Конспект лекций по предмету "Чрезвычайные ситуации"

Узнать цену работы по вашей теме


Классификация аварийно химических опасных веществ

Классификация аварийно химических опасных веществ сокращенно будем использовать - АХОВ.
В середине 60-х гг. на ст. Горький произошла утечка хлора, вызвавшая тяжелые последствия для населения и окружающей среды. Это привело к необходимости разработки перечня группы опасных для человека химических веществ. Эти вещества получили название сильно действующие ядовитые вещества (СДЯВ).
СДЯВ – это вещества, при попадании которых в окружающую среду в количествах, превышающих предельно допустимые концентрации (ПДК), на людей, животных и растения оказывается воздействие, вызывающее у них поражения различной степени тяжести, в том числе смертельные.
В 80-х гг. был разработан перечень СДЯВ из 107 наименований. Однако он оказался мало пригоден – чрезмерно перегружен ядовитыми веществами. Кроме того, отсутствовали токсические характеристики большинства химически опасных веществ. Следовательно, невозможно было делать прогнозы о масштабах зон заражения ими и планировать защитные мероприятия.
Позднее был разработан перечень ядовитых веществ по классам опасности.
Аварии последних лет показали, что ЧС могут возникать в результате не только распространения СДЯВ в атмосфере, но и при попадании в водоемы. Возникла необходимость принять новое определение для опасных химических веществ, которые приводят к ЧС.
 В соответствии ГОСТ 22.9.05-95 Российской Федерации СДЯВ переименованы в АХОВ (аварийно химические опасные вещества).
АХОВ – это опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живые организмы концентрациях (токсодозах).
Токсичность – свойства вещества вызывать отравления (интоксикацию) организма; характеризуется дозой вещества, способной вызвать ту или иную степень отравления.
Токсодоза – количественная характеристика токсичности СДЯВ, соответствующая определенному уровню поражения при его воздействии на живой организм.


Классификация АХОВ:
1. По способу действия на организм.
- ингаляционного действия (АХОВ ИД) - поступают через органы дыхания;
- перорального действия (АХОВ ПД) – поступают через рот;
- кожно-резорбтивного действия (АХОВ КРД) – воздействуют через кожу.
2. По степени воздействия на организм человека химические вещества делятся на 4 класса:
1-класс. Чрезвычайно опасные:

соединения ртути, свинца, кадмия, цинка;
цианистый водород, синильная кислота и ее соли, нитриты;
соединения фосфора;
галогеноводороды: водород хлористый, водород фтористый, водород бромистый;
хлориды: этиленхлоргидрин, этилхлоргидрит;
некоторые другие соединения: фосген, оксид этилена.

2 класс. Высоко опасные:

минеральные и органические кислоты: серная, азотная, соляная;
 щелочи: аммиак, едкий натрий;
серосодержащие соединения: сульфиды, сероуглерод;
некоторые спирты и альдегиды кислот: формальдегид, метиловый спирт;
органические и неорганические нитро- и аминосоединения: анилин, нитробензол;
фенолы, крезолы и их производные.

3 класс. Умеренно опасные.  относятся все остальные химические соединения.
4 класс. Малоопасные.
3. Классификация АХОВ по основным физико-химическим свойствам и условиям хранения.


Группа
Характеристики
Типичные представители


1
Жидкие летучие, хранимые в емкостях под давлением (сжатые и сжиженные газы)
Хлор, аммиак, сероводород, фосген


2
Жидкие летучие, хранимые в емкостях без давления
Синильная кислота, акрилонитрил, хлорпикрин


3
Дымящие кислоты
Серная, азотная, соляная


4
Сыпучие и твердые нелетучие при хранении до + 40 градусов С
Сулема, фосфор желтый, мышьяковый ангидрид


5
Сыпучие и твердые летучие при хранении до + 40 градусов С
Соли синильной кислоты, меркураны


4. Классификация АХОВ по преимущественному синдрому, складывающему при острой интоксикации:



п/п
Наименование группы
Характер действия
Наименование АХОВ


1
Вещества преимущественно удушающего действия
Воздействуют на дыхательные пути человека
Хлор, фосген, хлорпикрин, треххлористый фосфор, хлорокись фосфора


2
Вещества преимущественно общеядовитого действия
Нарушают энергетический обмен
Оксид углерода (11), цианистый водород, хлорциан, мышьяковистый водород


3
Вещества удушающего и общеядовитого действия
Вызывают оттек  легких, при ингаляционном воздействии и нарушают энергетический обмен при резорбции
Акрилонитрил, азотная кислота, оксиды азота, сернистый ангидрит, фтористый водород, сероводород


4
Нейротропные яды
Действуют на генерацию, проведение и передачу нервного импульса
Сероуглерод, фосфорорганические соединения (ФОС)


5
Вещества удушающего и нейротропного действия
Вызывают токсический оттек легких, формируют тяжелое поражение нервной системы
Аммиак


6
Метаболические яды
Нарушают процессы метаболизма и обмена веществ в организме
Оксид этилена, бромистый метил, дихлорэтан, диоксин


5. По способности к горению, все АХОВ делятся на:
- негорючие (фосген, диоксин);
- трудногорючие вещества (сжиженный аммиак, цианистый водород и др.),
способные гореть только в присутствии источника зажигания;
- горючие вещества (газообразный аммиак, сероуглерод и др.), способные
к горению даже после удаления источника зажигания.
К АХОВ относятся только те вещества, которые могут представлять опасность лишь в аварийных ситуациях.
В настоящее время перечень АХОВ не разработан. Но исходя из оценки масштабов реальной опасности, зависящие от токсичности вещества, величины их запасов и характера распространения в атмосфере, - перечень АХОВ, от воздействия которых необходимо обеспечить защиту, в настоящее время, можно ограничить 9 веществами: хлор, аммиак, фосген, сернистый ангидрид, цианистый водород, сероводород, сероуглерод, фтористый водород, нитрил акриловой кислоты. 
Время воздействий опасных концентраций зависит от типа и количества выброшенного (вылитого) АХОВ, а также метеоусловий в районе аварий (скорости ветра и температуры окружающей среды). Так, например, при выбросе 50 тыс. тонн АХОВ и температуре окружающей среды 20 градусов С время действия хлора, аммиака, фосгена и сероводорода составляет 1,8; 3,2; 1,7 и 6,7 суток соответственно.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации