Конспект лекций по предмету "Спорт и туризм"

Узнать цену работы по вашей теме


Тренировки по плаванию спортсменов-многоборцев



ТРЕНИРОВКИ ПО ПЛАВАНИЮ СПОРТСМЕНОВ-МНОГОБОРЦЕВ

Тренировки по плаванию спортсменов-многоборцев (многоборье ГТО, военное многоборье, морское многоборье, современное пятиборье) усложняются сочетанием их с занятиями другими видами многоборья. Планирование спортивных результатов и тренировочных нагрузок спортсмена-многоборца должно подчиняться задаче достижения наибольшей суммы очков по всему комплексу многоборья. Это требует особого подхода к оптимизации тренировочного процесса многоборцев. При планировании и проведении тренировок по плаванию многоборцев учитываются:

- наличие тренировочных нагрузок по нескольким видам многоборья, что усложняет восстановление организма и отрицательно сказывается на технике плавания. В связи с этим необходимо применять упражнения, направленные на плавное переключение различных тренировочных нагрузок и на совершенствование техники плавания;

- меньший, чем у пловцов, объем плавания за год (например, у спортсменов высокого класса, специализирующихся в плавании, -- до 3000 км, у многоборцев -- до 500 км). Это значительно сужает круг применяемых упражнений по плаванию и требует повышения доли наиболее эффективных нагрузок;

- острая необходимость воспитания у многоборцев специальной выносливости мышц рук для плавания на дистанцию, предусмотренную многоборьем. Так, например, при плавании на 300 м с результатом 3.25 спортсмен, имеющий вес 70--80 кг, делает около 140 гребков каждой рукой со средним усилием 8--9 кг. Чтобы такая работа была по силам современному пятиборцу, ему надо систематически выполнять специальные упражнения, направленные на воспитание необходимой силовой выносливости.

Для того чтобы поддержать свои результаты по плаванию (если спортсмен в прошлом пловец) или несколько повысить их, для многоборцев обычно предусматривается 3--4 тренировки в неделю, по 60--90 мин каждая.

Примерная тренировка многоборцев по плаванию на уровне I-- II спортивных разрядов по плаванию включает: 1. Упражнения на восстановление и совершенствование техники плавания (объем около 1 км). 2. Повторное или интервальное плавание с целью воспитания специальной выносливости, характерной для работы на соревновательной дистанции (100, 200, 300 или 400 м, в зависимости от вида многоборья) в объеме 0,5--1 км. 3. Плавание для развития силы мышц рук (0,5--0,8 км). 4. Заключительное плавание в спокойном темпе (0,4--0,6 км).

Основную роль в повышении и стабилизации результатов играет повторное или интервальное плавание с направленностью на воспитание специальной выносливости. Так, для многоборцев ГТО, соревнующихся в плавании на 100 м, наиболее характерные серии включают отрезки и дистанции 25, 50, 100 или 200 м, для соревнующихся на 200 м -- 100, 200, 300 м, для соревнующихся в плавании на 300 м -- 200, 300, 400 м и для соревнующихся на дистанции 400 м -- 200, 300, 400 и 500 м.

При повторном и интервальном методах скорость плавания регулируется продолжительностью отдыха. Для повышения скорости продолжительность отдыха увеличивается, для снижения -- уменьшается.

Наиболее интенсивные тренировочные нагрузки по плаванию сочетаются с нагрузками по другим трудоемким видам многоборья (например, бегом, греблей, фехтованием) с учетом следующего:

- суммарная нагрузка в течение микроцикла (обычно неделя) по всем видам многоборья должна быть большой, но не чрезмерной. К началу следующего микроцикла спортсмен должен иметь возможность для восстановления и качественного выполнения запланированных нагрузок;

- в течение микроцикла включается только одна ударная тренировка по плаванию, чтобы иметь возможность выполнить интенсивные нагрузки по другим видам комплекса многоборья.

Контроль за интенсивностью нагрузок проводится так: при плохих результатах контрольных проплывов и, как правило, отклонениях от нормального состояния здоровья интенсивность или оставляется на прежнем уровне, или несколько повышается.

При низком уровне спортивных результатов по плаванию полезно применение так называемого метода концентрации нагрузок. Для этого тренировки по плаванию в подготовительном периоде проводятся с увеличением объема и интенсивности за счет других видов. Наиболее часто метод концентрации применяется для повышения результатов по плаванию и бегу. При этом один месяц тренировки имеет почти двойную нагрузку по плаванию, а следующий месяц -- по бегу.

В годовом плане тренировок по плаванию обычно фиксируются общий объем плавания (км), объем интенсивного плавания (км), специальные упражнения пловца на суше (ч), поэтапные контрольные нормативы на тренировках и соревнованиях.

Планируемые результаты определяются с учетом примерных возможностей по их повышению в условиях тренировок по всем видам многоборья. При этом учитывается, что чем выше результат спортсмена, тем меньше возможность для его повышения. Это хорошо видно из следующих средних данных годового прироста результатов у современных пятиборцев:

Результаты пятиборцев в плавании на 300 м

3.55 -- 4.00 3.50 -- 3.55 3.45 -- 3.50 3.40 -- 3.45 3.35 -- 3.40 3.30 -- 3.35 3.25 -- 3.30

Лучше 3.25

Возможное улучшение результата за год (с)

8--15 6 -- 7 4 -- 6 3 -- 5 3-4 2-3 1 --2

Индивидуально с учетом количества тренировок и интенсивности

Прогнозирование спортивных результатов многоборцев проводится по средним данным соответствия результатов контрольных тестов результатам на соревнованиях. Приведем примерные данные для прогнозирования спортивных результатов в плавании на 100 м по среднему результату повторного плавания 3X50 м с толчка от стенки бассейна и затем на 300 м по результату проплывания на тренировке дистанции 200 м с толчка от стенки бассейна:

Средний результат теста Ожидаемый результат

3x50 м, с на соревнованиях в плавании на 100 м

60 2.00

55 1.50

50 1.40

45 1.30

40 1.20

35 1.10

Ожидаемый результат в плавании на 300 м

Результат выполнения теста в плавании на 200 м с максимальной скоростью

3.10 3.15 3.20 3.25 3.30 3.35 3.40 3.45 3.50 3.55 4.00

2.04 2.07 2.11 2.14 2.17 2.21 2.24 2.27 2.30 2.34 2.37

Начальная тренировка

Начальная тренировка охватывает подготовку пловца начиная от освоения элементарных основ техники плавания любым ,способом до выполнения им нормативов III--II спортивных разрядов. Она проводится в начальных группах спортивных школ, в секциях плавания коллективов физической культуры, в коллективах и секциях физической культуры, в учебных заведениях на уроках физической культуры и во время внеучебных и факультативных занятий физической культурой, в пионерских лагерях и при подготовке к сдаче норм комплекса ГТО по плаванию.

В нашей стране в начальную тренировку по плаванию вовлечены миллионы людей. Она содействует приобщению населения страны к занятиям физической культурой и спортом, благотворно влияет на здоровье и работоспособность занимающихся, вооружает их очень важным в жизненно-прикладном отношении навыком в плавании.

Начальная тренировка проводится или в условиях круглогодичных занятий, или в условиях, когда количество занятий ограничено.

Подготовительный период начальной тренировки направлен на повышение уровня функциональных возможностей и пополнение фонда двигательных навыков пловца, 2--3 тренировки выделяются для специализированной подготовки к сдаче норм ГТО или к соревнованиям.

Организационно-методические указания по проведению начальной тренировки пловцов

При проведении начальной тренировки необходимо выполнять следующие основные организационно-методические указания, обеспечивающие нужную направленность тренировок, надлежащий порядок на занятиях, эффективность и безопасность занятий с пловцами:

1. На первом занятии следует обязательно проверить наличие у занимающихся допуска врачом к тренировкам по плаванию, умение плавать (у каждого занимающегося) и познакомить их с правилами поведения на тренировках по плаванию.

2. На занятиях должна соблюдаться строгая дисциплина. Каждое из них следует начинать с построения группы, постановки задач тренировки, организованного входа занимающихся в воду и заканчивать организованным выходом из воды и кратким подведением итогов занятия. Пловцы должны хорошо знать и выполнять правила поведения в бассейне. Категорически запрещаются без наблюдения руководителя занятия ныряние (плавание под водой) и прыжки в воду. Все время занятий пловцы должны находиться под его наблюдением. Упражнения на суше должны выполняться до начала занятий в воде. Время, выделенное на занятия в воде, должно быть полностью использовано.

3. Особое внимание необходимо уделять овладению правильным дыханием (с выдохом в воду), освоению основами правильной техники плавания, освоению размеренных плавных движений при преодолении дистанции в спокойном темпе, равномерной скорости при проплывании дистанций и воспитанию выносливости.

4. Распределение усилий пловцов должно быть таким, чтобы плавание по возможности выполнялось с равномерной скоростью. При проплывании серий дистанций усилия надо распределять так, чтобы последующие дистанции преодолевались быстрее предыдущих. Это содействует освоению пловцами правильного, равномерного прохождения дистанций и предохраняет их от чрезмерных нагрузок.

5. Выбор способа плавания для начальной тренировки с целью подготовки к сдаче норм ГТО в условиях ограниченного количества занятий производится с учетом умения занимающихся плавать каким-либо спортивным способом или по-своему. Плавающим

по-своему на боку, на спине, «саженками», на груди «по-лягушачьи» рекомендуется соответственно постепенно осваивать правильные способы плавания на боку, кроль на спине, кроль на груди и брасс. Для этого применяются следующие основные подводящие упражнения: плавание при помощи движений только руками с доской между ногами, плавание с плавучим предметом при помощи движений только ногами, плавание с задержкой дыхания.

6. Совершенствование движений осуществляется пловцами с помощью групповых и индивидуальных указаний тренера, направленных на усвоение занимающимися основ правильной техники плавания. Ниже приводятся примеры таких указаний.

Указания по совершенствованию техники плавания способами кроль на груди и кроль на спине:

· для обеспечения равновесия тела в воде примите горизонтальное положение, для чего несколько глубже опустите голову в воду;

· догребайте руками до конца, ощущая в конце гребка выпрямленную в локте Руку;

· по возможности расслабляйте мышцы рук при проносе их по воздуху; подчеркните свое продвижение вперед при каждом гребке рукой;

· делайте ногами более частые движения, но без лишнего напряжения мышц.

· Указания по совершенствованию техники плавания способом брасс:

· примите горизонтальное положение тела во время скольжения, для чего немного опустите лицо в воду;

· по возможности расслабляйте мышцы ног при их подтягивании;

· по возможности расслабляйте мышцы рук при движении их вперед;

· выполняйте гребок ногами одновременно с выдохом в воду;

· ускоряйте и поддерживайте движение тела вперед при гребке руками;

· ускоряйте и поддерживайте движение тела вперед во время гребка ногами.

7. Тренер должен организовать и проводить начальные тренировки так, чтобы они вызывали интерес у занимающихся, способствовали воспитанию у них потребности к систематическим занятиям физической культурой. Этому во многом содействуют культурное обслуживание начинающих спортсменов в бассейне, чистота вспомогательных его помещений (вестибюля, раздевалок, душевых и др.), организованное и четкое проведение тренировки, поощрительные замечания по поводу успехов тренирующихся.

В конце курса занятий, проводимых в условиях ограниченного их количества, тренер должен при подведении итогов дать каждому занимающемуся конкретную рекомендацию по поводу дальнейших занятий физической культурой и спортом.

8. При проведении начальной тренировки на открытом водоеме дополнительно необходимо:

· убедиться в безвредности воды для занятий по плаванию (по заключению санинспекции); при занятиях в бассейне тщательно проверить состояние дна бассейна, необходимую глубину воды для стартовых прыжков, состояние плотов и мостков, исключающее возможность травм у занимающихся;

· упражнения проводить с одновременным выполнением их всей группой, для чего ограничивать время выполнения всех упражне¬ний. Начало и конец выполнения упражнения группой должны про¬водиться по сигналу. Если позволяют температурные условия, то тренер в конце каждого упражнения подает команду: «На бе¬рег выходи!», после чего указывает характерные ошибки, допус¬каемые обучаемыми, способы их устранения и объясняет следу¬ющее задание. Затем обучаемые по команде снова входят в воду и по команде приступают к выполнению следующего задания.

Начальная тренировка в условиях круглогодичных занятий

В условиях круглогодичных занятий тренировка проводится в искусственных бассейнах на основе программы для секций плава¬ния с учетом конкретного количества часов занятий в бассейне и в спортивном зале.

Начальная тренировка в секциях плавания включает занятия по физической подготовке, подготовку и сдачу практических норм комплекса ГТО, совершенствование техники плавания и тренировку в избранном способе плавания. Объем плавания и характер нагрузки на тренировках определяются в зависимости от возраста и подготовленности занимающихся. Объем составляет 1--3 км, из которых 0,5--0,8 км проплываются с несколько повышенной скоростью. Общее направление тренировочного процесса -- повышение функциональных возможностей организма, воспитание выносливости, скорости плавания и на этой базе воспитание специаль¬ной выносливости, необходимой для преодоления дистанции на соревнованиях.

Основные упражнения начальной тренировки

На суше:

· общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, прыжки, упражнения с отягоще¬нием, упражнения для развития подвижности в суставах, виды упражнений, входящие в соответствующую возрастную группу комплекса ГТО;

· имитационные упражнения для совершенствования техники плавания, комп¬лексы специальной гимнастики пловца с учетом избранного способа плавания, прыжки вверх из исходного положения пловца на старте.

В воде:

· плавание избранным для тренировки способом;

· плавание с помощью движений только руками с плавательной доской или ре¬зиновым кругом между ногами (до 400 м);

· плавание с помощью движений только ногами с доской или резиновым кругом в руках (до 400 м);

· плавание с раздельными движениями руками (кроль на груди и кроль на спине);

· плавание с раздельными движениями руками и ногами (брасс);

· плавание в свободном темпе с акцентом на совершенствовании элементов техники по указанию тренера (дистанции 50, 100, 200 м);

· повторное плавание в умеренном темпе 5--10X50, 3--5X100, 2--4X200, 1--2Х400 м;

· повторное плавание 4--6 раз по 25 м с максимальной скоростью и с хорошим отдыхом между повторениями;

· интервальное плавание с умеренной интенсивностью 8--10x50 и 4--5X100 м;

· проплывание дистанций 200--400 м с переменной скоростью;

· совершенствование старта и поворотов.

Примечания:

1. В зависимости от возраста и степени тренированности занимающихся указанные дистанции и интенсивность их проплывания могут несколько изменяться. Тренировочные нагрузки назначаются с учетом режима работы или учебы и отдыха пловцов.

2. В группах взрослых пловцов отдельные занятия дополняются прикладным плаванием -- нырянием в длину, в глубину и спасанием тонущих.

3. В детских группах в отдельные тренировочные занятия включаются игры в воде.

Планирование начальной тренировки в секциях плавания обычно выполняется в виде месячных графиков. В графике условным значком « + » указываются распределение упражнений программы по дням занятий, соревнования. Дальнейшая поуроч¬ная детализация тренировок раскрывается в планах-конспектах.

Учет начальной тренировки пловцов обычно ведется в журнале тренера. В нем содержатся основные данные о спортсменах (фамилия, инициалы, год рождения, партийность, адрес, спортивная квалификация), поурочное содержание занятий, учет посещаемости, сроки обращения спортсменов к врачу, выполнение норм по плаванию комплекса ГТО и разрядных нормативов, сведения о выдаче пловцам классификационных книжек и соответствующих знаков спортсмена юношеского разряда и разрядов взрослых пловцов.

Начальная тренировка в условиях ограниченного количества занятий

В условиях ограниченного количества занятий начальная тренировка планируется исходя из конкретного количества занятий, степени подготовленности пловцов и из соответствующих программ.

Занятия по плаванию целесообразно проводить не реже 3 раз в неделю с пребыванием в воде не менее 45 мин. К начальной тренировке допускаются лица, которые могут проплыть любым способом 50 м и имеют разрешение врача.

В связи с ограниченным количеством занятий начальная тренировка включает совершенствование техники и тренировку только в избранном способе плавания. Это сокращает объем применяемых упражнений, позволяет уделить больше внимания основным упражнениям для достижения цели -- быстрее подготовить к сдаче норм по плаванию комплекса ГТО.

В этом случае основными средствами начальной тренировки являются имитационные упражнения на суше для освоения техники плавания, повторное плавание избранным способом с доской с помощью движений только рук и только ног, равномерное и повторное плавание избранным способом с постепенным увеличением расстояния до 200--400 м, повторное плавание на 25--50 м на скорость, освоение и совершенствование старта и поворотов.

Планирование начальной тренировки в условиях ограниченного количества занятий охватывает весь период предусмотренных тренировок и обычно предусматривает до 15 занятий. В разделе плана «Содержание занятия» фиксируются по дням тренировочные упражнения и участие в соревнованиях по сдаче норм комплекса ГТО и спортивных нормативов по плаванию. Первые 5--6 тренировок направлены в основном на совершенствование движений пловцов, старта и поворотов, на воспитание выносливости. Последующие тренировки дополняются плаванием на скорость на 25 и 50 м. В последние тренировки включаются упражнения для освоения разминки и участие в соревнованиях по сдаче норм комплекса ГТО.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации