Конспект лекций по предмету "Реклама"

Узнать цену работы по вашей теме


Тезисы лекций к дисциплине Основы безопасности жизнедеятельности К чрезвычайным ситуациям мирного и военного времени относятся

Тезисы лекций к дисциплине « Основы безопасности жизнедеятельности»

Лекция 1. Цель и содержание курса. Основные задачи курса, роль в подготовке специалиста. Законодательные акты. Организационные и теоретические основы обеспечения БЖ. Понятия и определения.

Чрезвычайное событие - зональное происшествие техногенного, антропогенного или природного происхождения, заключающееся в резком отклонении от нормально протекающих процессов или явлений и оказывающее отрицательное воздействие на жизнедеятельность человека, функционирование экономики, социальную сферу и природную среду.
При этом под нормой понимается такое протекание процесса или явления, к которому население и производство приспособились путем длительного опыта или специальных научно-технических разработок.
Чрезвычайные условия - характерные меры общей обстановки, сложившиеся в соответствующей зоне (на объекте, в регионе и др.) в результате чрезвычайного события и других одновременно действующих усугубляющих или стабилизирующих факторов, в том числе местных особенностей.
Чрезвычайная ситуация - совокупность исключительных обстоятельств, сложившихся в соответствующей зоне в результате чрезвычайного события техногенного, антропогенного или природного характера, а также под влиянием возникших чрезвычайных условий.
Обстановка в районе ЧС - конкретная характеристика зоны (объекта, региона и др.), в которой сложилась чрезвычайная ситуация, выявленная на определенный момент времени и содержащая сведения о состоянии, последствиях, ресурсах и проведенных работах, а также данные о внешних условиях.
К чрезвычайным ситуациям мирного и военного времени относятся:
· аварии;
· крупные аварии;
· опасные природные явления;
· стихийные бедствия;
· экологические бедствия;
· экологические катастрофы;
· социальные, политические, национальные явления.
Авария - ЧС, происходящее по техногенным (конструктивным, производственным, технологическим, эксплуатационным) причинам, а также из-за случайных и внешних воздействий и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.
Крупная авария (производственная, транспортная катастрофа) - авария, повлекшая за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.
Опасное природное явление - ЧС природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей и функционирования экономики.
Стихийное бедствие - катастрофическое природное явление (процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.
Экологическое бедствие - ЧС, вызванное изменением под действием антропогенных факторов состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы, и заключающееся в проявлении резкого отрицательного влияния этих изменений на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд.
Экологическая катастрофа - экологическое бедствие особо крупных масштабов и наиболее тяжких последствий, как правило сопровождающееся необратимыми изменениями природной среды.
Для правильной оценки возникающих происшествий и явлений существуют критерии для отнесения возникающей ситуации к чрезвычайной. Только наличие одновременно всей совокупности критериев позволяет классифицировать ситуацию как чрезвычайную.
Опасные и вредные факторы при чрезвычайных ситуациях
При авариях и катастрофах возникают первичные (внешние) и вторичные (внутренние) опасные факторы.
К первичным (внешним) относят:
* обрушения зданий и сооружений;
* воздействие электростатических разрядов (молний);
* воздействие ударной, световой и электромагнитной волн при взрывах;
* воздействие оползней, лавин, селей и т.д.
Вторичными (внутренними) опасными факторами являются:
* взрывы технологического оборудования и технических систем;
*открытое пламя (пожар);
* химическое, радиоактивное и бактериологическое загрязнение окружающей среды и их воздействие;
* повышенная загазованность и т.н.


Контрольные вопросы

1. Когда утвержден закон РК « О ЧС природного и техногенного характера »
2. Цель курса ОБЖД
3. Задачи курса ОБЖД
4. Мероприятия по ликвидации ЧС
5. Факторы риска и факторы выживания

Литература

1. Саудабеков К.Е. и др. «Безопасность жизнедеятельности и формирование здорового образа жизни». Учебное пособие. Каз.ГЮУ. Алматы. 1999.
2.Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. М. В.шк. 2000.



Лекция 2. Классификация опасностей в системе «человек-среда обитания». Естественные системы защиты организма. Обучение распознаванию травматических повреждений.


Все чрезвычайные ситуации (антропогенного, техногенного и природного происхождения (характера)) могут быть классифицированы по значительному количеству признаков, описывающих эти явления с различных характерных сторон их природы и свойств. Каждая ЧС имеет свою физическую сущность, свои, только ей присущие причины возникновения, движущие силы развития, свои особенности воздействия на человека и окружающую среду.
Классификационные структуры чрезвычайных ситуаций могут быть построены по:
1. типам и видам чрезвычайных событий, лежащих в основе чрезвычайных ситуаций (причинам возникновения ЧС), это:
* стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, ураганы, снежные заносы, грозы, ливни, засухи и т. п.);
* техногенные катастрофы (аварии на энергетических, химических, биотехнологичсских объектах,на транспорте, продуктопроводах и т. д.);
* антропогенные катастрофы (катастрофические изменения биосферы под воздействием научно-технического процесса и хозяйственной деятельности);
* социально-политические конфликты (военные, социальные и национальные явления);
2. масштабу распространения с учетом тяжести последствий;
3. скорости распространения опасности (темпу развития) - это внезапное, быстро распространяющиеся, умеренные и плавные («ползучие») катастрофы;
4. сложности обстановки;
5. масштабу и уровням привлекаемых для ликвидации последствий органов управления, сил и других ресурсов.
Чрезвычайные события, лежащие в основе чрезвычайных ситуаций, могут быть классифицированы по:
* сущности и характеру лежащих в их основе базовых явлений и процессов, важнейшим признакам проявления (типам и видам);
* характеру поражающих факторов или источников опасности (тепловые, химические, радиационные, биологические и т. д.);
* местам возникновения или принадлежности;
* основным причинам возникновения (конструктивные, эксплуатационные, производственные, погодные, геофизические и т, д.);
* интенсивности протекания;
* масштабам воздействия (поражения);
* характеру воздействия (разрушение, заражение, затопление и др.);
* содержанию и характеру последствий;
* долговременности и обратимости последствий.
При анализе поражающих свойств различных видов оружия и последствий ЧС техногенного и природного происхождения установлено, что их поражающее воздействие на человека и различные объекты окружающей среды обусловлено различными формами энергии - физической, химической, биологической. Принимая это во внимание и учитывая, что энергия является количественной мерой различных форм движения материи, можно классифицировать средства и способы поражения, в применяемые в вооруженной борьбе, а также поражающие воздействия, возникающие при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, по энергетическому кризису.
Поражающее воздействие - это такое влияние оружия, различных явлений и процессов, возникающих при техногенных и природных катастрофах, которое вызывает нарушение здоровья, создает угрозу жизни человека или затрудняет нормальное функционирование технических средств, объектов экономики и окружающей среды.


Контрольные вопросы

1. Какая опасность для человека грозит от землетрясения
2. Как можно распознать приближение землетрясения
3. При каких ЧС могут быть травматические повреждения
4. Что такое синдром « сдавливания »

Литература

1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. М. 2007.
2.Приходько Н.Г. «Безопасность Жизнедеятельности»: курс лекций
Алматы. ВШП «Адилет». 2000.


Лекция 3. Особо опасные инфекции, острые заболевания. Оказание неотложной доврачебной помощи.

Тяжелые инфекционные заболевания животных : бруцеллез, туберкулез, оспа, бешенство, лихорадка и другие
Заболевание растений : ржавчина, зерновая совка.
Заболевание людей: оспа, туберкулез, бруцеллез и др.


Контрольные вопросы

1.Как делятся микробы по их действию
2.Пути действия ОВ и микробов на человека
3.Основные переносчики инфекционных заболеваний

Литература

1.Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. М. 2007.
2.Приходько Н.Г. «Безопасность Жизнедеятельности»: курс лекций
Алматы. ВШП «Адилет». 2000.



Лекция 4. Классификация ЧС. Причины возникновения ЧС.

Для практических нужд общую классификацию ЧС наиболее целесообразно строить по типам и видам лежащих в их основе чрезвычайных событий. Такая классификация является наиболее обобщающей, так как она раскрывает сущность явлений, происходящих при чрезвычайных событиях и определяющих складывающиеся чрезвычайные ситуации.
Значительную практическую ценность имеет также классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения, широте охвата ими объектов и территории.
Общая классификация чрезвычайных ситуаций техногенного, антропогенного и природного происхождения (характера), выполненная для практических целей, строится с опорой на главный признак систематизации - по сущности и характеру базовых явлений и процессов, имеющих место в чрезвычайных событиях и лежащих в их основе, а также важнейшим признакам их проявления (по типам и видам). Кроме основного признака, при построении практической классификации используются также признаки принадлежности, причинности или масштаба,
Группы чрезвычайных ситуаций:
1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера,
2. Чрезвычайные ситуации природного происхождения
3. Чрезвычайные ситуации экологического характера.
4. Чрезвычайные ситуации социально-политического и военно-политического характера.

По масштабу распространения с учетом тяжести последствий, чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы на:
* локальные;
* объектовые;
* местные;
* региональные;
* национальные;
* глобальные.
Ядерное оружие
Ядерным оружием называют боеприпасы, действие которых основано на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при ядерных реакциях деления или синтеза. Центром ядерного взрыва называют точку, в которой происходит вспышка или находится центр огненного шара, а эпицентром - проекцию центра взрыва на земную или водную поверхность.


Контрольные вопросы

1. Условия возникновения ЧС
2. Действие факторов риска
3. Классификация ЧС по масштабу распространения
4. Причины возникновения ЧС



Литература

1. Саудабеков К.Е. и др. «Безопасность жизнедеятельности и формирование здорового образа жизни». Учебное пособие. Каз.ГЮУ. Алматы. 1999.
2.Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. М. В.шк. 2000.


Лекция 5. Оценка ЧС. Анализ ЧС. Очаги поражения.

В результате поражающего воздействия современных средств поражения, явлений и процессов, возникающих при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях,… Очагом поражения называют ограниченную территорию, в пределах которой в… элементы окружающей природной среды.


Контрольные вопросы

1. От чего зависит форма очагов поражения
2. Назовите 4 степени ( вида ) разрушений при ЧС
3. Что такое зона заражения
4. Как образуется зона заражения
5. По каким признакам оценивается ЧС

Литература

1.Саудабеков К.Е. и др. «Безопасность жизнедеятельности и формирование здорового образа жизни». Учебное пособие. Каз.ГЮУ. Алматы. 1999.
2.Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. М. В.шк. 2000.


Лекция 6. Организация обьектовых формирований ГО. Роль и задачи ГО мирного и военного времени.

Основное их назначение- защита населения, обьектов, территории страны от всех поражающих факторов ЧС мирного и военного времени.
Количественный состав формирований определяется исходя из выполняемых задач по… Гражданская оборона организуется в целях подготовки населения и объектов к их защите от ОМП и других ситуаций мирного…

Контрольные вопросы

1. Кто участвует при проведении спасательных работ при ЧС мирного времени
2. Кто входит в состав формирования
3. Цель создания ГО
4. Понятие о ГО
5. Закон РК о ГО

Литература

1.Саудабеков К.Е. и др. «Безопасность жизнедеятельности и формирование здорового образа жизни». Учебное пособие. Каз.ГЮУ. Алматы. 1999.
2.Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. М. В.шк. 2000.


Лекция 7. Устойчивость объектов хозяйствования

- защита населения от ОМП,
- повышение прочности и устойчивости элементов объектов и совершенствование… - повышение устойчивости материально-технического снабжения,


Контрольные вопросы

Мероприятия по повышению устойчивости систем энергоснабжения Мероприятия для большей надежности систем водоснабжения Мероприятия по повышению устойчивости систем теплоснабжения

Литература

1.Саудабеков К.Е. и др. «Безопасность жизнедеятельности и формирование здорового образа жизни». Учебное пособие. Каз.ГЮУ. Алматы. 1999.
2.Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. М. В.шк. 2000.

Лекция 8. Защита населения от поражающих факторов ЧС.

Дезактивация – удаление радиоактивных веществ с загрязненных поверхностей с целью исключения радиоактивного облучения людей. В зависимости от вида и… Дегазация – процесс удаления или нейтрализации СДЯВ, ОВ с территории,… ( хлор, сероводород и другие ) устанавливают водяные завесы на пути движения облака СДЯВ.


Контрольные вопросы

Методы удаления радиоактивных веществ Способы проведения дезинфекции в домашних условиях Приемы удаления ртути в домашних условиях.

Литература

1.Саудабеков К.Е. и др. «Безопасность жизнедеятельности и формирование здорового образа жизни». Учебное пособие. Каз.ГЮУ. Алматы. 1999.
2.Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. М. В.шк. 2000.

Лекция 9. Острая лучевая болезнь.

Обнаружение ионизирующих излучений основывается на их способности ионизировать и возбуждать атомы и молекулы среды, в которой они распространяются. Такие процессы изменяют физико-химические свойства облучаемой среды, которые могут быть обнаружены и измерены.
К таким изменениям среды относятся:
· изменение электропроводности веществ (газов, жидкостей, твердых материалов);
· люминесценция (свечение) некоторых веществ;
· засвечивание фотопленок;
· изменение цвета, окраски, прозрачности, сопротивления электрическому току некоторых химических растворов и др.
Взяв за основу эти явления, для регистрации и измерения ионизирующих излучений используют фотографический, химический, сцинтилляционный и ионизационный методы.

Фотографический метод

Фотографический метод основан на измерении степени почернения фотоэмульсии под воздействием радиоактивных излучений. Гамма-лучи, воздействуя на молекулы бромистого серебра, содержащегося в фотоэмульсии, выбивают из них электроны связи. При этом образуются мельчайшие кристаллики серебра, которые и вызывают почернение фотопленки при ее проявлении.
Сравнивая почернение пленки с эталоном, можно определить полученную пленкой дозу облучения, так как интенсивность почернения пропорциональна дозе облучения.

Химический метод

Химический метод основан на определении изменений цвета некоторых химических веществ под воздействием радиоактивных излучений. Так, например, хлороформ при облучении распадается с образованием соляной кислоты, которая, накопившись в определенном количестве, воздействует на индикатор, добавленный к хлороформу. Интенсивность окрашивания индикатора зависит от количества соляной кислоты, образовавшейся под воздействием радиоактивного излучения, а количество образовавшейся соляной кислоты пропорционально дозе радиоактивного облучения. Сравнивая окраску раствора с имеющимися эталонами, можно определить дозу радиоактивных излучений, воздействовавших на раствор. На этом методе основан принцип работы химического дозиметра ДП-70 МП.

Сцинтилляционный метод

Сцинтилляционный метод основан на том, что под воздействием радиоактивных излучений некоторые вещества (сернистый цинк, йодистый натрий, вольфрамат кальция и др.) испускают фотоны видимого света. Возникшие при этом вспышки света (сцинтилляции) могут быть зарегистрированы. Количество вспышек пропорционально интенсивности излучения.

Ионизационный метод

Ионизационный метод основан на том, что под воздействием радиоактивных излучений в изолированном объеме происходит ионизация газов. При этом нейтральные молекулы и атомы газа разделяются на пары: положительные ионы и электроны. Если в облучаемом объеме создать электрическое поле, то под воздействием сил электрического поля электроны, имеющие отрицательный заряд, будут перемещаться к аноду, а положительно заряженные ионы - к катоду, т.е. между электродами будет проходить электрический ток, называемый ионизационным током. Чем больше интенсивность, а следовательно, и ионизирующая способность радиоактивных излучений, тем выше сила ионизационного тока. Это дает возможность, измеряя силу ионизационного тока, определять интенсивность радиоактивных излучений. Данный метод является основным, и его используют почти во всех дозиметрических приборах

Контрольные вопросы

Причины возникновения у человека острой лучевой болезни Виды излучения Характеристика излучения Что показывает коэффициент ослабления радиации Что такое эквивалентная доза измерений

Литература

1.Саудабеков К.Е. и др. «Безопасность жизнедеятельности и формирование здорового образа жизни». Учебное пособие. Каз.ГЮУ. Алматы. 1999.
2.Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. М. В.шк. 2000.


Лекция 10. Использование защитных сооружений

Существует 3 основных способа защиты населения :
-укрытия в защитных сооружениях
-рассредоточение и эвакуация людей
-использование средств индивидуальной защиты (СИЗ).
Защитные сооружения служат для защиты населения от всех поражающих факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС) в том числе и косвенного поражения ЧС.

К таким сооружениям относят убежища, быстровозводимые убежища (БВУ), противорадиационные убежища ( ПРУ), простейшие укрытия.

К убежищам предъявляются особые требования:
- по расположению
-по вместимости
-по степени обеспечения вентиляцией
-по времени возведения
- по защитным свойствам.
В убежищах должны быть предусмотрены не менее 2 входов, расположенных в противоположных сторонах здания, связь, электричество, теплоснабжение.

Контрольные вопросы

Как делятся убежища по вместимости Требования к возведению БВУ Когда строят БВУ Как определяются защитные свойства ПРУ

Литература

1.Саудабеков К.Е. и др. «Безопасность жизнедеятельности и формирование здорового образа жизни». Учебное пособие. Каз.ГЮУ. Алматы. 1999.
2.Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. М. В.шк. 2000.

Лекция 11. СИЗ, медицинские средства

- для защиты органов дыхания
-для защиты кожи.
По принципу защиты СИЗ делятся :


Литература

1.Мастрюков Б.С. БЖ в ЧС. М. 2007.
2.Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. М. 2007.

Лекция 12. Санитарная обработка. Эвакуация населения и имущества.

В результате применения противником оружия массового поражения могут возникнуть очаги радиоактивного, химического и бактериологического заражения. В… Обеззараживание - выполнение работ по дезактивации, дегазации и дезинфекции… Дезактивация проводится при заражении радиоактивными веществами и имеет целью удаление их с зараженных объектов до…

Литература

1.Мастрюков Б.С. БЖ в ЧС. М. 2007.
2.Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. М. 2007.



Лекция 13. Си ДНАВР в очагах поражения. Приемы и способы проведения работ.

В условиях ликвидации последствий применения потенциальным противником оружия массового поражения и стихийных бедствий, аварий и катастроф основной…
Спасательные работы проводятся с целью розыска пораженных, извлечения их из-под завалов, из разрушенных зданий и…

Контрольные вопросы

1.Как провидится расчистка проходов в завалах
2.Какими способами проводится расчистка завалов
3.Как выполняются работы по локализации и тушению пожаров
4.Какова ширина пути для одностороннего движения машин
5.Ширина проезда для разъезда машин

Литература

1.Мастрюков Б.С. БЖ в ЧС. М. 2007.
2.Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. М. 2007.


Лекция 14. Организация работы по обеспечению БЖ. Спасательные работы в очаге поражения.

К этим работам относятся:
· прокладка колонных путей, устройство проездов в завалах и на зараженных… · локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, технологических сетях;


Контрольные вопросы

1. Устранение аварий на газовых сетях
2. Устранение разрушения водопроводной сети в здании
3. Ремонт и временное восстановление линий связи
4. Аварийно-восстановительные работы в случае разрушения технологических трубопроводов
5. Как устраняются аварии на канализационных сетях

Литература

1.Саудабеков К.Е. и др. «Безопасность жизнедеятельности и формирование здорового образа жизни». Учебное пособие. Каз.ГЮУ. Алматы. 1999.
2.Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. М. В.шк. 2000.



Лекция 15. Порядок работы с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля.



Определение допустимого времени пребывания людей в очаге поражения.



Приборы радиационной и химической разведки

Опасность поражения людей радиоактивными, отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами требует быстрого выявления и оценки радиационной и… При ядерном взрыве, авариях на АЭС и других ядерных превращениях образуется… Действие ионизирующих излучений на людей и животных заключается в разрушении живых клеток организма, которое может…

Единицы измерения радиоактивности и ионизирующих излучений

5.Единицы экспозиционной дозы


Литература


1.Саудабеков К.Е. и др. «Безопасность жизнедеятельности и формирование здорового образа жизни». Учебное пособие. Каз.ГЮУ. Алматы. 1999.
2.Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. М. В.шк. 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации