Конспект лекций по предмету "Иностранные языки и языкознание"

Узнать цену работы по вашей теме


Функциональные особенности русского языка



8

Стилистическая норма. Стилистическая окраска

Стилистическая норма регулирует отбор определенных слов, форм слов, предложений в зависимости от ситуации общения и отношения говорящего (пишущего) к тому, о чем говорится или пишется.

Стилистическая норма связанна с экспрессивными явлениями в системе языка.

Экспрессия - это выразительно - изобразительные качества речи, отличающие ее от нейтральной и придающие ей образность и стилистическую окрашенность.

Экспрессивность - это те смысловые признаки слов, части слова, грамматической формы или предложения, которые позволяют использовать их как средство выражения не только предметного содержания, но и отношение говорящего или пишущего к тому, о чем говорится или пишется, или к ситуации.

Стилистическая окраска - экспрессивные, нейтральные компоненты значения языковой единицы.

Стилистически окрашенные единицы - это те слова, формы слов, предложения, способность которых, вызвать вне контекста особое впечатление, обусловлена тем, что они не заключают в себе не только предметную (сведение об обозначаемом предмете) или грамматическую информацию, но и некоторые дополнительные сведения, например окраску фамильярности (передряга, показуха).

Две основных разновидности стилистической окраски:

I. Функциональная/функционально - стилистическая / социально - функциональная.

Это те слова, которые употреблены в той или иной сфере общения. Это такие виды стилистической окраски, как книжная и разговорная, которые выделяются на фоне не окрашенных стилистических единиц. Книжные слова, прежде всего связанные со сферой интеллектуального общения (нигилист, инакомыслие), также заимствованные слова (сарказм, феномен), слова церковнославянского происхождения (воздать, вознести)

Деление книжных слов:

1) Официально-деловые (юрисдикция);

2) Специальные, то есть научные, технические (возбудитель, пункция);

3) Публицистически - окрашенные (плебисцит);

II. Эмоционально-оценочная.

Это те слова, в значении которых можно выделить компонент, связанный с выражением кого-либо чувства, отношения к слушающему (читающему), оценки предмета речи, ситуации общения.

Разновидности стилистической окрашенных слов:

· Ласкательные (лапочка);

· Одобрительные (башковитый);

· Неодобрительные (дылда);

· Пренебрежительные (фигляр);

· Презрительные (хапуга);

· Иронические (доморощенный);

· Бранные (сволочь).

Стилистически окрашенными могут быть так же словообразовательные элементы, морфологические формы, синтаксические конструкции.

Стилистическая окраска словообразовательных средств и грамматических форм указывается в грамматиках.

Стилистическая окраска слов фиксируется словарями в стилистических пометках, которые даются перед толкованием лексического значения слова в скобках.

Различная стилистическая окраска языковых единиц позволяет наилучшим образом выразить содержание речи, показать, как собеседники оценивают ситуацию и цель общения, как относятся друг к другу.

Функциональные стили современного русского языка

Функциональные стили современного русского литературного языка связаны с внеязыковой действительностью, так как формирование стиля связанно с определенной сферой человеческой деятельности.

Стиль - это разновидность литературного языка, которая традиционно закреплена в обществе за одной из сфер жизни. При этом каждая разновидность обладает определенными языковыми особенностями (прежде всего лексикой и грамматикой) и противопоставлена другим таким же разновидностям литературного языка, которые соотносятся с другими сферами жизни и обладают собственными языковыми особенностями.

Стиль исторически изменчив.

Большинство языковых средств в в каждом стиле - нейтральные, межстилевые, однако ядро каждого стиля образует присущие только ему языковые средства с соответствующей стилистической окраской и едиными нормами употребления.

Стиль - это исторически сложившаяся в определенное время в конкретном обществе разновидность литературного языка, которая представляет собой относительно замкнутую систему языковых средств, постоянно и осознано использующихся в различных сферах жизни.

Каждый стиль, обладая общими чертами, включает в себя произведения разных жанров.

Следует помнить, что при создании произведения, относящегося к определенному стилю, следует соблюдать не только лексические нормы стиля, но и морфологические и синтаксические нормы.

I. Разговорный стиль.

Связан со сферой непосредственного бытового общения.

Для этого стиля характерны:

1) Устная форма выражения (кроме частной переписки бытового общения);

2) Большая роль интонации и мимики;

3) Отсутствуют официальные отношения между говорящими, речь неподготовлена;

4) Нормативно использование слов с разговорной стилистической окраской (тараторить);

5) Возможно употребление эмоционально - оценочных слов;

6) Активно функционируют фразеологизмы;

Морфологическая норма разговорного стиля:

1) С одной стороны соответствует общепринятой литературной норме, с другой - обладает собственными особенностями.

2) Преобладают простые предложения, междометья, слово - предложения;

3) В устной форме преобладает именительный падеж - даже там, где в письменной он не возможен.

4) Нормой являются эллиптичные предложения.

II. Официально - деловой стиль.

Обслуживает сферу официальных отношений.

Это стиль административно - канцелярской документации, законодательных актов, дипломатических документов.

Для этого стиля характерны:

1) Предельная конкретность содержании при абстрактности, типизированности, штампованности средств выражения;

2) Речи свойственна конкретность, стандартность изложения, характер предписания, долженствования.

3) Употребляются слова и словосочетания, которые можно отнести к профессиональной терминологии (подрядчик, налогоплательщик), а так же канцелярские штампы;

4) Недопустимы эмоционально - экспрессивно окрашенные слова и словосочетания;

5) Часто употребляются сложносокращенные слова (СНГ) и существительные, образованные от глагола (хранение);

6) Частое употребление глаголов в форме повелительного наклонения и неопределенной форме в значении повелительного наклонения;

Морфологическая норма официально - делового стиля:

1) Используется логический, книжный синтаксис: повествовательные двусоставные полные предложения с прямым порядком слов;

2) Предложения, осложненные однородными членами, причастными и деепричастными оборотами;

3) Сложные предложения;

4) Важную роль играют реквизиты.

III. Публицистический стиль.

Ориентирован на: 1. сообщение информации; 2. на воздействие на читающего или слушающего.

Это стиль для газетных и журнальных статей, интервью, репортажей, а так же политических выступлений, радио- и телепередач.

Для этого стиля характерны:

1) Сочетание экспрессивности (для максимального воздействия и стандарта (для быстроты и точности передачи информации);

2) Часто употребляются слова ненейтральные, оценочные и эмоциональные (тоталитарный, пижонство, обывательщина);

3) Слова в переносном значении (грязь, в значении безнравственность);

4) Типична «политическая» лексика (парламент, фракция);

5) Используется высокая книжная лексика (дерзать, воздвигать);

6) Употребление метафор как способа оценки окружающей действительности: «военных» («наступление на коррупцию»), «строительных» («здание устаревшей политики»), «дорожных» («политическое бездорожье»);

7) Так же употребляются разговорные слова и фразеологизмы (схлопотать, вешать лапшу на уши);

8) Чрезвычайно частотны заимствованные слова, связанные с новыми экономическими, политическими, научно-техническими и бытовыми явлениями (инвестиция, крупье, спонсор и т.д.);

9) Переосмысливаются термины различных областей знаний, чаще всего экономические, политические, «компьютерные» (банк данных, консенсус).

Морфологическая норма публицистического стиля:

1) Во многом определяет возможность сочетания книжного и разговорного;

2) Часто употребляются прилагательные и наречия с оценочным значением (серьезный, второстепенный);

3) Часто употребляется настоящее время глагола, на ряду с настоящим, часто прошедшее время.

Синтаксические нормы публицистики связаны с необходимостью сочетания экспрессивности и информационной насыщенности: восклицательные предложения, вопросительные повторы, изменения порядка слов в предложении.

IV. Научный стиль.

Связан со сферой науки, преподавания, техники, преподавания.

Для этого стиля характерны:

1) Точность и объективность, которые определяют выбор языковых средств;

2) Нейтральная лексика составляет основу словоупотребления;

3) Наличие в тексте терминов.

Для этого стиля нехарактерны:

1) Использование экспрессивной, эмоциональной лексики, слов с разговорной окраской или слов в переносном, образном значении.

Грамматические особенности:

1) Употребляется большое количество существительных, которых в 4 раза больше чем глаголов;

2) Очень часто используется глагол в форме настоящего времени;

3) Частотны краткие формы прилагательных;

4) Характерно употребление причастий.

Синтаксис:

1) Логический, отчасти сходный с книжным синтаксисом книжного официально - делового стиля;

2) Частотны предложения повествовательные, полные, с прямым порядком слов;

3) Предложения, осложненные однородными членами предложения, причастными и деепричастными оборотами;

4) Среди сложных предложений преобладают сложноподчиненные;

5) Употребляются безличные или неопределенно - личные предложения.

Стилистические ошибки

Стилистические ошибки - это ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей, т.е. употреблением в одном стиле языковых средств, типичных для другого.

Виды стилистических ошибок:

I. Лексико-стилистические - нарушение лексических норм стиля.

II. Морфолого-стилистичесике - нарушение морфологических норм стиля

III. Синтаксико-стилистические - нарушение синтаксических норм стиля.

Наиболее часто встречающиеся ошибки:

1. Стилистически неправильное словоупотребление, в том числе неуместное употребление канцеляризмов;

2. Злоупотребление терминами в ненаучном тексте;

3. Использование просторечной и разговорной лексики в книжных текстах.

Стилистические ошибки портят речь, ухудшают впечатление о говорящем или пишущем и нередко производят комическое впечатление.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации