Конспект лекций по предмету "История политических и правовых учений"

Узнать цену работы по вашей теме


Социологическое направление в правовой мысли. Р. Паунд

Социологическое направление в правовой мысли. Р. Паунд.
Под социологическим направлением понимается ряд концепций, объединенных общими методологическими и теоретическими идеями. Социологический подход к политико-правовым явлениям в европейской юриспруденции сформировался в последней трети XIX в. Он предполагает всестороннее изучение разнообразных явлений политической и правовой жизни (не ограничиваясь только институциональным аспектом - государственными органами и законодательством); провозглашается, что только на этой основе возможно построение подлинно научной юридической доктрины. Объектом внимания социологических правовых теорий было не столько право как институциональное явление, сколько право в жизни, в действии, тем более что является объективным определенное несоответствие между законом и юридической практикой. Право писаное и право в действии противопоставлялись друг другу. В более широком, общеметодологическом, философском плане социологический подход ориентирует на анализ политико-правовой системы как одной из частей общества во взаимосвязи с иными его составляющими.
Социологическая метода не была абсолютно новой, в той или иной степени ею пользовались на всем протяжении развития политико-правовой мысли, начиная с античности. Так, в основе рассуждений Аристотеля о различных формах правления лежит изучение около 150 государственных устройств античного мира. Сходен с социологическим и методологический подход Дж. Вико. В «Основаниях новой науки об общей природе наций» (1725) он указывает на то, что причины возникновения государственности, последовательной смены форм правления, изменения законов и пр. заключаются не в субъективных намерениях людей, а в объективной необходимости, в социальных отношениях. Как отмечается в литературе, Дж. Вико в некоторых моментах предвосхитил научную социологию. Одна из методологических заслуг Ш. Л. Монтескье состоит в широком использовании фактологического материала (в эпоху господства рационализма!). В фундаментальном труде «О духе законов» (1748) Ш. Л. Монтескье обобщил огромное количество сведений о государственном устройстве, законах и нравах многих народов различных регионов. Именно на прочной основе исторических и современных фактов был сделан вывод о наличии закономерностей общественной жизни («духа законов»). В части фактологической обоснованности идеи названных ученых возвышались над теориям своего времени. Но, если вести речь о социологических политико-правовых учениях как о самостоятельном направлении, то следует отметить, что методологические и теоретические условия для его появления возникли только в XIX в.
Философско-методологическим основанием социологических направлений в юриспруденции стал философский позитивизм, который призывал в противоположность рационализму, не к отвлеченным от конкретно-исторических фактов умозрительным рассуждениям, а к описанию реальных жизненных явлений, к выявлению и познанию закономерностей политико-правовой жизни. Наука, таким образом, должна стремиться к накоплению именно позитивного, а не спекулятивно-метафизического знания. На основе позитивизма начала формироваться и общая социология, и политико-правовые социологические учения. В развитие социологического подхода к государственно-правовым явлениям как методологического направления значительный вклад внесли многие выдающиеся философы и социологи - О. Конт, Г. Спенсер, Л. Гумплович, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин и др.
Французский философ и социолог Огюст Конт (1798-1857) является основателем философского позитивизма, оказавшего как методологическое направление значительное влияние на развитие всего политико-правового знания. О. Конту принадлежит и термин «социология», то есть наука об обществе, в рамках которой изучаются государственно-правовые проблемы. Изложению социологии посвящены последние три тома «Курса положительной философии» (В 6 т. 1830-1842).
Англичанин Герберт Спенсер (1820-1903) разработал глобальную философскую систему, охватывающую все уровни организации материи -неорганический, органический, социальный («Синтетическая философия», 1862-1896). Общество им рассматривается как агрегат, организм, развивающийся по общему закону эволюции. В соответствии с этим законом в обществе образуются и развиваются соответствующие политические формы. С таких позиций Г. Спенсер определял свое отношение к принципиальным проблемам - пониманию, происхождению и развитию государственности, пределам деятельности государства, правам человека и др.
Польский и австрийский социолог и юрист Людвиг Гумплович (1838-1909) в «Основаниях социологии» (1885) и многих других работах пишет об объективно существующих в обществе законах, которые призвана изучать социология и которые необходимо учитывать при исследовании политических и юридических явлений действительности. Так, государство, поскольку оно формируется в результате подчинения одной группы другой (а борьба - главный фактор общественной жизни), является средством не примирения интересов, а именно насилия, принуждения. И право не выводится из свойств индивида или из осознания природы, - его содержание определяется не общей волей народа или народным духом. Право - социальное явление, форма совместной жизни, созданная столкновением социальных интересов.
Социальная реальность, устойчивая и развивающаяся в соответствии с определенными законами, определяет индивидуальное сознание и поведение. Так считает основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм (1858-1917). По его мнению, именно из социальной реальности как из высшей, определяющей, должны объясняться все социальные факты в том числе и юридически значимые. Социологический способ объяснения является единственно верным, лишь на его основе можно получить истинное научное знание, не прибегая к метафизической или иной методологии. Наука должна изучать социальные факты, устанавливать связи между ними и выводить закономерности социального бытия.
Основа взглядов на государственно-правовые процессы немецкого ученого Макса Вебера (1864-1920) - размышления о сущности капиталистического общества на рубеже XIX - XX вв., об истории происходящих в нем экономических и социальных процессов, о специфике и методологии общественных наук («Протестантская этика и дух капитализма», 1905; «Хозяйство и общество», изд. в 1921, и др. работы). Для юридической науки особый интерес представляют методологические разработки ученого, а также исследования политических процессов, проблем легитимации власти, бюрократии. Как считает М. Вебер, основная черта современного общества - рациональность (в противоположность традиции и харизме), проявляемая в особой организации политического управления (разделение властей, представительство и пр.), в правовых институтах.
В русле социологического подхода лежат и методологические принципы марксизма, сугубо позитивной по своей философской ориентации концепции, отрицающей всякую метафизичность. Принцип экономического детерминизма требует рассматривать социальные, в том числе и государственно-правовые отношения, как обусловленные экономическими отношениями.
Многие выдающиеся социологи XX в. (П. А. Сорокин, Г. Д. Гурвич, Т. Парсонс и др.) внесли серьезный вклад в развитие социологии права, рассматривая политико-правовые процессы сквозь призму социальных.
Примерно с 70-х - 80-х гг. XIX в. возникают собственно юридические социологические теории. Их содержание невозможно рассматривать в отрыве от основных положений доктрины юридического позитивизма, основного направления в юриспруденции середины - второй половины XIX в. Социологическое направление в политико-правовой мысли формируется, с одной стороны, на основе достижений юридического позитивизма (разработка и изучение положительного права, признание принципа законности и т. д.), а с другой стороны - в полемике с ним. Юридический позитивизм видел в праве исключительно продукт государственной воли, предмет юридической науки также ограничивался сферой положительного права. Это направление - хронологический предшественник и ближайший оппонент социологических юридических теорий. Но юридический позитивизм с его сведением науки к формально-догматической юриспруденции не мог дать ответы на новые вопросы, рожденные практикой; наука, таким образом, с течением времени перестала выполнять свои познавательные задачи. Новизна работ, написанных в социологическом ключе, обуславливалась новизной проблем, выпадавших из поля зрения юридического позитивизма.
Идейную эволюцию правовой мысли в какой-то степени отражает развитие взглядов одного из крупнейших юристов XIX в., немецкого ученого Рудольфа фон Иеринга (1818-1892). Сформировавшись в рамках исторической школы и отдав дань юридическому позитивизму, он впоследствии отходит от традиций этих учений и призывает юристов повернуться к изучению самой юридической жизни, происходящих там процессов, мотивации и действий субъектов права. Идеи, содержащиеся в поздних работах Р. фон Иеринга («Интерес и право», «Цель в праве»), выдают в нем ученого, ориентированного на социологическое изучение права. Для Р. фон Иеринга характерен подход к праву не только с формально-логической стороны (праву как совокупности норм, которые находятся в издаваемых государством документах и обеспечиваются принудительной силой), но и с точки зрения его содержания. Сама жизнь и возникающие в ней интересы являются источником, определяющим разнообразное содержание правовых норм, правовое поведение людей. Суть различных правовых институтов обусловлена реальными потребностями индивидов, их интересами, которые и берет под защиту государство. Подвергнув анализу мотивацию действий людей, Р. фон Иеринг разрабатывает учение и о цели в праве, с точки зрения которого рассматриваются многие общие вопросы права и государства.
Идеи Р. фон Иеринга получили дальнейшее развитие во взглядах представителей школы «свободного права» (Е. Эрлих, Ф. Жени и др., см. отдельный параграф), в различных социологических юридических теориях.
Французский юрист и социолог Леон Дюги (1859-1929) был автором популярной в начале XX в. доктрины солидаризма. Понимание права, государства, прав человека, иных ключевых вопросов юриспруденции Л. Дюги выводит из того, что люди существуют в обществе и связаны между собой узами социальной солидарности. Л. Дюги выступает против основанной на индивидуализме доктрины естественного права, поскольку она покоится на априорных и гипотетических утверждениях. На самом деле право - это продукт эволюции общества, социальный феномен. Человека не следует брать самого по себе, как самостоятельного индивида, и от этой отправной точки искать принадлежащие ему естественные индивидуальные права. Человек по природе своей существо социальное, он всегда жил в обществе себе подобных. Человек, сознавая свою индивидуальность, в то же время понимает, что он может реализовать свои желания и стремления только при условии совместной жизни с другими людьми. Человек соединен с другими людьми узами социальной солидарности. Эта социальная солидарность и есть, по утверждению Л. Дюги, истинное основание права. Любое общество есть солидарность, любое правило поведения людей, живущих в обществе, предписывает сотрудничать в этой солидарности.
В области государствоведения, теории конституционного права признаются заслуги немецкого ученого Георга Еллинека (1851-1911). Он одним из первых четко выдвинул в качестве самостоятельного социологи ческий подход к государственно-правовым проблемам, определенно отошел от формально-юридического подхода («Общее учение о государстве», 1900). Таким образом, Г. Еллинек вышел на понимание психологических, общественных основ государственной власти, на социологическое понятие государства.
В отечественной дореволюционной юридической науке основными представителями социологического направления были С. А. Муромцев и Н. М. Коркунов, слушавшие лекции Р. фон Иеринга, а также М. М. Ковалевский.
С оригинальной социологической концепцией впервые в отечественной дореволюционной юридической науке выступил известный юрист Сергей Андреевич Муромцев (1850-1910). В работе «Определение и основное разделение права» (1879) С. А. Муромцев развивает социологическое понимание права (как совокупности юридических отношений, как правового порядка), ставит характерную для социологических школ проблему соотношения законности и справедливости в правоприменительной деятельности, подчеркивает необходимость творческого подхода в процессе реализации права.
Николай Михайлович Коркунов (1853-1904) понимает под правом нормы, дающие «разграничение интересов» («Лекции по общей теории права», 1886). Основание государственной власти он также видит в обществе.
Серьезный вклад в развитие отечественной общей и юридической социологии внес один из крупнейших дореволюционных юристов, историк и социолог Максим Максимович Ковалевский (1851-1916). По его мнению, выраженному в «Социологии» (1910 г.) и других работах, развитие права, государственных учреждений обусловлено всем развитием общества, поэтому к изучению данных явлений должна быть применена историко-сравнительная методология.
Свои особенности имеет развитие социологических теорий в США, принадлежащей к англосаксонской правовой семье, в которой признано прецедентное право. Социологические позиции, конкурируя с формально-догматическими и историческими, со второй четверти XX в. начали занимать там ведущее положение.
В истории правовой мысли известны имена Джона Маршалла (1775-1835, председатель Верховного суда США с 1801 по 1835) и Оливера Венделла Холмса (1841-1935, член Верховного суда США с 1902 по 1932), немало потрудившихся на поприще становления и укрепления авторитета судебной ветви власти, утверждения ее права на самостоятельное правовое творчество. Под воздействием О. Холмса развивали свою социологическую концепцию и крупнейший американский ученый-юрист первой половины -середины XX в. Р. Паунд, и представители так называемой реалистической теории права.
Роско Паунд (1870-1964) много лет отдал юридической практике и юридическому образованию, свыше 30 лет преподавал в Гарварде. В консолидированном виде его теория представлена в «Юриспруденции» (В 5 т. 1959). Опираясь на идеи как американских, так и европейских (в первую очередь Р. фон Иеринга) социологов-юристов, Р. Паунд призвал к изучению права в действии, противопоставляя его писаному праву. Свою правовую теорию Р. Паунд развивает на философской основе прагматизма. Наука должна исследовать только то, что полезно, что влияет на результат в каждом конкретном случае, что значимо для достижения желаемого итога юридического процесса. Бесполезно заниматься поиском назначения права, обоснованием его содержания и тому подобными спекуляциями.
Р. Паунд подходит к праву с точки зрения технологии социального управления, в процессе которого необходимо примирять противоположные интересы, сглаживать противоречия, устранять социальные конфликты. Право должно служить интересам индивидов, и оно является основным средством социального управления и контроля, «социальной инженерии» (термин Р. Паунда). Если на предыдущих стадиях развития общества преобладали иные средства социального контроля (обычай, мораль, религия), то в современном обществе наиболее приемлемо право. Оно наиболее детализировано, разработано, имеет возможность постоянного совершенствования, подкреплено принудительной силой; все это оказывается решающим в конкуренции с иными, традиционными регуляторами в силу многократного усложнения индивидуальных интересов.
Р. Паунд различает право как совокупность предписаний и право как постоянно воспроизводимый и поддерживаемый правопорядок, а также как судебный и административный процесс. В духе социологического подхода Р. Паунд отмечает, что вследствие разных причин (в том числе и в силу отставания законов от потребностей жизни) законодательные предписания могут быть далеки от действительного поведения людей. Формализованные правовые нормы, таким образом, автоматически и полностью не воплощаются в юридической практике, должным образом не выполняют свое регулятивное, инструментальное назначение. Поэтому чтобы быть эффективным средством социального контроля, право должно быть понято и первую очередь со своей практической стороны. При изучении права должен быть применен функциональный, инструментальный подход. I (разовая наука должна обратиться к исследованию в первую очередь юридической практики.
Р. Паунд ратует за большую свободу правоприменителя от законодательства, за необходимость живого, творческого подхода к разрешению юридических дел. Правовая казуистика должна анализироваться с ючки зрения конкретных жизненных интересов, а не с точки зрения норм писаного права. Социальный контроль эффективно способен осуществиться только в правоприменительной деятельности, где предоставлена относительная свобода от законодательных предписаний (возможность их выбора и т. п.). Разрешение юридических дел не есть механический процесс, эта деятельность сродни искусству, требующему интуиции и творчества. Ее гарантиями должны быть не формальные, безликие и далекие нормы, а высокая квалификация судей и чиновников, их способность согласовывать все общие и частные интересы в соответствии с требованиями современного общества.
Еще далее Р. Паунда в отрицании значения нормативных предписаний и в преклонении перед юридической практикой идут представители правового реализма (Джером Фрэнк, 1889-1957, Карл Ллевеллин, 1893-1962). Это течение активно развивалось в американской юриспруденции в 30-50-е гг. XX в. Его сторонники считают реальное право разнообразным, подвижным, неопределенным. Предписывающая, нормативная составляющая юридического решения виделась минимальной, право создается непосредственно судьями и чиновниками. В силу этого представители правового реализма, воспринимая достижения психологических правовых теорий, в большей степени ориентировались на высокое правосознание и воспитание правоприменителей, в том числе и судей.
Таким образом, социологические теории явились серьезным шагом вперед в познании государственно-правовых явлений и позволили сделать новые выводы о назначении, предмете и методологии юридических наук, о понимании права и государства, о сущности политической и правоприменительной деятельности, политической и юридической практики.
В отличие от сторонников юридического позитивизма представители социологической юриспруденции видели в качестве предмета юридической науки не только писаное, положительное право, но прежде всего конкретные жизненные отношения, требующие юридической регламентации. («Предмет правоведения составляют правовые отношения, правовые порядки, которые существовали и существуют в исторической действительности», С. А. Муромцев). Юриспруденция должна изучать право в действии, право в жизни.
Расширение предмета политической и юридической науки потребовало и иной методологии. В методологическом плане социологический подход идет на смену сугубо рационалистическому и внеисторическому анализу и провозглашает ориентацию на изучение конкретных фактов действительности. Во всех его проявлениях, в мотивационных и поведенческих аспектах должен быть охарактеризован политический процесс. И ученые-юристы должны идти на предприятия, в учреждения, в суды (Е. Эрлих), изучая право в жизни, исследуя юридическую практику.
Закономерности развития общества, в том числе его государственно-правовой сферы, должны быть исследованы всесторонне, в рамках многих наук, или же в рамках глобальной, комплексной науки - социологии. Само «правоведение следует рассматривать как отдел социологии, как науку, связанную со всей системой научного знания. Объяснить право как фаю социальной жизни можно только при помощи психологии, общей социоло гии, политической экономии» (С. А. Муромцев). И теорию государственного права необходимо дополнить социальным учением о государстве. «Для плодотворного научного выяснения взаимодействия государства и общества необходимо монографическое изучение огромной области социальных наук» (Г. Еллинек).
Классикам социологической юриспруденции право представлялось не только совокупностью предписаний, исходящих от государственной власти, но «живыми» нормами, возникающими в юридической практике. Соответственно, среди источников права важное место отводилось обычному праву и правоприменительной (в первую очередь судебной) практике. По С. А. Муромцеву под правом вместо совокупности юридических норм понимается совокупность юридических отношений, то есть правовой порядок. Нормы же отодвигаются на второй план и представляются только атрибутом правового порядка. Содержание права обусловлено столкновением различных интересов (Р. фон Иеринг) или же необходимостью их разграничения (Н. М. Коркунов), требованиями социальной солидарности (Л. Дюги). Право не есть государственный произвол, оно следует из всего общественного развития (М. М. Ковалевский и др.). Государство не создает, а признает право, формируемое в общественных отношениях.
Все эти утверждения были значительно усилены американской школой правового реализма.
Правоприменительная деятельность предстает не механическим подведением конкретных случаев под общие нормы, а сложным процессом, особенно при несовершенстве законодательства. Утверждается активный, творческий подход к правоприменительной деятельности, это - центральный пункт школы «свободного права» (см. след, параграф). Сторонники правового реализма вообще вели речь о том, что поиск права осуществляется непосредственно в процессе правоприменительной деятельности.
Формально-догматические подходы преодолевались и в понимании государства и государственной власти. Государство с социологической точки зрения - не только политическая власть и органы, ее воплощающие. «Государство есть обладающее первичной господствующей властью союзное единство оседлых людей» (Г. Еллинек). Государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует определенная степень политической дифференциации между правящими и управляемыми, то есть политическая власть, имеющая некоторые характерные черты (Л. Дюги, примерно то же у Г. Спенсера). Государство, по Г. Еллинеку, это, во-первых, социальное явление, а, во-вторых, правовой институт. Поэтому исследование юридической природы государства, основных государственно-правовых понятий в рамках науки государственного права является односторонним и неполным. Необходимо и социальное учение о государстве. Следует вспомнить и замечательную речь Фердинанда Лассаля (1825-1864) «О сущности конституции» (1862), в которой показано, что реальные основания конституционного строя не в писаной конституции (ее можно назвать листом бумаги), а в существующих в стране фактических отношениях силы, и составляющих действительную конституцию.
Социологические теории расширили представления о сущности и осуществлении государственной власти. Ее основание находится не в ней самой, не в персоне монарха, не в силе государства, а в обществе. По мнению Н. М. Коркунова, сущность любой власти определяется не столько волей властвующих лиц, сколько сознанием зависимости от них лиц подвластных; это же утверждение справедливо и по отношению к государственной власти («Указ и закон», 1894). Позже М. Вебером была разработана концепция типов легитимности политической власти. Представления об осуществлении власти в демократическом обществе были значительно расширены элитарными и технократическими теориями, концепциями плюралистической демократии (см. отдельный параграф). Оценивая значение социологического направления в политической и правовой мысли, следует иметь в виду, что его развитие проходило в насыщенной теоретическими идеями среде, в конкуренции с другими теориями. Особенно показателен в этом отношении XIX в., наглядно демонстрирующий диалектическую преемственность научного знания. К его началу сильна еще естественно-правовая традиция, идущая с XVII - XVIII вв, затем она подвергается критике со стороны исторической школы права. В немецкой же науке возникают философские теории права (Кант, Гегель и др.). Впоследствии на фоне активных кодификационных работ и возрастания авторитета писаного права формируется юридический позитивизм. К концу XIX в. возрождаются естественно-правовые концепции, разрабатываются психологические подходы к исследованию политической власти и права, возникает социологическая юриспруденция. Она встречает поначалу критический прием, в первую очередь со стороны юридического позитивизма. Классикам этого направления не импонируют широкие взгляды (на предмет и методологию юриспруденции, на понимание и применение права), в которых растворяется формально-юридический подход. В XX в. социологические теории - самостоятельное направление в политико-правовой мысли, существующее одновременно с признающими и дополняющими ее или же с конкурирующими доктринами.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации