Конспект лекций по предмету "История науки"

Узнать цену работы по вашей теме


Общая характеристика и основные научные достижения

Формирование и утверждение «классической рациональности» в науке относят обычно к эпохе становления буржуазного общества в Европе, эпохе ранних буржуазных революций и начала промышленного переворота, к эпохе Новой философии, первого расцвета экспериментально-математического естествознания, создания классической физики. Эта эпоха начинается на рубеже XVI-XVII вв. с творчества Ф.Бэкона и Р.Декарта и завершается в XIX в. вместе с созданием неевклидовых геометрий и иррационалистической философии. Именно эта эпоха занимает центральное, ключевое место во всей истории науки. Это была эпоха веры вразум, науку и прогресс, основанный на научном знании. Антропоцентризм Возрождения был не столько заменён, сколько дополнен нооцентризмом и сциентизмом, поскольку сущность человека усматривалась в его разумности, а высшим проявлением разума признавалась наука. Можно назвать это время эпохой просвещения в широком смысле этого слова, который имел в виду Пушкин: о, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух...
Классическое определение сущности Просвещения дано Кантом: это - выход человека из состояния духовного несовершеннолетия, духовной зависимости, подопечности. Девиз Просвещения: имей смелость пользоваться собственным умом. Его главные принципы – 1) автономия (самозаконность) и верховенство разума, 2) свобода, самостоятельность, самоопределение личности благодаря наличию в ней этой высшей способности. Для этой эпохи характерно также тотально критическое отношение к прошлому, к традиции (к обычаю, ко всему существующему, «позитивному», «данному») и к авторитету (особенно церковному), стремление переделать, перестроить всё заново на разумных началах и оптимистическая вера в будущее.
Философы и учёные считали себя, если можно так выразиться, миссионерами разума, которые должны открыть всем людям новую, научную истину, подобно тому как христианские миссионеры чувствовали себя призванными открыть всем народам религиозную истину Откровения. Они стремились и религию поставить под контроль и руководство разума, т.е. сделать её рациональной, разумной, научно обоснованной. Рациональная проверка должна исключить из традиционной религии «суеверия» и заменить их разумной верой в Бога, т.е. «естественной религией», или, как выразился Кант, «религией в пределах разума». Эпоха Просвещения породила и воинствующий атеизм и материализм, который нашёл своё наиболее яркое воплощение во французском материализме XVIII в. и который утверждал противоположность и несовместимость веры и разума, религии и науки, и считал главной причиной существования религии невежество, недостаток знания, непонимание истинных причин вещей. Поэтому постепенное распространение научных знаний в народе, прогресс общества со временем неизбежно, по их убеждению, приведут к исчезновению религии, место которой займут наука и искусство. Гёте выразил эту мысль так: у кого нет науки и искусства, у того пусть будет религия; у кого есть наука и искусство, у того тем самым есть и религия.
Научное, то есть истинное знание, как полагали новые философы - сила, оно способно дать человеку власть над природой, стать неиссякаемым источником материальных благ, оно позволит найти и установить наилучшее, совершенное общественное устройство (идея научного управления обществом). Природа рассматривается в это время преимущественно с позиций механики, т.е. как огромная (и даже бесконечная) машина, устройство и законы действия которой вполне познаваемы для разума. Мир – не храм, а мастерская, и человек в нём – работник. Общество же трактуется как результат исторически возникшего общественного договора людей друг с другом ради обеспечения безопасности, прав и свобод каждого человека как политически равного всем другим самостоятельного гражданина.
Становление буржуазного общества было неразрывно связано с новыми идеями частной собственности, свободного предпринимательства и связанной с ним конкуренции, экономической свободыи экономического рационализма (рационального, в том числе научного ведения хозяйства, в частности, точного количественного учёта). Об этом свидетельствует, например, появление первых трактатов по «поли­тической экономии», рассматривавших государство в целом как единое хозяйство или предприятие, первых трудов по расчету национального дохода, доходов на душу населения, первых подсчётов численных величин рождаемости и смертности и т.д. Процесс расширения экономической свободы сопровождается появлением и разработкой идей классического либерализма, который в качестве экономической теории требует свободы хозяйственной деятельности, в качестве же философии права даёт фундаментальное теоретическое обоснование «всеобщих естественных и неотъемлемых прав человека. Идеи Просвещения имели далекоидущие последствия для организации и устройства государства. Именно философы этой эпохи сформулировали те основополагающие принципы, которые до сих пор лежат в основе современных «цивилизованных» обществ: суверенитет народа (государственная власть принадлежит исключительно народу); общественный договор (власть временно, по договору, передаётся народом избранным им чиновникам, президенту и правительству и т.д.); разделение властей (для исключения злоупотреблений власть должна быть разделена между взаимно контролирующими друг друга ветвями - законодательной, судебной и исполнительной властью); демократическое участие (каждый гражданин имеет равное с другими право избирать и быть избранным в органы государственной власти, имеет право влиять на создание и функционирование государства). Либерализм как образ мышления об обществе – важная составная часть «классической рациональности».
Её формирование в науке начинается с выражения недоверия всему предшествующему знанию, с признания его недостоверности, с постановки вопроса о необходимости создания совершенно нового метода научного познания, при помощи которого необходимо построить заново, с самого началавсю сумму научных знаний на новом, теперь уже совершенно прочном, несокрушимом фундаменте. Это стремление к единому для всех учёных, универсальному, строгомунаучному методу, способному дать наконец абсолютно достоверное знание о мире, новая наука отличается от «необузданных» и довольно хаотических поисков и синтезов Возрождения. Её отличает ярко выраженный методологический и рефлексивный характер.
На что можно опереться в поисках истинного, надёжного знания, если мы не доверяем всему, что написано в книгах, что передано традицией, чему учили в школах и университетах? В качестве фундамента нового метода и надёжного источника знания признавался либо собственный опыт, дающий неопровержимые факты, подлежащие обобщению путём индукции, либо разум, присущий человеку и способный находить в самом себе самоочевидные истины и делать из них логические, дедуктивные выводы. Поэтому классическая рациональность была реализована в двух основных формах и развивалась по двум основным направлениям. Одно из них ориентировалось преимущественно на на наблюдение (в том числе самонаблюдение, внутренний опыт) и эксперимент, второе – на математику.
Первое направление, классический эмпиризм, видело основу познания в чувственном восприятии, в опыте; правильное употребление разума должно упорядочивать восприятия, сводить их в факты опыта и делать из них индуктивные выводы, обобщения. Классический эмпиризм нашёл своё воплощение прежде всего в экспериментально-математическом исследовании природы в трудах Галилея, Ньютона и других выдающихся физиков, химиков, биологов XVII-XVIII вв., а также в творчестве представителей философского эмпиризма от Ф.Бэкона до Д.Юма, которые строили новую методологию и новую теорию познания. Эмпиризм был настроен трезво-скептически, ставил вопрос о границах познания, признавал относительность всех «истин». Поскольку всякое знание, с его точки зрения (в том числе теоретическое) – это знание фактов опыта, постольку оно всегда ограничено, всегда не вполне достоверно, всегда может быть дополнено, уточнено или вовсе опровергнуто новым опытом.
Второе направление можно назвать классическим рационализмом. Его представители, начиная с Р.Декарта и кончая Г.Гегелем, утверждали возможность познания действительности из чистых принципов мышления, независимых от опыта и удостоверяемых интеллектуальной интуицией самосознательного субъекта («врожденных идей», истин разума» и т. д.); разумностьмира, его логическая структура делают возможным его аксиоматически-дедуктивное познание; «чистый» рационализм нашёл себе применение преимущественно в метафизике. Классический рационализм был ориентирован онтологически, он искал первые начала и последние основания всякого бытия и всякого знания, абсолютную истину, аподиктическую достоверность. Его представители стремились понять мир как единое целое, построить всеобъемлющую систему научного знания, тяготели к энциклопедическому синтезу, к идеалу полной и однозначной логической упорядоченности всего человеческого знания (идеал «универсальной математики»).
«Эмпиристы» стремились к радикальной реформе науки и философии, хотели создать философию нового типа, которая по своей обоснованности и достоверности настолько же превосходила бы традиционную метафизику, насколько экспериментально-математическое исследование природы у Галилея и Ньютона превосходит старую «наивную» натурфилософию Демокрита или Аристотеля. Рационалисты, напротив, стремились продолжить старую метафизическую традицию, модернизировать её в соответствии с новыми условиями, в том числе – перед лицом новой науки.
Основные научные достижения:
- астрономические открытия, методология и динамика Галилея
- открытие законов Кеплера
- теория науки Бэкона (обоснование и методология экспериментальной индукции)
- аналитическая геометрия Декарта
- методология и механическая физика Декарта
- введение десятичных дробей (Симон Стевин)
- математические исследования Паскаля и Ферма (теория конических сечений, принцип наименьшего действия, экстремумы, теория вероятностей, комбинаторика)
- математика переменных величин, дифференциальное и интегральное исчисление (Ньютон и Лейбниц), понятие функции
- гидродинамика (Торричелли)
- основание научной химии (Бойль, Лавуазье)
- теория горения Лавуазье (открытие сложного состава воздуха, газов, кислорода)
- анатомия и морфология растений (Юнгий, Грю, Мальпиги), открытие клеточного строения растений (Гук)
- зоологическая систематика (Рей, Э.Дарвин, Ламарк)
- «Философия ботаники» Линнея
- динамика и оптика Ньютона (корпускулярная теория света, законы движения, теория всемирного тяготения)
- механика и оптика Гюйгенса (волновая теория света)
- монадология Лейбница
- создание минералогии и геологии (Стено, Кронштедт, Бергман, Вернер, Бюффон)
- зарождение палеонтологии, эмбриологии, биомеханики
- изучение строения насекомых (Сваммердам)
- изобретение механических часов, микроскопа, термометра, барометра и др. важнейших научных инструментов
- математические исследования братьев Бернулли, Эйлера, Даламбера, Лагранжа, Клеро, Лапласа (дифференциальные уравнения, уравнения в частных производных, теория функций комплексного переменного, дифференциальная геометрия, разложение функций в ряды и т.д.)
- создание акустики (Хладни)
- исследование магнетизма, электричества (закон Кулона), «животного электричества» (Гальвани)
- идея естественной эволюции (Бюффон, Кант, Сент-Илер, К.Ф.Вольф)
- энциклопедическая система Вольфа
- трансцендентальная философия Канта
- диалектика в немецком идеализме (Фихте, Шеллинг, Гегель)

Понятие «классической рациональности» в науке и философии.Понятие «классической рациональности» возникло в связи различением «исторических типов научной рациональности». В науке, научном исследовании, научном знании можно выделить общие признаки, отличающие науку вообще, как таковую и взятую в целом, от всех видов знания иного рода (предметность, обоснованность, систематичность и т.д.), а также специфические признаки, отличающие науку одной эпохи от науки другой эпохи. Эти специфические отличительные признаки зависят от характера общества. Понятие «тип рациональности» и служит преимущественно для обозначения идеалов и норм науки, характерных лишь для науки одного исторического периода и отличающих её от идеалов и норм, присущих науке другой эпохи.
Исходным материалом для различения «типов рациональности» послужили прежде всего революции в физике. Классическая рациональность, по мнению акад. В.С.Стёпина, формируется на основе общенаучной рациональности в эпоху Возрождения и в начале Нового времени, и охватывает собой XVII-XIX вв. Её характерные черты таковы:
1) в человеке есть разум, который способен как бы «со стороны» познавать мир, существующий сам по себе, независимо от разума;
2) цель научного познания мира – построение чисто объективной картины мира, то есть познание вещей такими, каковы они сами по себе, независимо от нас;
3) поэтому из научного знания (в отличие от иных видов знания) должно быть элиминировано (удалено) всё, что относится к субъекту познания, его свойствам, средствам его познавательной деятельности, познавательным и практическим операциям;
4) главная методологическая (и гносеологическая) проблема для учёного и теоретика науки – отношение теории и опыта (фактов), причём теория рассматривается как обобщение опыта;
5) есть лишь один, единый для всех наук, верный научный метод, ведущий к одной-единственной истине относительно данного предмета исследования (показывающей, каков он «на самом деле» или «сам по себе»); можно назвать эти признаки методологическим универсализмом и фундаментализмом.
Такое понимание науки, по мнению В.С.Стёпина и других исследователей, выражает не общую сущность науки и научного мышления, но лишь их особую разновидность, частную модификацию, обусловленную особенностями европейского общества эпохи Возрождения и Нового времени, особенностями, отличающими эпоху раннего капитализма от античных (рабовладельческих) и средневековых (феодальных) обществ. Например, в классическом понимании научной рациональности отобразилось общественное положение учёного того времени, широкое распространение механических процессов в производстве, привлечение учёных к ремесленно-технической деятельности и их соприкосновение с товарным и прибыльным пониманием реальности.
Это понимание классической рациональности, однако, лишь на историю физики. Нетрудно увидеть, что оно не соответствует некоторым важнейшим философским учениям этого периода. Однако исключать философскую мысль этого времени из истории науки было бы в корне неверно, не только потому, что позитивистского противопоставления науки и философии тогда ещё не было, не только потому, что и границы между наукой и философией в то время также не было, но в первую очередь потому, что ряд крупнейших философов Нового времени стремился к созданию системы философии именно как высшей, или «абсолютной» науки, основываясь на самом глубоком и тщательном исследовании того, что такое «наука». Кроме того, понятие «неклассического» применяется не только для характеристики изменений, произошедших в стиле научного мышления математиков или естествоиспытателей, но и для характеристики специфических отличий некоторых философских учений XIX-XX вв. и их противопоставления всей предшествующей традиции философской мысли.
Если опираться не на историю одной лишь физики, а на историю научной и философской мысли Нового времени в целом, и помнить о том, что никакой линии «демаркации» между философией и наукой в классическую эпоху не проводилось, что понимание науки было частью общего понимания мира и назначения человека, то следует выделить несколько иные черты и признаки «классической рациональности», которые заметно отличаются от намеченных В.С.Стёпиным:
1) философия изначально была любовью к мудрости и этот идеал сохраняется в науке и философии Нового времени;
2) от Фалеса до Гегеля философы (учёные) исходили из того, что мир устроен разумно, мудро; классика признаёт, что мир и жизнь имеют смысл;
3) разум от древности до классической рациональности – высшая способность человека, самая большая сила в нём, а страсть к познанию – самая сильная страсть, способная подчинить себе все остальные, так что человек может и должен подчинить свою жизнь разуму, жить разумно, – и именно в этом состоит его высшее благо;
4) истина достижима, поскольку
5) разум один и един во всех мыслящих существах, тождествен во всех индивидах, поэтому существуют
6) единые для всех мыслящих существ истины, истины факта и истины разума, всеобщие и общезначимые;
7) наука - наиболее совершенное знание, в неё входит одно лишь истинное знание;
8) научное знание может и должно быть обосновано абсолютно фундаментально – есть абсолютно достоверные первые начала или последние основания всякого знания (фундаментализм);
9) есть лишь один, универсальный, единый во всех науках метод достижения такого рода знания, применимый ко всем объектам познания (методологический универсализм);
10) мышление и бытие соответствуют друг другу, взаимосвязаны, соразмерны, родственны, единосущны и т.д.; Декарт, например, утверждает, что мы можем адекватно познать порядок и связь вещей лишь в том случае, если ясно и отчётливо сознаём состояния своего собственного ума, его операции и действия, посредством которых этот внешний объект конструируется (моделируется) в нас самих как «предмет» познания;
11) разум самостоятелен, автономен (самозаконен), самосознателен, то есть обладает способностью абсолютной рефлексии, иначе говоря, способен дать себе полный отчёт во всех своих действиях;
12) эта способность разума осознавать и контролировать любое своё действие и служит в конечном счёте основанием полной достоверности и признания истинности утверждения; без самосознания как знания о себе невозможно никакое познание как знание о внешнем мире;
13) разум рассматривается как спонтанная деятельность, а мир, соответственно, -как предмет деятельности; объективный мир мыслился в терминах свободной деятельности субъекта, как её предмет, всякая «вещь» осмысливается в структуре самосознательного, деятельного, контролируемого субъект-объектного отношения;
14) так как сам разум автономен, то и учёный автономен, самодостаточен в своих занятиях: содержание научного знания не зависит от факторов, лежащих вне самой науки, вне познавательной деятельности;
15) как мир – один, как разум – один во всех людях, так и знание – едино, и опыт познания и деятельности отдельных людей складывается в один-единый общечеловеческий опыт; спонтанная активность познавательной деятельности продуцирует непрерывный, всегда внутренне связный, общезначимый, один и тот же для всех разумных существ опыт относительно одного и того же для всех существ мира;
16) классическая философия и наука от Фалеса до Гегеля была учением о сущности – единой, общей сущности мира, общей для всех сущности человека; сущность противополагалась явлению, видимости, несущественному, случайному и т.д.; предполагалось, что единство разума даёт возможность каждому человеку своим собственным разумом (как бы из одной и той же для всех «точки») видеть эту общую сущность всех вещей (всеобщее, субстанцию, абсолют и т.п., иначе говоря, есть нечто вроде абсолютной «системы отсчёта» не только в физике, но в познании вообще);
17) классическая философия признавала абсолютные исходные точки опоры в познании, непоколебимые очевидности, непосредственные достоверности, имеющие абсолютно всеобщее, безотносительное значение;
18) иначе говоря, она признаёт существование чистого знания («нейтральный» факт, «аподиктическая истина», Откровение Бога);
19) классика понимает философиюкакнауку, причём – высшую науку, которая не зависит ни от чего иного, сама себя обосновывает и составляет тем самым первую основу всякого иного знания и практической деятельности.
Этот «классический дух» проявился и реализовал себя не только в философии, но и в хозяйственной деятельности (экономический рационализм капитализма), в политике (политический рационализм, права человека, правовое государство), в художественной литературе, изобразительном искусстве (реализм), педагогике, математике, физике, филологии, понимании истории и т.д. В самых разных областях культуры молчаливо и неявно кладётся в основу представление о человеке как «разумном существе», как существе, в котором есть «искра Божья», независимая от любых обстоятельств своего горения. В самых различных областях жизни общества и деятельности людей явной или неявной предпосылкой выступает классический образ человека как самостоятельного и свободного субъекта, руководимого прежде всего разумом, долженствующего стремиться прежде всего к разумно понятому благу, идея рациональности, рационализируемости, учёта и контроля, необходимости самосознательного самоотчёта, рефлексии, самоконтроля, равенства людей (в силу единства разума), их естественного права на проявление и развитие своей разумной сущности, на творчество, самореализацию, духовный и материальный прогресс.
Классический дух рисует и определённый образ учёного, философа - как человека, занимающего привилегированное положение в обществе (и даже мироздании, в отношении к Космосу и Богу) – как человека, в котором общечеловеческая разумная сущность нашла наиболее полное и чистое выражение, как носителя знания, нужного всем, как обладателя истины, к которой (в силу разумной сущности) стремятся (пусть и неосознанно) все, который, следовательно, может и должен быть «миссионером» истины, разума, науки – Учителем и Просветителем с большой буквы. Философ и учёный стоит как бы над всеми, выше всех, выше всего общества, он способен мыслить «абсолютно», «божественно», «чисто», постичь скрытую сущность вещей и мысли Бога и поделиться светом истины со всеми остальными.
Этот дух явственно ощущается и в творчестве Платона (вспомним знаменитый миф о пещере в седьмой книге «Государства»), и в миссионерстве христианских священников, и в работах скромных немецких профессоров Канта и Гегеля.
Можно ли объяснить сам этот «дух классики» каким-то определённым устройством общества, которое обусловливает и соответствующее положение в этом обществе носителя знания (учёного, философа, интеллектуала) и порождает, как утверждают ныне некоторые «философы науки» соответствующие иллюзии и о значении (назначении) учёного и о сущности самого знания?
Необходимо учитывать, что очерченный выше идеал научности сформировался ещё в эпоху античности, и существовал на протяжении двадцати пяти веков. Он был систематически разработан и обоснован Аристотелем, а первый классический образец дал Евклид в своих «Началах». Этому образцу Аристотеля-Евклида следовал классический рационализм Декарта-Спинозы-Лейбница. По этому образцу строил свои «Начала» Ньютон. Вплоть до самого недавнего прошлого он был для учёных практически самоочевидным. Сегодня этот идеал, однако, подвергается сомнению, критике и отрицанию даже в математике, не говоря о других, менее строгих и доказательных областях научного знания. Этот процесс разрушения классических идеалов начался с революции в математике (неевклидова геометрия) и в физике (теория относительности, квантовая механика). В философии он начался с критики гегелевской философии в позитивизме, марксизме и иррационализме.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации