Конспект лекций по предмету "Макроэкономика, экономическая теория"

Узнать цену работы по вашей теме


Лекции по экономике

Лекция №1
Предмет экономической теории. Методы экономических исследований Экономика –1) хозяйство (страны, предприятия); 2) наука, изучающая как теоретические закономерности развития хозяйства, так и положение хозяйства в настоящее время. Англ. 1) economy; 2) economics.
В XVII в. был предложен термин “политическая экономия”: А. Монкретьен “Трактат политической экономии, посвященный королю и королеве”. В XIX в. марджиналисты (У. С. Джевонс) ввели термин “economics”. Широкое распространение термин получил после опубликования труда А. Маршалла “Economics”.
Роль экономики в жизни общества. Модель кривой производственных возможностей. Рост промышленного производства. Проблемы экономического роста. Экономическая теория, ее предмет и функции. Методы экономических исследований.
Экономика –процесс преобразования имеющихся у общества материальных благ в продукцию, которая должна удовлетворять как духовным, так и материальным потребностям. Экономические ресурсы –людские ресурсы (рабочая сила, предпринимательская способность), природные ресурсы, капитальные ресурсы (предприятия, оборудование, дороги, транспорт). В экономической теории: труд– земля – капитал.
Экономические ресурсы ® (производство) ® продукция ® личное потребление ® производственное потребление.
Общественное производство включает материальное производство: производство товаров и производство услуг и нематериальное производство: производство услуг. Материальное и нематериальное производство услуг образует сферу услуг. Экономика –единство 4-х фаз: производства, распределения, обмена и потребления. Блага поступают в потребление через распределение и обмен.
Распределение –определение от доли и объема продукта, поступающего в потребление участникам экономической деятельности и другим членам общества. Характер распределения зависит от вида собственности на средства производства. В узком смысле слова, распределение– простое распределение созданной продукции; в широком –распределение условий и факторов производства. Выделяют первичное распределение– на основе собственности - и вторичное –пенсии, пособия и т. д. Перераспределение осуществляется с помощью государства, фондов, финансовых институтов.
Обмен –стадия движения общественного продукта, которая доставляет продукты и условия производства к субъектам общественного производства. Обмен продуктами происходит на основе разделения труда и специализации. Обмен может быть натуральный, товарный и товарно-денежный.
Воспроизводство –постоянно возобновляемый процесс производства. Воспроизводство может быть постоянное и расширенное (в увеличенном масштабе). В основе экономического производства лежит экономический рост. Три основные экономические проблемы: что? как? и для кого? производить. Экономические ресурсы ограничены, потребности безграничны.
Проблема соотношения экономических ресурсов и потребностей отражается на кривой производственных возможностей. Рассмотрим такую кривую для экономики полной занятости (используются все природные ресурсы; каждый, кто хочет, работает; все производственные мощности задействованы) и экономики полного объема производства (экономические ресурсы используются эффективно– они вносят наибольший вклад).   
Выпуклость кривой характеризует альтернативные издержки. Альтернативные издержки–то количество одного товара, от которого необходимо отказаться для производства другого товара. Вмененные издержки– повышенные альтернативные издержки. Экономический рост –увеличение способностей национального хозяйства производить продукт, удовлетворяющий потребностям общества и его членов. Экономический рост может быть экстенсивным (рост объема производства за счет ресурса на основе прежнего качества экономических ресурсов) и интенсивным (за счет повышения качества экономических ресурсов– НТР).
Основные факторы экстенсивного роста: прирост рабочей силы, прирост капитальных благ, освоение новых земель, освоение новых месторождений. Основные факторы интенсивного роста: рост производительности труда, повышение качества рабочей силы, ресурсообеспечение, максимально безотходное производство, повышение качества производимой продукции, улучшение условий труда. Лекция №2
Выбор точки на кривой производственных возможностей зависит от уровня социального развития, национальных особенностей и традиций, сущности экономической системы.
Экономическая система –совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единства отношений производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Экономические системы (по производству благ) были доиндустриальными, индустриальными и постиндустриальными; рыночными, командными и смешанными. Экономическое благо –продукт, обладающий относительной редкостью, и не являющийся свободно воспроизводимым.
Родоначальники экономики, как науки – У. Пети, А. Смит, Д. Риккардо. Экономическая теория –буржуазная экономика (марджнализм, институционализм, историческая школа, математическая школа) и марксизм. Отдельно(? ): кейнсианство, монетаризм. Экономическая теория –наука о видах деятельности, связанных с обменом денег и сделках между людьми (меркантилизм). Экономическая теория – наука о богатстве (А. Смит).
Политическая экономия изучает производственные отношения, их взаимодействие с производственными силами (К. Маркс).
Экономикс –наука о способах производственного использования людьми ограниченных ресурсов с целью достижения экономического результата (математическая школа). Экономическая теория –наука о деятельности людей по поводу производства и обмена продуктов, о способе использования ограниченных ресурсов, методах распределения экономических благ между членами общества.
Микроэкономика – изучает поведение индивидуумов и взаимодействие между ними (в центре внимания –формирование цен), изучение отдельных рынков, спроса и предложения отдельных товаров.
Макроэкономика (Кейнс определил необходимость вмешательства государства). Экономический рост, инфляция, безработица.
Функции экономики как науки – познавательная, практическая, методологическая. Методы экономических исследований –суммирование определенных принципов и способов познания экономических закономерностей и процессов.
Существует два основных подхода к исследованию экономических вопросов. Позитивизм– “то, что есть” - экономика –чистая наука, изучает экономические явления, как явления природы, причинно-следственные связи между явлениями, выявляет таким образом закономерности, на основе закономерностей делает прогнозы; верифицируемость проверяемость теории на практике (Вальрас). Нормативизм– “то, что должно быть” –специфичность методов экономической теории по отношению к другим наукам, необходимость учитывать социальные, исторические и др. аспекты. Большую роль играет субъективное мышление ученого (его опыт, знания, убеждения). В настоящее время приоритет отдается позитивным методам– объективному познанию экономических явлений. В советское время был чрезвычайно популярен третий подход –диалектический материализм: бытие определяет сознание, экономические явления обусловлены объективным состоянием производительных сил, бытие определяет развитие, экономические явления изучаются в развитии, всякая теория выражает интересы определенного класса. Метод абстрагирования – наиболее общие понятия. Метод статистических исследований. Математические методы. Анализ + синтез. Формально-логический метод. Экономические исследования: Прикладная экономическая теория (экономическая политика) Контроль экономического поведения Экономическая теория или анализ
Выявление общих принципов экономического поведения (законов) индукция Ї дедукция Описательный процесс Сбор фактов и сопоставление гипотез с фактами
В результате экономических исследований создаются экономические модели различной сложности–упрощенные картины реальности. В результате абстрагирования от конкретных фактов получаются общие понятия–экономические категории. Экономические категории выражают определенные отношения. Основы рыночного хозяйства Становление рыночного хозяйства
Рыночное хозяйствоосновано на товарном типе производства, при котором продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена путем купли-продажи. Однако, кроме товарного типа производства, для рыночного хозяйства необходимо еще и машинное производство.
Важнейшая предпосылка к товарному типу производства – общественное разделение труда (ОРТ) –система труда, складывающаяся в результате качественной дифференциации трудовой деятельности, приводящей к обособлению различных ее видов. Первым крупным проявлением ОРТ стало разделение на земледелие и скотоводство (10 тыс. лет назад). Его последствием стали обмен и рост производительности труда. Затем, около 6 тыс. лет назад, в отдельный вид деятельности выделилось ремесло, что привело к появлению товарного обмена. 1 тыс. лет до н. э. появились деньги, и обмен стал товарно-денежным. Вскоре после этого от ремесла отделилась торговля. В дальнейшем ОРТ шло в направлении специализации в отдельных отраслях, а также их кооперации. Важнейшие следствия ОРТ: зависимость производства от обмена;
индивидуализация труда ® частная собственность ® товарное производство ® формирование рынка.
Рынок –сфера обмена товаров, столкновения и согласования интересов их производителей и потребителей.
В XVII в. в Европе товарное производство начинает преобладать над натуральным. Зарождается рыночное хозяйство. В середине XVIII в. складывается единая рыночная система европейского хозяйства, которая затем стала всемирной. Основные черты рыночного хозяйства:
Частная собственность –право присвоения, пользования, распоряжения средств и результатов труда. Кроме частной (индивидуальной) собственности распространены групповая (кооперативная и акционерная) и государственная собственность. В экономике, в отличие от права, собственность делится на государственную и частную (негосударственную). Личная материальная заинтересованность.
Экономическая свобода –право выбора вида деятельности, способа использования ресурсов; право предпринимательства– обмена товаров и ресурсов; экономического риска; новаторской деятельности. Предпринимательская способность – способность использовать свободу наилучшим образом (обладает всего 6% людей). Конкуренция –соперничество за достижения наилучшего результата. Если конкуренция обладает пятью признаками: легкостью входа на рынок и выхода с него, большим количеством частных фирм, абсолютной мобильностью ресурсов, отсутствием качественных различий в товаре, tm, фирменных знаков, ни один из участников не оказывает влияния на условия торговли, то она называется совершенной. Это теоретическая модель реальной (несовершенной) конкуренции. Субъекты рыночных отношений
Домашнее хозяйство –среднестатистическая семья, собственники ресурсов, являющихся основой их благосостояния, основной потребитель товаров и услуг.
“Фирмы” –сфера их деятельности направлена на извлечение доходов, основной производитель товаров и услуг. Государство – осуществляет регуляцию рыночных отношений. Объекты рыночных отношений
Товар –вид экономического блага, предназначенный для обмена. Товар должен удовлетворять какую-либо потребность, т. е. обладать полезностью (потребительской стоимостью), причем потребность должно испытывать общество, а не производитель. Обмениваемые товары должны быть разнородными, но соизмеримыми, т. е. обладать качеством стоимости (ценности). Нем. – Wert.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации