияние нескольких родовых посёлков в один город?
а) диахрония
б) урбанизация
в) генезис
г) синойкизм
д) агонистика

89. кто был вторым римским царём?
а) ромул
б) нума помпилий
в) тарквиний гордый
г) тулл гостилий
д) тарквиний древний

90. кто в римском обществе ввёл социальное разделение по профессиональному принципу?
а) ромул
б) нума помпилий
в) тарквиний гордый
г) тулл гостилий
д) тарквиний древний

91. в древней греции софисты считали, что истина…
а) абсолютная
б) безупречная
в) логичная
г) относительная
д) точная

92. в средневековых университетах в основе правового образования лежало…
а) римское право
б) солическая правда
в) русская правда ярослава мудрого
г) законы xii таблиц
д) судебник ивана iii 1497 г.

93. кого в древней греции называли софистами?
а) мудрецов-отшельников
б) мудрецов-правителей
в) натурофилософов
г) платных учителей мудрости
д) мудрых аскетов

94. когда в государстве франков была проведена бенифицианская реформа?
а) в конце x века
б) в начале vii века
в) в середине viii века
г) в середине xi века
д) в начале x века

95. искусство истолкования текстов библии, точного выведения смыслов из текстов библии называется…
а) схоластика
б) экзегетика
в) суфизм
г) апологетика
д) креационизм

96. принцип, в соответствии с которым бог из ничего сотворил живую и неживую природу, называется…
а) креационизм
б) экзегетика
в) провиденциализм
г) апологетика
д) патристика

97. по мнению деятелей эпохи ренессанса, человек должен был найти критерий совершенства в…
а) в человеческой истории
б) античной мифологии
в) в государстве
г) в собственном имманентном мире
д) в понтифике

98. по мнению деятелей эпохи ренессанса, человек может выявить меру божественного в области…
а) политики
б) экономики
в) военного дела
г) церкви
д) искусства

99. кто является автором «утопии»?
а) т. кампанелла
б) т. мор
в) а. фиренцуола
г) л. эмбрео
д) м. фичино

100. кто из данных композиторов является автором самой первой оперы?
а) стефано ланди
б) антонио вивальди
в) клаудио монтеверди
г) алессандро скарлатти
д) оттавио ринуччини

101. как с латинского языка переводится слово fuga?
а) бег
б) прыжки
в) музыка
г) струна
д) нота

102. какая из данных опер написана г. перселом?
а) «евридика»
б) «дидона и эней»
в) «дафна»
г) «св. алексей»
д) «плач ариадны»

103. в 1517 году начинается время…
а) крестьянской войны в германии
б) тридцатилетней войны
в) реформации
г) летоисчисления в исламе
д) iii крестового похода

104. как буквально с итальянского языка переводится слово barocco?
а) вычурный, причудливый
б) образцовый
в) нормативный
г) изогнутый
д) правильный

105. в музыке первым представителем романтизма считается…
а) моцарт
б) лист
в) шопен
г) шуберт
д) сальери

106. какой композитор под влиянием событий июльской революции 1830 года написал «траурно-триумфальную симфонию»?
а) бетховен
б) бизе
в) лист
г) берлиоз
д) шуман

107. кто из данных художников не является импрессионистами?
а) к. а. коровин
б) э. дега
в) к. моне
г) о. ренуар
д) франциско хосе де гойя

108. кто из этих композиторов является автором оперы «аида»?
а) в. а. моцарт
б) д. верди
в) д. пуччини
г) ф. арайя
д) к. дебюсси

109. кто из этих художников является представителем фовизма?
а) а. матис
б) ван гог
в) к. моне
г) с. дали
д) п. пикассо

110. кто из данных мыслителей развивал идеи сверхчеловека?
а) с. кьеркегор
б) г. зиммель
в) а. камю
г) ф. ницше
д) ж. п. сартр

111. кто из этих композиторов является автором оперы «тоска»?
а) в. а. моцарт
б) д. верди
в) д. пуччини
г) ф. арайя
д) к. дебюсси

112. кто из этих русских художников является автором картины «боярыня морозова»?
а) суриков
б) перов
в) айвазовский
г) верещагин
д) кустодиев

113. идеи какого деятеля поддерживала боярыня морозова?
а) кальвина
б) лютера
в) аввакума
г) никона
д) августина блаженного

114. кто был главным оппонентов для нила сорского в вопросе отношения церкви к собственности?
а) и. волоцкий
б) и. лойола
в) царь иван iii
г) григорий палама
д) сергий радонежский

115. как называются храмовые постройки в шумерской культуре?
а) мечеть
б) минарет
в) собор
г) зиккурат
д) синагога

116. эпоха ренессанса началась в…
а) португалии
б) шотландии
в) англии
г) италии
д) польше

117. на каком языке, по мнению протестантов, следует читать библию?
а) на латинском
б) на древнегреческом
в) на иврите
г) на своём национальном
д) на старославянском

118. кто из этих древнегреческих персонажей не является богом?
а) афродита
б) гера
в) зевс
г) ахиллес
д) диана

119. кто из этих людей в германии дал основы протестантизму?
а) ансельм кентерберийский
б) п. абеляр
в) р. декарт
г) и. лойола
д) м. лютер

120. в какой религии развито представление о богочеловеке?
а) зороастризм
б) ислам
в) иудаизм
г) буддизм
д) христианство

121. понятие культурогенез означает…
а) процесс освоения индивидом норм и ценностей культуры
б) процесс адаптации индивида к окружающей среде
в) период возникновения и становления культуры
г) период стагнации
д) период упадка культуры

122. элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых общностях в течение длительного времени, называются…
а) обычаем
б) церемониалом
в) ритуалом
г) традицией
д) обрядом

123. сознательное, целенаправленное истребление отдельных групп населения по национальным, расовым, религиозным признакам называется…
а) конфронтацией
б) сепарацией
в) сегрегацией
г) депортацией
д) геноцидом

124. в какой из этих стран преобладает католицизм?
а) сербия
б) греция
в) польша
г) саудовская аравия
д) белоруссия

125. в какой из этих стран преобладает ислам?
а) португалия
б) великобритания
в) пакистан
г) индия
д) латвия

126. какой день недели, по мнению шумерских жрецов, является несчастным?
а) понедельник
б) суббота
в) воскресение
г) четверг
д) пятница

127. историческая культурология изучает…
а) процесс исторического развития культур
б) метафизические основания культуры
в) процесс адаптации человека к культурной среде
г) реакцию психики человека на культурные феномены
д) структуру культуры

128. в какой из этих стран живут бушмены?
а) намибия
б) сенегал
в) гамбия
г) аргентина
д) оман

129. какого из этих литературных деятелей в июне 2007 года поздравлял президент рф в. в. путин с государственной премией?
а) михалкова
б) солженицына
в) спевакова
г) вишневскую
д) соколова

130. кто из данных учёных был в 2000 году удостоен нобелевской премии по физике?
а) ж. и. алфёров
б) с. х. арасон
в) а. г. волков
г) ю. с. осипов
д) н. а. машкин

131. кто из данных богов в зороастризме символизировал верность договору и справедливость?
а) анахитра
б) ахура-мазда
в) варуна
г) митра
д) анхара-майнью

132. кто из этих богов наиболее почитался в зороастризме?
а) анахитра
б) ахура-мазда
в) варуна
г) митра
д) анхара-майнью

133. представители какой религии вытеснили зороастризм с территории ирана?
а) христианства
б) ислама
в) буддизма
г) индуизма
д) иудаизма

134. как называется священная книга зороастризма?
а) библия
б) коран
в) авеста
г) тора
д) веды

135. кто из этих людей стал родоначальником еврейской нации?
а) моисей
б) навин
в) адам
г) авраам
д) енох

136. как называется здание, где евреи молятся?
а) зиккурат
б) мечеть
в) собор
г) синагога
д) митреум

137. как называется мистическое учение в иудаизме?
а) брит
б) каббала
в) мишна
г) гемара
д) галаха

138. какое из этих направлений не является иудейским?
а) караимы
б) хасиды
в) фарисеи
г) саддукеи
д) суфизм

139. на каком языке говорят евреи?
а) санскрит
б) хинди
в) авестийский
г) иврит
д) арабский

139. на каком языке говорят евреи?
а) санскрит
б) хинди
в) авестийский
г) иврит
д) арабский

140. кто, согласно тексту ветхого завета, вывел евреев из египта?
а) енох
б) навин
в) моисей
г) давид
д) соломон

141. кто из этих древнеегипетских богов был центральным в городе гелиополь?
а) ра
б) осирис
в) сехмет
г) амон
д) птах

142. в какой из этих стран живут племена бушменов?
а) чили
б) эфиопия
в) гамбия
г) намибия
д) оман

143. кто из этих древнеегипетских богов был центральным в мемфисе?
а) гор
б) осирис
в) сехмет
г) амон
д) птах

144. кто из этих древнеегипетских богов был центральным в городе фивы?
а) ра
б) осирис
в) хатор
г) амон
д) тот

145. какой бог в зороастризме считался центральным и несотворённым?
а) анахита
б) варуна
в) митра
г) ахура-мазда
д) раман

146. кто из этих зороастрийских богов выражал идею справедливости и верности договору?
а) митра
б) варуна
в) анахита
г) ахура-мазда
д) рашну

147. в какую страну бежали многие зороастрийцы, спасаясь от мусульманских завоевателей?
а) испания
б) франция
в) египет
г) византия
д) индия

148. какое из этих преступлений в исламском судопроизводстве относится к категории хадд?
а) убийство
б) воровство
в) хулиганство
г) блуд
д) обман своего единоверца

149. что в православной церкви не является таинством?
а) соборование
б) причастие
в) крещение
г) пост
д) миропомазание

150. какое из данных таинств православной церкви происходит во время крещения и составляет с крещением единый богослужебный чин?
а) соборование
б) венчание
в) крещение
г) причастие
д) миропомазание


Ключи к тесту


1 – а
2 – а
3 – б
4 – б
5 – г
6 – д
7 – г
8 – в
9 – г
10 – г
11 – г
12 – в
13 – д
14 – в
15 – а
16 – г
17 – а
18 – г
19 – б
20 – в
21 – г
22 – д
23 – а
24 – в
25 – г
26 – а
27 – г
28 – б
29 – г
30 – в
31 – в
32 – в
33 – а
34 – а
35 – д
36 – в
37 – г
38 – г
39 – д
40 – в
41 – г
42 – д
43 – б
44 – в
45 – д
46 – в
47 – г
48 – д
49 – д
50 – а
51 – г
52 – в
53 – б
54 – г
55 – а
56 – г
57 – а
58 – в
59 – в
60 – б
61 – г
62 – б
63 – в
64 – д
65 – в
66 – а
67 – в
68 – г
69 – а
70 – в
71 – б
72 – б
73 – г
74 – г
75 – г
76 – д
77 – а
78 – б
79 – а
80 – в
81 – г
82 – в
83 – д
84 – в
85 – д
86 – г
87 – в
88 – г
89 – б
90 – б
91 – г
92 – а
93 – г
94 – в
95 – б
96 – а
97 – г
98 – д
99 – б
100 – д
101 – а
102 – б
103 – в
104 – а
105 – г
106 – г
107 – д
108 – б
109 – а
110 – г
111 – в
112 – а
113 – а
114 – а
115 – г
116 – г
117 – г
118 – г
119 – д
120 – в
121 – в
122 – г
123 – д
124 – в
125 – в
126 – б
127 – а
128 – а
129 – б
130 – а
131 – г
132 – б
133 – б
134 – в
135 – г
136 – г
137 – б
138 – д
139 – г
140 – в
141 – а
142 – г
143 – д
144 – г
145 – г
146 – а
147 – д
148 – г
149 – г
150 – д


Учебное издание


ПанищевАлексей Леонидович


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации