Конспект лекций по предмету "Концепция современного естествознания"

Узнать цену работы по вашей теме


Путь к единой культуре

Культура - многозначное слово обыденного языка, означающее исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В иерархии оснований типологии культуры верхний ярус занимает источник или тип информации: естественный (природный) или гуманитарный (относящийся к изучению культуры, истории народов и включающий философию, этику, эстетику, искусство и т.д.). По указанному основанию культура делится на естественнонаучную и гуманитарную. Гуманитарная культура возникла на почве Просвещения XVIII века в связи с развитием концепций "общечеловеческих ценностей", "качества жизни" и т.п. Несмотря на все еще бытующее мнение о "несовместимости", "необъединимости" двух культур, их спонтанная интеграция стала объективной реальностью.
К "лежащим на поверхности" направлениям интеграции культур относятся взаимодействие и взаимопроникновение методологий естественнонаучного и гуманитарного исследования. В гуманитарной культуре все более широкое распространение получает концепция общей теории систем, в частности синергетики. В социологии, филологии семиотике используются методы математической статистики, в педагогике и социологии - метод эксперимента, в современных образовательных системах - прогностика, теория информации. Под влиянием гуманитарной культуры сформировалось такое научно-техническое направление, как дизайн - художественное конструирование различных изделий, транспортных средств, интерьеров. На основе изучения моральных, юридических и социальных проблем развития медицины и биологии возникла новая научная дисциплина "биоэтика". Перспективными направлениями дальнейшего проникновения естественнонаучной культуры в гуманитарную являются:
1. расширение использования методов общенаучной методологии в гуманитарной культуре;
2. овладение гуманитариями концептуальным мышлением;
3. применение в гуманитарных областях критериев зрелости науки, используемых для естественнонаучных дисциплин;
4. использование принципа полидисциплинарного подхода к решению гуманитарных проблем.
При переносе методов общенаучной методологии в гуманитарную культуру необходимо учитывать специфические особенности гуманитарных дисциплин, в частности низкий уровень теоретизации, опирающейся не на детерминированные законы, а на эмпирические обобщения и, в лучшем случае, на полуэмпирические законы статистического характера. Общей характерной особенностью всех гуманитарных дисциплин является неэксплицированность (многозначность) или слабая эксплицированность их языка. Большинство же гуманитарных наук вообще пользуется обыденным языком, а некоторые из гуманитарных направлений, к примеру, журналистика как литературно-публицистическая деятельность обыденный язык использует в сочетании с методами эмоционального и пропагандистского воздействия. При освещении научных проблем журналисты нередко допускают свободные "переводы" с научного языка на язык журналистики, используя нормы обыденного языка: многозначность и эмоциональность, что нередко приводит к искажению и даже фальсификации фактов, явлений, процессов.
Весьма актуально для специалистов-гуманитариев овладение концептуальным мышлением, без которого не может состояться историка, политолога, социолога, журналиста, вообще специалиста любого профиля. В гуманитарной культуре вполне применим опыт Джона Бернала по интегративной оценке зрелости естественнонаучных дисциплин на основе предложенных им критериев. Так, оценивая в середине прошлого века уровень зрелости геологии, он отмечал вклад этой науки в общенаучную методологию в виде учения о симметрии, но указывал на весьма низкий уровень ее теоретизации, недостаточное использование математики и слабую эксплицированность языка. Это позволило Берналу отнести геологию к наукам с достаточно ярко выраженным описательным характером. Несмотря на современные достижения геологии в плане применения математики, экспериментальных методов, успехи в области теоретических разработок, ее громоздкий и по-прежнему слабо эксплицированный понятийно-терминологический аппарат (около 25 тысяч единиц) и сегодня не позволяет повысить ее научный статус.
Психологическая и методологическая подготовленность к работе в поли- и междисциплинарных областях знаний является общим требованием к подготовке специалистов, однако в практическом плане здесь остается много нерешенных проблем. К примеру, образованием и воспитанием человека, представляющего целостную и самую сложную в природе суперсистему, состоящую из биологической (соматической) и психической подсистем, параллельно занимаются две науки: педагогика и педагогическая психология. Полидисциплинарный подход к проблеме образования и воспитания позволил бы сформировать единую интегративную науку, имеющую современный уровень теоретизации, математизации с одновременным повышением степени эксплицированности языка. Методологический аппарат такой науки был бы адекватен сложности проблем, стоящих перед обществом и школой в области образования и воспитания.
Перспективными направлениями дальнейшего проникновения гуманитарной культуры в естественнонаучную являются:
1. гуманизация естественнонаучной культуры;
2. развитие духовных способностей личности;
3. повышение творческого потенциала общества.
Под гуманизацией естественнонаучной культуры подразумевается осознание значимости гуманитарного знания, проникновение гуманитарных идей во все принимаемые проекты и решения в области науки и техники. Развитие духовных способностей личности предполагает интегративное проявление интеллекта и духовности, а повышение творческого потенциала общества возможно только на основе духовного состояния постижения истины. Учет перечисленных целей сулит повышение эффективности труда в любой из областей деятельности.
В результате синтеза культур качественно по-иному станут использоваться знания путем преодоления их раздробленности и создания единой науки о социальных и природных явлениях, взятых в системном социальном единстве. Без интеграции естественнонаучной и гуманитарной культур заведомо обречены на неудачу проблемы, стоящие в области экологии. Они неразрешимы без разработки и актуализации экономических, социальных, культурных и нравственных механизмов защиты природы.
Синтез культур поможет также сократить, если не ликвидировать разрыв между объемом знаний, накопленных мировой наукой, и возможностью его освоения индивидуальной человеческой памятью.
В условиях перехода человечества в новую - информационную - эпоху интеграция естественнонаучной и гуманитарной культур открывает возможность описания социальных систем языком и понятиями, сложившимися в естествознании. Развитие общества представляется поступательным необратимым движением по спирали с элементами волновых явлений, итеративности (повторяемости) и цикличности. Историю человечества можно представить как переходы от порядка к хаосу и от хаоса к порядку через механизм самоорганизации. В соответствии с моделью развития неравновесных систем эти переходы совершаются через точки бифуркаций, вблизи которых развитие непредсказуемо. Возрастает роль случайности, необратимости, коллективных взаимодействий.
Итак, единство и взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур и соответствующих типов наук реально проявляются в следующем:
- в изучении сложных социоприродных комплексов, включающих в качестве компонентов человека и общество, и формировании для этой цели "симбиотических" видов наук: экологии, социобиологии, биоэтики и др.;
- в осознании необходимости и реальной организации "гуманитарных экспертиз" естественнонаучных программ, предусматривающих преобразования объектов, имеющих жизненное значение для человека;
- в формировании общей для гуманитарных и естественных наук методологии познания, основанной на идеях эволюции, вероятности и самоорганизации;
- в гуманизации естественнонаучного и технического образования, а также в фундаментализации естествознанием образования гуманитарного;
- в создании дифференцированной, но единой системы ценностей, которая позволила бы человечеству четче определить перспективы своего развития.
В заключение стоит отметить, что, несмотря на всю неоспоримость тенденции сближения естественнонаучной и гуманитарной культур, речь вовсе не идет о полном их слиянии в каком-либо обозримом будущем.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации