Конспект лекций по предмету "Информатика"

Узнать цену работы по вашей теме


Определение и предметная область информатики

Использование термина "информатика" в значении информационной технологии совместилось с уже принятым у нас более полутора десятилетий обозначением им научной дисциплины, изучающей структуру и общие свойства научной информации и общие свойства и закономерности научной коммуникации. Это породило некоторые терминологические трудности. Существу и путям преодоления этих трудностей в нашей стране посвящена достаточно большая литература. Среди высказанных точек зрения особого внимания заслуживают мнения А. П. Ершова, А. А. Дородницына и В. С. Михалевича. Серьезную методологическую помощь в этом вопросе оказывают и философы. Среди них заслуживают быть особо отмеченными А. Д. Урсул и Э. П. Семенюк.
Зарубежные специалисты иногда посмеиваются над нашим, как им кажется, чрезмерным пристрастием к обсуждению чисто терми­нологических проблем. Действительно, как просто решаются эти затруднения в английском языке, где термин "информатика" упо­требляется редко, а вся совокупная область, обозначаемая этим словом по-русски, именуется "информационная наука и технология". Как будто бы о словах спорить не принято. Но это неверно. Термин это не просто слово, даже не более или менее удачное название понятия или дисциплины, за термином обычно (а в данном случае особенно) стоит концепция и предметная область.
Наибольшее понимание вызывает позиция А. П. Ершова, который считал, что информатика должна быть "фундаментальной естественной наукой, изучающей процессы передачи и обработки инфор­мации". В этой позиции смущает только категорическое отнесе­ние информатики к естественным наукам, тем более, что довод самого А. П. Ершова "о единстве законов обработки информации в искусственных, биологических и общественных системах" скорее подтверждает мнение Э. П. Семенюка об общенаучном характера ин­форма­тики.
Менее приемлемой представляется позиция А. А. Дородни­цына, который определял состав информатики как "три неразрывно и существенно связанные части – технические средства, программные средства и алгоритмические средства". Трудно представить себе фундаментальную научную дисциплину, в основе которой ле­жат технические средства. Нельзя согласиться и с тем, что ин­форматика как научная дисциплина должна объединить две различные, хотя и близкие дисциплины, в англоязычной практике называемые "информационная наука" и "компьютерная наука". Со­ответствующие им в русском языке "информатика" и "вычислительная техника" уже сложились как самостоятельные дисциплины и имеют определенные аналоги в мировой науке.
Не может не настораживать и неумеренное расширение предмета информатики путем включения в него всех философских, социологических, психологических и других обществоведческих проблем, связанных с процессами передачи и обработки информации. Такая опасность возникнет, если без всяких ограничений последовать мнению В. С. Михалевича. Он характеризует информатику как но­вую комплексную научную дисциплину, изучающую все аспекты разработки, проектирования, создания, "встраивания" в социальную среду машинных систем обработки данных, а также их воздействие на ту или иную область общественной практики. С такой трактовкой предмета информатики также нельзя согласиться. Дело в том, что наряду со становлением информатики закономерно развиваются информационные аспекты других наук от математики и биологии до социологии и философии. В некото­рых науках эти аспекты оформляются в самостоятельные разделы. Объединение всех этих разделов в информатике превратило бы ее в "науку всех наук", что и неразумно и невозможно.
Любопытно, что приведенные мнения относительно информати­ки как научной дисциплины высказываются так, будто она воз­никла внезапно и не имеет никаких исторических корней. Более того, создается впечатление, что у этой науки нет аналогов за рубежом. Говорится о том, чем должна быть или стать информатика, но совершенно игнорируется ее современное состояние. Мы знаем, что научные дисциплины не возникают на пустом месте, а наука в целом интернациональна. Говоря о развитии информатики, мы уже знакомились с мнением ряда специалистов США о ее предметной области. Прокомментируем их позицию.
Хотелось бы обратить внимание на три момента. Во-первых, информационная наука в США на протяжении последних десятилетий проходила те же этапы, что и информатика в СССР, включая и нынешний этап ее превращения в фундаментальную науку о семантической информации. Во-вторых, хотя в США нет терминологических трудностей с "информатикой", но как и в СССР имеется склонность к неправомерному отождествлению "информационной" и "вычислительной" наук. Примечательно, что русский термин "информация" шире, чем английский, и включает не только сообщения, переданные по каналам связи, но и управляющие сигналы в автоматических системах, не имеющие семантики (смысла). В-третьих, и там и здесь проявляется особое внимание к семиотическим (знаковым) и семантическим (смысловым) аспектам информатики и осознается ее междисциплинарное значение. Разумеется, имеются и существенные различия. Путь, который американцы проходили более или менее эволюционно, мы пытаемся преодолеть скачком, сразу переходя к информационной технологии, основанной на компьютерах новых поколений.
Поэтому для нас представляют особый интерес те теоретические дискуссии, в которых рождалась современная информационная наука на Западе. Из многих таких обсуждений серьезностью подхода и достигнутыми результатами выделяются два. Одно из них проходило в 1972 г. в Севен Спрингс (шт. Пенсильвания, США) под названием "Информационная наука: поиски своего лица". Несмотря на участие очень многих известных специалистов, обсуждение не привело к ясной формулировке предмета и границ ин­формационной науки. Было высказано много полезных мыслей о природе социальной информации, необходимости переходить от изучения процессов обработки документов к изучению структуры знания, о связи информационной науки с психологией творчества и искусственным интеллектом.
М. Кочен, известный социолог науки, заключая доклад, вынужден был признать что, "информационная наука в прямом смысле началась с документации в химии, с одной стороны, и с информационного поиска, с другой. На всем протяжении ее существования ей недоставало научной инфраструктуры". Закрывая обсуждение, Дж. Ликлайдер, специалист в области информационных систем, призвал сконцентрировать усилия на двух направлениях: поисках фундаментальных оснований науки и включении ее в раз­работку проблем информационных сетей.
Второй из названных исследовательских форумов проходил в 1977 г. в Копенгагене под названием "Теория и применение ин­формационных исследований". На нем среди многих других проб­лем обсуждались и определения информационной науки. Наиболее известное из них дано Международной организацией по стандартизации: "Информационная наука это область знания, изучающая структуру и функции информации и информационных систем, кото­рые включают создание, сбор, анализ, представление, хранение, поиск, распространение и использование информации". Британский стандарт, принятый в 1976 г., указывая на цель информационной науки, состоящую в изучении теории и практики сбора, оценки, организации хранения и распространения информации, определяет ее как "науку о закономерностях и свойствах информации и ее об­работки, преимущественно на ЭВМ для удовлетворения информационных потребностей людей".
Б. Виккери подчеркнул, что современная проблематика инфор­мационной науки сложилась постепенно, главным образом, из нужд обучения информационных работников: "Термин информационная наука употребляется в разных контекстах. Сначала уче­ными в этой области назывались специалисты, которые вели ин­формационное обслуживание других ученых и инженеров. По мере развития этой профессии и курсов по подготовке ее специали­стов совокупность знаний, необходимых для их обучения, стала называться информационной наукой. Возрастание роли системного анализа, проектирования и оценки систем информационного обслуживания, в также все более интенсивное использование таких технических средств, как микрофотография, вычислительные машины и телекоммуникация привели к тому, что многие стали счи­тать, что все эти объекты также изучаются информационной нау­кой". Однако сам Б. Виккери считает, что "информационная наука изучает информационную коммуникацию в обществе", а его амери­канский коллега А. Дебонс подчеркивает необходимость развития теоретических основ этой дисциплины.
В заключительном отчете форума было признано, что в информационной науке целесообразно различать фундаментальные аспекты (изучение информации и ее преобразований как явления) и приклад­ные аспекты (изучение методов преобразования данных в информацию) и использовать результаты исследования других наук: философии (общие методы подхода к проблеме), лингвистики, социо- и психолингвистики (представление документов и обслуживание потребителей), психологии и социальной психологии (создание и восприятие информации), социологии (организация информационных потоков), компьютерной науки (проектирование информационно-поисковых систем), статистики (оценка эффективности систем), а также системного анализа, исследования операций и математики как общенаучных методов.
Чтобы закончить с определениями информатики, приведем еще одно, принадлежащее лондонскому Институту информатиков, ответственному за поддержание высокого уровня профессиональных знаний своих членов. "Информационная наука занимается теорией, методикой и практикой предоставления информации преимуществен­но, но не исключительно для поддержания профессиональной и академической деятельности. С этой целью она изучает информацию от ее создания до ее использования, а также ее передачу в различных формах и по разным каналам". В этом определении, относящемся к 1977 г., признается, что информатика изучает не только теорию, но также методику и практику, а изучаемая информация, хотя и называется специальной, но не ограничивается определенными видами научной, технической, экономической или какой-либо другой. К сожалению, за прошедшую со времени этих дискуссий четверть века поиски оснований информатики существенно не продвинулись.
В этом месте предвижу недоуменный вопрос: "А где же то оп­ределение, которое нужно выучить, чтобы потом отвечать на эк­замене или зачете?" Оно не приводится, потому что цель данных лекций заключается в том, чтобы пробудить интерес к обсуждаемой проблеме и стимулировать работу мысли. А верное определе­ние имеется, и не одно. Их может быть много, в зависимости от аспекта, в котором рассматривается информатика. Да и не одним только определением задается предметная область. Это, как мы уже установили в начале данного курса лекций, может быть сделано и перечнем ее выдающихся представителей, и анализом тематики диссертаций, кластеров социтирования, и многими другими методами, дающими относительно объективные результаты.
Существует разница в организации знаний, необходимых для создания технологии или другой практической цели, и знаний, составляющих отрасль науки или научную дисциплину. Именно поэтому теоретические и прикладные аспекты одной и той же нау­ки могут сильно различаться не только последовательностью, но и составом включаемых в нее знаний. Не случайно при обсужде­нии предметной области информатики выделяются ее особенности как фундаментальной науки, прикладной области знаний и учеб­ной дисциплины.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации