Конспект лекций по предмету "Статистика национальной экономики"

Узнать цену работы по вашей теме


Население как объект статистического изучения

Статистика населения является самой древней отраслью статистики, глубокой древности первые учетные операции проводились в связи с учетом населения в военных и хозяйственных целях (воинские повинности, обложение налогом и пр.). Определенные закономерности при изучении массовых данных впервые также выявлены в области таких явлений; как рождаемость и смертность населения.
И в наши дни население - объект всестороннего исследования, поскольку оно (трудоспособная его часть) является непосредственным участником производственного процесса и потребителем его результатов; Причем интерес к статистическому изучению населения, процессов, которые происходят в обществе, условий жизни не снижается, а, наоборот, все более возрастает.
Население как предмет изучения в статистике представляет собой совокупность людей, проживающих на определенной территории и непрерывно возобновляющихся за счет рождений и смертей.
Население любого государства весьма неоднородно по своему составу и изменчиво во времени, поэтому закономерности развития населения, изменение его состава и многие другие характеристики должны изучаться с учетом конкретных исторических условий.
В статистике населения единицей наблюдения чаще всего является отдельный человек как индивидуум, однако может быть и семья. В 1994 г. при проведении в России микропереписи населения впервые учитывалась не только семья, но и домохозяйство (как принято в международной практике).
В отличие от семьи под домохозяйством понимают совместно, проживающих и ведущих общее хозяйство людей (необязательно родственников). Домохозяйство, в отличие от семьи, может состоять и из одного человека, обеспечивающего себя материально.
В статистике населения объектом статистического наблюдения могут быть самые разные совокупности: население в целом (постоянное или наличное), отдельные группы населения (трудоспособное население, безработные, пенсионеры, городское население или сельское, мужчины или женщины и т. д.), молодые семьи (или, наоборот, пожилые), родившиеся за год (или иной период) или умершие и т. д.
Объект и единица наблюдения выбираются в зависимости от цели исследования.
Основными источниками статистики населения являются текущий учет и единовременные наблюдения в виде сплошных или выборочных переписей. Причем первоисточником сведений о населении являются переписи. Они дают наиболее полные и точные сведения о численности населения.
Текущий учет родившихся, умерших, прибывших на ту или иную территорию и выбывших с нее позволяет определять численность населения ежегодно на основе итогов последней переписи.
Всеобщая перепись населения - трудоемкая и дорогостоящая операция, поэтому проводится она нечасто. В бывшем СССР переписи населения проводились в 1920, 1926, 1939, 1959, 1970, 1979 и 1989 гг.
В промежутках между переписями для получения важных данных о демографических и социальных процессах, происходящих в обществе, проводятся обычно выборочные обследования (микропереписи населения), охватывающие 5% постоянного населения. В Российской Федерации микроперепись населения проводилась в 1994 г.
В каждом конкретном статистическом обследовании населения могут решаться (и решаются) самые различные задачи. Но в целом, говоря о статистике населения, можно выделить следующие основные задачи:
определение численности населения и его распределения (размещения) по территории страны;
изучение состава населения (по полу, возрасту, национальной принадлежности, социальному положению, образованию, занятиям и пр.);
изучение естественного движения населения (рождаемость, смертность, естественный прирост населения, заключение и расторжение браков);
изучение миграции населения;
социальная характеристика населения.
Перепись населения - один из важнейших источников информации о населении. В наиболее общем виде перепись населения - научно организованный процесс сбора, обработки и анализа данных о численности и составе населения. В рекомендациях ООН переписью населения называется «общий процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных о всем населении, проживавшем на определенный момент времени в стране или четко ограниченной части страны».
Таким образом, перепись населения позволяет получить информацию не только о численности населения и его демографических характеристиках (возрастно-половой структуре, числе и составе семей, размещении населения по территории страны и пр.), но и о социально-экономических характеристиках - составе населения по образованию, занятости, источникам средств существования. Кроме этого, в программу переписи могут быть включены вопросы, представляющие на данный момент интерес для государственного управления, например, о занятости и безработице, о характере жилищных условий населения, о числе рожденных детей и репродуктивных планах семей, о продолжительности проживания в данном месте, об инвалидности населения и пр.
Перепись проводится для получения информации об изменениях, происходивших в населении в межпереписной период, и последующей корректировки на этой основе оценок численности и состава населения по территориям, подготовки базы для перспективных расчетов.
Все сведения о населении собираются по состоянию на определенный момент - критический момент переписи. Это конкретный день и час, к которому приурочивают собираемые сведения для обеспечения сопоставимости полученных данных. Умершие до этого момента и родившиеся после этого момента в ходе переписи не учитываются и в численность населения не включаются. Для проведения переписи, как правило, выбирают время, когда население наименее подвижно - за пределами сезона отпусков, каникул, праздничных дней.
Представления о том, согласно каким принципам должна проводиться перепись, складывались постепенно на протяжении двух столетий. Научные принципы проведения переписей населения были зафиксированы в рекомендациях Первого (1855 г., Брюссель) и Второго (1972 г., Ленинград) Международных статистических конгрессов. Принято считать, что первой переписью современного типа стала перепись города Брюсселя, проведенная в 1846 г. под руководством известного бельгийского ученого А. Кетле. В частности, при проведении данной переписи впервые использовался принцип критического момента. Тогда же А. Кетле впервые ввел понятие категорий населения, учитываемых переписью. Выделяют три категории населения:
наличное население - лица, находящиеся на момент проведения переписи на данной территории, включая временно присутствующих на данной территории в жилых помещениях и вне их;
постоянное население - лица, постоянно проживающие на момент переписи на данной территории, включая временно отсутствующих. К постоянному населению относят тех, кто проживает на данной территории постоянно (обычно), а также временно отсутствующих на срок не более 6 месяцев и прибывших на учебу или работу на срок от 6 месяцев и более.
Между численностями постоянного и наличного населения существует следующая зависимость:
Постоянное население = Наличное население - Временно присутствующие + Временно отсутствующие.
Как правило, при проведении переписи используется категория наличного или постоянного населения, либо обе категории одновременно. Численности наличного и постоянного населения территории могут весьма заметно различаться, хотя вся социальная инфраструктура, сеть общественного транспорта, розничная торговля и пр. должны быть рассчитаны именно на наличное население. Это особенно актуально для территорий с высокой значимостью сезонного фактора. В переписях 1926 и 1937 гг. учитывалось наличное население, во всех последующих переписях - и наличное, и постоянное. В переписи 2002 г. принималось во внимание постоянное население, как это делается в большинстве стран; юридическое (приписное) население - лица, «прикрепленные», приписанные к данной территории согласно законам данного государства: например, население, которое числится на данной территории из-за существования института прописки или регистрации.
Численность юридического населения практически никогда не совпадает ни с постоянным, ни с наличным населением, поэтому в современных переписях населения эта категория используется крайне редко.
Помимо использования критического момента и категорий населения, при проведении переписи принимается во внимание ряд других принципов, среди которых:
всеобщность переписи. Сведения собираются по возможности обо всех лицах, находящихся на территории страны, а также о гражданах страны за ее пределами. Этот принцип, при всей его очевидности, достаточно сложно соблюсти, так как население не находится на одном месте, потоки людей постоянно перемешаются по территории страны. Данные о населении собираются поименно, т. е. о каждом человеке;
регулярность проведения переписи. Согласно рекомендациям ООН переписи населения должны проводиться не реже одного раза в 10 лет;
самоопределение. Сведения о населении получают, как правило, не из документов, а со слов людей. При проведении переписи интересуются фактическими характеристиками населения, поэтому ответы на некоторые вопросы (об этнической принадлежности, о родном языке и т. п.) могут быть получены только со слов опрашиваемого, что повышает доверие населения к переписи;
сбор сведений о населении проводится разными методами: методом опроса (как в переписях населения России), когда счетчики непосредственно задают вопросы опрашиваемым и записывают ответы; методом самоисчисления, при котором бланки переписи заполняют сами жители;
единицей проведения переписи является семья или домохозяйство, несмотря на то, что сведения при проведении переписи собираются о каждом человеке;
перепись должна проводиться централизованно, по единой программе. Неукоснительное соблюдение этого принципа позволит получить сопоставимые данные о населении страны.
Остановимся на некоторых вопросах, которые значительно изменились на протяжении последних 75 лет.
Вопрос о возрасте. Вплоть до переписи населения 1979 г. вопрос о возрасте в различных редакциях ставился так: «Сколько лет минуло от роду?». Подобная постановка вопроса приводила к искажению возрастной структуры населения, особенно в первых переписях. Это искажение было связано с так называемой возрастной аккумуляцией, т. е. склонностью населения округлять свой возраст и называть числа, оканчивающиеся нулем или пятью. Достоверность ответов опрашиваемых зависит от возраста, пола, уровня образования и других характеристик опрашиваемых, а также от традиций и норм конкретного населения, связанных с возрастом. Для измерения степени возрастной аккумуляции используется специальный показатель (индекс Уиппла), который рассчитывается по формуле
где Sx - численности населения в соответствующих возрастах x.
Для устранения возрастной аккумуляции применяются различные способы. Наиболее простой способ сглаживания эффекта аккумуляции - использование пятилетних возрастных групп вместо однолетних. Его недостаток заключается в предположении, что в возрастах, кратных 5, сосредоточены индивиды из четырех предыдущих возрастных групп. Гораздо логичнее предположить, что, например, - в возрасте 45 лет сосредоточены индивиды в возрастах 43, 44, 46, 47 лет.
Более приемлемые результаты дает сглаживание возрастной аккумуляции различными статистическими методами, например методом скользящей средней. При сглаживании необходимо следить за тем, чтобы «не устранить неровности возрастной структуры, вызванные теми или иными событиями в прошлом».
Вопрос об отношении к главе семьи. Начиная с переписи 1939 г. и до переписи 1979 г. включительно семейный состав населения определялся на основе вопроса: «Отношение к главе семьи». На протяжении многих лет не только демографы, но и социологи, психологи говорили о неудовлетворительности такой постановки вопроса. В ситуации, когда оба супруга были юридически и экономически равноправными, на вопрос о главе семьи невозможно было ответить без конфликтов. Только в 1989 г. этот вопрос был заменен на другой: «Отношение к члену семьи, записанному первым», потеряв таким образом эмоциональную окраску.
Вопрос о состоянии в браке. На основе переписей 1937, 1939, 1959, 1970 гг. демографы практически не имели возможности детально изучать структуру населения по брачному состоянию, поскольку на вопрос о состоянии в браке предлагалось только два ответа: состоит или не состоит в браке.
Только с 1979 г. появился расширенный подсказ к данному вопросу: никогда не состоял в браке, состоит в браке, вдов, разведен (для состоявших в зарегистрированном браке), разошелся (для состоявших в незарегистрированном браке, а в настоящее время разошедшихся, и для лиц, ранее состоявших в зарегистрированном браке, а в настоящее время не состоящих в браке, причем развод не оформлен в органах ЗАГС). В переписи населения 2002 г. состоящим в браке на момент переписи также было предложено ответить на вопрос, зарегистрирован брак или нет.
Проведение переписи не ограничивается сбором данных, важный этап - разработка и публикация материалов переписи. Программа разработки материалов переписи состоит из нескольких сотен тысяч таблиц с учетом различных разрезов, в которых представлены итоги переписи. Значительная часть этих таблиц впоследствии публикуется как на уровне страны в целом, так и на уровне отдельных ее регионов.
В октябре 2002 г. в России состоялась очередная Всеобщая перепись населения. Важность этой переписи трудно переоценить, так как последняя всеобщая перепись населения России была проведена еще в 1989 г. За последующие годы под влиянием социально-экономических и политических процессов состав населения страны значительно изменился, по-новому складывается его территориальное размещение, суженное воспроизводство населения также накладывает отпечаток на численность и состав населения отдельных регионов.
В этих условиях перепись была призвана отразить картину произошедших изменений и обеспечить базу для перспективных расчетов численности и состава населения.
Программа Всероссийской переписи населения 2002 г. состояла из программы сплошного наблюдения (опрошено все постоянное население) и программы выборочного наблюдения (опрошено 25% постоянно проживающего населения). В ходе сплошной переписи были получены ответы на следующие вопросы: родственное положение по отношению к записанному первым в учетной единице; пол; дата рождения, число исполнившихся лет; состояние в браке; место рождения; гражданство; национальная принадлежность (впервые ответ на этот вопрос не был обязательным); образование; владение языками; источники средств к существованию; занятость.
В ходе выборочного опроса были получены более подробные сведения о занятости населения (об основном занятии, о месте работы, о положении в занятии (новый вопрос, заменивший вопрос о принадлежности к общественной группе и позволяющий получить информацию о социальной структуре общества - о занятых наемным трудом и предпринимателях, о работающих на разных типах предприятий, в семейных хозяйствах); вопрос о безработице для не имеющих работы, о миграции (проживает ли опрашиваемый в данном месте с рождения; год, с которого непрерывно здесь проживает; где проживал в январе 1989 г.); женщинам в возрасте 15 лет и старше задавали вопрос о числе рожденных детей. Отдельный опросный лист отводился для изучения жилищных условий населения (тип жилого помещения, его возраст, благоустройство и пр.). Лиц, временно находящихся на территории России, опрашивали о причинах приезда.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации