Конспект лекций по предмету "Психология"

Узнать цену работы по вашей теме


Психика и мозг

Чтобы лучше понять законы функционирования психической дея­тельности человека, особенности ее протекания и строения, следует ознакомиться с тем, как устроен основной орган его психической дея­тельности - мозг - и как соотносятся с ним различные проявления пси­хической жизни человека.
На протяжении длительной эволюции органического мира - от про­стейших одноклеточных животных до человека - физиологические меха­низмы поведения непрерывно усложнялись.
Так, у одноклеточного орга­низма единственная клетка выполняет все функции жизнедеятельности. Это орган ощущающий, двигательный, пищеварительный. Естественно, что его возможности очень ограничены.
У более высокоорганизованных животных происходит специализация органов, выраженная в появлении клеток, единственной функцией которых становится восприятие сигна­лов (это рецепторы). Другие клетки берут на себя осуществление мы­шечной работы или секреции различных желез (это эффекторы). Но специализация разделяет органы и функции, а целостная жизнедея­тельность организма требует непрерывной связи между ними, что дос­тигается благодаря центральной нервной системе, работающей как единое целое.
Уровень и формы психического отражения зависят от уровня развития органов чувств и нервной системы живого организма. Первичным свойством живой материи является раздражимость, присущая даже одноклеточным. Изменение условий существования живых организмов и разви­тие в связи с этим нервной системы приводят к возникновению ощу­щения — простейшей формы психического отражения. Далее, эволюция нервной системы идет по линии все большей дифференциации и интеграции. Первич­ной принято рассматривать сетевидную нервную систему, которая обладает двусторонней проводимостью. Затем появляется ганглиозная(цепочечная) нервная система, характеризующаяся односторонней проводимостью и существованием равноценных нервных узлов в каждом сегменте тела (червеобразные). На этой базе зарож­дается нервная система членистоногих, где достаточно четко выде­ляются 3 отдела (брюшной, грудной и головной) и появляется иерархия головного отдела (ведущая роль надглоточного узла). Далее возникает трубчатая нервная система хордовых, а затем и позвоночных, где складывается центральная нервная система. (ЦНС)
У всех позвоночных общий план строения нервной системы одина­ковОсновной элемент нервной системы - нервные клетки, или нейроны. Нейрон состоит из тела клетки и отростков - дендритов (вос­принимающих возбуждение) и аксонов (передающих возбуждение). Кон­такт аксона с дендритом или телом другой нервной клетки называется синапсом. Синапсу придается решающее значение при объяснении ме­ханизма установления новых связей в нервной системе.
ЦНС состоит из спинного и головного мозга. Ее различные части выполняют разные виды сложной нервной деятельности. Чем выше расположена та или иная часть мозга, тем сложнее её функции. Ниже всех расположен спинной мозг. Его функция – регуляция работы отдельных мышечных групп и внутренних органов. Над ним расположен продолговатый мозг с мозжечком – координация совместной деятельности больших групп мышц и систем внутренних органов- дыхания, кровообращения, пищеварения. Еще выше – средний мозг – регуляция сложных движений и положений тела. Наиболее высокие отделы ЦНС – большие полушария головного мозга. Они покрыты слоем нервных клеток –коройголовного мозга. В глубине полушарий находятся скопления нервных клеток – подкорковые узлы. Кора и подкорка осуществляют самые сложные функции рефлекторной деятельности. Кора является органом сознательной психической деятельности, поэтому вопрос о локализации психических функций в коре головного мозга остается одним из основных в физиологии ВНД и психологии. Первую попытку сделал в начале 19 в. Ф.Галль. Он считал, что различные способности психики имеют четкую локализацию в мозгу человека и их можно определить по выступам на черепе, где разрастается нервная ткань, соответствующая данной способности, образуя выпуклость на черепе. (френология). Основу современных представлений по данному вопросу заложил французский ученый П. Брока, выделивший в 1861 г. центр речи. В 1873 г. немецкий психиатр К. Вернике обнаружил центр словесной глухоты. В 1934 г., обобщив наблюдения над ранеными с повреждениями мозга во время Первой мировой войны, нем. Психиатр К. Клейст составил локализационную карту мозга. Однако, дальнейшие исследования показали, что психические процессы являются функцией всего мозга в целом, а не только отдельных его участков.
Для того чтобы понять мозговую организацию сложных психических процессов, необходимо иметь представление о функциональной орга­низации человеческого мозга. Принципы такой организации были раз­работаны видным отечественным психологом А.Р. Лурия.
Головной мозг человека, обеспечивающий прием и переработку информации, создание программ собственных действий и контроль за их успешным выполнением, всегда работает как единое целое.
Наибо­лее развитая часть головного мозга - его большие полушария (правое и левое). Снаружи большие полушария покрыты тонким слоем серого ве­щества - корой, непосредственной материальной основой мышления. В процессе эволюционного развития роль больших полушарий в органи­зации жизни и поведения животных возрастает.
Это видно по тем по­следствиям, которые влечет за собой оперативное (в научных целях) удаление больших полушарий у животных, стоящих на разных ступенях биологической эволюции. На поведение лягушки удаление больших полушарий почти никак не сказывается. У собаки сохраняется способность передвигаться, но теряются все навыки. Обезьяна находится в оцепе­нении, вяло реагирует на сильные раздражители, у нее полностью исче­зает условно рефлекторная деятельность. Что касается человека, те дети рожденные без больших полушарий, погибают вскоре после рождения.
Правое и левое полушария не являются симметричными в осуще­ствлении своих функций.
Левое полушарие классифицирует события, хронологическую по­следовательность. Правое - восприятие "сейчас", идет метка происхо­дящего события, чтобы его можно было отнести к конкретному времени. И если правое полушарие выключить, то затрудняется правильное вос­приятие текущего времени, невозможно определить время суток или года Человек может описать снег за окном, но не сможет сказать зима это или лето. При поражении левого полушария нарушается способность определения первичности событий-
По-разному участвуют полушария и в восприятии пространства. Правое отвечает за ориентацию в пространстве чувственном, реальном, определяет отношения типа "'близко-далеко", "выше-ниже" Левое - это знаковое.
Кроме того, в головном мозге выделяют три блока.
1) Энергетический блок – (верхние отделы гол. мозга – гипоталамус, зрительные бугры и ретикулияроная формация)поддерживает тонус коры, необходимый для того, чтобы как процессы получения и переработки информации, так и процессы формирования программ и контроля за их выполнением протекали успешно. Источниками поддержания оптимально тонуса служат, во-первых, постоянный приток раздражений из внешнего мира, а во-вторых, - импульсы от внутренних обменных процессов организма, состав­ляющих основу для биологических влечений..- ( животное, лишенное такого притока внешних раздражителей, засыпает; известно также, ка­кой эффект вызывает "информационный голод" после длительного пребывания человека в темной и звуконепроницаемой камере (в этих слу­чаях у человека начинают возникать галлюцинации, которые частично компенсируют недостаток в притоке внешних раздражений).)
2) Информационный блок – отвечает за прием, переработку и хранение информации-, которая поступает человеку из внешнего мира, от его органов чувств. (участки коры в задних отделах головного мозга – теменная, височная и затылочная область).
Об­разно говоря, этот блок является системой центральных приборов, ко­торые воспринимают зрительную, слуховую и тактильную информацию, перерабатывают или "кодируют" ее и сохраняют в памяти следы полу­ченного опыта. Аппараты этого блока могут рассматриваться как цен­тральные (корковые) отделы воспринимающих систем (анализаторов). При этом корковые отделы зрительного анализатора расположены в за­тылочной, слуховые - в височной, тактильные - в теменной области.
3) Контролирующий блок осуществляетпрограммирование, регуляцию и контроль активной человеческой деятельности. -(лобные отделы головного мозга) вырабатывает программы поведения, регулирует их реализацию и участвует в контроле за их исполнением.
Сознательная деятельность человека начинается с получения и пе­реработки информации, а заканчивается формированием намерений, выработкой соответствующей программы действий и выполнением этих программ во внешних (двигательных) и внутренних (умственных) актах.
Физиологические механизмы функционирования мозга. Работа мозг: построена по типу рефлекса. Все рефлексы распадаются на две большие группы: безусловные и условные. Безусловные рефлексы - это врожденные и более или менее неизменные рефлексы, возникают они в ответ на немногие раздражители и носят стандартный характер.
Поэтому с помощью безусловных рефлексов осуществляется лишь зрительно несовершенное приспособление организма к окружающей среде. Но условия среды меняются очень быстро, и требуются другие формы ответов.
Новыми изменчивыми формами реагирования являются условные рефлексы. При образовании условных рефлексов раздражитель, который ранее был безразличен для организма, становится сигналом другого раздражителя, имеющего для организма прямое жизненное значение.
Образование условных рефлексов представляет собой формирование в мозгу новых временных связей, не имеющихся ранее. Эта связь у животных и у человека формируется в коре больших полушарий, которая является главным субстратом психики. Стоит у собаки удалить кору, как может передвигаться, глотать пищу, но не узнавать хозяина, не различать окружающих предметов.
Образование условных рефлексов и замыкание временных связей, является основной работой коры больших полушарий. Поэтому деятельность коры головного мозга называют замыкательной деятельностью. Известно, что раздражитель, действующий на органы чувств, вызывает возбуждение определенного участка коры головного мозга. Возбуждение не остается на месте, а распространяется по коре головного мозга. Место наибольшего возбуждения в коре головного мозга называются доминантой. Очень существенным для образования условных рефлексов является деятельное состояние коры головного мозга (общий фон бодрствования организма).
Также важным условие образования условных рефлексов является отсутствие каких-либо сильных посторонних раздражителей. Замыкание временных связей (или образование условных рефлексов) является основной синтезирующей деятельностью коры мозга. Одновременно с синтезом кора осуществляет и анализаторную деятельность. Это слож­ная аналитико-синтетическая деятельность. Кора головного мозга дает возможность достичь необходимого приспособления организма к усло­виям жизни.












ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации