Конспект лекций по предмету "Теория государства и права"

Узнать цену работы по вашей теме


Лекция 35. Правовое государство.

1. Развитие идей правового государства.
2. Признаки правового государства.

1. Конституции ряда современных государств закрепили их ха­рактеристику в качестве правовых. Но идея правового государства не является порождением лишь нынешних обществ. В юридической литературе выделяются, как правило, четыре этапа в развитии уче­ния о правовом государстве.
К первому этапу относится период античной истории, когда ве­лись поиски справедливой, разумной, рациональной организации жизни общества. При этом в теоретических изысканиях еще не вы­сказывались идеи о правовой организации публичной власти. Мыс­лители античности неизменно подчеркивали большое значение за­кона, его незыблемость и верховенство, обязательность как для правителей, так и для населения. Обычно ссылаются на сочинения Платона «Законы», «Государство» и «Политик»; Аристотеля — «Политика», «Этика», а также Цицерона, Полибия и Гераклита, в рассуждениях которых присутствовала идея правления закона, повиновения ему как условие общего порядка. Античные идеи послужили основой для дальнейшего развития учения о системе демократии, народном суверенитете, естествен­ных правах человека, равенстве всех перед законом, господстве права и т. д.
На втором этапе концепцию правового государства разрабаты­вали представители естественно-правовой теории — Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро и др. Классическим выразителем идей правового государства в эпо­ху буржуазного строя считается английский мыслитель XVII в. Д. Локк. Используя ссылки на естественное право, Локк определил понятие правового закона, его цели — сохранять и расширять сво­боду людей, рассматривал принцип разделения властей как гаран­тию против злоупотребления властью, а свободу индивида характе­ризовал как свободу следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от «непостоян­ной, неопределенной и неизвестной самовластной воли другого человека». Основоположником теории разделения властей принято счи­тать французского юриста XVIII в. Ш. Монтескье. Установление правовой государственности он связывал с политической свободой в гражданском обществе. Он полагал, что именно разделение вла­стей, когда власть находится в разных руках и созданы условия для их взаимного сдерживания, способно обеспечить подлинную свободу. Учения Д. Локка и Ш. Монтескье оказали серьезное влияние на первые буржуазные конституции, в том числе на Конституцию США 1787 г. и французскую Декларацию прав человека и гражда­нина 1789 г.
Третий этап в создании теории правового государства связыва­ют с именами немецких ученых И. Канта (1724 — 1804) и Г. Гегеля (1770-1831). И. Кант говорил, по существу, не о правовом государстве, а правовом обществе. Государство он понимал как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Право у Кан­та было тесно связано с моралью. И правовые, и моральные нормы имеют один источник — категорический императив: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». По мнению Канта, законы государства требуют от людей сообразовывать проявление свободной воли со свободой других людей. И то­гда взаимоотношения в обществе приобретут правовой, упорядо­ченный характер. Таким образом, И. Кант, по существу, создал идеальную теоре­тическую модель правового государства. В отличие от него Г. Ге­гель воспринимал идею правового государства как практическую действительность. Правовое государство он определял как «царст­во реализованной свободы», одновременно отождествляя государ­ство и право. Ценность гегелевских воззрений на государство обыч­но видят в том, что принудительную сторону государства он не считал главной. Главным он признавал четкую социальную и пра­вовую направленность государственной деятельности, ее нравст­венное содержание, полезность для общества и людей в целом.
Автором термина «правовое государство» считается представи­тель немецкого либерализма К. Велькер, который впервые его употребил в 1813 г., но ввел этот термин в научный оборот и дал его юридический анализ его единомышленник Р. фон Моль. Следует отметить, что концепция правового государства раз­вивалась и в трудах русских дореволюционных юристов — Г.Ф. Шершеневича (1863-1912), П.И. Новгородцева (1866 — 1924), В.М. Гессена (1868-1920), С.А. Котляревского (1873 — 1940), Н.М. Коркунова (1853-1904) и др. В частности, Г.Ф. Шер-шеневич называл три главных критерия правового государства: господство права в управлении государством; государство должно ограничиваться охраной субъективных прав личности, предостав­ляя в остальном простор ее инициативе; принцип разделения вла­стей. С.А. Котляревский поддерживал идею обоюдной ответствен­ности государства и личности, отделения одной власти от другой, а также существования независимого, пользующегося доверием на­рода суда.
Четвертый этап в развитии учения о правовом государстве от­носится к XX в., в него внесли серьезный вклад прогрессивные уче­ные многих стран, в том числе немецкие правоведы Г. Еллинек, Г. Кельзен, английский позитивист Г. Харт, американские ученые Дж. Роулс и Л. Фуллер, англо-американский юрист Р. Дворкин, Ф. Хайек (австриец по происхождению, но проживший долго в Англии и США) и др.
Марксистская теория относилась к теории правового государст­ва отрицательно, характеризуя и государство, и право как классовые явления. Что касается советского общества, то официальная идеология отвергала идею правового государства и лишь в период перестройки (80-е годы) началась разработка теории социального правового государства.
В Конституции Российской Федерации 1993 г. наше государст­во провозглашено в качестве правового, что следует отнести к про­граммным положениям.

2. Отечественные и зарубежные ученые называют немало призна­ков, или отличительных черт, правового государства. Однако неко­торые из этих черт присущи любому демократическому государству, например реальное осуществление народовластия, режим законно­сти, равное пользование правами. Между тем правовое государст­во — это не просто демократическое образование, а высший его тип. Оно предполагает демократическое устройство всего его меха­низма, демократический режим, максимальное развитие и использо­вание демократических институтов. В то же время правовое государ­ство обладает свойствами, позволяющими определенно заключить, что перед нами правовое, а не какое-либо иное государство.
Чаще всего выделяют четыре основных признака правового го­сударства: господство права во всех сферах жизни общества; незыб­лемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина; взаимная ответственность личности и государства; принцип разделения властей.
Господство, или верховенство, права предполагает:
во-первых, правовую организацию государственной власти, т.е. создание и формирование всех государственных структур стро­го на основе закона;
во-вторых, правовой характер принимаемых законов и верхо­венство правового закона. По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемле­мых правах и свободах человека, не противоречить им. Иначе в форму закона может быть облечен произвол властей;
в-третьих, связанность государства им же созданными законами, т.е. ограничение государственной власти посредством права, право­вых установлений и предписаний, определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц;
в-четвертых, верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов, поскольку именно в Конституции закрепляются основополагающие устои конституционного строя страны, важней­шие права, свободы и обязанности человека и гражданина, их кон­ституционные гарантии, юридические начала жизни гражданского общества, государственное устройство, система государственных органов, местное самоуправление, другие ключевые для жизнедея­тельности общества положения и принципы. Важно также, чтобы конституционные нормы имели прямое действие, т.е. непосредст­венно реализовывались без каких-либо последующих актов.
Утверждение правовых начал в жизни общества означает устра­нение его огосударствления. Последнее, как правило, влечет отчу­ждение общества от государства и стремление решать все дела об­щества посредством политического аппарата. В некоторых учебниках говорится о приоритетности права, а не о его господстве, например в учебнике «Теория государства и права» под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова (М., 1997). Однако представляется, что именно господство права, его правление, верхо­венство (это соответствует англоязычной концепции соотношения права и государства) лучше всего раскрывают роль правовых форм и начал в жизни общества: все должно быть подчинено праву, оно главный ориентир и критерий свободного, правового общества.
Незыблемость, гарантированность и реальность прав и сво­бод личности означают, что государство должно не только призна­вать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных, при­надлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, неотчу­ждаемых государственной властью. Государство призвано также охранять и защищать эти права и свободы от произвола отдельных должностных лиц, государственных органов, от посягательств дру­гих субъектов. Государство может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, их равенство перед законом. Люди должны обладать равной правосубъектностью, равными возможно­стями для достижения не противоречащих закону целей или приоб­ретения каких-либо прав.
Взаимная ответственность личности и государства проявляет­ся в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство вы­ступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от лично­сти выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и са­мо несет ответственность перед личностью, выполняя определен­ные обязанности. Следовательно, еловек может требовать отгосударства исполнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности закрепленных в Конституции прав и свобод, обеспече­ния своей безопасности со стороны государства, своей собственно­сти, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения пре­пятствий к их осуществлению. Можно сказать, что в обязанности государства входит обеспечение правовой защищенности личности. В правовом государстве должны быть законодательно закрепле­ны возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государствен­ных органов и должностных лиц, которые нарушили права и свобо­ды личности или создали препятствия для их реализации либо на человека незаконно возложили обязанности или его незаконно при­влекли к юридической ответственности. Если гражданин не получил защиты своих прав внутри государства и исчерпаны все внутригосу­дарственные средства правовой защиты, он вправе обратиться в ме­ждународные организации по защите прав и свобод человека. Однако у личности есть не только права, но и определенные обязанности перед обществом, государством, другими людьми. Главные из них закреплены в Конституции. Среди них обязанность соблюдать Конституцию и действующие законы, платить законно ус­тановленные налоги, сохранять природу и окружающую среду и др.
Принцип разделения властей, как уже указывалось, предпола­гает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством воздействия на другие ветви власти. Дан­ный принцип позволяет функционировать государственной власти на правовых основах, регулировать действия каждой и не допус­кать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Таким образом, ни одному из государственных органов власть не принад­лежит в полном объеме. Вместе с тем данный принцип предполага­ет единство, согласованность действий всех ветвей власти на основе общих принципов. Принцип разделения властей служит критерием демократично­сти государства. Он также предполагает, что все споры и конфлик­ты между ветвями власти должны разрешаться только правовым путем с соблюдением установленной законом правовой процедуры.
Создание правового государства требует и определенных усло­вий или предпосылок. Это наличие развитого гражданского общест­ва (высокая его правовая культура, утверждение приоритета обще­человеческих ценностей, соблюдение и развитие демократических традиций народа); эффективная рыночная система экономики; со­ответствие внутригосударственного законодательства общепри­знанным принципам и нормам международного права; высокая роль суда как независимого органа защиты права и его охраны от наруше­ний; формирование прогрессивного законодательства и др.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации