Конспект лекций по предмету "Теория государства и права"

Узнать цену работы по вашей теме


Лекция 27. Правомерное поведение.

1. Понятие правомерного поведения. Право и поведение.
2. Типология правомерного поведения.

1. Достижение правомерного поведения всех субъектов правового общения является целью правового регулирования общественных отношений. Именно на данный результат рассчитана законодатель­ная деятельность государства. Поэтому изучение закономерностей формирования правомерного поведения, его побудительных моти­вов, механизма соблюдения норм права имеет важное значение.
В основе оценки действий и поступков любого человека лежит их сопоставление с предписаниями норм права. Такое сопоставле­ние позволяет выделять правомерное поведение, противоправное и юридически безразличное. Последнее либо не нуждается в право­вой регламентации, либо законодатель намеренно оставляет для личности свободу действий, свободу выбора варианта поведения в соответствии с интересами данного человека.
Правомерное, или законопослушное, поведение оценивается с точки зрения отношения его к праву. Если нормы права требуют именно такого поведения или оно не идет вразрез с требованиями правовых норм, то поведение оценивается как должное, желаемое, предпочтительное, одобряемое правом.
В юридической литературе правомерное поведение определяет­ся как:
а) совпадающее с требованиями норм права, соответствующее правовым предписаниям;
б) не противоречащее нормам права, т.е. не выходящее за их пределы;
в) не запрещенное нормами права.
Проблемами правомерного поведения занимались многие оте­чественные ученые-юристы, но наибольший вклад в их разработку внесли проф. В.В. Оксамытный, проф. В.В. Лазарев, проф. М.Ф. Орзих, проф. Р.Т. Жеругов и др. Соответственно каждый из них дает свое определение понятия «правомерное поведение» и его типологию.
Наиболее удачным надо признать определение, сфор­мулированное В.В. Оксамытным: это обусловленная культурно-нравственными воззрениями и жизненным опытом человека дея­тельность в сфере социального действия права, основанная на соз­нательном выполнении его целей и требований. Таким образом, автор подчеркивает, что, во-первых, правомерное поведение явля­ется сознательным волевым проявлением; во-вторых, поведение оценивается путем его сопоставления с целями и требованиями пра­ва; в-третьих, внутренние регуляторы или мотивы поведения опре­деляются культурно-нравственными качествами и ориентациями личности, а также ее жизненным опытом.
В.В. Оксамытный указывает следующие основные черты, при­сущие правомерному поведению: общественная полезность, массо­вость проявления, сознательность, активность в выполнении уста­новленных правом требований.
Общественная полезность правомерного поведения означает заинтересованность общества в соблюдении установленного право­порядка, в уважении к закону, в соблюдении его требований.
Массовость определяется тем, что правомерное поведение при­суще многим или даже большинству людей, иначе общество не мог­ло бы нормально функционировать.
Сознательность сводится к выбору человеком варианта пове­дения: правомерного или противоправного, поскольку он свободен в этом выборе, делает его сознательно, руководствуясь своими ин­тересами и потребностями, вырабатывая в своем сознании модель (программу) поведения.
Активность предполагает самостоятельность гражданской и нравственной позиции человека, осознание им социальных послед­ствий своих поступков, соизмерение собственных интересов с инте­ресами других людей, общества в целом.

2. Правомерное поведение разнообразно в своих проявлениях, по­этому возможна различная классификация его видов (типов) по разным основаниям. Например, дореволюционный русский юрист С. А. Муромцев в зависимости от рамок нравственного и безнравст­венного различал «идеальное правомерное» поведение и «внешне правомерное, принуждаемое правом». Акад. В.Н. Кудрявцев, взяв за основу классификацию по субъектам (правомерное поведение гражданина, коллектива, должностных лиц), называет такие раз­новидности поведения гражданина, как:
1) материальные дейст­вия — осуществление своих прав и выполнение обязанностей, социально-правовая активность;
2) инструментальные действия, т.е. приобретение прав и обязанностей, защита своих прав и закон­ных интересов.
В данной классификации не нашла своего места та­кая разновидность правомерного поведения, как позитивное без­действие, т.е. соблюдение правовых запретов. В юридической литературе была предложена классификация, согласно которой в зависимости от содержания правосознания раз­личаются:
а) объективно-правомерное поведение, выражающее вы­сокий уровень уважения к праву в целом;
б) ситуативно-правомер­ное поведение, не выражающее достаточно высокого уважения к праву в целом;
в) законопослушное поведение;
г) поведение, не вы­ражающее уважения к праву вообще.
Наибольшее распространение получила классификация типов правомерного поведения в зависимости от его мотивации, т.е. внут­ренней регуляции поведения людей. По этому критерию принято выделять четыре типа правомерного поведения: маргинальное, конформистское, стереотипное (привычное, положительное), соци­ально-активное.
Маргинальное поведение (маргинальный означает «погранич­ный, находящийся на грани») основано на мотивах страха ответст­венности, наказания. Оно характеризуется особым пограничным состоянием личности, обладающей предрасположенностью к совер­шению правонарушений, но единственным сдерживающим мотивом служит угроза наказания, боязнь осуждения со стороны близких, коллектива, окружения. Маргинальный тип правомерного поведе­ния присущ людям, неодобрительно относящимся к праву, к его предписаниям, однако лицо сознательно идет на соблюдение зако­на, так как сознает невыгодность его нарушения. Таким образом, оно руководствуется личным расчетом или боязнью наказания, от­ветственности. Маргинальный тип поведения характеризуется промежуточ­ным, переходным состоянием между правомерным и противоправ­ным поведением. Лицо может совершить правонарушение, если уверено в безнаказанности, но действует правомерно, если считает наказание неизбежным. Но в целом данное лицо неодобрительно относится к предписаниям закона. Криминологи полагают, что маргинальный тип поведения свой­ствен молодежи до 18 лет, у которой нет жизненного опыта и не сформировалась твердая жизненная позиция.
Конформистское поведение является следствием приспособле­ния личности к внешним обстоятельствам и выражается в пассив­ном соблюдении норм права в силу подчинения своих действий (бездействия) мнению окружающей среды. Иначе говоря, человек поступает правомерно, поскольку «так поступают окружающие» его люди — родственники, коллеги, знакомые и т. д. Конформизм характеризуется приспособленчеством к обстоятельствам или к ок­ружающей среде, отсутствием собственных позиций, принятием су­ществующего порядка без попыток воздействия на него. Подчине­ние человека мнению коллектива или иной социальной общности чаще всего чисто внешнее, своих же позиций личность не меняет, как и своих взглядов, приспосабливаясь к требованиям группы, в которую она входит, желая заслужить одобрение последней.
Привычное (стереотипное, положительное) поведение осуще­ствляется в рамках сформировавшейся привычки действовать все­гда правомерно, поступать в соответствии с законом. При этом со­блюдение закона является для человека само собой разумеющимся, обычным, привычным поведением. Привычка освобождает челове­ка от необходимости всякий раз обращаться к своему сознанию, он действует как бы автоматически, поскольку это норма его поведе­ния — поступать всегда правомерно. Данная привычка обусловле­на устойчивым отношением к праву, его требованиям, а такая ус­тойчивость, в свою очередь, базируется на убежденности человека в полезности и необходимости правовых предписаний, на созна­тельном и глубоком усвоении правовых ценностей.
Социально-активное поведение относится к высшему типу правомерного поведения, поскольку основано на солидарности с требованиями закона, желании руководствоваться его положения­ми, когда личность проявляет нравственное согласие с правом. Этот общественно полезный, одобряемый государством и общест­вом тип поведения является наиболее предпочтительным, так как характеризуется не только глубоким восприятием личностью пра­вовых идей и принципов, но и инициативой, творческим выполне­нием установлений законов. Социально-активное поведение присуще людям, обладающим высокой правовой культурой, высоким правосознанием, предъяв­ляющим строгие требования к своему поведению и к действиям других лиц.
Государству и обществу небезразлично, какими мотивами руко­водствуется личность в своем правомерном поведении. Наиболее предпочтительным, как уже указывалось, является социально-ак­тивное и привычное поведение. Типология правомерного поведения важна для законодателя, который при установлении тех или иных правил поведения или действий должен избирать соответствующие стимулы и поощрения для предпочтительных типов поведения и ус­танавливать конкретные санкции в целях предупреждения неустой­чивых членов общества о возможных последствиях нарушения норм права. Важны также научно обоснованные прогнозы вероят­ности совершения определенными лицами противоправных поступ­ков, чтобы своевременно выработать меры воздействия на конкрет­ных лиц для устранения деформации в их правосознании.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации