Конспект лекций по предмету "Правовая информатика"

Узнать цену работы по вашей теме


Ситуационные центры

Ситуационные центры в последние годы находят все большее применение в сфере принятия обоснованных решений для сложных аналитических задач. Они эффективно используются для управления ресурсами компаний и регионов, ускорения подготовки управленческих решений и в других областях.
Можно отметить несколько групп потребителей ситуационных центров (комнат) - они отличаются, по мнению одного из ведущих специалистов в рассматриваемой области А.Н. Райкова, прежде всего, степенью детерминированности решаемых задач и когнитивностью - направлением вектора познания ситуации.
Детерминированность определяется степенью хаотичности ситуации, законченностью постановки задачи, информационной открытостью проблемы, стереотипностью обучающих примеров и прочими факторами. Например, к сильно детерминированным задачам можно отнести некоторые задачи управления движением ракетой или регулирования распределения электроэнергии. К менее детерминированным задачам можно отнести задачи всеобъемлющего управленческого учета в системах корпоративного или государственного операционного контроллинга. Стратегический и мотивационный контроллинг - это уже сфера слабо детерминированных задач. А вектор когнитивности определяет направленность информационных потоков при исследовании ситуации. Каждая ситуация должна быть познана и структурирована, иначе ее не разрешить.
Обычно российскими разработчиками ситуационная комната рассматривается как интеллектуальная вершина, в которую поступает множество сообщений по каналам связи, а группа людей, сидящая в комнате, - как некий супермозг, который всю эту информацию впитывает и перерабатывает. При таком подходе, конечно, допустимы и интерактивные процессы. Они приемлемы для организации мониторинга, исследования детерминированной сферы, разрешения некоторых чрезвычайных ситуаций. В любом случае эффективность использования ситуационной комнаты здесь связана с максимизацией мультимедийных средств и коммуникационных каналов.
Сейчас вектор познания ситуации в ситуационных комнатах все больше поворачивается в другом направлении. Чтобы справиться с задачей, участникам совещаний необходимо не столько впитывать в себя новую внешнюю информацию, сколько с помощью коллег извлекать из собственного неосознанного запаса новые знания, рефлектировать ситуацию. Это требует от разработчиков ситуационных комнат акцентирования внимания не столько на технических компонентах ситуационных комнат (компьютеры, экраны), сколько на методологических.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Следует отметить, что некоторые современные тенденции в развитии методологических подходов к проектированию ситуационных комнат. Разработчики переходят к новым приоритетам:
от точности к интеллектуальности;
от справочной работы к аналитической;
от одного эксперта к группе;
от внутренней среды к внешней;
от инерционной экстраполяции к поиску новых путей;
от регистрации данных к экстракции знаний;
от защиты информации к менеджменту безопасности;
от накопления опыта к когнитивным схемам.
Создание ситуационных центров (СЦ) является сегодня одной из актуальнейших задач повышения эффективности управленческой деятельности. В настоящее время в мире насчитывается несколько сотен ситуационных центров, и количество их продолжает увеличиваться. Достаточно активно сегодня ситуационные центры начинают внедряться и в образовании. Это действительно эффективная форма передачи знаний. Сегодня знания, кадры, специалисты - актуальнейшее условие, оно будет определять в ближайшее время развитие всех сфер деятельности в нашей стране.
Важнейшими факторами, обеспечивающими активное внедрение СЦ в практическую деятельность органов управления, являются:
необходимость совершенствования управленческих процедур путем включения в них руководства не только на этапе принятия, но и выработки решения;
возможность оптимизации принимаемых решений путем их экспертной оценки и моделирования ситуации с помощью современных информационных технологий;
возможность повышения качества предварительного анализа информации и вырабатываемого решения путем использования современных информационных технологий, обеспечивающих интеграцию средств связи, аналитической обработки и визуализации информации;
необходимость обеспечения лиц, вырабатывающих и принимающих решения, достоверной полной информацией по проблеме;
возможность оперативного доступа первого лица ко всей информации, относящейся к вопросу, требующему решения.
В целом можно выделить два типа СЦ: стационарные центры привязаны к конкретным помещениям, где проходят совещания, мобильные центры разворачиваются на месте событий, в конкретном регионе. При локальном обсуждении можно использовать теле и аудиоконференц-связь с интеллектуальными центрами и местными региональными структурами.
Режимов работы ситуационного центра три. Первый - режим мониторинга, когда центр отслеживает те или иные процессы в конкретной сфере управления, фиксирует показатели, значения, всплески активности в том или ином регионе, отрасли, среди определенных групп населения. Второй - плановый, когда вырабатывается повестка, и группа экспертов формирует доклад с вариантами решения, с «подтягиванием» информации, с разработкой системы моделирования. Третий - режим работы в кризисных ситуациях, когда случается некое событие и нужно собрать необходимую информацию, смоделировать ситуацию, предложить решение.и активным образом участвовать в предотвращении разрастания кризисной ситуации.
Для решения стоящих перед ситуационными центрами задач требуются большие объемы и высокая интенсивность поступления входной информации, что делает абсолютно необходимым использование современных средств, обеспечивающих высокие возможности приема, воспроизведения и восприятия информации.
Технологической основой построения СЦ всех типов служит соединение комнаты, в которой заседают эксперты и лица, принимающие решения, и центров подготовки информации, расположенных рядом или удаленных от ситуационных комнат.
Основным элементом технического оснащения СЦ является экран коллективного пользования - позволяющий создать единый информационный язык для лиц, работающих в ситуационном центре. Экран может представлять собой видеостену или проекционную установку. Видеостены, т.е. системы мультиэкранного отображения данных различного вида (электронные карты, видеоизображения, графики и диаграммы, текстовая документация в электронном виде) предназначены для коллективного пользования и, благодаря модульной конструкции, могут быть сконфигурированы индивидуально под конкретные помещения и задачи. Ключевым свойством для видеостен является разрешение и, соответственно, информационная емкость, позволяющая представлять на одном экранном поле множество «окон», содержащих полноценные изображения от множества источников. Для представления дополнительной информации используются мониторы и плазменные панели.
Необходимыми техническими средствами оснащения СЦ также являются:
Средства видеоконференц-связи, передающие изображение и звук по телекоммуникационным сетям и использующие различные конфигурации связных терминалов - как в виде автономных устройств, так и на базе персональных компьютеров. Высококачественные звуковые системы, включающие специальные звуковые конференц-системы, а также системы управления светом.
Электронные средства ввода графических данных: сканеры, цифровые фото- и видеокамеры. Сюда же можно отнести и специализированные документ-камеры.
Интегрированные системы управления. Подобные системы становятся насущной необходимостью при управлении сложными аппаратными комплексами, где изменение состояния системы требует одновременного переключения множества устройств (коммутаторов, микшеров, источников и т.д.).
Для организации работы ситуационного центра необходимо иметь несколько типов рабочих станций: презентационную, станцию для проведения аналитических расчетов, студию нелинейного монтажа для работы с видеоматериалами, узел связи с абонентскими пунктами для взаимодействия с другими информационными системами. Сегодня типовой набор аппаратных средств понятен, модифицируется в зависимости от объемов, целей и задач той или иной структуры.
Несомненно, важнейшим средством является информация, которая размещается в ситуационном центре. Это не только алфавитно-цифровая информация, с которой привыкли иметь дело специалисты (наименование показателя, единицы измерения, количественные значения показателя), но и текстовые, картографические, аудио- и видеобазы данных, цифровые и мультимедийные базы.
Зарубежными экспертами сформулированы пять основных недостатков функционирования ситуационных центров, которые должны быть преодолены новыми технологиями: затруднен доступ к необходимым знаниям, слишком велико время, расходуемое на их поиск; многочисленны и разнородны системы поддержки принятия решений; затруднено сотрудничество людей, работающих над разрешением проблем; теряется ноу-хау сразу же, как только проблема разрешена; не создаются базы лучших практических наработок, что приводит к тому, что каждый новый участник начинает решение проблемы с самого начала. Изложенные выше принципы создания и развития ситуационных центров для органов государственной власти РФ совпадают с принципами, заложенными в системы ситуационных центров за рубежом, и позволяют сформулировать следующие основные направления развития СЦ ОГВ РФ:
Расширение спектра решаемых задач: совершенствование системы мониторинга; проведение экспертных сессий с участием высшего руководства; доведение принятых решений до исполнителя; технологическое обеспечение контроля исполнения принятых решений.
Создание комплексной системы моделирования.
Повышение оперативности доступа к удаленным БД.
Разработка и внедрение новых систем функционирования: видеоконференций; интерактивного управления видеопрезентацией самим пользователем; создания специализированной базы прецедентов.
Внедрение новых технологий: переход на мультиэкранное представление информации с использованием видеопроцессора; освоение программных пакетов для визуализации больших массивов данных; внедрение информационного портала; освоение трехмерной графики.
Разработка мобильного компонента: создание базового комплекта задач; создание базового комплекта программно-технических средств; подготовка организационно-инструктивных материалов.
Внедрение инструментальной среды проектирования процессов: создание организационно-технических процедур принятия коллективных решений.
Практическая деятельность юристов на всех этапах ее осуществления связана с процессами принятия решений. Характерной особенностью этих процессов является многочисленность вариантов, допускаемых обстоятельствами рассматриваемой ситуации, из числа которых необходимо выбрать единственное, вполне определенное и максимально обоснованное решение. При этом объем подлежащей обработке исходной информации, как правило, зависит от количества возможных вариантов выбора, а условия задачи могут быть заданы в достаточно громоздком виде. Наконец, для того, чтобы судить, в большей или меньшей степени соответствует ли принятое решение поставленной цели, необходимо иметь возможность количественно оценивать степень достижения цели для каждого принятого варианта.
Возникает необходимость использования в юридических задачах принятия и оценки решений математических методов для оптимизации выполняемых операций. В связи с этим необходимо осуществить математическое описание условий, в которых протекает процесс принятия решения, а также цели его проведения. По существу, эта проблема сводится к реализации математического моделирования ситуации, по которой принимается решение.
Рассмотрим процесс принятия решений на примере одной из наиболее распространенных задач юридической деятельности - квалификации преступлений.
В основном собранная для квалификации преступлений информация хранится и накапливается у субъекта квалификации: доказательственная информация - в протоколах следственных действий и иных процессуальных документах, иная - на различных носителях (книги, папки, карточки и др.). Хранение может осуществляться и на машинных носителях информации.
Субъект квалификации анализирует поступившую к нему и распределенную по тем или иным признакам уголовно-правовую и иную информацию (материалы дела, протоколы и постановления с оценками и выводами дознавателя, следователя) с точки зрения достаточности для принятия того или иного квалификационного решения (о квалификации деяния в целом, о квалификации эпизодов преступной деятельности, деяний отдельных лиц, о наличии или отсутствии того или иного квалификационного признака и др.). При недостаточности уголовно-правовой, доказательственной или иной информации для принятия уголовно-правового решения им определяются направления поиска недостающей информации и вырабатываются дополнительные квалификационные, следственные и иные версии, которые направляются по каналам обратной связи во внешнюю среду (вторичная информация). Информационный процесс повторяется снова и снова до тех пор, пока субъект квалификации преступлений не достигнет поставленных целей и задач.
После получения субъектом квалификации дополнительной информации процесс ее обработки возобновляется (повторяется) на основании ранее выдвинутых квалификационных версий до момента, пока им не будет признана достаточность уголовно-правовой, доказательственной и иной информации для принятия квалификационного решения по делу.
Таким образом, можно констатировать, что сбор, передача, хранение, переработка и использование уголовно-правовой и иной информации являются при квалификации преступлений целенаправленным информационным процессом с прогнозирующими и управленческими функциями, осуществляемым до достижения поставленных целей и задач квалификации, т.е. до момента, пока объем информации не станет пригодным (достаточным) для принятия конкретным уполномоченным субъектом итогового квалификационного решения.
В процессе информационно-аналитической работы субъект квалификации преступлений на основе собранной и обработанной уголовно-правовой, доказательственной и иной информации делает вывод об уголовно-правовой оценке деяния, т.е. принимает квалификационное решение. Итак, принятие решения представляет собой специфический мыслительно-волевой акт. Оно выступает в форме акта выбора тем или иным субъектом квалификации определенной модели поведения.
Под принятием решения обычно понимается не отдельный акт выбора одного из некоторых готовых решений, а многоэтапный процесс, имеющий сложную динамическую структуру. Поэтому в решении отражается все то ценное, что было получено в процессе предшествующей информационно-аналитической деятельности.
Существенное влияние на повышение качества принимаемых решений оказывает использование современных технологий принятия решений, в которых далеко не последняя роль отводится использованию различных методов экспертного оценивания.
Под экспертными оценками обычно понимаются суждения высококвалифицированных специалистов-профессионалов, высказанные в виде содержательной, качественной или количественной оценки исследуемого объекта для использования при принятии решений.
В настоящее время проблема выявления экспертных знаний разработана недостаточно. В научных исследованиях и методических рекомендациях, как правило, говорится о том, что знания, полученные от экспертов, должны быть полны, непротиворечивы, структурированы и т.д., однако практически нигде не даются рекомендации, как этого добиться, с помощью каких методов и алгоритмов.
Таким образом, основная цель организации и проведения экспертиз - повысить профессиональный уровень принимаемых решений за счет использования специально разработанных и проверенных на практике технологий экспертного оценивания.
В криминологии данный метод используется в ходе прогнозирования преступности, оценки уровней различных видов преступности, при исследовании социальной обусловленности и эффективности норм и институтов уголовного права. Сущность данного метода применительно к криминологическим проблемам заключается в том, что в основе качественной и количественной оценок различных факторов, влияющих на преступность, лежит мнение специалистов, опирающееся на их профессиональный научный и практический опыт.
Для того чтобы получаемая экспертная информация была качественной, необходимы следующие условия:
наличие экспертной комиссии, состоящей из специалистов, профессионально знакомых с объектом экспертизы и имеющих опыт работы эксперта;
наличие аналитической группы, профессионально владеющей технологией организации и проведения экспертиз, методами получения и анализа экспертной информации;
получение достоверной экспертной информации;
корректная обработка и анализ экспертной информации.
Зачастую при проведении экспертизы перед экспертами стоит задача оценки объекта или явления по заранее определенному набору характеристик (критериев, фактов).
Так, при прогнозировании преступности необходимо учитывать различного рода факторы, которые характеризуют не только преступность, но и другие социальные явления, влияющие на преступность, - социально-политические, организационно-правовые, экономические, демографические и т.д.
Величины значимости вклада, вносимые различными критериями в общую оценку такого явления, как преступность, неодинаковы. В связи с этим возникает задача определения для каждой характеристики ее ранга - порядкового номера в цепочке рассматриваемых характеристик, выстроенных по значимости.
Существуют специальные методы экспертного оценивания для решения поставленной задачи.
Обработка уголовно-правовой и иной информации при квалификации преступлений осуществляется человеком - субъектом квалификации. Им же разрешаются и все проблемы получения исходной и передачи вторичной информации, их анализа, логического, эвристического и другого преобразования, оценки и т.д. В определенных случаях при квалификации преступлений задачи обработки, анализа и оценки уголовно-правовой и иной информации могут решаться с помощью компьютерной техники.
Информатика (в том числе правовая информатика) рассматривает алгоритмические и эвристические теории решений, особенности принятия решений в условиях неопределенности, в диалоге с компьютером, исследует проблемы оптимизации принятия решений, создания компьютерных программ поддержки решений и др. Возможность и эффективность применения для этих целей ситуационных центров, по-видимому, не вызывает сомнений.
В последнее время в юридической литературе осуществлен достаточно глубокий анализ решений, принимаемых в уголовном судопроизводстве, обосновываются их классификации по тем или иным основаниям. В этой сфере обычно выделяют следующие группы решений:
а) организационные (или управленческие) решения - о возможных способах организации расследования (единоличное расследование, создание следственной или следственно-оперативной группы), об организации системы взаимодействия между участниками расследования, о распределении между ними обязанностей, технических средств и т.д.;
б) процессуальные решения - о способах собирания доказательств, о проведении необходимых следственных действий в той или иной следственной ситуации, о порядке проведения следственных действий и др.;
в) тактические решения - о применении и оценке применения тех или иных тактических приемов при проведении следственных и оперативно-розыскных действий;
г) решения, имеющие уголовно-правовое значение, - здесь выделяют решения о юридической оценке совершенного деяния, привлечении к уголовной ответственности или освобождении от него, назначении и освобождении от наказания, определении сроков наказания;
д) комбинированные решения - в них сочетаются признаки нескольких типов решений (так, наиболее часто в литературе упоминается об интеграции процессуальных и тактических решений).
В настоящее время мир переживает весьма сложную ситуацию, связанную с так называемыми цивилизационными вызовами нового тысячелетия. Перечислим некоторые, наиболее важные из них: конфликт техники и общества; конфликт человека с самим собой - центральная проблема цивилизации; истощение природных ресурсов, обострение борьбы за них; необходимость поиска альтернативных ресурсов и новых моделей социального и научно-технического развития; финансово-экономическая, промышленно-техническая, информационно-коммуникационная глобализация и опасность потери контроля за развитием сверхбольших систем; близкая опасность масштабных техногенных, экологических и культурных катастроф; сверхопасный разрыв между тенденциями глобализации и процессами сохранения и развития культуры; в явном виде деградация духовной среды обитания человека; лавинообразный рост информации и информационных систем; потеря контроля над процессами фундаментализации знания и, как следствие, деградация культуры познания; массовая трагедия отчуждения и неуверенности человека в современном мире; нивелирование личности, потеря индивидуальности; рост насилия и агрессивности и многие другие.
Информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии становятся фундаментом, основой для построения структуры новой образовательной среды, организации учебно-исследовательского пространства нового типа. В результате этого возможно осуществление перехода от репродуктивного типа обучения к креативному. Одним из действенных способов решения этой задачи является перестройка учебного пространства, организация комплекса учебных аудиторий по аналогии построения ситуационных центров. Ситуационный центр в образовании может рассматриваться как учебная аудитория принципиально нового типа, предназначенная для моделирования процессов и ситуаций в широком спектре изучаемых дисциплин. Думается, что с точки зрения дидактики это может претендовать на высший уровень освоения предметного и операционального полей. Кроме того, на повестке дня современного образования находится вопрос комплексного изучения влияния новых информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий на обучаемых, а для исследования учебного процесса в условиях реального времени, для работы экспертов (психологов, специалистов-предметников, медиков, методистов и др.) требуются специальным образом оборудованные помещения. По сути своей системной интеграции такая лаборатория представляет собой ничто иное, как исследовательский ситуационный центр.
Подготовка специалистов в учебных центрах и вузах, как правило, проводится в аудиториях, оборудованных компьютерной, проекционной, аудио- и видеотехникой и, уже нередко, - устройствами интерактивной визуализации.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации